Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Язык и речь: сравнительная характеристика




Язык как система

Язык – стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система знаков, служащая для целей коммуникации.

Относительно возникновения языка единой точки зрения нет, однако очевидно, что без потребностей в общении, в диалоге язык не возник бы. Можно себе легко представить, что человек, указывая на что-то, издавал звук, первоначально никак не связанный с предметом, но впоследствии, когда предмет отсутствовал, воспроизведение этого звука ассоциативно «воскрешало» и сам предмет. Кроме того, лингвисты связывают возникновение языка и с первичными звукоподражаниями, когда человек пытался передавать голоса окружающей его природы. Кстати, на это указывает некая близость слов, обозначающих голосовые или речевые процессы: (ра-ро-ру-ре-ры одни из наиболее древних слогообразований).

Значит, человеку был дан язык, чтобы он самоопределился в мире. Так, люди, получая и перерабатывая информацию о предметах и явлениях, оперируют языковыми знаками, совокупность которых обозначает определенные понятия.

Термин «язык» может употребляться в нескольких значениях:

1. язык вообще, как определённый класс знаковых систем,

2. конкретный, так называемый этнический язык.

Признак стихийности возникновения и развития, а также безграничности области приложения и выражения отличает естественный язык от так называемых искусственных языков и от различных систем сигнализации, созданных на основе языка (например, сигналы светофора, математические символы, нотное письмо и т.д.). Появились искусственные языки, их система мобильна, лаконична, прагматична, ее элементы можно заменять в зависимости от практических потребностей. Здесь следует заметить, что и естественный язык, являясь живым организмом, тоже обладает способностью видоизменяться под влиянием развития цивилизаций. Но не один искусственный язык не обладает таким богатством выражения мыслей и чувств. Таким образом, в отличие от искусственных знаковых коммуникативных систем язык способен передавать сообщения любого, ничем не ограниченного содержания, т.е. он универсален.

Язык – это не набор разрозненно существующих звуков, слов, интонаций, частей речи, предложений и т.д. Язык – это строжайше организованная система, где каждая отдельная единица связана со множеством других единиц.

Языковые единицы объединяются в подсистемы и формируют уровни языка.

Уровни языка – это подсистемы (ярусы) общей языковой системы, каждая из которых обладает набором своих единиц.

 

Традиционно выделяются следующие уровни языка:

1. Фонетический (его составляют фонемы). Фонема (звук) – самая простая единица языка. Фонема неделима и сама по себе не обладает смысловой значимостью. Основная функция фонемы смыслоразличительная (она различает слова по смыслу): если поменять один звук в слове, то изменится значение этого слова (д ом – т ом – л ом – с ом – к ом).

2. Морфемный (его единицами являются морфемы). Морфема (часть слова: приставка, корень, суффикс, окончание) минимальная значимая единица языка. В отличие от фонемы, морфема обладает относительной смысловой значимостью, то есть значение морфемы проявляется только в составе слова (суффиксы –онок- / -ёнок - входят в состав слов, обозначающих детёнышей: телёнок, медвежонок, поросёнок, ребёнок; приставка со - указывает на совместное действие, объединение: сотрудничество, соратник, сослуживец, совместный). Морфемы могут выполнять две функции: 1) словообразовательную, когда при помощи морфем образуются новые слова (лес, лесной, лесник); 2) формообразовательную, когда при помощи морфем образуются формы одного и того же слова (лес, леса, лесу).

3. Лексический (его составляют лексемы). Лексема (слово) – это важнейшая единица языка, которая служит для наименования предметов, процессов, признаков или указывает на них. Лексема обладает смысловой (семантической) самостоятельностью, то есть каждое отдельное слово имеет индивидуальное значение. Основная функция лексемы номинативная (назывная).

4. Морфологический (единицами этого уровня являются словоформы). Слово на этом уровне рассматривается с позиций его частиречной принадлежности. Части речи – это грамматические классы слов. В основе современной научной классификации частей речи лежит принцип их изменяемости по родам, числам, падежам, лицам, наклонениям, временам. Эти грамматические категории указывают на некоторые существенные отличительные признаки каждой части речи. Например, существительные – это слова, которые изменяются по падежам и числам (стол – стола, столу, столов, столам); прилагательные – слова, которые изменяются по родам, числам и падежам (красный, красная, красное, красные, красного, красной, красных), глаголы – слова, которые изменяются по наклонениям и временам (говорить – говори, говорил бы, говорю, буду говорить, говорил) и т.д.

5. Синтаксический (единицами этого уровня являются словосочетания и предложения). Словосочетание – соединение двух или более слов, связанных по смыслу и грамматически. Как и лексема, словосочетание выполняет номинативную функцию, но обладает более конкретным значением (сравни: платье – синее платье, грязное платье, новое платье, длинное платье).

Наиболее сложной и самостоятельной единицей языка, с помощью которой можно уже не только называть какой-то предмет, но и что-то о нём сообщить, является предложение – основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чём-либо, вопрос или побуждение. Важнейшим формальным признаком предложения является его интонационная оформленность и смысловая законченность. Основная функция предложения коммуникативная (функция общения).

Язык как система представляет собой модель иерархии, то есть большие языковые единицы включают в себя меньшие, при этом меньшие могут проявить свои функции в больших. Так, самые низшие единицы языка (фонемы) реализуют себя в единицах следующего, более сложного уровня, т.е. в морфемах; морфемы – в лексемах и т.д.

Язык служит средством общения, познания, хранения и передачи национального самосознания, традиций культуры и истории народы. Язык обнаруживает себя только в речи и только через неё выполняет своё главное, коммуникативное назначение.

Язык и речь: сравнительная характеристика

Язык –это некий код, знаковая система, которой пользуются в обществе при получении информации и обмене ею.

Лингвистика (наука о языке) всегда пользовалась термином язык, и лишь с начала 20 века появляется термин речь.

Речь – это форма существования языка, его воплощение, реализация.

Речь – это конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую или письменную форму.

Под речью понимается как сам процесс говорения (речевая деятельность), так и его результат (речевое произведение, фиксируемое памятью или письмом).

Характеристика речи обычно даётся через противопоставление её языку:

1. Язык– это средство общения, а речь – это воплощение и реализация языка, который посредством речи выполняет свою коммуникативную функцию (функцию общения).

2. Язык абстрактен, он существует в сознании носителей языка, а речь материальна, она состоит из звуков, воспринимаемых слухом. Кроме того речь может восприниматься зрением (письменная речь), осязанием (азбука Брайля для слепых).

3. Язык стабилен, это нормативное явление (существуют произносительные нормы, лексические нормы, морфологические нормы, синтаксические нормы). Речь активна, динамична, для неё характерна высокая вариантность.

4. Язык является достоянием общества, в нём отражается опыт говорящего на нём народа; это социальное явление. Речь индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека. Каждый из нас, являясь носителем общего для всех языка (например, русского), по-своему осваивает его. У каждого из нас свой словарный запас, своя манера строить фразы, свои особенности интонационного рисунка речи. Например, словарный запас А.С. Пушкина составляет 21 000 слов, а словарный запас Эллочки Щукиной, героини романа «12 стульев» Ильфа и Петрова – 35 слов, причём слова, которыми Эллочка пользовалась активно, перечислены авторами отдельно.

5. Для языка характерна уровневая организация (это система, имеющая чёткую структуру). Речь имеет линейную организацию и представляет собой последовательность слов, связанных в речевом потоке.

6. Язык не зависит от ситуации и обстановки общения. Речь обусловливается ситуацией и целью общения. При этом единицы языка могут приобретать в речи значения, которые в языке у них отсутствуют.

Язык и речь в совокупности образуют единый феномен языка.

Основные функции языка

Язык – это не явление природы, а, следовательно, биологическим законам не подчиняется. Язык не наследуется, не передается от старших к младшим. Он возникает именно в социуме. Возникает стихийно, постепенно превращается в самоорганизующуюся систему, которая призвана выполнять в обществе определенные функции.

 

Первая основная функция языка – когнитивная (т.е. познавательная),означающая, что язык – важнейшее средство получения новых знаний о действительности. Когнитивная функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека.

Без языка невозможно человеческое общение, а без общения не может быть общества, не может быть полноценной личности (например, Маугли).

 

Вторая основная функция языка – коммуникативная, которая означает, что язык является важнейшим средством человеческого общения, т.е. коммуникации, или передачи от одного лица другому какого-либо сообщения с той или иной целью. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, чувства, воздействуют друг на друга, добиваются взаимопонимания. Язык дает им возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности.

 

Третья основная функция – эмоциональная и побудительная. Она призвана не только выражать отношение автора речи к ее содержанию, но и оказывать воздействие на слушателя, читателя, собеседника. Она реализуется в средствах оценки, интонации, восклицании, междометиях.

 

Другие функции языка:

мыслеформирующая, так как язык не только передает мысль, но и формирует ее;

аккумулятивная – это функция хранения и передачи знаний о действительности. В письменных памятниках, устном народном творчестве фиксируется жизнь народа, нации, история носителейязыка;

фатическая (контактоустанавливающая) функция– функция создания и поддержания контакта между собеседниками (формулы приветствия при встрече и прощании, обмен репликами о погоде и т.п.). Содержание и форма фатического общения зависят от пола, возраста, социального положения, взаимоотношений собеседников, однако в целом они стандартны и минимально информативны. Фатическое общение помогает преодолевать некоммуникабельность, разобщенность;

 

конативная функция – функция усвоения информации адресатом, связанная с сопереживанием (магическая сила заклинаний или проклятий в архаическом обществе или рекламные тексты в современном);

 

апеллятивная (воздействующая) функция – функция призыва, побуждения к тем или иным действиям (формы повелительного наклонения, побудительные предложения и т.п.);

 

эстетическая функция – функция эстетического воздействия, проявляющаяся в том, что читающий или слушающий начинает замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру. Отдельное слово, оборот, фраза начинают нравиться или не нравиться. Речь может восприниматься как нечто прекрасное или безобразное, т.е. как эстетический объект;

 

метаязыковая функция (речевой комментарий) – функция истолкования языковых фактов. Использование языка в метаязыковой функции обычно связано с трудностями речевого общения, например, при разговоре с ребенком, иностранцем или другим человеком, не вполне владеющим данным языком, стилем, профессиональной разновидностью языка. Метаязыковая функция реализуется во всех устных и письменных высказываниях о языке – на уроках и лекциях, в словарях, учебной и научной литературе о языке.

Устная форма речи

Устная речь — это звучащая речь, функционирующая в сфере непосредственного общения, а в более широком понимании — это любая звучащая речь.

Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма.

Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, являющиеся результатом сложной деятельности органов произношения человека.

С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием, что может передать все богатство человеческих чувств, переживаний, настроений и т.п.

Основная единица устной речиустное высказывание, т.е. единица, аналогичная предложению в письменной речи.

По степени подготовленности устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа).

Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом все-таки говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не «заученной», походила на непосредственное общение.

Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью.

Неподготовленное устное высказывание (основная единица устной речи, аналогичная предложению в письменной речи) формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Поэтому в устной неподготовленной речи много пауз, а использование заполнителей пауз (слов типа э-э, гм) дает возможность говорящему подумать о дальнейшем.

Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Поэтому устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда, пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Все эти лингвистические и экстралингвистические средства способствуют повышению смысловой значимости и эмоциональной насыщенности устной речи.

Свойства устной речи:

Одно из главных свойств устной речи необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени.

Нельзя вернуться в какой-то момент устной речи еще раз, и в силу этого говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, т.е. он думает как бы «на ходу», поэтому устной речи могут быть свойственны

Ø неплавность,

Ø фрагментарность,

Ø деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных единиц.

Например: «Директор звонил. Задерживается. Будет через полчаса. Начинайте без него» (сообщение секретаря директора для участников производственного совещания).

С другой стороны, говорящий обязан учитывать реакцию слушающего и стремиться привлечь его внимание, вызвать интерес к сообщению. Поэтому в устной речи появляются

Ø интонационное выделение важных моментов,

Ø подчеркивание, уточнение каких-то частей,

Ø автокомментирование,

Ø повторы.

Например: «Работу кафедра/ провела большую/ в течение года/ да/ надо сказать/ большую и важную// И учебную, и научную, и методическую// Ну/ учебную/ все знают// Надо ли подробно/ учебную// Нет// Да/ тоже думаю/не надо//».

Строя устное высказывание, говорящий контролирует логико-композиционный, синтаксический и частично лексико-фразеологический уровни языка, т.е. следит за тем, чтобы его речь была логична и связна, выбирает соответствующие слова для адекватного выражения мысли. Фонетический и морфологический уровни языка, т.е. произнесение и грамматические формы, не контролируются, воспроизводятся автоматически. Поэтому устной речи свойственны

Ø меньшая лексическая точность, даже наличие речевых ошибок,

Ø небольшая длина предложений,

Ø ограничение сложности словосочетаний и предложений,

Ø отсутствие причастных и деепричастных оборотов,

Ø деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных. Причастные и деепричастные обороты обычно заменяются сложными предложениями, вместо отглагольных существительных используют глаголы, возможна инверсия.

Нормативность устной речи

Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи совсем другие. «Многие так называемые огрехи устной речи — функционирование незаконченных высказываний, слабая структурированность, введение перебивов, автокомментаторов, контакторов, реприз, элементов колебания и т.п. — является необходимым условием успешности и эффективности устного способа коммуникации». Слушающий не может удержать в памяти все грамматические и семантические связи текста, и говорящий должен учитывать это; тогда его речь будет понята и осмыслена.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...