В движении экономического цикла наблюдаются четыре последовательно проходящие фазы — «кризис», «депрессия», «оживление» и «подъем». 3 глава
Тем не менее они существенно отличаются от всех других общественных отношений по многим признакам. В основе различий, конечно же, объект отношений: политическая власть, главным образом институты государственной власти, связанные с ними политические ценности. Участие или неучастие в политике, принятие или непринятие людьми господствующих ценностей, конфронтация или сотрудничество между членами общества, Глава VIII. Политическая система
Существенный аспект отношений — разделение труда между группами, в том числе элитными, осуществляющими власть, и группами, в отношении которых власть осуществляется. Отсюда постоянный водораздел между властвующими и подвластными. В орбите политических отношений — распределение власти в обществе, наличие различных центров власти и взаимодействие между ними. Политические отношения определяют и фиксируют положение и роли социальных групп и индивидов в политической жизни общества: в качестве субъекта или объекта властвования, господствующих или подчиненных, управляющих или управляемых. Исторически сложились модели отношений: господство, лидерство, управление, контроль. В основе политических отношений лежат политические интересы, и в то же время отношения проявляются в форме интересов. Эта особенность делает их сферой формирования мотивационной базы политической активности, равно как и отчужденности от политики. Ведь именно в политических отношениях заключены главные вопросы общественной жизни: кто властвует и управляет в обществе, в чьих интересах, как осуществляются власть и управление. Именно политические отношения обусловливают возможность участия масс в управлении обществом и уровень эффективности влияния на принятие решений. Наконец, они образуют пространственно-временную структуру политической реальности вообще.
Политические отношения складываются между субъектами различных уровней и подсистем политической жизни. Соответственно они могут быть отношениями на макроуровне (общегосударственные, общепартийные), а также на региональном и местных уровнях. Политические отношения дифференцируются по видам субъектов — носителей —межклассовые, внутриклассовые, межгосударственные, партийные и т. д.; по характеру и содержанию — отношения демократические, Социология
Неотъемлемый компонент и фактор политических отношений — интересы. Будучи формой проявления отношений, политические интересы составляют автономную область общественной жизни. По своей природе они представляют концентрированное выражение социально-экономических интересов. Конкретное содержание политических интересов — осознанное (обязательно в той или иной степени осознанное), обобщенное выражение потребностей социальных групп в определенной политике и политических структурах как инструментах их реализации. Политические интересы такая же реальность, как и социально-экономические. Они выражают состояние зависимости жизненного положения людей от деятельности власти, а также формируются в виде реакции на эти действия. Интересы характеризуют устойчивую ориентацию, вполне определенную направленность поведения социальных групп в сфере политических отношений. Скажем, ориентацию на поддержку проводимого государством курса в области внутренней и международной жизни страны или же, напротив, на его решительное отрицание; стремление участвовать в разнообразных мероприятиях правительства или же бойкотировать их.
Политический интерес сопряжен с осознанием человеком своего отношения к властям, к государству, к ценностям, которые считаются обязательными для всех. В то же время политический интерес детерминирован положением субъекта в данной системе общественных отношений, его местом и ролью в ней. Отсюда его реальность. Политические интересы всегда общие. Они характеризуют в основе одинаковое положение определенных, главным образом больших, социальных групп (а не отдельных индивидов) в политической жизни, фиксируют Глава VIII. Политическая система
Смысл политической деятельности состоит в обобщении многообразных интересов и выработке на этой основе тех решений, той линии действия, которые должны быть общепризнанными. Политические интересы действуют и функционируют как обобщенные, генерализованные интересы. Интересы дифференцируются по временному критерию (перспективные, ближайшие, постоянные, текущие); по значимости — с точки зрения общепринятых ценностей (стратегические и тактические); наконец, опять же по субъекту-носителю (общеклассовые, групповые и т. д.).
Дифференциация политических интересов — не вопрос чисто теоретических рассуждений или умозрительных спекуляций, а проблема, имеющая весьма существенное практическое значение. Грубые политические просчеты в деятельности правящих политических сил зачастую связаны с путаницей в вопросе о приоритетности интересов — перспективных или текущих, постоянных или временных, общих или групповых. Особый вопрос о том, какие (чьи) интересы воплощаются в существующих политических отношениях. В первую очередь, конечно, — ведущих социальных групп. Что же касается интересов широких масс, то они могут и не соответствовать господствующим политическим отношениям. Так, по крайней мере, происходит при любой диктатуре. Насильственное возведение групповых интересов узкой кучки власть предержащих в обязательные для всего населения обычно оказывается недолговечным. За Социология
Сфера политики — это социальное пространство организованных действий и взаимоотношений людей. Специфической формой организации выступают политические институты. Понятие «политический институт» обозначает: 1) определенные группы людей, уполномоченные обществом выполнять социально-политически значимые, причем безличные, функции; 2) созданные в обществе организации для выполнения людьми тех или иных необходимых функций; 3) совокупности материальных и иных средств деятельности, позволяющих представляющим общество организациям или группам лиц выполнять установленные политические функции; 4) совокупности политических ролей и норм, реализация которых имеет жизненно важное значение для каких-то социальных групп или общества в целом. Словом, политический институт — это система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных (символических) средств и на основе фиксированных норм. Государство, его органы и учреждения, партии — суть политические институты. В отличие от социальных, политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление публичной власти в обществе; служат удовлетворению политических потребностей и интересов; выполняют управленческие функции и выступают интегративным фактором, поскольку призваны поддерживать санкционированный обществом порядок, согласовывать интересы и регулировать возникающие социальные и политические конфликты.
Каждый политический институт, будь то учреждение государственной власти или общественно-политическое объединение, обладает специфическими элементами. К ним относятся оформленные цели (круг вопросов, составляющих сферу его деятельности), функции и роли, вытекающие из целей, средства (материальные, символические или идеальные), учреждения, санкции, применяемые как к субъектам — носителям институциональных функций, Глава VIII. Политическая система
Политические институты, как и политические отношения и интересы, изменяются вместе с изменением общественных организмов, которым они присущи, а также по мере понимания людьми природы и роли институтов в данной исторической ситуации. Власть Власть — это волевое отношение между людьми, при котором один человек воздействует на другого с целью заставить его поступать определенным образом. Власть есть влияние особого рода и эта особенность заключается в свойстве принудительности власти. Власть обычно понимают как возможность контролировать поведение нижестоящих. В этом подходе акцентируется идея, что власть — это контроль. Другая трактовка: власть — это элита, т. е. небольшая группа, имеющая доступ к авторитарным и контролирующим позициям и монополизирующая привилегию принятия решений. В этой трактовке власть — это возможность принятия решений. Когда говорят, что некто имеет власть, подразумевают, что он имеет доступ к принятию решений или, по крайней мере, влияние на принятие решений. Власть всегда связывали с авторитетом, который означает право принимать "решения и контролировать. Власть иногда рассматривалась как почти материальный объект обладания, наравне, например, с товаром. Согласно такому представлению, в обществе существует некое определенное и ограниченное количество власти, и если одной группе ее достается насколько-то больше, следовательно, другие столько же теряют.
М. Вебер показал, что в стабильных общественных системах легитимность господства является традиционной, легально-рациональной, опирающейся на законы, конституции или привилегии. Властью пользуются не только те стороны, которым это присуще по положению и согласно закону (принятие ре- Социология
Если этого нет, решения власть имущих могут восприниматься как система принуждения. Легитимность должена быть обоснована, иначе власть будет казаться в глазах людей насилием и принуждением. Необходимо, чтобы всем было очевидно, что решения принимаются теми, кто имеет на это право и владеет символами авторитета. Остальные участники процесса принятия решения оказывают влияние и давление. Влияние, по мнению Дж. Б. Мэкки, — это выражение требования быть учтенным, услышанным, требования внимания к легитимным позициям и интересам представляемой группы. Давление — это форсированное влияние на людей, принимающих решения, иногда с применением угроз им лично, их карьере, их окружению. Какая-то политическая группа может оказывать давление, угрожая также отказом в поддержке или передачей поддержки оппозиции. По этой трактовке, власть — это сочетание влияния, давления и авторитета для принятия, легитимации и осуществления решения. Правительства и партии представляют собой организованную и легитимную структуру, имеющую право принимать решения. Хорошим противовесом концентрированной власти, и как крайний случай — тоталитаризму, является плюралистическое общество, в котором существует несколько источников власти помимо государства и в котором возможно соединение разных групп в разных сочетаниях — в конфликтных ситуациях и в борьбе за те или иные цели. В истинно демократическом обществе, в обществе, в котором у всех его членов есть возможность разными путями влиять на принятие решения, должны существовать посреднические политические организации, предлагающие гражданам свободное членство и дающие им возмож- Глава VIII. Политическая система
Любая социальная ценность или общий интерес делают возможным объединение людей и позволяют им в случае надобности оказывать давление на авторитеты. Добровольные гражданские организации, такие как торговые палаты, профсоюзы, даже организации пенсионеров и т. п. («параполитические») могут быть значительными источниками власти. Наиболее существенной чертой демократической системы (лат. demos — народ, kratos — власть) является выборность. Это значит, что люди, принимающие решения и наделенные властью, избираются голосованием. Несмотря на этот демократический принцип, и в данном случае рождается и развивается элита власти, контролирующая «демос», избравший ее. Гаэтано Моска писал, что каждым обществом всегда и везде правил контролирующий социальный класс. Такой правящий класс легализирует свою власть опираясь на ценности, актуальные для данной культуры; считалось, что короли правят по воле Бога, а президенты, избранные на выборах, — по воле народа. В. Парето также считал наличие правящего класса само собой разумеющимся. Он посвятил свои исследования выборности и сменяемости элиты, так сказать, «обороту элиты». Он рассматривал значение открытых и закрытых элит. По В. Парето, никакая элита не имеет монополии на ум и способности, однако для поддержания стабильности политического процесса и гарантии «здорового» руководства необходимо, чтобы элита могла получать все лучшее — талантливое и творческое — извне. Элита всегда склонна к закрытости и никогда не уступает достигнутых привилегий Интересен вопрос о соотношении элиты и аристократии. Если исходить из традиционного определения аристократии как «родовой знати», то едва ли это явление так уж актуально для современного общества. Хотя, как известно, слово «аристократ» давно получило переносное значение как выражение чего-то высшего, утонченного, рафинированного: ср. «аристократ духа», «он настоящий аристократ», «она просто аристократка» («настоящий» — как раз и значит «не настоящий по происхождению», т. е. Социология
выглядящий как аристократ). В прямом значении «аристократия» — это потомки родовой знати (в России — русских дворян), а в переносном — люди любой социальной группы, отвечающие столь высоким моральным, а иногда и просто поведенческим критериям. Что касается элиты, то, как уже было сказано выше, существует концепция множества элит: политическая, экономическая, административная, военная, религиозная, научная, культурная. Понятно, что в современном обществе не только потомки «родовой знати» имеют шанс попасть в элиту. Хотя в прошлом столетии это было именно так: доступ к образованию, к вершинам искусства, вообще к духовным достижениям обеспечивал и вход в элиту. В целом же вопрос о соотношении аристократии и элиты может быть отдельным объектом социологического исследования. Роберт Михельс показал, что руководство необходимо каждой группе, которая организуется для коллективной деятельности, так как всегда возникает необходимость распределения труда с тем, чтобы функции, предполагающие особые умения и знания, были бы поручены от имени группы наиболее компетентным ее членам. В этом процессе и возникают роли руководителей. Руководители специализируются на выполнении таких обязанностей, о которых другие знают очень мало, и данное умение, а со временем и опыт выделяют этих членов общества. Концентрация в руках руководителей больших обязанностей, но и больших же прав, таких, которых нет у других членов общества, приводит к такому явлению, как «власть немногих» (олигархии), действия которых уже практически неподконтрольны. Социум способствует укреплению олигархии, негласно соглашаясь с тем, что распределение труда и специализация социальных ролей в индустриальном современном обществе неизбежны, отсюда как следствие — неизбежность растущей власти руководителей. Денис Ронг (Denis Wrong) определяет власть как возможность и способность для определенных личностей оказывать намеренное и ожидаемое влияние на других членов общества. Это близко к определению М. Вебера, в котором отмечается возможность одного человека или Глава VIII. Политическая система
Видов общественной власти множество: экономическая, социальная, политическая, духовная, военная, семейная, национальная и др. Источниками власти могут быть сила, богатство, информация, знания, занимаемая должность и пр. Убеждение и принуждение как средство, механизмы реализации воли политически господствующей силы в реальной практике политического процесса выступают в сочетании, взаимодействии, образуют единство, которое в конкретно-исторической фазе развития может нарушаться, в результате чего превалирует метод убеждения или принуждения. В зависимости от доминирующей роли убеждения или принуждения выделяют основные формы существования и функционирования политической власти: тоталитарная, авторитарная, демократическая, — базирующиеся на отношениях зависимости, независимости и взаимозависимости политических субъектов, которые, в свою очередь, порождают различные модификации этих трех основных форм. Политическая власть структурируется по разным основаниям, в результате чего выделяются конкретные ее виды. В первую очереди это власть политико-государственная и политико-негосударственная (власть политических партий, общественно-политических организаций и движений, власть органов местного самоуправления и т. п.). Во-вторых, каждый из институтов политической власти внутренне расчленяется на отдельные свои составляющие, элементы. Так, государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. В-третьих, выделяют разные уровни власти: федеральный, региональный и местный. В целом, политическая власть сводит воедино интересы всех людей данного общества в интегральное системное качество. Социология
Политическая система Понятие политической системы Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой. Политическая система — это целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализа-цию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений. Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной, религиозной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим оружием. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики. Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т. п.), типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного, Глава VIII. Политическая система
Политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других систем общества. Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В этом смысле будут различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций (партий, общественных организаций), действия политических институтов (власти политического центра и местного самоуправления), границ политического и экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни человека и т. д. Определение границ различного рода функциональных пространств политической системы — ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в конституции, законе), эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и др. элементов политической системы, а также отношении между ними, включая такие существенные Социология
Существование политической системы во времени характеризуется как процесс изменения, развития или деградации политических отношений и институтов. Он включает исторический масштаб смены форм власти, становления государства какого-либо нового типа, например переход от политической системы феодального общества (с отношениями личной зависимости, деспотическим абсолютизмом, централизованной бюрократией монархического центра) к политической системе буржуазного общества (с обезличенной системой аппаратов управления, демократическими институтами и т. д.). Исторический процесс эволюции политической системы включает ряд закономерностей: тенденции концентрации и деконцен-трации власти, ее централизации и децентрализации, борьбу этих тенденций, которая завершается на рубеже эпохи при смене формаций кризисом централизма, децентрализацией власти и новым циклом противоречий этих двух начал (при переходе от античных империй к ранней феодальной раздробленности, от феодальных монархий к буржуазному государству, от империализма (конец XIX — первая половина XX в.) к прогрессу демократизации), общий процесс усложнения системы и ее подсистем (появление и умножение партий, развитие ассоциаций и т. п.); формализацию системы, ее юридическое оформление, расширение политического участия, т. е. более полное включение членов общества в политическую жизнь, в частности формирование демократических институтов, всеобщие и прямые выборы, самоуправление и пр., более полное сочетание гражданских и политических отношений; реорганизацию отношений власти и народа (переход от командно-приказных деспотических и конфликтных отношений сверху вниз к договорным конституционным и консенсусным); развитие конституционного процесса и системы суверенитетов (власти, народа, права, государственно-территориальных образований и пр.); формирование в структуре политической системы массовых процессов (крупных политических мобилизаций в поддержку общественных преобразований или против них, в перио- Глава VIII. Политическая система
Конкретные пути эволюции политической системы различны в разные эпохи и в разных обществах. Однако принцип ее пространственно-временных изменений постоянен. Такими же постоянными являются принципы ее организации, или принципы политической организации общества. Политическая система в каждый данный момент или период ее истории представляется как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а следовательно, будет ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм политической системы отличен от нестабильности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в смешанных организационных системах и реагировать на эти изменения. Жесткие статичные системы неизбежно вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать в конечном счете за счет общества. В древности в отдельных регионах подобные системы (деспотического азиатского типа, связанные с так называемым азиатским способом производства) существовали неограниченно долго и разрушились главным образом в результате нашествий извне и гибели государства. В Новое время срок жизни таких систем, как правило, очень ограничен и завершается общественными и политическими кризисами, революциями или глубокими реформами. Ускорение исторического процесса и глубокие преобразования материальной и духовной жизни современного человечества привели к образованию нового динамичного типа политической организации общества с более свободными отношениями между частями и элементами политической системы. Социология
Политическая система структурна, т. е. включает части или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных — высшего или верхнего (макроуровень), среднего или промежуточного (ме-зоуровень) и неинституционального — нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений (руководителей, правящих) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|