Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В движении экономического цикла наблюдаются четыре последовательно проходящие фазы — «кризис», «депрессия», «оживление» и «подъем». 8 глава





469 Глава IX. Религия

Это своего рода соединение ритуалистичной махаяны с добуддийскими традициями Тибета и Монголии.

Индуизм и даосизм

Эти две религии, в отличие от всех предыдущих, исто­рически больше тяготели к синтезу, чем к разделению. Индуизм, в частности, представляет собой сложный син­тез разнообразных религиозных движений. Он включает в себя древнюю ведическую религию, шиваизм и вайшна-визм, тем самым сочетая различные подходы к священно­му. Отличие индуизма от трех мировых религий заключа­ется прежде всего в том, что он был создан не каким-либо основателем или пророком, а в ходе длительного истори­ческого синтеза. Индуизм не имеет единого авторитетного Писания (хотя весь накопившийся веками «литературный корпус» признается многими индуистами авторитетным), системы догматов или конфессиональной организации и священства, а потому и единого авторитета в религиозных вопросах. Основной особенностью индуизма является отсутствие единообразия, которое проявляется на разных уровнях. Отчасти благодаря влиянию западной цивили­зации, в XIX в. возникли реформистские движения, направленные на возрождение традиционного индуизма, очищенного от всего, что казалось позднейшими искаже­ниями. Но это не привело к религиозному расколу.

Аналогичным образом для Китая типично слияние конфуцианства, даосизма и буддизма в слаженно функ­ционирующую систему этики, духовности и магии. В Япо­нии сформировался целостный образ жизни, основанный на синтезе синтоизма и буддизма.

Секуляризация и новые идеологии

Потребность в культурной адаптации, породившая та­кое многообразие модификаций религии, проясняется не только во взаимном влиянии религиозных традиций. На религию всегда оказывают воздействие и перемены в ок­ружающей ее светской культуре. Наиболее существенные


Социология



изменения произошли в XIX—XX вв. на Западе, где раз­витие научных знаний и рост секулярных идеологий су­щественно подорвали авторитет религиозных традиций. В традиционных обществах религия остается интегральной функционирующей частью культуры, в то время как в странах Запада в наши дни она вытеснена на социальную периферию, превратившись в один из аспектов человечес­кого существования. Все более отдаляясь от других сторон жизни, религия становится делом свободного выбора лич­ности, сферой индивидуального внутреннего опыта.

Причины секуляризации различны. Одной из них по­служило становление индустриального общества, которое вступило в диссонанс с ритмами и социальными ритуала­ми устаревшего синтеза, достигнутого средневековой цер­ковью в эпоху аграрного хозяйства и ручного труда. Раз­витие промышленности тесно связано с ростом новых научных и технологических знаний, которые очень часто вступали в противоречие с религиозными представления­ми. К примеру, буквальное понимание библейского текста о сотворении человека не согласовывалось с находками палеонтологов или с эволюционной теорией происхожде­ния видов. Растущий контроль общества над стихийными силами природы обеспечил возможность справляться с та­кими старыми проблемами, как болезни и голод. Некото­рые современные изобретения повлекли за собой переме­ны в этических представлениях, например контрацепция.

Следующая причина кроется в социальных последстви­ях промышленного переворота. Рабочий класс в борьбе за политическую власть и экономическое господство часто подвергал нападкам и религиозную традицию, ассоциируя ее с интересами привилегированных классов. Отсюда ставшие привычными для секулярного сознания обвине­ния религии в консерватизме, антинаучности, иррациона­лизме. В ней видели собрание предрассудков, препятствие на пути к созданию современного, «рационального» обще­ства. Среди либеральное интеллигенции Европы и Аме­рики все большую популярность и вес приобретало секу-лярное мировоззрение — так называемый «научный гуманизм». Эта альтернативная по отношению к религии идеология утверждает, во-первых, приоритет научного знания и его абсолютный характер, а во-вторых, абсолют-


471 Глава IX. Религия

ность онтологического статуса человека и человеческого разума в мире.

Другую разновидность альтернативной по отношению к религии идеологии составляет национализм, в наши дни превратившийся в «секулярную религию». Для многих людей традиционная вера ценна прежде всего тем, что она способствует росту борьбы за национальную независи­мость или развитию национального самосознания. К при­меру, национальная самоидентификация русского народа в значительной мере связана с его православной религи­озной традицией, а католицизм выступает как мощная со­ставляющая современного польского и ирландского наци­онализма. Синтоизм служил государственной идеологией Японии во время второй мировой войны. Новая индуист­ская идеология вдохновляла национальную борьбу инду­сов, а ислам стал идеологическим основанием возникно­вения государства Пакистан. В Иране национализм принял форму исламского фундаментализма. Современ­ный иудаизм является государственной идеологией Изра­иля, хотя еврейский национализм содержит в себе также сильный секулярный и гуманистический элемент. Хрис­тианство как мощный двигатель модернизации сыграло важную роль в антиколониалистских движениях африкан­ских стран. Однако часто бывает и так, что религия всту­пает в борьбу с националистическими тенденциями, а последние приобретают антицерковную направленность. Так, итальянское национально-освободительное движение XIX в. характеризовалось антиклерикализмом. В нацис­тской Германии, где власть стремилась к полному гос­подству и контролю над сознанием населения, церковь также подверглась преследованиям.

Третьей альтернативной идеологией является соци­ализм. Модифицированные формы социализма воспри­няты некоторыми западными странами (например, Шве­цией) в соединении с демократическим политическим устройством. Ортодоксальный марксистско-ленинский социализм, ныне ставший историей в большинстве про­шедших через него стран, опирающийся на парадигму мышления второй половины XIX в. с его сциентизмом и линейным прогрессизмом в понимании истории, нахо­дился в непримиримом конфликте с традиционным рели-


Социология



гиозным мировоззрением. Воспринимая религию как пе­режиток общества, основанного на эксплуатации человека человеком, марксистский социализм претендовал на ее окончательное преодоление и уничтожение. Несмотря на такое враждебное отношение к религии и церкви, социа­листическая идеология сама по себе является одной из форм квазирелигиозного мировоззрения: не признавая Абсолюта, она имеет все же догматический характер, со­здает свой исторический миф, свой символизм, свою эти­ку, содержащую элементы аскетизма и самоотречения, присущие религии.

Модернизированные религии

Распространение научного гуманизма и отход от тра­диционной религии породили, среди прочих последствий, и многочисленные попытки реформировать старые рели­гиозные представления так, чтобы они оказались совмес­тимыми с парадигмой секулярного мировоззрения или созвучными основным положениям квазирелигиозных идеологий. Либерально-христианские теологи, прежде всего в Германии XIX в., своими трудами открыли со­вершенно новую перспективу видения исторической при­роды Библии. Для иудаизма и христианства особенно зна­чимы проблемы человеческой истории, поскольку эти религии сами себя воспринимают укорененными в истори­ческом времени. Однако верующие, особенно фундамента­листы и евангелические христиане, часто отвергают такой подход к Библии из опасения нарушить целостность откро­вения. Другие христиане стремятся к демифологизации веры, т. е. к освобождению ее от устаревших мифологичес­ких форм, в которых выражено откровение Библии, цер­ковь единения Муна, соединяющая конфуцианские и христианские мотивы, или Ашрам Шри Ауробиндо в Юж­ной Индии, сочетающий эволюционистский подход и элементы мистики.


473 Глава IX. Религия

Религия и наука

Проблема взаимоотношения религии и науки в наши дни также приняла новый поворот. Теория относитель­ности, квантовая механика и другие научные достижения XX в. породили известный скептицизм по отношению к прежним представлениям о неуничтожимости материи, лежавшим в основе разделения «научного» и «иррацио­нального». Обнаружилось некоторое созвучие идей совре­менной физики и мистических — буддийских и других — взглядов на реальность, утверждающих текучесть и отно­сительность феноменального мира. Оптимистическая уве­ренность в том, что технологические и технические откры­тия составляют прогресс, была сильно поколеблена устрашающим разрушительным воздействием технологии на природную и социальную среду и на индивидуальное существование. Все это привело к постепенному исчезно­вению прежнего напряженного противостояния между ре­лигией и наукой. Следует отметить и близость к традици­онной христианской, иудейской и исламской космологии современных астрономических представлений, подтверж­денных новейшими открытиями. Новые разработки в об­ласти психотерапии также обнаруживают сходство с традиционными религиозными методами духовного про­движения, с техникой йоги и медитации.

Важной составляющей взаимодействия религии и се-кулярного общества является развитие сравнительного религиоведения. Часто обнаружение общих структур, при­сущих всем мировым религиям, служит различным дви­жениям, возглавляемым такими организациями, как Все­мирный Совет Церквей, стимулом к их объединению. Но исследования в области сравнительного религиоведения выявляют и особенности, характеризующие выражение религиозных представлений в различных культурах. Одна­ко все мировые религии в XX в. объединяет общая для них задача — адаптировать древние традиции, дающие людям возможность культурной и духовной самоидентификации, к глобальным переменам в социальном существовании, международных отношениях и мировоззрении, происходя­щим в современном мире.


Социология



Современные подходы западного религиоведения, в принципе, приложимы и к нехристианским священным текстам, но последние не в такой мере ориентированы на проблемы истории. К примеру, религии Индии обращены к вневременным истинам, а священное писание ислама относительно гомогенно по своему характеру.

В XX в. произошел также переход христианства с по­зиции единственно верной, «абсолютной» в глазах евро­пейцев религии на положение религии равной среди рав­ных. Расширение религиозного и мировоззренческого кругозора человека Запада, рост веротерпимости и повы­шение интереса к неевропейским культурам повлекли за собой значительное ослабление европоцентризма, еще сравнительно недавно господствовавшего в умах. Новое динамическое взаимодействие религий сыграло свою по­зитивную роль и на Востоке: традиционные верования местных народов обогатились, вобрав в себя некоторые элементы христианства. Таким образом, влияние религий Запада и Востока друг на друга оказалось вполне взаим­ным и продуктивным. Такие группы, как движение Рама-кришна-Веданта или Харе Кришна в индуизме, а также дзэн-буддизм и другие буддийские организации глубоко воздействовали на западное сознание. Отсюда современ­ный интерес к проблеме совместимости и частичного со­впадения разнородных вероучений, религиозных тради­ций и форм опыта.

Еще одно направление изменений в современном хри­стианстве — возникновение нового, «секуляризованного» христианства, более ориентированного на социальные и политические проблемы, нежели на трансцендентное. Были и попытки соединить христианское движение и марксистский аналитический подход к социальным про­блемам, что особенно характерно для «теологии освобож­дения» в Латинской Америке и других менее развитых в экономическом отношении регионах.

Нынешняя направленность развития мировой культу­ры, обусловленная усиливающимся взаимодействием меж­ду различными религиями и идеологиями и ростом про­блем, связанных с национальной и индивидуальной самоидентификацией, вероятно, будет и впредь проду­цировать новые религиозные движения. Часто подобные



Глава IX. Религия


движения порождают новый специфический образ жизни для индивидов и групп, как это делает церковь.

Фундаментализм

Религиозный фундаментализм обычно рассматривается как современный феномен, порожденный исторической атмосферой XX в. Тенденция к фундаментализму в боль­шей или меньшей степени характерна для всех главных мировых религий: ислама, христианства, иудаизма, инду­изма и буддизма, а также для сикхизма и неоконфуциан­ства. И действительно: фундаментализм, наряду с модер­низмом, традиционализмом и экуменизмом, представляет собой реакцию организованной религии на порожденные современностью проблемы, вставшие перед традицион­ными обществами.

Фундаменталисты стремятся сохранить веру в сверхъ­естественную реальность в период истории, когда подоб­ные верования, по-видимому, претерпевают упадок. «Защитники Бога», как они себя иногда именуют, фунда­менталисты выступают убежденными противниками со­временного общества с его культом индивидуального ра­зума, ориентацией на материальные ценности и верой в линейный исторический прогресс.

По мере формирования секулярного мировоззрения, восходящего к западноевропейскому Просвещению, тра­диционная религия все более оказывалась вытесненной на периферию общественной мысли и сферы воспитания в тех странах, где пустили корни идеи Просвещения. Просвети­тельский проект цивилизации, в классической форме вы­раженный французскими философами XVIII в. — напри­мер Вольтером и Дидро — был основан на глубочайшей вере в человеческий разум, самодостаточный и не нужда­ющийся в каком-либо божественном откровении. Мысли­тели Просвещения начисто отвергали всякую позитивную роль Священного Писания или откровения религиозной истины. В XIX и XX вв. подобный образ мышления распро­странялся и пропагандировался с помощью все более ус­ложняющейся технологии коммуникации, системы обра-


Социология



зования при посредничестве национальной бюрократии с ее политической философией. Этот просвещенческий комплекс идей лежал в основе юридического и фактичес­кого отделения церкви от государства, политики от рели­гии и превращения их в автономные сферы.

Для того, чтобы традиционная религия не исчезла окончательно, как думают некоторые, религиозные лиде­ры должны разработать перспективные программы ее воз­рождения и новые стратегии выживания. Фундаментализм и стал наиболее воинствующим из таких направлений. Он сложился как движение, направленное против господству­ющей в современном мире секулярной идеологии. В раз­личных религиозных традициях фундаменталисты пыта­ются создать и поддерживать институты, которые были бы альтернативными по отношению к институтам секулярно-го общества: школы, суды, медицинские клиники, благо­творительные заведения, детские сады, военизированные подразделения и т. п. Такие институты призваны противо­стоять влиянию секулярного духа. Но они с неизбежнос­тью делают это, избирательно пользуясь методами мышле­ния и действия, порожденными современным обществом. В результате базисные установки и процессы современ­ности, в том числе эмпирический подход к знанию, обя­зательно окрашивают фундаменталистское мировоз­зрение. Фундаменталисты часто относятся к своим священным текстам и традициям так, как если бы это были некие научные данные. Иными словами, фунда­менталисты пытаются использовать методы и средства со­временного мира против него же самого, но делают это с серьезным риском для целостности собственного религи­озного мировоззрения.

Взятый в глобальном аспекте, фундаментализм пред­ставляет собой не единый феномен, но ряд взаимосвя­занных феноменов, отличающихся по форме и степени выраженности. Некоторые ученые и религиозные деяте­ли считают, что использование термина западного проис­хождения применительно к религиозным движениям Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии явля­ется неадекватным и выглядит как лингвистический им­периализм. Они отрицают само существование такого феномена, как фундаментализм, исключая лишь протес-



Глава IX. Религия


 


тантско-христианское движение в США, к которому впер­вые когда-то был применен этот термин. Другие исследо­ватели признают существование фундаментализма, но расходятся в оценке его базисных признаков и характери­стик и сомневаются, можно ли выделить подобные харак­теристики в столь различных культурах. И несмотря на всю эту разноголосицу, большинство религиозных лиде­ров, ученых и журналистов Запада пользуются термином «фундаментализм» и обозначают им отчетливые и явные проявления современной религиополитики. Интереснее всего то, что термин «фундаментализм» принят также и в странах Азии и Ближнего Востока, — там, где возникли фундаменталистские движения.

Очевидно, тем не менее, что термин «фундаменталист» иногда употребляют по отношению к той широкой кате­гории верующих, которые стремятся построить и отстоять государство или общество, основанное на священном пре­дании, религиозных законах, обычаях, традициях и мо­ральных обязательствах. Но существуют умеренные фун­даменталисты, стремящиеся к реализации этой цели средствами, не выходящими за рамки закона, и радикаль­ные фундаменталисты, допускающие любые средства до­стижения своих целей, в том числе и насилие.

Социальные и религиозные характеристики фундаментализма

Термин «фундаментализм», применяемый достаточно квалифицированно, относится к особой, характерной для конца XX в., разновидности военизированной полити­ческой религии. Хотя в своих конфессиях фундамента­листы составляют меньшинство, они успешно сопернича­ют со своими единоверцами-нефундаменталистами в популярных средствах массовой информации и в общес­твенном мнении. Тактика фундаменталистов состоит в функционировании так называемых «групп протеста», использующих драматическую символику, а иногда — пря­мое насилие, оправдывая его тем, что они представляют


I


безгласное большинство «истинно верующих». Фундамен­талисты в своих требованиях опираются на представление о себе как хранителях исторической традиции, основы которой они защищают, укрепляют и институционализи­руют перед лицом угрозы секуляризма и в периоды кри­зисов. \

Социальная база фундаментализма

Фундаментализм привлекает к себе представителей различных экономических классов и социальных групп. Большинство членов фундаменталистских организаций составляют инженеры, медицинские техники, высоко­образованные, но недостаточно востребованные рынком труда выпускники университетов, часто с опытом работы. Это люди, которые знакомы не только с современными тех­нологиями, но и с современными политическими процес­сами, с новейшими стратегиями воздействия на широкие массы людей. К примеру, в Алжире новобранцев Ислам­ского Фронта Спасения — местного фундаменталистского движения — именуют иногда «молодыми людьми, подпи­рающими стены», подразумевая под этим, что безработ­ной молодежи более ничего не остается делать в условиях алжирской малоэффективной национализированной эко­номики. Молодые люди зачастую в силу экономических факторов не имеют даже возможности жениться и тем са­мым выполнить традиционную обязанность, диктуемую исламским образом жизни. В других случаях фундамента­листская пропаганда концентрируется на моральных и духовных просчетах нефундаменталистской правящей элиты, допустившей эрозию традиционных норм органи­зации дома и семьи, общественной жизни, будь то молит­вы в школах перед уроками, исключительно домашняя роль женщин или буквальное понимание догматов веры. Подобные протесты часто выражают относительно про­цветающие, принадлежащие к среднему классу фунда­менталисты, как, например, активисты Христианской ко­алиции в Соединенных Штатах.


479 Глава IX. Религия

Вне зависимости от своего экономического и соци­ального положения, все фундаменталисты считают, что религия содержит в себе разрешение всех проблем обще­ства и индивида. Так, они стараются возродить к функци­онированию в обществе содержательные элементы Свя­щенного Писания или религиозной традиции, заявляя, что в этих восстановленных фрагментах заключена сама сущность веры. Извлеченные из исторического контекста, религиозные верования и представления используются как основание для современных бюрократических, поли­тических или военных доктрин, т. е. интерпретируются в наиболее удобном смысле с точки зрения идеологических целей движения.

Философия фундаментализма

От других современных радикальных и революционных движений фундаменталисты отличаются религиозным идеализмом. В противоположность революционерам секу-лярного направления, фундаменталисты авраамической традиции верят в божественный правопорядок, являю­щийся в Откровении и служащий основополагающим нормативом жизни религиозной общины. В исламе и иудаизме Откровение составляет также и основу само­идентификации индивида или общины. В протестантиз­ме подобную функцию выполняет религиозное пережива­ние «второго рождения». Исламские фундаменталисты опираются на представление о религиозно-нравственном законе, выражающем волю Аллаха и зафиксированном в Шариате, вырастающем из священных текстов Корана и традиции пророка Мухаммада.

Несмотря на то, что буддисты не разделяют авраами-ческого представления о линейной направленности исто­рического процесса, задаваемой Богом, в буддизме также имеется свой фундаментолизм — в республике Шри Лан­ка. Его характерным проявлением стал религиозный на­ционализм; подобно фундаменталистам западных тради­ций, их ланкийские собратья считают, что личное и национальное тождество скорее коренится в самой при-


роде космической реальности, нежели определяется исто­рическими процессами. Противники буддистского фунда­ментализма утверждают, что эта концепция основана на искаженном представлении и собственной религиозной истории и открыто допускает насилие и попытки терри­ториальной экспансии.

Далее, фундаменталисты считают, что истины От­кровения должны всегда пониматься в буквальном — об­щедоступном — смысле, как если бы это были бо­жественные рекомендации к политическому действию и социальной ответственности. Священное Писание, с их точки зрения, должно интерпретироваться только религи­озным авторитетом (это почти всегда мужчина), и при этом упор должен делаться на его радикальный, пророчес­кий и сверхъестественный характер. Если вера в рождение Иисуса от девственницы или в его реальное телесное вос­кресение из мертвых кажется наивной «просвещенному» человеку, фундаменталисты утверждают: пусть будет так. Отверженные, принявшие рационализм в качестве своей жизненной философии, не будут спасены. Если секуляри­зованные мусульмане, получившие образование в универ­ситетах Запада, не верят больше в пророчества Мухамма-да как в последнюю истину, или если они дают свои деньги в рост (что запрещено исламским законом), пусть будет так: все будут знать, что они безбожники.

Иными словами, фундаментализм по сути своей есть дуализм, абсолютно разделяющий добро и зло, и грань между ними воспринимается через требование сохранения чистоты. Проповедуя учения, противоречащие принципу «рациональности», фундаменталисты явно пытаются от­делить истинно верующего от претендующего на это зва­ние, «детей света» от «детей тьмы». Они утверждают, что монопольно владеют абсолютной истиной и отказывают­ся от всякого компромисса «во имя величайшего добра». Такая позиция приводит их к абсолютизму и авторитариз­му. Отсюда радикализм сикхских экстремистов; отсюда за­явления сионистов из организации «Гуш Эмуним», что за­падный берег реки Иордан и сектор Газа — это библейские Иудея и Самария. Фундаменталисты проводят разграни­чения и в других отношениях. Сикхи ходят с нестрижены­ми волосами и в коротких штанах, чтобы отличаться по



Глава IX. Религия


внешнему виду от индусов, с которыми они враждуют. Ев­рейские радикалы из «Гуш Эмуним» носят молитвенные накидки с джинсами и военными брюками, чтобы подчер­кнуть единство своих религиозных убеждений и воинской доблести.

Формы социальной активности фундаментализма

Специфические формы социальной активности фунда­менталистов также легко объяснимы, если учитывать их религиозные мотивы. Фундаменталисты часто видят в са­мих себе участников драмы последних времен, разыгры­вающейся в мышлении Бога и определяющей ход истории человечества. Иранские шииты пассивно переносят пре­следования своих противников, так как верят, что только скрытый Имам, который должен вернуться в конце вре­мен, восстановит справедливость. Однако их можно под­нять на военные действия, когда представитель Скрыто­го Имама, Периодически появляясь, вдохновляет своих верных. В последний раз такого представителя видели в аятолле Хомейни (1970-1980).

Крайние ортодоксы-иудеи ожидают прихода в Иеруса­лим Мессии, который должен создать подлинное государ­ство Израиль; до его пришествия они считают себя «на­ходящимися в изгнании». Некоторые из таких ортодоксов, например любавические хасиды, могут агрессивно требо­вать от других евреев признания того, что Мессия уже близко, но большинство ортодоксальных сект вступают в политическую борьбу только для того, чтобы сохранить за собой особые привилегии в государстве Израиль.

В 20-гг. христианские фундаменталисты в Соединенных Штатах приняли решение отделиться от всего остального «падшего» мира «до второго пришествия Христа», но в середине 70-х они вновь обратились к общественности, нарушив свою изоляцию, требуя запретить аборты, нар­котики, моральную вседозволенность и другие проявле­ния близящегося Конца. Перемену своей позиции они

16. Социология


Социология



объясняют тем, что христиане могут спокойно ожидать второго пришествия только в том случае, если они защи­щены от разлагающего влияния секулярной культуры; а посему необходимо давать отпор культуре секулярного гуманизма, чтобы дать христианам жизненное простран­ство.

Хотя в религиозных традициях Юго-Восточной Азии труднее вычленить из священных текстов нечто вроде «планов божества», некоторые движения фундаментали­стского толка пытаются восстанавливать или даже конст­руировать священные тексты, предсказывая дальнейшее развитие событий по апокалиптическому сценарию. Японские религиозные секты (так называемая вторая вол­на), основанные в 60-годы и позже, имеют каждая своего харизматического лидера, называемого «мессией». После­дние предсказывают серию неизбежных катастроф, кото­рые произойдут в том случае, если японское общество бу­дет продолжать отрываться от своих традиционных корней. Некоторые из лидеров, базируясь на буддизме, использу­ют не характерную для него апокалиптическую риторику: в их интерпретации коммунизм предшествует «эсхатологи­ческой ордалии, известной как крещение огнем».

Фундаменталисты провозглашают себя носителями особой миссии, порученной им Богом. Отсюда вытекают все характерные черты фундаменталистских движений, в том числе непрекращающиеся хорошо организованные попытки обратить в свою веру нерелигиозных и нефунда-менталистски настроенных людей. Такая миссионерская деятельность фундаменталистов сопровождается про­пагандой, представляющей их противников как людей морально нечистоплотных или даже обладающих демони­ческими чертами. Аятолла Хомейни именовал Запад «Ве­ликим Шайтаном». Некоторые лидеры японских «Новых религий» утверждают, что американская оккупация по­винна в одержимости многих японцев «злыми духами». Христианские миссионеры внушают своим потенциаль­ным адептам в Африке и Азии, что только «рожденные второй раз в духе» христиане избегнут преследований Ан­тихриста и его слуг в неотвратимо надвигающиеся «по­следние времена».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...