Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Клинико-психологическое исследование




Из беседы с матерью: с детства проявляется психическая и моторная заторможенность; личностно инфантилен, зависим от родителей, предпочитает общаться с младшими по возрасту; в подростковой среде «используется» сверстниками с делинквентными наклонностями, попадает в неприятные истории; в общении со взрослыми нет «чувства дистанции». В течение последних двух лет изменился характерологически: стал менее боязливым и сензитивным, совершает рискованные, неадекватные поступки, не способен реально оценить жизненную ситуацию и последствия своего поведения. Особо подчеркивает медлительность, повышенную утомляемость и нарушения памяти, сказывающиеся на результатах текущей деятельности; в процессе обучения не удерживает усвоенные ранее знания.

 

Экспериментально-психологическое исследование

Контакт с больным формальный, отвечает односложно, не способен к развернутому изложению жалоб, психологических особенностей и проблем. При выполнении экспериментальных заданий нуждается в побуждении; инструкции усваивает. Стиль работы в эксперименте, характер ответов, реакции на ошибки и психологическую коррекцию позволяют сделать заключение о значительном обеднении эмоционально-личностного реагирования. В структуре характера эмоциональная нивелированность сочетается с психогенетически обусловленными чертами неуверенности, возможностью тревожных и эксплозивных реакций в ситуациях повышенных психических нагрузок и требований (существует проблема принятия родителями ограниченных возможностей сына и предъявления ему адекватных требований).

Внимание характеризуется затруднением как сосредоточения, так и переключаемости. Корректурные пробы, требующие концентрации активного внимания в течение длительного времени, выявляют выраженную истощаемость, низкий уровень работоспособности и продуктивности. Замедлен темп сенсо-моторных реакций, скорость образования навыка, затруднена зрительно-моторная координация.

Нарушения памяти имеют парциальный характер. При исследовании непосредственной кратковременной памяти выявляется, что запоминание и воспроизведение логически не связанного (цифры, слова), логически связанного (небольшой рассказ) и зрительно-пространственного (серии геометрических фигур) стимульного материала – в пределах «нормы». В то же время, значительно ослаблен процесс удержания в памяти следов ранее усвоенной информации (долговременная память) и процесс запоминания информации, требующей переструктурирования в текущей деятельности (оперативная кратковременная память). Отмеченные мнестические нарушения выявились при выполнении больным заданий методики Векслера «Общая осведомленность», «Арифметика», «Счет в обратном порядке».

Мыслительная деятельность осуществляется преимущественно на конкретно-функциональном уровне. Абстрактный уровень обобщения не доступен. Со стороны динамики мышления – замедление темпа и инертность (обстоятельность). Вербально-ассоциативная деятельность осуществляется с большим латентным периодом. На фоне общих брадипсихических проявлений следует отметить обычный (не замедленный) темп речи.

При исследовании «социального интеллекта» обращает внимание общая психическая (в том числе личностная) незрелость испытуемого, инфантильное, упрощенное представление о социальной жизни и нормативах поведения. Запас знаний и социального опыта крайне бедный (отчасти обусловлен нарушениями долговременной памяти). В то же время отдельные удачные вербальные формулировки в субтестах «Понятливость» и «Словарь» указывают на относительную сохранность понимания прямого и переносного смысла понятий.

При исследовании невербальных функций интеллекта отмечается их общее снижение по сравнению с вербальными функциями испытуемого и средне-нормативными значениями (IQ верб. = 95, IQ неверб. = 84). При выполнении заданий методики Векслера самые плохие результаты получены при использовании невербальных субтестов, наиболее чувствительных к церебрально-органической патологии: «Кодирование», «Кубики Коса», «Складывание фигур».

Заключение Итоговый показатель уровня интеллекта (IQ = 89) соответствует уровню «низкой (плохой) нормы». При оценке познавательной деятельности больного следует обратить внимание не только на формальный показатель уровня интеллектуального развития, но и на выраженную диспропорциональность в развитиии отдельных психических функций, значительные мнестические нарушения в сочетании с ослаблением произвольного внимания, затруднением зрительно-моторной координации, пространственного анализа и синтеза; снижена социально-регулирующая функция интеллекта. Снижение интеллекта сопровождается эмоционально-мотивационным обеднением и повышенной психической истощаемостью. В целом, полученные данные отражают отчетливые изменения интеллектуальной деятельности общеорганического характера.

 

 

Пример 7

 

Психодиагностическое заключение на испытуемого Т., 17 лет.

Психологическое исследование проведено в рамках медико-педагогической экспертизы. Цель исследования выявление уровня интеллектуального развития, особенностей эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сферы в связи с задачей определения путей профессионального и социального приспособления подъэкспертного, в частности для решения вопроса о возможности обучения в общеобразовательной системе. Диагноз: «Последствия перенесенной нейроинфекции с выраженным правосторонним гемипарезом».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...