Бесформенный Безусловный Брахман
В Ведах сказано, что Сознание, или Праджняна, – это Брахман. «Я», тот, кто обладает «я», иллюзорно. То, что существует без какого‑либо усилия, есть Сознание Брахмана, или Праджняна Брахман. Переживание Бытия без его описания словами – это Брахман. Если в нем присутствует концепция «я являюсь кем‑то», то это воображаемый призрак. Именно его следует называть «мной» и следует отбросить. Когда он уйдет, работа окончена. Нет необходимости отправляться куда‑то, чтобы увидеть, что такое Брахман. Осознания, что «только Он есть», достаточно. Это и есть Брахман. Однако, чтобы «познать» Его, в уме создается некий дополнительный фактор. Для того чтобы «знать», интеллект должен создать что‑то отдельное. Для того чтобы «знать», интеллект воображает двойственность, но все воображаемое не является «Тем». Ум и интеллект подобны непрерывному нисходящему потоку, текущему из «Того». Когда поток выходит из «Него», он не может знать тот изначальный резервуар, из которого он сочится. Вот почему искатели (садхаки) стараются сдерживать ум и интеллект, так чтобы та утечка прекратилась. Например, имеется огромная емкость воды, и в ней есть маленькая дырка. Вода вытекает из той дырки. Та вода, которая уже вытекла, не может обернуться назад, заглянуть в дырку и узнать, что емкость полна воды. Как только вода начала течь, она забывает, что является частью воды, которой наполнена емкость. Когда она уже вне емкости, всякая информация о емкости забыта. Вот почему вам следует контролировать ум и интеллект. Не давайте им растекаться. Вам надо остановить их склонность бесцельно стекать в иллюзию. Это вам настойчиво повторяется. Ум и интеллект не могут этого понять. Когда ты отбрасываешь всякую привязанность, все есть Брахман. Следует перестать принимать во внимание то, что говорит ум. Не надо следовать за умом. Не привязывайтесь к тому, что говорит ум. Ум – это нечто падшее. Ум все интерпретирует соответственно собственным прихотям и, пока течет, страдает от этого смешения счастья с несчастьем. Вам следует оставить ум с его интерпретациями. Как вам это сделать? Люди оставляют дома, рвут на себе одежду и стараются быть монахами – но даже после того как они это сделали, их привязанности не отброшены. Когда продолжаешь владеть тем, что решил выбросить, как можно стать монахом?
Тот, кто осознает через день, стоит на прямом пути полета орла (путь птицы), а тот кто осознает после многих дней, стоит на медленном пути муравья. Когда всякая привязанность отброшена, то, что остается, есть Брахман. Если вы это испытаете, то будете счастливы. Так что же это за привязанность, которую надо отбросить? Это значит, что отбросить надо чувство «мое», «мне». «Я» есть ощущение «меня». Это ощущение отдельного «меня» является состоянием индивидуума, дживы. Когда ты говоришь: «Меня нет», – индивидууму приходит конец. Когда ты на самом деле увидел, что тебя нет, нет необходимости ни в средствах, ни в цели. Когда индивидуум (джива) пропал, только Бог (Шива) остается. Значение конца дживы в том, что кончается «я». Ты увидел, что ты не существуешь. Есть утвердившееся осознание, что во всем теле от макушки до пяток тебя нет. Даже после такой убежденности все еще существует переживание тела и Сознания. Но теперь это переживание имеет природу легкого осязания. Это не что иное, как легкое прикосновение сознания, Шивы. Это значит, что Сознание касается или одушевляет покров, который является телом. Это простое ощущение, которое наиболее естественно. То, что называется «Шива», – это качество Чистого Сознания. То, что лишь воображаемо и не имеет основы подлинного переживания или наблюдения, называется невежеством. Неверное понимание того, что рождено как тело, и принятие его за «меня» есть самая суть состояния дживы, которое является невежеством. Это ложное знание. Когда фактом является одно, а вы думаете, что другое, – это ложное знание. Неведение означает «не‑знание». Когда вы «знаете», понимаете, это знание. Получив знание, устраняешь неведение, а «Абсолютное Знание» устраняет знание. После этого вам не нужно учиться. Вы просто чистый Брахман. «То» является очевидным переживанием. Хлеб, который уже испечен, не нужно печь еще раз. Вы не варите рис, который уже сварен.
Слово «Свайамбху» становится Шамбху (Шива), если слегка изменить произношение. Тот, кто является Шамбху, есть Свайамбху, Единосущный в Себе. Даже если тело очищается принятием омовения, Самость этим процессом не очищается. Брахман уже чист. Зачем вы пытаетесь искупать его? Тигру посоветовали сначала принимать омовение, а уже потом убивать животных. Он последовал тому совету и чуть не умер от голода. Мудрец сказал ему: «Ты не следуешь своей «религии» (естественному поведению) и потому голодаешь». Если «такой» Брахман делает много ненужного и неверного, все идет наперекосяк. Так что не делайте ничего. Говорят, что Господь Шива покинул свое обиталище на горе Кайласа и ушел на кладбище, где осознал Себя. Вы Параматман. Наслаждайтесь собственным блаженством. Другие будут очищаться, просто взглянув на вас. Вы обнаружите, что всякому вашему действию сопутствует успех. Оставайся там, где находишься. Коль скоро ты царь, не надо чистить туалеты. Оставайся сам с собой, полностью осознавая собственное Бытие. Ты ни к чему не привязанный Самосущий Параматман. В твоих интересах увеличить собственную силу. Сила этого Знания (видьи) такова, что можно сотворить новую вселенную. Этим Знанием пользовались Цари. Царские Учителя прошлого не передавали его другим. Поскольку те Учителя были приставлены только к царям, они зависели от царей. Подлинного святого это не заботит. Это йогическое Знание (Знание Единства) огромно. Господь Кришна наслаждался его славой. Без сомнений, это нечто великое – обрести состояние Брахмана, но еще более великим является наслаждаться им. Но, увы, никто им не наслаждается. Какая нужда в средствах, когда цель уже достигнута? Ты есть изначальный вечно существующий Брахман! Выброси идею вымышленной личности. Ты существуешь, не будучи вымышленным. Те, кто претерпел безмерные страдания и даже встретил смерть во имя духовности, не умерли, отбросив «я». А люди понапрасну умирают каждый день, делая в своей жизни кучу бесполезной тяжелой работы, но они не наслаждаются Славой и Величием Брахмана.
Тот, чья гордость ушла, автоматически становится Брахманом. Это самадхи без пульсации мысли. Это называется незатрудненным ненарушаемым самадхи. Хоть с качествами, хоть без качеств, существует только Брахман. Больше ничего нет. Человек безо всякой необходимости уцепился за несколько ложных концепций. Брахман повсюду один и тот же, один и для царя, и для нищего, для мужчины и для женщины. Неправда, что Брахман брахмана чист, а Брахман шудры нечист. Все когда‑либо существовавшие садху святые, мудрецы, монахи и даже Веды поют хвалу только Тебе. Весь мир поклоняется только тебе. Махадэв (Шива), Вишну и все другие боги приходят, чтобы поклониться Тебе и слиться с Тобой. Для них нет другого места. Для всех существует только одно место отдохновения. Для всех местом отдохновения является Параматман, твоя Сварупа (Истинная Природа, буквальный перевод слова «сварупа» – истинная форма). Брахма, Вишну и все боги возносят хвалу только этому Богу. Вся Вселенная, Пракрити – слуга этого Бога. Она делает все возможное, чтобы удержать его в хорошем настроении. Вся Слава принадлежит Ему. Бог Всемогущий – это Он. Поэтому Веды кричат во весь голос, что они очищаются от взгляда Святого. Все Величие принадлежит Богу (Шиве), а вся нищета индивидууму (дживе). Между Гуру и его преданным есть только Единство. Нет никакой разницы. «Есть только Один и нет другого», – утверждается в Ведах. Если вы не постулируете исходное условие (есть только Один), следствие (нет другого) не очевидно. Сначала нам приходится узнавать то, что ложно, и оттуда нужно найти то, что истинно. Для этих целей были даны определения, или характеристики, четырнадцати Брахманов. Квинтэссенция пяти элементов называется вездесущим Брахманом. Качество свидетельствования – это только один из аспектов Брахмана. Это обладающий качеством Брахман. Писания говорят следующее: «То, что постоянно, Брахман, то, что не постоянно, иллюзия (майя)». «Наполняющий все Брахман» непостоянен. «Свидетельствующий Брахман» тоже непостоянен. Брахман, обладающий качествами, непостоянен. Брахман Энергии Жизни, или Чайтанья‑Брахман, также непостоянен[21].
Все то, у чего есть «имя», не имеет основы. Это ложно. Все имена ложны. Много разных имен используется, чтобы указать на свободный от атрибутов Брахман, Ниргуна Брахман. В Брахмане нет блаженства, значит блаженство тоже ложно. Отождествление с Брахманом тоже ложное имя. «Неописуемый» – вот слово, которое используется, чтобы указать на него, но и оно тоже ложно. Правильно вовсе не говорить о «Том». Слово «унмана» используется для обозначения состояния, в котором нет ума. Тревожность поглощена, и ум растворен. Сущность, которая говорила «я», была умом. Когда структура (ум), которая находилась на «Вещи в Себе» (Сознании), уходит, то, что остается, и есть Естественное Состояние. Он остался как был. Проявленная Самость (Атман) и бесформенная Самость (Шиватман) остались едины. Те, у кого есть переживание самих себя, знают это. 29.09.1935
Видение Реальности
Что же это такое, то, что называется Самостью, Реальностью? То, что не воспринимается, и есть Реальность. То, что знает все вещи, и есть Брахман. То, что функционирует с помощью интеллекта, это индивидуальное сознание, джива. Она понимает через интеллект. Брахман нельзя разрушить. Истина его Реальность. На этой основе появляются все остальные вещи. Реализованный, или джняни, смотрит на Реальность. Все, что есть, возникает на основе Реальности, и все, что появляется, исчезает, поскольку в его природе исчезать. Существование Реализованного не кажущееся. Оно не возникает и поэтому не разрушается. Оно не сойдет на нет. Это понимается через собственное внимание. Нет необходимости ни в каком усилии, чтобы понять это. Реальность, твоя истинная Природа (Сварупа), естественна. Ее нельзя сломать или разрушить. Вся Вселенная появляется в «Том». «То» называют Брахманом. Солнце иногда называют такими именами, как Дива‑кара и Бхаскара. Еще солнце называют Сурья Нараяна. Его природа яркость, благочестие, сотворение дня и божественное качество (свет). Под «светом» понимается то, что просветляет все. Под светом понимается интеллект, который познает. Кто есть Бог? Бог это тот, кто видит все. Солнце важнее той материальной вещи, которую оно освещает, но поскольку наш глаз познает солнце, глаз важнее солнца. Ум познает глаз. Кто познает ум? Интеллект познает ум, но Тот, кто познает интеллект, не познаваем никем. Он светится собственным светом. Глаз не знает сам себя. Солнце не знает самое себя. Самость (Атман) знает других и знает Себя. Вот почему человек, который спит, просыпается сам. Иначе кто его разбудит? Атман всегда пробужден. Нет нужды в ком‑то другом, чтобы пробудить Его. Он светится собственным светом, придавая божественность Богу и яркость солнцу. Атман – тот, кто расставляет всех по местам и делает всю работу. Он не освещается ничем. Все освещено и воспринимается только Атманом. Достаточно однажды узнать Его. Пытаться познать Его снова – это полная глупость. Глаз не может увидеть себя. Кто еще осмелится познать Бога? Тот, кто думает, что кажущееся реально, оскорбляет Параматман, а тот, кто оскорбляет Параматман, жалок, потому что он думает, что видимое это Бог. Он думает, что Параматман – это тьма неведения, и становится преданным тому, что предстает перед чувствами.
Забыть Реальность – это первый грех. Поэтому мы и функционируем в плоскости видимого, познаваемого, выставленного напоказ. Ошибка в том, что реальность позабыта в самом начале. И таким образом, индивидуум (джива) с уважением относится к тому, что кажется, и переживает множество бед. Атман таков, какой есть, вечно светящийся. Это на его поверхности распознаются и воспринимаются все внешние проявления. Поскольку это именно Он, тот, кто знает других, Он есть всегда, всегда существует. Он вне всяких внешних проявлений. Он, тот, кто знает, превосходит все остальное. Он контролирует все возникающие объекты. То, что можно увидеть, – это объекты, а объекты по природе своей уничтожимы. Объекты чувств воспроизводятся сами собой. В этом вредоносная природа таких объектов. Тот, кто принимает их за реальное, делается несчастным. Если ты упорствуешь в погоне за объектами чувств, ты наверняка будешь несчастным, потому что ты будешь видеть только то, что «видимо». Если ты видишь глазами «Внутреннего Переживания», Он (Атман) повсюду, внутри и снаружи. До сих пор никому еще не удавалось показать, что такое «Наблюдатель». Также как небо, или пространство, есть во всем и в каждом, Он пронизывает все, наполняет собой все. Только Он пребывает во всем в этом мире. Все различия только из‑за эго. Смотрите, какая странная вещь случилась! Бога принесли в жертву козлу. И в этом случае различие видит только эго. Различия означают то, что видна разделенность. Там, где существует только одно, видно два. Показать существование двух – это создать различие, где одного сделали собственником, а другого рабом. Однако тут есть один фокус. Тот, благодаря чьей энергии переживание имеет место, благодаря кому переживается тотальность Вселенной и кто является сутью самого переживания этого космоса, был сделан рабом. Тогда как эго, которое по сути дела не существует, стало воображаемой сущностью. А истинный «Переживающий» был поставлен под угрозу его потенциальной смерти. Его приговорили к наказанию. Так его сделали козлом отпущения. Ложная сущность стала «богом», но ее «божественность» была отсечена советом Садгуру. Этого «бога» принесли в жертву козлу (двойственность была рассеяна), и Истинный Бог был восстановлен в Своей Божественности. Он есть Бог Самосущный. Такое было видимое чудо. Демон – это тот буйвол, на котором едет верхом бог смерти Яма. Все те, кто держится за свое физическое тело как за «я», являются такими буйволами. Яма ездит на них. Яма – это наказание, Яма – это печаль, Яма – это смерть, а смерть – это страх. Очевидный страх испытывают те, кто держится за телесный эгоизм. Даже та сущность, которая говорит: «Я есть Бог, я есть Брахман», – это то же самое эго. Когда Параматман говорит: «Я есть», или «У меня есть переживание», или «Я стал Реальностью», – это тоже эго. Эго, ощущение «я» претерпевает изменения внешней формы. Это энергия желания наслаждаться. Она настолько искушена в этом, что пытается обмануть даже Бога. Она меняет форму и характеристики очень быстро и ловко, но никуда не отклоняется от своего желания, от вожделения наслаждаться. Это легко обманывает даже так называемых великих благочестивых мудрецов. Оно порабощает даже воинство богов, возбуждая в них желания. Подчиняется оно только тем, кто пребывает в собственном Истинном Бытии, всегда готовым отвергнуть любые отвлечения ума. Это невозможно понять никак иначе, кроме как с помощью тонкого проникающего исследования. Тогда как энергия эго основана на концепциях и воображении, Реальность не ставит перед собой никаких целей. Никакое воображение не сможет измерить необъятность Реальности. Это означает, что концепция «я» не может познать природу Реальности. Она не способна узнать, какова ее протяженность, размеры, откуда она взялась и где находится, структуры, которые она наполняет собой, и т. д. Ощущение «я» всегда незаконченное, ограниченное и развернуто вниз. До тех пор пока оно развернуто вниз, оно продолжает расширяться, но когда оно поворачивается вверх и отваживается объять необъятное, оно само собой растворяется, и, таким образом, не в состоянии обнаружить конец бесконечного. Все четыре стадии речи: пара, пашьянти, мадхьяма и вайкари – разрушаются в Реальности. Кому там разговаривать? Кому там говорить о чем‑то? Если об этом сказано, то это не Реальность. Сказать, что «я есть Брахман», не значит быть Брахманом. Он таков, какой есть, вне речи. Он есть, но Он не говорит, а это значит, что Он существует до произнесения любого слова. Он прежде любого переживания, которое вырисовывается, а это значит, что Он был здесь прежде осознания опыта тела, и продолжает существовать даже в осознании тела. Он начал говорить и использовать другие органы чувств, поскольку имелось переживание тела, но даже тогда Он один и тот же. Когда тела уже не будет и, может быть, останется только несколько слов, и потом, когда даже те слова исчезнут, он все еще будет, и будет таким, как был. Тело пришло и ушло – в Реальности ничего не добавилось и не убавилось. Ощущение эго, которое имеет опыт ограниченного тела, это единственное, что кажется неверным в Реальности. Когда это понято, все становится на свои места. Реальность существует, даже если я говорю, что Ее нет. Она не меняется. Даже если про нее многое можно сказать, она остается как есть, всегда остается как есть. Природа Брахмана не меняется. Реальность, которая есть, не меняется. Она всегда только «То», что бы вы о ней ни говорили. Если вы используете плохие слова, все они просто имена Господа Шивы. Несравненный, тот, которому нет равных, тот, для кого не существует второго, – относится только к Нему. Это «То», что распределено равномерно повсюду. Мы есть «То» и не что иное. Если поцелуешь собаку, поцелуешь Брахман. Собака тоже Брахман. Удерживать Шиву в состоянии Шивы – это самадхи. Тот, кто удерживает Брахман как Брахман, мудр. Как можно назвать туалет Брахманом? Как можно назвать чью‑то жену Брахманом? Такой вопрос возникает только через отождествление с эго. Если вы это видите физическими глазами, то это иллюзия, то есть незнание Истинной Природы. Если вы видите «внутренним зрением», это Брахман. Рвать листья тулси (священное растение в Индии) грех, но подносить их – деяние благоприятное! Что бы ни говорили писания, для действительно мудрого это не имеет значения. Короче говоря, тот, кто не знает самого себя, великий грешник. Самость естественным образом есть то, что она есть. Качество бытия Самостью – это не обладание Самостью. Это значит, что ощущение «меня» не является Самостью. Ощущать «То» и «я» как разделенное не верно. То, что существует только Одно, – вот это верно. Не существует никого другого, поэтому нам не следует использовать «я». Чистое восприятие или то, что переживается безо всякого усилия, – это правильно, но сказать это значит подразумевать некий объект и «я», которое его переживает. Этого следует избегать. Только Самость является признаком отрешенности. Привязанность означает «в компании с кем‑то другим». Непривязанность значит, что нет ни компании, ни другого. Компания и есть «другой». Это подразумевает двойственность. Товарищ – значит вместе. Непривязанный значит не с «другим». Самость едина, единственна и непривязана. Это признак нужного опыта. Тот, кто понял, удовлетворен. Он замолкает. Тот, кто правильно понял, не сомневается, у него в этот момент нет никаких жалоб и нет нужды в дальнейших разговорах. Когда нет недовольства, какая необходимость в разговорах? Тот, в ком есть недовольство, обязательно заговорит. Тот, чье недовольство ушло, остается безмолвным. Безмолвие устраивает «великих». Больше не осталось причин для разговоров. «Я это знаю», – неверное утверждение, поскольку нужда в словах исчезает. При описании Брахмана все прилагательные сопровождаются приставкой «не‑». Есть поговорка, что язык того, кто говорит, нужно разрезать надвое. Понятно, что никакая речь не возможна с раздвоенным языком. Эта поговорка используется, чтобы указать на то, что невозможно произнести ни слова. Это значит, что невозможно произнести ни слова, чтобы описать совершенное. Говорят, что «язык священного змея, на котором возлежит Господь Вишну, раздвоен», потому что Реальность невозможно описать. Словами нельзя выразить Реальность. Язык оказывается бесполезным. Веды прекратили попытки описать это «нети, нети» (не то, не то). Слово «Шрути» (Веда) означает «знание, которое получено после слушания». Прослушав что‑то, решаешь: «Это так». Нечто принимается как истинное, но это не Знание, рожденное в результате подлинного переживания. Логическое заключение – это не Знание Себя и не Непосредственное Осознание. То знание, которое постулируется в Ведах, считается истинным, предполагается, что именно так и есть, но просто поверить в эту концепцию не является Знанием Себя. Что такое Знание Себя? Осознавать всем нашим существом, действительно ощущать это внутри как нашу Самость – это и есть Знание Себя. «Не другой» значит, что в этом состоянии нет переживания «другого». Знание Себя – это не чье‑то чужое знание. Самость – это состояние Реальности, природа реальности, наслаждение Реальностью. Какой смысл отстаивать свою твердую позицию, когда ты Осознал Себя? Самартха Рамдас говорит: «Я ложен. Все мое ложно. У меня нет ни места, ни статуса». Все обманчиво. Проявление (Пракрити) говорит. Это вводит в заблуждение. Бесформенное (Пуруша) тоже обманчиво. Так что и оно отвергается. Пракрити и Пуруша искусственны, ложны. Они бесполезны, нереальны. Даже их имена ложны. Оттуда, где ничего не осталось, неправильно говорить: «Я узнал». Может быть, вы и знаете, тут нет ничего неправильного, но не говорите: «У меня теперь ничего не осталось», потому что в остатке все еще имеется «я». 30.09.1935
Экнатх Бхагват
Видехи Джанака (Джанака – имя древнего царя; видехи означает, что, будучи в теле, он был вне тела) спросил: «Что это за майя, которая так страшна? Пожалуйста, скажи, как можно от нее освободиться?» Мудрец Антарикша сказал: «Твой вопрос лишен смысла, потому что ты спрашиваешь о том, чего нет. То, чего нет, свело с ума весь мир. Все это иллюзия. Весь мир погружен в эту иллюзию. Время, знак зодиака, имя и т. п. – все это дети бесплодной женщины, и нет смысла об этом спрашивать». И вы спрашиваете о том же. Такова иллюзия. Разве можно размозжить голову своей тени? Сноха бездетной женщины родила сына. У жены Бхишмы (который никогда не был женат) появилось грудное молоко. Ветер нужно отнести на мельницу и перемолоть в муку. Внуки евнуха пошли прятаться в дом, куда прячется солнце. Те, кто верит в подобные вещи, могут считать иллюзию реальной. Иллюзия – это значит, что всякие действия, которые мы выполняем, все, что мы испытываем, все события и даже мы сами лишены смысла. Смысл майи в том, чтобы доказать, что все переживаемое в двойственности ложно. О том, что такое майя, сказано в Ведах и говорил Гуру. От вас зависит, воспринимать сказанное или нет. Вкратце майя значит «то, чего не существует». Майя, которая говорит «я», – это величайшая иллюзия. Не понимать – это майя. Майя значит просто неведение или неверное понимание. Неверное понимание ведет к дезориентирующим результатам. Вам нравится кормить тело, потому что вы говорите, что являетесь телом. И майю вам нравится считать реальной, хотя это только неведение. А что же еще? Индивидуум, джива, который является обезьяной, не готов отбросить свое ограниченное существование в качестве дживы, если с ним не случится какое‑то великое потрясение или перемена. Только пережив великие несчастья и бедствия, он действительно начинает ощущать, что все ложно. Тогда он знает, что мирские вещи не наполнены настоящим счастьем, тогда он приходит к пониманию, что такое майя. Майя сама говорит, что ее нет и не будет. Майя означает неверное знание (или не‑существование). Знание, или видья, двусмысленно. Причина майи – заблуждение. Древо майи растет, поливаемое водой заблуждения. Глупость – его ветви, а чувственные удовольствия – его плоды. Брахман и бхрама имеют совсем небольшую разницу в написании. «Бра» и «бхра». Бхрама – это иллюзия. Только из Реальности Брахмана берут свое начало все эти неисчислимые побеги. Объекты чувств, как веревкой, привязаны желанием. Юность желания в ощущении «я». Жемчужины из вод миража нанизываются на нить, чтобы приковывать внимание. Самоцвет с головы змеи, которая оказалась настоящей, а не веревкой, вынут и нанизан на нить. Майя дала рождение эго, своему первенцу. «Мое» и «привязанность» – это другие ее дети. «Моха», или привязанность к телу – это ее зять, проживающий у нее в доме. Зять (джавай) – это тот, кто бесполезен (вайя). Какой же, в конце концов, смысл во «всем этом»? Смысл в том, что «все это» ложно. Майя носит наручники определения и сомнения. Эго, джива, пляшет под мелодию звона наручников. Зятю дан ум как приданое. Майя единолично хозяйничает на просторах трех качеств (гун). Ложная природа майи такова, что она оказывает воздействие на несведущего. Как мы можем говорить, что она действительно существует? Если смотреть внутренним взглядом Знания, ее здесь вообще нет. Как можно говорить, что она есть? Мы не можем сказать, что она есть. Для того чтобы выйти за границы этой майи, многие отрастили себе длинные волосы и подверглись испытанию огнем. Они не знают панчак‑шари мантру. Эта мантра показывает, что майя такова, что о ней не следует спрашивать. Она неописуема. Не следует использовать слова для ее описания, поскольку она не вмещается в них. Ее не существовало в прошлом и не будет потом. Думать, что этот мир реален, – майя. У Вед спросили, что такое майя? Они ответили молчанием. Что можно сказать об истоках реки в мираже? Ее исток в невежестве дурака. В Знании ее конец, она появляется, потому что мы что‑то себе представили. Мы слышим собственные шаги и оборачиваемся, чтобы узнать, кто идет за нами. То, о чем человек думает, что себе воображает, то для него и верно. Здесь он запутался, там испугался. Все это игра воображения. Изначальное воображение называется изначальной иллюзией, или муламайей. Когда человек забыл, принял ее за правду. Майя значит «я, мне». Ложная концепция о нас, которые здесь находятся, это чудовищная ошибка и ничего больше. Когда небольшой комочек хлопка кладут под увеличительное стекло, и сквозь стекло проходит луч солнца, хлопок загорается. В пяти элементах нет этой ложной концепции. В Чистом Брахмане «меня» нет. Мирская жизнь начинается в цепях эго. Это «я» есть что‑то среднего рода. Концепция из ничего создает призрак, и только через концепцию он исчезает. Мы что‑то создали с помощью собственного воображения, попробовали привести это в порядок, а когда ничего не получилось, испугались. В теле нет мирской жизни, нет ее и в Самости. Желание и телесное эго создают ощущение, что мир существует. В сновидении короткий пятиминутный период может вместить в себя длительный отрезок жизни. Когда кто‑то находится в глубоком сне, ни сновидений, ни ощущения жизни наяву нет. Там наслаждаются своего рода блаженством. Там есть Самость, и тело тоже там есть, но там нет эго. Рождения и смерти тоже нет. Как только Самость забыта и появляется на свет «я», это заставляет нас видеть и переживать рождение и смерть. Вовлеченность в мирскую жизнь делает жизнь чрезвычайно трудной, и очень трудно из этого выбраться. Тот, кто «становится» чем‑то, обманут майей. В индивидууме набирает силу жажда чувственных удовольствий и, как следствие, возрастает энергия и могущество майи. Говорят, что нельзя касаться образа Ганапати (Ганеши), прежде не приняв омовения. Но кто может с достоверностью утверждать, что маленький сын горшечника не написал в глину, из которой потом был вылеплен идол? Короче говоря, поскольку у дживы есть руки и ноги, они обязательно начнут расти. Однако если их нет или если они с самого начала были сломаны, как их можно сломать? Как может существовать какое‑то разрушение? Есть еще другой пример: человек дает один пайс (сотая часть рупии) в качестве милостыни, надеясь, что в будущем это принесет ему сто. Это полное невежество. Это в характере майи. Обнаружить что‑то и использовать какие‑то средства, чтобы от этого избавиться, – это похоже на деяния привидения. Оно разрушается только при помощи советов и учения Садгуру. Дела, совершаемые во сне, настоящие или нет? Разве есть шанс узнать, в какое время и как происходили события, увиденные во сне? Как можно разузнать о том, что ложно? Был такой город, который никогда не строили. К кому обратиться с вопросом, почему город не построили? Бессмысленно проводить подобные исследования. Вы должны понять, что майя это только воображение. Все, что появляется, ложно. Все как сон. Для тех, кто принимает майю за нечто настоящее, очень трудно выйти за ее пределы. Многие говорят: «Это случилось вот так» или «Я сказал то‑то и то‑то, а потом пробудился». Если кто‑то постоянно произносит, что «я есть», они под этим подразумевают «я все это сделал». В тот момент, когда я называю себя счастливым или несчастным, я не пробужден благословением Садгуру. Говорите: «Я освобожден, знание возникло Милостью Садгуру». Иначе вы думаете, что майя подлинна и реальна, и ловитесь в цикл рождений и смертей. Сказать, что «я есть тело», означает рождение через матку, но сказать «я есть Брахман» значит быть полностью вне этого процесса. Тот, кто так говорит, является сыном Гуру (гурупуртой). Иметь ощущение «я» в Брахмане это быть индивидуумом, дживой. Но когда «я» есть ничто, тогда все Брахман. Нам следует рассмотреть, как же устроено «я». Если «я» никак не устроено и у него нет формы, оно автоматически признается ложным. Когда «я» ушло, уходит весь мир, потому что весь мир вместе с «я» иллюзорен, ложен. Поэтому говорят: «Когда мы умираем, весь мир проваливается в ничто». Тот, кто отбросил ощущение «я», подлинно узнал Брахман. 01. 10.1935
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|