Общество: типология и развитие
Понятие общества Общество является самой крупной группой, к которой принадлежит индивид. Под «обществом» понимается самовоспроизводящаяся устойчивая социальная система, которая состоит из людей разного возраста и пола и образует экономические, политические и культурные системы. Можно говорить о российском обществе, западном обществе, примитивном обществе и т. д. Четкое определение этого понятия весьма трудно и его употребление очень разнообразно. По Рене Кенигу, под обществом можно понимать: 1) различный тип образа жизни; 2) образованные народами объединения или 3) основанные на договорах экономические и идейные организации; 4) целостное общество, т. е. широкое социальное образование, совокупность различных социальных единиц. Кроме этого, понятие «общество» упот- ребляется: 5) при описании определенной исторической формы социальной жизни, например «буржуазное обще- ство» и 6) как синоним «социальный», «социум», когда речь идет о взаимоотношениях индивидов и основанных на этих отношениях структурах и социальных процессах. Я. Робертсон определяет общество как группу индивидов, которые живут на одной территории, находятся в от- Социология ношениях взаимовлияния и имеют общую культуру. Это определение содержит некоторые существенные черты понятия «общество» («культура» и «территория»), которые следует, однако, понимать в широком смысле. Рудхард Столлберг считает основной задачей социологии изучение общества. Предмет социологии — социальные явления и процессы. При этом общество понимается как совокупность социальных отношений и как все проявления человеческой жизни вплоть до досуга и жилищных условий, а также как социальные группы и взаимоотношения индивидов. Таким образом, «общество» является очень широким понятием, которое можно определить как систему или совокупность социальных явлений.
Можно считать, что социальные отношения проявляются и реализуются в человеческой деятельности. Поэтому социология изучает эту деятельность, а также социальную структуру общества, его деление на социальные группы, классы, профессиональные группы и т. д. То есть на абстрактном уровне общество — это структура и функция. Я. Щепаньский употребляет понятие «общественная жизнь», под которым он понимает все явления, обусловленные взаимодействием индивидов и общностей, находящихся на определенной ограниченной территории. Основными факторами общественной жизни он считает биологические, территориальные, демографические, экономические и культурные факторы. Современный американский социолог Н. Смелзер определяет общество как «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность». При всей тесной взаимосвязи таких важнейших и широко употребимых понятий как «общество», «страна» и «государство», их необходимо строго разграничивать. Страна — это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику части нашей планеты, определенной границами независимого государства. Го- 277 Глава VI. Общество: типология и развитие сударство — понятие, отражающее главное в политической системе страны и поэтому выступающее в качестве важнейшей категории прежде всего политологи. Общество — понятие, непосредственно характеризующее социальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место в системе категорий социологии. Разработка общей теории общества сопровождалась формированием различных концептуальных подходов к определению общества.
Существует, например, «атомистическая» теория, согласно которой общество понимается как совокупность действующих личностей или отношений между ними. «Все общество в конце концов, — считает Дж. Дэвис, — можно представить как легкую паутину межличностных чувств или установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими и косвенно — со всем миром» (Девис Д. Социология установки // Американская социология. М., 1972. С. 62). Крайним выражением этой концепции была теория Г. Зиммеля, который полагал, что общество вообще представляет собой взаимодействие индивидов. Взаимодействие всегда складывается вследствие определенных влечений или ради определенных целей. Эротические желания, деловой интерес, религиозные импульсы, защита или нападение, игра или предпринимательство, стремление помочь, научиться, а также множество иных мотивов побуждают человека к деятельности для другого, с другим, против другого, к сочетанию и согласованию внутренних состояний, т. е. к оказыванию воздействий и, в свою очередь, к их восприятию. Эти взаимные воздействия означают, что из индивидуальных носителей побудительных импульсов и целей образуется единство, «общество». (См.: Зиммелъ Г. Общение: Пример чистой или формальной социологии // Социол. исслед. 1984. № 2. С. 170-171). В современной социологии эта концепция известна как «сетевая» теория (Network theory), основные принципы которой были сформулированы Р. Бертом (Burt R. Toward Социология a Structural Theory of Action. N. Y, 1982). Главный акцент эта теория делает на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга. Или в более общей форме: эта теория и ее разновидности в центр внимания объяснительной концепции общества ставят личностные атрибуты действующих индивидов. В теориях «социальных групп» (Social Group Theory) общество интерпретировалось как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. В этом смысле, следуя концепции Ф. Знанецкого, можно говорить о народном обществе, что обозначает всевозможные группы и совокупности, существующие в пределах одного народа или католической общественности, подразумевая под этим разнообразные совокупности и группы, существующие в рамках католической церкви (Znaniecki F. Social actions. N. Y, 1936).
Если в «атомистической», или «сетевой», концепции существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в «групповых» теориях — человеческие группы. Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции, по существу, отождествляют понятие «общество» с понятием «человечество». Существует группа дефиниций категории «общество», согласно которым оно представляет собой систему социальных институтов и организаций. Общество — большая совокупность людей, совместно осуществляющих социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций. Согласно этой концепции, системное изложение которой дано в трудах Т. Боттомора (Bottomore T. Structure and History // Approaches to the Study of Social Structure / Ed. P. Blau. N. Y, 1975) и С. Липсета (Ipset S. M. Social Structure and Social Change // Approaches to the Study of Social Structure / Ed. P. Blau. N. Y, 1975), именно социальные институты и организации гарантируют устойчивость, постоянство отношений между людьми, устанавливают ус- Глава VI. Общество: типология и развитие тойчивую структуру всевозможных форм коллективной жизни, и без них невозможным было бы обеспечение потребностей, гарантирование организованного процесса коллективной деятельности, регулирование конфликтов, развитие культуры и т. д. Определения этого рода можно назвать институциональными, поскольку в факте существования социальных институтов они видят характерные черты общества. Такое понимание общества часто встречается в работах этнологов. Функциональная концепция трактует общество как группу человеческих существ, представляющую собой самообеспечивающуюся систему действия (a self-sufficient system of action) (Aberle D. E. The Functional Prerequisities of a Society // System, Change and Conflict / Ed. H. Deme-rach, R. Peterson. N. Y, 1980). На основе различных концептуальных определений в социологии сложилась еще одна (аналитическая) дефиниция — общество как относительно самостоятельное или самообеспечивающееся население, характеризуемое «внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями и естественным воспроизводством» (Personality and Society / Ed. N. Smelser, D. Snicker. N. Y., 1964. P. 577). В зависимости от того, какое содержание вкладывается в понятия «самообеспечение», «организация», «культура» и др. и какое место отводится этим понятиям в той или иной теории, эта дефиниция приобретает различный характер.
Социологические категории (более низкого порядка, чем категория «общество», такие как «группа», «объединение»), которые включаются представителями различных социологических школ как в аналитическую, так и в концептуальную дефиницию общества, имеют существенное значение для понимания его природы и характера. t Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объединению (группе) людей, если это объединение отвечает следующим признакам (по Э. Шилзу): 1. объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества); Социология 2. браки заключаются между представителями данно 3. оно пополняется преимущественно за счет детей тех 4. объединение имеет территорию, которую считает 5. у него есть собственное название и своя история; 6. оно обладает собственной системой управления; 7. объединение существует дольше средней продолжи 8. его объединяет общая система ценностей (обычаев, Нетрудно догадаться, что подобным критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещавшиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и других имеются кровно-родственные системы (заключение браков и рекрутирование новых членов), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное — они не являются частью другого целого. Марш (1967) также пытался определить условия, при которых социальное объединение следует считать обществом: 1) постоянная территория — например Франция в сво 2) пополнение общества главным образом благодаря де 3) развитая культура — модели культуры могут быть 4) политическая независимость — общество не являет
281 Глава VI. Общество: типология и развитие мы, это допустимо лишь в очень небольшой мере. (В соответствии с данным критерием такие колониальные общества, как Бельгийское Конго, до получения независимости нельзя считать таковыми). Как отмечал Марш, даже такое обстоятельное определение общества кажется несколько спорным. В общем и целом признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи как в прошлом, так и сегодня нередко по-разному отвечали на вопрос о том, что конкретно служит первоосновой объединения людей в общество. Так, Э. Дюркгейм видел ее в надындивидуальной общности коллективных представлений, чувств, верований, в солидарности как «коллективном сознании», противостоящем природному эгоизму: М.Вебер — в ориентированных на других (т. е. социальных) действиях: Т. Парсонс и Р. Мертон — в общности тех фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности; Э. Шилз — в общности центральной власти, территориальной целостности и согла- сии центра и периферии. Очевидно, что во всех этих определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества. Социальное взаимодействие в обществе Один из подходов к анализу общества рассматривает его как совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность. Люди являются главным элементом строения общества, а источником их объединения и последующего формирования общности выступает социальное Социология взаимодействие. «Что же такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей», — пишет К. Маркс1. «...Общество существует не «вне» и независимо от индивидов... а только как система взаимодействующих единиц, без которых, вне которых оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без составляющих его элементов», — считает П. Л. Сорокин2. Последовательная реализация этого подхода заключена в двух выводах. Первый: прекращается взаимодействие — умирает общество. Второй: общество не реально, оно только способ нашего рассмотрения «соединения отдельных людей». В научных текстах нет жесткой констатации, что «общество — это система человеческих связей и отношений». Однако социологи довольно часто приходят к этому выводу, изучая различные общественные явления и социальные процессы. Например, П. Сорокин, среди важнейших причин формирования коллективного единства называет «разнородность социальных функций, выполняемых различными индивидами... Каждый индивид своими силами может удовлетворить только часть потребностей. Для удовлетворения остальных он вынужден обращаться к другим индивидам и вступать с ними во взаимодействие. Иными, словами, социальная разнородность индивидов — вот одна из существенных причин, гонящих одних лиц к другими заставляющих их «связываться» друг» с «другом»3. Чтобы общество взаимодействующих индивидов постоянно не «рассыпалось», взаимодействие должно базироваться на необходимых, объективных связях и социальных отношениях. Сорокин изящно решает эту проблему в теории, считая, что когда между индивидами «существует функциональная связь, тогда мы говорим, что эти индивиды взаимодействуют...»4. 1 Маркс К. Письмо к П. Б. Анненкову 28.12.1846 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 27. С. 402. 1 Сорокин П. А Система социологии. М., 1993. Т. 1. С 57. 3 Там же. С. 346. 4 Там же. С. 102. 283 Глава VI. Общество: типология и развитие К. Маркс, считает, что «определенной ступени развития... производительных сил» (взаимодействующих посредством техники индивидов) соответствует «экономическая структура общества, реальный базис» производственных отношений, определяющих «анатомию гражданского общества» с его идеологическими надстройками1. И в том, и в другом случае общество скрепляет в единое целое некая зависимость, связь. Такой подход предполагает общество, которое предстает как система отношений или объективно обусловленных (в значительной степени — вынужденных) и потому постоянно воспроизводящихся контактов между людьми. < Складывающиеся в процессе совместной жизни людей, 1 привычки контактировать определенным, типическим обра-; зом, а в ряде случаев и собственно организации, поддерживающие их воспроизводство (государство, право, образование, церковь, семья), исследователи системы общественных отношений определяют понятием «институты». «Институты — это словесный символ для лучшего обозначения группы общественных обычаев. Они означают преобладающий и постоянный образ мысли, который стал привычным для группы или превратился для народа в 1 обычай... Институты устанавливают границы и формы 1 человеческой деятельности. Мир обычаев и привычек, к которому мы приспосабливаем нашу жизнь, представляет собой сплетение и неразрывную ткань институтов»2. Поскольку речь идет о закреплении определенного характера общественных связей, которые формируют парамет-$% ры деятельности, можно сделать предположение о прин-1 ципиальной сочетаемости подходов к социальной *1 организации в первой и второй концепциях общества. Щ Действительно, это имеет место в теории. Например, в ис-' следованиях Т. Парсонса, Г. Ленски само существование социальных институтов объясняется функциональными 1 Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Эн 2 Hamilton W. Institution. Encyclopedia of the Social Sciences, N. Y., Социология потребностями поддержки гомеостаза общественной системы. Структура общественных отношений, таким образом, создается на макроуровне социальных взаимодействий в процессе институционализации (самовоспроизводства) общества и закрепляется на «микроуровне» межличностных контактов, в которых люди предстают друг перед другом в социальных масках, облегчающих им процедуру идентификации (определения, узнавания) и общения. Чем более массовым и организованным становится общество, тем более распространяются «представительные» социальные контакты, и тем чаще человек выступает либо носителем определенных функций (в силу институциональных предписаний), либо посланцем определенных статусных групп. Концепция культурно-информационного обмена в обществе Если общество как самостоятельное социальное образование действительно существует, оно должно само себя воспроизводить, и поддерживать собственную целостность, и контролировать свои конкретные состояния (получать информацию и реагировать на изменения). И главное подтверждение тому, что общество существует как особая, самостоятельная сущность, исследователи в первую очередь ищут в его самовоспроизводстве. Если нечто производит себя собственными внутренними операциями, используя продукты, созданные внутри системы, значит, оно обладает относительно независимой жизнью и не является результатом действия исключительно внешних факторов. Никлас Луман пишет: «Мы должны несколько рискнуть при определении способа оперирования, при помощи которого общество производит и воспроизводит себя... 285 Глава VI. Общество: типология и развитие Мое предложение: положить в основу понятие коммуникации и тем самым переформулировать социологическую теорию на базе понятия системы вместо понятия действия. Это позволяет представить социальную систему как оперативно закрытую систему, состоящую из собственных операций, производящую коммуникацию из коммуникаций»1. Эту идею трактовки общества как транслируемой информации в диапазоне непрерывных актов «сообщения» и «понимания» он обосновывает методологически весьма убедительно. В основе осмысления общества как социальной системы лежит проблема его границ. Любая система есть определенное различение между нею самой и окружающей средой, которое производится как изнутри, так и снаружи. Мы сами (россияне), и японцы, и американцы, и другие социальные «свидетели» часто сходным образом идентифицируем «российское общество» как ограниченное социальное пространство со своими внутренними процессами и культурными характеристиками. По логике вещей, мы должны также объективировать общество, отличать его от себя, признавая его самостоятельное существование, а общество должно проявляться в особых, самодостаточных-формах, отделяющих его собственное тело (систему символических сообщений) от реальности социальных наблюдателей (их позиций, установок и мнений). При таком подходе к обществу «социальной операцией является лишь сама коммуникация», которая каждым своим событием как бы открывает и закрывает систему. Говоря более ясным языком, любое информационное сообщение либо воспринимается, либо отклоняется человеком, создавая момент неопределенности выбора между дальнейшим производством или пресечением коммуникации. Восприятия рассматриваются как своеобразные поры (ворота, шлюзы) системы (общества); поскольку в избранной Н. Луманом теоретической перспективе «конкретные люди являются не частью общества, а частью его окружающей среды. Нет большого смысла утверждать, что обще- 1 Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. СПб, 1994. С 31. Социология ство состоит из отношений между людьми. Понятие коммуникации содержит в себе гораздо более точное предположение (но и реконструирует то, что полагают обычно социологи, когда говорят об «отношениях»)»1. Общество, рассмотренное как непрерывный поток информационных сообщений, отражает специфику социальной системы, которая предстает «самоописывающей и самонаблюдающей», поскольку коммуникации предполагают последовательность друг друга, тематическое обобщение, сомнение (критику) и нормирование. Люди же, которые в такой теоретической модели являются автономными системами и в принципе могли бы дать независимое внешнее описание общества, оказываются заложниками стереотипов восприятия воспитавшей их культуры (символических сообщений — «коммуникаций» и их социальных значений — «отношений»). Происхождение общества Ш. Эйзенштадт считает, что культура и ее символические коды, влияя на основополагающие нормы социального взаимодействия, формируют макросоциальный порядок. Именно в построении макросоциального порядка фактически наиболее полно происходит сплетение символических и организационных аспектов социальной жизни. Символическое выражение макросоциального порядка институционально локализуется в том, что Э. Шилз назвал «центрами общества». Центральная зона как таковая не является феноменом пространственной локализации. У нее едва ли есть более или менее определенное расположение на той ограниченной территории, которую занимает общество. Ее центральность, однако, не имеет никакого отношения к геометрии и очень небольшое — к географии. 1 Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. С. 33. 287 Глава VI. Общество: типология и развитие Центр, или центральная зона, является феноменом мира ценностей и верований. Это центр системы символов, ценностей и верований, которые правят обществом. Это — центр вследствие своего решающего значения и неустранимости и он воспринимается в качестве такового многими, кто не может явственно выразить его неустранимость. Центральная зона обладает сакральной природой. В этом смысле каждое общество имеет «официальную» религию, даже тогда, когда это общество или его представители и интерпретаторы трактуют его — более или менее корректно — как секулярное, плюралистическое и толерантное общество. Построение центров означает на макросоциальном уровне создание фокуса институционализации в символических и организационных аспектах социальной жизни. Эти функции упорядочивания и осмысления сосредоточиваются в структуре центров благодаря внесению в организационную деятельность, связанную с поддержанием макросоциальной системы, основополагающих норм социального взаимодействия и их институциональных производных. Другими словами, именно в социетальных центрах придается окончательная форма базовым институциональным системам — будь то юридические и политические или ритуальные и коммуникативные, в которых сохраняются основополагающие нормы социального взаимодействия. Таким образом, первым следствием формирования центров является институционализация некоторых точек, ареалов или символов общества, наиболее соответствующих тому, чтобы привести в систему стремления к социальному и культурному порядку и какому-либо участию в этом порядке. Это осуществляется главным образом через концепции происхождения общества, особенно через представления последнего о своем происхождении и своем прошлом, а также о своих коллективных границах по отношению к другим коллективам или разновидностям культурного порядка (как внутри, так и вне своего геополитического местонахождения). Кроме того, важно здесь определение общей социетальной и культурной идентичности, основанием для чего служат общие качества или Социология общее участие в событиях, имеющих символическое значение и выражающих эту общую идентичность, а также выделение тех, кто имеет право на получение надлежащей доли в справедливом распределении между членами общества. Именно при создании макросоциальных центров находит свое наиболее полное социетальное выражение символический и организационный упор на различные харизматические ориентации в отношении природы космического, культурного (включая религиозные, идеологические или научные разновидности культуры), социального и политического порядков и их взаимоотношений. Действительно, выделение какого-либо образования или организации как средоточия космического или социетального порядка и указателя его границ составляет один из основных признаков макросоциального порядка. С созданием центров тесно связано определение основ легитимности макросоциального порядка. Другой важнейший элемент центров — это разнообразные способы, благодаря которым отправление власти соединяется с ориен-тациями в окружающем социальном и культурном порядке и благодаря которым осуществляется регулирование власти. Наконец, в таких ориентациях происходит, с одной стороны, регулирование межгрупповых и внутри-групповых отношений, а с другой — внутренних либо внешних силовых (или властных) отношений. Формирование этих присущих центрам общества характеристик опирается на образование особых институциональных производных, представляющих отличительные институциональные аспекты соответствующего центра. Все эти характеристики включают известную комбинацию контроля над ресурсами и социального статуса, а заодно и символические аспекты социального взаимодействия вместе с установлением различий между центрами и периферией общества. Символические коды и основополагающие нормы в каждой группе и обществе очерчивают ряд сущностных признаков подобия и границы коллективов по отношению к социетальному центру или центрам; указывают парамет- 289 Глава VI. Общество: типология и развитие ры макросоциального порядка или порядков; определяют степень важности ориентации на центр в рамках порядка. Другими словами, различные коды устанавливают относительное значение в рамках каждого данного центра составляющих его компонентов; относительную однородность центров общества; отношения между центрами и коллективами; степень отличия центров от периферии; относительное проникновение центров в периферию, посягательство периферии на центры и относительную автономность доступа различных групп в центры; самооценку центров в категориях социетальных целей; типы макрополитики, осуществляемой центрами. Аналогичным образом коды и основополагающие нормы воздействуют на определение границ макросоциального порядка и их относительную открытость и обусловливают его отношение к различным социальным, религиозным и культурным порядкам. Они устанавливают, кроме того, пределы группировки различных типов коллективов, которые входят в макросоциальный порядок; характер отношений между ними и степень, в какой некоторые из этих коллективов распространяются за пределы данного макросоциального порядка. Итак, символические коды можно рассматривать как составляющие скрытой, или глубинной, структуры социальной системы. Они устанавливают ее границы, влияют на организационные проблемы и потребности общества. Утверждение кодов обусловливает складывание совокупности конкретных потребностей общества, и они намечают границы окружения для составляющих общество групп и пределы возможных реакций на давление среды. В то же самое время, обосновывая способы осуществления некоторых из основных функций общества (например, распределение и интегрирование), они обеспечивают постоянство этих границ и определяют возмржные направления изменений. Программирование кодов влияет также на способщ, которыми в каждой отдельной области осуществляются общие функции, необходимые для деятельности социальных, систем, а кроме того, на контуры потенциальных конфликтов из-за существования системы, 10. Социология Социология типовые условия, при которых могут разразиться конфликты, угрожающие стабильности режима; и способы, которыми режим улаживает причины конфликта. В частности, коды воздействуют на интенсивность конфликтов и восприятие их остроты; гибкость или жесткость реакции на конфликты и соотношение в политике улаживания их элементов послабления и нажима. Дифференциация и эволюция общества Процессы социальных изменений имели место во всех архаических и исторических обществах. При всем том общества демонстрировали большую вариативность социальной, политической и культурной организации. От самых истоков цивилизации ни одна социальная, политическая, экономическая или религиозная структура не формировалась изолированно. Различные политические системы — города-государства, племенные объединения, патримониальные вождества (chiefdoms) и королевства (а на поздних стадиях феодальные и имперские системы) — не только сосуществовали, но и воздействовали друг на друга. Зачастую они сливались, и изменения в этих системах нередко приводили к системной трансформации. В этих обществах сформировалось, кроме того, множество экономических систем: охотничье-собирательские общества, оседлые земледельческие общества, основанные на простой или усовершенствованной агрикультуре и агротехнике, и морские общества. Соответственно, значительно варьировались образцы социальной стратификации. Наконец, там возникали многочисленные культурные модели космического и социального порядков, а также культурно-институциональных систем, и эти модели часто кристаллизовались либо в центральной («большой»), либо в периферийной («малой») традиции. 291 Глава VI. Общество: типология и развитие Социологическая теория всегда стремилась найти объяснение как большой вариативности социальных систем, так и их сходства. Предлагаемые объяснения, разумеется, были очень тесно связаны с анализом процессов изменений. Фактически при объяснении специальных изменений в классической и современной социологической теории большей частью пытаются разрешить две проблемы: 1) причины изменений и 2) возможные направления изменений в существующих обществах. Большинство классических социологических теорий (отражающих эволюционную парадигму К. Маркса и, в меньшей степени, Э. Дюркгейма и М. Вебера) пытаются совместить эти два направления анализа. Причины социальных изменений в каждом отдельно взятом обществе (дифференциация, рационализация или усилия преодолеть отчуждение на путях войны классов) часто рассматривались как тесно связанные, если не тождественные, с общим направлением развития человеческих обществ. Этому подходу следовали классические эволюционисты, включая К. Маркса и марксистов, и в равной степени неоэволюционисты; и те и другие стремились выявить в развитии человеческих обществ и происходящих в них процессах изменений стадиальную последовательность. Во многих попытках стадиальной классификации обществ развитие техники и структурная дифференциация или сходные явления рассматривались в качестве фундаментальной проблемы сравнительного анализа. Типы изменений, которые действительно происходили в архаических и исторических обществах, отражали влияние разнообразного соединения различных тенденций (движений протеста, политической борьбы и строительства институтов). Кроме того, оказывали влияние внешние факторы — война, торговля и демографические изменения, а толчком к изменениям оказывалась структурная дифференциация. Т. Парсонс и Р. Белла рассматривали дифференциро-ванность общества в качестве важнейшего критерия его эволюции. По мнению Р. Беллы: Социология «Эволюцию следует определить как процесс возрастания дифференциации и усложнения организации, который обеспечивает организму, социальной системе или любому иному рассматриваемому образованию большую способность приспособления к среде, что в известном смысле делает их более автономными по отношению к своему окружению, чем были их менее сложные предки... Это не означает, что эволюция носит неизбежный характер или что более простые формы неизбежно должны исчезнуть»^. Обычно такая дифференциация трактуется в более широких эволюционных категориях как поступательное развитие, начиная с идеального типа первобытного общества или орды, в которых роли распределены и предписаны, а разделение труда базируется прежде всего на семейных и родственных ячейках. Развитие общества проходит через различные стадии специализации и дифференциации. В соответствии с этой точкой зрения специализация проявляется, во-первых, в той степени, в какой социальная и культурная деятельность центров, а также основные ресурсы (рабочая сила, экономические ресурсы) приверженность к политическому и культурному порядку) отрываются либо освобождаются от родственных территориальных или иных аскриптивных ячеек. Во-вторых, о проявлении структурной дифференциации можно говорить, когда все главные институциональные сферы формируют благодаря деятельности людей, занимающих ключевые позиции в каждой из этих сфер) свои собственные организационные ячейки и комплексы с присущими им особыми критериями деятельности. Так, возникают возможности для реализации разнообразных потенций: технические нововведения, культурное и религиозное творчество или расширение политической власти и участия. Т. Парсонс и Р. Белла выделяют следующие основные стадии дифференциации: первобытные общества, архаи- 1 Bellah R. Religious Evolution // American Sociological Review. Chicago, 1964. V. 29. June. P. 358-374.
|