Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Элементы спортивных игр в детском саду




При обучении дошкольников элементам бадминтона форми­руют умения и навыки владения ракеткой и воланом, которые включают держание ракетки и действия с ней: удары, подачу.

Держание ракетки и действия с ней

Для того чтобы рационально выполнять технические при­емы, необходимо прежде всего научиться правильно держать ракетку.

Педагог показывает, как ее держать: вытянуть вперед пра­вую руку ладонью книзу; большой палец отвести в сторону; левой рукой вложить ракетку в правую руку между большим и указательным пальцем, плотно прижав ручку к ладони; обхватить ручку ракетки четырьмя паль­цами с одной стороны и

Рис. 20. Держание ракетки

большим пальцем — с

другой стороны; держать

ракетку, как «молоток», причем ее рамка (головка) должна быть

направлена ребром в пол (рис. 20).

В дальнейшем детям предлагается брать ракетку правиль­ным хватом поочередно правой и левой рукой; совершать дви­жения рукой с ракеткой — вправо, влево, вверх, вниз, «рисо­вание» восьмерки, кругов в воздухе, маховые движения и другие, выполняемые на месте. Через некоторое время данные упражнения можно выполнять в движении: сначала при ходь­бе, а затем во время бега.

Отбивание волана

В бадминтоне существует довольно большое количество ударов, которые являются основным техническим приемом в игре. Правильное выполнение ударов требует от игрока высо­кой точности, скорости и силы, а также высокого уровня сфор-


БАДМИНТОН

мированности двигательных умений и навыков в части владе­ния ракеткой, согласованности работы рук и ног в момент вы­полнения данных действий.

Детям дошкольного возраста выполнение ударов в том виде, в котором они выполняются спортсменами, недоступ­но. Тем не менее, они могут довольно быстро и качествен­ного освоить различные виды отбивания волана. Поэтому главными задачами в обучении этому навыку становятся: на­учить ребенка попадать по волану ракеткой; направлять волан парт­неру в нужном направ­лении; изменять высо­ту полета волана (силу удара).

 
взрослыми или при их самостоятельных по­пытках научиться иг­рать в бадминтон они

Детей учат отбивать волан открытой сторо­ной ракетки снизу, сверху и сбоку, а так­же закрытой стороной ракетки сбоку (рис. 21). На начальном эта­пе обучения детей

Рис. 21. Отбивание волана различными сторонами ракетки: a — удар открытой стороной; б — удар закрытой стороной

начинают отбивать волан сверху. Это неправильно, так как удар сверху очень сложен по выполнению вследствие недо­статочного зрительного контроля за ракеткой в момент зама-ха. В результате возникают трудности с попаданием ракет-КОЙ по волану.

Обучать детей, как показала практика, следует сначала от­крытому удару снизу и сбоку (рис. 22, 23).


 

Элементы спортивных игр в детском саду

Перед изучением ударов ис­пользуют очень важные упражне­ния, позволяющие развивать внима­ние при наблюдении за воланом, а также умение попадать по волану центром рамки ракетки.

1. Ракетка находится в руке, об­
разуя с ней одну линию. Попере­
менно следует сгибать кисть влево
и вправо до предела.

Рис. 22. Открытый удар снизу

2. Вращение кисти руки с ра­
кеткой влево и вправо, вначале дер­
жать ракетку за середину стержня,
а затем — за ручку.

3. Держать ракетку в руке,
вращать ею влево и вправо как бы описывая круг, восьмерку.
Движения выполняются сначала медленно, а затем постепенно
ускоряются до максимального.

Рис. 23. Открытый удар сбоку

4. Подбрасывание и перебрасывание волана рукой друг дру­
гу, чтобы дети почувствовали динамику его полета.

5. Руку с ракеткой выпрямить
вперед, открытой стороной рамки
вверх; на середину рамки поставить
волан оперением вниз. Поднимать и
опускать руку с ракеткой, отводить ее
влево и вправо таким образом, чтобы
волан не падал с рамки ракетки.

6. Волан, оперением вниз, нахо­
дится на середине рамки ракетки.
Руку с ракеткой опустить немного
вниз, а затем резким движением
вверх подбросить волан и продолжать
подбивать его открытой стороной ра­
кетки, стоя на месте.


БАДМИНТОН

Это упражнение очень сложно для детей, но без его осво­ения не может быть дальнейшего продвижения на пути освое­ния игры.

Вначале детям необходимо много места для выполнения подбивания волана, так как направление полета волана совер­шенно непредсказуемо.

Но дошкольников необходимо нацеливать на то, что нуж­но постараться подбить волан как можно большее количество раз, догоняя даже самые далекие его улеты.

В период освоения этого упражнения, особенно вначале, остро встает проблема соблюдения техники безопасности во ■ремя занятий. Дети, увлекшись наблюдением за полетом во-Лана (который является для них более сильным раздражите­лем), не контролируют окружающее пространство, что может Привести к столкновениям и ударам ракеткой, получению раз­личных травм. Поэтому, как мы говорили выше, вначале де-ТЯМ нужен большой простор для выполнения упражнения.

7. Подбивание волана открытой стороной ракетки 10—15 раз подряд, стоя на месте, а затем в движении.

Основная ошибка на начальном этапе обучения владению ракеткой и воланом — слишком сильное сжатие ручки ракет-КИ в кулаке. Оно приводит к скованности и невозможности управлять движением руки.

Еще одной грубой ошибкой является изменение обхвата ракетки во время действий с воланом. Поэтому в процессе ■ыполнения упражнений с ракеткой необходимо постоянно кон­тролировать правильность обхвата ручки ракетки.

После освоения указанных упражнений приступают непос­редственно к обучению навыкам отбивания волана снизу и сбоку Открытой стороной ракетки.

В каждое занятие обязательно включается подбивание во­лана открытой стороной ракетки и перебрасывание его рукой друг другу в парах (данные упражнения необходимы для ос-Юения последующих).


f2% Элементы спортивных игр в детском саду

2. Педагог подбрасывает рукой нолпн ребенку вверх, а тот
отбивает его открытой стороной ракетки енерху.

3. То же, но дети выполняют упражнение, набрасывай волан
рукой друг другу по несколько ран подряд.

Типичные ошибки

В момент удара волан оказывается на спиной, а не перед собой.

Удар сверху выполняют по низко летящему волану (ниже уровня головы).

При ударе ракетка опережает руку, что приводит к непо­паданию по волану, либо волан сразу летит вниз.

Потеря пространственной ориентации и момент наблюде­ния за полетом волана и замахом.

Исправляют ошибки путем многократного повторения при­веденных упражнений, но наиболее эффективным является на­брасывание волана рукой под удар. По мере освоения техники различных видов отбивания волана и подачи можно использо­вать игровые задания и двухстороннюю игру.


НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС

Мяч перебрасывается при помощи ракетки через сетку на сторону противника после того, как один раз ударится о по­верхность стола. Суть игры — послать мяч после отскока от стола через сетку в любую часть стола противника с таким расчетом, чтобы тот не смог возвратить его, либо допустил ошибку — направил мяч в сетку или за пределы стола.

Дошкольники могут постигать азы настольного тенниса на столах с несколько меньшими размерами, чем у взрослых (вы­сота — 65—68 см, длина — 230—250 см, ширина — 100130 см). Цвет покрытия стола для детей и его разметка стан­дартные.

Ракетка для игры в настольный теннис может быть любого размера, разной формы и массы, но обязательно из одного кус­ка фанеры или доски одинаковой толщины. Основание ракетки может иметь круглую, овальную, четырехугольную форму.

На основание наклеиваются накладки из резины пупырыш­ками наружу или вовнутрь (сразу на деревянную поверхность или на еще один слой губчатой резины). Причем однослойная накладка не должна превышать 2 мм, а двухслойная — 4 мм.

Длина и диаметр ручки ракетки правилами не ограничива­ются. Ручка не должна быть слишком толстой (или тонкой) и скользкой. Чтобы она не скользила, можно обмотать ее ма­терчатой изолентой или сделать в ней 18—20 небольших сквоз­ных отверстий. Ручка должна быть удобной, более легкой и меньших размеров, чем для взрослых.

Дошкольникам следует соблюдать определенные правила: при подаче мяч должен отскочить от стола на стороне подаю-


щего, а затем перелететь над сеткой, не задев ее, и коснуться стола на стороне противника; подача переигрывается, если мяч попал на сторону противника, но задел сетку; отбивание уда­ров соперника выполняется после касания мяча стола, но не с лета; отражая мяч, нельзя касаться его ракеткой более одного раза; нельзя отражать мяч рукой.

Играющие подают поочередно по 5 подач каждый (перво­очередное право подачи определяется жребием). Соперники играют между собой 3 партии до 11 очков в каждой. Победи­телем считается игрок, выигравший 2 партии из трех.

С детьми дошкольного возраста рекомендуется изучать следующие доступные элементы игры в настольный теннис: держание ракетки; отбивание мяча слева и справа; простей­шая подача.

Держание ракетки

Существует несколько способов держания ракетки — ази­атские и европейские. У нас в стране принято считать одним из самых распространенных и удобных европейский способ, при котором ручку ракетки обхватывают тремя пальцами, указа-

Рис. 27. Способы держания ракетки

тельный вытянут вдоль края ракетки, а большой расположен на другой, открытой стороне, и слегка соприкасается со сред­ним пальцем (рис. 27).

Обучение держанию ракетки начинается с показа педаго­гом, который обращает внимание детей на правильное поло­жение пальцев и кисти руки.


НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС

Подводящие упражнения

1. Детям предлагается вытянуть вперед руку ладонью вниз,
пальцы вместе. Большой палец отвести в сторону, между ним
и указательным вставить ракетку в выемку верхней части руч­
ки и основания игровой поверхности ракетки. После этого боль­
шой и указательный палец сжимают и удерживают ракетку, а
остальные три пальца плотно прижаты к указательному, не
касаясь ручки. Удерживать ракетку в таком положении следу­
ет двумя пальцами.

2. Сжимать и разжимать ручку ракетки тремя пальцами
(средним, безымянным и мизинцем), удерживая ракетку дву­
мя пальцами.

3. Сохранять правильный хват ракетки, держа ее перед
собой, вверху над головой, за спиной, сбоку и т. п.

4. Перекладывать ракетку из одной руки в другую: перед
собой, сбоку, за спиной.

5. Повороты кисти руки с ракеткой: влево, вправо, вверх,
вниз.

6. Вращательные движения кисти руки с ракеткой.

Типичные ошибки

Чрезмерно сильное сжатие ручки ракетки, приводящее к зак­репощению во всех суставах руки, особенно в лучезапястном. Передвижение указательного пальца далеко к центру. Удержание ракетки только за ручку.

Отбивание мяча

Прежде чем приступить к обучению отбиванию мяча на столе через сетку, необходимо освоить различные действия с ракеткой и мячом. Эти действия способствуют формиро­ванию умения попадать ракеткой по мячу, соизмерять силу удара, посылать мяч в нужном направлении, приобретению «чувства мяча».


Элементы спортивных игр в детском саду

Подводящие упражнения

1. Подбрасывать и ловить мяч двумя, одной рукой.

2. Перебрасывать мяч друг другу в парах — по воздуху,
с отскоком от пола.

3. Бросать мяч о пол и ловить после отскока.

4. Бросать мяч в стенку и ловить после отскока от стены.

5. Удерживать мяч на ракетке, стоя на месте, при ходь­
бе и беге.

6. Поднимать и опускать ракетку с мячом, стоя на месте,
сидя на стуле, не допуская падения мяча на пол.

7. Подбросить мяч рукой и постараться поймать его на
ракетку, не отбивая, а так, чтобы мяч путем балансирования
остался на ней.

8. Один ребенок броском катит мяч по полу, а другой
пытается поймать его на ракетку.

Все эти упражнения необходимо выполнять поочередно раз­ными сторонами ракетки. Основным техническим элементом при отбивании мяча является удар толчком слева и справа.

Рис. 28. Удар толчком 60

При ударе толчком игрок располагается на расстоянии 50-60 см от задней линии стола и занимает исходное поло­жение в соответствии с направлением полета мяча. Рука вы­тягивается вправо или влево, предплечье располагается па­раллельно игровой поверхности стола (ракетка под прямым углом по отношению к столу).


НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС

В тот момент, когда мяч отскочил от стола и поднялся на 10-15 см, ракетка посылается вперед легким, ровным движе­нием, рука выпрямляется до конца в направлении полета мяча (рис. 28).

Подводящие упражнения

1. Подбивать мяч (жонглировать) одной и другой сторо­
нами ракетки, стоя на месте; с продвижением вперед; с пере­
мещением в сторону.

2. Передавать мяч после нескольких подбиваний партне­
ру, находящемуся на расстоянии 2—2,5 м.

3. Отбивать мяч после отскока от стены, стоя у стены.

4. То же, но мяч после удара от стены ударяется в пол,
отскакивает к ребенку, который посылает его по воздуху об­
ратно в стену.

5. Перебрасывать мяч рукой через низко натянутую сетку
(можно использовать поставленную на ребро доску) таким
образом, чтобы он ударялся на половине партнера, который
ловит его и посылает таким же образом обратно. Мяч ловить
только после отскока от стола.

6. Имитировать исходное положение стоя и удар толчком
слева и справа.

7. Один ребенок (без ракетки) бросает рукой мяч на сто­
рону партнера, а тот отбивает его после отскока от поверхно­
сти стола на своей половине на сторону противника через низко
натянутую сетку (5—7 см). Бросать мяч нужно по центру стола.
Чередовать отбивание мяча слева и справа.

8. То же, но отбить несколько мячей подряд сначала од­
ной стороной ракетки, затем другой.

9. В парах с ракетками в руках. Ребенок посылает мяч
рукой на сторону соперника, который отбивает его ракеткой.
Мяч необходимо отбить обратно ракеткой после отскока его
на своей половине стола (сначала допускается отбивание мяча


Элементы спортивных игр в детском саду


НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС


 


Рис. 29. Прямая подача

после нескольких отскоков от стола на своей половине, а за­тем стараться отбивать мяч после одного отскока).

10. То же, но постараться как можно дольше удержать мяч в игре. Постепенно поднять сетку до 10—12 см.

Типичные ошибки

Во время удара ракетка поворачивается игровой поверхно­стью вверх (реже вниз).

Рука выпрямляется не вперед, а в сторону.

Удар производится уже по опускающемуся после отскока мячу.

Выполняется удар слету, не дожидаясь его отскока от своего игрового поля.

Для исправления ошибок необходимо использовать имита­ционные упражнения, позволяющие отработать горизонтальное движение руки параллельно столу.

Подача

Подача для ребенка — более сложный элемент, чем прием и от­бивание мяча. Наиболее простой по выполнению является прямая подача.

При ней рука с ракеткой дви­жется горизонтально над столом, как при ударе толчком. Удар ра­кеткой по мячу наносится прямой (плоской) ракеткой (рис. 29). Из-за сходства в двигательной струк­туре между прямой подачей и уда­ром толчком подачу рассмат­ривают параллельно с ударом после начального изучения после­днего.


Подводящие упражнения

1. Стоя у стены (1,5—2 м), ребенок подбрасывает мяч с
открытой ладони.

2. Стоя у стены, подбросить мяч и ударить по нему в
стенку.

3. Выполнение упрощенной плоской подачи у стола. После
подбрасывания мяч перебивается через низкую сетку (5—7 см)
на сторону противника без касания на своей стороне стола.

 

4. Перебрасывать мяч рукой таким образом, чтобы он
сначала ударился на своей стороне стола и отскочил через сетку
на сторону стола противника (упражнение необходимо для
понимания сути подачи).

5. Стать у края стола, подбросить мяч вертикально вверх
и после отскока от стола послать через низкую сетку на сто­
рону соперника.

6. Выполнять подачу так, чтобы мяч высоко отскакивал
от стола (ракетка несколько повернута в руке, чтобы немного
накрыть мяч). Для этого посыл мяча в стол на своей полови­
не должен быть довольно сильным.

7. Использовать подачу в обоюдной игре, стараясь пере­
бивать мяч ниже к сетке.

Типичные ошибки

Непонимание сути подачи, которая в отличие от отбивания мяча, выполняемого сразу на сторону соперника после отскока, предполагает первоначальный удар о свою половину стола.

Непопадание ракеткой по мячу после подбрасывания.

Для исправления ошибок детям объясняется суть подачи, выполняется перебрасывание мяча рукой как при подаче, по­вторяется упражнение № 5, рекомендуется выполнить упраж­нения у стены.


ГАНДБОЛ


ГАНДБОЛ (РУЧНОЙ МЯЧ)

Гандбол — широко распространенная командная спортив­ная игра, заключающаяся в том, чтобы завладеть мячом и заб­росить его в ворота соперника, защищаемые вратарем. Все действия с мячом выполняются руками, отсюда и название. Необходимо забросить возможно большее число мячей в во­рота соперников.

В соревнованиях участвуют две команды из семи игроков — шесть полевых и один вратарь. Количество детей дошкольного возраста в одной команде может колебаться от 5 до 9 в зави­симости от размеров площадки и подготовленности детей.

Размеры стандартной площадки для игры в гандбол со­ставляют 20x40 м. На такой площадке детям играть трудно. Поэтому для них рекомендуются площадки меньших размеров: 9x18; 12x24 м.

В отличие от других спортивных игр в гандбол можно иг­рать на любой площадке (в зале, на улице), с любым покры­тием: земля, дерево, трава и др. Необходимо только разме­тить ее и поставить ворота. Для дошкольников они должны быть меньше стандартных размеров (180x270 см). Их изго­тавливают из квадратных деревянных брусков 8x8 см и окра­шивают, чередуя полосы, в два цвета: белый и черный (или красный и голубой). Ширина полос — 20 см.

Игровую площадку размечают хорошо видимыми линиями. Если она имеет земляное или травяное покрытие, для размет­ки лучше подойдет мел (порошок), если деревянное — нитро­краска. Ширина линии разметки — 5 см, а в воротах она равна ширине брусков, т. е. 8 см.


Помимо линий, ограничивающих площадку по периметру, и линии, делящей ее на две части, чертят линии для выделе­ния площадки вратаря и игровой зоны.

На стандартных площадках линия вратарской площадки проводится перед воротами на расстоянии 6 м, а игровой зоны — параллельно, через 3 м пунктирной линией.

Для детей, играющих по упрощенным правилам, размеры вратарской площадки могут быть уменьшены до 2—4 м, а ли­нию игровой зоны можно и не проводить.

В гандбол играют резиновым надувным мячом с одноцвет­ной кожаной или синтетической покрышкой. Мяч должен быть обязательно круглым. Для детей дошкольного возраста исполь­зуются мячи небольших размеров (окружностью мяча до 40 см) и облегченные, массой 250—300 г.

В игре дети должны соблюдать следующие правила: брос­ки по воротам производятся не заходя в площадь вратаря (ошибкой не является заступ во вратарскую после броска); в площади ворот имеет право играть лишь один вратарь; пере­давать мяч следует одной или двумя руками; вести его одной рукой (или поочередно правой и левой); ведение мяча закан­чивать передачей партнеру или броском по воротам; в игре не разрешается: хватать (обхватывать) соперника, удерживать, тянуть, ударять, толкать, делать подножку, падать на мяч, накрывая его.

Основные элементы игры в гандбол, которым обучают дошкольников, следующие: передвижение; владение мячом; простейшие обманные действия (финты).

Передвижение

Передвижение — один из основных технических приемов игры. Быстрые и целесообразные передвижения создают усло­вия для выбора удобного места на площадке, освобождения от соперника, получения мяча и завершения атаки.


 




Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...