Глава 1. Задачи психологической диагностики в психиатрической клинике
Стр 1 из 17Следующая ⇒ Щелкова О.Ю.
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА Учебное пособие Часть II Психологическая диагностика в психиатрической клинике
Санкт-Петербург Рецензенты: Зав. кафедрой психологии и педагогики Санкт-Петербургской медицинской академии им. И.И. Мечникова, докт.психол.наук, профессор С.Л. Соловьева
Доцент кафедры медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент Р.О.Серебрякова
Аннотация. Вторая часть учебного пособия посвящена вопросам методологии и технологии психологической диагностики в психиатрической клинике. Рассматриваются ее конкретные задачи, придающие деятельности психолога в клинике целенаправленный характер и определяющие связь психологической диагностики с диагностикой, осуществляемой врачом-клиницистом. Показана роль данных психологического исследования в постановке нозологического и функционального диагноза, в проведении различных видов психиатрической экспертизы, в выборе оптимальной тактики психотерапии и социальной реабилитации больных. Психологическая диагностика в клинике представлена как структурированный, развернутый во времени интерактивный процесс. Рассматриваются основные этапы этого процесса и алгоритм подготовки психодиагностического заключения. Пособие предназначено для студентов и аспирантов, специализирующихся в области клинической психологии и психиатрии.
Оглавление Введение Глава 1. Задачи психологической диагностики в психиатрической клинике
1.1. Получение данных для клинической диагностики
1.1.1. Психологические исследования в связи с дифференциальной диагностикой психических заболеваний
1.1.2. Психологические исследования в связи с оценкой структуры и степени нервно-психических расстройств
1.2. Исследование динамики психических нарушений и психосоциальных характеристик больных в связи с проводимой терапией
1.3. Психологические исследования при прогнозировании эффективности восстановительного лечения
1.4. Психологические исследования при проведении различных видов экспертизы
1.4.1. Медико-педагогическая экспертиза 1.4.2. Трудовая (медико-социальная) экспертиза 1.4.3. Военная экспертиза 1.4.4. Судебная экспертиза
1.5. Исследования социальной среды и социальных позиций больного в целях получения данных для функционального диагноза
Глава 2. Проведение психологического исследования в психиатрической клинике
2.1. Структурные компоненты психологической диагностики
2.2. Подготовительный (предэкспериментальный) этап психологической диагностики
2.2.1. Формирование экологического контекста и задач психодиагностического исследования
2.2.2. Формирование программы инструментального исследования 2.3. Этап проведения экспериментально-психологического исследования
2.3.1. Методические аспекты проведения экспериментального исследования
2.3.2. Социально-психологические аспекты проведения экспериментального исследования
2.4. Этап анализа и интерпретации результатов психодиагностического (клинико-психологического и экспериментального) исследования 2.4.1. Особенности интерпретации результатов психодиагностического исследования в клинике
2.4.2. Понятие и структура психологического диагноза
Заключение Рекомендуемая литература Приложение
Введение Медицинская (клиническая) психодиагностика является специализированным разделом психологической диагностики – неотъемлемой составной части психологической науки и практики. Ее сущность составляет «диагностика состояний, свойств и возможностей «единичного» человека, практическая работа с каждым отдельным человеком в целях его воспитания и обучения, профилактики и лечения» [Ананьев Б.Г., 1980, т.1, c.55]. Психодиагностическая деятельность медицинских психологов, как любая целенаправленная профессиональная деятельность, имеет целостный, интегративный характер, проявляющийся в тесном взаимодействии и взаимообусловленности всех звеньев диагностического процесса. Именно такой характер медицинской психодиагностики позволяет осуществлять целенаправленное и развернутое изучение личности во всем многообразии ее индивидуальных психических проявлений в различных жизненных ситуациях и условиях функционирования [Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю., 2003].
Научная методология медико-психологического исследования познавательной и эмоционально-личностной сферы человека опирается на ряд принципов, выработанных классиками отечественной и зарубежной психологии на этапе становления современной психологической науки. Среди них – принцип единства детерминистического [Рубинштейн С.Л., 1959] и вероятностного [Шорохова Е.В., 1969] подходов к исследованию психических явлений, принцип единства сознания и деятельности [Леонтьев А.Н., 1975; Платонов К.К., 1982], генетический [Пиаже Ж., 1994] и исторический [Выготский Л.С., 1956], а также антропологический [Ананьев Б.Г., 1980] принципы психологии. К ним также относятся принципы гуманистической психологии, нацеливающие на изучение целостной личности человека с уникальным набором психологических характеристик и переживаний [Rogers C.R., 1951; Maslow A.H.; 1968]. Идеи целостности в подходе к диагностике и лечению больного человека лежат и в основе динамической психиатрии [Аммон Г., 1995], социальной психиатрии, а также концепции реабилитации психически больных [Кабанов М.М., 1998]. Медицинская психодиагностика не только испытывает значительное влияние со стороны традиционных и вновь появляющихся областей знания, но и сама оказывает влияние на развитие современной психологии и науки в целом. Ярким примером интеграции наук и междисциплинарного подхода к решению практических задач в области медицинской психологии является компьютерная психодиагностика. Эта научно-практическая дисциплина возникла на пересечении психологической диагностики и нового направления в компьютерных науках – инженерии знаний [Червинская К.Р., Щелкова О.Ю., 2002] и развивается в связи с потребностью широкого внедрения новых информационных технологий в медицине и психологии.
Таким образом, медицинская психодиагностика выступает как одна из основных форм научной и практической деятельности психологов в клинической и профилактической медицине, опирающаяся на фундаментальные законы психологии и новейшие подходы и разработки в области исследования психической жизни человека в норме и патологии. Цель психологической диагностики в самом общем виде может быть определена как получение объективной информации о совокупности психологических характеристик исследуемого, механизмах их формирования и предполагаемой динамике, в том числе под влиянием болезни, а также представление этой информации в систематизированном виде – в виде психологического заключения (психологического диагноза). Настоящее учебное пособие имеет целью рассмотреть и ознакомить читателя с основными задачами и этапами психодиагностического исследования в клинике. Это рассмотрение целесообразно начинать с области психиатрии, так как в недрах именно этой клинической дисциплины сформировалась психологическая диагностика как система деятельности медицинских психологов, направленная на выявление, квалификацию и научный анализ механизмов нарушений познавательной и личностно-мотивационной сферы при различных формах нервно-психической патологии на основе использования собственных – психологических (клинических и экспериментальных) – методов исследования. В настоящее время психологическая диагностика в психиатрической клинике является необходимым элементом лечебно-диагностического и реабилитационного процессов, предваряющим и оценивающим результат активных социо-психологических мероприятий (психотерапии, психокоррекции, социально-психологического тренинга), а также психофармакотерапии. Выявленные в психологическом исследовании нарушения психического состояния, познавательной деятельности, эмоционально-личностных свойств, социального функционирования личности подвергаются клиническому осмыслению и служат объектом («мишенями») терапевтических и социо-восстановительных мероприятий. Напротив, выявленные в исследовании сохранные стороны личности рассматриваются как ресурсы для использования в реадаптационных мероприятиях, «опора» психокоррекции и психотерапии. Так понимаемая психологическая диагностика в клинике фактически является начальным этапом социальной реабилитации больных [Кабанов М.М., 1998], от ее результатов зависит последующий выбор путей и средств реабилитации. В процессе психодиагностики устанавливается психотерапевтический контакт с больным, характер которого во многом предопределяет эффективность всех последующих мероприятий.
С этих позиций рассмотрим основные задачи и особенности проведения психологического исследования в психиатрии, так как именно четкое осознание конкретных практических задач придает деятельности психолога в клинике целенаправленный характер и определяет связь психологической диагностики с диагностикой, осуществляемой врачом-клиницистом и выбором им оптимальной терапии. При рассмотрении этих задач следует иметь в виду, что психологическая диагностика не ограничивается кругом патопсихологических исследований в узком смысле слова. Психологу, работающему в психиатрической клинике, приходится сталкиваться не только с «большими психозами». Значительное место в ней занимают расстройства психической деятельности, связанные с органической и функциональной патологией мозга, психические изменения в результате тяжелой соматической патологии, психо(социо)генные психические расстройства и др.. Разработка теоретических моделей и новых методов исследования, охватывающих широкий круг задач, встающих перед психологом в психиатрии и смежных областях, осуществляется в течение многих лет сотрудниками лаборатории клинической психологии и психодиагностики научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М.Бехтерева, к числу которых принадлежит автор настоящего пособия. Более подробно научный и практический опыт этой лаборатории представлен на страницах монографии, написанной в соавторстве с ее руководителем профессором Л.И.Вассерманом, «Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение». – СПб., 2003.
Глава 1. Задачи психологической диагностики в психиатрической клинике
Основной целью психологической диагностики в психиатрической клинике является объективирование данных клинического (врачебно-психиатрического) обследования с раскрытием психологических механизмов нарушения психики, закономерностей распада психической деятельности при нервных и психических заболеваниях в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме [Зейгарник Б.В., 1986]. Вследствие отмеченного взаимного проникновения врачебного и психологического подходов до настоящего времени актуальным остается вопрос о соотношении категориальных аппаратов клинической психиатрии и клинической психологии, хотя этому вопросу посвящена большая литература [Снежневский А.В., 1970; Зейгарник Б.В., 1976; Поляков Ю.Ф., 1977; Блейхер В.М. с соавт., 2002; Соловьева С.Л., 2004]. В частности, дискуссии вызывает вопрос о разграничении предмета патопсихологии и психопатологии. Трудности такого разграничения определяются тем, что обе дисциплины имеют один и тот же объект исследования – нарушения психической деятельности. Однако, изучая одни и те же проявления психической патологии (например, нарушения мышления), патопсихологи исследуют их психологическую структуру, а врачи-психиатры дают клиническое описание этих признаков, прослеживая особенности их возникновения и связь с другими наблюдаемыми в клинике расстройствами психики. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой различие между психопатологией и патопсихологией можно видеть в том, что первая, будучи клинической дисциплиной, оперирует медицинскими категориями (этиология, патогенез, симптом, синдром) и общемедицинскими критериями (возникновение, исход, прогноз и т.п.), основываясь главным образом на клиническом методе, в то время как патопсихология изучает закономерности нарушений психической деятельности, пользуясь, в основном, своими, психологическими методами и понятиями [Зейгарник Б.В., 1986; Карвасарский Б.Д. – ред., 2002]. В то же время следует заметить, что патопсихология также использует клинические критерии, так как без постоянного соотнесения с ними она бы утратила свое практическое, прикладное значение. Данные патопсихологического исследования в обязательном порядке должны соотноситься с психическим статусом больного, со стадией течения болезни, с его динамикой [Блейхер В.М. с соавт., 1996]. Задачи психологической диагностики в психиатрической клинике связаны с проблемами выявления заболеваний, лечения, социально-трудового восстановления больных и вторичной психопрофилактики. Они определяются индивидуализировано для каждого больного с учетом целей исследования (поставленных, как правило, врачом-клиницистом), актуального психического состояния больного, его возраста, интеллектуального (образовательного) статуса и других характеристик. В качестве задач психодиагностики может выступать исследование когнитивной, эмоционально-аффективной и других сфер личности с целью получения данных для дифференциальной диагностики, квалификации уровня и структуры интеллектуального, эмоционального, волевого дефекта в ходе различных видов экспертизы (судебной, военной, трудовой), оценки результатов и определения прогноза биологического и психотерапевтического лечения, тактики и основных «мишеней» психокоррекционной и социотерапевтической работы. Выявленные с помощью конкретных методов психодиагностики качественные и количественные показатели восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональности, воли, характера, мотивации, интересов, установок и др. должны быть рассмотрены и представлены в психологическом заключении в контексте целостной личности испытуемого, его социального функционирования и адаптации. Традиционные задачи психологического исследования в психиатрической клинике сформулированы в методической литературе [Рубинштейн С.Я., 1970, 1998; Портнов А.А. - ред., 1975; Кабанов М.М. - ред., 1976; Зейгарник Б.В., Николаева В.В., Лебединский В.В. – ред., 1987; Блейхер В.М. с соавт., 1986, 1996, 2002; Мягков И.Ф., Боков С.Н., 1999;. Левченко И.Ю., 2000; Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю., 2003]. К ним относятся: получение психологических данных для клинической диагностики; исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией; психодиагностические исследования при проведении различных видов экспертизы. К задачам психодиагностики в психиатрической клинике может быть отнесено также прогнозирование эффективности восстановительного лечения на основе изучения психосоциальных характеристик больных в преморбидном и морбидном периодах [Щелкова О.Ю., 1988; Бурковский Г.В. с соавт., 1995; Strauss J.S., Carpenter W., 1974, 1978], а также исследование социальной среды и социальных позиций больного в целях получения данных для функционального диагноза [Карвасарский Б.Д. – ред., 2002]. Рассмотрим последовательно эти задачи, обратив особое внимание на те психологические характеристики больных, которые могут выступать критериями диагностики при обследовании, лечении и социально-трудовом восстановлении больных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|