Беседа преподобного Серафима саровского о цели христианской жизни
· Что преп. Серафим Саровский называет целью христианской жизни? · Что такое «стяжание»? · Зачем нужно стяжать Дух Святой? · Как преп. Серафим Саровский толкует притчу о неразумных девах? · Что означают слова Господа «Се, стою и двери и стучу» и «В чем застану, в том и сужу»? · Какие мотивы могут руководить человеком при совершении добрых дел? · Как вы понимаете: делать добро Христа ради? · Какое значение преп. Серафим Саровский придает молитве? · Как вы объясните использование преп. Серафим Саровский «торговой» терминологии, когда он говорит о стяжании благодати? · В чем различие между действиями Духа Святаго и действиями темных сил в человеке? · Каково действие благодати в душе грешника? · Как распознается действие благодати в людях, ею просвещенных? · Каково ваше отношение к духовно-нравственной позиции, отраженной в этом тексте?
Свт. Игнатий (Брянчанинов) Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, 1807-1867), епископ Кавказский и Черноморский, - один из самых замечательных русских духовных писателей. Он родился в дворянской семье, был богато одаренным юношей, окончил курс в петербургском инженерном училище, но, вопреки желанию родителей, мечтавших о блестящей светской карьере для него, поступил послушником в монастырь. В монастыре послушника Брянчанинова отличали беспрекословное послушание и глубокое смирение. Он трудился на поварне, где подчинялся бывшему крепостному своего отца, и на ловле рыбы. В общении с братиями он старался скрывать свое происхождение и радовался, когда незнавшие принимали его за недоучившегося семинариста. В 1831 г. он принял монашеский постриг с именем Игнатия в честь священномученика Игнатия Богоносца. Длительное время был настоятелем Сергиевой пустыни в Петербургской епархии, затем в течение нескольких лет занимал епископскую кафедру в Ставрополе. По свидетельствам современников, в отношении к духовенству и прихожанам Владыка Игнатий был истинным миротворцем: строгий к себе, он был снисходителен к немощам ближних. В 1861 г., стремясь к уединению и в связи с болезнью, удалился на покой и полностью посвятил себя богословским трудам.
Еп. Игнатия называли «красой русского православного иночества», потому что не только в своих аскетически-богословских сочинениях, но и во всей своей жизни он являл пример самоотверженности, борьбы со страстями, терпеливого перенесения болезней и скорбей. Подобно многим богоносцам, Владыка Игнатий предвидел час своей кончины. Последней службой, которую он отслужил, был благодарственный молебен, причем он читал окончательную благодарственную молитву с таким сильным, глубоко благодатным выражением, что обратил на это внимание всех присутствовавших. Через несколько дней, в Неделю жен-мироносиц, преосвященный Игнатий мирно отошел ко Господу. Его сочинения многократно переиздавались. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в 1988 г., святитель Игнатий канонизирован «за святость жизни, которая раскрывается в его творениях, написанных в духе подлинного православного святоотеческого предания». Память святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского, совершается 30 апреля/13 мая. СУДЬБЫ БОЖИИ · Что такое судьбы Божии? Из чего они складываются? · Кому доступно видение судеб Божиих? · Для чего человеку необходимо встать в правильное отношение к судьбам Божиим? · Что происходит по воле Божией, а что – по попущению Божию? · Может ли человек исследовать и постичь судьбы Божии? · В каком отношении к Богу находится зло и добро, совершаемое тварями?
· Как относятся злодеяния к воле и действию Божию? · Что такое предопределение Божие? Какое ложное представление о предопределении свт. Игнатий подвергает критике? · Может ли человек самостоятельно постичь свое назначение и место в мире? · Какой взгляд на человека и его место в мире возвещается Божественным откровением? · При каком условии человек получает нравственную и духовную свободу? · О каких отличительных чертах в деятельности Спасителя свидетельствует Евангелие? Какие практические выводы христианин призван сделать из этого свидетельства? · Что приводит к нарушению заповедей Христовых, к противодействию судьбам Божиим? · Как христианин призван относиться к скорбям? О ЛЮБВИ К БОГУ · Против какого ложного представления о любви к Богу предостерегает свт. Игнатий? · Как научиться любви Божией? · Каков источник любви к Богу? О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ · Почему свт. Игнатий называет любовь к ближнему стезей, ведущей в любовь к Богу? · Чем евангельская любовь к ближнему отличается от естественной любви? · Каким путем человек должен воспитывать в своем сердце любовь к ближнему? · Что мешает человеку исполнять веления Евангелия? · Почему Господь требует отречения от предметов земной любви? Как должно осуществляться это отречение? ФАРИСЕЙ · Что свт. Игнатий считает важнейшим признаком фарисейства? · Что свт. Игнатий называет мнимой праведностью? · Что представляет собой чувство соблазна? · Как проявляется соблазн? · Какому отношению к недостаткам ближних учит Господь? · К каким духовным последствиям приводит признание или непризнание себя грешником? · Почему фарисей не способен принять учение Христово? · Почему фарисейство особенно трудно поддается исцелению? · Что является причиной фарисейства? · Чем самооправдание отличается от оправдания благодатного? · Что такое истинная праведность? · Которую из страстей свт. Игнатий называет самой скрытной? · Что такое фарисейская закваска? · Чем обычно фарисеи оправдывают свои злодеяния? · В чем состоит евангельская правда? · Может ли последователь Христа искать в мире справедливости? · Что такое безрассудная ревность?
ВЕРА И ДЕЛА · Кого нельзя назвать верующим во Христа? · Как связаны вера и самоотвержение? · Что такое вера мертвая и вера живая? · Достаточно ли веры для спасения? · Что свт. Игнатий называет делами веры? · Какая связь между верой и покаянием? · Что значит «вера от слуха»?
О ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЗАПОВЕДЯХ · Чем отличаются заповеди Евангелия от заповедей Моисеева Десятисловия? · Каково действие заповедей на человека? · Какими средствами надлежит исцеляться от ненависти к врагам? · Почему подавать милостыню и молиться нужно втайне? · Что должно быть предметом молитвы? · В чем смысл повеления проводить трезвенную жизнь?
КРЕСТ СВОЙ И КРЕСТ ХРИСТОВ · Что такое «свой крест» и почему он называется «крестом Христовым»? · Каковы условия преобразования своего креста в крест Христов?
Свт. Феофан Затворник Святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров, 1815-1894) – выдающийся русский духовный писатель. Он окончил Киевскую духовную академию, преподавал нравственное и пастырское богословие, был ректором Санкт-Петербургской духовной академии, в течение ряда лет возглавлял епископскую кафедру в Тамбове, затем во Владимире. Свят. Феофан заботился о благоустройстве духовно-учебных заведений. При его содействии было открыто много церковно-приходских училищ, воскресных школ и частных школ грамотности. Епископ Феофан, по воспоминаниям современников, был всегда ласков и приветлив, со всеми, независимо от звания и возраста, обращался благодушно и кротко. С юных лет он стремился к уединению и видел идеал монашества в совершенном отречении от всех житейских забот. В 1866 г. он стал простым иноком в Вышенской пустыни (Тамбовская епархия), а с 1872 г. начал затворническую жизнь. Он устроил в своих келиях малую церковь во имя Крещения Господня и один совершал в ней все церковные службы. Эта затворническая жизнь длилась 22 года, до самой его кончины. Он мирно отошел ко Господу в день Богоявления - престольного праздника своего келейного храма. К свт. Феофану Затворнику обращалось за советами и разъяснениями по вопросам духовной жизни множество людей, и он никому не отказывал в своем письменном руководстве, причем ему ежедневно приходилось отвечать на двадцать - сорок писем. Что есть духовная жизнь? Как согласовать требования христианского закона с обязанностями, возлагаемыми на человека семьей и обществом? Как среди разных искушений не впадать в отчаяние? Как отвратиться от греха? В его сочинениях можно найти ответы на эти, как и на многие другие вопросы. Свт. Феофан очень хорошо представлял духовные потребности человека на разных этапах его духовного становления, поэтому его наставления всегда конкретны, и его советы способны предостеречь от многих ошибок. Для сочинений свт. Феофана Затворника характерно сочетание глубины психологического анализа и богословия с простотой изложения. Богословские труды свт. Феофана не могли бы быть написаны, если бы не его высокий духовный подвиг. Кроме того, он был большим знатоком святоотеческой аскетической письменности.
Память святителя Феофана, Затворника Вышенского, совершается 10/23 января.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|