Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспериментально-психологическое исследование




Познавательная деятельность. Психомоторный темп и продуктивность интеллектуальной деятельности резко не снижены. В то же время при использовании корректурных проб, заданий на оперативную память, концентрацию и переключаемость внимания, скорость образования навыка отмечаются признаки неустойчивости, лабильности познавательных психических процессов, неравномерность темпа и качества работы, а также снижение этих показателей к концу исследования, что отражает повышенную истощаемость психической деятельности. Астенические признаки наблюдаются и при работе с опросниками. Легкие мнестические затруднения также обусловлены повышенной истощаемостью внимания. Модальностно-специфических расстройств памяти, также как нарушений основных видов и процессов памяти не отмечается.

Мыслительная деятельность осуществляется без логических затруднений и ошибок на среднем уровне обобщения. Общий уровень интеллекта (методика Векслера) соответствует уровню «средней нормы» (IQ=108). Обнаруживает хорошие вербальные способности, что отразилось в соответствующем показателе (IQ верб. = 114). Из особенностей: эрудиция, запас общекультурных сведений - средние; количество ошибок возрастает закономерно по мере усложнения материала, что отражает стандартность, конформность мышления, отсутствие признаков искажения его структуры, непредсказуемости; успешность выполнения задания «Понятливость», характеризующего «социальный интеллект»; наибольшие затруднения среди вербальных заданий вызывает субтест «Арифметика», требующий повышенной концентрации внимания, мобилизации оперативных функций памяти, счета.

Невербальные задания выполняются хуже, чем вербальные. Показатель невербального интеллекта (IQ неверб. = 99) соответствует уровню «средней нормы». Наибольшие затруднения вызывает задание «Недостающие детали», требующее тонкой и точной зрительной перцепции, а также – задание «Кодирование» на зрительно-моторную координацию, переключаемость внимания. Более успешно справляется с заданиями на конструктивный праксис и понимание социального контекста ситуаций.

Характер выполнения невербальных заданий и преобладание «вербального интеллекта» над «невербальным» может указывать на негрубые изменения общеорганического характера. В тоже время, подобное преобладание может быть обусловлено астеническими проявлениями функционального характера, а также может быть обусловлено ускорением вербально-ассоциативной деятельности в связи с отмечаемым незначительным подъемом настроения. Данных о локально-органических изменениях высших психических функций не получено.

Динамика психической деятельности: в спонтанной речи и несложных экспериментальных заданиях проявляются незначительные признаки инертности (легкая обстоятельность, конкретизация); при нарастании сложности заданий и значимости обсуждаемых тем проявляются признаки психической ригидности в поведении и речи вплоть до стереотипий и персевераций. Отмечаемая ригидность не является, по-видимому, базовой устойчивой характеристикой психической деятельности (характеризующей выраженные органические изменения психической деятельности), а является формой «ситуативной ригидности» или «ригидности как состояния», возникающей или усиливающейся в ситуациях повышенного психического напряжения у личностей психастенического склада.

Эмоциональная и личностная сфера. Эмоциональное состояние во время исследования имеет скорее смешанный или неустойчивый характер. Так, по данным ММРI, ведущими в психическом статусе являются тревожно-фобические расстройства, что отразилось в максимальном подъеме шкалы «Психастении». Одновременно значительно повышена шкала «Гипомании». Сочетание тревожности и гипертимности проявилось также в выборе цветов проективного теста Люшера. В актуальной позиции, отражающей фон настроения в момент исследования, находятся коричневый и серый цвета – признак тревоги, неуверенности, потребности в безопасности. Наиболее предпочитаемыми являются зеленый и желтый цвета, что отражает стремление к деятельности, повышению своего статуса, независимости.

Другие экспериментальные данные также отражают превалирование либо переживаний, обусловленных тревожностью и неуверенностью (высокий показатель ситуативной тревожности – методика Спилбергера-Ханина, преобладание интропунитивной направленности реакций в тесте Розенцвейга), либо переживаний, отражающих оптимизм, активность, стремление к деятельности и самостоятельности, положительную самооценку (методика «Личностный дифференциал»). Противоречивость и неоднозначность данных обнаруживается и при анализе типологических особенностей личности (характера) и их деформации под влиянием болезни. Преморбидная личность, по-видимому, амальгамная: активная, с тревожно-психастеническим и истероидным радикалом.

В настоящее время в «профиле личности» (MMPI) отчетливо просматривается конфликт между морально-этическими установками, сформированной системой ценностей и отклоняющимися от нормативных потребностями, формами поведения, стремлением к самоутверждению – одновременный подъем шкал «Коррекции» (социальной желательности) и «Психопатии» (отклоняющегося поведения). Просматривается конфликт между импульсивностью, стремлением к свободной самореализации (шкала «Психопатии») и повышенным самоконтролем (шкала «Психастении»). Отмечается подъем шкалы «Шизоидности», что отражает своеобразие, малопонятность эмоциональной жизни с возможностью ее формализации (уплощения) или незрелости. Неблагоприятным является также сочетание подъемов шкал «Психопатии» и «Гипомании» – признак недостаточной критичности, легковесности, неумения извлекать пользу из негативного опыта.

Сферы значимых отношений. По данным проективных тестов, можно выделить следующие наиболее значимые и конфликтные зоны в системе отношений.

1. Отношение к болезни. Больная осознает наличие болезни и тяготится болезненными проявлениями; вычленяет болезненную симптоматику как чуждую и мешающую, снижающую ее социальную привлекательность. Связь симптоматики с внутриличностной проблематикой не прослеживает. «Внутренняя картина болезни» довольно расплывчата и неопределенна. В своей концепции заболевания отчетливо выделяет лишь пусковой момент – реакция на нежелательный аборт. В лечебном процессе, по-видимому, преобладает пассивная ориентировка на благоприятный исход и в связи с этим – отказ от собственных усилий, ожидание руководства.

2. Сексуальная сфера, любовные отношения и как основная ценность – создание семьи с конкретным молодым человеком. Рассказы ТАТ, относящиеся к сексуальной тематике, наиболее эмоционально насыщены, обладают большой степенью проективности, что отражает актуальность этих потребностей. В содержании рассказов отражается инфантильность, истероидность, ориентация на внешние атрибуты отношений.

3. Наиболее конфликтогенная сфера отношений – отношение к родительской опеке, давлению, которым противопоставляются собственные взрослые потребности. В рассказах ТАТ просматривается конфликт поколений, стремление к эмансипации, с одной стороны, и симбиотическая потребность, зависимость – с другой.

Заключение. В целом, интеллектуальная деятельность протекает без значительных затруднений и искажений, за исключением локализованной зоны болезненных переживаний, где отмечаются как когнитивные, так и мотивационные нарушения.

Структура эмоционального состояния и личности в настоящее время представляется дисгармоничной, несбалансированной.

В механизмах поддержания болезни задействована регрессивная, инфантильная установка на симбиотический характер отношений и ведущий конфликт мотивов – между усвоенным социальным «запретом» и индивидуальными потребностями.

 

 

Пример 3

 

Психодиагностическое заключение на испытуемого К., 38 лет

 

Испытуемый проходил стационарное лечение в отделении наркологии. Психологическое исследование проводилось в связи задачами дифференциальной диагностики между органическим поражением головного мозга и шизофренией, а также с целью уточнения характеристик эмоционального фона. Заключительный диагноз: «Органическое поражение головного мозга с психическими нарушениями»

 

В контакте с психологом – продуктивный диалог затруднен в силу ограниченных интеллектуальных возможностей, плохого самопонимания, неспособности проанализировать характер переживаний, поступков. Эмоциональные реакции сглажены; эмоциональный фон – индифферентный; в поведении – покладистый, управляемый.

Предъявляет жалобы на головные боли, забывчивость, “провалы памяти”, которые связывает с неоднократными ЧМТ. Адекватно описать свое эмоциональное состояние не может. Настроение характеризует как “мрачное”, “душа болит”, подчеркивает связь настроения с психотравмирующей ситуацией, крайне обеспокоен тем, сможет ли вернуть изъятые на таможне деньги. Объясняет свое поведение на таможне тем, что конкуренты по бизнесу подливали в чай спиртное, вследствие чего он утратил способность правильно оценивать ситуацию, не отдавал отчет своим действиям, совершал неправильные поступки, «забыл» подать декларацию и т.д. Сообщает о том, что подобные ситуации с «подливанием» и последующими «провалами» случались и ранее.

В то же время по шкале самооценки эмоционального состояния выбирает пункты: «полный покой», «спокойно», «все интересует», что, с одной стороны может свидетельствовать об отсутствии выраженных нарушений эмоционального фона вне зоны переживаний, связанных с психотравмирующей ситуацией, а с другой стороны – еще раз указывает на неспособность к правильному пониманию поставленных вопросов и самоанализу. По характеру описывает себя как спокойного и общительного, однако «бывают приступы ярости».

При работе с психологическими методиками инструкции запоминает плохо, задания выполняет не точно, ошибок в решениях не замечает, не может воспользоваться подсказкой, помощью (плохо обучаем), убежден в правильности своих ответов (не критичен), крайне примитивен в суждениях.

Признаков установочного поведения (аггравации, симуляции) как клинически (наблюдение, беседа), так и экспериментально (использование контрольных шкал) не выявляется. Озабочен сложившейся жизненной ситуацией, ищет помощи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...