I. Результаты экспериментально-психологического исследования
В вводной части характеризуется способность испытуемого понимать и удерживать в памяти инструкции к методикам, способность принимать помощь и корректировать ошибки. В первой части этого раздела излагаются результаты инструментального исследования познавательной деятельности испытуемого. Изложение материала строится от простого к сложному – от характеристики простейших сенсомоторных реакций до логической структуры мышления. Если задача исследования связана с клинической, в том числе дифференциальной, диагностикой, экспертизой интеллектуальной недостаточности, исследованием динамики астенических, «органических» и других нарушений познавательной деятельности, то объектом исследования должны стать по меньшей мере: психомоторный темп, психическая продуктивность, функции активного внимания (концентрация, переключаемость, распределение), процессы и виды памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение; кратковременная – непосредственная и оперативная – и долговременная память; логическая и механическая память), пространственно-конструкторское и вербально-логическое (понятийное) мышление (его операционные, динамические, личностно-мотивационные характеристики). В случае выявления модальностно-специфических нарушений познавательной деятельности и других признаков, указывающих на возможность локально-органических нарушений головного мозга, в заключении указывается необходимость специализированного нейро-психологического исследования. При использовании тестовых батарей, направленных на исследование структуры и уровня интеллекта, например, WAIS, в психодиагностическом заключении излагаются результаты последовательного (этапного) изучения полученных данных – от анализа количественного показателя уровня интеллекта IQ до качественного анализа способов выполнения отдельных заданий.
В следующей части представляются результаты исследования эмоционального состояния испытуемого в момент исследования и сферы его личности. На основании тестовых данных, проективных техник и шкал самооценки делается заключение об уровне и устойчивости э моционального фона (настроения) испытуемого. Вся диагностическая информация, полученная при исследовании познавательной сферы, индивидуальных свойств и системы отношений личности, рассматривается с учетом преобладающего в момент исследования фона настроения, оказывающего существенное влияние на характер протекания психических процессов и самовосприятие испытуемого. Результаты исследования сферы личности излагаются в определенной последовательности – от описания более биологически обусловленных типологических свойств темперамента и характера (экстраверсия-интроверсия, тревожность и др.) до характеристики более социально детерминированных, сложных подструктур личности (самосознание, ценностные ориентации и др.). В зависимости от задач исследования с большей или меньшей подробностью приводится характеристика эмоционально-аффективной, мотивационно-волевой, поведенческой сферы личности, сферы межличностного взаимодействия, а также общая характеристика уровня и особенностей социальной адаптации. Указываются выявленные в исследовании личностные характеристики, способствующие и препятствующие оптимальной адаптации (например, уровень фрустрационной толерантности, способность к усвоению социальных норм и проч.). В заключениях, ориентированных на цели социальной реабилитации и психотерапии, подробно характеризуются сферы значимых отношений, внутриличностные конфликты и социально-психологические проблемы испытуемого, а также выработанные личностью способы психологического преодоления (копинг-стратегии и копинг-ресурсы).
По возможности, указываются психологические механизмы формирования выявленных нарушений в сфере личности и социальной адаптации, их предположительная динамика и пути коррекции.
III. Выводы или резюме В последнем разделе заключения формулируются выводы или резюме, отражающие наиболее важные данные, полученные в психодиагностическом исследовании. Эти данные должны формулироваться в обобщенном виде. Примером такого обобщения может служить патопсихологический синдром – симптомокомплекс психологических характеристик, высоко диагностически значимых для определенных клинических групп больных. Патопсихологический синдром имплицитно связан с определенным клиническим диагнозом, но представляет его опосредовано, через психологическое описание структуры нарушений, выявленных в исследовании. При подготовке психодиагностических заключений психологи широко пользуются систематикой патопсихологических синдромов, выделенных на большом клиническом контингенте с использованием математико-статистических методов [Кудрявцев И.А., 1982; Блейхер В.М. с соавт.,2002]. Использование системы патопсихологических синдромов является распространенным, но не обязательным способом обобщенного представления данных психодиагностического исследования. В зависимости от различных факторов (в том числе субъективных – психологической школы, направления научных интересов) психолог может обобщить полученную информацию, соотнеся ее с другими принятыми в психологии классификациями, например, с систематикой нарушений мышления Б.В.Зейгарник, типологией акцентуаций характера и психопатий А.Е.Личко и другими классификациями. Если психолог затрудняется в отнесении выявленных феноменов к определенному типу, классу, в резюмирующей части он может выделить, подчеркнуть еще раз основные индивидуальные особенности, нарушения и сохранные стороны психической деятельности исследуемого. Эта информация, также как выделенный ведущий патопсихологический синдром, может иметь существенное значение для клинико-психопатологического анализа, осуществляемого врачом.
Данные, существенные для личностного и социального аспектов функционального диагноза, как правило, трудно уложить в какую-либо схему или классификацию. Они представляют уникальную психологическую характеристику «единичного случая», помогают раскрыть динамику переживаний, интра- и интериндивидуальных конфликтов, механизмов психологической защиты и компенсации. Кратко представить их в резюмирующей части чрезвычайно сложно. Выделить наиболее существенные из них, как для решения поставленной диагностической задачи, так и для определения путей коррекции и реабилитации, может помочь исключительно клинический опыт, основанный на каждодневной практической работе с больными, а также на взаимодействии с врачами и коллегами-психологами.
В Приложении приведены психодиагностические заключения на конкретных больных, в которых реализована настоящая схема представления результатов психодиагностического исследования, а сами исследования строились в соответствии с общими принципами, правилами и нормами психодиагностической работы медицинских психологов, рассмотренными ранее.
Заключение Практика работы медицинских психологов показывает, что определяющим фактором психологической диагностики в психиатрической клинике является клиническая задача, в связи с которой диагностика проводится. Такая задача формулируется совместно врачом-клиницистом и психологом в процессе обсуждения программы диагностической и лечебно-восстановительной работы с больным. В качестве такой клинической задачи может выступать: определение возможных причин и механизмов (психогенных, социогенных, стрессогенных) возникновения психических расстройств и нарушений социальной адаптации, а также оценка структуры и степени выраженности психических расстройств и выявление сохранных сторон личности при проведении дифференциальной диагностики и различных видов экспертизы, при определении путей психологической коррекции и психотерапии, при оценке динамики течения заболевания и эффективности терапии и др. В конкретном психодиагностическом исследовании такая задача выступает как системообразующий фактор, определяющий стратегию и тактику проведения самого исследования, а также характер описания его результатов – психодиагностического заключения.
Решение общей (системной) клинической задачи, которой подчинено психологическое исследование, осуществляется путем реализации ряда более частных, конкретных задач психодиагностики. Конкретными задачами медико-психологической диагностики могут выступать выявление и психологическая квалификация особенностей и нарушений: психомоторной и познавательной деятельности; структуры и уровня интеллекта как интегральных характеристик познавательной деятельности; актуального психического состояния; эмоционально-аффективной и мотивационно-волевой сферы личности; структуры (типологии) личности; уровня и механизмов психологической адаптации и компенсации (защитно-совладающего поведения); системы значимых отношений, реакций личности на болезнь и социального функционирования личности в условиях болезни; качества жизни, связанного со здоровьем, и другие задачи. Эти задачи реализуются в процессе непосредственного общения, «живого диалога» психолога с пациентом, что определяет высокие требования к профессиональным и моральным качествам клинического психолога. Взаимодействие с больным строится с учетом законов «социальной психологии психологического исследования» и международных профессионально-этических стандартов, принятых в работе психолога. Существенным заблуждением является представление о психологической диагностике как о простом предъявлении различных методик с последующим алгоритмизированным подсчетом результатов. Психологическая диагностика в клинике – это сложный, длительный, структурированный интерактивный процесс, каждый участник которого решает свои задачи. Именно поэтому психологическое исследование в клинике должно быть тщательно продумано и хорошо подготовлено на первом (подготовительном, предэкспериментальном) этапе. Такая подготовка в значительной степени может повысить достоверность результатов экспериментального исследования, направленного на получение объективной информации об особенностях и нарушениях психической деятельности исследуемого, механизмах их формирования и предполагаемой динамике, а также может способствовать деонтологически грамотному взаимодействию с пациентом и внести в психодиагностику значительный психотерапевтический радикал.
Последовательное выполнение всех этапов психологической диагностики позволит психологу, работающему в клинике, наилучшим образом выполнить свою профессиональную задачу, получив и проанализировав все необходимые сведения о больном и предоставив информацию врачу в систематизированном виде – в виде психодиагностического заключения (психологического диагноза). Рекомендуемая литература
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – Т.1. – М., 1980. 3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-е международн. изд. – СПб., 2002. 4. Бехтерев В.М. Объективное исследование нервно-психической деятельности // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. – 1907. – № 9. С. 513-536.
6. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб., 2002. 7. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика, обучение. – СПб. – М., 2003. 8. Воловик В.М. О функциональной диагностике психических заболеваний // Новое в теории и практике реабилитации психически больных. – Л., 1985. – С. 26-32. 9. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – Т.5. – М., 1983. 10. Гайда В. Эволюция идей и практика современной психодиагностики: Автореф. дисс.... д-ра психол. наук. – СПб., 1994. 11. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. – М., 1997. 12. Зейгарник Б.В.Патопсихология: учебник для студентов ВУЗов. – М., 1976, 1986, 1999. 13. Зотов М.В. Когнитивные нарушения и возможности их компенсации у больных шизофренией с различной степенью выраженности дефекта: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. – СПб., 1998. 14. Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. – СПб., 1998. 15. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб., 2002. 16. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. – М., 1997.
18. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. – М., 2000. 19. Личко А.Е. Психологическая диагностика в клинической медицине // Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л., 1983. – С. 22-38. 20. Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике. Учебное пособие. – СПб., 2002. 21. Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. – СПб., 2006. 22. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960. 23. Нуллер Ю.Л.О парадигме в психиатрии // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М.Бехтерева. – 1991. – № 4. – 5-13. 24. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – СПб.: Речь, 2004. 25. Поляков Ю.Ф. Исследования нарушений психических (познавательных) процессов // Шизофрения, клиника, и патогенез. – М., 1969. – С. 199-250. 26. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. – СПб., 2000.
28. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. – 2-е изд., испр. – М., 2000. 29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1940; изд. 2-е – М., 1946. 30. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М., 1970; СПб., 1998. 31. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: Научно-практическое пособие. – М., 1998.
34. Червинская К.Р., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика и инженерия знаний. – СПб. – М., 2002. 35. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие. – М., Ростов-на-Дону, 1996. 36. Щелкова О.Ю. Клиническая психодиагностика. – Часть 1. История Клинической психодиагностики. – СПб., 2006
Приложение Пример 1
Психодиагностическое заключение на испытуемую Л., 20 лет Испытуемая проходила стационарное лечение в клинике биологической терапии психически больных, куда поступила в связи со стойкими суицидными намерениями. Психологическое исследование проводилось в связи с задачами дифференциальной диагностики между шизофренией, аффективным расстройством и психопатией. Заключительный диагноз: «Шизофрения, простая форма, психопатоподобный синдром»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|