Степень подготовленности диалога
Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Это утверждение касается в первую очередь сферы разговорной речи, где тематика диалога может произвольно меняться в ходе его развертывания. Но даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке (прежде всего вопросных) реплик развертывание диалога будет спонтанным, поскольку в абсолютном большинстве случаев реплики-реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы. В диалогической речи наиболее ярко проявляется так называемый универсальный принцип экономии средств словесного выражения. Это значит, что участники диалога в конкретной ситуации используют минимум словесных, или вербальных, средств, восполняя не выражаемую словесно информацию за счет невербальных средств общения — интонации, мимики, телодвижений, жестов. Например, идя на прием к руководителю и находясь в приемной, сотрудник фирмы не будет обращаться к секретарю с вопросом типа «Николай Владимирович Петров, директор нашей, фирмы, находится сейчас у себя в кабинете?», а может ограничиться кивком головы по направлению к двери кабинета и репликой «У себя?» При письменном воспроизведении диалога такая ситуация обязательно развертывается, показывается автором-пишущим в виде ремарки, комментария. Выделяют два класса диалогов: · информационный диалог (характерен для ситуаций, в которых к началу общения между партнёрами имеется разрыв в знаниях), · интерпретационный диалог (характеризуется тем, что знания у партнёров примерно равны, но получают разную интерпретацию). Основные условия диалогового общения: · общая исходная информационная база его участников,
· исходный минимальный разрыв в знаниях участников диалога, · потребность в общении, возникающая вследствие потенциального разрыва в знаниях. Если участники общения не будут сообщать друг другу новую, неизвестную информацию по предмету диалога, а будут обмениваться общеизвестными истинами, то диалог не состоится. Более того, не состоится общение вообще как речевая коммуникация. Таким образом, неинформативность отрицательно сказывается на продуктивности диалогической речи. Этот фактор может возникать не только при низкой коммуникативной компетенции участников диалога, но и при отсутствии желания у собеседников вступать в диалог или продолжать его. Диалог, состоящий только из одних форм речевого этикета, так называемых этикетных форм, имеет формальный смысл, неинформативен, потребность в получении информации отсутствует, но он является общепринятым в определенного рода ситуациях (при встречах в общественных местах): – Привет! – Здравствуй! – Как дела? – Спасибо, нормально. В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: · бытовой разговор, · деловая беседа, · собеседование, · интервью, · переговоры. Бытовой, диалог характеризуется незапланированностью; большим разнообразием обсуждаемых тем; возможным отклонением от темы, перескакиванием с одной темы на другую; отсутствием целевых установок и необходимости принятия каких-либо решений; широким использованием несловесных (невербальных) средств общения; самопрезентацией личности; разговорным стилем. Деловая беседа представляет собой акт прямой взаимной коммуникации в официально-деловой сфере. Деловая беседа имеет дифференцированный подход к предмету обсуждения с учётом коммуникативной цели партнёров, характеризуется быстротой реагирования на высказывание партнёров, критической оценкой мнений, предложений, а также возражений партнёров; ощущением сопричастности и ответственности в решении затронутой в беседе проблемы.
Полилог — форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией. Стороны, участвующие в полилоге, весьма активны в речевом отношении и обычно придерживаются принципа ответственности: в любой момент каждый обязан быть в курсе того, что говорится, и обязан обеспечить возможность остальным быть в курсе того, что говорится. В полилоге происходит накопление информации, вносимой отдельными его участниками. Для полилога характерны тематические перескоки, сложное взаимодействие реплик, разрыв диалогических единств и др. Участники полилога видят и слышат друг друга. Выбор говорящим адресата осуществляется с помощью взгляда, жеста, кивка головой. Эти сигналы распознаются всеми одновременно. Правила участия в полилоге: 1. Каждый участник говорит коротко и убедительно. 2. Внимательно слушает, следит за ходом обсуждения, старается понять других. 3. Задает вопросы, уточняет мысль у разных собеседников, возражает (если это поможет решить проблему). 4. Дружелюбен, корректен. Остроты, оригинальность, тонкие намеки или приятный юмор не должны переходить границу деловитости и уводить разговор в сторону. Групповое общение — это общение, с помощью которого вырабатываются общие решения и воспитывается культура речевого поведения. Структура полилога: · Начало (открытие обсуждения; вступительное слово ведущего). Может представлять собой этикетные реплики ведущего: «Все готовы к обсуждению. Начинаем». Вступительное слово ведущего может строиться по плану: тема, чем вызвана ее постановка; основная задача обсуждения; время, на какое рассчитано собрание, время для выступлений участников собрания · Основная часть (речь ведущего, диалогизированные монологи участников обсуждения, речь ведущего и т.д.) · Концовка (речь ведущего, речь участника собрания, итоговое выступление). Обсуждение темы — это центральная часть (по объему и по значению), представляет собой диалог, обмен информацией, коммуникативное взаимодействие участников группового общения.
Монологи при групповом обсуждении всегда диалогизированы, так как высказываются две-три различные точки зрения, остальные выступления либо поддерживают одну из них и опровергают другие, либо присоединяются к уже высказанным и аргументируют их. Поэтому, хотя речь участника полилога монологична, она представляет собой свернутый диалог, т.е. цепочку вопросов и ответов реальных говорящего и слушающего. Для диалогизированных монологов характерна обращенность к аудитории, которая выражается в употреблении предложений с обращениями типа «Нина Ивановна, разрешите...», «Сергей Петрович хорошо сказал, но я с ним не согласен...», предложений с выражением согласия / несогласия с тем, что уже прозвучало в выступлениях участников обсуждения; четко выраженное личностное начало (личное местоимение «я»: «я думаю», «я полагаю» и др.) в предложениях, отражающих реакцию на сказанное другими. Репликой называют краткую формулировку мысли в процессе общения; компонент коллективного мышления. Реплика в ходе обсуждения не всегда требует прямой отнесенности к адресату, хотя и относится к способам непосредственного контакта с участниками общения. Можно выделить две группы реплик: конструктивные (например, успокаивающие, констатирующие, одобрительные и т. п.) деструктивные (поучающие, уводящие от темы и т.д.). Виды полилогов: · беседа, · собрание, · диспут, · дискуссия, · игра. Чтобы организовать, а затем управлять плодотворным обсуждением, полезно заранее распределить роли между несколькими участниками общения.
Монолог Монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица. Монолог характеризуется относительной протяженностью (он может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.
Различают два основных типа монолога. · монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна прежде всего для устной формы книжной речи: устная научная речь (например, учебная лекция или доклад), судебная речь и получившая в последнее время широкое распространение устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи. · монолог — это речь наедине с самим собой, т.е. монолог может быть не направлен непосредственному слушателю (это так называемый «внутренний монолог») и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника. Монолог может быть как н еподготовленным, спонтанным, что характерно прежде всего для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным. По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая. · Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен прежде всего учитывать как интеллектуальные способности восприятия информации слушателями, так и познавательные возможности. К разновидностям информационной речи относят различного рода выступления, лекции, отчеты, сообщения, доклады. · Убеждающая речь обращена прежде всего к эмоциям слушателя. В этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. К убеждающей разновидности речи относят: поздравительные, торжественные, напутственные. · Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест. Монолог имеет определенную композиционную форму, которая зависит от жанрово-стилистической или функционально-смысловой принадлежности. К жанрово-стилистическим разновидностям монолога можно отнести · ораторскую речь, · художественный монолог, · официально-деловой монолог и другие типы. К функционально-смысловым типам: · описание, · повествование, · рассуждение. Монологическую речь различают по степени подготовленности и официальности. Ораторская речь всегда представляет собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке. Однако в определенной степени монолог — это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу, в связи с этим любой монолог может иметь средства его диалогизации, например обращения, риторические вопросы, вопросно-ответную форму речи, т.е. все то, что может свидетельствовать о стремлении говорящего повысить коммуникативную активность собеседника-адресата, вызвать его ответную реакцию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|