В движении экономического цикла наблюдаются четыре последовательно проходящие фазы — «кризис», «депрессия», «оживление» и «подъем». 6 глава
Таким образом, начало последней стадии (постпарти-ципаторной) приходится у разных индивидов на разные периоды жизни. Она означает ослабление (ослабление, а не прекращение) процесса политической социализации. Сколь бы политически пассивна ни была личность, она не в состоянии перестать воспринимать происходящие в стране политические события и реагировать на них. Несмотря на многообразие подходов к вопросу о возрастных этапах социализации в сфере политики, бесспорным остается то, что данный процесс не завершается детством и юностью, а продолжается практически всю жизнь человека. При этом хотелось бы отметить, что между социализацией детей и социализацией взрослых существуют глубокие качественные отличия. Социализация детей направлена на формирование мотивации определенного поведения. Упор делается на их повиновение авторитету взрослого. Ребенок, особенно в раннем возрасте, не способен критически оценивать усваиваемые политические нормы и представления. Социализация взрослых направлена на корректировку базовых социальных и политических ценностей. К тому же свою иерархию ценностей они выстраивают не в абсолютных терминах, а с помощью категорий «более хорошо», «менее плохо», понимая, что между черным и белым 441 Глава VIII. Политическая система существует множество оттенков серого цвета. Такое понимание, по нашему мнению, приходит с приобретением личностного социального и политического опыта1. В современном обществе политическая социализация протекает в поле функционирования многочисленных сил, действующих разными способами: целенаправленно или непреднамеренно. Агенты социализации различаются по их принадлежности к социальным общественным подгруппам, функционирующим на разных уровнях. С другой стороны, особенность процесса социализации в сфере политики состоит в том, что его компонентом является психическая деятельность людей, которые осознают условия деятельности, свои потребности, интересы, цели.
Изучение процесса политической социализации тесно связано и с анализом девиантных форм политического поведения. Явление девиантности (отклонение от нормы политической социализации) представляет собой не столько следствие неудавшейся социализации, сколько альтернативную реакцию на действующие механизмы включения индивида в социально-политическую среду. Процесс социализации молодежи предполагает наличие цели, т. е. идеальной модели ожидаемого результата, последствий реализации социализирующих функций деятельности и общения, политического воспитания. Важной целью политической социализации молодежи является формирование высокого уровня политической и правовой культуры. Эта цель имеет интегративный характер. Она представляет собой не что иное, как совокупность составляющих ее частных (особенностей) целей, связанных с формированием тех или иных сторон политического сознания (политических знаний, политических убеждений и т д.), политического поведения. Выделение частных целей политической социализации молодежи достаточно условно. Однако условное расчленение общих элементов позволяет выявить реальный уровень политического мышления и сознания в социальной активности молодежи и на этой основе более рациональ- 1 См. Касьянов В. В., Слепцов Н. С, Ревенко Л. В Социализация молодежи, сущность, особенности, тенденции. Краснодар, 1994. С. 39-41. Социология но использовать те или иные средства социализирующего воздействия1. Структура целей политической социализации молодежи определяется не только особенностями структуры ее политической культуры, но и временем, сферой их реализации, реальными для данного периода и места возможностями.
Цели политической социализации молодежи вызывают определенные средства, методы их достижения. Сами по себе, без содействия средств реализации, цели представляют лишь абстракцию и только в соотношении со средствами обретают свою актуальность. В качестве таковых средств политической социализации молодого человека выступают общественные отношения, его деятельность и политическое воспитание, иными словами, все элементы реального бытия, самые многообразные виды и формы деятельности и общения (производственный, общественно-политический, духовный труд и пр.), политическое обучение и просвещение. Это основные системообразующие компоненты процесса политической социализации молодежи. Таким образом, цели и средства, уровни и сферы процесса политической социализации наиболее полно охватывают всю совокупность материальных, социальных, духовных факторов этого процесса, имманентных основным видам и формам общественных отношений, деятельности и политического воспитания. Выделение составных компонентов процесса политической социализации позволяет изучить его по линии внешних и внутренних, объективных и субъективных связей. А это в свою очередь дает основание рассматривать политическую социализацию молодежи как динамическую социальную систему. Целостный характер политической социализации не исключает присущих ей противоречий, которые выступают в качестве внутреннего источника развития этого процесса. Противоречия обладают своей внутренней структурой; им свойственно свое собственное развитие. При этом изменение свойств одного из структурных компонентов процесса 1 См.: Политология: Энциклопедический словарь/Общ, ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. — М., 1993. С. 278; Основы политической социологии: Учебник. М. — Н. Новгород, 1998. С. 135. 443 Глава VIII. Политическая система политической социализации сказывается на всех других, повышает или понижает результаты этого процесса. Основная цель процесса политической социализации молодежи требует множества средств для ее реализации. Политическая деятельность, как социализирующее средство, дифференцируется на множество специфических средств социализирующего воздействия. Основным критерием их дифференциации является многообразие всех видов политической деятельности.
Средства политико-социализирующего воздействия на молодежь опосредованы уровнями процесса, взаимосвязь которых является обязательным атрибутом его структуры. Общество, его бытие и сознание составляют макросреду, всеобщий уровень политической социализации молодого поколения. Динамика развития общества определяет особенности функционирования и развития процесса политической социализации молодежи. Важным уровнем этого процесса является микросреда как специфическое проявление социальной среды (семья, школа, трудовой коллектив и т. д.). В то же время каждый отдельный молодой человек, его внутренний мир, его сознание представляют собой особый уровень политической социализации. Молодой человек, действуя в социальной среде, вступая в отношения с другими людьми, посредством своей деятельности изменяет, совершенствует среду и самого себя. Эти социальные уровни включены прямо или опосредованно во все виды общественных отношений и деятельности, которые можно рассматривать в качестве сфер процесса социализации. В исторически конкретной обстановке молодой человек не в одинаковой степени включен в различные сферы деятельности, общения и воспитания. А это значит, что различные сферы политической социализации молодежи неодинаково реализуют свойственную им функцию включения индивида в целостный процесс политического формирования и развития человека. Политическое развитие молодежи предопределяется степенью ее включенности в сферы общественно-политической, политико-управленческой деятельности и политического общения, степенью ее самореализации в этих сферах. Каждая из этих сфер Социология формирует и развивает политическую культуру молодежи присущими ей средствами. Отмеченные сферы процесса политической социализации молодежи закреплены в политических и правовых нормах, которые системой сформированных прав и обязанностей задают «поле» деятельности, с одной стороны, ограничивая его общественно приемлемыми формами проявления, а с другой — побуждая к деятельности, демонстрируя широкий спектр возможностей.
Изучение политической социализации молодежи как системы позволяет раскрыть ее сущность, слагаемые, структуру, механизм функционирования и совершенствования. Системный характер этого процесса предполагает использование комплексного подхода как метода управления им. В той мере, в какой принципы комплексного подхода адекватно отражают системный характер политической социализации молодежи, они также будут в состоянии выполнить роль управленческого звена совершенствования процесса политической социализации. Политическая социализация молодежи, по нашему мнению, может и должна рассматриваться как разновидность динамического социокультурного процесса. Другими словами, в данном случае речь идет о процессе создания и передачи молодому поколению политико-культурных ценностей и — соответственно — об усвоении этих ценностей. Вместе с тем, представлять политическую социализацию молодежи как некий механизм социального регулирования в руках управляющей системы и в то же время утверждать положение о пластичности, «обусловливаемо-сти» средой — это значит пытаться возложить бремя политической социализации лишь на один механизм, который называется приспособлением, т. е. на одну лишь способность адаптироваться к ожиданиям и требованиям своего окружения. Но приспособление дублируется другим, столь же существенным механизмом — ассимиляцией, посредством которого молодое поколение пытается воздействовать на старших с тем, чтобы уменьшить интенсивность и количество своих тревог и фрустраций. Через последовательные процессы приспособления и ассимиляции молодежь осваивает и осуществляет синтез Глава VIII. Политическая система между различными объектами своего «опыта» и конструирует свою собственную «систему представлений», свою собственную «систему ценностей». Религиозный аспект политической культуры Немаловажную роль в формировании и функционировании политической культуры играет религия. Многие идеи, ценности, установки, связанные с религией, составной частью включаются в политическую культуру той или иной нации, страны, народа. Это объясняется тем, что религия, будучи частью национальной и исторической традиции народа, пронизывает его культурное наследие и, соответственно, не может не отразиться и на характере его политической культуры.
Формирование той или иной нации, ее вступление на общественно-историческую арену обосновывается ссылками на некое божественное провидение. В поисках аргументов часто обращаются к Библии, где говорится, что Бог не только правит миром, но и избирает среди все народов только один, наделяя его своей благодатью. Наряду с символами самодержавия и народности в формировании и укреплении русского государства важную роль сыграла православная церковь. Она давала русским духовную опору, чтобы противостоять мусульманскому Востоку и католическому Западу, которые на разных исторических этапах представляли угрозу их религиозному и государственному существованию. Следует отметить, что в той или иной форме подобная «божественная идея» прошла через историю почти всех существующих на земле народов и способствовала их консолидации в самые трудные для них времена. Обращает на себя внимание тот факт, что религиозный и социокультурный традиционализм часто идут рука об руку с социально-философским и идейно-политическим консерватизмом. Религия всегда служила источником тра- Социология диционных ценностей, будучи тесно связанной с культурной традицией как часть образа жизни в целом. Когда привычный образ жизни подвергается опасности, религиозные и моральные компоненты оказываются опорными пунктами его защиты. Часто религиозные ценности и понятия, особенно в условиях эрозии и догматизации осевой идеи, или осевого идеала, лежащего в основе той или иной цивилизации, оказывают на значительные категории людей облагораживающее воздействие. Они удерживают их от отчаяния и безысходности, оставляя приверженцами таких заповедей, как «не убий», «не укради», «возлюби ближнего своего» и т. д. В периоды социально-политических неурядиц и потрясений, в смутные времена, когда нарушается привычный, установившийся образ жизни, многие люди находят утешение в религии. Наглядный пример — наша страна, где в настоящее время наблюдается всплеск интереса к религиозной вере, рост религиозного сознания и т. д. Поэтому при изучении политической культуры нельзя игнорировать религиозное начало, являющееся важным фактором политической цивилизации. Глава IX РЕЛИГИЯ Структура религии Структуру религии составляют следующие элементы: доктрина, миф, этические ценности, ритуалы и другие формы культовой практики, а также различные формы распространения религии. Доктрина и миф. Доктрина представляет собой относительно абстрактную систему, являющуюся результатом рефлексивной деятельности и возникающую благодаря потребности дать четкое определение того, что считать ортодоксальным, а что — еретическим. Доктрина играет особо важную роль в религиях, имеющих письменную традицию и принадлежащих крупным цивилизациям, но имплицитно она содержится и в религиях сравнительно небольших, бесписьменных обществ. Тем не менее, отчасти потому, что религия есть прежде всего сфера чувств, она часто находит выражение в символических формах — в мифах и легендах. Для большинства религий характерно наличие мифов о сотворении мира и происхождении первых людей. Абсолют. Имперсоналистские представления об Абсолюте главным образом характерны для религий Индии и Дальнего Востока, а также часто фигурируют как результат мистического опыта во всех прочих традициях. Так, в Упанишадах, священных текстах индуизма, о божестве говорится как о Брахмане, безличном существе. Однако подобное имперсоналистское понимание Абсолюта часто совмещается с восприятием божества как Социология личности. В религиях Индии и Китая господствует идея, что на своем низшем уровне Абсолют манифестирует себя как личность". Пустота — как небесный Будда, Вишну — как Брахман или Шива, Дао — как мать всех вещей. В свою очередь, и в монотеизме персонализированное описание Бога дополняется его характеризацией в духе так называемого «отрицательного богословия», когда Бог описывается как «не это» и «не то», поскольку его сущность выходит за пределы человеческого понимания. Обычно Абсолют рассматривается как личность, когда Его воспринимают через переживание нуминозного, как, например, в пророческих видениях Исайи и Мухаммада. Личностное начало в Боге подчеркивается в тех религиях, которые содержат в той иди иной форме идею о возможности Его физического воплощения. Так, согласно индуизму, бог Вишну неоднократно) воплощался в различные земные существа. Одной из его аватар (воплощений) был Кришна, который, как описано в знаменитом разделе Бхагавадгиты, раскрыл свою божественную природу царевичу Арджуне. Но наиболее полным выражением такого типа религии стадо вероучение христианства о жизни и проповеди Иисуса Христа как Сына Божия. В противоположность христианству иудаизм и ислам отвергают возможность воплощения Бога в человеческом теле, поскольку тогда Он опускается на уровень тварности. Для монотеизма существует единый и единственный Бог; иных богов нет, в поклонение таким лжебогам рассматривается как идолопоклонничество. Но для других традиций и, возможно, для всех этнических религий поклонение менее значимым богам наряду с верховным божеством допустимо. В большинстве религий Африки верховное божество считается слишком удаленным от человека с его повседневными делами, и за содействием в последних обращаются с молитвой к более близким и доступным сверхъестественным силам. В индуизме традиционный пантеон включает в себя 330 млн богов, но при этом менее значимые божества рассматриваются как проявления Единого Высшего Начала. Религия предполагает и веру в духовные существа, не обладающие божественной природой. Это умершие далекие предки, ангелы и демоны. Культ предков особенно 449 Глава IX. Религия характерен для китайской традиции, в то время как в христианстве иногда святые рассматриваются в качестве «духовных праотцев». Буддизм махаяна рекомендует верующим обращаться за помощью к бодхисаттвам. Дьявол играет особенно важную роль в представлениях христиан и мусульман, а в буддизме действует аналогичная фигура — Мара, воплощение космических сил зла. Идея спасения Монотеистические религии рассматривают человеческое существование в контексте линейного представления об историческом процессе, будь то история Израиля, распространение христианства или возникновение ислама. Судьба и назначение человека обрисовывается в свете финального суда, который наступит в конце истории. Это связано с учением о телесном воскрешении мертвых, восходящим к древнему зороастризму. Религии Индии интерпретируют человеческое существование по-другому — как составную часть космоса, а последний многократно и бесконечно переживает циклы творения и разрушения. В ходе каждого цикла живые существа переходят от одной жизни к другой. Этот процесс постоянных перерождений определяется законом кармы и продолжается до тех пор, пока душа не обретает освобождения. В Китае главный упор делался прежде всего на социальную гармонию (конфуцианство) и поиск бессмертия (даосизм). Но во всех основных традициях, в том числе и в тех, где не проводится идея воскрешения умерших, тема вечной жизни остается доминирующей. Для некоторых древних религий, например, древнегреческой, чаяния будущей жизни играли меньшую роль. Египтяне, в противоположность грекам, уделяли загробной жизни большое внимание. Во многих этнических религиях представления о загробной жизни тесно связаны с культом предков. Различное понимание природы спасения определяет позиции религий по отношению к земной жизни. Моно- 15. Соцнолошя Социология теистические религии в целом характеризуются острой посюсторонностью: в исламе идеалом является земное общество, построенное и функционирующее согласно предписаниям Корана, излагающим волю Аллаха. В иудаизме главный акцент делается на создании земного царства праведников на земле Израиля. В христианстве посюсторонность связана с идеей вочеловечения Бога. Одновременно монотеизм всегда сохраняет и направленность на потустороннее. В особенности это проявляется в идеях отшельничества и аскетизма. Буддизм и джайнизм также рассматривают финальное освобождение как уход из мира перерождений. Что же касается африканских и других этнических религий, то здесь доминирует представление о пронизанности мира божественным началом. Религии предлагают различные пути к спасению. В монотеизме спасение человек получает от Бога. Аналогичный подход прослеживается у индусского мудреца 12 в. Рамануджи, утверждавшего, что спасение даруется по Божией благодати. Такого же мнения придерживались и реформаторы-протестанты, критиковавшие средневековый католицизм за то, что в нем спасение ставилось в зависимость от личных заслуг человека перед Богом (милостыня, благотворительность, аскетизм и т. п.). В буддизме тхеравада, напротив, для того чтобы найти Путь к освобождению, необходимо усилие, и индивид может достигнуть Пути только следуя учению Будды. В позднем буддизме махаяна, однако, культ Амитабха Будды связан с верой в то, что блаженство достижимо только при помощи повторения его божественною имени. Таким образом, возникла парадоксальная для буддизма религия благодати, особенно широко распространившаяся в средневековой Японии. Хотя порой в религиях преобладают идеи всеобщей предопределенности и детерминизма, большинство традиций все же допускают веру в свободу человеческого выбора, хотя бы как свободу принятия божественной благодати. Поскольку религии Индии рассматривают духовное невежество как причину страданий, путь к освобождению состоит в достижении мудрости или просветления. Верующий может сам, своими силами добиваться этого 451_____________________________ Глава IX. Религия результата, но в конечном итоге просветление приходит спонтанно. Эта спонтанность просветления особое значение приобретает в дзэн-буддизме, где практикуются парадоксальные методы его достижения. Этические и социальные идеи в религиях Религиозная доктрина и миф отражаются в этических и социальных ценностях, на которых строится культура. Так, в классическом иудаизме завет, заключенный евреями с Богом, требует от них следования Торе (Закону Моисея). Заповеди Торы предстают как идеальная модель праведной жизни, угодной Богу, как ритуальный и моральный канон иудаизма. Подобным же образом для мусульман необходимой составной частью ислама является следование Закону, или Шариату, так как само слово «ислам» означает «покорный Аллаху». Индусы рассматривают Дхарму (учение) как совокупность нравственных законов, изложенных в древней книге Ману. В конфуцианской традиции этика становится как бы центральным фокусом, где сходятся проблемы гармоничных и гуманных социальных отношений семьи и государства. У даосов концепция естественного пути, спонтанного и не требующего усилий, отражается в учении о «деянии в недеянии» — спокойном и сосредоточенном созерцании. Ритуальные и этические обязанности, налагаемые на человека религией, часто служат задаче самоидентификации общины. Иудейские пищевые правила и запреты, требование соблюдать субботу позволили еврейскому народу сохранить свою этническую чистоту и лежат в основе самоидентификации верующего-иудея. Аналогичным образом правила и ритуалы, предписываемые сикхам, как, к примеру, запрет подстригать волосы, введенный гуру Говиндом Сингхом в XVII в., фундаментальным образом определяют облик священной общины сикхов — «хальсы». Социология Религиозные санкции функционируют в обществе по-разному. К примеру, в христианской традиции брак рассматривается как таинство, как видимый знак благодати. В индуизме кастовая структура общества связывается с представлением о религиозной чистоте. В китайской традиции на конфуцианскую этику накладывалось культовое почитание самого Конфуция как общего предка. В средневековой Японии этический кодекс самураев был связан с практикой дзэн-буддизма. В буддизме, если рассматривать его в целом, следование этическим предписаниям составляет необходимое звено Пути, ведущего к нирване. Этические ценности заложены в самой сердцевине большинства религиозных систем: гуманность в конфуцианстве; личная чистота в иудаизме; любовь в христианстве; сострадание в буддизме; братство в исламе. Религиозное служение может осуществляться самыми разными путями: через уединение и медитацию, в публичном богослужении, через паломничество. Богослужение и медитация Самую суть религиозной практики составляют богослужение и медитация. Они определяются как средства коммуникации с Абсолютом или привлечения его внимания, как деятельность, связывающая человека и окружающие его силы. В этнических религиях, индуизме и даосизме, один из уровней религиозной жизни составляют ритуалы, имеющие целью оказать влияние на текущие события — например, добиться хорошего урожая или удачной рыбной ловли. Подобные ритуалы иногда рассматриваются как магические, хотя обычно здесь налицо концепция личной связи человека с богами, одушевляющими окружающую среду. Большинство ритуалов, направленных на установление коммуникативных отношений с Богом, связаны с богослужением — прошением, благодарственным восхвалением Бога в случае удачи, покаянием в совершенных грехах. Все эти выражения зависимости от божественного начала обычно принимают форму молитвы — словесной, поло- 453 Глава IX. Религия женной на музыку или молчаливой. Иногда богослужение включает приношение даров или жертву божеству: у земледельцев и скотоводов это обычно молодой ягненок или первые фрукты; в Индии в древности богам жертвовали лошадь, вознося к ним молитвы о даровании плодородия; древние ацтеки приносили в жертву своим богам человеческие сердца, вырванные из груди живых людей. В древнем Израиле традиционным жертвоприношением считалось ритуальное заклание домашних животных или голубей, символизировавшее очищение от греха и подтверждавшее заключенный с Богом завет. Китайский император лично приносил в жертву Высшему Существу пищу и питье, прося о благоденствии государства. В Индии и многих других обществах кровавые жертвы уступили место цветам, плодам, курению благовоний и т. д. Но сама идея жертвоприношения остается смысловым центром как иудейского Закона, так и, скажем, католической мессы. Христиане всех конфессий рассматривают смерть Христа как самопожертвование Бога. Представление о том, что человек, совершающий богослужение, осуществляет связь с божеством, вкушая остатки жертвенных подношений, остается актуальным во всех религиях. В индуизме, к примеру, практикуется потребление части даров, которые Бог как бы возвращает верующим. Богослужение может быть одновременно и коллективным (конгрегационным), и индивидуальным, как в монотеистических религиях Запада. В религиях Индии оно более индивидуалистично, но ритмически организуется пением всех членов общины. В буддизме тхеравада, строго говоря, нет богослужения Будде, который не считается Богом; но и здесь существуют ритуальные медитации на образ Будды, служащие психологической опорой для концентрации сознания на истинах учения. Во многих религиях медитации практикуются и помимо богослужений. Обычно их осуществляют аскеты или мистики, в монастырях или в одиночестве. В религиях, более ориентированных на внутренний мистический поиск, нежели на нуминозного Другого, медитативная практика занимает центральное место. Это проявляется, к примеру, в наличии сложной техники достижения транса в йоге, в строгой физической и духовной дисциплине ин-
Праздники и паломничество
Религиозная практика обычно вписывается в повседневную жизнь и регламентируется при помощи ритуального календаря. В древних обществах такой календарь строился на основе смены времен года. Во всех великих традициях зимние, весенние и прочие сезонные празднества до сих пор сохраняют свое значение: весенние праздники в индуизме, еврейская и христианская Пасха, в которой сливаются исторические события и весенние мотивы, и Новый год в китайской традиции. Празднествам часто, предшествуют периоды поста: к примеру, Великий пост у христиан или исламский Рамадан. Многими религиями посты предписываются как средства достижения чистосердечного покаяния и контроля над те7 лесными влечениями. Календарные ритуальные празднества дополняются индивидуальными, так называемыми «ритуалами перехода», приписывающими религиозное значение различным переменам в жизненном состоянии личности. Прежде всего это свадебные и похоронные ритуалы. Кроме этого, многие этнические религии практикуют ритуалы инициации по достижении индивидом полового созревания, иногда включающие в себя кратковременный период отшельничества, во время которого юноша пытается добиться личной коммуникации с Абсолютом. Монотеистические религии в своем календаре имеют отмечаемые ежегодно траурные даты, такие как распятие Иисуса Христа или убийство лидера шиитских мусульман Хуссейна. Буддисты в апреле-мае отмечают рождение, просветление и смерть Будды. Иногда религиозные празднества предполагают нечто вроде путешествия во времени, поскольку как бы воспроизводят прошлое; к примеру, христианская Пасха воспроизводит переживание воскресения Христа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|