Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Десницкий А. Благая весть слепорожденных //Фома. 2009. Спецвыпуск «Год равных возможностей». С.19-23




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ ПО КУРСУ

«НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ»

Для студентов очного отделения, обучающихся по направлению «теология»

ВВЕДЕНИЕ

Предмет нравственного богословия, его источники и основные этапы его развития

Нравственное (или практическое) богословие представляет собой систематическое изложение христианского учения о нравственности. К числу основных проблем, которыми традиционно занимается христианская этика, относят следующие: нравственный закон, или норма человеческой жизни; высшее благо, или конечная цель бытия человека; обязанности человека по отношению к Богу, к ближнему и к самому себе. При более широком понимании в состав нравственного богословия включается и социальная проблематика - учение о семье, государстве, культуре.

Важнейшим источником христианского учения о нравственности является Св. Писание. Кроме того, христианское нравственное богословие опирается и на Св. Предание: догматическое учение Церкви, нравственно-экзегетические творения св. отцов и учителей Церкви, агиографию, литургические тексты, гомилетическое наследие, канонические определения, нравственно-аскетическую литературу.

Догматическое богословие занимается изучением действий Бога по отношению к миру и человеку. Нравственное богословие связано с догматическим, поскольку оно рассматривает как действия Бога, так и действия человека и указывает человеку, как поступать в соответствии с Божиим призванием и как конкретно отвечать на Божественные действия, каковыми являются Воплощение и Искупление.

В нравственно-экзегетических творениях св. отцов и учителей Церкви изъясняется нравственный смысл Библии.

В памятниках агиографической письменности (житийной литературы) содержатся нравственные примеры из жизни святых, которые воплотили в своем следовании Христу евангельский нравственный идеал.

В литургических текстах находят отражение идеальные формы поведения и нравственные добродетели, явленные святыми Православной Церкви.

В гомилетическом (проповедническом) наследии Церкви обобщается пастырский опыт религиозно-нравственного воспитания членов Церкви.

В аскетической литературе рассматриваются наклонности падшей природы человека, способы борьбы с помыслами и грехом, пути нравственного богоуподобления человека.

История христианской этики делится на три периода:

  • патристический (I-VIII вв).
  • позднесредневековый (IX-XVI вв.)
  • современный (XVII-XX вв.)

Из литературы патристического периода наибольший интерес представляют

следующие сочинения:

«Учение 12 апостолов» («Дидахи») – один из самых древних памятников церковной письменности. «Учение» было составлено между 96 и 112 гг. в Сирии или Египте в качестве руководства ко всем сторонам христианской жизни, и в том числе оно включало и правила христианской нравственности.

Сочинения мужей апостольских. Апостольские мужи – христианские писатели, которые были учениками апостолов и их непосредственными преемниками. Они жили в конце I – начале II вв. Это свв. Климент Римский, Игнатий Богоносец, Поликарп Смирнский, Ерм.

Сочинения христианских апологетов Иустина Философа (II в.), Мефодия Патарского (IV в.), Климента Александрийского (V в.).

- Сочинения Великих каппадокийцев – свв. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского (IV в.).

- Сочинения святых подвижников благочестия IV- VIII вв. - Иоанна Златоуста, Антония Великого, Макария Египетского, Иоанна Кассиана, Нила Синайского, Иоанна Лествичника, Варсонофия, Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Феодора Студита, Филофея Синайского, Максима Исповедника, аввы Дорофея. Творения большинства из них вошли в свод “Добротолюбия”.

На Западе первая попытка систематически изложить христианское нравственное учение была сделана в конце IV в. свт. Амвросием Медиоланским в трех книгах под названием «Об обязанностях» (De officiis). Он противопоставил свой труд сочинению Цицерона, также носившему название «Об обязанностях».

Из западных отцов Церкви, кроме свт. Амвросия Медиоланского, изложением христианского нравоучения особенно известны блж. Августин и блж. Иероним (IV-V вв.).

После Августина, особенно начиная с VI в., на Западе занимались, в основном, или рассуждениями о частных вопросах христианской морали, или соединением в одно целое мнений христианских богословов и языческих философов. Особенно заметное в этом роде явление представляют собой сборники Боэция (V-VI вв.).

Во второй – позднесредневековый – период оригинальных работ появляется мало. В основном христианские писатели этого периода занимались собиранием и переписыванием творений ранних отцов, создавали аналогии, повторявшие нравственные повторения отцов патристического периода. В творческую разработку нравственных вопросов на Востоке в этот период внесли вклад такие св. отцы, как Никита Стифат (XI в.) и Григорий Синаит (XIII в.). Самая важная черта этого периода – продолжение в богословии мистической традиции, начатой еще в патристический период Дионисием Ареопагитом свв. Симеон Новый Богослов (X в.), Григорий Палама (XIV в.) разрабатывали аскетическую этику.

На западе самобытное богословствование в области нравоучения представлено сочинениями знаменитых схоластиков Петра Ломбардского (XII в.) и Фомы Аквинского (XIII в.). Из сочинений мистического характера в западной традиции наибольшую известность приобрели трактат «О подражании Христу» Фомы Кемпийского (XIV - XV в.), а также проповеди Иоганна Таулера (XIV в.).

Особое место в развитии католического нравоучения составляет казуистика. Казуистика (лат. сasus - случай) – возникшая в средние века богословская дисциплина, которая имела целью применение общих нравственно-богословских законов к конкретным случаям и разрешение возникающих в таких случаях вопросов совести (casus conscientiae). Например, казуистика рассматривала вопрос о том, при каких обстоятельствах работа в воскресный день может считаться дозволенной, составляет ли то или иное нарушение правила о воскресном отдыхе смертный или простительный грех и т.д. Скрупулезная разработка казуистики чрезвычайно характерна для зрелой схоластики, в частности, для творчества Фомы Аквинского. Как правило, казуистика излагалась в форме практических указаний для духовников, принимавших исповеди. Разрабатывали казуистику те монашеские ордена, которым по преимуществу была предоставлена исповедная практика: до XVI в. – главным образом доминиканцы и францисканцы, а с XVI в. – иезуиты.

В третий период христианская этика развивается как самостоятельная богословская дисциплина, отличная от догматического и пастырского богословия.

Выделение нравственного богословия в самостоятельную науку происходит в эпоху Реформации. В частности, француз-реформатор Дано в 1577 г. изложил христианское нравоучение в сочинении «Христианская этика».

Много сделали для развития нравственного богословия пиетизм и янсенизм (XVII-XVIII вв.). Пиетизм – течение, возникшее на почве лютеранства, но противопоставлявшее себя лютеранской ортодоксии. В пиетизме большее значение придавалось внутреннему благочестию, деятельной любви, нравственному совершенствованию, искреннему раскаянию, чем исполнению церковных правил и предписаний. Янсенизм – антииезуитское течение, противостоявшее ортодоксальному католицизму (см. раздел о Б. Паскале).

В XVIII-XIX вв. в протестантском богословии предпринимаются попытки поставить нравственное богословие на философскую почву, в частности, философию И. Канта.

В XVIII в. в России архиеп. Феофан Прокопович создал курс Нравственного богословия, который вошел в программу Киевской и Московской Духовных Академий. В XVIII – начале ХХ вв. проблемы нравственного богословия разрабатываются преподавателями духовных учебных заведений. Наиболее значительные труды в XIX в. принадлежат архиеп. Никанору (Каменскому), И. Пятницкому, А. Покровскому, М. Олесницкому, М. Тарееву. Особо следует отметить творения величайших русских духовных писателей – свтт. Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова.

 

Особенности христианской этики и практическое значение курса «Нравственное богословие»

Необходимо обратить внимание на следующие особенности христианского нравственного богословия и принципиальные отличия христианского нравоучения от светской, а также нехристианской религиозной этики.

Во-первых. Нравственное богословие и философская этика исходят из неодинаковых начал. Нравственное богословие основывается на Божественном Откровении, которое оно старается уяснить с помощью исторического предания и естественного разума. Для философской этики нормы нравственности суть искомое неизвестное; она нередко предполагает отсутствие личного Бога. В религиях Востока также отсутствует представление о Боге-Личности, Творце мира и Спасителе человечества, в них господствует некий абсолютный безличный мировой закон: закон дао, дхармы и т.п.

Во-вторых. Светская этика представляет собой, прежде всего, теоретическую рефлексию по поводу моральных проблем. Нравственное богословие имеет отчетливую практическую направленность.

В-третьих. Принципиальное отличие христианской этики от этики светской состоит в том, что в ней практически невозможен тот разрыв между нравственным учением и образом жизни ее автора, который нередко можно наблюдать в этике философской (вспомним, например, Сенеку или Шопенгауэра, которые отнюдь не всегда являли в своей реальной жизни образцы добродетели). И это связано, прежде всего, с тем, что христианская этика своим основанием имеет не только учение, но и искупительный подвиг Иисуса Христа, Который Сам есть «путь и истина и жизнь» (Ин.14;6). Поэтому и наиболее глубокое и адекватное выражение христианское нравственное учение находит в наставлениях святых – людей, которые своим личным подвигом приуготовили свое сердце к тому, чтобы вместить плоды искупительного подвига Христа, достигли реального богоподобия.

С этим тесно связана следующая – четвертая – отличительная черта христианского нравоучения. Христианство нельзя сводить к моральной доктрине и невозможно постичь основы христианской нравственности без обращения кЛичности Христа, Который не может быть поставлен в один ряд с такими «учителями человечества», как Сократ или Будда.

В-пятых. В православной, как и в католической, духовной традиции этика тесно связана с аскетикой и мистикой (хотя православная и католическая этика, аскетика и мистика имеют ряд существенных отличий). Мистикой называют внутренний опыт, который дает человеку соприкосновение с духовным, Божественным миром. Важнейшим источником мистического опыта в христианстве является Таинство Евхаристии. Согласно Евангелию, понятие Богопознания совпадает с понятием спасения: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17;3). Истинное мистическое «ведение» (Богопознание) дается лишь при условии соблюдения заповедей. В то же время, само соблюдение заповедей становится возможным только через аскетический подвиг. Аскетика – это система духовной работы, которая указывает, какими способами человек должен перерабатывать свою природу, как бороться с грехом и страстями, чтобы достичь духовно-нравственного совершенства. Аскетическая практика же приносит достойные плоды только в том случае, когда человек осознает свою духовно-нравственную немощь и постоянно прибегает к божественной благодатной помощи, прежде всего через участие в сакраментальной (таинственной) жизни Церкви. Так в христианской традиции реализуется связь между нравственным совершенствованием, аскетикой и мистическим опытом. В то же время, нехристианские этические учения, как светские, так и религиозные, в своем большинстве исходят из посылки, что человек в состоянии достичь нравственного совершенства своими собственными силами. Либо, как, например, в теоретической этике А. Шопенгауэра, утверждается, что как добродетели, так и пороки являются врожденными, и нравственное совершенствование в принципе невозможно. В светской этике как аскетика, так и мистика отсутствуют в принципе.

В число важнейших первоисточников по нравственному богословию входят нравственно-аскетические сочинения святых отцов. Выше было отмечено, что отличительной чертой христианской литературы о проблемах нравственности является ее практическая направленность. В этой связи может возникнуть следующий вопрос: Что нам сегодня может дать чтение святоотеческой литературы? Не представляет ли она сегодня лишь исторический интерес? Часто приходится слышать суждение, что условия жизни христианских аскетов были совсем не похожи на наши, поскольку они удалялись в пустыни, монастыри или затворы, отрекались от «мира», посвящали себя исключительно духовному созерцанию и т.п. Но нужно иметь в виду, что именно эти «исключительные» условия и были в высшей степени важны и полезны для самонаблюдения. Они позволяли проникать в такие глубины человеческой духовно-нравственной жизни, которые при обычных обстоятельствах покрыты слоем житейских забот, повседневной суеты, диктуемых окружением предрассудков и пристрастий и т.д. Когда же духовное зрение подвижников устремлялось только внутрь человеческого существа, оно становилось способным замечать самые тонкие душевные движения, поэтому в их творениях заключена очень глубокая психологическая истина. Ценность их наставлений только возрастает от того, что они никогда не умалчивали о своих ошибках и падениях. Иногда приходится слышать и такое мнение, что общее оскудение святости и падение нравственного уровня в современном мире делает бесполезным чтение святоотеческой литературы, поскольку современный человек все равно не в состоянии достичь подобных духовно-нравственных высот. Это мнение ошибочно. Современные духовники, рекомендуя обращаться к святоотеческой литературе, подчеркивают, что даже само воздыхание о том, насколько далеки мы от идеала святости, делает нас ближе к Богу, задает правильный вектор нашей внутренней жизни.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ»

Семинар 1. Этические следствия христианского учения о грехопадении и искуплении

1. Христианское учение о грехопадении и искуплении. Образ и подобие Божие в человеке. Искажение человеческой природы в грехопадении. Нравственная поврежденность.

Литература

1. Свешников В., прот. Очерки христианской этики. М., 2010. (Из главы 2 разделы «До грехопадения», «Грехопадение», «Падшесть. Греховность»)

2. Десницкий А. Нагие и голые //Фома. 2008. № 7. С.50-51

3. Мутовина Е. Рай. Что это такое и можно ли туда вернуться // Фома. 2008. № 8. С.35-40

 

2. Одиночество и страх как следствия грехопадения.

Литература

1. Иоанн (Шаховской), архиеп Сан-Францисский. Агония одиночества// Иоанн (Шаховской), архиеп Сан-Францисский. Избранное. Петрозаводск, 1992.

 

3. Значение миссии Христа для нравственного исцеления человека.

Литература

1. Свешников В., прот. Очерки христианской этики. М., 2010. (Из главы 15 разделы «Христос - Новый Адам», «Служение Христа», «Совершенство Христа», «Возрождение личности», «Явление совершенного человека»)

2. Худиев С. Кто такой Иисус Христос // Фома. 2009. № 3. С.26-27

Семинар 2. Христианская этика о природе нравственного сознания

1. Христианское учение о природе морали. Естественный нравственный закон.

Литература

  1. Иоанн Златоуст, свт. Избранные беседы о повседневных вопросах христианской жизни. М.,1999 (Беседа 98. О знании добра и зла и о том, что возбуждает нас к добродетели). С. 433-437.

2. Понятие совести.

Литература

  1. Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания. М.,1995 или др. изд.(Поучение 3.О совести)

3. Религиозность и нравственность

Литература

  1. Ткаченко А. Одна дорога в разные стороны, или Может ли неверующий человек быть нравственным? // Фома. 2008. № 3. С.40-44
  2. Осипов А.И. Нравственность и духовность [Электронный ресурс]
  3. Чаплин В., прот. Нравственность в Церкви и вне ее: православный взгляд в условиях меняющегося общества [Электронный ресурс]

 

Семинар 3. Проблема зла в христианской этике

1. Судьбы Божии. Понятия воли Божией и попущения Божия

Литература

  1. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский и всея Сибири. Илиотропион, или Сообразование с Божественной волей. – любое изд. (Из книги первой разделы: «I.Сообразование с Божественной волей»; «II. Почему Бог попускает то и другое»; «III. Из непостижимых судов Божьих мы можем узнавать Его волю»)
  2. Игнатий (Брянчанинов), свт. Судьбы Божии // Собрание сочинений. Т.2. М., 2002. (или в отдельных изданиях «Аскетических опытов»)

 

2. Христианский взгляд на проблему существования зла в мире

Литература

  1. Шмеман А., протопресв. Бог свободы и проблема зла //Фома. 2009. № 9 или в кн. Шмеман А., протопресв. Беседы на Радио «Свобода». М., 2009.

Десницкий А. Благая весть слепорожденных //Фома. 2009. Спецвыпуск «Год равных возможностей». С.19-23

  1. Кураев А., протодиак. Безжалостная милость, или Почему человек не может отвечать на вопрос, обращенный к Богу // Фома. 2007. № 11. С.33-36
  2. Худиев С. Очевидность добра, или Еще раз о слезинке ребенка // Фома. 2009. № 6. С.32-33

 

Семинар 4. Проблема отношения к скорбям в христианской этике

1. Православная традиция о значении скорбей для духовной жизни человека

Литература

  1. Иоанн Златоуст, свт. Избранные беседы о повседневных вопросах христианской жизни. М.,1999 (Беседа 47. О терпении в скорбях; Беседа 130. О пользе скорбей; Беседа 144. Бог по любви попускает бедность, болезни и скорби)
  2. Симеон Новый Богослов, прп. Слово 7 //Симеон Новый Богослов, прп. Слова. В 2 ч. Ч.1. М., 2001.
  3. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский и всея Сибири. Илиотропион, или Сообразование с Божественной волей. – любое изд. (Из книги третьей раздел «II. Невозможно избежать скорбей»)
  4. Свешников В., прот. Очерки христианской этики. М., 2010. (Из гл.12 «Радости и скорби» разделы «Значение скорби-всегда», «Скорби и нравственный мир», «Скорбь и святость», «Значение скорби в современном мире», «Скорбь, смирение и терпение». «Печаль и покаяние», «Скорби и радости: временная и вечная жизнь»)

 

2. Понятие крестношения в православной этике

Литература

1. Феофан Затворник, свт. Три слова о несении креста // Феофан Затворник, свт. Внутренняя жизнь. М., 1994.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...