Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О. С. Тагуэлл. Беседы о блаженствах




Саймон Тагуэлл – католический священник, живущий в США. Работая над вопросом о Заповедях блаженства, целесообразно попытаться сравнить подходы к толкованию их нравственного содержания у о. Саймона Тагуэлла и в книге архим. Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди».

· В чем, согласно о. С. Тагуэллу, проявляется духовная нищета?

· Прокомментируйте следующий тезис: «Если мы слишком сильно печемся о нашем спасении, мы рискуем его потерять. Если мы жадно собираем духовные сокровища, мы не сможем принять в дар Царства Божия».

· Как вы понимаете тезис «Радоваться умеет лишь тот, кто умеет плакать?»

· Каков предмет блаженного плача?

· Какова связь блаженного плача и милосердия?

· Каким образом человеческая кротость должна уподобляться кротости Бога?

· Какую духовную и поведенческую установку о. С.Тагуэлл называет кротостью?

· Какое отношение к мирским благам о. С. Тагуэлл считает правильным?

· Как связаны алчба и жажда правды с духовной нищетой и кротостью?

· Как о. С. Тагуэлл трактует проблему «праведного гнева»? Как соотносятся гнев и милосердие?

· Как связаны между собой милость и милостыня?

· Что значит «уметь быть прощенным»?

· Как Вы понимете тезис «Очень много значит, как мы действуем, не подумав»?

· Как о. С. Тагуэлл описывает состояние чистоты сердца?

· Какая связь существует между миром, самопознанием и милостью?

М. Лютер

Мартин Лютер (Luther, 1483-1546) – немецкий теолог и общественный деятель эпохи Реформации, основатель протестантизма. Он получил степень магистра свободных искусств и намеревался изучать юриспруденцию, однако пережил острый духовный кризис и, поступив в монастырь, постригся в монахи, принял духовный сан. Затем Лютер получил степень доктора богословия и стал профессором библеистики Виттенбергского университета. Уже в монастыре Лютер испытывал гнетущее чувство собственной греховности и неизбежности небесной кары, которое не могли смягчить ни молитва, ни суровый аскетизм. Постепенно у него вызревает концепция «оправдания только верой» (justificatio sola fide) в заступничество Христа, без малейшей заслуги человека. Эта концепция стала догматическим фундаментом протестантизма. Лютер утверждает, что божественная справедливость выражается не в наказании и воздаянии, но в высшей милости, которая никак не зависит от поведения человека, но даруется по абсолютной суверенной воле Господа и проявляется в личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа. Такая вера проявляется в абсолютном доверии к Спасителю, состоянии полного смирения и сокрушения сердца человека, осознающего свое полное ничтожество и неискоренимую греховность.

Вопрос о свободе воли – важнейший для Лютера; он разрабатывался им постоянно, начиная с трудов 1517 г. В трактате «О рабстве воли» (De servo arbitrio, 1525) Лютер полемизирует с позицией Эразма Роттердамского, ученого-гуманиста, богослова и писателя, выраженной им в сочинении «Диатриба, или Рассуждение о свободе воли». Лютер отмежевывался, с одной стороны, от католической доктрины, с другой – от идеологии ренессансного гуманизма. По мнению Эразма, отрицание свободы воли человека делает его неодушевленным существом, не способным отвечать за свои поступки, а Бога – деспотом, не достойным ни почитания, ни любви. Лютер считал себя последователем Августина, но его позиция намного радикальнее. Лютер стремился найти опору в ветхозаветной традиции и в посланиях ап. Павла. Лютер придавал исключительное значение первородному греху, вследствие которого человек лишился способности к самоизменению. Согласно Лютеру, признав абсолютную свободу Бога, необходимо признать и с необходимостью вытекающее из этого абсолютное рабство человеческой воли. Человеческая воля находится посередине между Богом и сатаной; сама по себе она не может обратиться к добру. Эразм утверждал, что Бог не мог повелеть людям того, что им не по силам; иначе его пришлось бы признать злобным насмешником, и поэтому, «все, что предписано, возможно». Лютер же возражал, что императивы Писания предписаны Богом лишь для самоиспытания человека, сокрушения его самонадеянности и гордыни. «Дела Закона» непременно должны исполняться, но только для осознания нашей слабости, поврежденности грехом и обретения мобилизующей веры в благодать.

Критический пафос Лютера был направлен против утилитарно-расчетливой сотериологии католицизма. Лютер призывает к очищению человеческой воли от всякой заботы о небесных наказаниях и наградах, к тому, чтобы все заслуги человек приписывал Богу. В то же время Лютер заложил основы критики ренессансного титанизма, т.е. обожествления человека как творца и созидателя. В этом можно видеть позитивные моменты учения Лютера. Но нельзя не отметить, что, отмежевываясь от пелагианства, Лютер впадает в иную крайность, отрицая значение человеческих усилий в деле спасения и синергию Божественной и человеческой воль.

Работа Лютера «О рабстве воли» оказала значительное воздействие на раннепротестантскую проповедь. Тема рабства воли получила развитие в работах последователей Лютера. Его ближайший соратник Ф. Меланхтон утверждал полное бессилие человеческой воли; он повторял формулу оправдания верой, в которой не берется в расчет любовь и всякая иная добродетель и заслуга. У Ж. Кальвина тезис о рабстве воли утрирован в доктрине о предопределении: каждый человек от начала мира предопределен либо к спасению, либо к вечной гибели. В протестантской неоортодоксии К. Барта также ощутимо влияние воззрения Лютера на свободу.

О РАБСТВЕ ВОЛИ

· Как Лютер понимает божественное предвидение?

· На какие места из Св. Писания ссылается Лютер для подтверждения своей позиции?

· Как считает Лютер, может ли человек исправить свою жизнь?

· Зависит ли спасение человека от его усилий?

· Как считает Лютер, почему необходимо проповедовать представление об абсолютном предопределении одних – к спасению, других – к погибели? Нет ли противоречия в его аргументах?

· Почему, по мнению Лютера, человеку важно осознавать, что спасение не зависит от его воли?

· Может ли человеческая воля меняться?

· «Свободная воля без Божией благодати ничуть не свободна, а неизменно оказывается пленницей и рабыней зла, потому что сама по себе она не может обратиться к добру». Опровергается ли этим существование свободы?

· В каком смысле Лютер согласен говорить о существовании свободы?

· Признает ли Лютер наличие в человеке свойств, аналогичных свойствам Бога?

· Как считает Лютер, есть ли в самом по себе человеке, еще не принявшем благодати, способность различать добро и зло? Согласуется ли его мнение с учением ап. Павла о естественном нравственном законе?

· На каком основании Лютер утверждает, что свободная воля – злейший враг праведности и человеческого спасения?

· Каково, согласно Лютеру, значение веры и дел для спасения?

· Из того, что нельзя спастись только делами, вытекает ли с необходимостью ненужность дел для спасения?

· Как считает Лютер, полностью ли извратило грехопадение человеческую природу, либо в ней осталось стремление к добру?

· Как повлияло, согласно Лютеру, грехопадение на человеческую природу?

· В чем видит Лютер значение закона?

· Что может восполнить недостаточность закона?

· Каким образом Лютер противопоставляет закон и свободную волю?

· Проводит ли Лютер различие между понятиями «усилия» и «заслуги»?

· Как вы считаете, оправданно ли отождествление усилий и заслуг? Дает ли ап. Павел основания для такого отождествления?

· Каким образом Лютер обосновывает свое нежелание обладать свободной волей?

· Каким образом Лютер пытается примирить представление о предопределении к спасению и о справедливости Божией?

· Каково ваше отношение к учению Лютера?

Ж. Кальвин

Жан Кальвин (Calvin, 1509-1564) – деятель Реформации. Он изучал богословие и право. Под влиянием идей М. Лютера в 1534 г. порвал с католицизмом, а в 1536 г. издал «Наставление в христианской вере» (Institutio religionis christianae), которое вскоре стали называть «энциклопедией протестантизма». В течение многих лет Кальвин занимал чрезвычайно влиятельное положение в Женевской республике, фактически возглавляя Реформацию в этом городе-государстве. В частности, им была введена система чрезвычайно строгих преследований за нарушение моральных правил.

Кальвин воспроизводит основные положения Лютера, но в более систематической и, нередко, более категорической форме. Первородный грех настолько извратил человеческую природу, что сам человек не способен познать ни себя, ни Бога, равно как и найти путь к спасению. Для этого необходимы сверхъестественные дары, которые вызывают чувство полного подчинения и беспредельной благодарности Творцу. Кальвин развивает доводы Лютера в полемике с Эразмом Роттердамским и дает предельно жесткую формулировку доктрины об абсолютном божественном предопределении. Еще до сотворения мира Бог одних грешников избрал к спасению (в этом проявилось Его высшее милосердие), а других обрек на вечные муки (это проявление высшей справедливости). Этого предначертания ничто – ни добрые дела, ни подвиги благочестия – изменить не может. Согласно Кальвину, Своей жертвенной смертью Иисус Христос искупил грехи не всех людей, но лишь «избранных». Человек не способен проникнуть в тайну предопределения: его окончательная судьба известна только Богу, но ему следует до конца надеяться на свое «избранничество», подтверждаемое им личной верой. Таким образом, здесь детерминистская позиция находит свое крайнее выражение. Ни о каком соработничестве человека с божественной благодатью в этом контексте речи быть не может. В представлении Кальвина о Боге ощутим ветхозаветный дух. Он часто обращается к примерам из истории Израиля, как будто забывая при этом евангельскую проповедь любви.

Последовательное проведение принципа детерминизма ведет к практически неразрешимому противоречию. Лютер и Кальвин исключают возможность свободного самоопределения, и тем самым отрицается способность человека быть деятелем, субъектом, а не объектом действия. Но тогда ставится под сомнение человеческое богоподобие, которое недвусмысленно утверждает Св. Писание. Без допущения человеческой свободы трудно, не впадая в логические противоречия, говорить о вине и грехе. Пытаясь как-то сохранить хотя бы видимость человеческой активности, Лютер вынужден был допускать свободу воли людей по отношению к тому, что ниже их, например, к имуществу, и утверждать, что грешат они все же по своей воле. Кальвин лишает человека способности содействовать спасению, но допускает способность сделать себя достойным спасения. Но при этом разрывается всякая связь между действием и результатом. Коренной изъян протестантского фатализма – в неспособности обосновать смысл нравственного совершенствования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...