В движении экономического цикла наблюдаются четыре последовательно проходящие фазы — «кризис», «депрессия», «оживление» и «подъем». 10 глава
В своем исследовании семейных и родственных отношений Морган исходил из гипотезы, что в начальный период истории человеческого общества существовал полный промискуитет, т. е. половые отношения между членами праобщины не регулировались никакими нормами. В дальнейшем, с установлением запрета на половую связь родителей и детей, а также других запретов, возникли определенные формы семейной жизни. Исходя из результатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство ученых сегодня придерживаются точки зрения, что семья в своем развитии прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуалъная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья. Общей характеристикой этого развития является сужение круга половых партнеров и укрепление связей, объединяющих членов семьи. Социология Промискуитет характерен для низшей ступени дикости. Это такая форма совместной жизни, когда отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной. На основе этнологических данных и знаний о низком уровне развития примитивного человека на низшей ступени дикости заключают, что существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Примитивному человеку неведомо понятие родства в смысле его, человека, кровнородственной связи с отдельными членами группы; ему понятно лишь родство в смысле его принадлежности и связи с целой группой. Многие социологи оспаривали существование промискуитета как предварительного этапа в развитии семейной жизни; тем не менее можно с уверенностью сказать, что первобытный человек мог существовать лишь в некоторой обширной общности и был с ней теснейшим образом связан. Однако, согласно Моргану, весьма скоро происходит ограничение полового общения и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено. Этот процесс, несомненно, длился весьма долго и привел к возникновению особой формы семьи — кровнородственной.
Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все те, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры, независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. В современном обществе этот тип семьи не существует. Сужение круга половых партнеров в рамках семьи подобного типа произошло под влиянием развития общества и привело к возникновению более развитой формы семьи — пуналуальной. В пуналуальной семье из полового общения исключаются сперва ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что Глава X. Семья можно сказать, что это брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналу-альная семья, таким образом, представляет собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни все более частыми оказываются устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это — первый шаг к появлению парного брака. Переходным историческим типом выступает синдиас-мическая семья, которая появляется на рубеже дикости и варварства и в которой один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия (т. е. многобрачие, или, в данном случае, многоженство) остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиас-мическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя, появления частной собственности и классов.
Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута не по воле какой-либо из сторон, но только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собствен-4 ности и стремление ее защитить, т. е. обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом. Одновременно с укреплением моногамной семьи шел и процесс разложения старого родового строя и возникновения новых форм человеческих общностей. Исторически развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи. По сути, в процессе развития человека как мыслящего существа он все больше стремился найти в своем половом партнере личность, а не только объект для половго удовольствия и продолжения рода. Разумеется, этот процесс имел свои особенности и детерминанты в определенные периоды развития общества и в отдельных общинах и сообществах. Социология Типология семьи Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. Моногамное супружество — это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия — брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак — в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии). Экзогамные браки относятся к таким, где супружество воаможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутри данной фратрии.
Типы семейных структур, определяемые по критериям родителъства-родства, многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца или матери. В связи с этим в этносоциологии и социологии семьи и родства принято различать социальное отцовство «pater» и физиологическое отцовство — «genitor» и, соответственно, материнство. Отсюда, на основе принципов «патри-матри-» локализации семейных групп, прибегают к выделению патрилилизации семейных групп прибегают к выделению патрилинеальных и матрилинеальных семей, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери. По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного «государства», и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях (эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями). Выделяется еще так называемая партнерская семья с совместным обсуждением семейных решений, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена — то с домини- Глава X. Семья рованием жены. Кроме того, выделяются семьи с принятием решений одним из супругов — автономные семьи. Далее, по критерию социального положения супругов (или родителей супругов), семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Применяется также для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим признакам различение гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и т. д., и гетерогамных семей, где наблюдаются различия по социальным индикаторам.
По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные, где молодежь остается жить у родителей жены. Сегодня, когда молодожены-горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилище, точнее говорить об унилокальных семьях. В этом случае поселение молодоженов или у родителей мужа, или у родителей жены состоялось не по причине следования традиции. Встречаются также неолокальные семьи, имеющие возможность жить отдельно от родителей в своем доме. Самыми распространнеными в современных урбанизированных агломерациях являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, из двух поколений. Расширенная семья представляет собой две и более нук-леарных семей с единым домохозяйством и состоящая из трех и более поколений: прародителей, родителей и детей (внуков). Когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, наличие двух и более жен-матерей (полигиния) или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной нуклеарной семье. В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети данного брака и дети предшествующего брака кого-либо из супругов, имеющие родного отца или мать. Рост разводов увеличил долю повторных семей, которые в прошлом возникали по причине предшествующей смерти супруга, и в Социология них дети гораздо реже могли иметь при одной матери двух отцов (при одном отце двух матерей). Нуклеарная семья, состоящая из трех или только трех внутрисемейных позиций (муж-отец, жена-мать, дети-сыновья и братья, дочери и сестры), может быть двух типов: Репродуктивная семья — состоящая из родителей и несовершеннолетних детей; и ориентационная семья — родительская семья, из которой вышли взрослые дети, имеющие свои репродуктивные семьи. Расширенная семья, состоящая более чем из трех вышеназванных позиций (если, например, добавляются тесть-теща, свекор-свекровь, братья и сестры с их супругами и детьми, братья и сестры самих супругов и т. д.), имеет несколько разновидностей. Линеальная семья образуется, когда все дети одного пола после вступления в брак остаются в доме родителей (Индия). Стержневая семья возникает, когда вместе с родителями остается кто-то один из всех детей со своей семьей (сельские регионы Европы). Полная расширенная семья формируется, если братья с женами остаются в доме отца и их сыновья после женитьбы также остаются с ними (Китай).
Расширенная семья всей своей структурой обнаруживает, что цементирующей связью является кровное родство родителей и детей, братьев и сестер. Поэтому иногда нук-леарные семьи именуются супружескими, а расширенные — кровнородственными. Семьи послеразводные, с одним родителем и детьми, называются в отличие от семей с двумя родителями — неполными (прежде эти семьи в основном были семьями вдов, ныне они итог чаще всего развода). В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: малодетные семьи — это те, где мало детей с точки зрения социально-психологической. Для возникновения первичных групповых отношений среди детей двух детей недостаточно, двое лишь пара. Двухдетная семья — это семья, состоящая из двух пар — супругов и детей, парные отношения в них нельзя считать строго групповыми, так как первичногрупповые отношения образуются начиная с трех членов группы. С другой Глава X. Семья стороны, мало детей в семье может быть с точки зрения воспроизводства населения (демографической) — чтобы предшествующие поколения замещались последующими, необходимо примерно 2,5 детей на семью, или четверть двухдетных семей, а треть — трехдетных, 20% — четырех-детных и 7% пятидетных и более, или 14% бездетных и од-нодетных. Реальная структура семей по детности в России, где уровень рождаемости упал ниже 16 рождений на 1000 жителей — границы простого воспроизводства населения — и достиг 11,5 на 1000 в 1992 г., что соответствует в среднем 1,59 детей на семью. Это означает чрезмерное преобладание малодетных семей с 1—2 детьми до 16 лет — таковых в РФ примерно 90%. Многодетных семей с 5 и более детьми — где детей намного больше для замещения поколений — меньше 1%. Среднедетных семей с 3—4 детьми, где детей достаточно для слегка расширенного воспроизводства — около 9%. Таким образом, структура семей по детности резко искажена: многодетных семей в 15 с лишним раз меньше, чем следует, среднедетных — в 5 раз, тогда как однодетных в 5 раз больше, поэтому рождаемость не компенсирует смертность. Более того, в 1992 г. уровень смертности 12,6 на 1000 жителей превысил рождаемость, обнажив процесс депопуляции, складывающийся из начавшегося в 60-е гг. в России распространения малодетно-сти и ускоренного роста смертности с середины 70-х гг. Огромное разнообразие семейных стуктур образуется, когда ставится задача классификации семей с учетом изменения семьи во времени от старта к финишу семейной жизни. Введение параметра продолжительности, стажа брака и семьи, изменения семьи в ходе жизни привело к понятию «семейного цикла жизни» или «жизненного цикла семьи». Возможно, слово «цикл» здесь неточно, ибо только при смене семейных поколений повторяются одни и те же стадии становления и распада семьи как социально-психологической целостности. Но в отличие от динамики взаимоотношений членов семьи, быстрых изменений состояний семейной атмосферы, термин «цикл семейной жизни» применим для характеристики повторя- Социология емости процессов, происходящих при последовательной смене стадий функционирования семьи. Разработка схем семейного цикла представляет самостоятельную задачу социологии семьи (на основе статистических данных о распространнености тех или иных этапов цикла в семейной структуре населения). Семейный цикл определяется стадиями родительства по семейным событиям от начала до прекращения брака. 1-я стадия — стадия бездетности, предродительство; 2-я — стадия репродуктивного родительства и 3-я — объединяются в стадию социализационного родительства; 4-я — стадия прародительства. Сегодня нет статистических данных, позволяющих определить среднюю длительность каждой из четырех стадий. Чем больше в обществе доля семей, проходящих все стадии цикла, чем дольше длятся 2-я и 3-я стадии, тем выше качество семейной жизни. Стадия репродуктивного родительства включает в себя репродуктивный цикл семьи, который может быть полным, если повторяемость репродуктивных событий охватывает последовательность коитус — зачатие — роды, и неполным, если цикл сводится к коитусу с успешным применением контрацепции, не допускающим зачатия либо родов. Семейный цикл может формироваться по разным основаниям: Ян Щепаньский выделяет, при условии отсутствия развода, три фазы: до рождения ребенка, социализацию до отделения от родителей взрослых детей и фазу постепенного распада супружества. Другие ученые увеличивают число фаз, пытаясь совместить возрастной цикл с родитель-ством. Учет возможных болезней, разлук, смертей, разводов и т. п. позволяет расширить и углубить картину различных семейных состояний и сконструировать исчерпывающую типологию семей, охватывающую все разновидности семей от старта до финиша семейной жизни. Литература Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б. С. Социологический словарь. М., 1999. Американская социология / Под ред. В. И. Добренько-ва. М., 1994. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1998. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М., 1996. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. Асп Э. Введение в социологию. СПб., 1998. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. М., 1998. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология в вопросах и ответах. М., 1999. Волков Ю. Г., Нечипуренко В. Н., Попов А. В., Самы-гин С. И. Социология: курс лекций. Ростов н/Д, 1999. Волков Ю. Г., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И. Социология: история и современность. Ростов н/Д, 1999. Гидденс Э. Социология. Челябинск, 1991. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. 1992, № 11. Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная социология. СПб, 1997. Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996. Кравченко А. И. Социология. Хрестоматия. Екатеринбург, 1998. Кравченко А. И. Социология. М., 1999. Мендра А. Основы социологии. М., 1999. Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб., 1992. Мосс М. Общество. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996. I Социология 506 Мостовая И. В. Зачет по социологии в кармане. Ростов н/Д, 1999. Население. Энциклопедический словарь. М., 1994. Основы социологии: Курс лекций / Под ред. А. К. Эфен-диева. М., 1993. Политология: Курс лекций / Под ред. А. А. Радугина. М., 1997. Радаев В. В. Экономическая социология. Курс лекций. М., 1998. Самыгин С. И., Нечипуренко В. Н., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов н/Д,1996. Смелзер Н. Социология. М, 1998. Современная западная социология. Словарь. М., 1990. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Социология / Под общей ред. Э. В. Тадевосяна. М., 1995. Социология/Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. М., 1998. Социология: Курс лекций/Под ред. В. И. Курбатова. Ростов н/Д, 1998. Социология: Курс лекций / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. М., 1996. Социология. Основы общей теории. М., 1996. Социология молодежи / Отв. ред. проф. В. Т. Лисовский. СПб., 1996. Томпсон Д. Л., Пристли Д. Социология: Вводный курс. М., 1998. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. М., 1998. Фролов С. С. Социология. М., 1999. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Саратов, 1995. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. академика РАН Г. В. Осипова. М., 1995. ОГЛАВЛЕНИЕ ОТ АВТОРОВ......................................................................................... 3 Глава I. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ.................................. 4 Предмет социологии........................................................................ 4 Определения предмета социологии............................................ 6 Специфика социологии................................................................... 8 Социология как наука.................................................................. 11 Социологическая теория............................................................. 14 Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки................................................................... 15 Социологический проект О. Конта................................... 20 Классические социологические теории................................... 26 Социология Э. Дюркгейма..................................................... 26 Социология Г. Зиммеля........................................................... 32 Социология М. Вебера........................................................... 36 Современные социологические теории................................... 40 Развитие социологии в России................................................... 58 Структура социологии. Микросоциология и макросоциология........................................................................ 62 Методы социологии...................................................................... 68 Методы социологического исследования.............................. 70 Программа прикладного исследования.................................. 75 Глава И. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО........................................... 77 Личность в социологии................................................................. 77 Биологическое и социальное...................................................... 79 Феральные люди: унаследованное и приобретенное......... 81 Понятие и теории личности........................................................ 82 Иерархия потребностей личности............................................ 92 Динамика потребностей............................................................... 94 Социализация................................................................................. 96 (Этапы социализации.................................................................... 98 Агенты и институты социализации........................................ 102 Жизненные кризисы.................................................................... 105 Десоциализация и ресоциализация........................................ 107 Социальный контроль и девиация......................................... 110 Ритуалы перехода....................................................................... 117 Глава III. КУЛЬТУРА........................................................................... 124 Понятие и компоненты культуры............................................ 124 Культурные универсалии......................................................... 128 Социология 508 Определения культуры.............................................................. 130 Основные элементы культуры................................................. 133 Миф и культура............................................................................ 139 Формы культуры......................................................................... 141 Молодежная субкультура........................................................ 145 Аккультурация и культурный конфликт............................... 151 Динамика социокультурных изменений............................... 152 Теории культурно-исторических типов................................ 155
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|