О благодати и свободном произволении
· Признает ли блж. Августин существование свободной воли? · Какова роль свободы воли и благодати в творении человеком добра? · Какой силой побеждается грех? · Можно ли, согласно блж. Августину, утверждать, что благодать подается по человеческим заслугам? · В каком смысле блж. Августин считает возможным говорить о добрых заслугах человека? · Каково отношение веры к благодати и делам? · Считает ли блж. Августин дела необходимыми для спасения? · Можно ли считать, согласно блж. Августину, что вечная жизнь дается человеку по его заслугам? · Как он трактует принцип воздаяния? · Каково отношение благодати к закону? · Какого рода действие оказывает благодать? · Какими характеристиками обладает человеческая воля? · Может ли человек сам хотеть добра и сам творить его? · Как, согласно блж. Августину, соотносятся заповеди, свобода воли и благодать? · Как вы понимаете тезис блж. Августина: «Когда говорится «Будем любить друг друга», - се есть закон; когда говорится: «Ибо любовь от Бога», - се благодать»? · Как вы понимаете тезис блж. Августина: «…избрали они < Бога >, потому что избраны были; не потому избраны были, что избрали они»? · Что первично – благодать или человеческое произволение? · Каков общий вывод блж. Августина об отношении благодати к человеческой воле? · Какие высказывания блж. Августина свидетельствуют о том, что он допускает предопределение? · Каковы, согласно блж. Августину, источники злобы в сердцах людей? · Как блж. Августин решает проблему теодицеи? · Каково ваше отношение к идеям блж. Августина?
Фома Кемпийский Фома Кемпийский (Thomas a Kempis, Томас Хемеркен) (ок.1380, Германия – 1471, Нидерланды) – монах, автор религиозно-дидактических сочинений. Он был сыном кузнеца, с 12 лет воспитывался в среде «братьев общей жизни», участников мистического движения «современное благочестие». Они делали акцент на внутреннем состоянии человека, его индивидуальном отношении к Богу и вытекающем из этого неформальном благочестии. «Братья» и «сестры», не давая специального обета, поселялись общинами, жертвовали им свое имущество, содержали школы, приюты, госпитали, содействовали религиозному просвещению перепиской Священного Писания и благочестивых книг. Особое внимание они уделяли сочетанию трудовой и нравственно чистой жизни в миру с духовным самосовершенствованием верующего. Общины мирян были тесно связаны с августинскими монастырями. В августинском монастыре прошла вся жизнь Фомы. Здесь он получил священнический сан, стал автором ряда трактатов о монашеской жизни и религиозном воспитании, многочисленных проповедей и хроники монастыря. Но известность его связана, прежде всего, с тем, что ему приписывают авторство трактата «О подражании Христу» (De imitatione Christi). Трактат получил распространение как анонимный, и, начиная с XVII в., ведутся дискуссии о его авторстве. В числе возможных авторов называли Иоанна Скота Эриугену, св. Бернарда, Бонавентуру, Иннокентия III и др., однако идейное и стилистическое сходство трактата с другими сочинениями Фомы Кемпийского свидетельствует в его пользу. Книга написана простым языком и представляет собой свод католической этики позднего средневековья. Мир лежит во зле, только подражание жизни Христа может спасти человека и дать ему блаженство.
Трактат Фомы Кемпийского «О подражании Христу» приобрел очень широкую популярность, он переиздавался более 2000 раз и занимает в западно-христианском мире второе место после Библии в ряду религиозной литературы. Но в православной литературе отношение к данному произведению весьма критическое. Вот оценка свт. Игнатия (Брянчанинова): «Книга «Подражание» ведет читателей своих прямо к общению с Богом, без предочищения покаянием, - почему и возбуждает особенное сочувствие к себе в людях страстных, незнакомых с путем покаяния, не предохраненных от самообольщения и прелести, не наставленных правильному жительству учением Святых Отцов Православной Церкви. …Высокоумие, утонченное сладострастие и тщеславие выставляются книгою за действие благодати Божией». Еп. Игнатий приводит целый ряд суждений православных христиан об этом трактате. Вот некоторые из них. Старцу Исаии, иноку, безмолствовавшему в Никифоровской пустыне Олонецкой епархии, преуспевшему в умной молитве и сподобившемуся благодатного осенения, был прочитан отрывок из «Подражания». Он засмеялся и воскликнул: «О! Это написано из мнения. Тут нет ничего истинного! Тут все – придуманное! Какими представлялись Фоме духовные состояния, и как он мнил о них, не зная их по опыту, так и описал их». Некоторый помещик, воспитанный в духе православия, увидев «О подражании Христу» в руках своей дочери, воспретил ей чтение книги, сказав: «Я не хочу, чтоб ты последовала моде, и кокетничала пред Богом».
О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ Книга 1.Наставления, полезные для духовной жизни. · Какой смысл вкладывает Фома Кемпийский в понятие «подражание Христу»? · Что Фома Кемпийский называет суетой? · В чем проявляется благоразумии в деяниях? · К чему приводят неумеренные желания? · Каким образом следует избегать суетных надежд и гордости? Почему это необходимо? · Какими принципами Фома Кемпийский советует руководствоваться в общении с окружающими? · Почему нужно избегать излишества в словах? · В чем состоит польза напастей? · В чем польза искушений? · Каковы причины искушений и как они преодолеваются? · В чем проявляется терпимость к чужим недостаткам? Книга 2. Наставления ко внутренней жизни. · Каким образом следует настраиваться на внутреннюю беседу с Богом? · Как вы понимаете слова «Дай место Христу в сердце своем и никого и ничего не впускай туда»? · В чем проявляется смиренная покорность? · Чем умиротворенный человек отличается от неумиротворенного?
· Как следует относиться к мнению окружающих о нас? · Почему в жизни христианина утешения соседствуют с искушениями? · Кого Фома Кемпийский называет истинно любящими Христа? · Почему для спасения необходимо нести свой крест? Книга 3. О внутренней беседе Господа нашего с верною душою.
· Сопоставьте «О подражании Христу» Фомы Кемпийского с «Тремя словами о несении креста» свт. Феофана Затворника и беседой преп. Серафима Саровского с Мотовиловым о цели христианской жизни.
Б. Паскаль Блез Паскаль (Pascal, 1623-1662) – французский религиозный философ, писатель - моралист, математик и физик. Он занимался интенсивным научным творчеством, но в конечном итоге оставил его ради занятий философией и богословием, удалившись в 1655 г. в монастырь Пор-Рояль, где находилась янсенистская община. Здесь Паскаль принял активное участие в борьбе янсенистов Пор-Рояля против иезуитов, выпустив памфлет «Письма к провинциалу» (Lettres Provinciales, 1656-1657). Между янсенистами и иезуитами существовали серьезные догматические расхождения, но главное, что вызывало острое неприятие Паскаля, - это проповедуемые и реализуемые иезуитами на практике нравственные принципы. Чтобы оценить все значение полемики Паскаля с иезуитами, необходимо принять во внимание основные положения их моральной доктрины, а также уяснить суть понятий казуистики и пробабилизма. Роль казуистики, как богословской дисциплины, в развитии католической моральной теологии охарактеризована во введении к данному методическому пособию. Здесь следует отметить, что с течением времени понятие «казуистика» стали использовать в переносном смысле для обозначения изворотливости в доказательстве ложных или сомнительных положений. Под иезуитизмом в узком смысле слова понимают монашеский идеал и тип духовности, выработанные католическим монашеским орденом иезуитов – Обществом Иисуса, основанным в 1540 г. Игнатием Лойолой. Иезуиты отстаивали идею активного служения Богу как высшей цели человека. Задача человека – разумно использовать вверенный ему мир в той мере, в какой он может быть ему полезен для достижения этой высшей цели. Поэтому человек находится в состоянии постоянного выбора средств в зависимости от актуальной ситуации. В этой связи Игнатий Лойола своем сочинении «Духовные упражнения» выдвинул максиму «благоразумной любви»: «Желать и выбирать всегда лишь то, что нам больше помогает в достижении цели, для которой мы сотворены». Степень соответствия избранных средств этой высшей цели в каждой конкретной ситуации человек определяет с помощью своего разума. В этом пункте рассуждений иезуитов крылась серьезная опасность крайней рационализации и прагматизма – просчитывания выгоды настоящего момента. Воззрения иезуитов в области моральной теологии в основных своих чертах опирались на положения томизма (учения Фомы Аквинского). В то же время иезуиты способствовали вычленению моральной теологии из догматического учения в качестве самостоятельной дисциплины. В эту эпоху основные положения моральной теологии излагались в т.н. «Моральных наставлениях» (Institutiones morales) для подготовки католических священников, в которых описывались те нравственные проблемы, которые могли возникать, когда им приходилось принимать исповеди. Эти учебники составлялись в казуистическом духе, все поступки оценивались исключительно через призму дозволенного и недозволенного. Одним из «образцовых» учебников подобного рода считался труд Г. Бузенбаума «Суть моральной теологии». Это сочинение было написано с позиций пробабилизма (от лат. probabilis – вероятный). Суть этого учения в следующем. При принятии практического решения из-за незнания полноты истины (является ли данный поступок дозволенным или нет), следует руководствоваться тем мнением, которое представляется наиболее вероятным и доказательным. Эта тактика принятия решений оправдывает любой поступок, относительно которого можно найти какой-либо положительный аргумент. Фактически, пробабилизм приспосабливается к человеческим слабостям. Он утверждает, что человек грешит лишь тогда, когда совершает заведомо греховный поступок, но если в поступке есть только вероятность греха, то совершать его можно. Главный критерий, позволяющий судить о допустимости какого-либо поступка, - это уверенная совесть. Из этого утверждения можно было сделать вывод, что лучше поступать плохо с уверенностью, что поступаешь хорошо, чем делать и сомневаться: а хорошо ли это? Здесь получается, что вопрос о том, как следует поступить, решается не на основе нравственности и религиозности, а на основе субъективного желания и произвола. Но при этом пробабилизм пытается выдать очевидную субъективность решений за поиск объективных оснований для них, и таким образом представляет собой еще и форму лицемерия. Пробабилизм использовался иезуитами для обоснования допустимости любых своих поступков путем стирания граней между добрым, подобающим и злым, недопустимым. Бузенбаум утверждал, что «человеку дано право пользоваться допустимыми средствами для достижения допустимой цели». Этот тезис перекликался с максимой «благоразумной любви» Лойолы и впоследствии был трансформирован в принцип «Цель оправдывает средства». Испанский иезуит А. Эскобар – и – Мендоса открыто проповедовал, что благие намерения оправдывают действия, порицаемые моралью и законами (справедливости ради следует признать, что принципом «цель оправдывает средства» пользовались и пользуются не только иезуиты).
Паскаль разоблачил казуистику иезуитов, показал, что их мораль является приспособленческой и бесчестной, оправдывает все средства, вплоть до убийства, для достижения цели. Хотя догматическое учение янсенистов было осуждено специальной буллой папы, и они подвергались притеснениям со стороны официальной католической церкви, после публикации «Писем» Паскаля общественное мнение встало на их сторону. С этих пор имя иезуита стало часто использоваться в переносном смысле, с отчетливым негативным оттенком, как синоним лицемерия, своекорыстия, коварства и лжи. Нужно иметь в виду, что Паскаль вошел в историю мысли отнюдь не только как критик иезуитской морали. Он – создатель уникальной философской антропологии. Он говорил об особой роли сердца в человеческом существовании: «у сердца свои законы, которых разум не знает». «Мудрость сердца» состоит в любви и милосердии. Вслед за Августином Паскаль рассматривал любовь как движущую силу познания, а «логику сердца» – как основу истины. Именно любовь приводит человека к высшей форме познания – познанию Бога. Его религиозное кредо выражено в ставших знаменитыми словах: «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и ученых». Он подчеркивал, что деизм почти так же далек от христианской религии, как и атеизм. Философия Паскаля оказала существенное влияние на европейскую культуру. Паскаль предвосхитил ряд идей Г. Лейбница, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, А. Шопенгауэра, М. Шелера и многих других. Однако его философия сердца особенно близка русской философии и культуре. В ряду близких ему по духу мыслителей можно назвать И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, Ф.М. Достоевского, В.В. Розанова, И.А. Ильина, Б.П. Вышеславцева. О. Павел Флоренский находил у Паскаля «какое-то особое родство с православием». ПИСЬМА К ПРОВИНЦИАЛУ · Охарактеризуйте общую проблематику работы. · Каково отношение Паскаля к описываемым им явлениям? Письмо 9. · Что представляет собой предлагаемое иезуитами почитание Пресвятой Девы? · Какие грехи иезуиты считают простительными? · Какие аргументы приводятся в пользу того, что это грехи простительные? · Какими способами предлагают иезуиты избегать лжи, утверждая то, что является ложным? · Каким образом иезуиты предлагают избегать исполнения обещаний? · Как иезуиты расценивают тщеславие? · Каково отношение иезуитов к проблеме женской скромности? · Какие способы слушать обедню предлагают иезуиты? Письмо 10. · Какими соображениями оправдывают иезуиты смягчения, вносимые ими в таинство исповеди? Оцените эти соображения с позиций евангельской этики. · Какими способами иезуиты предлагают преодолевать чувство стыда, охватывающее человека при покаянии? · Оцените с позиций святоотеческого учения о страстях следующий тезис: «Привычка увеличивает тяжесть греха, но она не изменяет его природы». · О каком понимании таинства покаяния и роли духовника свидетельствуют описанные Паскалем явления? · Как иезуиты понимают любовь к Богу? · Покажите связь иезуитской этики с католической духовной традицией. · Оцените явления, описанные Паскалем в 9 и 10 письмах, с позиций евангельской этики. Письмо 15. · Ради достижения каких целей иезуиты готовы оправдать использование клеветы? · Как решается в иезуитской этике проблема целей и средств?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|