Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В движении экономического цикла наблюдаются четыре последовательно проходящие фазы — «кризис», «депрессия», «оживление» и «подъем». 6 глава




Таким образом, начало последней стадии (постпарти-ципаторной) приходится у разных индивидов на разные периоды жизни. Она означает ослабление (ослабление, а не прекращение) процесса политической социализации. Сколь бы политически пассивна ни была личность, она не в состоянии перестать воспринимать происходящие в стране политические события и реагировать на них.

Несмотря на многообразие подходов к вопросу о воз­растных этапах социализации в сфере политики, бесспор­ным остается то, что данный процесс не завершается дет­ством и юностью, а продолжается практически всю жизнь человека. При этом хотелось бы отметить, что между со­циализацией детей и социализацией взрослых существу­ют глубокие качественные отличия. Социализация детей направлена на формирование мотивации определенного поведения. Упор делается на их повиновение авторитету взрослого. Ребенок, особенно в раннем возрасте, не спо­собен критически оценивать усваиваемые политические нормы и представления.

Социализация взрослых направлена на корректировку базовых социальных и политических ценностей. К тому же свою иерархию ценностей они выстраивают не в абсо­лютных терминах, а с помощью категорий «более хоро­шо», «менее плохо», понимая, что между черным и белым


441 Глава VIII. Политическая система

существует множество оттенков серого цвета. Такое пони­мание, по нашему мнению, приходит с приобретением личностного социального и политического опыта1.

В современном обществе политическая социализация протекает в поле функционирования многочисленных сил, действующих разными способами: целенаправленно или непреднамеренно. Агенты социализации различают­ся по их принадлежности к социальным общественным подгруппам, функционирующим на разных уровнях. С другой стороны, особенность процесса социализации в сфере политики состоит в том, что его компонентом яв­ляется психическая деятельность людей, которые осозна­ют условия деятельности, свои потребности, интересы, цели.

Изучение процесса политической социализации тесно связано и с анализом девиантных форм политического поведения. Явление девиантности (отклонение от нормы политической социализации) представляет собой не столько следствие неудавшейся социализации, сколько альтернативную реакцию на действующие механизмы включения индивида в социально-политическую среду.

Процесс социализации молодежи предполагает нали­чие цели, т. е. идеальной модели ожидаемого результата, последствий реализации социализирующих функций де­ятельности и общения, политического воспитания. Важ­ной целью политической социализации молодежи явля­ется формирование высокого уровня политической и правовой культуры. Эта цель имеет интегративный харак­тер. Она представляет собой не что иное, как совокуп­ность составляющих ее частных (особенностей) целей, связанных с формированием тех или иных сторон поли­тического сознания (политических знаний, политических убеждений и т д.), политического поведения.

Выделение частных целей политической социализации молодежи достаточно условно. Однако условное расчлене­ние общих элементов позволяет выявить реальный уро­вень политического мышления и сознания в социальной активности молодежи и на этой основе более рациональ-

1 См. Касьянов В. В., Слепцов Н. С, Ревенко Л. В Социализация молодежи, сущность, особенности, тенденции. Краснодар, 1994. С. 39-41.


Социология



но использовать те или иные средства социализирующе­го воздействия1.

Структура целей политической социализации молоде­жи определяется не только особенностями структуры ее политической культуры, но и временем, сферой их реали­зации, реальными для данного периода и места возмож­ностями.

Цели политической социализации молодежи вызыва­ют определенные средства, методы их достижения. Сами по себе, без содействия средств реализации, цели пред­ставляют лишь абстракцию и только в соотношении со средствами обретают свою актуальность. В качестве тако­вых средств политической социализации молодого челове­ка выступают общественные отношения, его деятельность и политическое воспитание, иными словами, все элемен­ты реального бытия, самые многообразные виды и формы деятельности и общения (производственный, общественно-политический, духовный труд и пр.), политическое обуче­ние и просвещение. Это основные системообразующие компоненты процесса политической социализации моло­дежи.

Таким образом, цели и средства, уровни и сферы про­цесса политической социализации наиболее полно охва­тывают всю совокупность материальных, социальных, ду­ховных факторов этого процесса, имманентных основным видам и формам общественных отношений, деятельнос­ти и политического воспитания. Выделение составных компонентов процесса политической социализации по­зволяет изучить его по линии внешних и внутренних, объективных и субъективных связей. А это в свою очередь дает основание рассматривать политическую социализа­цию молодежи как динамическую социальную систему.

Целостный характер политической социализации не исключает присущих ей противоречий, которые выступа­ют в качестве внутреннего источника развития этого процес­са. Противоречия обладают своей внутренней структурой; им свойственно свое собственное развитие. При этом измене­ние свойств одного из структурных компонентов процесса

1 См.: Политология: Энциклопедический словарь/Общ, ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. — М., 1993. С. 278; Основы политической социологии: Учебник. М. — Н. Новгород, 1998. С. 135.


443 Глава VIII. Политическая система

политической социализации сказывается на всех других, повышает или понижает результаты этого процесса.

Основная цель процесса политической социализации молодежи требует множества средств для ее реализации. Политическая деятельность, как социализирующее сред­ство, дифференцируется на множество специфических средств социализирующего воздействия. Основным кри­терием их дифференциации является многообразие всех видов политической деятельности.

Средства политико-социализирующего воздействия на молодежь опосредованы уровнями процесса, взаимосвязь которых является обязательным атрибутом его структуры. Общество, его бытие и сознание составляют макросреду, всеобщий уровень политической социализации молодого поколения.

Динамика развития общества определяет особенности функционирования и развития процесса политической социализации молодежи. Важным уровнем этого процес­са является микросреда как специфическое проявление социальной среды (семья, школа, трудовой коллектив и т. д.). В то же время каждый отдельный молодой человек, его внутренний мир, его сознание представляют собой особый уровень политической социализации. Молодой человек, действуя в социальной среде, вступая в отноше­ния с другими людьми, посредством своей деятельности изменяет, совершенствует среду и самого себя. Эти соци­альные уровни включены прямо или опосредованно во все виды общественных отношений и деятельности, которые можно рассматривать в качестве сфер процесса социали­зации.

В исторически конкретной обстановке молодой чело­век не в одинаковой степени включен в различные сферы деятельности, общения и воспитания. А это значит, что различные сферы политической социализации молодежи неодинаково реализуют свойственную им функцию вклю­чения индивида в целостный процесс политического фор­мирования и развития человека. Политическое развитие молодежи предопределяется степенью ее включенности в сферы общественно-политической, политико-управлен­ческой деятельности и политического общения, степенью ее самореализации в этих сферах. Каждая из этих сфер


Социология



формирует и развивает политическую культуру молодежи присущими ей средствами.

Отмеченные сферы процесса политической социализа­ции молодежи закреплены в политических и правовых нормах, которые системой сформированных прав и обя­занностей задают «поле» деятельности, с одной стороны, ограничивая его общественно приемлемыми формами проявления, а с другой — побуждая к деятельности, де­монстрируя широкий спектр возможностей.

Изучение политической социализации молодежи как системы позволяет раскрыть ее сущность, слагаемые, структуру, механизм функционирования и совершенство­вания. Системный характер этого процесса предполагает использование комплексного подхода как метода управ­ления им. В той мере, в какой принципы комплексного подхода адекватно отражают системный характер полити­ческой социализации молодежи, они также будут в состо­янии выполнить роль управленческого звена совершен­ствования процесса политической социализации.

Политическая социализация молодежи, по нашему мнению, может и должна рассматриваться как разновид­ность динамического социокультурного процесса. Другими словами, в данном случае речь идет о процессе создания и передачи молодому поколению политико-культурных цен­ностей и — соответственно — об усвоении этих ценностей.

Вместе с тем, представлять политическую социализа­цию молодежи как некий механизм социального регули­рования в руках управляющей системы и в то же время утверждать положение о пластичности, «обусловливаемо-сти» средой — это значит пытаться возложить бремя по­литической социализации лишь на один механизм, кото­рый называется приспособлением, т. е. на одну лишь способность адаптироваться к ожиданиям и требованиям своего окружения.

Но приспособление дублируется другим, столь же су­щественным механизмом — ассимиляцией, посредством которого молодое поколение пытается воздействовать на старших с тем, чтобы уменьшить интенсивность и коли­чество своих тревог и фрустраций.

Через последовательные процессы приспособления и ассимиляции молодежь осваивает и осуществляет синтез



Глава VIII. Политическая система


между различными объектами своего «опыта» и констру­ирует свою собственную «систему представлений», свою собственную «систему ценностей».

Религиозный аспект политической культуры

Немаловажную роль в формировании и функциониро­вании политической культуры играет религия. Многие идеи, ценности, установки, связанные с религией, состав­ной частью включаются в политическую культуру той или иной нации, страны, народа. Это объясняется тем, что религия, будучи частью национальной и исторической традиции народа, пронизывает его культурное наследие и, соответственно, не может не отразиться и на характере его политической культуры.

Формирование той или иной нации, ее вступление на общественно-историческую арену обосновывается ссыл­ками на некое божественное провидение. В поисках ар­гументов часто обращаются к Библии, где говорится, что Бог не только правит миром, но и избирает среди все на­родов только один, наделяя его своей благодатью.

Наряду с символами самодержавия и народности в формировании и укреплении русского государства важную роль сыграла православная церковь. Она давала русским духовную опору, чтобы противостоять мусульманскому Востоку и католическому Западу, которые на разных ис­торических этапах представляли угрозу их религиозному и государственному существованию.

Следует отметить, что в той или иной форме подобная «божественная идея» прошла через историю почти всех существующих на земле народов и способствовала их кон­солидации в самые трудные для них времена.

Обращает на себя внимание тот факт, что религиозный и социокультурный традиционализм часто идут рука об руку с социально-философским и идейно-политическим консерватизмом. Религия всегда служила источником тра-


Социология



диционных ценностей, будучи тесно связанной с культур­ной традицией как часть образа жизни в целом. Когда привычный образ жизни подвергается опасности, религи­озные и моральные компоненты оказываются опорными пунктами его защиты.

Часто религиозные ценности и понятия, особенно в условиях эрозии и догматизации осевой идеи, или осево­го идеала, лежащего в основе той или иной цивилизации, оказывают на значительные категории людей облагоражи­вающее воздействие. Они удерживают их от отчаяния и безысходности, оставляя приверженцами таких заповедей, как «не убий», «не укради», «возлюби ближнего своего» и т. д. В периоды социально-политических неурядиц и по­трясений, в смутные времена, когда нарушается привыч­ный, установившийся образ жизни, многие люди находят утешение в религии. Наглядный пример — наша страна, где в настоящее время наблюдается всплеск интереса к религиозной вере, рост религиозного сознания и т. д. По­этому при изучении политической культуры нельзя игно­рировать религиозное начало, являющееся важным фак­тором политической цивилизации.


Глава IX

РЕЛИГИЯ

Структура религии

Структуру религии составляют следующие элементы: доктрина, миф, этические ценности, ритуалы и другие формы культовой практики, а также различные формы распространения религии.

Доктрина и миф. Доктрина представляет собой от­носительно абстрактную систему, являющуюся резуль­татом рефлексивной деятельности и возникающую бла­годаря потребности дать четкое определение того, что считать ортодоксальным, а что — еретическим. Доктрина играет особо важную роль в религиях, имеющих письмен­ную традицию и принадлежащих крупным цивилизациям, но имплицитно она содержится и в религиях сравнитель­но небольших, бесписьменных обществ. Тем не менее, отчасти потому, что религия есть прежде всего сфера чувств, она часто находит выражение в символических формах — в мифах и легендах. Для большинства религий характерно наличие мифов о сотворении мира и проис­хождении первых людей.

Абсолют. Имперсоналистские представления об Аб­солюте главным образом характерны для религий Индии и Дальнего Востока, а также часто фигурируют как резуль­тат мистического опыта во всех прочих традициях. Так, в Упанишадах, священных текстах индуизма, о божестве говорится как о Брахмане, безличном существе.

Однако подобное имперсоналистское понимание Аб­солюта часто совмещается с восприятием божества как


Социология



личности. В религиях Индии и Китая господствует идея, что на своем низшем уровне Абсолют манифестирует себя как личность". Пустота — как небесный Будда, Вишну — как Брахман или Шива, Дао — как мать всех вещей. В свою очередь, и в монотеизме персонализированное опи­сание Бога дополняется его характеризацией в духе так на­зываемого «отрицательного богословия», когда Бог опи­сывается как «не это» и «не то», поскольку его сущность выходит за пределы человеческого понимания.

Обычно Абсолют рассматривается как личность, когда Его воспринимают через переживание нуминозного, как, например, в пророческих видениях Исайи и Мухаммада. Личностное начало в Боге подчеркивается в тех религи­ях, которые содержат в той иди иной форме идею о воз­можности Его физического воплощения. Так, согласно индуизму, бог Вишну неоднократно) воплощался в различ­ные земные существа. Одной из его аватар (воплощений) был Кришна, который, как описано в знаменитом разде­ле Бхагавадгиты, раскрыл свою божественную природу царевичу Арджуне. Но наиболее полным выражением та­кого типа религии стадо вероучение христианства о жиз­ни и проповеди Иисуса Христа как Сына Божия. В про­тивоположность христианству иудаизм и ислам отвергают возможность воплощения Бога в человеческом теле, по­скольку тогда Он опускается на уровень тварности.

Для монотеизма существует единый и единственный Бог; иных богов нет, в поклонение таким лжебогам рас­сматривается как идолопоклонничество.

Но для других традиций и, возможно, для всех эт­нических религий поклонение менее значимым богам на­ряду с верховным божеством допустимо. В большинстве религий Африки верховное божество считается слишком удаленным от человека с его повседневными делами, и за содействием в последних обращаются с молитвой к более близким и доступным сверхъестественным силам. В ин­дуизме традиционный пантеон включает в себя 330 млн богов, но при этом менее значимые божества рассматри­ваются как проявления Единого Высшего Начала.

Религия предполагает и веру в духовные существа, не обладающие божественной природой. Это умершие дале­кие предки, ангелы и демоны. Культ предков особенно


449 Глава IX. Религия

характерен для китайской традиции, в то время как в хри­стианстве иногда святые рассматриваются в качестве «ду­ховных праотцев». Буддизм махаяна рекомендует верую­щим обращаться за помощью к бодхисаттвам. Дьявол играет особенно важную роль в представлениях христиан и мусульман, а в буддизме действует аналогичная фигу­ра — Мара, воплощение космических сил зла.

Идея спасения

Монотеистические религии рассматривают челове­ческое существование в контексте линейного представ­ления об историческом процессе, будь то история Израи­ля, распространение христианства или возникновение ислама. Судьба и назначение человека обрисовывается в свете финального суда, который наступит в конце исто­рии. Это связано с учением о телесном воскрешении мер­твых, восходящим к древнему зороастризму.

Религии Индии интерпретируют человеческое су­ществование по-другому — как составную часть космоса, а последний многократно и бесконечно переживает цик­лы творения и разрушения. В ходе каждого цикла живые существа переходят от одной жизни к другой. Этот про­цесс постоянных перерождений определяется законом кармы и продолжается до тех пор, пока душа не обретает освобождения.

В Китае главный упор делался прежде всего на со­циальную гармонию (конфуцианство) и поиск бессмертия (даосизм).

Но во всех основных традициях, в том числе и в тех, где не проводится идея воскрешения умерших, тема вечной жизни остается доминирующей. Для некоторых древних религий, например, древнегреческой, чаяния будущей жизни играли меньшую роль. Египтяне, в противополож­ность грекам, уделяли загробной жизни большое внима­ние. Во многих этнических религиях представления о за­гробной жизни тесно связаны с культом предков.

Различное понимание природы спасения определяет позиции религий по отношению к земной жизни. Моно-

15. Соцнолошя


Социология



теистические религии в целом характеризуются острой посюсторонностью: в исламе идеалом является земное общество, построенное и функционирующее согласно предписаниям Корана, излагающим волю Аллаха. В иуда­изме главный акцент делается на создании земного цар­ства праведников на земле Израиля. В христианстве по­сюсторонность связана с идеей вочеловечения Бога. Одновременно монотеизм всегда сохраняет и направлен­ность на потустороннее. В особенности это проявляется в идеях отшельничества и аскетизма.

Буддизм и джайнизм также рассматривают финальное освобождение как уход из мира перерождений. Что же касается африканских и других этнических религий, то здесь доминирует представление о пронизанности мира божественным началом.

Религии предлагают различные пути к спасению. В мо­нотеизме спасение человек получает от Бога. Ана­логичный подход прослеживается у индусского мудреца 12 в. Рамануджи, утверждавшего, что спасение даруется по Божией благодати. Такого же мнения придерживались и реформаторы-протестанты, критиковавшие средневе­ковый католицизм за то, что в нем спасение ставилось в зависимость от личных заслуг человека перед Богом (ми­лостыня, благотворительность, аскетизм и т. п.).

В буддизме тхеравада, напротив, для того чтобы найти Путь к освобождению, необходимо усилие, и индивид может достигнуть Пути только следуя учению Будды. В позднем буддизме махаяна, однако, культ Амитабха Буд­ды связан с верой в то, что блаженство достижимо только при помощи повторения его божественною имени. Таким образом, возникла парадоксальная для буддизма религия благодати, особенно широко распространившаяся в сред­невековой Японии.

Хотя порой в религиях преобладают идеи всеобщей предопределенности и детерминизма, большинство тра­диций все же допускают веру в свободу человеческого выбора, хотя бы как свободу принятия божественной бла­годати. Поскольку религии Индии рассматривают духов­ное невежество как причину страданий, путь к освобож­дению состоит в достижении мудрости или просветления. Верующий может сам, своими силами добиваться этого


451_____________________________ Глава IX. Религия

результата, но в конечном итоге просветление приходит спонтанно. Эта спонтанность просветления особое значе­ние приобретает в дзэн-буддизме, где практикуются пара­доксальные методы его достижения.

Этические и социальные идеи в религиях

Религиозная доктрина и миф отражаются в этических и социальных ценностях, на которых строится культура. Так, в классическом иудаизме завет, заключенный еврея­ми с Богом, требует от них следования Торе (Закону Мо­исея). Заповеди Торы предстают как идеальная модель праведной жизни, угодной Богу, как ритуальный и мо­ральный канон иудаизма. Подобным же образом для му­сульман необходимой составной частью ислама является следование Закону, или Шариату, так как само слово «ис­лам» означает «покорный Аллаху». Индусы рассматрива­ют Дхарму (учение) как совокупность нравственных зако­нов, изложенных в древней книге Ману. В конфуцианской традиции этика становится как бы центральным фокусом, где сходятся проблемы гармоничных и гуманных соци­альных отношений семьи и государства. У даосов концеп­ция естественного пути, спонтанного и не требующего усилий, отражается в учении о «деянии в недеянии» — спокойном и сосредоточенном созерцании.

Ритуальные и этические обязанности, налагаемые на человека религией, часто служат задаче самоиден­тификации общины. Иудейские пищевые правила и за­преты, требование соблюдать субботу позволили еврей­скому народу сохранить свою этническую чистоту и лежат в основе самоидентификации верующего-иудея. Анало­гичным образом правила и ритуалы, предписываемые сик­хам, как, к примеру, запрет подстригать волосы, введен­ный гуру Говиндом Сингхом в XVII в., фундаментальным образом определяют облик священной общины сикхов — «хальсы».


Социология



Религиозные санкции функционируют в обществе по-разному. К примеру, в христианской традиции брак рас­сматривается как таинство, как видимый знак благодати. В индуизме кастовая структура общества связывается с представлением о религиозной чистоте. В китайской тра­диции на конфуцианскую этику накладывалось культовое почитание самого Конфуция как общего предка. В сред­невековой Японии этический кодекс самураев был связан с практикой дзэн-буддизма. В буддизме, если рассматри­вать его в целом, следование этическим предписаниям составляет необходимое звено Пути, ведущего к нирване.

Этические ценности заложены в самой сердцевине большинства религиозных систем: гуманность в кон­фуцианстве; личная чистота в иудаизме; любовь в хрис­тианстве; сострадание в буддизме; братство в исламе.

Религиозное служение может осуществляться самыми разными путями: через уединение и медитацию, в публич­ном богослужении, через паломничество.

Богослужение и медитация

Самую суть религиозной практики составляют бо­гослужение и медитация. Они определяются как средства коммуникации с Абсолютом или привлечения его внима­ния, как деятельность, связывающая человека и окружа­ющие его силы. В этнических религиях, индуизме и дао­сизме, один из уровней религиозной жизни составляют ритуалы, имеющие целью оказать влияние на текущие события — например, добиться хорошего урожая или удачной рыбной ловли. Подобные ритуалы иногда рас­сматриваются как магические, хотя обычно здесь налицо концепция личной связи человека с богами, одушевляю­щими окружающую среду.

Большинство ритуалов, направленных на установление коммуникативных отношений с Богом, связаны с богослу­жением — прошением, благодарственным восхвалением Бога в случае удачи, покаянием в совершенных грехах. Все эти выражения зависимости от божественного начала обычно принимают форму молитвы — словесной, поло-


453 Глава IX. Религия

женной на музыку или молчаливой. Иногда богослужение включает приношение даров или жертву божеству: у зем­ледельцев и скотоводов это обычно молодой ягненок или первые фрукты; в Индии в древности богам жертвовали лошадь, вознося к ним молитвы о даровании плодородия; древние ацтеки приносили в жертву своим богам челове­ческие сердца, вырванные из груди живых людей. В древ­нем Израиле традиционным жертвоприношением счита­лось ритуальное заклание домашних животных или голубей, символизировавшее очищение от греха и под­тверждавшее заключенный с Богом завет. Китайский им­ператор лично приносил в жертву Высшему Существу пищу и питье, прося о благоденствии государства.

В Индии и многих других обществах кровавые жертвы уступили место цветам, плодам, курению благовоний и т. д. Но сама идея жертвоприношения остается смысловым центром как иудейского Закона, так и, скажем, католичес­кой мессы. Христиане всех конфессий рассматривают смерть Христа как самопожертвование Бога. Представле­ние о том, что человек, совершающий богослужение, осу­ществляет связь с божеством, вкушая остатки жертвенных подношений, остается актуальным во всех религиях. В индуизме, к примеру, практикуется потребление части даров, которые Бог как бы возвращает верующим.

Богослужение может быть одновременно и коллек­тивным (конгрегационным), и индивидуальным, как в монотеистических религиях Запада. В религиях Индии оно более индивидуалистично, но ритмически организу­ется пением всех членов общины. В буддизме тхеравада, строго говоря, нет богослужения Будде, который не счи­тается Богом; но и здесь существуют ритуальные медита­ции на образ Будды, служащие психологической опорой для концентрации сознания на истинах учения.

Во многих религиях медитации практикуются и поми­мо богослужений. Обычно их осуществляют аскеты или мистики, в монастырях или в одиночестве. В религиях, более ориентированных на внутренний мистический по­иск, нежели на нуминозного Другого, медитативная прак­тика занимает центральное место. Это проявляется, к при­меру, в наличии сложной техники достижения транса в йоге, в строгой физической и духовной дисциплине ин-


           
   
     
 
 
 

 

дуизма и джайнизма, даосизма, дзэн-буддизма. Некоторые методы, подводящие к духовному просветлению, восходят к технике, практикуемой шаманами в архаических племе­нах охотников и собирателей.

Праздники и паломничество

 

Религиозная практика обычно вписывается в по­вседневную жизнь и регламентируется при помощи риту­ального календаря. В древних обществах такой календарь строился на основе смены времен года. Во всех великих традициях зимние, весенние и прочие сезонные праздне­ства до сих пор сохраняют свое значение: весенние праз­дники в индуизме, еврейская и христианская Пасха, в ко­торой сливаются исторические события и весенние мотивы, и Новый год в китайской традиции. Праздне­ствам часто, предшествуют периоды поста: к примеру, Великий пост у христиан или исламский Рамадан. Мно­гими религиями посты предписываются как средства до­стижения чистосердечного покаяния и контроля над те7 лесными влечениями.

Календарные ритуальные празднества дополняются индивидуальными, так называемыми «ритуалами пере­хода», приписывающими религиозное значение различ­ным переменам в жизненном состоянии личности. Пре­жде всего это свадебные и похоронные ритуалы. Кроме этого, многие этнические религии практикуют ритуалы инициации по достижении индивидом полового созре­вания, иногда включающие в себя кратковременный пе­риод отшельничества, во время которого юноша пытается добиться личной коммуникации с Абсолютом. Монотеи­стические религии в своем календаре имеют отмечаемые ежегодно траурные даты, такие как распятие Иисуса Хри­ста или убийство лидера шиитских мусульман Хуссейна. Буддисты в апреле-мае отмечают рождение, просветление и смерть Будды. Иногда религиозные празднества предпо­лагают нечто вроде путешествия во времени, поскольку как бы воспроизводят прошлое; к примеру, христианская Пасха воспроизводит переживание воскресения Христа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...