Элементы спортивных игр в детском саду
ГАНДБОЛ
Владение мячом Владение мячом включает в себя держание, ловлю, передачу, ведение, броски. Ловле мяча обучают одновременно с передачей и держанием. Эти элементы игры неразрывны. Однако мы условно их разъединили для лучшего понимания техники их выполнения и использования специфических упражнений при обучении конкретным способам владения мячом.
Держание мяча в гандболе осуществляется двумя или одной рукой. Основное положение при этом — ноги слегка согнуты в коленях; руки согнуты в локтях, кисти — на уровне груди. Мяч находится в ладонях с широко расставленными пальцами (рис. 31). Такое положение ног, рук и мяча позволит выполнить быстро различные действия — передачу, ведение, бросок. Более сложно держать мяч одной рукой. Однако овладеть этим приемом необходимо, так как без него нельзя выполнить бросок по воротам. При держании мяча одной рукой пальцы широко и свободно расставлены. Мяч должен находиться как можно ближе к пальцам (лежать на них). Большой палец отведен в сторону для захвата мяча. Держание мяча одной рукой зависит от длины пальцев игрока. Часто короткая ладонь (особенно у дошкольников) не позволяет прочно удерживать мяч. В этом случае он свободно лежит на ладони и придерживается пальцами. При поддержке мяча другой рукой выполняются различные броски и передачи. Подводящие упражнения 1. Держать мяч перед собой двумя руками. Поворачивать 2. Мяч держать двумя руками перед собой. Выпрямлять
3. Мяч лежит на полу перед носками ног. Взять его дву 4. Руки выпрямлены вперед ладонями кверху, на одной 5. Мяч — на ладони вытянутой вперед руки. Отвести руки 6. Руки — перед собой, мяч — на ладони левой руки. 7. Мяч — на полу перед собой. Положить кисть руки с 8. Держать мяч одной рукой, выполнять с ним различные Типичные ошибки Слишком сильно сжимается мяч в руке, что закрепощает движения кисти, лишает ее подвижности и снижает в последующем силу бросков. Мяч лежит на ладони, а не на пальцах. Большой палец прижат к указательному. Для исправления ошибок используются объяснения и показ правильного расположения пальцев на мяче.
£2$. Элементы спортивных игр в детском саду Ловля мяча — это важнейший технический прием командных действий в гандболе. Выполняется в основном двумя руками на месте и в движении, а также одной рукой. Ловить мяч одной рукой детям очень сложно, поэтому этому приему дошкольники не обучаются. При ловле двумя руками мяча, летящего на средней высоте, руки выставляют вперед ладонями вниз-вовнутрь, ноги слегка согнуты в коленях. В момент ловли пальцы обхватывают мяч, руки сгибаются в локтях и мяч притягивается к груди. Если мяч летит высоко, необходимо приподняться на носки, поднять руки вперед-вверх, ладони обращены вперед-вовнутрь, пальцы широко расставлены, большие пальцы соединены.
Низколетящие мячи ловят, одновременно сгибая ноги, наклоняя туловище вперед и выставляя руки в сторону летящего мяча вперед-вниз ладонями вверх-вовнутрь, пальцы широко расставлены, мизинцы сводятся как можно ближе. Катящийся мяч нужно ловить последовательно двумя руками. Вначале под мяч подставляется ближняя к нему рука, а затем другая рука захватывает мяч сверху. Ловлю мяча необходимо сочетать с принятием исходного положения для последующих действий за счет амортизирующего движения туловища и рук, притягивающих к груди мяч, летящий по различным траекториям. Подводящие упражнения 1. Подбрасывать мяч вверх с последующей ловлей двумя 2. Подбрасывать мяч вверх с последующей ловлей (без 3. Ударять мячом о поверхность площадки и ловить двумя 4. Ловить мяч двумя руками после отскока от стены. ГАНДБОЛ 5. То же, но используя различные ориентиры (линии, квад 6. В парах. Ловить мяч после броска партнером любым Типичные ошибки Пальцы рук сомкнуты, большой палец выставлен перпендикулярно ладони. Не притягивают мяч к груди после его ловли. Стоят на прямых ногах. После ловли мяча чрезмерно сжимают его, появляется излишняя скованность. Ошибки исправляются путем многократного повторения различных вариантов ловли мяча. Передача мяча Передачи выполняются двумя руками и одной, могут быть различными по направлению, высоте, длине полета мяча. Из всего многообразия с дошкольниками можно разучивать передачу двумя руками от груди, двумя руками снизу, двумя руками сверху, передача согнутой рукой сверху, передача прямой рукой снизу. Причем передачи могут выполняться, стоя на месте и в движении. Передача двумя руками от груди по технике сходна с такой же передачей в баскетболе. При этом способе передачи мяч направляется наиболее быстро и точно. Передача применяется на близкие и средние расстояния. Во время ее выполнения сначала подтягивают мяч двумя руками к груди, затем руки выпрямляются и выталкивают мяч, заканчивая движениями кистями в направлении передачи.
Передача двумя руками снизу применяется на небольшие расстояния. Руки с мячом опускаются вниз до уровня бедра,
f2% Элементы спортивных игр в детском саду ноги сгибают в коленях, туловище наклоняют вперед. При передаче ноги и туловище выпрямляются, движение заканчивается прямыми руками, выпускающими мяч в направлении игрока. Чем выше передача, тем позднее выпускается мяч из рук. Передача двумя руками сверху применяется после ловли высоко летящих мячей и вбрасывания мяча в игру из-за боковых линий. Его удерживают в выпрямленных вверх руках, затем руки (прямые) и туловище отводятся назад. После этого резким движением руки выносят вперед с наклоном туловища и выполняется передача. Передача прямой рукой снизу. Мяч прижимается кистью к предплечью и отводится назад. Левая нога в момент замаха правой рукой выставляется вперед на полшага, обе ноги слегка согнуты, туловище наклоняется вперед, тяжесть тела — на правой ноге. Правая нога делает толчок, выпрямляется, после чего тяжесть тела переносится на левую ногу. Выпрямляясь одновременно на обеих ногах, игрок быстро выносит вперед правую руку мимо бедра, постепенно разгибает кисть и посылает мяч в нужном направлении.
Передача согнутой рукой сверху (рис. 32) — один из основных способов передач в игре в ручной мяч. Она выполняется из положения, когда одна нога выставлена вперед, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги, туловище не- ГАНДБОЛ значительно наклонено в сторону передающей руки. Мяч держится двумя руками, а в момент замаха отводятся в сторону, кисти поворачиваются (правая рука оказывается снизу, левая — сверху), мяч кладется на правую кисть, пальцы широко расставлены. Затем рука, согнутая в локтевом суставе, отводится назад-в сторону, предплечье в конце замаха — в почти горизонтальном положении, кисть находится на уровне головы.
При передаче происходит поворот бедер и туловища на согнутых ногах, а тяжесть тела переносится на левую ногу. Затем нога выпрямляется, туловище подается вперед. Правая рука сопровождает мяч в нужном направлении, пока он не отделится от пальцев. Подводящие упражнения 1. Выполнить передачу в стену с небольшого расстояния 2. Передавать мяч в парах различными способами с по 3. Передавать мяч в парах, передвигаясь приставным ша 4. В тройках передавать мяч различными способами по 5. То же, но на тройку детей — два мяча. 6. Выполнить передачу мяча на точность, т. е. мяч пере 7. Выполнить передачу мяча в парах на месте, а затем в Типичные ошибки Нет согласованной работы рук и ног в момент передачи. Сильно сжимается мяч руками, что закрепощает движения. Элементы спортивных игр в детском саду Не выдерживается направление полета мяча в связи с неправильным выполнением передачи. Для исправления ошибок ребенком выполняется передача в стену или в паре с педагогом под контролем последнего. Ведение мяча Выполняется плавным толчкообразным движением руки и кисти. При этом рука сгибается в локте, а пальцы разводятся как можно шире. Для того чтобы добиться отскока на нужную высоту, движения кистью должны быть мягкими и плавными. При ведении мяча туловище слегка наклоняют вперед и внимательно следят за перемещением игроков по площадке. Необходимо приучать детей вести мяч без зрительного контроля. Упражняться в ведении мяча следует часто, не менее 2—3 мин, для выработки «чувства мяча» и поддержания приобретенного навыка. Подводящие упражнения 1. Ударять мячом об пол с последующей ловлей различ 2. Ведение мяча: а) на месте с изменением высоты отскока мяча правой и б) с продвижением вперед сначала медленно, затем посте в) с обводкой препятствий (стойки, флажки, кегли, набив г) чередуя скорость выполнения (медленно, затем быстро); д) в парах напротив друг друга. По сигналу один из них е) передвигаясь вперед, в стороны, назад;
ж) после приема, остановки. ГАНДБОЛ Типичные ошибки Ударяют по мячу, не сопровождая его полностью до отрыва от кисти руки. Мяч отскакивает с незаданной высотой и направлением. Ведение на прямых ногах с постоянным зрительным контролем за мячом. Чрезмерный наклон туловища вперед, что затрудняет движения и сковывает игрока. Мяч ударяется в площадку не впереди и несколько справа от игрока, а «уходит» влево или отскакивает вверх-назад, что ведет к его потере. Ошибки исправляют постоянным использованием указанных подводящих упражнений, способствующих развитию «чувства мяча». Броски Изучая предшествующие технические приемы, мы подходим к броску по воротам, без которого невозможно достичь конечного результата игры — гола. Передачи мяча одной рукой могут быть положены в основу отработки бросков в ворота. В отличие от передач они выполняются с максимальной силой и более энергичной работой ног и корпуса. Бросок согнутой рукой сверху — самый распространенный в начальном обучении. Другие их разновидности имеют общую основу, но выполняются из разных исходных положений и с импровизацией. Бросок согнутой рукой сверху производят из основной стойки, левая нога — впереди, пальцы рук обхватывают мяч и удерживают его на уровне головы, локоть поднят на уровне плеча, рука с мячом слегка отводится в сторону. Проводя бросок, игрок одновременно движением таза и плеча разги- ^u * Элементы спортивных игр в детском саду бает руку в локте и за счет активной работы кисти выполняет бросок. Центр тяжести переносит на левую ногу, правой делает шаг вперед (рис. 33). Рис. 33. Бросок согнутой рукой сверху . Подводящие упражнения 1. Повороты туловища правым и левым плечом вперед. 2. Махом правой руки коснуться левой ноги за счет на 3. Стоя у стенки, выполнить броски мяча в пол с после 4. Выполнить броски с места согнутой рукой на дальность. 5. Бросать мяч по воротам из-за пределов вратарской 6. Бросать после получения мяча в движении сначала ша При обучении броску педагог должен следить за тем, чтобы мяч в момент замаха находился на уровне головы, а ло- ГАНДБОЛ коть — на уровне плеча; центр тяжести тела переносился на впередистоящую ногу, а предплечье и кисти выполняли резкое завершающее движение. * Обманные движения (финты) Представляют собой сочетания различных движений рук, ног, туловища, направленных на изменение действий соперника в противоположную сторону. Различают финты простые и сложные, состоящие из двух или более приемов. Используют финты с изменением способа, направления и задержкой момента передачи. Подводящие упражнения 1. Обозначить передачу влево, вправо, вниз, вверх с вы 2. Педагог стоит в центре, игроки по одному бегут ему 3. Выполняется в тройках, когда между игроками находится Эти упражнения выполняются с неподвижными защитниками или заменяющими их стойками, манекенами и т. п. В дальнейшем используется активный партнер, который препятствует ведению, передаче и броску мяча. Необходимо избегать таких ошибок, как применение обманного действия на большом расстоянии от препятствия (защитника) или слишком быстрое выполнение финта, на что не реагирует защитник.
НАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ Лапта — старинная русская народная игра, появившаяся в России еще в XVIII в. В 1957 г. с введением единых правил она стала спортивной игрой. В спортивном варианте лапты участвуют две команды, в каждой по 6 основных игроков и 2 запасных. По жребию игроки одной команды располагаются за линией «города», а игроки второй — в «поле». Игра продолжается два тайма по 30 мин с 10-минутным перерывом между ними и проводится на специальной площадке. В игре соблюдаются следующие правила: игрок, ударивший по мячу, может дожидаться удобного случая для перебежек от линии «города» до линии кона и обратно. Бежать имеет право не только тот игрок, который ударил по мячу, но и все игроки, не успевшие перебежать или не попавшие по мячу. Если один из перебегающих игроков будет задет мячом, то эта команда может, в свою очередь, попасть мячом в любого из игроков команды «поля», смены мест игры при этом между командами не происходит. При перебежках нельзя выходить за пределы боковых линий. Игрок, выбежавший за пределы боковых линий, считается задетым, и команды меняются местами. Дети дошкольного возраста играют по упрощенным правилам. Два тайма по 15 мин с 5-минутным перерывом между ними. Для игры выбирается ровная площадка, на которой проводятся линии (или обозначаются ориентиры) «города» и кона, находящиеся на расстоянии от 10 до 20 м друг от друга. Бо- ковые линии не проводятся, в их качестве выступают края площадки, за которые дети должны стараться не заходить. Играть можно небольшим тряпичным, резиновым или теннисным мячом. Для облегчения попадания лаптой по мячу дошкольниками ее делают лопатообразной и менее длинной. Участники игры делятся на две равные группы, в каждой есть водящий. По жребию игроки одной группы идут в «город», а другой — расходятся по «полю». Игру начинает ведущий из группы города, который сам себе подбрасывает мяч и отбивает его лаптой в «поле». Остальные действия выполняются так же, как и в спортивном варианте игры. Единственное, что разрешается детям, — вброс мяча в «поле» рукой, если не получается сделать это лаптой. Основными приемами, применяемыми при игре в лапту, являются: удар битой (лаптой) по мячу, ловля и передача мяча, перебежки, броски по сопернику. Удар битой по мячу Удар битой по мячу дети выполняют снизу, держа ее одной рукой, а другой подбрасывают мяч, в отличие от спортивного варианта, где мяч подбрасывает под удар игрок поля. Поскольку детям очень трудно, особенно на первых порах, выполнить удар лаптой, даже лопатообразной, можно использовать при первоначальном изучении ракетки для бадминтона или большого тенниса и тряпичные или поролоновые мячи. Подводящие упражнения 1. Стать в положение шага (левая нога впереди, правая — сзади), масса тела — на правой ноге, лапта (ракетка) в правой выпрямленной руке отведена назад, левая рука согнута перед собой, туловище слегка наклонено вперед. Перенос массы тела на левую ногу с одновременным проносом прямой руки с битой вперед (рис. 34). Упражнение делают медленно, а затем быстро.
Рис. 34. Удар битой по мячу
2. Выполнять удары по подвешенному на уровне коле
3. Исходное положение, как в упражнении № 1, мяч —
4. Удары мячом в стену с постепенным увеличением рас 5. Удары мячом на максимальную дальность. 6. Удары мячом с попаданием им в заданный сектор (ближ Ловля и передача мяча Ловля и передача мяча изучаются одновременно. Лучший способ ловли — двумя руками. Когда мяч летит несильно и в сторону от игрока, применяется ловля одной рукой. Подводящие упражнения 1. Ударять мячом об пол, ловить после отскока двумя руками снизу и сверху. ^^_____________ ^^^^^^_________________ ЛАПТ А ^ 2. Подбрасывать мяч вверх и ловить двумя руками. 3. Бросать мяч в стену с последующей ловлей двумя ру 4. Передавать и ловить мяч в парах, стоя на месте 5. То же, но с изменением высоты и дальности броска 6. То же, но в тройках, четверках, пятерках в различных 7. Выполнять ловлю и передачу мяча в движении сначала редачи Передачи выполняются главным образом одной рукой Различают высокие, на уровне плеча, низкие; длинные, сред ние, короткие; прямые, поперечные, диагональные. Применяются различные способы: согнутой рукой сверху; от плеча-прямой рукой снизу. Но самым основным в передаче является точность и умение рассчитывать силу передачи. Для этого можно рекомендовать перебрасывание мяча че рез ориентиры, находящиеся на разной высоте и различном расстоянии от ребенка; передача мяча различными способами изменяя расстояние между детьми; передача мяча в стену попадая в нарисованные круги, квадраты, зоны и т. п.; передача мяча по диагонали; передача в парах, тройках, пятерках с одним мячом или несколькими одновременно. Перебежки Перебежки применяются при преодолении игрового поля от «города» до кона и обратно. Цель их — уйти от мяча и избежать столкновения с соперником. Включают различные приемы изменение направления и темпа бега, остановки, прыжки и т п Для лучшего освоения следует знать различные разновидности бега: с ускорением, прыжками, приставным шагом, спиной вперед, широким шагом, челночный, змейкой и др. Элементы спортивных игр в детском саду Сочетания различных видов бега выполняют сначала без помех движению, а затем с пассивными (ребенок просто стоит на пути движения) и активными (совершает действия руками, выпады и т. п.) помехами движению. Бросок по сопернику Выполняется в основном броском мяча одной рукой и сходно с передачей мяча. Однако он всегда посылается по кратчайшему пути, т. е. по прямой, в отличие от передач, которые могут выполняться по дуге. Главное требование — точность броска после его ловли. Переход от ловли мяча к броску должен происходить быстро, но с высокой точностью. Основные упражнения для обучения — те же, что и при обучении передачи одной рукой. Подводящие упражнения 1. Выполнять броски в цель (щит, мишень и т. п.) после 2. Совершить несколько бросков подряд после передач в 3. То же, но соблюдая определенную последовательность 4. То же, но цель задается после поимки мяча, например, 5. Выполнять броски мяча в цели, имеющие различные Наибольшую сложность в освоении детьми элементов лапты вызывает отбивание и бросок по сопернику. Поэтому тщательное изучение подводящих упражнений позволит сократить количество ошибок в дальнейшем. ГОРОДКИ Городки — старинная русская народная игра, известная еще в Древней Руси. Спортивной игрой городки стали с 1923 г., когда в СССР были разработаны единые правила и создана спортивная федерация. Цель игры в том, чтобы, затратив наименьшее количество бит, выбить определенное количество фигур, которых, в зависимости от подготовленности, может быть от 6 до 15. Каждая фигура состоит из пяти городков, которые изготавливаются из дерева любой твердой породы и имеют форму цилиндра длиной 200 мм, диаметром 45—50 мм. Фигуры устанавливаются на середине лицевой линии квадрата (кроме «письма») в последовательности, указанной на рис. 35. Место для игры в городки — ровная прямоугольная площадка размером 30x15 м. На ней различаются два «города» размером 2x2 м, отстоящие друг от друга на расстоянии 2,1 м. На 13 м от лицевой линии каждого «города» проводятся дальние линии —кона, а на расстоянии 6,5 м от лицевых линий — ближние линии — полукона. Все фигуры начинают выбивать с кона. Когда выбит из пределов «города» хотя бы один городок, продолжают выбивать оставшиеся с линии полукона. «Письмо» выбивается только с линии кона. Сначала надо выбить городок, лежащий в середине. Бита представляет собой круглый стержень длиной не более 1 м произвольной массы. Материалом могут служить дерево, прессованная фанера или бумага. Для более долговечной службы бит деревянные бруски вставляют в металлические полые цилиндры с толщиной стенок 1,5—3,5 мм.
Рис. 35. Фигуры для игры в городки-о — последовательность установки фигур 84 ГОРОДКИ Каждая команда состоит из 5 человек. Перед началом соревнований путем жеребьевки определяется право первого удара. Игра всегда начинается выбиванием фигур из первого «города». Игрок одной из команд имеет право пробить подряд двумя битами, после чего броски выполняет игрок другой команды. Для детей дошкольного возраста подбираются облегченные биты длиной 60—80 см (слишком короткими битами трудно попадать по фигурам), массой 400—450 г. Примерно в 2 раза уменьшаются для детей размеры «города», а также расстояние до кона и полукона (1x1, 5—6, 2—3 м). Дети также делятся на команды-звенья по 3 человека в каждой. Выигрывает звено, раньше всех выбившее 5 фигур. С дошкольниками можно использовать один «город», хотя применение двух «городов» повышает интенсивность игры. Основной элемент техники игры — бросок биты в цель. Это сложное действие, включает хват, стойку, замах, выброс биты. Хват Удержание биты кистью руки. Существует много его разновидностей. Различают глубокий хват, когда конец ручки биты выходит за пределы кисти; средний — граница ладони совпадает с концом ручки; мелкий — ручка заканчивается под мизинцем игрока. По степени сжатия рукоятки биты хват делится на свободный и жесткий. По расположению пальцев на ручке биты различают хват «в замок» (большой палец охватывает ручку) и ограниченный (большой палец располагается вдоль ручки). Наиболее оптимальным считается средний и мелкий хват «в замок», так как он не закрепощает кисти и позволяет легко справиться с длинной битой. Детям необходимо показать различные хваты (рис. 36). Затем дошкольникам предлагают выполнить различные действия рукой с битой: отведение влево и вправо; поднимание вверх и опускание вниз; круговые движения кистью. Опробовав различ- Элементы спортивных игр в детском саду ГОРОДКИ .4»
Рис. 36. Виды хвата биты ные хваты, ребенок определяет для себя наиболее удобный. Однако педагог должен акцентировать внимание на хват «в замок». Стойка (исходное положение) — поза, которая обеспечит игроку удобство и легкость во всех последующих действиях.
Наиболее оптимальной стойкой является естественное положение туловища относительно постановки ног, плечи расслаблены, голова повернута лицом в сторону городошной фигуры; правая рука согнута под углом 90°, локоть слегка прижат к туловищу, предплечье с ладонью — кверху; левая рука удерживает биту на некотором расстоянии от правой; продольная ось биты нацелена на фигуру; правая нога слегка согнута; масса тела распределена на обе ноги равномерно (рис. 37). Стойке дети обучаются довольно легко после показа. Затем педагог подает команду на принятие стойки и проверяет ее правильность индивидуально у каждого ребенка, исправляет ошибки. Замах — это подготовительная часть броска, которая выполняется плавно, без резких движений или ускорений (рис. 38). Рис. 38. Замах С началом движения биты назад масса тела переносится на правую ногу. Из исходного положения для броска движение начинается с отведения назад и поворота плеч по часовой стрелке с одновременным отведением предплечья и биты по дуге в сторону-назад и с последующим выпрямлением руки с битой. Левой же рукой в начале замаха легким толчком помогают бите по инерции набрать скорость, помогающую выполнить замах. В конце замаха правая кисть с битой доходит примерно до осевой линии направления броска и останавливается, достигая так называемой «мертвой точки», после которой начинается обратное движение — разгон биты. Основное движение при освоении замаха — перенос массы тела на ногу, стоящую сзади с одновременным отведением руки с битой назад.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|