Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В движении экономического цикла наблюдаются четыре последовательно проходящие фазы — «кризис», «депрессия», «оживление» и «подъем». 9 глава





 



Глава IX. Религия


Иступленная религиозность не делает фундаментали­стов безразличными к жизни современного секулярного мира. Напротив, это вполне современные люди, которые восхищаются достижениями наук и сами пользуются про­грессивными методами исследования, организационного планирования и коммуникации. К примеру, исламские фундаменталисты утверждают, что подлинная наука по­рождена исламом и что современные возможности наук и технологий правильно используются только тогда, когда они служат целям укрепления исламской традиции.

Лидеры фундаменталистских движений сикхов, ин­дусов и буддистов в Южной Азии сознательно подражают западным или колониальным образцам организации, под­готовки и воспитания. В частности, основатель индусского национального движения, известного как «Национальный Союз Добровольцев», изучал историю европейского фа­шизма и воспринял его организационные принципы, ко­торые использовал в подготовке своих собственных бое­виков. Во многих подобного рода движениях в Южной Азии роль верховного религиозного авторитета выполня­ют уже не гуру или представители традиционного наслед­ственного духовенства, а специфически организованная иерархия. Хотя фундаменталисты и принимают в некото­рых аспектах современность, в своих подходах к науке, технологии, организационному строительству и полити­ке, в своем отношении к религии они придерживаются избирательно-традиционного подхода. Они отказывают­ся от идеи «традиции ради самой традиции» и утвержда­ют, что религиозная традиция есть золотая жила, которую нужно разрабатывать, а не пиджак, который можно про­сто на себя надеть.

В своей интерпретации прошлого они проницательно учитывают требования и возможности сегодняшнего дня. Когда либеральные христиане XIX в. освоили «высшую критику» Библии (критический анализ источников и язы­ковых средств, используемых авторами библейских тек­стов), основывая на ней свои призывы к социальной спра­ведливости, их оппоненты-фундаменталисты разработали концепцию непогрешимости Библии, чтобы сохранить традиционную для христиан веру в ее боговдохновенное происхождение. В их глазах утверждение об абсолютной


Социология



необходимости этой концепции для сохранения традици­онной религии нисколько не входило в противоречие с тем фактом, что по существу она представляла собой плод стратегического развития религиозных принципов приме­нительно к проблемам современности.

Поскольку фундаменталисты выбирают элементы для воссоздания традиции и из религии, и из современной культуры, перекомбинируя их затем в новом синтезе, вы­водящем на конкретные социальные программы и рели­гиозные реформы, они отвергают как политику секуляр-ных режимов, так и относительно мягкое и ненавязчивое исповедание религии, предлагаемое либералами и модер­нистами. Иными словами, фундаментализм возникает и успешно развивается в значительной мере благодаря тому, что его программы, хотя бы на местном уровне, обраще­ны к повседневным социальным и религиозным потреб­ностям масс. И действительно — фундаментализм стано­вится особенно популярным в периоды глубоких политических, религиозных, социальных и экономичес­ких кризисов, когда возникает угроза потери чувства лич­ностной и групповой самоидентификации.

Стремительная урбанизация и беспрецедентные ско­рости развития, характерные для XX столетия, делают мас­сы народа в Латинской Америке, странах Ближнего Вос­тока и Южной Азии доступными влиянию тоталитаризма и военных режимов, ставят их в условия нищеты, эксплу­атации, экономической незащищенности.

Поскольку секулярные правители и лидеры религи­озно-модернистских движений показали себя неспособ­ными или не обнаружили желания повернуться лицом к страданиям народа, в локальных общинах их сменила фигура ревностно верующего имама или раввина, про­поведующего ультраортодоксальные взгляды и одновре­менно заботящегося о материальных нуждах людей. К примеру, в Египте исламские фундаменталисты открывают школы, клиники, детские сады, в то время как секуляр-ное правительство этого не делает, несмотря на свои обе­щания. В Латинской Америке христианские евангелисты проповедуют фундаменталистские идеи о «втором рожде­нии в духе», призывая отцов к большей ответственности за свои семьи, которая позволит их превратить в прочные



Глава IX. Религия


ячейки общества, дающие моральную поддержку людям в периоды экономических и политических кризисов.

Взаимное влияние культур также приводит к раз­нообразным кризисам самоидентификации. То же самое касается и развития образования. Консервативные проте­станты Северо-Востока и Юга США почувствовали себя оскорбленными, когда в школах стали преподавать тео­рию биологической эволюции. Они открыли свои школы, издательства и радиостанции, проведя грань между собой и остальным секулярным обществом. Когда они вновь вернулись к общественной деятельности в секулярных сферах, их вынудило к этому убеждение, что нацио­нальные символы и институты всецело находятся в руках безрелигиозных гуманистов.

Риторически ссылаясь на кризисы, лидеры фундамен­талистов, большинство из которых являются харизмати­ческими личностями, черпают в этом оправдание тех крайних мер, на которые они идут, преследуя свои поли­тические цели. Кроме того, люди, страдающие от кризи­са самоидентификации, могут находить в этой риторике нечто созвучное собственным переживаниям.

Фундаменталисты отстаивают необходимость патри­архальной организации общества, мотивируя это тем, что таков предписанный Богом порядок. И исламские, и ев­рейские, и христианские фундаменталисты единодушно утверждают, что упадок цивилизации и морали связан с женской эмансипацией на Западе и последовавшим за ней вытеснением мужчины с позиций главы семейства, утра­той им господствующего положения в обществе.

В частности, исламские фундаменталисты доказывают, что для преодоления кризиса необходимо возвратить об­щество из секулярного состояния к полному соблюдению традиционных законов, восходящих к Корану. Лидеры пакистанского фундаменталистского движения утвержда­ют, что нельзя ограничивать исповедание ислама только «пятью столпами веры» (символ веры, молитва, пост, ми­лостыня, паломничество). Они стремятся к тому, чтобы все многообразие человеческой деятельности — экономи­ка, политика, семейная жизнь — строилось на основе исламского законодательства. Для этого им необходим за­хват политической власти любыми средствами. Идеологи-


Социология



ческим обоснованием исламского фундаментализма слу­жат объемистые труды Маулаиа Маудуди, содержащие системное изложение ислама и детально разработанный проект реформ конституции, социального, гражданского, уголовного, коммерческого и международного законода­тельства.

Кратко фундаментализм можно определить как со­временную разновидность религиозного протеста против эрозии традиционного образа жизни и ориентации на чуждые или внерелигиозные ценности. Современный ха­рактер фундаментализма проявляется в том, что его сторонники в принципе приемлют методы мышления, по­рожденные Просвещением, невзирая на свое идеологиче­ское противостояние последнему. Выдвигаемые ими аргу­менты и избираемые ими стратегии не производят впечатления примитивных, несовременных или основан­ных на предрассудках. Напротив, они весьма рациональ­ны и адресованы широкому кругу современных верующих.

Фундаменталисты выказывают свою современность и в своем понимании и использовании новейшей науки, технологии и политических систем; как и все современ­ные люди, они выбирают необходимое для себя среди имеющихся материальных и духовных ценностей, накоп­ленных обществом, и соединяют выбранные элементы в динамичном синтезе.

Но одновременно фундаментализм есть религиозный протест, поскольку он направляет свою критику против просвещенческой маргинализации священного. Он чер­пает свою социальную и политическую мощь в воз­рождении и культивировании сакрального языка, ритуа­лов и принципов. Восстановленные элементы традиции очищены, модифицированы и санкционированы в духе прагматизма. Они используются как средства для того, чтобы держать профанов на расстоянии. С их помощью фундаменталисты предлагают верующим, которых окружает индифферентизм и моральный релятивизм, со­лидное основание для личной и групповой (этнической) самоидентификации, столь необходимое в период стремительных экономических и социальных сдвигов.

И, наконец, фундаменталисты заявляют о себе как за­щитники традиционного образа жизни. Однако они зани-



Глава IX. Религия


маются рассудочным конструированием традиции, при­украшивая ее образ; и свою конструкцию представляют как модель «наиболее прогрессивной» реформы общества.

Иначе говоря, несмотря на то, что фундаменталисты презирают коррумпированное общество и периодически совершенно изолируются от него, они всецело заняты политикой: именно средствами политики они пытаются переустроить мир, сохраняя сакральную общину и нейт­рализуя угрозу со стороны «других». Для фундаментализ­ма типичны харизматические и авторитарные лидеры, строгая дисциплина, четкое разделение на «своих» и «чу­жих», миссионерский пыл, а также организационная структура, направленная на полное переустройство обще­ства.

Многие интерпретаторы указывают на провал секуляр-ных программ и подчеркивают полемический и по пре­имуществу критический характер фундаментализма, имея в виду, что его влияние скорее деструктивно, нежели кон­структивно. С этой точки зрения фундаментализм по сво­ей сущности представляет собой антисекуляристское дви­жение; он выступает против вытеснения сакрального с центральных позиций на периферию общества. Соци­альный характер фундаментализма определяется его анти­элитарностью; его адресатом являются прежде всего маргинальные слои общества, малоимущие классы, угне­тенные этнические или религиозные меньшинства.

Другая интерпретация, тесно связанная с описанной выше, рассматривает фундаментализм главным образом как негативную реакцию на принимающее различные формы стремление Запада к мировому господству. Не­которые исследователи, кроме того, видят в фундамента­лизме движение, направленное против «современности» в целом, стоящее в оппозиции чрезмерному увлечению новейшими технологиями и научными методами и пре­небрежению духовными и моральными ценностями, ко­торые ставились во главу угла религиозной традицией.

Еще одно направление в понимании фундаментализ­ма особо выделяет в качестве глубинной причины роста фундаментализма успех феминистского движения. С этой точки зрения фундаментализм предстает прежде всего как выражение ностальгии по патриархальному образу жизни,


Социология



как попытка восстановить традиционное господство муж­чины во всех сферах функционирования общественного организма. Выступления фундаменталистов против абор­тов, совместного обучения мальчиков и девочек, появле­ния женщин в общественных местах с открытым лицом и в целом против полного и равного участия женщин в со­циальной, экономической и политической жизни расце­ниваются как протест носителей патриархальной психо­логии против феминизма.

Разумеется, не существует единой теории фундамента­лизма, равно приложимой ко всем случаям его проявле­ний. В различных обществах фундаментализм фокусирует­ся на различных проблемах социальной действительности. Однако из всех многочисленных целей, которые ставят пе­ред собой фундаменталисты, наиболее достижимой явля­ется реализация их антифеминистской программы. Наи­большего успеха фундаментализм достигает в наши дни именно в сферах семейного строительства и домашней жиз­ни — взаимоотношений мужчины и женщины, рождения и воспитания детей, образования. Значительно менее популяр­ны фундаменталистские идеи в других областях человечес­кого существования — в судопроизводстве, законодательной деятельности, в военной сфере, — хотя и здесь фундамента­лизм достиг немалого успеха.

Наконец, некоторые интерпретаторы фундаментализ­ма, подмечая известную иронию обстоятельств в том, что так называемые «противники современности» сами впол­не современны в своих методах и средствах, повторяют мнение экзистенциалистов: характерная для всякого человеческого существования раздвоенность и огра­ниченность, в том числе и культурная, никогда не может быть преодолена. Эти интерпретаторы утверждают, что фундаменталистам не удается выйти за рамки детер­минирующей их деятельность современной культуры, и в конечном счете фундаментализм представляет собой все­го лишь еще одну вариацию на темы современности.

Другая точка зрения на фундаментализм, которой при­держивается, к примеру, британский философ и социолог Эрнст Геллнер, заключается в том, что фундаментализм рассматривается как цельная и оригинальная доктрина. По мнению Геллнера, фундаментализм — это одно из трех



Глава IX. Религия


наиболее влиятельных направлений мысли конца XX в., наряду с моральным релятивизмом («постмодернизмом») и традиционным рационализмом Просвещения («рацио­налистическим фундаментализмом»).

Представленное нами многообразие взглядов на сущ­ность религиозного фундаментализма прежде всего говорит о его значимости — социальной и интеллектуальной — в духовной атмосфере нашего времени. Фундаментализм пугает, поскольку он таит в себе мощный заряд тоталита­ризма, грозящий смести привычное для современного человека и столь комфортное для него состояние индиви­дуальной внутренней свободы. Но вместе с тем фундамен­тализм обладает и необычайной притягательностью для многих обитателей нашего мира, которым такая свобода представляется тяжким бременем и которые стремятся избавиться от необходимости самим принимать решения. Возвращение к религиозной традиции дает таким людям возможность четкой самоидентификации и обретения нравственной опоры, которая намного прочнее, чем шат­кое основание индивидуальной свободы. Здесь вопрос в выборе, и потому борьба между фундаментализмом и се-куляризмом так остра.


Глава X

СЕМЬЯ

Понятие и функции семьи

Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как в ней закладывается и формирует­ся умение жить в обществе. Семья по сравнению с други­ми социальными группами занимает во многих отноше­ниях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы созданы обществом, т. е. их можно считать «изобретениями» культуры, сфера их существова­ния — общественная жизнь; сфера же семьи в первую оче­редь — личная жизнь.

В 1949 г. социолог Дж. Мердок, после изучения 250 се­мей различных слоев общества, определил семью как «со­циальную группу, характеризующуюся совместным прожи­ванием, общим ведением хозяйства и воспроизводством. Она включает взрослых обоих полов, причем по крайней мере двое из них поддерживают социально одобренные сексуальные отношения, и одного или более собственных или приемных детей». Но под это определение Мердока подпадают неполные семьи, сожительствующие пары, го­мосексуальные и лесбийские пары, люди, живущие в ком­муне, и т. д. Современный социолог Энтони Гидденс дал более широкое определение, определив семью как «ячей­ку общества, состоящую из людей, которые поддержива­ют друг друга одним или несколькими способами, напри­мер, социально, экономически или психологически (любовь, забота, привязанность), либо чьи члены иденти­фицируют друг друга как поддерживающую ячейку».



Глава X. Семья


С точки зрения содержания, структуры и формы семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универ­сальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и раз­витие социальных и индивидуальных качеств личности и осу­ществление определенной экономической деятельности. Се­мья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обес­печивают воспроизводство общества путем рождения по­томства. Она является основой как для удовлетворения половых потребностей, так и для реализации социальных и индивидуальных качеств личности. Но точно так же в семье осуществляются и определенные виды экономичес­кой деятельности (производительно-потребительские или только потребительские).

Социологическая дефиниция семьи как парциальной социальной группы указывает на то, что характер отноше­ний в семье, ее структура и форма исторически изменчи­вы, отчего и сама семья является исторически изменчивой социальной группой. Одновременно социологическая де­финиция семьи указывает на ее биологическую, биосоци­альную и экономическую основу.

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой — малая группа, имеющая свои закономерности функциони­рования и развития. Отсюда ее зависимость от обществен­ного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно — относитель­ная самостоятельность. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт — институт брака. Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую фор­му половых отношений. Семья — малая группа, основан­ная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближай­шими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.

Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным про-


Социология



живанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее вре­мя заметно увеличилось. Социологи вообще отмечают снижение желания и готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных разви­тых стран1. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсут­ствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей).

Семьи в зависимости от представленности в них раз­личных поколений бывают нуклеарными (родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.). Процессы индустриализации и урбанизации, широко развернувши­еся в современном мире, привели к преобладанию нукле-арной семьи.

Изменения в составе и структуре семьи нередко служат поводом для пессимистических выводов об ослаблении семейно-родственных связей. В «нормальных» условиях, по Канту, семья должна обеспечить подчинение детей ро­дителям по признаку возраста и женщин мужчинам по признаку пола. В настоящее время оба параметра суще­ственно меняются. Молодежь все раньше покидает роди­тельский дом, стремится жить самостоятельно и все чаще выбирает другую профессию, нежели профессия родите­лей. Эмансипация женщин тоже вносит свой вклад в раз­рушение иерархической организации семьи. В связи с этим по характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социо­логи выделяют на сегодняшний день три основных типа семьи.

>• Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традици­онной семьи характерны: а) экономическая зависи­мость женщины от супруга; б) функционально чет-

1 См.: Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995; Im Blickpunkt: Familien heute. Fr/M.,1996.



Глава X. Семья


кое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж — кормилец, жена — хозяйка); в) признание безусловного при­оритета мужчины в вопросах семейного главенства.

>• Неотрадиционная семья. В ней сохраняются традици­онные установки на мужское лидерство и разграни­чение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.

>• Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональ­ное разделение домашних обязанностей между чле­нами семьи, взаимозаменяемость супругов в реше­нии бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»); б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насыщенность отношений.

Существуют и переходные типы семей, в которых ро­левые установки мужчин носят более традиционный ха­рактер, нежели их фактическое поведение, либо, наобо­рот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.

Таким образом, в современной семье не только транс­формируются традиционные роли женщин в связи с их массовым участием в профессиональной деятельности, но и изменяются роли мужчин. Например, в западноевропей­ских странах уже не являются аномальными и из ряда вон выходящими случаи, когда мужчина берет отпуск по ухо­ду за ребенком. Поэтому важно выяснить, как супруги воспринимают новую ситуацию, готовы ли они к перерас­пределению семейных обязанностей, от чего зависит ли­дерство в семье.


Социология



Функции семьи

Семьи выполняют ряд важных функций в обществе и тем самым содействуют как сохранению, так и обновле­нию общественной жизни. Функционализм рассматривает общество как социальную систему с взаимосвязанными частями, каждая из которых влияет положительно на ста­бильность и общий порядок. В соответствии с этим взгля­дом семья должна быть связана и объединена с другими важными элементами системы, такими как экономика или система образования. Следовательно, в любой момент тип семьи должен соответствовать потребностям этих дру­гих общественных институтов.

В любом обществе существуют основные функции, которые должны выполняться для его эффективной и гар­моничной работы. Население должно воспроизводиться, воспитываться и обучаться нормам и ценностям общества. Считается, что функции, которые выполняет в обществе семья, включают:

>■ организацию и регулирование сексуального поведе­ния;

>- рождение детей в законном браке;

>■ заботу о детях, пока они не смогут сами заботиться о себе;

>- социализацию или неформальное обучение детей тому поведению, ценностям и позициям, которых ожидает от них общество;

>■ «распределение труда» между мужем и женой с точ­ки зрения заработка, содержания домохозяйства, воспитания детей и так далее, чтобы семейная груп­па могла действовать как эффективная и взаимосвя­занная ячейка;

>■ определение таких ролей, как жена, мать, отец, муж, внук, внучка, сын, дочь и т. д., — которые позволя­ют членам семьи знать, что от них требуется и чего требовать друг от друга;

>- стремление окружить любовью, заботой, обеспечить эмоциональную безопасность и защиту всех членов



Глава X. Семья


семьи, что, в отличие от других групп, к которым могут принадлежать люди, создает глубокую, посто­янную ответственность в обществе;

> обеспечение досуга и отдыха для членов семьи и со­здание ячейки, внутри которой можно отмечать праздники и значительные события, такие как рож­дения, браки и смерть.

По мнению Мердока, можно определить четыре основ­ные жизненно важные для общества функции. Это:

>- регулирование потенциально деструктивной сексу­альности с помощью такой социально одобренной системы контроля, как брак;

>• воспроизводство потомства легко определяемыми и ответственными родителями;

>■ производство и распределение таких ресурсов для поддержки населения, как пища, одежда, средства к существованию;

>• обучение должно осуществляться так, чтобы культу­ра общества передавалась от поколения к поколе­нию

Мердок утверждал, что семья вносит значительный вклад в каждую из данных жизненно важных функций, и это объясняет, по его мнению, то, что семьи существуют во всех обществах.

Мердок также считал, что семья положительно влияет как на отдельных членов общества, так и на всю соци­альную систему. Таким образом, он утверждал, что эти функции лучше осуществляют люди, сплоченные в семьи. Например, сексуальная функция обеспечивает личное удовлетворение, в то же время создавая нормы сексуаль­ных отношений внутри определенного общества. Она так­же помогает создать между мужем и женой более прочные отношения в семье.

Функционалистское направление было развито Толкот-том Парсонсом, связавшим эту точку зрения с современ­ными индустриальными обществами, такими как США. Заслуга Парсонса состоит в попытке объяснить то, как семья приспособилась к изменениям, связанным с пере-


Социология



ходом общества от сельского хозяйства к промышленно­сти.

Современные общества нуждаются в более специа­лизированных институтах. В феодальном обществе члены одной семьи работали сообща на земле или занимались вместе ремеслом. В семьях учили детей всему, что им было необходимо знать, чтобы выжить, и что определяло их статус и положение в обществе. По мере того, как струк­тура общества усложнялась, появлялись специализиро­ванные предприятия, например заводы; школы взяли на себя задачу обучить тем знаниям и умениям, которые не­обходимы в обществе и на работе; молодые люди все чаще покидали дом, чтобы самоутвердиться и создать себе по­ложение с помощью собственных талантов и умений. Другими словами, семья утратила некоторые из своих общественных функций и, следовательно, больше сосре­доточилась на тех вещах, которые могли быть осуществ­лены только в семье.

Парсонс утверждал, что в современных обществах фун­кции, которые может выполнять «только семья», свелись к двум жизненно важным задачам:

>• первоначальная социализация молодежи; >■ становление взрослой личности.

Первоначальная социализация остается важной, пото­му что именно в результате этого процесса передается культура общества — его нормы, ценности, обычаи и язык. Парсонс утверждал, что происходящее в семье — больше, чем просто форма социализации, потому что, знакомясь с этими аспектами культуры в годы становления личнос­ти, ребенок впитывает их более глубоко, и таким образом они становятся частью его личности. Это помогло утвер­дить внутри любого общества разделяемые всеми ключе­вые убеждения, а процесс социализации служил для того, чтобы найти общий взгляд на понятия, которые объеди­няли общество и сглаживали конфликт. В американском обществе к этим ценностям традиционно относились ин­дивидуальные достижения, конкуренция и патриотизм. В других обществах это могли быть смелость, альтруизм, уважение к старшим, забота об общем благе, и т. п.


497 Глава X. Семья

Этот процесс, по Парсонсу, активизировался во взрос­лой жизни в результате брака и создания новой семьи. В браке партнеры обеспечивают друг другу эмоциональную поддержку и опору, необходимые, чтобы справиться с не­избежными стрессами в современных обществах. Семья предоставляет «безопасное убежище, любовь и покой», супруги имеют взаимодополняющие, но равные роли, а отдельные люди могут удовлетворять свои личные потреб­ности.

Историческое развитие семьи

Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет опреде­ленные функции, исторически развивается. Проблема ее исторического развития является предметом многих тео­рий в рамках общественных наук. Особый интерес пред­ставляют результаты этнологических исследований амери­канского ученого Льюиса Моргана (1818—1881), который долгое время жил в племени сенека североамериканских индейцев-ирокезов и результаты своих наблюдений, в ча­стности над родственными и семейными отношениями, изложил в книге «Древнее общество».

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...