В движении экономического цикла наблюдаются четыре последовательно проходящие фазы — «кризис», «депрессия», «оживление» и «подъем». 5 глава
1Алмонд Г. А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. 1992. № 4. С. 128. 427 Глава VIII. Политическая система Будучи сущностным признаком политической системы и вместе с тем выступая предпосылкой, в определенной степени основой ее формирования, политическая культура выполняет прежде всего функцию интегратора всего политического опыта и механизма передачи его от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему. Процесс этот не прямолинеен, а зигзагообразен и противоречив; он связан с борьбой различных политических сил, поскольку из прошлого могут переходить в настоящее наряду с элементами культуры, соответствующими потребностям данной политической системы (т. е. функциональными), также нормативы и модели, противоположные природе системы, подрывающие ее (т. е. дисфункциональные). Таковыми, в частности, оказываются прогрессивные демократические ценности при утверждении в Обществе тоталитарной системы. Естественно, они ею отторгаются. И напротив, инородными элементами для демократической системы становятся обычаи и традиции предыдущих поколений, тяготеющие кошмаром над умами живых, любые реакционные идеологические формы, политические стереотипы и мифы, препятствующие развитию политической рациональности. Весь комплекс элементов политической культуры — представления о власти, ценности, нормы, эталоны поведения, обычаи, стереотипы, мифы, символические комплексы и другое — исторически сформировался как нормативно-регуляционная система. В этом состоит основополагающая функция культуры. А уровень ее реализации — главный критерий культурности политической жизни общества. Политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила игры» в политической сфере, руководящие принципы политического поведения и деятельности.
Нормативно-регулятивная система политической культуры призвана обеспечить еще одну, не менее важную, функцию культуры — служить мотивационной базой политической деятельности субъектов всех уровней, быть средством включения членов общества в работу институтов власти и управления тем обществом, в котором они живут. Для каждого индивида политическая культура — не только знание политической жизни и не только раз и на- Социология
I всегда усвоенные нормы отношения к структурам власти и поведения в политическом пространстве. Это еще в большей мере способность выбора для себя мотивов, ориентиров и форм участия или же непосредственной деятельности в институтах власти и управления общественными делами. Поскольку политическая культура представляет собою реализацию политических знаний, ценностных ориентации, образцов поведения социального субъекта, то очевидна воспитательная функция. Понятно, что каждый, кто включается в систему культуры, формирует в себе или в нем формируют соответствующие знания, ориентации, способности адаптироваться к установленным образцам и другим реалиям цивилизованного политического бытия. Коль скоро политическая культура есть способ существования политической системы, качественное состояние, то и все описанные функции синтезируются в реализации ее защитительной и адаптационной ролей. В самом деле, каждый из элементов политической культуры нацелен на обеспечение функционирования властных институтов и управления системой в интересах господствующих социальных групп или большинства населения. Каждая из ценностей и норм служит цели интеграции группы или общества в целом на базе данной политической системы. Весь комплекс ценностей, норм и институтов призван служить средством разрешения противоречий между общими и частными интересами и согласованию этих интересов. Политическая культура не только предохраняет данную систему от разрушения, она придает ей динамизм, насыщая систему механизмами адаптации к изменяющимся социально-экономическим и иным условиям существования.
Типология политической культуры Политическая культура — многосложный и неоднородный комплекс. В нем представлены различные уровни и типы культуры: личностный, групповой, классовый, регионально-национальный, общественной системы. В отличие от культуры общества выделяются политические суб- I Глава VIII. Политическая система культуры, присущие отдельным группам населения или же частям системы. Так, в российском обществе достаточно отчетливо видятся субкультуры молодежи и ветеранов войны, так называемой номенклатуры и интеллектуальной элиты (научной и художественной интеллигенции), партий, национальных групп, формирующегося слоя бизнесменов. В зарубежной и политологической литературе уделяется значительное внимание изучению субкультуры элит (элитизм). Известна теория политических элит, сформулированная итальянским социологом В. Парето. Ученый около столетия тому назад описал политическую культуру сменяющих друг друга двух типов элит — «львов» и «лисиц». Для первых характерен крайний консерватизм, непримиримость» стремление к силовым методам правления; для вторых — хитрость, коварство, вероломство и политические комбинации. Состав правящих элит в истории изменялся. Во многих обществах у власти стояли священники, опираясь на свой контроль над религиозными догмами и символами. Господствовали военные (явно или скрыто). В современных обществах типология элит обогатилась. В конкуренции за господство участвуют интеллектуалы, бюрократы, технократы, менеджеры, партийные политики. Политические элиты могут формироваться как из верхних слоев общества, так и из маргинален. В советских условиях при сталинизме была вытеснена революционная интеллигенция технократическими политиками. Какими бы ни были элиты, способы борьбы за власть и методы властвования во многом оставались одними и теми же. По В. Парето, — это убеждение, согласование и обман, хитроумные средства одурачивания масс, введение их в заблуждение и применение силы. Образная характеристика субкультуры «львов» и «лисиц», данная итальянским ученым, не утратила свою актуальность по сей день. Она применима к элитам, фигурирующим в настоящее время на политической арене нашей страны.
Обусловленность политической культуры социальной системой находит свое выражение в наличии разных типов культур. В классическом труде Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» выделяются три основных типа политичес- Социология кой культуры: приходская, подданическая и культура участия. Они характеризуются отличительными существенными признаками. Приходская культура исключает наличие конкретных политических ролей. Здесь не конкретизируются политические ориентации. Прихожанин не обладает знаниями относительно политики, он ориентирован на так называемые первичные отношения в группах, привержен традиционалистским связям, замыкается на местной и этнической солидарности. Кругозор прихожан ограничен их узким миром непосредственного бытия. Подданническая культура базируется на пассивном отношении субъектов к политической системе в целом. Индивиды ведут себя лишь как подданные по отношению к властным институтам, соответственно их позиция. Это позиция повиновения, зависимости, подчинения. Культура участия — активистский тип; ее субъект — гражданин, перманентно участвующий в политике. Его позиция активна, выражает заинтересованность в поиске возможных путей и методов участия в выработке тех или иных решений. Он четко ориентирован на политическую систему в целом. Американские политологи отмечают, что в реальной политической жизни эти типы в чистом виде не проявляются. Взаимодействуя между собой, они образуют смешанные формы с доминированием того или иного компонента. Наряду с выделенными чистыми типами были предложены три типа систематических смешанных политических культур: 1) патриархально-подданническая; 2) подданническо-активистская и 3) патриархально-активистская.
К числу смешанных относится «гражданская культура». Данный тип культуры, по мнению политологов, в наиболее полном и систематизированном виде сложился в США (в первоначальной форме в Англии). Это «культура лояльного участия», позитивно ориентированного на политическую систему в целом. Спустя много лет Алмонд в книге «Еще раз о гражданской культуре» писал, что в гражданской культуре в основном существует консенсус (согласие) относительно легитимности (законности) политических институтов, направления и содержания общественной политики; широко распространены терпимость в отношении плюральности (множественности) интересов Глава VIII. Политическая система и убеждение в их примиримости, а также чувство политической компетентности и взаимной веры граждан. Не трудно увидеть в этой типологической модели своего рода эталонную политическую культуру, соответствующую политической системе индустриально развитых стран, в первую очередь ее англо-американской разновидности. - Политическая культура по своей структуре — подобно политической системе — имеет два важных отличительных признака в зависимости от того, в какой степени дифференцированы (различены) или специализированы политические роли и отношения, подсистемы, насколько они независимы или подчинены друг другу. Дифференциация относится к тем процессам политико-культурного развития, когда возникают и соединяются с прежними новые типы ролей и ролевых структур. Поэтому можно выделить, используя историческую периодизацию немецкого социолога Н. Лумана, следующие типы политической культуры: 1) политическая культура сегментарного общества примитивных архаических народов; 2) политическая культура стратифицированного (наличие иерархически упорядоченных слоев) общества; 3) политическая культура современного функционально-дифференцированного общества. Политическая культура эскимосов, простейшая из известных обществу, является примером относительно недифференцированной политической культуры. Следующей формой дифференциации политической культуры является уже не образование равных между собой единиц (семей, родов), а различие неравных общественных слоев — крестьян, горожан, дворян и др. В политической культуре функционально-дифференцированного общества различаются такие функциональные системы, как гражданское общество и правовое государство, воспитание, религия, искусство, каждая из которых в ходе дифференциации достигла своей автономии, т. е. может выполнять свою роль при условии, что и все другие системы выполняют свои.
Наряду с типами политической культуры в общечеловеческом политико-культурном пространстве наблюдаются и политические субкультуры. Политические субкультуры характерны для конкретных субъектов политики. Они отличаются своеобразны- Социология ми взглядами, предпочтениями и поведением соответствующих групп людей в сфере политики. К числу наиболее важных и ярко выраженных из них относятся следующие: а) политическая субкультура Запада. Ориентирована на Статус гражданина как субъекта политики в ее пределах относительно высок. Политическая жизнь регулируется детальной правовой регламентацией, отличается многообразием. Эта политическая субкультура является базовой основой либерально демократической модели политической культуры; б) политическая субкультура Востока. Ориентирована В ее пределах многие слои общества, большая часть женщин и молодежи изолированы от политической жизни. Эта субкультура отличается отчетливой политической субординацией. Характеризуется превосходством административной власти над представительной и судебной. Распространены передача власти по наследству и ее элитарность; в) региональные политические субкультуры. Выделяют По этим признакам наблюдаются различия в стилях политического мышления и поведения, например, граждан США и России, ближневосточных (за исключением Израиля) и западноевропейских государств, африканских и латиноамериканских стран и т. п. Так, политической культуре граждан США свойственны: индивидуализм; высокое гражданское самосознание; склонность к политической состязательности; относительная толерантность (терпимость) к иным политическим позициям; приверженность к легитимным (законным) Глава VIII. Политическая система формам политического поведения; ориентация на общественное мнение; взыскательность электората (избирателей) к политикам и властям. Политической же культуре россиян присущи: ориентация на нормы коллективистской морали; идеологизиро-ванность; склонность к политическому радикализму, политическим крайностям; ограниченность личных притязаний на власть; политическая лояльность и подданническое отношение к государству; правовой нигилизм; предрасположенность к политическому конформизму (т. е. приспособление к конкретному политическому режиму); политическая наивность, доверчивость и др. Отметим также, что многообразие региональных политических субкультур наблюдается и в пределах отдельных государств. Например, в современной России возможно выделить политические субкультуры Москвы, Санкт-Петербурга, национальных республик — субъектов РФ, а также Центрально-Черноземного, Южного, Урало-Сибирского и Дальневосточного регионов. С учетом регионального фактора возможно также различать городскую и сельскую политические субкультуры; г) религиозно-политические субкультуры. Отличаются Например, такие субкультуры в пределах Российской Федерации наблюдаются на Северном Кавказе, а также в Поволжье, Татарстане, Калмыкии и некоторых других регионах. Носителями религиозно-политических субкультур могут выступать и определенные возрастные категории граждан; д) этнополитические субкультуры. Характерны для го В этом плане наиболее распространены политические субкультуры национальных меньшинств. Носителями таких субкультур являются, например, греки в Турции, алжирцы во Франции, баски в Испании, индейцы и отчас- Социология ти негры в США, коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока в России, и многие другие. Политические субкультуры национальных меньшинств имеют особенно ярко выраженный характер в тех случаях, когда какое-либо этническое меньшинство дискриминируется; е) молодежная политическая субкультура. Ее основными носителями является учащаяся (и в первую очередь студенческая) молодежь. Данной субкультуре присущи: эмоциональное восприятие политической жизни общества; противоречивое многообразие политических интересов и поведения. Ввиду отсутствия достаточного жизненного опыта носителям этой субкультуры свойственны также: политическая неразборчивость; высокий уровень «внушаемости»; эклектичность, — т. е. механическое соединение разнородных политических взглядов, теорий, идейных направлений. Но именно в недрах молодежной политической субкультуры нередко вызревают многие будущие политические нововведения, впоследствии утверждающиеся в обществе. Именно молодежная субкультура выступает в качестве принципиальной оппозиции какой бы то ни было власти. Именно молодежь потенциально является одной из наиболее инициативных и активных общественно-политических сил. Немаловажно и то, что первичная политическая социализация практически всех профессиональных политиков и общественных деятелей происходит именно в рамках молодежной политической субкультуры. Политическая социализация молодежи Системное рассмотрение феномена политической социализации молодежи наиболее эффективно решается с позиции структурно-функционального анализа, теорети- Глава VIII. Политическая система ческие основания которого разработаны в трудах Т. Пар-сонса и Р. Мертона1. Функционализм Т. Парсонса исходил из признания исключительной значимости структурных и функциональных характеристик общества для понимания сути происходящих в нем процессов. Несмотря на то, что главное преимущество в процессе адаптации человека к окружающей среде Т. Парсонс отдавал экономике — через труд, производство, инвестиции и т. д., для нас его идеи имеют продуктивное значение ввиду особой роли фактора экономики в политической жизни общества. Кроме того, Т. Парсонс оставил глубокие замечания относительно механизмов социализации и социального контроля, которые позволяют системе достичь равновесия и устойчивости путем формирования таких ценностнонормативных ориентиров личности, которые совместимы со структурными характеристиками самой системы. В процессе социализации, считает Т. Парсонс, культурные образцы — ценности, нормы, принципы, взгляды и т. д. — встраиваются в личность, определяя нормы удовлетворения потребностей, целевые установки, средства достижения необходимых результатов. Личность, как системное качество, предстает отражением преобладающих в культуре образцов действий. Большой интерес представляет предложенная Т. Пар-сонсом концепция информационного и энергетического обмена внутри целостной системы социального действия. Здесь возникает определенная схема воздействия: культура информационно воздействует на социальную систему, которая через социальную структуру информационно регулирует систему личности, а та, в свою очередь, информационно регулирует систему организма. Тем самым, культурно-ценностная ориентация ставит пределы развития социальной системы, ограничивая изменчивость норм и определяя параметры средств достижения целей. Нормы, существующие в социальной системе, воздействуют на индивидов, выполняющих в этой системе определенные социальные роли, ограничивая раз- 1 См.: Parsons T. System of modern societies. Prentice Hall, 1971. 286 p.; Merton R. Social theory and social structure. Glenkoe, 1968. 356 p. Социология нообразие мотивов, целеустановок и выбора в их деятельности. Каждая система в этой иерархии, с одной стороны, обеспечивает поступление ресурсов, необходимых для деятельности системы более высокого уровня, а с другой стороны, системы более высокого уровня могут вводить ограничения на использование энергии и ресурсов системами более низкого уровня. Таким образом осуществляется постоянный взаимный обмен ресурсами и информацией. Разделяя основную идею Т. Парсонса об исключительной значимости учета структурных и функциональных характеристик в познании общества, Р. Мертон конкретизировал ее в том плане, что каждое социальное явление, процесс, структурное образование могут иметь весьма различное значение как для общества в целом, так и для его подсистем или отдельной личности. Это может быть, во-первых, дисфункция, т. е. отдельный социальный процесс, явление и т. д. могут нарушать существующую стабильность и устойчивость социальной системы или какой-либо из ее частей. Это может быть, во-вторых, нейтральность или нулевая функция, выражающаяся в том, что социальное явление не влечет за собой каких-либо последствий для развития социальной системы или, по крайней мере, не оказывает на нее существенного влияния. В-третьих, Р. Мертон предложил различать явные и латентные функции, т. е. те, которые являются преднамеренными и последствия которых ожидаемы, и те, следствия которых не предполагались в результате функционирования. Наконец, в функционализм были введены понятия преднамеренного и непреднамеренного результата, которые в свою очередь определенным образом коррелируют с другими функциями, например скрытая функция — тип непреднамеренного результата. В дальнейшем американский исследователь Л. Козер, опираясь на основные положения структурно-функционального анализа, сформулировал концепцию конфликтного функционализма, в которой социальный конфликт оценивается позитивно, как естественный атрибут социальной системы, способствующий, в конечном итоге, обеспечению устойчивости в развитии общества. Идеи 437 Глава VIII. Политическая система Т. Парсонса, Р. Мертона, Л. Козера нашли отражение в исследовании политической социализации молодежи. В американской социологической мысли важное место среди аспектов структурно-функционального анализа политической социализации молодежи принадлежит исследованию разноуровневости агентов изучаемого феномена. Функционирование агентов политической социализации молодежи может рассматриваться на макро- и микроуровнях. Микроуровень предполагает описание внешних, наиболее общих условий социализации в сфере политики. Он включает в себя: образ жизни, характерный для общества и для определенной большой социальной группы в частности; исторически сложившиеся политические ценности, ориентиры, традиции, тип политической культуры, присущий данному обществу; характер сиюминутного состояния общественного развития (война, экономическая депрессия, экономический подъем, ровное, стабильное развитие общества); тип политической системы, определяющий и направляющий деятельность агентов политической социализации. Микроуровневый анализ предполагает изучение воздействия, которое оказывают малые социальные группы на социализируемую молодежь. Микрогруппа является передаточным звеном между молодежью и большими социальными общностями. Становление молодого человека как члена общности происходит именно в микрогруппе и благодаря ей. Сами же микрогруппы не изолированы от жизни общества. Их политические характеристики зависят от макроусловий политической жизни, от конкретно-исторического уровня развития общества. Человек с раннего детства является членом определенных микрогрупп. Они воздействуют на него, убеждая, воспитывая его посредством поощрительных и наказуемых санкций. Членами микрогруппы разделяются те или иные политические позиции и представления, ценности и ориентации, которые в качестве императивных требований предъявляются к молодежи. Эффективность воздействия микро-группы на молодых людей зависит от степени интегрированное™ ее членов и от того, является ли она референтной для индивида. Социология Несколько иную классификацию уровней политической социализации вообще и молодежи, в частности, мы находим у немецких исследователей. Ими предлагается данный процесс рассматривать на макро-, мезо- и микроуровне. Макроуровень предполагает анализ внешних условий, внешней среды политической социализации. В качестве таковой выступают политические системы обществ. Мезоуровень требует анализа функционирования многочисленных социальных инстанций, являющихся посредниками между политической системой (макроуровнем) и социализирующимся субъектом. К их числу относятся практически все агенты политической социализации. Микроуровень предполагает изучение персональных взаимодействий между социализирующимся молодым человеком и конкретной социализирующейся -инстанцией. Существует также несколько классификаций форм по-литико-социализирующего процесса. Первая группа определений — латентная, скрытая, незамечаемая, косвенная, случайная, ненамеренная. Вторая группа — открытая, прямая, контролируемая, планомерно-организованная, намеренная, целенаправленная. Эти определения говорят не только о форме политической социализации, но и дают представление о содержании этого процесса. Еще одно определение форм политической социализации мы встречаем в работе болгарского исследователя В. Проданова «Личность и политика». Кроме прямой и косвенной, он ведет речь о первичной и вторичной социализации в сфере политики. При прямой социализации содержание приобретенных индивидом ориентации носит открыто политический характер. При косвенной — эта ориентация сама по себе может и не быть политической, но оказывать в той или иной степени воздействие на политические представления и политическое поведение человека. Первичная социализация в сфере политики совершается в детские и юношеские годы, вторичная — в более зрелом возрасте1. В вопросе об уровнях и формах политической социализации нет необходимости говорить о преимуществах какой-либо одной точки зрения. Все эти подходы допол- 1 См.: Проданов В К. Личность и политика. София, 1988, С. 131. Глава VIII. Политическая система няют друг друга и их применение обусловливается целями исследования. В теории политической социализации не решен также окончательно вопрос и о возрастных рамках и этапах политической социализации. К примеру, в ряде исследований Ж. Т. Тощенко высказывает мнение о наличии трех этапов политической социализации индивида1. Первый этап длится примерно с 8—9 до 13 лет. На этом этапе развивается познавательная структура и преобладают эмоциональные компоненты политической социализации. Второй этап— между 13 и 18 годами. Для этого этапа характерна интеграция эмоционального компонента с усвоенным знанием элементов политической организации и отношений между ними. Третий этап охватывает период зрелости человека. На этом этапе возможны стабилизация или смена сформированных политических ориентации и представлений. Это этап реализации активного политического поведения человека. Автор, правда, отмечает, что предложенная схема справедлива лишь относительно. В переломные годы развития общества можно наблюдать несовпадение поведения индивида с вышеизложенными этапами политического развития. Недостатком этого подхода в определении возрастных этапов процесса политической социализации индивида является то, что он связан, главным образом, с онтогенетическим развитием ребенка, вследствие чего происходит подмена социальных параметров в определении стадий и этапов социального становления человека органическими признаками его биологического созревания. Оригинальный пример преодоления этого недостатка мы находим у Э. Я. Баталова2. По его мнению, развитие современного общества характеризуется известным разрывом между трудовой и политической активностью. Политическая активность может иметь место до начала трудовой деятельности индивида. Таким образом, решающее воздействие на процесс политической социализации ока- 1 См.: Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. М., 1998. С. 256— 2 Баталов Э. Я. Политическая культура современного американ Социология зывает не трудовая деятельность, а личное участие индивида в политическом процессе. Рассматривая политическую социализацию на основании отношения индивида к политическому процессу, Э. Я. Баталов, выделяет в ней три последовательные — и внутризаменяемые — стадии: «допартиципаторную, собственно партиципаторную и постпартиципаторную». Допартиципаторная стадия охватывает период дошкольного и частично школьного обучения. На этой стадии закладываются основы, преимущественно на эмоциональном уровне, господствующей политической культуры. Партиципаторная стадия может начаться еще на этапе дотрудовой деятельности индивида. Так, учащиеся старших классов способны принимать участие в политической жизни страны. Завершение этой стадии, в зависимости от конкретного случая, может приходиться на трудовой или послетрудовой этап общей социализации индивида.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|