Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания к работе с первоисточниками по курсу




«Нравственное богословие»

Работа с первоисточниками является важнейшим условием глубокого освоения курса нравственного богословия.

При работе с первоисточниками целесообразно соблюдать следующие общие требования.

Прежде чем приступать к работе над первоисточником, необходимо обратиться к учебной литературе, где рассматривается тот вопрос, в связи с которым предполагается изучение данного текста. Адекватное изложение христианского нравственного учения содержится в учебном пособии прот. Владислава Свешникова «Очерки христианской этики».. При подготовке вопросов по западно-христианской этической традиции могут быть использованы учебники «Этика» Е.В. Золотухиной - Аболиной, «Краткая история этики» А.А. Апресяна и Г. Иррлица (разделы по этике Средних веков), Дж. Реале и Д. Антисери «Западная философия от истоков до наших дней» (Т.2. Средневековье).

Кроме того, необходимо предварительно получить представление о личности и творениях автора изучаемого текста. Поскольку лекционный курс «Нравственное богословие» построен по проблемному, а не по персональному принципу, в данном методическом пособии приводятся те сведения об авторах изучаемых в данном курсе первоисточников, которые позволяют глубже понять эти тексты и увидеть связь между содержанием того или иного морального учения и духовным обликом его создателя.

Опыт показывает, что наиболее эффективным методом проработки первоисточников является их конспектирование. Конспекты не подлежат проверке. Пользоваться ими на экзамене не разрешается.

При работе с первоисточниками целесообразно опираться на данное методическое пособие, содержащее краткие справки об авторах и характеристики источников, а также вопросы к текстам. Это поможет сосредоточить внимание на ключевых идеях и понятиях.

Если в издании имеются комментарии или примечания к текстам, не следует пренебрегать ими.

Работа с первоисточниками призвана научить студента, во-первых, осваивать материал настолько глубоко, чтобы быть в состоянии адекватно воспроизводить содержание соответствующих концепций. Во-вторых, необходимо вырабатывать навыки анализа первоисточников. Поэтому вопросы к текстам сформулированы таким образом, чтобы, с одной стороны, от внимания студентов не ускользнули их наиболее существенные положения и, с другой стороны, чтобы побудить студентов к аналитическому осмыслению первоисточников.

Важнейшим критерием глубины освоения материала является способность сопоставлять различные этические позиции. Внимательное и объективное изучение первоисточников по христианской этике не только позволяет выявить отличительные особенности православной, католической и протестантской духовных традиций, но и помогает увидеть то, как влияет вероучение на тип духовности и практику нравственной жизни, прояснить связь между религиозно-этическими концепциями и соответст­вующими системами жизненных и культурных ценностей.

Работа с первоисточниками должна способствовать выработке у студентов собственного отношения к анализируемому материалу. Поэтому итогом изучения каждого первоисточника должны стать самостоятельные наблюдения и выводы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ И ЛИТЕРАТУРОЙ

Свт. Иоанн Златоуст

ИЗБРАННЫЕ БЕСЕДЫ О ПОВСЕДНЕВНЫХ ВОПРОСАХ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ

Беседа 47. О терпении в скорбях.

· Почему Господь попускает скорби?

· В чем польза искушений для добродетельных и грешных?

· Каково должно быть отношение христианина к скорбям?

 

Беседа 108. О гневе, когда он полезен и когда вреден

· В чем свт. Иоанн Златоуст видит разницу между дерзновением и страстью?

· Почему необходимо беречь себя от гнева?

· От чего человек утрачивает стыд?

· Для чего гнев необходим?

· Что значь «гневаться на брата своего всуе»?

· В чем источник гнева?

Беседа 130. О пользе скорбей.

· Как Вы понимаете слова свт. Иоанна Златоуста «Где скорбь, там и утешение, а где утешение, там и благодать Божия»?

· Каково благотворное действие скорби на человека?

· Как Вы понимаете слова свт. Иоанна Златоуста «Если для Господа не хочешь терпеть скорби, то все же будешь терпеть скорбь, но по другим причинам, без всякой для себя пользы»?

 

Беседа 143. О гневе и вражде

· Как свт. Иоанн Златоуст толкует слова ап. Павла «Гневаясь, не согрешайте, солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф.4:26)?

· Как свт. Иоанн Златоуст толкует слова ап. Павла «И не давайте места диаволу» (Еф.4:27)?

· Как влияет вражда на отношения между людьми?

· Как смягчить гнев?

 

Беседа 144. Бог по любви попускает бедность, болезни и скорби.

· Справедливо ли на основании бедности, болезней и несчастий человека делать вывод о том, что за его грехи он оставлен Богом?

· Можно ли утверждать, что воздаяние за подвиги и грехи наступает только в будущей жизни?

· Почему Господь соединяет земную жизнь человека со скорбями?

Беседа 107. О шутках и смехе

· В чем свт. Иоанн Златоуст видит опасность шуток и смеха?

· Как свт. Иоанн характеризует шутника?

· Какое настроение свт. Иоанн Златоуст считает подобающим христианину?

 

Преп. Иоанн Лествичник

Преп. Иоанна стали называть Лествичником по его главному сочинению «Лествица, возводящая на небо». Иоанн Лествичник родился около 525 г. и в возрасте 16 лет поступил в Синайский монастырь, откуда удалился впоследствии в уединенную келью, а потом – в пещеру у подошвы горы Синай, где он прожил отшельником сорок лет. Синайские монахи избрали его своим настоятелем, когда ему было уже 75 лет. Несколько лет он был настоятелем Синайского монастыря, а затем вновь удалился в уединение, где и пробыл до своей кончины.

«Лествица» представляет собой руководство к иноческой жизни, которая, согласно преп. Иоанну, представляет собой непрерывное и трудное восхождение по «лестнице» духовного самосовершенствования. Иоанн Лествичник указывает 30 ступеней самосовершенствования – по числу 30 лет жизни Иисуса Христа до Его выхода на общественное служение.

По своему содержанию «Лествица» разделяется на две части. В первой говорится о пороках, несовместимых с христианской жизнью (главы 1-23), а во второй речь идет о добродетелях (главы 24-30). В высшем состоянии богоподобного бесстрастия и спокойствия («исихия») подвижник уже на земле становится причастным божественной славы. При написании этого произведения Иоанн Лествичник опирался не только на Св. Писание и собственный опыт, но и на труды своих предшественников по аскетическому деланию – Евагрия Понтийского, св. Кассиана, св. Григория Великого, св. Георгия Арселаита.

«Лествица» издревле пользуется славой как замечательное практическое руководство в прохождении духовной жизни, причем полезное в равной мере как для монашествуюших, так и для мирян.

Память преп. Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы, празднуется 30 марта/12 апреля, а также в 4-ю неделю Великого поста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...