В движении экономического цикла наблюдаются четыре последовательно проходящие фазы — «кризис», «депрессия», «оживление» и «подъем». 7 глава
455 Глава IX. Религия Подобным же образом важным элементом религиозной практики может быть и путешествие в пространстве. Речь идет о паломничестве. Идея паломничества заключается в восстановлении контакта со священными местами, которые ассоциируются с жизнью тех или иных почитаемых святыми личностей и поэтому рассматриваются как пункты взаимодействия между Абсолютом и миром. Такими священными местами в различных религиях считаются Иерусалим, Мекка и Бенарес. Кроме того, местами паломничества являются гробницы святых. Особенное значение придается паломничеству в Индии, на Дальнем Востоке и в исламских странах. Оно широко практиковалось в средние века и в христианстве, хотя в настоящее время христианское паломничество в значительной степени утратило популярность. Богослужение и медитативная практика в различных религиозных традициях опираются на использование специальных средств внешнего выражения и символов. Для всех исторических религий характерно строительство особого рода зданий, в которых совершаются богослужения, — церквей, мечетей, храмов, синагог, пагод и т. д. Подобные здания не просто рассматриваются как место для проведения богослужений — часто они считаются сами по себе священными местами, посещение которых уже есть как бы в миниатюре акт паломничества. В таких зданиях обычно находятся скульптурные или живописные образы божеств или иные объекты поклонения, например, копии священных текстов, и т. п. Подобные объекты можно также обнаружить в домах верующих. Для индуизма в особенности большое значение имеет вера в образ как в конкретную реализацию символизируемого им бога. К статуям богов относятся с величайшим почтением, соблюдая тщательно разработанные правила священного этикета: ежедневно их поднимают с ложа, купают и «кормят» специально приготовленной пищей, на ночь укладывают спать. В православии и католицизме особо почитаются иконы, рассматриваемые как своего рода «окна» в небесный мир и каналы, по которым с ним осуществляется связь. Однако некоторые религии, прежде всего иудаизм, ислам, а также ряд христианских сект считают почитание изображений невидимого Бога кощунством и идолопоклонничеством.
Социология Такие взгляды нашли свое выражение в иконоборчестве (например, иконоборческое движение в византийском православии; иконоборчество протестантов в годы Реформации в Женеве, Англии и Шотландии). В исламе иконоборчество возникло после проникновения исламских верований в страны, где изображения богов были традиционной нормой, например, в Индию (с XI в.). Иконоборчество было составной частью программы реформ, провозглашенных восставшими тайпинами в центральном Китае (1850-е гг.). Имеются и другие разнообразные вспомогательные средства, используемые в богослужении. Например, четки, впервые возникшие в вайшнавитском (индусском) богослужении, в дальнейшем были позаимствованы буддизмом и распространились на Запад — в ислам, христианство и иудаизм. Духовные диаграммы — мандалы — были существенным атрибутом индийской йоги и тантрической медитации. В исламе специальный молитвенный коврик очерчивает священное пространство, в котором пребывает молящийся. Этот коврик расположен так, чтобы молящийся был обращен лицом в сторону Мекки, что помогает восстановить духовную связь верующего с традицией Мухаммада, для которой Мекка представляет собой пункт взаимодействия между Богом и человеческим миром. Еще одно вспомогательное средство богослужения — тексты писаний. Священная книга Гуру Грантх Сахиб занимает центральное место в сикхском храме, как и Тора — в синагоге. Тексты из Корана украшают стены любой мечети. Тексты из Трипитаки или других писаний иногда можно встретить в буддийских святилищах.
Поскольку музыка и танцы обладают способностью пробуждать и выражать человеческие эмоции, а также воплощать на чувственном уровне глубинное содержание религиозных верований, они играют важную роль во многих религиях. К примеру, известно, что музыка и танцы широко используются в шаманической практике, на танцевальных ритмах основана техника достижения экстаза у «пляшущих дервишей» (суфийский орден мевлеви). Ведическая традиция отличается тем, что здесь пение выражает ощущение таинственного могущества Брахмы; пе- 457 Глава IX. Религия ние гимнов и выступления храмовых танцоров составляют характерную черту индуизма. Полифоническая музыка средневековых христианских богослужений пробуждала у верующих ощущение иерархичности божественного творения, тогда как хоровое пение в протестантских церквах выражает единодушную веру и чувство равенства молящихся перед Богом. В китайской традиции музыка звала к установлению гармонии с природой, которой стремился достигнуть мудрец-даос. Формы распространения религии Многие традиционные религии ориентированы прежде всего на потребности и обычаи конкретного общества или общины. Индуизм, к примеру, представляет собой религиозное обрамление индусского общества. Большинство национальных и этнических религий служат только тем обществам, которыми они порождены. Синтоизм обращен к японцам. Иудаизм, несмотря на то, что он претерпел ряд изменений, с древних времен апеллирует прежде всего к еврейскому народу. Однако другие религии — прежде всего, буддизм, христианство и ислам — характеризуются осознанным стремлением к миссионерству и оказали мощное влияние на множество культур. Буддизм с самого начала занимал прагматическую позицию по отношению к у местной культуре: прежние божества были не отброшены, а всего лишь переинтерпретированы, тоже касалось прежних верований и ценностей. Такая «гибкость в средствах» (upaya), будучи частью теории буддизма, в значительной степени облегчала задачу миссионеров, помогая им адаптироваться в своей деятельности к традиционным культурам Китая, Японии и Тибета.
Средневековое христианское миссионерство было представлено в основном деятельностью ряда монашеских поселений в кельтской, германской и славянской Европе. Затем монашеские ордена римско-католической церкви и протестантские священнослужители распространяли христианскую веру в Латинской Америке и Африке и пыта- Социология лись проникнуть в Азию. Эти попытки опирались прежде всего на проповедь как на главное средство пропаганды религиозных идей. Часто деятельность миссионеров по насаждению христианства дополнялась усилиями по развитию системы общеобразовательных школ, устройству больниц и приютов. Школы, больницы, издательства и тому подобные учреждения служат мощным средством евангелизации стран третьего мира. Свою роль в этом сыграли также колониализм и развитие торговли. Распространение ислама шло двумя путями: параллельно с военным вторжением арабов и благодаря проповедям и личному примеру мусульман, особенно членов суфийских орденов. Суфийские миссионеры и купцы-мусульмане послужили важным фактором в исламизации части полуострова Индостан, Индонезии и Западной Африки. Ёо многих религиях значимой формой распространения становится религиозное образование. Монахи, священнослужители и теологи создают пои местных и трансляции религиозного знания. В традиционных, доин-дустриальных обществах подобные школы зачастую были единственной возможностью получить образование. Многие крупные университеты возникли как религиозные учебные заведения: католический университет в Париже, буддийский университет Наланда в Индии, исламский Аль-Азхар в Каире. С точки зрения конфуцианства, учеба рассматривалась как самый важный аспект религиозной деятельности: вступление в мандаринат было связано с глубоким изучением конфуцианской классики. Распространение религии зачастую осуществляется также в форме благотворительности. Джайнизм практикует строительство специальных лечебниц для животных. Буддийские монахи традиционно оказывают помощь больным и путешествующим. Некоторые христианские ордена содержат больницы и помогают малоимущим.
Глава IX. Религия Институциональная организация религии Ядро религия как системы составляют посредники в общении с сакральным, начиная с шаманов, пророков и святых и кончая священнослужителями и богословами. Иногда они действуют в гармонии, как бы дополняя друг друга, но периодически выступают как соперники, преследующие явно противоположные цели. Первичным источником религии является внутренний опыт священного, переживаемый харизматическими религиозными лидерами. В доисторических и современных первобытных обществах роль такого лидера принадлежит шаману. Это сакральная личность, обладающая интенсивным религиозным опытом экстатического характера. Обычно опыт шамана включает в себя путешествие в иной мир, борьбу с демонами и другими сверхъестественными силами, визионерское познание сущности жизни и богов. Земледельческие и скотоводческие племена Западной Азии почитали пророков, прежде всего великих харизматиков Ветхого Завета и Мухаммада; который также неоднократно переживал религиозный экстаз в форме нуминозных откровений Абсолюта. Для Индии и Дальнего Востока был характерен совершенно другой тип созерцания, как правило, сочетавший в себе мистицизм и аскетизм. Соответственно здесь существовал и иной тип харизматика — буддийский архат, устремленный к нирване, индийский йог, стремящийся к «освобождению», т. е. выходу из цепи перерождений. Погруженный в себя, аналитичный Будда и воплощает подобный идеал. Как на Западе, так и на Востоке мистические религии в своем большинстве считают созерцание основной функцией монашествующих. Монах играл также важную роль как духовный наставник, учитель и образец святой жизни. Мистицизм и созерцание могут также принимать форму аскетических странствий святых; странствование в данном случае символизирует трансцендиро-вание по отношению к повседневной жизни общества. Так, в индуистской традиции почитаются странствующие монахи саньяси, а в исламе — странствующие дер- Социология виши-суфии. В мистических религиях чрезвычайно высок статус духовного наставника, будь то насельник монастыря или странник, индусский гуру, православный старец или хасидский цадик. Пророки, мистики и святые составляют сонм харизматических личностей, но наиболее значительными фигурами в этом плане являются основатели религиозных традиций. Это аскет-мистик Будда, основатель буддизма, и родоначальник джайнизма Махавира; легендарный мудрец Лао-цзы (который, возможно, и не существовал исторически), считающийся основоположником даосизма, и великий учитель Конфуций, создатель конфуцианства. На фоне патриархов и пророков Ветхого Завета выделяется фигура Моисея, заложившего основы иудаизма. К тому же немногочисленному ряду величайших религиозных деятелей относятся Иисус Христос — загадочная мессианская личность, а также пророк Аллаха Мухаммад. Гораздо менее значительны и по своему масштабу несравнимы с ними основатели сект: Шри Ауробиндо, Хун-Сючуань — идейный вдохновитель китайских тайпинов, корейский евангелист XX в. Сун Миунг Мун.
В отличие от харизматических личностей — «религиозных виртуозов» (М. Вебер), осуществляющих непосредственный контакт с сакральным, священнослужители делают это при помощи ритуалов. В некоторых религиозных системах ритуалы занимают особо важное место, и потому священнослужителям в них отводится принципиальная роль. В частности, очень велик авторитет священнослужителей в брахманическом индуизме, тибетском буддизме, позднем даосизме и римском католицизме. Брахманы, ламы, даосские и католические священнослужители образуют особую социальную категорию — духовенство, — отделенную от светского населения образованием, отличающуюся облачением, местом жительства и безбрачием. В религиях другого типа, где в центре стоит не ритуал, а писание и закон, лидерами являются люди, обладающие специальными знаниями, например раввины в иудаизме, изучающие Библию и Талмуд, или муллы в исламе, занимающиеся толкованием Корана и Шариата. Глава IX. Религия В некоторых религиях духовенство организуется строго иерархически и подчиняется единому руководству. Так, во главе тибетских буддистов стоит Далай-лама, во главе католической церкви — Папа Римский. На вершине традиционной конфуцианской иерархии находился император, одновременно бывший и священнослужителем, а в позднем даосизме существовала иерархия священнослужителей-магов, возглавляемая «Небесным Учителем». Многие религии не имеют централизованной организации, хотя и обладают иными механизмами, обеспечивающими единство системы. Примерами таких механизмов являются дисциплинарный кодекс буддизма, наследственный консерватизм брахманов, паломничество в Мекку мусульман, авторитет Торы в иудаизме. В современный период наблюдается растущая тенденция к бюрократизации обучения, миссионерской деятельности и других функций религиозных систем. Необходимо отметить, что нет религий всецело ритуа-листичных или мистических, иерархических или децентрализованных. Каждая традиция содержит в себе различные стили и подходы, что выражается в существовании множества направлений и сект. Хотя трудно говорить о какой-то универсальной направленности развития религиозных систем, все же можно выделить основные моменты функционирования этих систем в историческом времени. Первым из таких моментов следует, на наш взгляд, считать институционализацию. Этот этап, необходимо присутствующий в становлении каждой религии, идет вслед за первоначальной фазой ее существования, когда харизматический лидер и его последователи формируют общий облик веры. Так, после смерти Будды монашеский орден его последователей — сангха — испытывал потребность в выработке формальных правил, которыми можно было бы руководствоваться в духовном продвижении, и постепенно был создан детализированный кодекс поведения. В христианстве после смерти Иисуса разделение лидерских функций усложнилось до такой степени, что возникли чины епископов, священнослужителей и диаконов, и сложилась иерархическая модель церковного управления. В исламе Социология законы, данные Мухаммедом для руководства общиной верных, были распространены на весь обширный регион, подпавший под владение арабов в результате завоевания. Великие религии — каждая по-своему — формировали не только кодексы поведения и системы ритуалов, но и корпус священных текстов. В исламе Коран — запись откровений, переданных Мухаммаду, — был собран очень рано. В дополнение к нему сложилась устная традиция, или Хадис. Эволюция священных текстов буддизма оказалась более сложной. Традиция, первоначально бывшая устной, записана на языке пали в I в. н. э., тогда как более поздние тексты, такие как Лотос-Сутра, принадлежат буддизму махаяна. Канон христианской Библии не был завершен вплоть до V в., когда, испытав на себе влияние Августина, он был принят западной церковью. И даже после этого для восточной церкви он все еще оставался предметом дебатов до VIII в., так как не могли решить вопрос, включить ли в него Книгу Откровения. В индуизме, напротив, происхождение ведических текстов неизвестно, но они стали рассматриваться кастой брахманов как подлинное откровение и послужили основой сложного процесса интерпретации религиозных представлений и заповедей. Значение ортодоксальных священных текстов состоит в том, что они превращают верования и культовую практику религии в нечто строго определенное, отграничивая данную религиозную систему от других. На основе этих текстов возникают вторичные, интерпретирующие и комментирующие их; особенно это характерно для религий, ориентированных на детальное регулирование жизни общины. В закреплении индуистской традиции, в частности, огромную роль сыграл кодекс законов Ману. Таким же образом и в иудаизме благодаря деятельности раввинис-тических школ сформировалась чрезвычайно детально разработанная система рекомендаций по выполнению требований Торы. В исламе Шариат, основанный на текстах Корана, Хадис — устная традиция, иджма (консенсус) и кийас (мышление по аналогии) составили общий свод законов, на которых следует строить управление исламским теократическим обществом. В западном христианстве также имеется канонический закон, регулирующий 463 Глава IX. Религия жизнь церкви, хотя его функции никогда не были столь всеобъемлющими, как функции Торы или Шариата. Вторым моментом является взаимодействие религии с другими культурами. Формирование религиозной традиции, как правило, предполагает также усвоение ею культурных моментов, почерпнутых извне, из окружающих и предшествующих культур. Несмотря на то, что христианство постоянно заявляло о своей враждебности языческой греко-римской культуре, оно вобрало в себя достижения классической философии эллинизма — к примеру, через августиниан-ство, синтезировавшее веру в Христа и неоплатонизм. Буддизм разработал целую теорию адаптации к смежным культурам, о которой мы уже упоминали. Например, японский дзэн-буддизм воспринял некоторые элементы китайского даосизма. Аналогичным образом ислам в значительной мере органически усвоил греческую философию и отдельные мотивы христианства; в особенности это касается движения суфиев. И тем не менее ислам и христианство с переменным успехом подавляли религиозную практику, которую расценивали как идолопоклонничество. Например, испанские священники и монахи старательно уничтожали религии ацтеков и майя в Новом Свете, а ислам преследовал зороастризм в Иране. Но отдельные элементы угнетаемых религий зачастую вновь выплывали на поверхность уже как составная часть доминирующего вероучения, как новые движения в рамках господствующей системы. Третий момент — это взаимоотношения религии с государством. Некоторые религии не обнаруживают склонности или не имеют достаточных возможностей находиться в тесной связи с политической властью. Примером такой религии может служить ранний даосизм — из-за присущего ему анархизма; джайнизм — поскольку он не допускает применения силы; иудаизм — поскольку со времен рассеяния (70 г. н. э.) евреи составляют религиозное и культурное меньшинство в преимущественно христианских или исламских странах. Ислам, в противоположность иудаизму, изначально возник как теократия и до сих пор придерживается этого Социология идеала, как мы видим на примерах Исламской Республики Мавритания, Исламского Королевства Саудовская Аравия, Исламской Республики Иран. Несмотря на двойственное отношение раннего христианства к применению власти, реформа императора Константина в IV в. создала структуру, которой суждено было стать универсальной для всей христианской традиции, — речь идет о параллельном существовании церкви и государства. В средние века первоначальное соперничество церкви и светской власти сменилось их тесным сотрудничеством, обусловленным общими интересами (церковь стала крупным собственником и землевладельцем). И даже после Реформации национальные лютеранские церкви и англиканская церковь сохранили этот параллелизм как базисную структуру своих отношений с государством. Только более мелкие радикальные группы реформистов — например английские конгрегационалисты — способствовали утверждению современных представлений о необходимости раздельного существования церкви и государства. Буддизм в первые века своей истории пользовался покровительством со стороны царской власти, что привело к возникновению концепции совместного устроения монархии и сангхи. Подобное сотрудничество сохранилось и сейчас в некоторых странах, например в Таиланде, где король выполняет функции протектора и при необходимости восстанавливает порядок. Иногда сотрудничество светской и духовной власти как бы служит отражением архаического представления о царе как посреднике между людьми и божеством. Египетский фараон, к примеру, считался сыном солнечного бога Ра. Китайский император рассматривался как священнослужитель, чьей обязанностью было жертвоприношение небесам, как центральное действующее лицо сакрального ритуала, обеспечивающего государству расположение высших сил. Вариант царя-божества воплощает в себе тибетский Далай-лама, который, согласно местным верованиям, является реинкарнацией бодхисаттвы и, следовательно, непосредственно соединяет в себе духовную и светскую власть. Но между светскими и духовными ценностями возможно и серьезное противостояние. Иногда оно проявляется через попытки создания новой теократии (на- 465 Глава IX. Религия пример, восстание тайпинов в Китае и борьба сикхов в Пенджабе). К таким попыткам относится и драматическая история «Нового Иерусалима», провозглашенного в германском городе Мюнстере анабаптистами в годы Реформации. Но обычно радикальные движения реформистов носили мирный характер. К примеру, меннониты пытались разрешить проблему своих отношений с государством, создавая новые общины в прибалтийских странах, в России и в Америке. В XX в. во многих государствах восторжествовала абсолютная веротерпимость, но там, где победили марксистские режимы, она была в той или иной степени ограниченной, ибо по ряду причин марксизм сам стал выполнять роль своего рода государственной религии. Основные религии мира Успех той или иной религии тем больше, чем шире диапазон ее базисных структур, чем они многообразнее. Иногда различие таких структур обусловлено региональной спецификой, иногда же оно возникает по политическим причинам или из-за необходимости адаптации к чужеродной или секулярной культуре. А порой причиной различий становится акцентуация на различных аспектах веры, или они проистекают из потребности в преобразовании установленных религиозных институтов, рассматриваемых как переродившиеся или коррумпированные, или из стремления выйти за жесткие рамки традиций. Соответственно этому великие религии не могли не разделиться на несколько основных направлений, от которых, в свою очередь, отпочковались многочисленные более мелкие школы и секты. Христианство Структуры раннего христианства отличаются в его греческом и еврейском вариантах. Восточное христианство, унаследовавшее древние христианские формы, до сих пор существует в Коптской, Армянской и других восточных Социология церквах. Однако величайшим расхождением в рамках христианства было происшедшее в средние века (1054 г.) разделение на православную (восточную) и римско-католическую церковь. Во время Реформации раскололось само западное христианство, в результате чего возникла четвертая из основных исторических форм христианской религии — протестантизм. Характерный для протестантизма акцент на значимости внутренней веры — в отличие от католической концепции «добрых деяний» — стал причиной того, что возникло множество своеобразных интерпретаций индивидуального религиозного опыта. Последние выражены различными деноминациями в рамках протестантизма. Это государственные церкви — лютеранская, кальвинистская (реформатская) и англиканская — и радикальные религиозные группы: баптисты, конгрегационали-сты и меннониты. Между государственными церквами и радикалами часто возникали конфликты. В XIX и XX вв. возникли новые протестантские группы. К примеру, это независимые африканские церкви, сочетающие в себе мотивы, почерпнутые из местных культур, с новой интерпретацией Библии и христианской практики. Кроме того, типичной для наших дней чертой стало повсеместное распространение веротерпимости, давшее возможность сотрудничества различных христианских групп в рамках единого вероисповедания. В XX в. экуменическое движение обрело такую силу, что можно говорить даже о грядущем объединении религий. Иудаизм Иудаизм сохранял относительную гомогенность гораздо дольше, чем христианство. Средневековое каббалистическое учение и восточноевропейский хасидизм XVIII—XIX вв. дали новые мистические интерпретации традиции, но не вышли за ее пределы. Однако в XIX и XX столетиях возникла проблема адаптации евреев к европейской и американской культуре. Будучи обусловленной гражданской эмансипацией еврейского народа, прежде изолированного от чуждых влияний стенами гетто, эта проблема, в свою очередь, стимулировала расхождение между ортодоксальным (основанным на абсолютном ду- 467 Глава IX. Религия ховном авторитете Торы) и реформированным иудаизмом. Консервативный иудаизм представляет собой нечто среднее, поскольку отличается либерализмом в теологии и традиционностью в практике. В иудаизме можно выделить следующие направления: >■ ортодоксальное, или традиционное, занимающее первое место по количеству приверженцев; >■ реформированное; >■ консервативное; >■ реконструкционистское. 11 Первое течение сложилось в раввинско-талмудический 1 период эволюции иудаизма (II в. — начало XIX в.). В Тал- J " муде (III—V вв. н. э.) нашли отражение новые рели t рядности. Реформированный иудаизм возник в начале XIX в. и был связан с приспособлением евреев к новым условиям жизни, с их буржуазно-правовой эмансипацией, разрушением уклада средневековых гетто в странах Западной Европы и потребностью интегрироваться в капиталистическую систему хозяйства. В качестве своеобразной реакции на омертвелость иудаистскои ортодоксии и ассимиляторские тенденции реформы во втором десятилетии XX в. сложилось консервативное направление. С книгой религиозного социолога М. Каплана «Иуда- конструкционизма. Название этого течения определили призывы реконструировать религиозные представления и переосмыслить их индивидуально так, чтобы они превратились для верующего в действенную силу. То, что современные теологи определяют иудаизм как религию «действия» и подчеркивают отсутствие «тирании догматики», скорее можно рассматривать как признаки модернизации иудаизма. Социология Ислам В исламе основное разногласие первоначально возникло в связи с вопросом о преемственности власти (халифата, т. е. политического и религиозного управления общиной). Ортодоксальное большинство — сунниты — признали правление династии Омейядов. Но меньшинство — шииты — поддержали требования приемного сына Мухаммада, Али, и его сына Хуссейна. Шиитская и суннитская ветви ислама значительно отличаются друг от друга в культурном и религиозном отношении, так как с момента разделения их развитие пошло в разных направлениях. В частности, приверженность шиитскому исламу населения Ирана объясняется наличием в нем мотивов, перекликающихся с мотивами доисламской иранской культуры. Шиизм в свою очередь подразделяется на двенадцати-имамный и семиимамный (исмаилизм); кроме того, на основе шиизма возникли пограничные религиозные группы, например друзы. В рамках ортодоксального суннизма в XVIII в. возникло влиятельное ваххабитское движение, направленное на восстановление более чистого традиционного ислама. Буддизм Буддизм подразделяется на «Малую колесницу», ныне представленную тхеравада буддизмом (Южная и Юго-Восточная Азия), и «Большую Колесницу», или буддизм ма-хаяна (Дальний Восток). Махаяна подразделяется на множество сект, от бхакти, делающих акцент на преданности Верховному существу (Амитабха), и до дзэн-буддистов, стремящихся добиться просветления путем специальных медитаций. Каждая из сект приобретает особую специфику в своей китайской или японской разновидности. В XX в. в Японии возникло множество движений религиозно-модернистской направленности, соединяющих традиционный буддизм с элементами современной западной этики. Третье крупное направление буддизма — Ваджраява, или Алмазная Колесница, называемое также Мантраяна.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|