Личность Пророка Мухаммеда(с) 12 глава
Образ Имама Али(а) После того, как ушёл из жизни третий халиф, люди обратились к Имаму Али(а). Образовалось большое скопление и люди толпами направились к дому Имама Али(а) и пригласили его стать халифом. Сам Али(а) говорит: «Людей было настолько много, что Хасан и Хусейн(а) оставались под ногами». То есть очень яростно того желали люди. Как повел себя Али(а) с людьми, которые пригласили его стать халифом, как обратился с ними? Некоторые говорят, что наузубиллях, Имам Али(а) ошибся и должен был вести с ними халифат по политике. То есть должен был дарить им подарки, поощрять их различными способами, чтобы расположить их к себе, потому что они сами лично присягнули Али(а). Также говорят, что когда бы они не приходили к нему, Али(а) должен был принимать их, говоря: «Ярад, что вы пришли ко мне. Давайте я назначу вас на высокие должности, ведь вы же стали причиной того, что я стал халифом. Давайте я изберу вам своими наместниками в других городах, дам вам деньги из общественной казны мусульман и т.д.» Почему люди говорят, что Али(а) должен был поступить с ними именно так? Так как по традиции, обычно политики всегда поступают именно таким образом, чтобы люди полюбили их. Ведь Али(а) знал, что, если они будут не довольны, то не останутся спокойно в своих домах. Али(а) прекрасно знал, что, если эти люди не смогут придти к власти, - для чего некоторые из них и присягнули Али(а), что в итоге и случилось. Так вот, если они не смогут достигнуть своей цели, то непременно начнут вести борьбу, предпринимать шаги. Как они и начали битву «Сиффейн».
Али(а) знал всё это прекрасно и сейчас, люди говорят: «Раз уж ты это всё знал и предвидел, то, чтобы всего этого не произошло, ты как-то должен был с ними сжиться, угодить им». Но Али(а) не использовал эту политику, не стал идти этим методом. В тот день, как он был назначен халифом, Али(а) сказал: «В моём халифате не может быть такого наместника, как Муавия. Я не могу терпеть его несправедливость даже один день». Когда Али(а) стал халифом, Муавия был наместником города Шам - его на это место назначил прежний халиф. Даже были те, которые говорили Али(а): «О повелитель верующих! Пусть он некоторое время побудет у халифата, работает там, а после, спустя некоторое время, как-нибудь решим и эту проблему тоже. Не нужно сейчас обращаться с ним жестоко, Мы знаем, что он является твоим врагом». Но Али(а) сказал, как было упомянуто выше: «Я не буду согласен ни на один день, чтобы он был наместником. В моем государстве не может существовать и пылинки угнетения». В один из днейн Тальха и Зубейр приходят к Али(а). Али(а) встречает их, провожает в дом и продолжает свои дела. Они видят, что Али(а) что-то пишет и перед Али(а) стоит свеча. Али(а) спрашивает их: «Вы пришли по какому-то личному делу? Они отвечают: Да, по личному. Затем Али(а) потушил эту свечу и зажёг другую. Тальха и Зубейр спрашивают Али(а): В чём была причина того, что вы зажгли другую свечу? Али(а) отвечает: Я был занят государственными делами и эта свеча куплена из государственной казны, сейчас же, когда вы пришли ко мне по личному вопросу, то я не могу воспользоваться свечой из бюджета мусульман. А эта свеча моя собственная. Тальха и Зубейр с удивлением смотрят на друг друга и ничего не говоря, прощаются с Али(а). По дороге они говорят друг другу: Мы пришли к нему обсуждать миллионы, решать судьбу города, кого ему и как поделить, а он говорит нам о свече».
Эти двое очень разбогатели во времена трёх халифов. Говорят, что у них было насчитанное число жён и рабов, очень много имущества и богатства, а сейчас, когда Али(а) стал халифом и сказал: «Я верну всё незаконно заработанное в бюджет мусульман», то естественно, что они не будут сидеть, сложа руки, а будут недовольны всем этим и сделают восстание. Али(а) знал всё это, но почему он поступил так, как поступил? Находятся такие, которые говорят: «Али(а) был хорошим человеком, но в политике он не разбирался». Смотрите, как отвечает на это Али(а): «Клянусь Аллахом! Если бы у меня не было богобоязненности, то вы бы увидели, что самым лучшим политиком среди арабов был бы я. Если не приказ Аллаха, то вы бы узнали, как я знаю все пути в этом деле, но я являюсь рабом Всевышнего». Его Светлость Али(а) мог бы воспользоваться всеми хитрыми путями, но тогда, какая была бы разница между Али(а) и Муавией? Тогда не было бы написано большое количество томов о справедливости Али(а). Если Али(а) поступил бы именно так, как об этом говорят другие, тогда любовь к Али(а) не существовала бы в наших сердцах. Тогда Али(а) остался бы в памяти других таким же, как и другие халифы. Тогда мы не узнали бы об истинности Али(а). Почему люди обиделись на Али(а), стали ненавистны и последовали за Муавией? Потому что тоже хотели некоторую часть богатства, так как уже привыкли за многие года. И те, которые видят только внешнюю сторону всех событий, говорят, что «Али(а) должен был поступить также, как и другие. Он не должен был делать людей недовольными собой. Говорят, что он должен был воспользоваться нечестными путями, чтобы тем самым люди остались и шли к истине». Али(а) всегда следовал истине путём справедливости и правды. Али(а) своими действиями донёс до людей истину. Потому что только честными путями можно донести до людей истину. Да, хоть Али(а) потерял своё правление, но зато поступил по справедливости. Али(а) не стремился к власти - вот в этом и есть разница между Муавией. Власть, построение государства - в глазах Али(а) и всех 14 непорочных является лишь посредством для того, чтобы донести до людей истину, открыть всем пути к принятию истины.
Наверное, очень часто слышали. Оказывает влияние всякий раз, когда слышишь. Эта ситуация произошла когда Али(а) был халифом. Ибн Аббас рассказывает: «Я подошел к палатке Али(а) и увидел, что Али(а) подшивает свою одежду. Он подшивал все места, которые были порваны. В хадисх передано, что у Али(а) было настолько много порванных мест, что от заплат на одежде не было живого места. Ибн Аббас смотрел как Али(а) всё это подшивал, а после того, как Али(а) закончил подшивать, он сказал Ибн Аббасу: Какую ты цену дал бы за них? Ибн Аббас ответил: О повелитель верующих, они не стоят даже одного дирхама. Если ты пойдешь на базар, то их никто не купит. Али(а) сказал: Клянусь Аллахом, быть правителем для меня над вами, ещё менее значимее, чем цена этой одежды. Конечно, для меня быть над вами повелителем лучше и ценнее, чем эта одежда, но только в том случае, если можно будет осуществить истину, справедливость и не будет вражеской стороны. Я принял приглашение стать халифом только для того, чтобы показать людям истину. Именно это является образом Али(а). Так как он не отошел от своих убеждений, двигался по своему мышлению, потому у Али(а) и стало столько врагов. Да, верно, что Али(а) не смог продержаться у власти, но он смог выполнить свою поставленную цель. У него получилось донести истину до людей. Прошло 1400 лет и сейчас люди понимают, оказывается, победителем был Али(а), а проигравшим оказался Муавия. Пусть халифат захватил Муавия, но в вопросе значимости, ценности действий - выиграл Али(а). Имя Али(а) осталось в сердцах верующих, а такие, как Муавия ушли с памяти людей. Такие всегда были и будут. Их жизнь не оставила никакого следа в истории, не оказала никакого влияния на сердца людей. Да, они смогли оставаться у халифата, но Али(а) мог донести до людей истину праведными путями. Али(а) смог донести чистый Ислам в таком сложном периоде. Он смог воспитать людей с правильным мышлением, верным пониманием божественного замысла, хоть их было очень малое количество, но были такие храбрые верующие, как Худжр, Мейсам и др. Они на самом деле были очень крепкими и сильными в вере. Поистине, в истории нет подобных им личностей.
В один из дней Амр ибн Хамик подходит к Али(а) и говорит: «О мой повелитель, я пришел к тебе не из-за того, что вы стали халифом, тем самым получить должность рядом с вами или попросить денег, но я пришёл к вам, так как Сам Всевышний Аллах сделал подчинение вам обязательным. Я пришёл не ради мирского, а потому что у меня есть любовь к вам. Клянусь Аллахом! Если вы прикажете снести горы с места, то так я и сделаю. Если ради вас мне нужно будет до конца своей жизни вести борьбу с врагами, то я буду это делать. Так как на моих плечах много ваших прав. Когда Али(а) слышит эти слова, то радуется, и обращается к Аллаху с молитвой: «Было бы сотня подобных тебе». Из данного случая понимаем, что для Али(а) важно было не количество, а качество. Наиболее значимее то, что их было несколько, но он смог воспитать таких людей. Ему нужно были вырастить таких людей, которые станут примером для всех остальных. Мейсам, который в трудные времена говорил про достоинства Али(а), при этом зная, как в итоге с ним поступят. Знаете, насколько было трудно говорить в те времена об Али(а)? Это означало бросать себя к смерти. Везде, где бы не бывал он, всегда говорил о достоинствах Али(а). Случается очень интересная встреча Мейсама и Хабиб ибн Мазахира. Хабиб Ибн Мазахир - это один из мучеников Кербелы, возможно, даже самый первый. Мейсам смотрит на Хабиба и говорит: «Я вижу человека, который в скором времени будет запачкан кровью ради внука Пророка(с). Хабиб отвечает Мейсаму: Я вижу человека, которого вешают с дерева, отрезают ему язык и разрывают стрелой живот». То есть они друг другу рассказывали исход своих жизней. Потому что Али(а) сообщил Мейсаму: «Когда тебя повесят на финиковое дерево, разрежут тебе язык, засунут в живот стрелы, то каково будет твое состояние? Мейсам не ответил, а наоборот задал вопрос: О Повелитель правоверных, когда меня убьют, я умру, будучи мусульманином?» То есть, для него не важно, каким видом смерти он умрёт, а важно то, что будет ли он мусульманином, умрёт ли верующим. На финиковое дерево повесят, язык разрежут - для истинного верующего это совершенно не имеет значения. Али(а) ответил: да. Затем Мейсам сказал: В таком случае, я буду рад такой смерти. Затем Али(а) сказал ему: Тебя будут пытать, чтобы ты заговорил против меня, ты сделаешь это? Мейсам ответил: Клянусь Аллахом, я не сделаю этого никогда. Али(а) сказал: Знай и будь уверен, что в раю ты будешь находиться рядом со мной. Я обещаю тебе это.
В один из дней Али(а) хотел начать молитву, и когда собирался сказать такбир (Аллаху Акбар - Аллах Велик), к Али(а) в этот момент подходит некая женщина и говорит: «У меня есть к вам дело. Али(а) останавливает молитву и спрашивает: Какое у вас ко мне дело? Женщина говорит: твой наместник, которого ты назначил для нас руководителем, причиняет к нам зло и несправедливость. В хадисах передано: Когда Али(а) услышал, в этот миг из его глаз потекли слёзы и он поднял к руки к небесам и сказал: О Аллах, будь свидетелем, что я назначил их не для того, чтобы они причиняли несправедливость людям. Затем Али(а) пишет письмо и освобождает того наместника из должности. Этот случай показывает нам, что общественное воззрение Али(а) было таким, что он всегда поступал по справедливости и истине.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|