Прот. В. Свешников. Очерки христианской этики
Глава 2. КАТАСТРОФА И КАТАСТРОФЫ Грехи ума и сердца · Что относится к грехам ума? · Что является основным содержанием грехов ума? · Почему среди разных видов лжи самообман является самым существенным? · Почему любая человеческая интерпретация любого явления или процесса в большей или меньшей степени всегда пронизана ложью? · Что такое своеумие? · Что необходимо противопоставлять своеумию? · В чем проявляется такое направление греховной жизни ума, как неискание истины? · Что такое идеологизмы и в чем их опасность? · В какой потребности ума коренится склонность к ложным философиям? · Чем опасно увлечение ложными философиями "по стихиям мира, а не по Христу"? · В чем греховность мечтательности и романтизма? · Что представляет собой грех самооправдания? · Что представляют собой грехи сомнения и скептицизма · Что является главным нравственным основанием для всех грехов ума вообще? · Что является главным нравственным основанием для всех грехов сердца · Что в целом представляют собой грехи сердца? · Что относится к грехам сердца? · Как развивается равнодушие к небу? · Какова греховная сущность и проявления своеволия? · В чем проявляется слабоволие к добру? · В чем греховная сущность многопопечительности? · В чем основа греховных радости и печали? · Чем греховные радость и печаль отличаются от святых радости и печали? · В чем греховность претензий и притязаний? · Что представляет собой греховное бесстрастие? · В чем состоит греховная сущность беспечности? · К чему приводит сердечная установка на нежелание скорбей? · Какие сердечные греховные установки действуют в человеческих взаимоотношениях?
· Что представляют собой расположенности к разным видам зависти, садизму, мазохизму и различным экстатическим состояниям? · В чем проявляется окамененное нечувствие и какова его нравств. природа? · Как соотносятся грехи ума и сердца с добрыми качествами ума и сердца?
От помысла — к страсти · Назовите основные этапы развития греха в душе человека. · Что такое отсечение помыслов? · Как формируется пристрастие? Что может быть его предметом? · Как проявляется обладаемость другой человеческой личностью? · Что такое страсть? · Какие факторы влияют на возникновение страсти? · Как проявляется страсть чревообъядения? · Зачем нужны посты? · В чем опасность страсти чревообъядения? · В чем сущность страсти блуда? · В чем выражается страсть сребролюбия? · Каковы основные проявления страсти гнева? · Отчего возникает страсть гнева? · В чем суть страсти печали? · Каково духовно-нравственное основание уныния? · В чем проявляется уныние? · Как соотносятся страсти гордости и тщеславия? · В чем суть тщеславия и каковы его проявления? Искушения и соблазны · Что значит слово искушение и к кому оно применимо? · Каков механизм искушения? · Что такое соблазн? Как он действует?
Работа диавола · Каковы основные действия бесов? · Какими способами диавол пытается погубить человека? · Каков механизм демонской работы? · Как действует диавол на рационалистически настроенных людей и на людей со склонностью к ложному мистицизму? · Как действует диавол на ум и сердце человека?
Влияние мира · К каким греховным тенденциям приводит человеческое общество автономное развитие мира? · Каково греховное влияние общественного мнения? · Что такое «лжеименной разум» и как он действует? · Какие соблазны власти являются наиболее действующими на людей? · Что представляет собой соблазн обманной красотой?
· Влияние плоти · Что такое плоть? · В чем своеобразие грехов плоти и каково их действие? · Какое значение придает христианство телу человека? · В чем проявляется влияние плоти как источника греховной жизни?
Совместность усилий диавола, мира и плоти · Какова обычная схема совместного действия диавола, мира и плоти? · Какова роль произволения в греховной жизни? · Каково совместное влияние мира, плоти и диавола на душу человека, нравственно не развитого и на нравственно и духовно сведущего человека? Глава 6. НРАВСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ВОЛЯ БОЖИЯ Воля Божия о человеке · В чем заключается воля Божия относительно человека вообще? · Как соотносятся воля Божия и Декалог? · В чем своеобразие проявления воли Божией относительно человека в Новом Завете? · В чем заключается воля Божия о человеке в его отношении к Богу? · В чем заключается воля Божия о человеке в его отношениях с другими людьми? · В чем заключается воля Божия о человеке в его отношении к миру? · В чем заключается воля Божия о человеке в его отношении к самому себе?
Суд Божий и суд человеческий · Как совершается воля Божия о жизни? · Как совершается воля каждого человека относительно текущей жизни? · Чем отличается суд Божий от суда человеческого? Значение Промысла в жизни человека и его действия · Как действует Божественный Промысл, руководя человеческую личность ко спасению (с точки зрения внутр жизни человека)? · Как действует Божественный Промысл извне, руководя человеческую личность ко спасению? Содержание нравственной жизни и Промысл · Как действие Промысла связано с нравственным миром личности?
Промысл и благодать · При каких условиях благодать в человеке неплодотворна и бездейственна?
Свобода человека и ее извращения · Почему Бог допускает, чтобы некоторые сердца оставались недоступными действию благодати? · Как соотносятся свобода человека и исполнение им воли Божией? · Что такое воля? · Каким извращениям может подвергаться свобода человека?
ГЛАВА 11. ПОСТРОЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА Преодоление искушений · О каких двух родах искушений говорят Священное Писание, творения святых отцов, аскетическое сознание и практика?
· Как решается в Св. Писании и Предании вопрос об источнике искушений? · Каковы общие принципы преодоления искушений, устанавливаемые в Писании и Предании? · Какова "технология" борьбы с помыслами? · Как христианин призван относиться к искушениям от непосильных скорбей? · Какие четыре типа вражеских искушения, находят на человека в час смерти? · В чем важнейший нравственный смысл преодоления искушений?
12. РАДОСТИ И СКОРБИ. Значение скорби - всегда · Каковы источники, поводы для скорби в мире сем?
Скорби и нравственный мир · Каково должно быть отношение к скорбям с христианской точки зрения?
Скорбь и святость. Добровольные страдания. · Как соотносятся скорбь и святость? · Можно ли назвать эти добровольные скорби мучеников и преподобных скорбями и страданиями в собственном смысле? Значение скорби - теперь (Значение скорби в современном мире) · Какие источники скорбей наиболее часто встречаются в современном мире? · В чем отличие скорбей современного человека от скорбей минувших времен? · В чем усматривает значение скорбей свт. Игнатий Брянчанинов? · При каком условии скорби спасительны?
Скорбь, смирение и терпение · Как связаны скорби, смирение и терпение?
«Печаль яже по Бозе» (Печаль и покаяние) · Каково духовное содержание той скорби, которую ап. Павел называет «печалью по Богу»? Скорби и радости: временная и вечная жизнь · Какой вид скорби связывает временную жизнь с вечностью? · Почему у христианина радости и скорби имеют более умеренный характер, чем у человека неверующего?
ГЛАВА 13. ЛЮБОВЬ БОЖЕСТВЕННАЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ Любовь и молитва · Какие религиозные чувства может выражать молитва? · Каковы нравственные особенности просительной молитвы? · Каковы нравственные особенности благодарственной молитвы? · Каковы нравственные особенности молитв покаянного содержания? · Какие нравственные усилия требуются при молитве по молитвослову? · Что значат слова ап. Павла: «непрестанно молитесь» (Фес. 5,17)? · Что необходимо для того, чтобы молитва была благоуспешной?
· Чему учит христиан молитва Самого Иисуса Христа? · Как связана благоуспешность молитвы с нравственной чистотой молящегося? · Как связаны любовь и молитва за ближних? Любовь и Евхаристия · Почему Божественная литургия в земных условиях, в церкви есть высшее осуществление любви? Любовь и община · На каких нравственных принципах строится православная община? · Чем общинное единение людей принципиально отличается от просто доброго отношения друг к другу в обычном коллективе? Любовь и единство исповедания · Какая связь существует между единством исповедания Единого Истинного Бога в чистоте вероучения и любовью? · Можно ли сводить единство исповедания к одинаковому пониманию вероучительных догматов? Виды искажений и подмен любви · Какие виды искажений и подмен любви существуют? · В чем проявляется подмена духовных отношений т.н. «душевностью»? · Почему деятельность воображения представляет опасность для религиозной жизни? · Какие искажения возможны в отношении к священникам? · Чем пристрастие отличается от истинной любви? · В чем проявляется «собственничество» в любви? · Какие искажения встречаются и в любви к «дальним» без любви к «ближним»? · Как сказывается на любви эгоизм? · Которая из двух заповедей любви должна стоять на первом плане и почему?
Блж. Августин Аврелий Августин (Aurelius Augustinius) (354-430) – виднейший латинский богослов и философ, один из великих западных отцов Церкви. Он родился в Северной Африке в небогатой провинциальной семье, в молодости испытал влияние матери - христианки, но долгое время оставался безразличным к религии. Пережил увлечение манихейством, затем – скептицизмом. В Милане он слушал проповеди свт. Амвросия Медиоланского, начал изучать послания ап. Павла. На Пасху 387 г. Августин принял Крещение от свт. Амвросия. Вскоре он вернулся в Северную Африку, стал пресвитером, а затем – епископом г. Гиппон Регий. Если на Востоке было множество крупных богословов, то на Западе Августин не имел себе равных, и его учение определяло ход развития латинской богословской мысли вплоть до появления средневековой схоластики. В ряду моральных проблем Августин выделял два основных вопроса: каким должен быть человек и насколько это в его силах. В отношении к этим вопросам взгляды Августина претерпели значительную эволюцию. Первоначально он полагал, что человек обладает свободной волей и способен выбирать между добром и злом. Затем он приходит к мысли о том, что человек, «великая бездна», слишком слаб, чтобы самостоятельно преодолеть зло в самом себе. Постепенно у Августина начинает складываться концепция предопределения. Эта концепция окончательно сформировалась в период написания им антипелагианских трактатов («О благодати и свободном произволении», «О предопределении святых»). Спор с Пелагием сводился к определению отношения божественной благодати к человеческой природе и свободе. Согласно Пелагию, главным фактором спасения выступает свободная человеческая личность, которая воссоединяется с Богом по независимому почину своей воли, т.е. фактически, человек спасает себя сам, без действия благодати Божией. Августин, осуждая пелагианство, приходит к отказу от свободы воли. Он говорит о том, что Бог создал человека праведным и с волей, способной к добру и к злу. Адам и Ева могли не грешить (posse non peccare). Но после грехопадения Адама воля человека стала способна только на зло (non posse non peccare). Если у людей и сохранилось свободное произволение, то лишь по отношению к греховным действиям, и теперь люди способны творить благо лишь с помощью благодати, которая несоизмерима с заслугами и дается тому, кто избран и предопределен к спасению. Люди не способны постичь, по каким основаниям совершается это предопределение к спасению, но они должны верить в справедливость решений Бога и всегда славить Его. В этой концепции духовная работа человеческой личности практически не имеет никакого значения. Согласно Августину, даже усвоение плодов искупительной жертвы Христа зависит не от человека, ибо и саму веру во Христа, и исполнение Его заповедей, и добрые дела следует приписывать только милости Бога. Сотериологическое учение блж. Августина характеризуется непоследовательностью. Он утверждает, что сила благодати, как проявление всемогущей воли Божией, действует на человека непреодолимо. В то же время это непреодолимое действие благодати не уничтожает свободу человека, потому что, по мнению Августина, в падшем состоянии человек вовсе ее не имеет: напротив, благодать восстанавливает истинную человеческую свободу, разрешая лишь узы греха, которыми человек связан в обычном состоянии. При этом у Августина можно найти множество высказываний, не укладывающихся в концепцию предопределения. В православном учении о спасении противоречие между свободой и ответственностью человека за свои поступки и его спасением по благодати Божией снимается в понятии синергии между человеческой и Божественной волей. Августин же отступает от христианского идеала, согласно которому во Христе человек примиряется с Богом, свобода – с благодатью.
Хотя православное богословие критически относится к некоторым аспектам учения блж. Августина, Православная Церковь всегда признавала его святость и авторитет. Память блаженного Августина, епископа Иппонийского, празднуется 15/28 июня.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|