Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прот. В. Свешников. Очерки христианской этики




Глава 2. КАТАСТРОФА И КАТАСТРОФЫ

Грехи ума и сердца

· Что относится к грехам ума?

· Что является основным содержанием грехов ума?

· Почему среди разных видов лжи самообман является самым существенным?

· Почему любая человеческая интерпретация любого явления или процесса в большей или меньшей степени всегда пронизана ложью?

· Что такое своеумие?

· Что необходимо противопоставлять своеумию?

· В чем проявляется такое направление греховной жизни ума, как неискание истины?

· Что такое идеологизмы и в чем их опасность?

· В какой потребности ума коренится склонность к ложным философиям?

· Чем опасно увлечение ложными философиями "по стихиям мира, а не по Христу"?

· В чем греховность мечтательности и романтизма?

· Что представляет собой грех самооправдания?

· Что представляют собой грехи сомнения и скептицизма

· Что является главным нравственным основанием для всех грехов ума вообще?

· Что является главным нравственным основанием для всех грехов сердца

· Что в целом представляют собой грехи сердца?

· Что относится к грехам сердца?

· Как развивается равнодушие к небу?

· Какова греховная сущность и проявления своеволия?

· В чем проявляется слабоволие к добру?

· В чем греховная сущность многопопечительности?

· В чем основа греховных радости и печали?

· Чем греховные радость и печаль отличаются от святых радости и печали?

· В чем греховность претензий и притязаний?

· Что представляет собой греховное бесстрастие?

· В чем состоит греховная сущность беспечности?

· К чему приводит сердечная установка на нежелание скорбей?

· Какие сердечные греховные установки действуют в человеческих взаимоотношениях?

· Что представляют собой расположенности к разным видам зависти, садизму, мазохизму и различным экстатическим состояниям?

· В чем проявляется окамененное нечувствие и какова его нравств. природа?

· Как соотносятся грехи ума и сердца с добрыми качествами ума и сердца?

 

От помысла — к страсти

· Назовите основные этапы развития греха в душе человека.

· Что такое отсечение помыслов?

· Как формируется пристрастие? Что может быть его предметом?

· Как проявляется обладаемость другой человеческой личностью?

· Что такое страсть?

· Какие факторы влияют на возникновение страсти?

· Как проявляется страсть чревообъядения?

· Зачем нужны посты?

· В чем опасность страсти чревообъядения?

· В чем сущность страсти блуда?

· В чем выражается страсть сребролюбия?

· Каковы основные проявления страсти гнева?

· Отчего возникает страсть гнева?

· В чем суть страсти печали?

· Каково духовно-нравственное основание уныния?

· В чем проявляется уныние?

· Как соотносятся страсти гордости и тщеславия?

· В чем суть тщеславия и каковы его проявления?

Искушения и соблазны

· Что значит слово искушение и к кому оно применимо?

· Каков механизм искушения?

· Что такое соблазн? Как он действует?

 

Работа диавола

· Каковы основные действия бесов?

· Какими способами диавол пытается погубить человека?

· Каков механизм демонской работы?

· Как действует диавол на рационалистически настроенных людей и на людей со склонностью к ложному мистицизму?

· Как действует диавол на ум и сердце человека?

 

Влияние мира

· К каким греховным тенденциям приводит человеческое общество автономное развитие мира?

· Каково греховное влияние общественного мнения?

· Что такое «лжеименной разум» и как он действует?

· Какие соблазны власти являются наиболее действующими на людей?

· Что представляет собой соблазн обманной красотой?

· Влияние плоти

· Что такое плоть?

· В чем своеобразие грехов плоти и каково их действие?

· Какое значение придает христианство телу человека?

· В чем проявляется влияние плоти как источника греховной жизни?

 

Совместность усилий диавола, мира и плоти

· Какова обычная схема совместного действия диавола, мира и плоти?

· Какова роль произволения в греховной жизни?

· Каково совместное влияние мира, плоти и диавола на душу человека, нравственно не развитого и на нравственно и духовно сведущего человека?

Глава 6. НРАВСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ВОЛЯ БОЖИЯ

Воля Божия о человеке

· В чем заключается воля Божия относительно человека вообще?

· Как соотносятся воля Божия и Декалог?

· В чем своеобразие проявления воли Божией относительно человека в Новом Завете?

· В чем заключается воля Божия о человеке в его отношении к Богу?

· В чем заключается воля Божия о человеке в его отношениях с другими людьми?

· В чем заключается воля Божия о человеке в его отношении к миру?

· В чем заключается воля Божия о человеке в его отношении к самому себе?

 

Суд Божий и суд человеческий

· Как совершается воля Божия о жизни?

· Как совершается воля каждого человека относительно текущей жизни?

· Чем отличается суд Божий от суда человеческого?

Значение Промысла в жизни человека и его действия

· Как действует Божественный Промысл, руководя человеческую личность ко спасению (с точки зрения внутр жизни человека)?

· Как действует Божественный Промысл извне, руководя человеческую личность ко спасению?

Содержание нравственной жизни и Промысл

· Как действие Промысла связано с нравственным миром личности?

 

Промысл и благодать

· При каких условиях благодать в человеке неплодотворна и бездейственна?

 

Свобода человека и ее извращения

· Почему Бог допускает, чтобы некоторые сердца оставались недоступными действию благодати?

· Как соотносятся свобода человека и исполнение им воли Божией?

· Что такое воля?

· Каким извращениям может подвергаться свобода человека?

 

ГЛАВА 11. ПОСТРОЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА

Преодоление искушений

· О каких двух родах искушений говорят Священное Писание, творения святых отцов, аскетическое сознание и практика?

· Как решается в Св. Писании и Предании вопрос об источнике искушений?

· Каковы общие принципы преодоления искушений, устанавливаемые в Писании и Предании?

· Какова "технология" борьбы с помыслами?

· Как христианин призван относиться к искушениям от непосильных скорбей?

· Какие четыре типа вражеских искушения, находят на человека в час смерти?

· В чем важнейший нравственный смысл преодоления искушений?

 

12. РАДОСТИ И СКОРБИ.

Значение скорби - всегда

· Каковы источники, поводы для скорби в мире сем?

 

Скорби и нравственный мир

· Каково должно быть отношение к скорбям с христианской точки зрения?

 

Скорбь и святость. Добровольные страдания.

· Как соотносятся скорбь и святость?

· Можно ли назвать эти добровольные скорби мучеников и преподобных скорбями и страданиями в собственном смысле?

Значение скорби - теперь (Значение скорби в современном мире)

· Какие источники скорбей наиболее часто встречаются в современном мире?

· В чем отличие скорбей современного человека от скорбей минувших времен?

· В чем усматривает значение скорбей свт. Игнатий Брянчанинов?

· При каком условии скорби спасительны?

 

Скорбь, смирение и терпение

· Как связаны скорби, смирение и терпение?

 

«Печаль яже по Бозе» (Печаль и покаяние)

· Каково духовное содержание той скорби, которую ап. Павел называет «печалью по Богу»?

Скорби и радости: временная и вечная жизнь

· Какой вид скорби связывает временную жизнь с вечностью?

· Почему у христианина радости и скорби имеют более умеренный характер, чем у человека неверующего?

 

ГЛАВА 13. ЛЮБОВЬ БОЖЕСТВЕННАЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ

Любовь и молитва

· Какие религиозные чувства может выражать молитва?

· Каковы нравственные особенности просительной молитвы?

· Каковы нравственные особенности благодарственной молитвы?

· Каковы нравственные особенности молитв покаянного содержания?

· Какие нравственные усилия требуются при молитве по молитвослову?

· Что значат слова ап. Павла: «непрестанно молитесь» (Фес. 5,17)?

· Что необходимо для того, чтобы молитва была благоуспешной?

· Чему учит христиан молитва Самого Иисуса Христа?

· Как связана благоуспешность молитвы с нравственной чистотой молящегося?

· Как связаны любовь и молитва за ближних?

Любовь и Евхаристия

· Почему Божественная литургия в земных условиях, в церкви есть высшее осуществление любви?

Любовь и община

· На каких нравственных принципах строится православная община?

· Чем общинное единение людей принципиально отличается от просто доброго отношения друг к другу в обычном коллективе?

Любовь и единство исповедания

· Какая связь существует между единством исповедания Единого Истинного Бога в чистоте вероучения и любовью?

· Можно ли сводить единство исповедания к одинаковому пониманию вероучительных догматов?

Виды искажений и подмен любви

· Какие виды искажений и подмен любви существуют?

· В чем проявляется подмена духовных отношений т.н. «душевностью»?

· Почему деятельность воображения представляет опасность для религиозной жизни?

· Какие искажения возможны в отношении к священникам?

· Чем пристрастие отличается от истинной любви?

· В чем проявляется «собственничество» в любви?

· Какие искажения встречаются и в любви к «дальним» без любви к «ближним»?

· Как сказывается на любви эгоизм?

· Которая из двух заповедей любви должна стоять на первом плане и почему?

 

Блж. Августин

Аврелий Августин (Aurelius Augustinius) (354-430) – виднейший латинский богослов и философ, один из великих западных отцов Церкви. Он родился в Северной Африке в небогатой провинциальной семье, в молодости испытал влияние матери - христианки, но долгое время оставался безразличным к религии. Пережил увлечение манихейством, затем – скептицизмом. В Милане он слушал проповеди свт. Амвросия Медиоланского, начал изучать послания ап. Павла. На Пасху 387 г. Августин принял Крещение от свт. Амвросия. Вскоре он вернулся в Северную Африку, стал пресвитером, а затем – епископом г. Гиппон Регий.

Если на Востоке было множество крупных богословов, то на Западе Августин не имел себе равных, и его учение определяло ход развития латинской богословской мысли вплоть до появления средневековой схоластики. В ряду моральных проблем Августин выделял два основных вопроса: каким должен быть человек и насколько это в его силах. В отношении к этим вопросам взгляды Августина претерпели значительную эволюцию. Первоначально он полагал, что человек обладает свободной волей и способен выбирать между добром и злом. Затем он приходит к мысли о том, что человек, «великая бездна», слишком слаб, чтобы самостоятельно преодолеть зло в самом себе. Постепенно у Августина начинает складываться концепция предопределения. Эта концепция окончательно сформировалась в период написания им антипелагианских трактатов («О благодати и свободном произволении», «О предопределении святых»). Спор с Пелагием сводился к определению отношения божественной благодати к человеческой природе и свободе. Согласно Пелагию, главным фактором спасения выступает свободная человеческая личность, которая воссоединяется с Богом по независимому почину своей воли, т.е. фактически, человек спасает себя сам, без действия благодати Божией. Августин, осуждая пелагианство, приходит к отказу от свободы воли. Он говорит о том, что Бог создал человека праведным и с волей, способной к добру и к злу. Адам и Ева могли не грешить (posse non peccare). Но после грехопадения Адама воля человека стала способна только на зло (non posse non peccare). Если у людей и сохранилось свободное произволение, то лишь по отношению к греховным действиям, и теперь люди способны творить благо лишь с помощью благодати, которая несоизмерима с заслугами и дается тому, кто избран и предопределен к спасению. Люди не способны постичь, по каким основаниям совершается это предопределение к спасению, но они должны верить в справедливость решений Бога и всегда славить Его. В этой концепции духовная работа человеческой личности практически не имеет никакого значения. Согласно Августину, даже усвоение плодов искупительной жертвы Христа зависит не от человека, ибо и саму веру во Христа, и исполнение Его заповедей, и добрые дела следует приписывать только милости Бога. Сотериологическое учение блж. Августина характеризуется непоследовательностью. Он утверждает, что сила благодати, как проявление всемогущей воли Божией, действует на человека непреодолимо. В то же время это непреодолимое действие благодати не уничтожает свободу человека, потому что, по мнению Августина, в падшем состоянии человек вовсе ее не имеет: напротив, благодать восстанавливает истинную человеческую свободу, разрешая лишь узы греха, которыми человек связан в обычном состоянии. При этом у Августина можно найти множество высказываний, не укладывающихся в концепцию предопределения. В православном учении о спасении противоречие между свободой и ответственностью человека за свои поступки и его спасением по благодати Божией снимается в понятии синергии между человеческой и Божественной волей. Августин же отступает от христианского идеала, согласно которому во Христе человек примиряется с Богом, свобода – с благодатью.

Хотя православное богословие критически относится к некоторым аспектам учения блж. Августина, Православная Церковь всегда признавала его святость и авторитет.

Память блаженного Августина, епископа Иппонийского, празднуется 15/28 июня.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...