Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В движении экономического цикла наблюдаются четыре последовательно проходящие фазы — «кризис», «депрессия», «оживление» и «подъем». 7 глава





455 Глава IX. Религия

Подобным же образом важным элементом религиозной практики может быть и путешествие в пространстве. Речь идет о паломничестве. Идея паломничества заключается в восстановлении контакта со священными местами, ко­торые ассоциируются с жизнью тех или иных почитаемых святыми личностей и поэтому рассматриваются как пун­кты взаимодействия между Абсолютом и миром. Такими священными местами в различных религиях считаются Иерусалим, Мекка и Бенарес. Кроме того, местами палом­ничества являются гробницы святых. Особенное значение придается паломничеству в Индии, на Дальнем Востоке и в исламских странах. Оно широко практиковалось в сред­ние века и в христианстве, хотя в настоящее время христи­анское паломничество в значительной степени утратило популярность.

Богослужение и медитативная практика в различных религиозных традициях опираются на использование спе­циальных средств внешнего выражения и символов. Для всех исторических религий характерно строительство осо­бого рода зданий, в которых совершаются богослуже­ния, — церквей, мечетей, храмов, синагог, пагод и т. д. По­добные здания не просто рассматриваются как место для проведения богослужений — часто они считаются сами по себе священными местами, посещение которых уже есть как бы в миниатюре акт паломничества.

В таких зданиях обычно находятся скульптурные или живописные образы божеств или иные объекты поклоне­ния, например, копии священных текстов, и т. п. Подоб­ные объекты можно также обнаружить в домах верующих. Для индуизма в особенности большое значение имеет вера в образ как в конкретную реализацию символизируемого им бога. К статуям богов относятся с величайшим почте­нием, соблюдая тщательно разработанные правила свя­щенного этикета: ежедневно их поднимают с ложа, купа­ют и «кормят» специально приготовленной пищей, на ночь укладывают спать. В православии и католицизме осо­бо почитаются иконы, рассматриваемые как своего рода «окна» в небесный мир и каналы, по которым с ним осу­ществляется связь. Однако некоторые религии, прежде всего иудаизм, ислам, а также ряд христианских сект счи­тают почитание изображений невидимого Бога кощун­ством и идолопоклонничеством.


Социология



Такие взгляды нашли свое выражение в иконоборчестве (например, иконоборческое движение в византийском православии; иконоборчество протестантов в годы Рефор­мации в Женеве, Англии и Шотландии). В исламе иконо­борчество возникло после проникновения исламских верований в страны, где изображения богов были тради­ционной нормой, например, в Индию (с XI в.). Иконобор­чество было составной частью программы реформ, про­возглашенных восставшими тайпинами в центральном Китае (1850-е гг.).

Имеются и другие разнообразные вспомогательные средства, используемые в богослужении. Например, чет­ки, впервые возникшие в вайшнавитском (индусском) богослужении, в дальнейшем были позаимствованы буд­дизмом и распространились на Запад — в ислам, хрис­тианство и иудаизм. Духовные диаграммы — мандалы — были существенным атрибутом индийской йоги и тантри­ческой медитации. В исламе специальный молитвенный коврик очерчивает священное пространство, в котором пребывает молящийся. Этот коврик расположен так, что­бы молящийся был обращен лицом в сторону Мекки, что помогает восстановить духовную связь верующего с тра­дицией Мухаммада, для которой Мекка представляет со­бой пункт взаимодействия между Богом и человеческим миром.

Еще одно вспомогательное средство богослужения — тексты писаний. Священная книга Гуру Грантх Сахиб за­нимает центральное место в сикхском храме, как и Тора — в синагоге. Тексты из Корана украшают стены любой ме­чети. Тексты из Трипитаки или других писаний иногда можно встретить в буддийских святилищах.

Поскольку музыка и танцы обладают способностью пробуждать и выражать человеческие эмоции, а также воплощать на чувственном уровне глубинное содержание религиозных верований, они играют важную роль во мно­гих религиях. К примеру, известно, что музыка и танцы широко используются в шаманической практике, на танцевальных ритмах основана техника достижения экста­за у «пляшущих дервишей» (суфийский орден мевлеви). Ведическая традиция отличается тем, что здесь пение вы­ражает ощущение таинственного могущества Брахмы; пе-


457 Глава IX. Религия

ние гимнов и выступления храмовых танцоров составля­ют характерную черту индуизма. Полифоническая музы­ка средневековых христианских богослужений пробуждала у верующих ощущение иерархичности божественного тво­рения, тогда как хоровое пение в протестантских церквах выражает единодушную веру и чувство равенства моля­щихся перед Богом. В китайской традиции музыка звала к установлению гармонии с природой, которой стремил­ся достигнуть мудрец-даос.

Формы распространения религии

Многие традиционные религии ориентированы прежде всего на потребности и обычаи конкретного общества или общины. Индуизм, к примеру, представляет собой рели­гиозное обрамление индусского общества. Большинство национальных и этнических религий служат только тем обществам, которыми они порождены. Синтоизм обращен к японцам. Иудаизм, несмотря на то, что он претерпел ряд изменений, с древних времен апеллирует прежде всего к еврейскому народу.

Однако другие религии — прежде всего, буддизм, хри­стианство и ислам — характеризуются осознанным стрем­лением к миссионерству и оказали мощное влияние на множество культур. Буддизм с самого начала занимал прагматическую позицию по отношению к у местной культуре: прежние божества были не отброшены, а всего лишь переинтерпретированы, тоже касалось прежних ве­рований и ценностей. Такая «гибкость в средствах» (upaya), будучи частью теории буддизма, в значительной степени облегчала задачу миссионеров, помогая им адап­тироваться в своей деятельности к традиционным культу­рам Китая, Японии и Тибета.

Средневековое христианское миссионерство было представлено в основном деятельностью ряда монашеских поселений в кельтской, германской и славянской Европе. Затем монашеские ордена римско-католической церкви и протестантские священнослужители распространяли хри­стианскую веру в Латинской Америке и Африке и пыта-


Социология



лись проникнуть в Азию. Эти попытки опирались преж­де всего на проповедь как на главное средство пропаган­ды религиозных идей. Часто деятельность миссионеров по насаждению христианства дополнялась усилиями по раз­витию системы общеобразовательных школ, устройству больниц и приютов. Школы, больницы, издательства и тому подобные учреждения служат мощным средством евангелизации стран третьего мира. Свою роль в этом сыграли также колониализм и развитие торговли.

Распространение ислама шло двумя путями: парал­лельно с военным вторжением арабов и благодаря пропо­ведям и личному примеру мусульман, особенно членов суфийских орденов. Суфийские миссионеры и купцы-му­сульмане послужили важным фактором в исламизации части полуострова Индостан, Индонезии и Западной Аф­рики.

Ёо многих религиях значимой формой распростра­нения становится религиозное образование. Монахи, священнослужители и теологи создают пои местных и трансляции религиозного знания. В традиционных, доин-дустриальных обществах подобные школы зачастую были единственной возможностью получить образование. Мно­гие крупные университеты возникли как религиозные учебные заведения: католический университет в Париже, буддийский университет Наланда в Индии, исламский Аль-Азхар в Каире. С точки зрения конфуцианства, уче­ба рассматривалась как самый важный аспект религиоз­ной деятельности: вступление в мандаринат было связа­но с глубоким изучением конфуцианской классики.

Распространение религии зачастую осуществляется также в форме благотворительности. Джайнизм прак­тикует строительство специальных лечебниц для жи­вотных. Буддийские монахи традиционно оказывают по­мощь больным и путешествующим. Некоторые христианские ордена содержат больницы и помогают малоимущим.



Глава IX. Религия


Институциональная организация религии

Ядро религия как системы составляют посредники в общении с сакральным, начиная с шаманов, пророков и святых и кончая священнослужителями и богословами. Иногда они действуют в гармонии, как бы дополняя друг друга, но периодически выступают как соперники, пре­следующие явно противоположные цели.

Первичным источником религии является внутренний опыт священного, переживаемый харизматическими ре­лигиозными лидерами. В доисторических и современных первобытных обществах роль такого лидера принадлежит шаману.

Это сакральная личность, обладающая интенсивным религиозным опытом экстатического характера. Обычно опыт шамана включает в себя путешествие в иной мир, борьбу с демонами и другими сверхъестественными сила­ми, визионерское познание сущности жизни и богов. Зем­ледельческие и скотоводческие племена Западной Азии почитали пророков, прежде всего великих харизматиков Ветхого Завета и Мухаммада; который также неоднократ­но переживал религиозный экстаз в форме нуминозных откровений Абсолюта.

Для Индии и Дальнего Востока был характерен со­вершенно другой тип созерцания, как правило, сочетав­ший в себе мистицизм и аскетизм. Соответственно здесь существовал и иной тип харизматика — буддийский архат, устремленный к нирване, индийский йог, стремящийся к «освобождению», т. е. выходу из цепи перерождений. По­груженный в себя, аналитичный Будда и воплощает подобный идеал. Как на Западе, так и на Востоке мисти­ческие религии в своем большинстве считают созерцание основной функцией монашествующих. Монах играл так­же важную роль как духовный наставник, учитель и обра­зец святой жизни. Мистицизм и созерцание могут также принимать форму аскетических странствий святых; стран­ствование в данном случае символизирует трансцендиро-вание по отношению к повседневной жизни общества.

Так, в индуистской традиции почитаются странству­ющие монахи саньяси, а в исламе — странствующие дер-


Социология



виши-суфии. В мистических религиях чрезвычайно высок статус духовного наставника, будь то насельник монасты­ря или странник, индусский гуру, православный старец или хасидский цадик.

Пророки, мистики и святые составляют сонм харизма­тических личностей, но наиболее значительными фигура­ми в этом плане являются основатели религиозных тради­ций. Это аскет-мистик Будда, основатель буддизма, и родоначальник джайнизма Махавира; легендарный муд­рец Лао-цзы (который, возможно, и не существовал исто­рически), считающийся основоположником даосизма, и великий учитель Конфуций, создатель конфуцианства. На фоне патриархов и пророков Ветхого Завета выделяется фигура Моисея, заложившего основы иудаизма. К тому же немногочисленному ряду величайших религиозных деяте­лей относятся Иисус Христос — загадочная мессианская личность, а также пророк Аллаха Мухаммад. Гораздо ме­нее значительны и по своему масштабу несравнимы с ними основатели сект: Шри Ауробиндо, Хун-Сючуань — идейный вдохновитель китайских тайпинов, корейский евангелист XX в. Сун Миунг Мун.

В отличие от харизматических личностей — «ре­лигиозных виртуозов» (М. Вебер), осуществляющих не­посредственный контакт с сакральным, священнослу­жители делают это при помощи ритуалов.

В некоторых религиозных системах ритуалы занимают особо важное место, и потому священнослужителям в них отводится принципиальная роль. В частности, очень ве­лик авторитет священнослужителей в брахманическом индуизме, тибетском буддизме, позднем даосизме и рим­ском католицизме. Брахманы, ламы, даосские и католи­ческие священнослужители образуют особую социальную категорию — духовенство, — отделенную от светского на­селения образованием, отличающуюся облачением, мес­том жительства и безбрачием.

В религиях другого типа, где в центре стоит не ритуал, а писание и закон, лидерами являются люди, обладающие специальными знаниями, например раввины в иудаизме, изучающие Библию и Талмуд, или муллы в исламе, зани­мающиеся толкованием Корана и Шариата.



Глава IX. Религия


В некоторых религиях духовенство организуется стро­го иерархически и подчиняется единому руководству. Так, во главе тибетских буддистов стоит Далай-лама, во главе католической церкви — Папа Римский. На вершине тра­диционной конфуцианской иерархии находился импера­тор, одновременно бывший и священнослужителем, а в позднем даосизме существовала иерархия священнослу­жителей-магов, возглавляемая «Небесным Учителем». Многие религии не имеют централизованной организа­ции, хотя и обладают иными механизмами, обеспечиваю­щими единство системы. Примерами таких механизмов являются дисциплинарный кодекс буддизма, наследствен­ный консерватизм брахманов, паломничество в Мекку му­сульман, авторитет Торы в иудаизме. В современный пе­риод наблюдается растущая тенденция к бюрократизации обучения, миссионерской деятельности и других функций религиозных систем.

Необходимо отметить, что нет религий всецело ритуа-листичных или мистических, иерархических или децент­рализованных. Каждая традиция содержит в себе различ­ные стили и подходы, что выражается в существовании множества направлений и сект.

Хотя трудно говорить о какой-то универсальной на­правленности развития религиозных систем, все же мож­но выделить основные моменты функционирования этих систем в историческом времени.

Первым из таких моментов следует, на наш взгляд, счи­тать институционализацию. Этот этап, необходимо при­сутствующий в становлении каждой религии, идет вслед за первоначальной фазой ее существования, когда хариз­матический лидер и его последователи формируют общий облик веры.

Так, после смерти Будды монашеский орден его по­следователей — сангха — испытывал потребность в выра­ботке формальных правил, которыми можно было бы ру­ководствоваться в духовном продвижении, и постепенно был создан детализированный кодекс поведения. В хрис­тианстве после смерти Иисуса разделение лидерских фун­кций усложнилось до такой степени, что возникли чины епископов, священнослужителей и диаконов, и сложилась иерархическая модель церковного управления. В исламе


Социология



законы, данные Мухаммедом для руководства общиной верных, были распространены на весь обширный регион, подпавший под владение арабов в результате завоевания.

Великие религии — каждая по-своему — формировали не только кодексы поведения и системы ритуалов, но и корпус священных текстов. В исламе Коран — запись от­кровений, переданных Мухаммаду, — был собран очень рано. В дополнение к нему сложилась устная традиция, или Хадис. Эволюция священных текстов буддизма ока­залась более сложной. Традиция, первоначально бывшая устной, записана на языке пали в I в. н. э., тогда как бо­лее поздние тексты, такие как Лотос-Сутра, принадлежат буддизму махаяна. Канон христианской Библии не был завершен вплоть до V в., когда, испытав на себе влияние Августина, он был принят западной церковью. И даже после этого для восточной церкви он все еще оставался предметом дебатов до VIII в., так как не могли решить вопрос, включить ли в него Книгу Откровения. В инду­изме, напротив, происхождение ведических текстов неиз­вестно, но они стали рассматриваться кастой брахманов как подлинное откровение и послужили основой сложно­го процесса интерпретации религиозных представлений и заповедей.

Значение ортодоксальных священных текстов состоит в том, что они превращают верования и культовую прак­тику религии в нечто строго определенное, отграничивая данную религиозную систему от других. На основе этих текстов возникают вторичные, интерпретирующие и ком­ментирующие их; особенно это характерно для религий, ориентированных на детальное регулирование жизни об­щины. В закреплении индуистской традиции, в частности, огромную роль сыграл кодекс законов Ману. Таким же образом и в иудаизме благодаря деятельности раввинис-тических школ сформировалась чрезвычайно детально разработанная система рекомендаций по выполнению требований Торы. В исламе Шариат, основанный на тек­стах Корана, Хадис — устная традиция, иджма (консенсус) и кийас (мышление по аналогии) составили общий свод законов, на которых следует строить управление ислам­ским теократическим обществом. В западном христиан­стве также имеется канонический закон, регулирующий


463 Глава IX. Религия

жизнь церкви, хотя его функции никогда не были столь всеобъемлющими, как функции Торы или Шариата.

Вторым моментом является взаимодействие религии с другими культурами.

Формирование религиозной традиции, как правило, предполагает также усвоение ею культурных моментов, почерпнутых извне, из окружающих и предшествующих культур. Несмотря на то, что христианство постоянно за­являло о своей враждебности языческой греко-римской культуре, оно вобрало в себя достижения классической философии эллинизма — к примеру, через августиниан-ство, синтезировавшее веру в Христа и неоплатонизм. Буддизм разработал целую теорию адаптации к смежным культурам, о которой мы уже упоминали. Например, японский дзэн-буддизм воспринял некоторые элементы китайского даосизма. Аналогичным образом ислам в зна­чительной мере органически усвоил греческую филосо­фию и отдельные мотивы христианства; в особенности это касается движения суфиев. И тем не менее ислам и хрис­тианство с переменным успехом подавляли религиозную практику, которую расценивали как идолопоклонниче­ство. Например, испанские священники и монахи стара­тельно уничтожали религии ацтеков и майя в Новом Све­те, а ислам преследовал зороастризм в Иране. Но отдельные элементы угнетаемых религий зачастую вновь выплывали на поверхность уже как составная часть доми­нирующего вероучения, как новые движения в рамках господствующей системы.

Третий момент — это взаимоотношения религии с го­сударством.

Некоторые религии не обнаруживают склонности или не имеют достаточных возможностей находиться в тесной связи с политической властью. Примером такой религии может служить ранний даосизм — из-за присущего ему анархизма; джайнизм — поскольку он не допускает при­менения силы; иудаизм — поскольку со времен рассеяния (70 г. н. э.) евреи составляют религиозное и культурное меньшинство в преимущественно христианских или ис­ламских странах.

Ислам, в противоположность иудаизму, изначально возник как теократия и до сих пор придерживается этого


Социология



идеала, как мы видим на примерах Исламской Республи­ки Мавритания, Исламского Королевства Саудовская Ара­вия, Исламской Республики Иран. Несмотря на двой­ственное отношение раннего христианства к применению власти, реформа императора Константина в IV в. создала структуру, которой суждено было стать универсальной для всей христианской традиции, — речь идет о параллельном существовании церкви и государства. В средние века пер­воначальное соперничество церкви и светской власти сме­нилось их тесным сотрудничеством, обусловленным об­щими интересами (церковь стала крупным собственником и землевладельцем). И даже после Реформации нацио­нальные лютеранские церкви и англиканская церковь со­хранили этот параллелизм как базисную структуру своих отношений с государством. Только более мелкие ради­кальные группы реформистов — например английские конгрегационалисты — способствовали утверждению со­временных представлений о необходимости раздельного существования церкви и государства.

Буддизм в первые века своей истории пользовался по­кровительством со стороны царской власти, что привело к возникновению концепции совместного устроения мо­нархии и сангхи. Подобное сотрудничество сохранилось и сейчас в некоторых странах, например в Таиланде, где король выполняет функции протектора и при необходи­мости восстанавливает порядок. Иногда сотрудничество светской и духовной власти как бы служит отражением ар­хаического представления о царе как посреднике между людьми и божеством. Египетский фараон, к примеру, счи­тался сыном солнечного бога Ра. Китайский император рассматривался как священнослужитель, чьей обязанно­стью было жертвоприношение небесам, как центральное действующее лицо сакрального ритуала, обеспечивающе­го государству расположение высших сил. Вариант царя-божества воплощает в себе тибетский Далай-лама, который, согласно местным верованиям, является реинкарнацией бодхисаттвы и, следовательно, непосредственно соединяет в себе духовную и светскую власть.

Но между светскими и духовными ценностями воз­можно и серьезное противостояние. Иногда оно прояв­ляется через попытки создания новой теократии (на-


465 Глава IX. Религия

пример, восстание тайпинов в Китае и борьба сикхов в Пенджабе). К таким попыткам относится и драматичес­кая история «Нового Иерусалима», провозглашенного в германском городе Мюнстере анабаптистами в годы Ре­формации. Но обычно радикальные движения реформи­стов носили мирный характер. К примеру, меннониты пытались разрешить проблему своих отношений с госу­дарством, создавая новые общины в прибалтийских стра­нах, в России и в Америке. В XX в. во многих государствах восторжествовала абсолютная веротерпимость, но там, где победили марксистские режимы, она была в той или иной степени ограниченной, ибо по ряду причин марксизм сам стал выполнять роль своего рода государственной рели­гии.

Основные религии мира

Успех той или иной религии тем больше, чем шире диапазон ее базисных структур, чем они многообразнее. Иногда различие таких структур обусловлено региональ­ной спецификой, иногда же оно возникает по полити­ческим причинам или из-за необходимости адаптации к чужеродной или секулярной культуре. А порой причиной различий становится акцентуация на различных аспектах веры, или они проистекают из потребности в преобразо­вании установленных религиозных институтов, рассмат­риваемых как переродившиеся или коррумпированные, или из стремления выйти за жесткие рамки традиций. Соответственно этому великие религии не могли не раз­делиться на несколько основных направлений, от кото­рых, в свою очередь, отпочковались многочисленные бо­лее мелкие школы и секты.

Христианство

Структуры раннего христианства отличаются в его гре­ческом и еврейском вариантах. Восточное христианство, унаследовавшее древние христианские формы, до сих пор существует в Коптской, Армянской и других восточных


Социология



церквах. Однако величайшим расхождением в рамках хри­стианства было происшедшее в средние века (1054 г.) разделение на православную (восточную) и римско-като­лическую церковь. Во время Реформации раскололось само западное христианство, в результате чего возникла четвертая из основных исторических форм христианской религии — протестантизм. Характерный для протестан­тизма акцент на значимости внутренней веры — в отли­чие от католической концепции «добрых деяний» — стал причиной того, что возникло множество своеобразных ин­терпретаций индивидуального религиозного опыта. После­дние выражены различными деноминациями в рамках про­тестантизма. Это государственные церкви — лютеранская, кальвинистская (реформатская) и англиканская — и ради­кальные религиозные группы: баптисты, конгрегационали-сты и меннониты. Между государственными церквами и радикалами часто возникали конфликты.

В XIX и XX вв. возникли новые протестантские груп­пы. К примеру, это независимые африканские церкви, со­четающие в себе мотивы, почерпнутые из местных куль­тур, с новой интерпретацией Библии и христианской практики. Кроме того, типичной для наших дней чертой стало повсеместное распространение веротерпимости, давшее возможность сотрудничества различных христиан­ских групп в рамках единого вероисповедания. В XX в. экуменическое движение обрело такую силу, что можно говорить даже о грядущем объединении религий.

Иудаизм

Иудаизм сохранял относительную гомогенность го­раздо дольше, чем христианство. Средневековое кабба­листическое учение и восточноевропейский хасидизм XVIII—XIX вв. дали новые мистические интерпретации традиции, но не вышли за ее пределы. Однако в XIX и XX столетиях возникла проблема адаптации евреев к евро­пейской и американской культуре. Будучи обусловленной гражданской эмансипацией еврейского народа, прежде изолированного от чуждых влияний стенами гетто, эта проблема, в свою очередь, стимулировала расхождение между ортодоксальным (основанным на абсолютном ду-


467 Глава IX. Религия

ховном авторитете Торы) и реформированным иудаизмом. Консервативный иудаизм представляет собой нечто сред­нее, поскольку отличается либерализмом в теологии и тра­диционностью в практике.

В иудаизме можно выделить следующие направления:

>■ ортодоксальное, или традиционное, занимающее первое место по количеству приверженцев;

>■ реформированное;

>■ консервативное;

>■ реконструкционистское.

11 Первое течение сложилось в раввинско-талмудический

1 период эволюции иудаизма (II в. — начало XIX в.). В Тал-

J " муде (III—V вв. н. э.) нашли отражение новые рели­
гиозные идеи: вера в загробный мир, посмертное возда­
яние и воскрешение мертвых, была кодифицирована
•N система многочисленных предписаний религиозной об-

t рядности.

 

Реформированный иудаизм возник в начале XIX в. и был связан с приспособлением евреев к новым условиям жизни, с их буржуазно-правовой эмансипацией, разру­шением уклада средневековых гетто в странах Западной Европы и потребностью интегрироваться в капита­листическую систему хозяйства.

В качестве своеобразной реакции на омертвелость иудаистскои ортодоксии и ассимиляторские тенденции реформы во втором десятилетии XX в. сложилось кон­сервативное направление.

С книгой религиозного социолога М. Каплана «Иуда-
J \ изм как цивилизация» (1934) связано возникновение ре-

конструкционизма. Название этого течения определили призывы реконструировать религиозные представления и переосмыслить их индивидуально так, чтобы они превра­тились для верующего в действенную силу. То, что совре­менные теологи определяют иудаизм как религию «дей­ствия» и подчеркивают отсутствие «тирании догматики», скорее можно рассматривать как признаки модернизации иудаизма.


Социология



Ислам

В исламе основное разногласие первоначально воз­никло в связи с вопросом о преемственности власти (ха­лифата, т. е. политического и религиозного управления общиной). Ортодоксальное большинство — сунниты — признали правление династии Омейядов. Но мень­шинство — шииты — поддержали требования приемного сына Мухаммада, Али, и его сына Хуссейна. Шиитская и суннитская ветви ислама значительно отличаются друг от друга в культурном и религиозном отношении, так как с момента разделения их развитие пошло в разных направ­лениях. В частности, приверженность шиитскому исламу населения Ирана объясняется наличием в нем мотивов, перекликающихся с мотивами доисламской иранской культуры.

Шиизм в свою очередь подразделяется на двенадцати-имамный и семиимамный (исмаилизм); кроме того, на основе шиизма возникли пограничные религиозные груп­пы, например друзы. В рамках ортодоксального сунниз­ма в XVIII в. возникло влиятельное ваххабитское движе­ние, направленное на восстановление более чистого традиционного ислама.

Буддизм

Буддизм подразделяется на «Малую колесницу», ныне представленную тхеравада буддизмом (Южная и Юго-Во­сточная Азия), и «Большую Колесницу», или буддизм ма-хаяна (Дальний Восток). Махаяна подразделяется на мно­жество сект, от бхакти, делающих акцент на преданности Верховному существу (Амитабха), и до дзэн-буддистов, стремящихся добиться просветления путем специальных медитаций. Каждая из сект приобретает особую специфи­ку в своей китайской или японской разновидности. В XX в. в Японии возникло множество движений религиозно-модернистской направленности, соединяющих традици­онный буддизм с элементами современной западной эти­ки. Третье крупное направление буддизма — Ваджраява, или Алмазная Колесница, называемое также Мантраяна.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...