Способ развертывания устной речи
В отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим движением мысли, устная речь разворачивается посредством ассоциативных присоединений. Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако она имеет несомненное преимущество в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную речь и разговорную речь. Следует сказать, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Это выражается в проявлении авторского «я», личностного начала в речи с целью усиления воздействия на слушающих. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.
Письменная форма речи Письмо — это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка (и соответственно звуковой речи). Основная функция письменной речи — фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми в тех случаях, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством, т.е. находятся в разных географических точках, и временем. С древних времен люди, не имея возможности общаться непосредственно, обменивались письмами, многие из которых дошли до сегодняшнего дня, преодолев барьер времени. Развитие таких технических средств сообщения, как телефон, в какой-то мере уменьшило роль письма. Но появление факса, а в настоящее время и распространение системы Internet, которые помогают преодолевать пространство, вновь активизировало именно письменную форму речи.
С другой стороны, письмо — это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций. Функции письма: · письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, · расширяет сферу человеческого общения, · разрывает рамки непосредственного окружения. Читая книги, исторические документы разных времен и народов, мы можем прикоснуться к истории, "культуре всего человечества. Именно благодаря письменности мы узнали о великих цивилизациях Древнего Египта, шумеров, инков, майя и др. Основная единица письменной речи – предложение. Материальной формой письменной речи являются графические знаки. Историки письма утверждают, что письмо прошло длительный путь исторического развития от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звукобуквенного типа, которым сегодня пользуется большинство людей, т.е. письменная речь вторична по отношению к устной. Буквы, используемые на письме, — это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетаниями букв, и знание букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т.е. читать любой текст. Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи. Это значит, что буквы являются материальной формой письменной речи. Основное свойство письменной речи — способность к длительному хранению информации. Способ развертывания письменной речи Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает пишущему возможность продумывать речь, возвратиться к уже написанному, перестроить предложения и части текста, заменить слова, уточнить, осуществить длительный поиск формы выражения мысли, обратиться к словарям и справочникам.
В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности: 1. Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. 2. Порядок слов в предложении закрепленный, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально-делового стиля речи, недопустима. 3. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса, поэтому, как правило, письменной речи свойственны · сложные синтаксические конструкции, · причастные и деепричастные обороты, · распространенные определения, · вставные конструкции и т.п. 4. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом. Восприятие письменной речи Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п. К сложному тексту можно не раз возвращаться, вдумываться в него, осмысливать написанное, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок текста. Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, например художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете. Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста, отражающего типические особенности определенного функционального стиля. Функциональные разновидности письменной речи Письменная форма является основной формой существования речи в · научном, · публицистическом, · официально-деловом · художественном стилях.
Диалог и полилог Диалог — это разговор двух или нескольких лиц, диалог – это обмен информацией, форма общения с непосредственной обратной связью, диалог – форма речи, состоящая из обмена репликами Если кто-то из партнёров отказывается от своих реплик, то диалог превращается в монолог. Основной единицей диалога является диалогическое единство — смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. Диалогическое единство обеспечивается связью различного рода реплик (формулы речевого этикета, вопрос — ответ, добавление, повествование, распространение, согласие — несогласие). В некоторых случаях диалогическое единство может существовать также за счет реплик, обнаруживающих реакцию не на предшествующую реплику собеседника, а на общую ситуацию речи, когда участник диалога задает свой встречный вопрос. Репликипо своему объему и характеру могут зависеть от различных факторов: · личности собеседников с их конкретной коммуникативно-речевой стратегией и тактикой, · общей речевой культуры собеседников, · степени официальности обстановки, · фактора «потенциального слушателя», т.е. присутствующего, но не принимающего участия в диалоге (обычном бытовом и эфирном, т.е. диалоге на радио или телевидении) слушателя или зрителя. На характер реплик оказывает влияние и так называемый кодекс взаимоотношений коммуникантов, т.е. тип взаимодействия участников диалога — коммуникантов. Выделяются три основные типа взаимодействия участников диалога: · зависимость, · сотрудничество, · равенство. Например: 1. диалог судьи и Иосифа Бродского во время заседания суда 18 февраля 1964 года показывает отношение зависимости между участниками диалога: Судья: Чем вы занимаетесь? Бродский: Пишу стихи. Перевожу. Я полагаю... Судья: Никаких «полагаю». Стойте как следует! Не прислоняйтесь к стене. Смотрите на суд! Отвечайте суду как следует! У вас есть постоянная работа?
Бродский: Я думал, что это постоянная работа. Судья: Отвечайте точно! Бродский: Я писал стихи. Я думал, они будут напечатаны. Я полагаю... Судья: Нас не интересует ‹‹Я полагаю››. Отвечайте, почему вы не работали? Бродский: Я работал. Я писал стихи. 2. телефонный разговор клиента с сотрудником фирмы по ремонту компьютеров — пример диалога по типу сотрудничества (и клиент, и сотрудник фирмы стремятся разрешить определенную проблему совместными усилиями): - Компьютер пишет, что нет клавиатуры, и просит нажать F1. Чем нажать-то? -Так. Вы вынимали клавиатуру из разъема при включенном питании? -Да нет, просто пошевелили разъем. И что теперь? - Сгорел предохранитель питания клавиатуры на материнской плате. Привозите (Предприниматель Петербурга. 1998. № 9). 3. диалог-равенство, когда оба участника диалога ведут беседу, не направленную на достижение какого-то конкретного результата: — Тебе привет от Селуянова. Он жениться собрался. — Правда? – обрадовалась Настя. – На Валентине? — На ней. Так что готовься, подруга, подарок покупай и всё такое. Чего ты невесёлая-то? Вроде нормальная была недавно, а тут вдруг скисла. — Юр, я обратно хочу. — Куда это обратно? – нахмурился Коротков. — К вам, к Колобку. — Ну вот, здрасьте! Только несколько дней назад, как мне помнится, ты красочно и с горящими глазами живописала мне прелести аналитической работы. Тебе же нравилось, Ася. Что произошло? — Мне и сейчас нравится. Но я думала, что смогу прожить без вас и без нашей работы. А оказалось, не могу. Прямо реветь хочется. Любой диалог имеет свою структуру, которая в большинстве типов диалога, как в принципе и в любом тексте, остается стабильной: · зачин, · основная часть, · концовка. Зачином может быть формула речевого этикета (Добрый вечер! Здравствуйте!), первая реплика-вопрос (Сколько сейчас времени?),реплика-суждение (Сегодня хорошая погода), вопрос о том, возможен ли разговор (Я вас не отрываю? Вы можете сейчас поговорить?), сообщение о цели разговора. Основная часть (развитие темы разговора) сопровождается реакцией собеседника на информацию, его репликами с целью перехватить инициативу в разговоре. Следует отметить, что размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой: продолжение практически любого диалога возможно за счет увеличения составляющих его диалогических единств. На практике же любой диалог имеет свою концовку: заключительные фразы, обобщающие тему разговора, реплику речевого этикета (Пока! До свиданья! Всего хорошего!), реплику-согласие (Да, конечно!) или реплику-ответ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|