Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Элементы спортивных игр в детском саду




ISBN 985-6648-56-4.

Пособие посвящено актуальной проблеме физического воспита­ния детей дошкольного возраста — обучению элементам спортивных игр, рекомендуемых базовой программой «Пралеска». Предлагается по­этапное и последовательное их изучение с использованием строгой системы подводящих и подготовительных упражнений.

Представляет интерес для педагогов дошкольных учреждений, пре­подавателей, студентов и учащихся педагогических учебных заведений, родителей.

УДК 373.2:796.2/.3 ББК 74.100.5

ISBN 985-6648-56-4

© Шпак В. Г., 2004

© УП «ИВЦ Минфина», 2004


ПРЕДИСЛОВИЕ

Всестороннее гармоничное развитие личности возможно лишь при решении задач комплексного использования различ­ных средств физического воспитания, важнейшими из которых являются разнообразные физические упражнения.

Из них наиболее разностороннее влияние на организм оказывают элементарные (подвижные) и спортивные игры, позволяющие воздействовать на весь комплекс двигательных способностей и совершенствовать полученные двигательные умения и навыки в быстро изменяющихся условиях игровой деятельности.

Благодаря играм ребенок может реализовывать свои воз­можности и способности. Это своеобразная школа адаптации к условиям жизни в обществе.

Основу спортивных игр составляют естественные виды дви­жений и их сочетания. Поэтому обучению элементам спортив­ных игр, особенно таким популярным, как баскетбол, бадмин­тон, городки, настольный теннис, хоккей и другим, уделяется внимание в программе воспитания и обучения детей в дошколь­ном учреждении «Пралеска», а также в других программах по физическому воспитанию дошкольников.

В пособии даны правила некоторых спортивных игр, тех­ника выполнения их основных элементов, методика обуче­ния этим элементам, адаптированные для детей дошкольно­го возраста.

Нами описаны 144 подвижные игры и игровые задания, которые помогут совершенствовать полученные двигательные умения и навыки.


Элементы спортивных игр в детском саду


ПРЕДИСЛОВИЕ


 


Предлагаемые элементы спортивных игр кажутся сложны­ми для освоения детьми дошкольного возраста. Но, как сви­детельствует отечественный и мировой опыт, чем раньше ре­бенка начинают учить технике физических упражнений, тем быстрее и прочнее он осваивает последующие действия. Яркое свидетельство этому — возрастание интереса тренеров специ­ализированных спортивных школ к обучению различным ви­дам спорта уже в дошкольном возрасте.

Нецелесообразно, на наш взгляд, при каждом дошкольном учреждении создавать команды по каким-либо спортивным иг­рам. Они еще недоступны дошкольникам, так как имеют боль­шое количество тактических комбинаций, что требует длитель­ной спортивной тренировки и максимального напряжения сил. Но отдельные элементы предлагаемых игр, будучи эмоци­ональными, увлекательными видами движений, могут быть с успехом использованы педагогами дошкольного учреждения.

Изучать элементы спортивных игр лучше на специализи­рованных занятиях по какому-либо виду игры, но определен­ную подготовительную работу можно проводить и на неспеци­ализированных физкультурных занятиях.

Структура специализированного занятия, на котором дея­тельность педагога и детей посвящена решению задач обуче­ния и совершенствования элементов спортивных игр, не отли­чается от структуры традиционного физкультурного занятия. Различие — лишь в подборе средств для каждой его части.

Например, в подготовительной части, если это баскетбол, гандбол, используются упражнения с мячом; если это настоль­ный теннис или бадминтон — упражнения с ракеткой, если это хоккей — упражнения с клюшкой и т. д.

В основной части такого занятия применяются подводящие и подготовительные упражнения для освоения элементов тех­ники изучаемого вида, а также подвижные игры и игровые задания для закрепления и совершенствования изученных ра­нее элементов.


Организация и методика проведения специализированных занятий достаточно полно освещена в методической литерату­ре (Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М., 1992; Гришин В. Г., Осипов Н. В. Малы­ши открывают спорт. М., 1978 и др.), поэтому мы не оста­навливаемся на этом. К тому же изучать элементы спортив­ных игр можно на прогулках, во время самостоятельной игровой деятельности и при индивидуальной работе с дошкольниками.

На неспециализированном занятии, на котором не реша­ются специальные задачи по освоению элементов спортивных игр, можно использовать подводящие и подготовительные уп­ражнения, техника которых близка к элементам спортивных игр.

Например, многие разновидности ходьбы и бега являют­ся первыми шагами для последующего освоения перемещений в спортивных играх; различные виды бросаний и метаний мяча — передач, бросков и т. д.

В процессе обучения спортивным играм очень важно обес­печить сознательное освоение действий детьми. В этом важ­нейшая роль отводится педагогу, который должен быть про­фессионалом, владеющим техникой спортивных игр и методикой обучения, заинтересованным в результатах педагогической де­ятельности.

Базовая программа «Пралеска» обозначает лишь страте­гические позиции в работе, дает значительную свободу дей­ствиям, что предполагает конкретизацию и дополнение отдель­ных разделов самим педагогом.

Используя пособие на практике, педагогам дошкольных уч­реждений необходимо внимательно ознакомиться с техникой выполнения различных элементов игры, с методикой обучения, типичными ошибками и приемами их устранения, а затем уже непосредственно работать с детьми.

Выберите наиболее знакомые вам 3—4 игры, для которых существуют необходимые условия в конкретном дошкольном уч­реждении. В зимний период рациональнее изучать элементы


Элементы спортивных игр в детском саду


спортивных игр, проводимых в спортивном зале, например, баскетбол, гандбол, а также на льду — хоккей с шайбой. В летний период проводятся игры на открытых площадках — футбол, бадминтон, настольный теннис и др.

В процессе обучения спортивным играм необходимо учи­тывать индивидуальную двигательную подготовленность ребенка, уровень здоровья, возраст. Для этого в пособии звездочками выделены упражнения, игры и игровые задания повышенной трудности, рекомендуемые для двигательно одаренных детей ше­стого года жизни и старше. Остальные дети вполне могут ос­ воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях.

В программе нет разделения игр для девочек и мальчиков, не существует также и строгого правила, какие игры могут нра­виться тем и другим. В этом случае нужно исходить прежде всего из интересов детей.

Надеемся, что пособие поможет педагогам дошкольных уч­реждений разнообразить занятия и активный отдых, научить пра­вильному выполнению элементов спортивных игр, воспитывать выдержку, настойчивость, закалить волю и характер ребенка.


ФУТБОЛ

С детьми дошкольного возраста проводится упрощенный вариант игры. Размер площадки с травяным покрытием состав­ляет не более 24 м в длину и 18 м — в ширину. Поперек нее отмечаются средняя линия и центральный круг диаметром 5 м (вся разметка делается мелом). На концах площадки ставятся ворота высотой 2 м, шириной 3 м. На ее углах и на месте пересечения средней и лицевых линий ставятся яркие флажки высотой 0,80—1 м.

Для игры в футбол для детей дошкольного возраста исполь­зуется облегченный мяч меньших размеров (желательно кожа­ный или пластиковый, но не резиновый). Лучший вариант — стандартный волейбольный мяч.

Каждая команда состоит из 5 — 8 детей (чем меньше размеры площадки, тем меньше игроков в команде) и не­скольких запасных. Игра продолжается 30 мин. Время игры делится на две половины по 15 мин с 5-минутным перерывом.

Перед началом игры проводится жеребьевка, с помощью которой определяется сторона площадки или начальный удар. Мяч для начального удара ставится на землю в центре поля. Игра начинается по сигналу судьи одним из игроков коман­ды, который назначается капитаном. Игроки команды сопер­ников должны располагаться за линией центрального круга.

Правила игры имеют некоторые особенности. Здесь не применяются пока недоступные детям угловой удар, по­ложение вне игры, штрафные и свободные удары.


Элементы спортивных игр в детском саду


ФУТБОЛ


 


       
 
   
 


Игроки имеют право вести мяч ногой, передавать его това­рищу по игре, забивать мяч в ворота. Все действия с мячом выполняются только ногами. Касание мяча головой или тулови­щем не считается ошибкой, а руками трогает мяч только вра­тарь. Кроме того, педагог может сам ввести некоторые ограни­чения (правила) в соответствии с поставленными задачами.

Из существующего многообразия технических приемов фут­бола дошкольников целесообразно обучать следующим: ударам по мячу ногой; остановкам мяча ногой; ведению мяча ногой; элементам тактических действий.

Удары по мячу ногами

Удары по мячу ногами составляют основу техники игры. С помощью удара ногой игроки передают мяч друг другу, бьют по воротам, выполняют ведение мяча. По способу выполнения удары подразделяются: внутренней стороной стопы; средней ча­стью подъема; внутренней частью подъема; внешней частью подъема; носком; пяткой.

Выделяют две основные фазы движений, общие для всех способов: предварительная, состоит из разбега и постановки опорной ноги; рабочая, представлена ударным движением и про водкой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...