Экспериментально – психологическое исследование
При исследовании сенсомоторных реакций, активного внимания и умственной работоспособности отмечается незначительное замедление темпа психической деятельности, резкое ослабление способности к концентрации активного внимания и поддержанию волевого усилия в течение длительного времени (в условиях повышенной функциональной нагрузки), что отразилось в значительном количестве ошибок при выполнении корректурных проб, увеличении их числа к концу задания. Скорость приобретения навыка (обучаемость), пластичность психической деятельность (переключаемость внимания), зрительно-моторная координация –низкие (субтест «кодирование» – 27 знаков за 90 секунд – соотвтствует уровню «пограничной нормы»). Мнестическая деятельность. Процессы кратковременной механической памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение) ослаблены. «Кривая запоминания 10 слов» имеет вид: 4 4 6 7 7 8 8 8 (при норме – 10 слов после 4-5 повторений). При воспроизведении заученных слов отмечаются многократные повторения (что отражает слабость активного внимания), а также комфабуляторные включения ранее не называвшихся слов. Объем оперативной памяти снижен – воспроизводит только 3 цифры в обратном порядке. Долговременная память также ослаблена – через час после предъявления воспроизводит лишь 6 слов из 10, указывает лишь отдельные простейшие сведения из школьной программы. При исследовании логической памяти частично воспроизводит общий смысл предъявленного логически связанного материала (небольшой рассказ), речь обеднена, вербализация нечеткая, сумбурная. Наиболее сохранной представляется зрительно-пространственная память – успешно справляется с заданиями на воспроизведение геометрических фигур (тест Бентона). Этому соответствует относительная сохранность пространственно-конструкторского мышления (субтест «Кубики Коса» единственный среди субтестов методики Векслера выполняется на уровне «средней нормы»).
Мыслительная деятельность. Выявляются выраженные нарушения операционной стороны мышления. К ним относится в первую очередь резкое снижение (практически, полное отсутствие) способности к обобщению предметов и явлений, абстрагированию от частных и несущественных признаков. Не понимает разницы между сходством и различием, анализом и синтезом. Примеры ответов испытуемого в задании на обобщение понятий: “пальто - платье” – “Ничего общего, пальто длинное, платье короткое”; “стол -стул” – “На стуле сидишь, на столе пишешь”; «собака-лев» – «У собаки уши как у льва» и т.д. Не способен передать переносный смысл пословиц и метафор, затрудняется при выделении существенных признаков, установлении логических связей и отношений. При использовании патопсихологической методики «Исключение» проявляет полную неспособность к объединению предметов в группы на основании общих признаков, эгоцентризм суждений (неспособность абстрагироваться от собственного опыта – «Исключаю очки, так как у меня хорошее зрение»), непонимание условного характера заданий. Отмеченные особенности – резкое снижение уровня обобщения, примитивность и эгоцентризм суждений, некритичность (неспособность контролировать правильность своих ответов) – значительно затрудняют процесс продуктивного взаимодействия с испытуемым, обусловливают малопонятный, непоследовательный характер суждений и умозаключений. Затруднение конструктивного диалога усиливается нарушением динамики мышления – инертностью, тугоподвижностью, обстоятельностью речи, склонность. к многократным повторением, тавтологии.
В то же время формальные нарушения (соскальзывания, актуализация слабых признаков, резонерство, т.е. искажение процесса обобщения) в отчетливом виде не выявляются. Из признаков этого ряда можно отметить лишь разноплановость – тенденцию к обобщению понятий по разным основаниям. При исследовании «социального интеллекта» (субтесты методики Векслера «Понятливость», «Расположение картин», тест Розенцвейга) выявляется недоступность для испытуемого сложного социального и эмоционального контекста ситуаций межличностного взаимодействия, прямолинейность, непластичность, экстрапунитивные реакции в ответ на фрустрирующие или неопределенные (смысл которых не ясен) ситуации. В целом, по данным «Шкалы Векслера для оценки интеллекта взрослых», общий уровень интеллекта соответствует «пограничной норме» (пограничной между «низкой нормой» и умственной отсталостью) – IQ=77; уровень вербального интеллекта соответствует «пограничной норме» - IQ верб.=71; уровень невербального интеллекта соответствует «низкой норме» – IQ неверб.=83. Преобладание невербального показателя обусловлено относительной сохранностью пространственно-конструкторских способностей; снижение вербального показателя обусловлено прежде всего социально-средовыми факторами (низкий уровень общей культуры и эрудиции), а также нарушением понятийного мышления (процессов обобщения и отвлечения). Инструментальное исследование личностной сферы затруднено в связи с отмеченными выше особенностями интеллектуальной деятельности. По данным клинико-психологического наблюдения и проективных тестов, выявляется ослабление волевого регулирования поведения, некоторая эмоциональная уплощенность, сочетающаяся с возможностью эксплозивных реакций, концентрическое сужение интересов и эмоционально насыщенных переживаний вокруг психотравмирующей ситуации. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в поведении – испытуемый пассивен, подчиняем, индифферентен; в то же время не исключена возможность непредсказуемых, плохо контролируемых и немотивируемых поступков и реакций. Отмеченные изменения эмоционально-волевой сферы нашли отражение в «профиле личности» (тест MMPI). Ведущими шкалами профиля, далеко выходящими за пределы нормативных значений, являются шкалы «Шизофрении», «Паранойи», «Психопатии», а также «Гипомании». Профиль с названными характеристиками относится к разряду «психотических» и отражает выраженную психическую дезадаптацию, обусловленную комплексом личностно-поведенческих нарушений, отраженных в названии шкал.
Заключение. В клинико- и экспериментально-психологическом исследовании выявляется снижение общего уровня интеллекта (показатель IQ соответствует «пограничной норме»), обусловленное как культурально-средовыми факторами, так и (в большей степени) нарушениями общеорганического характера. Выявляются отчетливые нарушения концентрации и переключаемости активного внимания, основных видов и процессов памяти, а также операционного, мотивационного и динамического компонентов мышления. Мыслительная продукция и речь обеднены, непоследовательны, содержат элементы разноплановости. Резко ослаблен процесс обобщения. Нарушение понимания логических связей и отношений относится как к сфере понятийного (абстрактно-логического) мышления, так и «социального интеллекта» (ситуациям межличностного взаимодействия). Проявляется тенденция к паранойяльной трактовке некоторых жизненных ситуаций. Установки в этой области ригидны, не поддаются коррекции. Нарушения личностной сферы проявляются в ослаблении способности к волевому регулированию поведения, сглаженности эмоционального реагирования, сужении круга интересов и мотивов. Одновременно, на основании результатов теста MMPI, прогнозируется возможность неконтролируемых или немотивируемых поступков и реакций. Эмоциональный фон ровный, индифферентный, за исключением зоны переживаний,связанных с конфликтной ситуацией. Признаков депреcсии в настоящее время экспериментально не выявляется.
Пример 4
Психодиагностическое заключение на испытуемого И., 30 лет Больнойпроходил амбулаторноеобследованиев связи с предъявляемыми жалобами. Психологическое исследование проводилось с целью объективизации эмоционального состояния и всвязи с задачами дифференциальной диагностики между аффективным расстройством, шизофоренией и органическим поражением головного мозга. Заключительный диагноз: «Маниакально-депрессивный психоз. Затяжной депрессивно-деперсонализационный синдром».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|