Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В движении экономического цикла наблюдаются четыре последовательно проходящие фазы — «кризис», «депрессия», «оживление» и «подъем». 3 глава




Тем не менее они существенно отличаются от всех дру­гих общественных отношений по многим признакам. В основе различий, конечно же, объект отношений: поли­тическая власть, главным образом институты государ­ственной власти, связанные с ними политические ценно­сти. Участие или неучастие в политике, принятие или непринятие людьми господствующих ценностей, кон­фронтация или сотрудничество между членами общества,



Глава VIII. Политическая система


возникающие в ходе политического участия, политичес­кие требования или поддержка властей, политические ожидания и претензии — все это характеризует отноше­ние людей к государственной власти.

Существенный аспект отношений — разделение труда между группами, в том числе элитными, осуществляющими власть, и группами, в отношении которых власть осуществ­ляется. Отсюда постоянный водораздел между властвую­щими и подвластными. В орбите политических отноше­ний — распределение власти в обществе, наличие различных центров власти и взаимодействие между ними.

Политические отношения определяют и фиксируют по­ложение и роли социальных групп и индивидов в поли­тической жизни общества: в качестве субъекта или объекта властвования, господствующих или подчиненных, управ­ляющих или управляемых. Исторически сложились моде­ли отношений: господство, лидерство, управление, конт­роль.

В основе политических отношений лежат полити­ческие интересы, и в то же время отношения проявляются в форме интересов. Эта особенность делает их сферой формирования мотивационной базы политической актив­ности, равно как и отчужденности от политики. Ведь именно в политических отношениях заключены главные вопросы общественной жизни: кто властвует и управляет в обществе, в чьих интересах, как осуществляются власть и управление. Именно политические отношения обуслов­ливают возможность участия масс в управлении обще­ством и уровень эффективности влияния на принятие решений. Наконец, они образуют пространственно-вре­менную структуру политической реальности вообще.

Политические отношения складываются между субъек­тами различных уровней и подсистем политической жиз­ни. Соответственно они могут быть отношениями на мак­роуровне (общегосударственные, общепартийные), а также на региональном и местных уровнях.

Политические отношения дифференцируются по ви­дам субъектов — носителей —межклассовые, внут­риклассовые, межгосударственные, партийные и т. д.; по характеру и содержанию — отношения демократические,


Социология



авторитарные, конфронтационные, консенсусные и др.; по методам осуществления — насильственные и ненасиль­ственные; по ценностям, являющимся объектом взаимо­действия, — либеральные, социалистические, национали­стические и т. п. Однако конкретный анализ требует учитывать специфику тех отношений, в рамках которых осуществляется политическая деятельность.

Неотъемлемый компонент и фактор политических от­ношений — интересы. Будучи формой проявления отно­шений, политические интересы составляют автономную область общественной жизни. По своей природе они представляют концентрированное выражение социально-экономических интересов. Конкретное содержание поли­тических интересов — осознанное (обязательно в той или иной степени осознанное), обобщенное выражение по­требностей социальных групп в определенной политике и политических структурах как инструментах их реализа­ции.

Политические интересы такая же реальность, как и со­циально-экономические. Они выражают состояние зави­симости жизненного положения людей от деятельности власти, а также формируются в виде реакции на эти дей­ствия. Интересы характеризуют устойчивую ориентацию, вполне определенную направленность поведения соци­альных групп в сфере политических отношений. Скажем, ориентацию на поддержку проводимого государством кур­са в области внутренней и международной жизни страны или же, напротив, на его решительное отрицание; стрем­ление участвовать в разнообразных мероприятиях прави­тельства или же бойкотировать их.

Политический интерес сопряжен с осознанием челове­ком своего отношения к властям, к государству, к ценно­стям, которые считаются обязательными для всех.

В то же время политический интерес детерминирован положением субъекта в данной системе общественных отношений, его местом и ролью в ней. Отсюда его реаль­ность.

Политические интересы всегда общие. Они харак­теризуют в основе одинаковое положение определенных, главным образом больших, социальных групп (а не от­дельных индивидов) в политической жизни, фиксируют



Глава VIII. Политическая система


единое стремление сообществ людей к тому, что ими при­знается в данных условиях в политике за благо. Разумеет­ся, что общий интерес не существует вне групповых и индивидуальных. Его бытие — в интересах отдельных ли­деров и рядовых граждан, избирателей и избранных. Во­площенный в индивидуальных и групповых интересах об­щий политический интерес составляет источник мотивации любой политической позиции и активности, движущую силу последней. Значения интереса для поведе­ния политика четко сформулировано в изречении, припи­сываемом англичанину Палмерстону: «У нас нет вечных соперников и вечных врагов, вечны для нас только инте­ресы».

Смысл политической деятельности состоит в обобщении многообразных интересов и выработке на этой основе тех решений, той линии действия, которые должны быть об­щепризнанными. Политические интересы действуют и функционируют как обобщенные, генерализованные ин­тересы.

Интересы дифференцируются по временному критерию (перспективные, ближайшие, постоянные, текущие); по значимости — с точки зрения общепринятых ценностей (стратегические и тактические); наконец, опять же по субъекту-носителю (общеклассовые, групповые и т. д.).

Дифференциация политических интересов — не вопрос чисто теоретических рассуждений или умозрительных спе­куляций, а проблема, имеющая весьма существенное практическое значение. Грубые политические просчеты в деятельности правящих политических сил зачастую свя­заны с путаницей в вопросе о приоритетности интере­сов — перспективных или текущих, постоянных или вре­менных, общих или групповых.

Особый вопрос о том, какие (чьи) интересы вопло­щаются в существующих политических отношениях. В первую очередь, конечно, — ведущих социальных групп. Что же касается интересов широких масс, то они могут и не соответствовать господствующим политическим отно­шениям. Так, по крайней мере, происходит при любой диктатуре. Насильственное возведение групповых интере­сов узкой кучки власть предержащих в обязательные для всего населения обычно оказывается недолговечным. За


Социология



этим следует приведение политических отношений в со­ответствие с интересами народа, что и составляет сущ­ность массовых политических движений.

Сфера политики — это социальное пространство орга­низованных действий и взаимоотношений людей. Специ­фической формой организации выступают политические институты.

Понятие «политический институт» обозначает: 1) оп­ределенные группы людей, уполномоченные обществом выполнять социально-политически значимые, причем безличные, функции; 2) созданные в обществе организа­ции для выполнения людьми тех или иных необходимых функций; 3) совокупности материальных и иных средств деятельности, позволяющих представляющим общество организациям или группам лиц выполнять установленные политические функции; 4) совокупности политических ролей и норм, реализация которых имеет жизненно важ­ное значение для каких-то социальных групп или обще­ства в целом.

Словом, политический институт — это система учрежде­ний и организаций, упорядочивающих политические и дру­гие общественные отношения с помощью материальных и идеальных (символических) средств и на основе фиксирован­ных норм. Государство, его органы и учреждения, партии — суть политические институты. В отличие от социальных, политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление публичной вла­сти в обществе; служат удовлетворению политических потребностей и интересов; выполняют управленческие функции и выступают интегративным фактором, посколь­ку призваны поддерживать санкционированный обще­ством порядок, согласовывать интересы и регулировать возникающие социальные и политические конфликты.

Каждый политический институт, будь то учреждение государственной власти или общественно-политическое объединение, обладает специфическими элементами. К ним относятся оформленные цели (круг вопросов, состав­ляющих сферу его деятельности), функции и роли, выте­кающие из целей, средства (материальные, символические или идеальные), учреждения, санкции, применяемые как к субъектам — носителям институциональных функций,



Глава VIII. Политическая система


так к людям и объединениям, являющимся объектом воз­действия института.

Политические институты, как и политические от­ношения и интересы, изменяются вместе с изменением общественных организмов, которым они присущи, а так­же по мере понимания людьми природы и роли институ­тов в данной исторической ситуации.

Власть

Власть — это волевое отношение между людьми, при котором один человек воздействует на другого с целью заставить его поступать определенным образом. Власть есть влияние особого рода и эта особенность заключается в свойстве принудительности власти.

Власть обычно понимают как возможность контроли­ровать поведение нижестоящих. В этом подходе акценти­руется идея, что власть — это контроль.

Другая трактовка: власть — это элита, т. е. небольшая группа, имеющая доступ к авторитарным и контролиру­ющим позициям и монополизирующая привилегию при­нятия решений. В этой трактовке власть — это возмож­ность принятия решений. Когда говорят, что некто имеет власть, подразумевают, что он имеет доступ к принятию решений или, по крайней мере, влияние на принятие ре­шений. Власть всегда связывали с авторитетом, который означает право принимать "решения и контролировать.

Власть иногда рассматривалась как почти материаль­ный объект обладания, наравне, например, с товаром. Согласно такому представлению, в обществе существует некое определенное и ограниченное количество власти, и если одной группе ее достается насколько-то больше, сле­довательно, другие столько же теряют.

М. Вебер показал, что в стабильных общественных си­стемах легитимность господства является традиционной, легально-рациональной, опирающейся на законы, кон­ституции или привилегии.

Властью пользуются не только те стороны, которым это присуще по положению и согласно закону (принятие ре-


Социология



шений и осуществление контроля), но и те, кто оказыва­ют на них влияние и давление Структуры власти, пози­ция элиты, место и роль в обществе влиятельных людей, способных принимать важные решения, являются объек­том исследования многих ученых Даже в ситуации, ког­да система авторитетов слаба, а структура оказания влия­ния сильна, все равно пользование властью требует легитимации господства.

Если этого нет, решения власть имущих могут вос­приниматься как система принуждения. Легитимность должена быть обоснована, иначе власть будет казаться в глазах людей насилием и принуждением.

Необходимо, чтобы всем было очевидно, что решения принимаются теми, кто имеет на это право и владеет сим­волами авторитета. Остальные участники процесса приня­тия решения оказывают влияние и давление. Влияние, по мнению Дж. Б. Мэкки, — это выражение требования быть учтенным, услышанным, требования внимания к легитим­ным позициям и интересам представляемой группы. Дав­ление — это форсированное влияние на людей, принима­ющих решения, иногда с применением угроз им лично, их карьере, их окружению. Какая-то политическая группа может оказывать давление, угрожая также отказом в под­держке или передачей поддержки оппозиции. По этой трактовке, власть — это сочетание влияния, давления и авторитета для принятия, легитимации и осуществления решения.

Правительства и партии представляют собой организо­ванную и легитимную структуру, имеющую право прини­мать решения. Хорошим противовесом концентрирован­ной власти, и как крайний случай — тоталитаризму, является плюралистическое общество, в котором суще­ствует несколько источников власти помимо государства и в котором возможно соединение разных групп в разных сочетаниях — в конфликтных ситуациях и в борьбе за те или иные цели.

В истинно демократическом обществе, в обществе, в котором у всех его членов есть возможность разными пу­тями влиять на принятие решения, должны существовать посреднические политические организации, предлагаю­щие гражданам свободное членство и дающие им возмож-



Глава VIII. Политическая система


ность участвовать в политической конкуренции, претен­довать на должности и получать их.

Любая социальная ценность или общий интерес дела­ют возможным объединение людей и позволяют им в слу­чае надобности оказывать давление на авторитеты. Доб­ровольные гражданские организации, такие как торговые палаты, профсоюзы, даже организации пенсионеров и т. п. («параполитические») могут быть значительными источ­никами власти.

Наиболее существенной чертой демократической сис­темы (лат. demos — народ, kratos — власть) является выбор­ность. Это значит, что люди, принимающие решения и наделенные властью, избираются голосованием. Несмот­ря на этот демократический принцип, и в данном случае рождается и развивается элита власти, контролирующая «демос», избравший ее. Гаэтано Моска писал, что каждым обществом всегда и везде правил контролирующий соци­альный класс. Такой правящий класс легализирует свою власть опираясь на ценности, актуальные для данной культуры; считалось, что короли правят по воле Бога, а президенты, избранные на выборах, — по воле народа.

В. Парето также считал наличие правящего класса само собой разумеющимся. Он посвятил свои исследования выборности и сменяемости элиты, так сказать, «обороту элиты». Он рассматривал значение открытых и закрытых элит. По В. Парето, никакая элита не имеет монополии на ум и способности, однако для поддержания стабильности политического процесса и гарантии «здорового» руковод­ства необходимо, чтобы элита могла получать все луч­шее — талантливое и творческое — извне. Элита всегда склонна к закрытости и никогда не уступает достигнутых привилегий

Интересен вопрос о соотношении элиты и аристо­кратии. Если исходить из традиционного определения аристократии как «родовой знати», то едва ли это явление так уж актуально для современного общества. Хотя, как известно, слово «аристократ» давно получило переносное значение как выражение чего-то высшего, утонченного, рафинированного: ср. «аристократ духа», «он настоящий аристократ», «она просто аристократка» («настоящий» — как раз и значит «не настоящий по происхождению», т. е.


Социология



 


I


выглядящий как аристократ). В прямом значении «арис­тократия» — это потомки родовой знати (в России — рус­ских дворян), а в переносном — люди любой социальной группы, отвечающие столь высоким моральным, а иногда и просто поведенческим критериям.

Что касается элиты, то, как уже было сказано выше, су­ществует концепция множества элит: политическая, эко­номическая, административная, военная, религиозная, научная, культурная. Понятно, что в современном обще­стве не только потомки «родовой знати» имеют шанс по­пасть в элиту. Хотя в прошлом столетии это было именно так: доступ к образованию, к вершинам искусства, вооб­ще к духовным достижениям обеспечивал и вход в элиту.

В целом же вопрос о соотношении аристократии и эли­ты может быть отдельным объектом социологического исследования.

Роберт Михельс показал, что руководство необходимо каждой группе, которая организуется для коллективной деятельности, так как всегда возникает необходимость распределения труда с тем, чтобы функции, предпо­лагающие особые умения и знания, были бы поручены от имени группы наиболее компетентным ее членам. В этом процессе и возникают роли руководителей.

Руководители специализируются на выполнении таких обязанностей, о которых другие знают очень мало, и дан­ное умение, а со временем и опыт выделяют этих членов общества. Концентрация в руках руководителей больших обязанностей, но и больших же прав, таких, которых нет у других членов общества, приводит к такому явлению, как «власть немногих» (олигархии), действия которых уже практически неподконтрольны.

Социум способствует укреплению олигархии, неглас­но соглашаясь с тем, что распределение труда и специа­лизация социальных ролей в индустриальном современ­ном обществе неизбежны, отсюда как следствие — неизбежность растущей власти руководителей.

Денис Ронг (Denis Wrong) определяет власть как воз­можность и способность для определенных личностей оказывать намеренное и ожидаемое влияние на других членов общества. Это близко к определению М. Вебера, в котором отмечается возможность одного человека или



Глава VIII. Политическая система


некоторых людей осуществлять свою волю в социальной деятельности, несмотря даже на сопротивление других участников этой деятельности. Упоминание «сопротивле­ния» говорит о том, что власть — это принуждение или даже возможность налагать наказание. По мнению Д. Рон-га, понятие «власть» неоднородно, оно включает в себя насилие, манипуляции, убеждение и авторитет.

Видов общественной власти множество: экономи­ческая, социальная, политическая, духовная, военная, се­мейная, национальная и др. Источниками власти могут быть сила, богатство, информация, знания, занимаемая должность и пр.

Убеждение и принуждение как средство, механизмы ре­ализации воли политически господствующей силы в ре­альной практике политического процесса выступают в сочетании, взаимодействии, образуют единство, которое в конкретно-исторической фазе развития может нару­шаться, в результате чего превалирует метод убеждения или принуждения. В зависимости от доминирующей роли убеждения или принуждения выделяют основные формы существования и функционирования политической влас­ти: тоталитарная, авторитарная, демократическая, — ба­зирующиеся на отношениях зависимости, независимости и взаимозависимости политических субъектов, которые, в свою очередь, порождают различные модификации этих трех основных форм.

Политическая власть структурируется по разным осно­ваниям, в результате чего выделяются конкретные ее виды. В первую очереди это власть политико-государственная и политико-негосударственная (власть политических партий, общественно-политических организаций и дви­жений, власть органов местного самоуправления и т. п.). Во-вторых, каждый из институтов политической власти внутренне расчленяется на отдельные свои составляющие, элементы. Так, государственная власть делится на зако­нодательную, исполнительную и судебную. В-третьих, выделяют разные уровни власти: федеральный, региональ­ный и местный. В целом, политическая власть сводит во­едино интересы всех людей данного общества в интеграль­ное системное качество.


Социология



 


I,


Политическая система

Понятие политической системы

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального орга­низма. Этот механизм именуется политической системой.

Политическая система — это целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ро­лей, отношений, процессов, принципов политической органи­зации общества, подчиненных кодексу политических, соци­альных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического ре­жима конкретного общества. Политическая система вклю­чает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание по­литических процессов, включающих институционализа-цию власти, состояние политической деятельности, уро­вень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политичес­ких отношений.

Политическая система представляет собой одну из ча­стей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социаль­ной, экономической, идеологической, этической, право­вой, культурной, религиозной образующими ее обще­ственное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (де­мографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим оружием. Центральное поло­жение политической системы в этой структуре ее внеш­него и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью са­мой политики.

Политическая система конкретного общества опреде­ляется его классовой природой, социальным строем, фор­мой правления (парламентского, президентского и т. п.), типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного,



Глава VIII. Политическая система


деспотического и др.), социально-политических от­ношений (стабильных или нет, умеренно- или остро-кон­фликтных либо консенсунсных и т. п.), политико-правово­го статуса государства (конституционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в об­ществе (сравнительно открытых либо закрытых), ис­торическим типом государственности (централистским, с иерархическими бюрократическими структурами, и т. п.), исторической и национальной традицией уклада полити­ческой жизни (политически активным или пассивным на­селением, с кровно-родственными связями или без них, с развитыми или неразвитыми гражданскими отношения­ми и т. д.).

Политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослаб­ления других систем (деспотический и тоталитарный тип политической системы) и быть достаточно жизнеспособ­ной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других систем общества.

Политическая система существует в политическом про­странстве общества, которое имеет территориальное изме­рение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В этом смысле будут различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций (партий, общественных организаций), действия политических ин­ститутов (власти политического центра и местного само­управления), границ политического и экономического управления, сферы политической жизни общества и лич­ной жизни человека и т. д. Определение границ различно­го рода функциональных пространств политической сис­темы — ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в конституции, законе), эта фиксация со­ставляет одну из задач демократического процесса, опре­деляющего прерогативы власти, партий, органов управле­ния и др. элементов политической системы, а также отношении между ними, включая такие существенные


Социология



взаимодействия, как согласование управления и само­управления, пространства централизованной концентри­рованной власти и децентрализованной, и т. д.

Существование политической системы во времени ха­рактеризуется как процесс изменения, развития или де­градации политических отношений и институтов. Он включает исторический масштаб смены форм власти, ста­новления государства какого-либо нового типа, например переход от политической системы феодального общества (с отношениями личной зависимости, деспотическим аб­солютизмом, централизованной бюрократией монархи­ческого центра) к политической системе буржуазного об­щества (с обезличенной системой аппаратов управления, демократическими институтами и т. д.). Исторический процесс эволюции политической системы включает ряд закономерностей: тенденции концентрации и деконцен-трации власти, ее централизации и децентрализации, борьбу этих тенденций, которая завершается на рубеже эпохи при смене формаций кризисом централизма, децен­трализацией власти и новым циклом противоречий этих двух начал (при переходе от античных империй к ранней феодальной раздробленности, от феодальных монархий к буржуазному государству, от империализма (конец XIX — первая половина XX в.) к прогрессу демократизации), об­щий процесс усложнения системы и ее подсистем (появ­ление и умножение партий, развитие ассоциаций и т. п.); формализацию системы, ее юридическое оформление, расширение политического участия, т. е. более полное включение членов общества в политическую жизнь, в ча­стности формирование демократических институтов, все­общие и прямые выборы, самоуправление и пр., более полное сочетание гражданских и политических отноше­ний; реорганизацию отношений власти и народа (переход от командно-приказных деспотических и конфликтных отношений сверху вниз к договорным конституционным и консенсусным); развитие конституционного процесса и системы суверенитетов (власти, народа, права, государ­ственно-территориальных образований и пр.); формиро­вание в структуре политической системы массовых про­цессов (крупных политических мобилизаций в поддержку общественных преобразований или против них, в перио-



Глава VIII. Политическая система


ды выборов и т. д.). Разрастание аппаратов управления, органов принуждения, армии, пропагандистских, образовательных, воспитательных учреждений, осуществ­ляющих политическую социализацию и пр.), развитие ас­социативных форм политической жизни — формирование различных групп единомышленников, союзов, народных движений и т. п.

Конкретные пути эволюции политической системы различны в разные эпохи и в разных обществах. Однако принцип ее пространственно-временных изменений по­стоянен. Такими же постоянными являются принципы ее организации, или принципы политической организации общества. Политическая система в каждый данный мо­мент или период ее истории представляется как конкрет­ная политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От состояния общественных отно­шений, уровня развития общества зависит, будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а следовательно, бу­дет ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм политической системы отличен от нестабиль­ности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в смешанных организационных системах и реагировать на эти изменения. Жесткие статичные систе­мы неизбежно вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт, прибегать к наси­лию и выживать в конечном счете за счет общества.

В древности в отдельных регионах подобные системы (деспотического азиатского типа, связанные с так назы­ваемым азиатским способом производства) существовали неограниченно долго и разрушились главным образом в результате нашествий извне и гибели государства. В Но­вое время срок жизни таких систем, как правило, очень ограничен и завершается общественными и политически­ми кризисами, революциями или глубокими реформами. Ускорение исторического процесса и глубокие преобразо­вания материальной и духовной жизни современного че­ловечества привели к образованию нового динамичного типа политической организации общества с более свобод­ными отношениями между частями и элементами поли­тической системы.


Социология



Политическая система также представляет собой про­цесс политических отношений и политической деятельно­сти и их институционализации, так как неинституциональ­ные формы политической жизни (группы по интересам, инициативные движения, самоуправление разных видов и т. п.) в процессе их самоорганизации неизбежно выделя­ют управляющие центры, лидеров, их окружение, форми­руют правила поведения и институциональные органы. Процесс институционализации включает формирование и поддержание центров власти. Политическая система обеспечивает их связь с функциональной политической периферией.

Политическая система структурна, т. е. включает час­ти или подсистемы разной сложности, их элементы и от­ношения между ними. Политическая система складыва­ется из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных — высшего или вер­хнего (макроуровень), среднего или промежуточного (ме-зоуровень) и неинституционального — нижнего, массово­го (микроуровень). В свою очередь они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты по­литических отношений (руководителей, правящих) и но­сителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...