Элементы спортивных игр в детском саду
При обучении дошкольников элементам бадминтона формируют умения и навыки владения ракеткой и воланом, которые включают держание ракетки и действия с ней: удары, подачу. Держание ракетки и действия с ней Для того чтобы рационально выполнять технические приемы, необходимо прежде всего научиться правильно держать ракетку. Педагог показывает, как ее держать: вытянуть вперед правую руку ладонью книзу; большой палец отвести в сторону; левой рукой вложить ракетку в правую руку между большим и указательным пальцем, плотно прижав ручку к ладони; обхватить ручку ракетки четырьмя пальцами с одной стороны и Рис. 20. Держание ракетки большим пальцем — с другой стороны; держать ракетку, как «молоток», причем ее рамка (головка) должна быть направлена ребром в пол (рис. 20). В дальнейшем детям предлагается брать ракетку правильным хватом поочередно правой и левой рукой; совершать движения рукой с ракеткой — вправо, влево, вверх, вниз, «рисование» восьмерки, кругов в воздухе, маховые движения и другие, выполняемые на месте. Через некоторое время данные упражнения можно выполнять в движении: сначала при ходьбе, а затем во время бега. Отбивание волана В бадминтоне существует довольно большое количество ударов, которые являются основным техническим приемом в игре. Правильное выполнение ударов требует от игрока высокой точности, скорости и силы, а также высокого уровня сфор- БАДМИНТОН мированности двигательных умений и навыков в части владения ракеткой, согласованности работы рук и ног в момент выполнения данных действий. Детям дошкольного возраста выполнение ударов в том виде, в котором они выполняются спортсменами, недоступно. Тем не менее, они могут довольно быстро и качественного освоить различные виды отбивания волана. Поэтому главными задачами в обучении этому навыку становятся: научить ребенка попадать по волану ракеткой; направлять волан партнеру в нужном направлении; изменять высоту полета волана (силу удара).
Детей учат отбивать волан открытой стороной ракетки снизу, сверху и сбоку, а также закрытой стороной ракетки сбоку (рис. 21). На начальном этапе обучения детей Рис. 21. Отбивание волана различными сторонами ракетки: a — удар открытой стороной; б — удар закрытой стороной начинают отбивать волан сверху. Это неправильно, так как удар сверху очень сложен по выполнению вследствие недостаточного зрительного контроля за ракеткой в момент зама-ха. В результате возникают трудности с попаданием ракет-КОЙ по волану. Обучать детей, как показала практика, следует сначала открытому удару снизу и сбоку (рис. 22, 23).
Элементы спортивных игр в детском саду Перед изучением ударов используют очень важные упражнения, позволяющие развивать внимание при наблюдении за воланом, а также умение попадать по волану центром рамки ракетки. 1. Ракетка находится в руке, об
2. Вращение кисти руки с ра 3. Держать ракетку в руке,
4. Подбрасывание и перебрасывание волана рукой друг дру
5. Руку с ракеткой выпрямить 6. Волан, оперением вниз, нахо БАДМИНТОН Это упражнение очень сложно для детей, но без его освоения не может быть дальнейшего продвижения на пути освоения игры. Вначале детям необходимо много места для выполнения подбивания волана, так как направление полета волана совершенно непредсказуемо. Но дошкольников необходимо нацеливать на то, что нужно постараться подбить волан как можно большее количество раз, догоняя даже самые далекие его улеты. В период освоения этого упражнения, особенно вначале, остро встает проблема соблюдения техники безопасности во ■ремя занятий. Дети, увлекшись наблюдением за полетом во-Лана (который является для них более сильным раздражителем), не контролируют окружающее пространство, что может Привести к столкновениям и ударам ракеткой, получению различных травм. Поэтому, как мы говорили выше, вначале де-ТЯМ нужен большой простор для выполнения упражнения. 7. Подбивание волана открытой стороной ракетки 10—15 раз подряд, стоя на месте, а затем в движении. Основная ошибка на начальном этапе обучения владению ракеткой и воланом — слишком сильное сжатие ручки ракет-КИ в кулаке. Оно приводит к скованности и невозможности управлять движением руки. Еще одной грубой ошибкой является изменение обхвата ракетки во время действий с воланом. Поэтому в процессе ■ыполнения упражнений с ракеткой необходимо постоянно контролировать правильность обхвата ручки ракетки. После освоения указанных упражнений приступают непосредственно к обучению навыкам отбивания волана снизу и сбоку Открытой стороной ракетки. В каждое занятие обязательно включается подбивание волана открытой стороной ракетки и перебрасывание его рукой друг другу в парах (данные упражнения необходимы для ос-Юения последующих).
f2% Элементы спортивных игр в детском саду 2. Педагог подбрасывает рукой нолпн ребенку вверх, а тот 3. То же, но дети выполняют упражнение, набрасывай волан Типичные ошибки В момент удара волан оказывается на спиной, а не перед собой. Удар сверху выполняют по низко летящему волану (ниже уровня головы). При ударе ракетка опережает руку, что приводит к непопаданию по волану, либо волан сразу летит вниз. Потеря пространственной ориентации и момент наблюдения за полетом волана и замахом. Исправляют ошибки путем многократного повторения приведенных упражнений, но наиболее эффективным является набрасывание волана рукой под удар. По мере освоения техники различных видов отбивания волана и подачи можно использовать игровые задания и двухстороннюю игру. НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС Мяч перебрасывается при помощи ракетки через сетку на сторону противника после того, как один раз ударится о поверхность стола. Суть игры — послать мяч после отскока от стола через сетку в любую часть стола противника с таким расчетом, чтобы тот не смог возвратить его, либо допустил ошибку — направил мяч в сетку или за пределы стола. Дошкольники могут постигать азы настольного тенниса на столах с несколько меньшими размерами, чем у взрослых (высота — 65—68 см, длина — 230—250 см, ширина — 100 — 130 см). Цвет покрытия стола для детей и его разметка стандартные. Ракетка для игры в настольный теннис может быть любого размера, разной формы и массы, но обязательно из одного куска фанеры или доски одинаковой толщины. Основание ракетки может иметь круглую, овальную, четырехугольную форму. На основание наклеиваются накладки из резины пупырышками наружу или вовнутрь (сразу на деревянную поверхность или на еще один слой губчатой резины). Причем однослойная накладка не должна превышать 2 мм, а двухслойная — 4 мм. Длина и диаметр ручки ракетки правилами не ограничиваются. Ручка не должна быть слишком толстой (или тонкой) и скользкой. Чтобы она не скользила, можно обмотать ее матерчатой изолентой или сделать в ней 18—20 небольших сквозных отверстий. Ручка должна быть удобной, более легкой и меньших размеров, чем для взрослых.
Дошкольникам следует соблюдать определенные правила: при подаче мяч должен отскочить от стола на стороне подаю- щего, а затем перелететь над сеткой, не задев ее, и коснуться стола на стороне противника; подача переигрывается, если мяч попал на сторону противника, но задел сетку; отбивание ударов соперника выполняется после касания мяча стола, но не с лета; отражая мяч, нельзя касаться его ракеткой более одного раза; нельзя отражать мяч рукой. Играющие подают поочередно по 5 подач каждый (первоочередное право подачи определяется жребием). Соперники играют между собой 3 партии до 11 очков в каждой. Победителем считается игрок, выигравший 2 партии из трех. С детьми дошкольного возраста рекомендуется изучать следующие доступные элементы игры в настольный теннис: держание ракетки; отбивание мяча слева и справа; простейшая подача. Держание ракетки Существует несколько способов держания ракетки — азиатские и европейские. У нас в стране принято считать одним из самых распространенных и удобных европейский способ, при котором ручку ракетки обхватывают тремя пальцами, указа- Рис. 27. Способы держания ракетки тельный вытянут вдоль края ракетки, а большой расположен на другой, открытой стороне, и слегка соприкасается со средним пальцем (рис. 27). Обучение держанию ракетки начинается с показа педагогом, который обращает внимание детей на правильное положение пальцев и кисти руки. НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС Подводящие упражнения 1. Детям предлагается вытянуть вперед руку ладонью вниз, 2. Сжимать и разжимать ручку ракетки тремя пальцами 3. Сохранять правильный хват ракетки, держа ее перед 4. Перекладывать ракетку из одной руки в другую: перед 5. Повороты кисти руки с ракеткой: влево, вправо, вверх, 6. Вращательные движения кисти руки с ракеткой. Типичные ошибки Чрезмерно сильное сжатие ручки ракетки, приводящее к закрепощению во всех суставах руки, особенно в лучезапястном. Передвижение указательного пальца далеко к центру. Удержание ракетки только за ручку.
Отбивание мяча Прежде чем приступить к обучению отбиванию мяча на столе через сетку, необходимо освоить различные действия с ракеткой и мячом. Эти действия способствуют формированию умения попадать ракеткой по мячу, соизмерять силу удара, посылать мяч в нужном направлении, приобретению «чувства мяча». Элементы спортивных игр в детском саду Подводящие упражнения 1. Подбрасывать и ловить мяч двумя, одной рукой. 2. Перебрасывать мяч друг другу в парах — по воздуху, 3. Бросать мяч о пол и ловить после отскока. 4. Бросать мяч в стенку и ловить после отскока от стены. 5. Удерживать мяч на ракетке, стоя на месте, при ходь 6. Поднимать и опускать ракетку с мячом, стоя на месте, 7. Подбросить мяч рукой и постараться поймать его на 8. Один ребенок броском катит мяч по полу, а другой Все эти упражнения необходимо выполнять поочередно разными сторонами ракетки. Основным техническим элементом при отбивании мяча является удар толчком слева и справа.
При ударе толчком игрок располагается на расстоянии 50-60 см от задней линии стола и занимает исходное положение в соответствии с направлением полета мяча. Рука вытягивается вправо или влево, предплечье располагается параллельно игровой поверхности стола (ракетка под прямым углом по отношению к столу). НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС В тот момент, когда мяч отскочил от стола и поднялся на 10-15 см, ракетка посылается вперед легким, ровным движением, рука выпрямляется до конца в направлении полета мяча (рис. 28). Подводящие упражнения 1. Подбивать мяч (жонглировать) одной и другой сторо 2. Передавать мяч после нескольких подбиваний партне 3. Отбивать мяч после отскока от стены, стоя у стены. 4. То же, но мяч после удара от стены ударяется в пол, 5. Перебрасывать мяч рукой через низко натянутую сетку 6. Имитировать исходное положение стоя и удар толчком 7. Один ребенок (без ракетки) бросает рукой мяч на сто 8. То же, но отбить несколько мячей подряд сначала од 9. В парах с ракетками в руках. Ребенок посылает мяч Элементы спортивных игр в детском саду НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС
после нескольких отскоков от стола на своей половине, а затем стараться отбивать мяч после одного отскока). 10. То же, но постараться как можно дольше удержать мяч в игре. Постепенно поднять сетку до 10—12 см. Типичные ошибки Во время удара ракетка поворачивается игровой поверхностью вверх (реже вниз). Рука выпрямляется не вперед, а в сторону. Удар производится уже по опускающемуся после отскока мячу. Выполняется удар слету, не дожидаясь его отскока от своего игрового поля. Для исправления ошибок необходимо использовать имитационные упражнения, позволяющие отработать горизонтальное движение руки параллельно столу. Подача Подача для ребенка — более сложный элемент, чем прием и отбивание мяча. Наиболее простой по выполнению является прямая подача. При ней рука с ракеткой движется горизонтально над столом, как при ударе толчком. Удар ракеткой по мячу наносится прямой (плоской) ракеткой (рис. 29). Из-за сходства в двигательной структуре между прямой подачей и ударом толчком подачу рассматривают параллельно с ударом после начального изучения последнего. Подводящие упражнения 1. Стоя у стены (1,5—2 м), ребенок подбрасывает мяч с 2. Стоя у стены, подбросить мяч и ударить по нему в 3. Выполнение упрощенной плоской подачи у стола. После
4. Перебрасывать мяч рукой таким образом, чтобы он 5. Стать у края стола, подбросить мяч вертикально вверх 6. Выполнять подачу так, чтобы мяч высоко отскакивал 7. Использовать подачу в обоюдной игре, стараясь пере Типичные ошибки Непонимание сути подачи, которая в отличие от отбивания мяча, выполняемого сразу на сторону соперника после отскока, предполагает первоначальный удар о свою половину стола. Непопадание ракеткой по мячу после подбрасывания. Для исправления ошибок детям объясняется суть подачи, выполняется перебрасывание мяча рукой как при подаче, повторяется упражнение № 5, рекомендуется выполнить упражнения у стены. ГАНДБОЛ ГАНДБОЛ (РУЧНОЙ МЯЧ) Гандбол — широко распространенная командная спортивная игра, заключающаяся в том, чтобы завладеть мячом и забросить его в ворота соперника, защищаемые вратарем. Все действия с мячом выполняются руками, отсюда и название. Необходимо забросить возможно большее число мячей в ворота соперников. В соревнованиях участвуют две команды из семи игроков — шесть полевых и один вратарь. Количество детей дошкольного возраста в одной команде может колебаться от 5 до 9 в зависимости от размеров площадки и подготовленности детей. Размеры стандартной площадки для игры в гандбол составляют 20x40 м. На такой площадке детям играть трудно. Поэтому для них рекомендуются площадки меньших размеров: 9x18; 12x24 м. В отличие от других спортивных игр в гандбол можно играть на любой площадке (в зале, на улице), с любым покрытием: земля, дерево, трава и др. Необходимо только разметить ее и поставить ворота. Для дошкольников они должны быть меньше стандартных размеров (180x270 см). Их изготавливают из квадратных деревянных брусков 8x8 см и окрашивают, чередуя полосы, в два цвета: белый и черный (или красный и голубой). Ширина полос — 20 см. Игровую площадку размечают хорошо видимыми линиями. Если она имеет земляное или травяное покрытие, для разметки лучше подойдет мел (порошок), если деревянное — нитрокраска. Ширина линии разметки — 5 см, а в воротах она равна ширине брусков, т. е. 8 см. Помимо линий, ограничивающих площадку по периметру, и линии, делящей ее на две части, чертят линии для выделения площадки вратаря и игровой зоны. На стандартных площадках линия вратарской площадки проводится перед воротами на расстоянии 6 м, а игровой зоны — параллельно, через 3 м пунктирной линией. Для детей, играющих по упрощенным правилам, размеры вратарской площадки могут быть уменьшены до 2—4 м, а линию игровой зоны можно и не проводить. В гандбол играют резиновым надувным мячом с одноцветной кожаной или синтетической покрышкой. Мяч должен быть обязательно круглым. Для детей дошкольного возраста используются мячи небольших размеров (окружностью мяча до 40 см) и облегченные, массой 250—300 г. В игре дети должны соблюдать следующие правила: броски по воротам производятся не заходя в площадь вратаря (ошибкой не является заступ во вратарскую после броска); в площади ворот имеет право играть лишь один вратарь; передавать мяч следует одной или двумя руками; вести его одной рукой (или поочередно правой и левой); ведение мяча заканчивать передачей партнеру или броском по воротам; в игре не разрешается: хватать (обхватывать) соперника, удерживать, тянуть, ударять, толкать, делать подножку, падать на мяч, накрывая его. Основные элементы игры в гандбол, которым обучают дошкольников, следующие: передвижение; владение мячом; простейшие обманные действия (финты). Передвижение Передвижение — один из основных технических приемов игры. Быстрые и целесообразные передвижения создают условия для выбора удобного места на площадке, освобождения от соперника, получения мяча и завершения атаки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|