Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и структура психологического диагноза




Интерпретация результатов исследования и сформулированные на ее основе выводы составляют основное содержание психодиагностического заключения.

Как отмечалось, психологическая диагностика исторически развивалась под влиянием медицинской (психиатрической) диагностики. Это наложило существенный отпечаток на ее основные понятия, задачи и методы. На определенном этапе исторического развития в научный аппарат психологии вошло понятие психологического диагноза.

По аналогии с медициной, где диагноз означает определение существа, причин, механизмов симптомообразования и особенностей течения болезни на основе всестороннего исследования больного, «психологический диагноз предполагает выяснение и описание сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования» [Бурлачук Л.Ф., Морозов В.М., 1999].

Структура психологического диагноза во многом определяется задачами психодиагностического исследования и может иметь многоуровневый характер. В историческом плане представляет интерес предложенная Л.С.Выготским (1983) классификация уровней психологического диагноза, упорядоченных по глубине проникновения в состояние исследуемого.

1. Симптоматический (или эмпирический) диагноз, ограничивающийся констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз Л.С.Выготский не считал собственно научным, так как установления симптомов не достаточно для вынесения обоснованного диагностического заключения.

2. Этиологический диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей или симптомов, но и возможные причины их возникновения.

3. Типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамичной картине личности.

Л.С.Выготский подчеркивал также, что психологический диагноз неразрывно связан с прогнозом, который строится «на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь … развития» [Выготский Л.С., 1983, т.5, с.320]. В настоящее время общепризнанным является положение о том, что психологический диагноз не должен ограничиваться констатацией имеющихся индивидуально-психологических свойств личности. Хотя бы в предположительном плане он должен определять причины возникновения тех или иных психологических факторов и дальнейший прогноз развития личности, давать рекомендации, вытекающие из задач психодиагностического исследования.

Психологический диагноз, как один из видов системных описаний в психологии [Ганзен В.А., 1984], должен иметь комплексный, структурированный характер. Помимо указания на принадлежность испытуемого к определенному психологическому типу, «он должен содержать указания на ряд сугубо индивидуальных свойств и, следовательно, представлять собой более или менее развернутое описание. При этом наряду с «отрицательными» признаками (нарушениями, изменениями, отклонениями) в психологическом диагнозе, как правило, указываются и релевантные положительные свойства обследуемого» [Войтко В.И., Гильбух Ю.З., 1976, с.23]. По мнению К.М.Гуревича (1981), диагноз отсутствия отклонений и диагноз благополучия тоже имеют научную и практическую значимость. К тому же во многих случаях полученные данные вообще не могут трактоваться с позиций оценки «желательное» – «нежелательное» или «наличие – отсутствие отклонений». В клинической психологии диалектику отношений сохранных и нарушенных болезнью психических качеств человека отражают понятия позитивной и негативной диагностики [Карвасарский Б.Д., 1990].

Проблеме написания психодиагностического заключения – основным принципам, структуре, стилю – посвящено большое количество публикаций [Рубинштейн С.Я., 1970, 1998; Портнов А.А. – ред., 1975; Шванцара Й. с соавт., 1978; Анастази А., 1982, 2002; Зейгарник Б.В. и др. – ред., 1987; Гуревич с соавт., 1993, 2000; Блейхер с соавт., 2002].

Отметим основные положения этих работ, дополненные собственными представлениями на основе опыта работы в психиатрической клинике.

1. Психодиагностическое заключение в клинике представляет собой развернутый и одновременно четкий и конкретный ответ на поставленный перед психологом вопрос врача: каковы особенности мыслительной деятельности, эмоционально-волевой сферы, структуры личности, системы значимых отношений испытуемого и др.

2. В связи с привязанностью психодиагностического исследования к конкретной клинической задаче его структура, содержание, форма, объем варьируют в каждом конкретном случае. «Может быть дана некоторая внешняя форма или схема таких заключений, но основная часть содержания заключений не поддается никакой унификации» [Рубинштейн С.Я., 1998, с.142].

Например, если психодиагностическое заключение подготавливается в связи с задачами дифференциальной диагностики, то в нем должны быть отчетливо выделены диагностически значимые признаки нарушения психической деятельности. К таковым могут относиться, например, характерные для шизофрении признаки нарушения логической структуры мышления, актуализация латентных признаков (нарушение селективности информации), соскальзывания. Выявив подобные нарушения, психолог дает им квалификацию (интерпретирует) не в рамках нозологической классификации (хотя дифференциальная диагностика психических нарушений предполагает именно эту задачу), а в рамках патопсихологической систематики расстройств мышления. Такой модус представления психодиагностической информации определяется этическими нормами работы психолога, сферой его компетенции, а также отсутствием для большинства нервно-психических заболеваний строго специфических, патогномоничных признаков.

По-другому будет строиться заключение в случае проведения психодиагностического исследования в связи с задачами объективизации динамики психического состояния испытуемого в процессе лечения. Оно будет построено на сопоставлении данных исследований познавательной и эмоционально-личностной сферы больного, проведенных в начале и по окончании лечения; основной акцент будет сделан на констатации факта наличия или отсутствия изменений или степени их выраженности.

 

3. Помимо клинической задачи, форма и характер заключения определяются потребностями, интересами и уровнем подготовленности пользователя. Известно, что учителя предпочитают заключения с конкретными рекомендациями, а психиатры предпочитают заключения с объяснением основных данных, но без конкретных рекомендаций [Анастази А., 1982].

4. В психодиагностическом заключении отражаются, прежде всего, отличительные психологические особенности, индивидуальное своеобразие личности и интеллекта конкретного испытуемого в сопоставлении с нормативными данными (как статистическими, так и критериальными).

5. Наряду с выявленными в психодиагностическом исследовании нарушениями (изменениями, дефицитом, отставанием и т.д.) в заключении обязательно указываются сохранные стороны исследованных форм психической деятельности и личности. Как «позитивная», так и «негативная» психологическая диагностика вносят свой вклад в общую клиническую оценку психической деятельности испытуемого и способствуют выработке индивидуализированной терапевтической и реабилитационной тактики.

6. В заключении представляются обобщенные данные психодиагностического исследования, их интерпретация и выводы. В некоторых случаях наряду с качественным анализом выполнения больными отдельных экспериментальных заданий приводятся и количественные показатели: число правильных и ошибочных решений, количество заученных слов, итоговые статистические оценки, полученные при использовании стандартизованных методик. Эти данные приводятся для подкрепления выводов психолога. Кроме того, они могут заинтересовать пользователя (врача, психолога), желающего сопоставить эти количественные показатели с имеющимися у него данными других исследований (например, проведенными при прошлых поступлениях больного в стационар). С иллюстративной целью иногда приводятся конкретные ответы испытуемого на задания экспериментальных методик или конкретные высказывания больного в беседе.

7. Методики, используемые в психодиагностическом исследовании, перечисляются в начале изложения результатов эксперимента или упоминаются по ходу изложения материала. Это необходимо, прежде всего, с целью обеспечения возможности воспроизведения результатов исследования, например, в случае повторной экспертизы. В то же время, не следует перегружать текст заключения техническими подробностями получения и обработки данных; наиболее важны феноменология выявленных психических особенностей и нарушений и ее объяснение с точки зрения современной медицинской психологии.

Следует обращать особое внимание на расхождение результатов отдельных экспериментальных методик, направленных на исследование одной психической функции, свойства. Подобное расхождение обязательно должно получить психологическую интерпретацию (например, изменение отношения испытуемого к процессу исследования, парциальность развития исследуемой функции и проч.) Если расхождение обусловлено артефактами технического характера, то такие результаты исключаются из рассмотрения.

Результаты проведения, обработки, анализа и обобщения данных исследования представляются клиническим психологом в виде текста психодиагностического заключения. Заключение целесообразно строить по определенной схеме для лучшей организации представляемого в нем материала. Предлагаемая схема отражает общие принципы подготовки психодиагностического заключения и может изменяться или дополняться с учетом специфики задач психодиагностики в конкретной клинической области (психиатрии, наркологии, неврологии, психосоматике, при работе с детьми и подростками и пр.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...