Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование экологического контекста и задач психодиагностического исследования




 

Очевидно, что для создания оптимальных условий исследования психолог должен учесть влияние разнообразных физических факторов на психологическое состояние испытуемого, по возможности приблизив условия проведения исследования к естественным, привычным для испытуемого. В частности, следует учитывать существующую связь между информационной насыщенностью среды и уровнем эмоциональной напряженности исследуемого. Пресыщение среды лишними элементами (например, аппаратурой) может вызвать у испытуемого тревогу, напряженность и, следовательно, повлиять на результаты психодагностики. Известное руководство по психодиагностике так формулирует требования к физическим условиям проведения тестирования: «Определенное внимание нужно уделить выбору подходящего для тестирования помещения. Оно должно быть изолировано от чрезмерного шума и всего, что отвлекает внимание; в нем необходимо создать подходящее освещение, обеспечить вентиляцию, организовать удобные рабочие места для испытуемых. Следует также принять специальные меры, предотвращающие прерывание тестирования» [Анастази А., Урбина С., 2002, с.29].

Следует отметить, что создание оптимальных физических условий проведения исследования, одинаковых для всех испытуемых, отвечает требованиям стандартизации тестового исследования, которые затрагивают не только словесные инструкции, время, материалы и другие аспекты тестирования, но и окружающую обстановку. В связи с этим необходимо выполнение следующих трех требований: во-первых, необходимо следовать процедурам стандартизации даже в самых незначительных подробностях; во-вторых, следует регистрировать любые нестандартные условия тестирования, какими бы второстепенными они ни казались; в-третьих, при интерпретации результатов теста важно учитывать условия проведения исследования [Анастази А., Урбина С., 2002].

В отношении времени проведения психодиагностического исследования существует четкое представление о том, что исследование надо проводить в первой половине дня. Длительность непрерывного медико-психологического исследования не должна превышать двух часов, а при повышенной утомляемости больных, особенно пожилого и старческого возраста – 30-40 минут. Обычно полное медико-психологическое исследование занимает 3,5-4 часа. Поэтому его проводят в течение двух, а иногда и трех-четырех дней.

На подготовительном этапе психодиагностического исследования психолог предпринимает ряд конкретных, взаимосвязанных шагов, основные из которых: 1) ознакомление психолога с медицинской документацией; 2) беседа психолога с лечащим врачом исследуемого, в ходе которой формулируются конкретные задачи психологического исследования; 3) беседа психолога с испытуемым, имеющая самостоятельное диагностическое значение и формирующая у испытуемого правильное отношение к исследованию.

В процессе ознакомления с медицинской документацией психолог получает сведения об истории жизни и болезни, о психическом статусе испытуемого, особенностях течения заболевания, методах и эффективности лечения, о диагностических предположениях врача, результатах параклинических исследований, а также о результатах наблюдения за поведением больного в отделении. Такое ознакомление является обязательным элементом клинической психодиагностики и позволяет целенаправленно и деонтологически грамотно планировать и проводить психологическое исследование конкретного больного. В частности, история болезни может помочь психологу: во-первых, сориентироваться в психическом состоянии больного (например, узнать склонен ли он к суициду или диссимуляции своего состояния); во-вторых, избежать ошибок в выборе тактики исследования; в-третьих, не допустить травмирующих больного вопросов или замечаний [Зейгарник и др., ред., 1987].

Особое значение имеет сопоставление данных о психическом статусе и поведении больного в отделении с наблюдением за испытуемым в ходе психологического исследования. Несоответствие психического состояния больного в отделении, по записям врача, его поведению в психологической лаборатории дает психологу основания иногда уже в начале исследования предположить симулятивные установки или аггравацию со стороны испытуемого и соответствующим образом строить эксперимент.

Сведения истории болезни учитываются и при анализе экспериментальных данных, которые сопоставляются с клиническими характеристиками испытуемого и рассматриваются на их фоне. Например, очевидно, что низкие показатели объема и воспроизведения слов или цифр у депрессивных больных в большинстве случаев обусловлены не нарушением мнестической деятельности, а пассивным отношением больного к процессу исследования, ослаблением волевых механизмов регуляции деятельности, снижением умственной работоспособности.

В беседе психолога с врачом формулируются конкретные задачи медико-психологического исследования. Предполагается, что врач должен быть знаком с перечнем основных диагностических вопросов, требующих применения психологических методов. Учитывая, что специальность медицинского психолога является относительно новой, а соответствующие должности в медицинских учреждениях появились лишь в последние годы, психолог в начале своей профессиональной деятельности может ознакомить врачей-клиницистов с диагностическими возможностями психологических методов и совместно с ними обсудить роль психолога в решении задач дифференциальной диагностики, определения структуры, степени выраженности и динамики нервно-психических нарушений, в экспертной работе, получении данных для функционального диагноза и т.д.

Формулируя задачу, врач сообщает психологу основные клинические данные о больном, существенные для проведения психологического исследования и анализа его результатов. Знакомясь с этими данными, психолог конкретизирует для себя задачу исследования, продумывает его ход, выбор методик и последовательность их предъявления. Специально отметим, что врач должен соответствующим образом объяснить больному цели психологического исследования и содействовать выработке у него положительной мотивации для работы с психологом.

На этом этапе исследования происходит беседа психолога с пациентом, значение которой для психодиагностики в клинике трудно переоценить. Направленная беседа психолога с пациентом является основным элементом клинико-психологического исследования, основанного на индивидуализированном, понимающем и раскрывающем подходе к выявлению и анализу психологических особенностей исследуемого.

Основные функции клинической беседы психолога (функция установления личного контакта с пациентом; функция предварительной диагностики; психотерапевтическая функция), а также возможная структура (характер и последовательность задаваемых вопросов) представлены в литературе [Блейхер В.М. с соавт., 2002; Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю., 2003] и будут рассматриваться нами в пособии, посвященном методам клинической психодиагностики.

Поскольку беседа психолога с испытуемым предшествует инструментальному исследованию, она должна быть направлена на формирование у испытуемого адекватного отношения к психодагностической процедуре, мобилизацию его на максимально быстрые, четкие и искренние ответы на задания экспериментальных методик. Кроме того, беседа психолога должна иметь целью формирование у испытуемого ощущения комфорта и безопасности в связи с даваемой им информацией, уверенности в том, что эта информация будет использована исключительно для помощи ему в разрешении личных проблем и в восстановлении здоровья. Способность психолога в беседе с пациентом сформировать убежденность в необходимости и полезности откровенного диалога в эксперименте способствует устранению нежелательного (установочного, рентного) отношения испытуемого к исследованию и, напротив, актуализации наиболее желательного мотива участия в психологическом исследовании – мотива самопознания.

Отметим, что и сам характер клинической беседы, как диагностической процедуры, в большей степени, чем задания экспериментальных методик способен вызвать у испытуемого интерес к особенностям собственной личности, поведения, интеллекта. Уже расспрос о паспортных данных побуждает испытуемого осознать свои возрастные, половые, национальные, профессиональные и другие особенности. Дальнейший расспрос об истории жизни и заболевания позволяет испытуемому сформировать или пересмотреть взгляды и установки на характер своего заболевания, его связь с особенностями личности, способы реагирования на болезнь, влияние заболевания на значимые сферы жизни, то есть проанализировать и раскрыть «внутреннюю картину болезни», «модель болезни», «модель лечения», «модель ожидаемых результатов лечения» и другие составляющие сознания болезни. Очевидно, что подобное осознание и раскрытие имеет мощный психодиагностический и психотерапевтический потенциал.

Существенно дополнить данные подготовительного этапа психодиагностики могут сведения, полученные из беседы с родственниками больного.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...