Элементы спортивных игр в детском саду
ФУТБОЛ
Подводящие упражнения 1. Обозначить цель на стене (квадрат 2x2 м.). В 5—7 2. Между двумя деревьями или стойками натянуть шнур на 3. Двое детей стоят в 3—4 м напротив друг друга и по 4. После двух, трех шагов разбега в медленном темпе 5. Дети с расстояния 5—10 шагов стремятся попасть в во Типичные ошибки Опорная нога ставится слишком близко к мячу и удар не получается.
Разбег выполняется по прямой линии. Для исправления ошибок детям предлагают выполнить удары внутренней частью подъема по неподвижному мячу с 3—4 шагов разбега, а также после разбега по начерченной линии (дуге). *Удар внешней частью подъема Удар внешней частью подъема применяется при ударах по воротам и скрытых передачах партнеру. Особенность его в том, что мяч в полете закручивается и летит, отклоняясь в сторону. Чтобы правильно выполнить удар внешней частью подъема, необходимо разбежаться точно по направлению полета мяча. Рис. 4. Удар внешней частью подъема Согнутая опорная нога ставится на уровне мяча таким образом, чтобы не мешать бьющей ноге. Носок оттягивается вниз, голеностоп закрепляется, и вся нога разворачивается внутрь. Туловище наклоняется вперед, и тяжесть тела переносится на опорную ногу. В момент удара нога соприкасается с мячом внешней частью подъема стопы. Чем ближе опорная нога и больше вывернута внутрь стопа, тем будет ниже полет мяча после удара (рис. 4). ФУТБОЛ 0
Техника выполнения удара: удар носком ноги выполняется по неподвижному или катящемуся мячу с места или разбега. Опорная нога ставится сбоку от мяча, а ударная нога в момент замаха согнута в колене. При выполнении удара нога почти выпрямляется. Удар наносится носком в середину мяча. Если мяч нужно послать поверху, то удар наносится ниже середины мяча. Удар по мячу носком придает ему направление полета влево или право. При обучении удару носком можно с успехом использовать те же упражнения, что и при освоении техники удара серединой подъема (рис. 5). Подводящие упражнения 1. Удар по неподвижному мячу в стенку выполняется с расстояния 5—7 шагов. 2. Обозначить флажками ворота шириной 2—2,5 м. С рас
3. Усложнение задания. С расстояния 5—8 шагов нанести 5—6 Типичные ошибки Опорная нога в момент удара ставится далеко от мяча и ребенок не попадает по нему. Отклонение туловища назад в момент удара. При ударе носком голеностоп расслаблен, что приводит к изменению направления полета мяча. Для исправления ошибок детям рекомендуют выполнить упражнение 1.
Удар пяткой Техника выполнения: опорную ногу ставят на уровне мяча. Бьющая нога при замахе проносится над мячом вперед и резким движением назад наносит удар пяткой в середину мяча. Стопа при этом располагается параллельно земле (рис. 6). Рис. 6. Удар пяткой Подводящие упражнения 1. В парах. Встать с партнером в 5—6 шагах напротив 2. По прямой линии поставить 5—6 мячей через 3—4 шага. 3. Два игрока становятся один за другим: первый направ Типичные ошибки В момент удара бьющая нога и мяч находятся не на одной линии с опорной ногой, а впереди. Удар приходится не по середине мяча, а по верхней части, в результате он не получается. Для исправления ошибок детям рекомендуется имитировать удары пяткой по неподвижному или нарисованному на полу мячу. ХОККЕЙ С ШАЙБОЙ
Хоккей с шайбой для детей дошкольного возраста существенно отличается от игры взрослых. Осваивать его элементы дошкольникам целесообразно на утрамбованной снежной площадке размером примерно 8x12 м или 10x15 м, огражденной снежным валом или деревянным бортом. Ледяное покрытие и коньки используются только после освоения детьми различных элементов хоккея для избежания серьезных травм. Поперек площадки проводят среднюю линию шириной 10—30 см, затем параллельно ей чертят две линии шириной от 5 до 30 см на расстоянии 1,5 — 2 м от лицевых бортов (это линии ворот). Высота ворот — 1м, ширина — 1,5 м.
Для игры необходима клюшка соответствующего размера (если нижнюю грань крюка клюшки полностью поставить на поверхность площадки, то верхний обрез ее рукоятки должен находиться на уровне пояса ребенка) и резиновая «детская» шайба меньших размеров и массы, чем стандартная (вместо шайбы можно использовать резиновые мячи малых размеров). Игра может проводиться с вратарем и без него (действия детей еще не точные и они много шайб забить не сумеют). Детям необходимо соблюдать определенные правила, за нарушение которых педагог делает устное замечание, либо удаляет с площадки на 2 мин. Запрещается задерживать соперника руками или клюшкой, умышленно ударять его ею, поднимать клюшку выше плеча, оспаривать решение судьи. Однако прежде чем играть в хоккей с шайбой по упрощенным правилам, детям необходимо освоить некоторые элементы владения клюшкой и шайбой, включающие: держание клюшки; ведение шайбы; броски; удары по шайбе. Держание клюшки Существует два способа держания клюшки: 1) держат ее правой рукой за верхний конец так, чтобы своим обрезом ручка не упиралась в ладонь, а левой рукой — за середину ручки; 2) клюшку держат левой рукой за верхний конец ручки, а правой — за середину. Рука, держащая ручку клюшки за верхний конец, накладывается на нее хватом сверху и крепко удерживает клюшку. Другая рука удерживает клюшку хватом снизу и свободно перемещается по ней вверх и вниз. Подводящие упражнения 1. После показа попробовать держать клюшку одним и дру 2. Держа клюшку обеими руками, перемещать ее вперед и 3. Перешагивать через рукоятку клюшки вперед, назад и 4. Держа клюшку одной рукой за середину рукоятки, вы
5. Подбивание клюшкой снизу, затем сбоку, сверху, про Ведение шайбы Ведение — один из наиболее часто используемых приемов, заключающийся в целенаправленном перемещении шайбы клюшкой по поверхности площадки.
Элементы спортивных игр в детском саду
*Ведение шайбы с перекладыванием клюшки выполняют, передвигая шайбу впереди себя зигзагообразно, вперед-в сторону, ограничивая клюшкой ее боковые отклонения. Для этого шайбу сопровождают клюшкой то с одной, то с другой стороны: крюк почти все время соприкасается с шайбой за исключением момента перекладывания клюшки с одной стороны на другую. Ведение шайбы толчками клюшкой (наиболее распространенный вид ведения при обучении дошкольников) состоит в том, что игрок несильными толчками посылает шайбу вперед на 1—2 м в направлении своего движения, а затем догоняет ее и повторяет то же действие. * Веление шайбы без отрыва клюшки выполняется одной рукой сЛоку с некоторым выносом шайбы назад. Клюшка дер-житсн рукой, нытянутой и сторону и назад; крюк нижним краем «кольпит но ионгрхпогтн площадки и немного накрывает шайбу. Недение иши()ы клюшкой и ногой выполняется чаще всего внут-|нчи1гЙ гто|ишой стопы с несколько развернутым в сторону носком. Шнйоа це|и*дается таким образом товарищу или себе на клюшку. Обучая различным способам ведения шайбы, можно использовать следующие подводящие упражнения: 1. Перемещать шайбу, стоя на месте, вперед и назад, вправо 2. Выполнять ведение шайбы, стоя на месте, по контуру 3. Вести шайбу в движении (сначала медленно, затем бы 4. То же, с обводкой сначала одного, затем нескольких 5. То же, но с использованием предметов, расставленных Типичные ошибки Дети не могут придать шайбе необходимое направление движения (шайба не попадает в обозначенные ориентиры). Конец крюка отстает от пятки клюшки и шайба «сваливается» с крюка в ненужном направлении. Движения рук напряжены, в результате чего вместо мягкого толчка шайбы получается удар. Ребенок все время смотрит на шайбу, не видя партнеров и окружающую обстановку. Для исправления ошибок рекомендуется неоднократное выполнение указанных упражнений с небольшой скоростью.
Броски шайбы При бросках клюшкой шайба может лететь по воздуху или скользить по льду. Дошкольникам ввиду слабости опорно-двигательного аппарата (особенно кистей рук) очень трудно бросить шайбу по воздуху. Поэтому с ними практикуют броски со скольжением шайбы по площадке и без ее вращения. Обычно броскам начинают обучать детей после ознакомления со способами ведения шайбы (бросок ее по некоторым параметрам схож с передачей). Обучать броску с «удобной» и с «неудобной» стороны следует параллельно: сначала с места, а затем в движении. Для устранения ошибок рекомендуются следующие подводящие упражнения: 1. Броски шайбы с места с постепенным увеличением рас 2. Броски шайбы после ведения с постепенным увеличением 3. Бросок шайбы с «неудобной» стороны. 4. Бросок шайбы после приема передачи партнера (снача fiS Элементы спортивных игр в детском саду
Характеризуются кратковременным, но сильным воздействием клюшки на шайбу. Обучение удару по шайбе необходимо начинать сначала по неподвижной шайбе с «удобной» стороны. Затем переходят к обучению ударам по медленно скользящей шайбе с различных сторон («удобной» и «неудобной»). В дальнейшем можно использовать удары в цель, на расстояние и т.д. Удары детям дошкольного возраста даются с большой трудностью и ошибками: разворачивается крюк клюшки в момент удара; не попадают по шайбе; шайба скользит не в том направлении, которое нужно; слабо сжата рукоятка клюшки в момент касания крюка с шайбой, поэтому не получается удар. Для устранения ошибок необходимо прежде всего научить детей гжимпть рукоятку клюшки в момент касания крюка с Шййбон и неоднократно выполнять удар удобной стороной по нгподнижной шайбе. В дальнейшем после обучения описанным нами приемам можно предложить детям двухстороннюю игру. Во время игры необходимо обращать внимание дошкольников на правильное нмнолненис различных способов ведения, бросков, ударов по шайбе, а также предотвращать чрезмерно частую индивидуальную игру (хоккей — командная игра). ХОККЕЙ С МЯЧОМ
Площадка для игры в хоккей с мячом должна быть хорошо укатанной, с ровной поверхностью. Ее примерные размеры, м: 15x8, 24x12, 30x15. Игровое поле ограничивается боковыми и лицевыми линиями, ширина которых не должна быть менее 5 см. В центре поля чертится круг диаметром 1 м. Ворота (ширина 1,5, длина 1 м) укрепляются на середине лицевых линий (чтобы не сдвигались с места и не переворачивались). Для игры используют мяч от большого тенниса или небольшой резиновый мяч диаметром 6—10 см и массой до 100 г. Клюшки имеют полукруглый крюк. Поэтому техника владения клюшкой и мячом отличается от техники хоккея с шайбой. Детям играть в хоккей с мячом можно по тем же правилам, что и в хоккей с шайбой. Единственное отличие в том, что с увеличением размеров площадки в хоккее с мячом может возрастать число игроков в каждой команде. Наиболее приемлемы при обучении детей дошкольного возраста следующие элементы: владение клюшкой; удары по мячу; ведение мяча клюшкой. Владение клюшкой Клюшку нужно держать сильнейшей рукой за верхний край рукоятки, а более слабой поддерживать ее, перемещая по необходимости к середине рукоятки.
f2\ Элементы спортивных игр в детском саду
1. Клюшка в руке хватом за верхний край, крюк на по 2. Взять клюшку обеими руками (более сильная — сверху, 3. Выполнить имитацию удара с «неудобной» стороны, 4. Наклоны попеременно влево-вправо (спину держать прямо, 5. То же, не отрывая пяток ног от поверхности. 6. Сгибать руки к плечам, пытаясь коснуться пальцами плеч 7. Внять клюшку за концы обеими руками внизу перед собой, 8. 11риседать, держа клюшку обеими руками перед собой,
Удары по мячу В хоккее с мячом используется три основных удара (рис. 10): прямой, подсечкой и с нажимом.
Прямой удар. Для его выполнения необходимо стать боком к цели, ноги врозь (шире плеч), туловище наклонить вперед, клюшку поднять выше плеч, мяч — перед ребенком на
расстоянии длины клюшки. В момент удара плоскость крюка клюшки соприкасается с мячом под прямым углом, туловище поворачивается в сторону полета мяча. Применяют прямой удар при коротких передачах и ударах по воротам (рис. 11). Разновидностью прямого удара является толчок, который выполняется кистями рук и с небольшим замахом — крюк прижат к поверхности площадки на всем пути сопровождения мяча во время удара. Удар подсечкой. Осуществляется двумя способами: с замахом клюшки по воздуху* и без отрыва ее от поверхности площадки (подкидка). Выполняют с замахом клюшки из той же стойки, что и прямой удар, но мяч должен быть расположен не посередине, а сдвинут в сторону цели. Делается это для того, чтобы крюк клюшки подходил под мяч (под острым углом) и как бы подсекал его. От угла подсечки зависит высота полета мяча. Применяют при длинных передачах и ударах по воротам. Подкидка осуществляется без отрыва клюшки от поверхности площадки и без большого замаха. Крюк клюшки также соприкасается с мячом под острым углом. Используют подкидку для коротких передач и перебрасывания через что-либо (клюшку соперника, вратаря и т. п.). *Удар с нажимом является сложным техническим действием и в дошкольных учреждениях не рекомендуется для изучения. Основная сложность заключается в накрывании крюком клюшки мяча в момент удара (рис. 10). Помимо ударов в хоккее с мячом используют броски мяча клюшкой, которые выполняются вообще без замаха — крюк клюшки подводится под мяч и резким движением посылается вперед-вверх. fl& Элементы спортивных игр в детском саду
Одновременно с бросками и ударами детей обучают остановке мяча. Она может быть полной (когда мяч остается неподвижно лежать у крюка клюшки) и неполной (когда мяч продолжает движение и от соприкосновения с крюком клюшки изменяет направление). Мяч можно останавливать крюком клюшки, рукой, туловищем, ногой, рукояткой клюшки, положенной на поверхность площадки. Подводящие упражнения 1. Мяч находится на поверхности площадки перед ребен 2. Мяч — перед ребенком, крюк клюшки касается мяча под 3. Осуществлять остановку мяча и прямой удар с неболь
4. Прямой удар по катящемуся мячу сначала стоя, а за 5. Бросок мяча из положения стоя на месте. После его 6. То же, но в движении. *7. Имитировать удар подсечкой (см. упр. 2, но крюк клюшки идет под острым углом под мяч). *8. Выполнить удар подсечкой с небольшим замахом по неподвижному мячу, постепенно увеличивая высоту полета (подсекая и уменьшая угол подсечки). ХОККЕЙ С МЯЧОМ
10. Бросок, толчок и подбивка в цель с различного расстояния. *11. Удар подсечкой и прямой с замахом клюшкой по воздуху, соблюдая осторожность. *12. Бросок и удары с ходу без остановки мяча. Ведение мяча Основные способы ведения мяча: а) толчком или ударом (наносятся несильные удары по мячу в нужном направлении, после которых ребенок продвигается за ним); *б) с перекладыванием клюшки (выполняются короткие подталкивания мяча то левой, то правой стороной крюка клюшки, перенося его через мяч); *в) без отрыва мяча от клюшки (мяч сопровождается ею на всем пути движения, клюшка в одной руке сбоку от ребенка). Подводящие упражнения 1. Выполнить указанные способы ведения мяча по прямой 2. Вести мяч различными способами по кругу, «змейкой», 3. Ведение мяча между стойками, расположенными в раз 4. Ведение мяча в парах. 5. Эстафеты, включающие ведение мяча. После освоения основных элементов техники хоккея с мячом (ударов, бросков, остановок мяча) можно использовать подвижные игры и игровые задания, включающие эти элементы. Впоследствии детям можно предложить двустороннюю игру вначале с небольшим числом игроков и на маленьких площадках, а затем постепенно увеличивать количество играющих и размеры площадки.
В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти играющих на площадке и нескольких запасных игроков. Педагог может менять игроков в течение всей игры. Игра состоит из двух таймов по 5 мин и 5-минутного перерыва между ними. За каждый заброшенный в корзину мяч команде начисляется 2 очка. Игра начинается с розыгрыша начального броска: педагог подбрасывает мяч вертикально вверх между игроками. После того, как мяч достигнет наивысшей точки, дети могут касаться ого руками. Так же разыгрывается спорный мяч. Мяч, пересекший во время игры боковую или лицевую линии, считается вышедшим из игры. В этом случае его вновь вводят в игру вбрасыванием с того места, где он пересек линию, игроком противоположной команды. Мяч считается вышедшим из игры от игрока, последним дотронувшимся до него. Если педагог сомневается, кто последний коснулся мяча, назначается спорный бросок. Детей необходимо приучать выполнять некоторые правила игры: игрок может сделать с мячом не более трех шагов (если ребенок не освободился от мяча, то с третьим шагом должно выполняться ведение), нельзя вести мяч двумя руками одновременно или бежать с ним без ведения, запрещается хватать соперников за одежду, за руки, толкаться. Из элементов игры в баскетбол с дошкольниками целесообразно изучать технику игры без мяча: стойку баскетболиста, перемещение по площадке, остановки, повороты, а также действия с мячом: передача двумя руками от груди и одной рукой от плеча, ловля двумя руками на уровне груди, ведение мяча, броски мяча в корзину двумя руками от груди и одной от плеча. Стойка баскетболиста
Стойка — исходное положение, из которого наиболее быстро выполняется переход к движению, а также действия без мяча или с мячом.
Наиболее рациональной является стойка с такой расстановкой ног, которая обеспечивала бы устойчивое равновесие и давала бы возможность быстрого маневра, а именно: ноги на ширине плеч параллельно друг другу (ступни на одной линии) или в полушаге, когда одна нога выдвинута вперед (пятка впереди стоящей ноги на уровне носка стоящей сзади). Тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги и на переднюю часть стопы (пятки приподняты от пола на 1—2 см, колени полусогнуты, спина прямая, руки согнуты в локтях) (рис. 12). Стойка изучается в различных построениях (шеренга, круг, свободное построение). Подводящие, упражнения Поставить одну ногу вперед (пятка одной ноги на уровне носка другой), руки согнуть в локтях на уровне груди, колени полусогнуты. Подниматься на носки, сохраняя равновесие. Элементы спортивных игр в детском саду 1. 2. Принимать стойку по сигналу педагога во время ходь *4. Выполнять стойку в парах поочередно, исправляя ошибки друг друга. Типичные ошибки Тяжесть тела переносится на одну из ног, а не равномерно на обе. Стойка на всей стопе, носки ног развернуты наружу. Слишком широко расставлены ноги. Туловище излишне наклонено вперед, колени сведены. Перемещение Обучение перемещениям начинают с изучения отдельных приемов — бега, прыжков, остановок, поворотов. После этого формируются умения и навыки сочетания изученных приемов. Бег Используя упражнения для обучения беговым упражнениям, необходимо добиваться максимальной быстроты их выполнения, а также своевременности стартового ускорения. Во всех беговых упражнениях следует обращать внимание на согласование движения рук и ног, ритмичную их работу, что имеет большое значение для формирования быстрого бега и освоения последующих действий с мячом. Вначале упражнения выполняются фронтальным способом, затем — поточным и посменным. Подводящие упражнения 1. Переменный бег (равномерный бег сменяется по сигналу ускорением). БАСКЕТБОЛ 2. 3. Ускорение (рывок) после достижения какого-либо ори 4. Бег с изменением направления (зигзагообразный, с по 5. Сочетание бега по прямой с бегом зигзагообразно; 6. Преодоление неожиданных помех, созданных педагогом, 7. Различные виды игр в салки. Типичные ошибки Несогласованная работа ног и рук; бег на прямых ногах; несоблюдение ритма бега. Остановки Остановки во время бега позволяют моментально прекратить движение и выполняются шагом и прыжком. Остановка шагом Выполняется следующим образом: не нарушая ритма бега, делается широкий шаг со стопорящим движением пяткой, тяжесть тела переносится на другую ногу, погасив инерцию движения. Затем тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги и делается короткий шаг опорной ногой (рис. 13). Подводящие упражнения 1. Остановка во время ходьбы обычным, быстрым шагом. 2. Остановка во время бега в медленном, среднем и быс 3. Равномерный бег с произвольными остановками.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|