Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспериментально-психологическое исследование




Поддерживает оживленный контакт с психологом; несколько формален и закрыт при обсуждении вопросов частной жизни. Экспериментальные задания выполняет с готовностью.

Психомоторные реакции и познавательные психические процессы. При использовании патопсихологических (нестандартизованных) и стандартизованных методов исследования отмечаются быстрые речевые реакции. Развернутые вербальные формулировки затруднены (некоторое обеднение речи). Психомоторный и мыслительный темп не снижен: корректурную пробу Бурдона выполняет за 6 минут (при «норме» 6 – 8 минут); «Кодирование» – 61 знак за 90 секунд (cоответствует средне-нормативным данным). В корректурных пробах проявляется также достаточно высокая продуктивность и точность работы. Отчетливых признаков повышенной психической истощаемости (нарастания утомляемости, снижения скорости, точности и продуктивности деятельности к концу исследования) не выявляется. Успешно справляется с заданиями, требующими повышенной концентрации и переключаемости внимания, способности к оперативному переструктурированию информации (хорошие результаты – в субтестах методики Векслера «Арифметика», «Повторение цифр в прямом и обратном порядке», «Кодирование»).

Пространственно-конструкторское мышление и зрительная память не нарушены (результаты субтеста «Кубики Коса», теста Бентона соответствуют средне-нормативным значениям). Механическая кратковременная память сохранна (воспроизводит 10 слов после третьей попытки; «Кривая запоминания» – 8 8 10 10 10 – отражает сохранность процессов запечатления и сохранения). Долговременная память не нарушена (объем общекультурных сведений превышает уровень, соответствующий полученному образованию). Легко справляется с заданиями средней степени сложности на логическую память.

Понятийное мышление отличается удовлетворительным уровнем абстрагирования и легкостью оперирования существенными признаками. В то же время, следует отметить некоторую поверхностность и формализованность суждений, что свидетельствует об «уплощении» мотивационно-личностного компонента мышления. В структуре «социального интеллекта» отмечается упрощенное и поверхностное представление о социальных нормативах, недостаточная их интериоризация (некоторая асоциальность).

В исследовании не выявляется признаков нарушения зрительного и рече-слухового восприятия. Социальная перцепция, как на когнитивном уровне (понимание логики социальных отношений), так и на эмоциональном уровне (понимание переживаний других людей) не затруднена, хотя отличается недостаточной зрелостью, глубиной и проективностью (личностной включенностью).

По-видимому, нарушения восприятия концентрируются в области аутоперцепции (самовосприятия), в том числе восприятия собственных интеллектуально-мнестических возможностей, объективно соответствующих средне-нормативному уровню.

Эмоционально-личностная сфера. Самооценка состояния характеризуется ощущением нерезкого снижения фона настроения, некоторой апатичностью, переживанием неуверенности и несостоятельности в связи с утратой способности к адекватному эмоциональному реагированию, переживанием своей «болезненности» и измененности.

«Профиль» MMPI имеет отчетливый «психотический» характер. Максимальный подъем, далеко выходящий за пределы нормативных значений, получен по шкале «Депрессии», что в данной методике отражает высокий уровень тревожности, напряженности, психологического дискомфорта, депрессивную окраску самовосприятия и пессимистическую оценку перспективы. Наряду с этим отмечается подъем шкал «Психопатии», «Шизофрении», «Социальной интроверсии» и «Психастении» (тревоги). При этом уровень контрольных шкал позволяет предположить положительное отношение к исследованию, достоверность и искренность ответов испытуемого.

Проективные методы (тест Розенцвейга, «Незаконченные предложения», ТАТ) позволяют конкретизировать дезадаптивный характер переживаний и особенностей личности испытуемого, отраженный в подъеме «психотических» шкал ММРI. Так, выявляется выраженная интровертированная направленность личности, «закрытость» и формализация социальных контактов и образа жизни испытуемого. Наиболее значимой сферой, наполняющей практически всю жизнь больного, является область предпринимательства. Однако, функционирование в ней происходит «механически», «по инерции», без истинной заинтересованности и мотивированности.

В сфере межличностных отношений преобладает ощущение отчужденности, одиночества, инакости, негативный фон восприятия окружающих. В этой сфере концентрируются некоторые тревожные опасения, связанные с рискованным характером деятельности. Сохраняется потребность в гетеросексуальных отношениях. В этой сфере преобладает неуверенность, неудовлетворенность уровнем эмоционального сближения с партнером, дискомфорт от ощущения неполноты (недостаточной глубины) отношений.

Заключение. По данным психологического исследования, отчетливых «органических» или других диагностически значимых признаков нарушения познавательной (интеллектуально-мнестической) деятельности не отмечается. Астенические жалобы (снижение памяти, повышенная утомляемость, затруднения мыслительной деятельности) не находят достаточного подтверждения в инструментальном исследовании.

Значительное расхождение между субъективным ощущением своей интеллектуальной несостоятельности и объективными возможностями в этой области (соответствующими средне-нормативному уровню) обусловлено, по-видимому, нарушением аутоперцепции (в структуре деперсонализационного синдрома).

Проведенное исследование выявляет наличие депрессивно окрашенных переживаний, а также признаков формализации и «уплощения» эмоционально-личностной сферы. Испытуемый фиксирован на болезненном состоянии и психологических проблемах, связанных с ним. В социальном плане – обнаруживаются признаки нерезко прогрессирующей дезадаптации; деятельность и образ жизни имеют сугубо индивидуалистический, прагматический характер, не наполнены реальными эмоциональными отношениями.

Пример 5

 

Психологическое заключение на испытуемого Ф., 17 лет

Испытуемый проходил амбулаторное обследование в связи с предъявляемыми жалобами. Цель психологического исследования: уточнение характеристик интеллектуально-мнестической и эмоционально-личностной сферы в связи с задачами верификации клинического диагноза и определения роли психологических факторов в генезе заболевания. Заключительный диагноз: «Неврастения. Астено-ипохондрический синдром»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...