Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Душеполезные поучения и послания




2. О смиренномудрии

· Почему дьявол называется врагом и противником?

· В чем проявляется смирение?

· Как смиренный человек переносит скорби?

· Какие разновидности гордости и смирения называет авва Дорофей?

· Как приобретается смирение?

· Почему телесные труды способны приводить душу к смирению?

3. О совести

· Каков источник совести в человеке?

· Можно ли утратить совесть?

· Почему совесть называется соперником человека?

· Почему авва Дорофей предостерегает против малых проступков?

· Что такое «хранение совести»?

4.О страхе Божием

· В чем разница между первоначальным и совершенным страхом Божиим? Какая связь между ними?

· В чем нравственный смысл разграничения духовных позиций раба, наемника и сына?

· Как приобретается совершенный страх?

· Что лишает человека страха Божия?

· В чем проявляется дерзость, и чем она опасна?

· Как следует поступать при виде согрешающего ближнего?

· Как вы понимаете смысл тех наставлений, которые авва Дорофей получил от старца Иоанна?

· Какое значение придает авва Дорофей устроению души?

· Как авва Дорофей понимает пользу?

6.О том, чтобы не судить ближнего

· В чем опасность «малых» прегрешений?

· К каким последствиям ведет осуждение ближнего?

· Чем осуждение отличается от порицания?

· Почему только Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать?

· В чем смысл притчи о двух девочках, воспитанных святой и блудницей?

· В чем выражается уничижение ближнего?

· Какое отношение к согрешающему авва Дорофей считает правильным?

· Как связаны между собой любовь к Богу и любовь к ближним?

7. О том, чтобы укорять себя, а не ближнего

· В силу каких причин человек может без смущения переносить оскорбления?

· Почему нас смущают оскорбления?

· Может ли быть оскорбление без повода?

· Каково должно быть расположение духа человека в ситуации, когда он получает больше необходимого?

· Каково должно быть расположение духа человека в ситуации, когда он не получает необходимого?

8.О злопамятности

· Как следует вести себя в случае оскорбления?

· Какие виды злопамятности называет авва Дорофей?

· Каким образом нужно изживать памятозлобие?

9.О том, что не должно лгать

· В чем состоит духовно-нравственная опасность лжи?

· Какие виды лжи существуют?

· Каковы, согласно авве Дорофею, причины лжи?

· При каких условиях допустима неправда?

· Что значит «лгать жизнью»?

11.О том, чтобы отсекать страсти

· Какова причина возникновения злобы?

· Каким образом человек должен очищать свое сердце?

13.Как переносить искушения

· Каково должно быть отношение христианина к искушениям?

· Почему человек склонен согрешать в искушениях?

· Как должен вести себя человек, искушаемый страстью?

14. О совершении добродетелей

· Что авва Дорофей понимает под душевным домом? Почему он использует именно этот образ?

· Как созидается дом души?

· Как вы понимаете слова аввы Дорофея: «Всякая добродетель, совершаемая без смирения, не есть добродетель»?

· Что значит «разумно совершать добродетели»?

· Почему человек не должен думать, что добродетели превышают его силы, и он не может достигнуть их?

· Как вы понимаете слова: «Все бывающее бывает или по благоволению Божию, или попустительно»?

· Как вы понимаете слова: «Не всякий делающий что-либо благое делает это благоугодно Богу»?

· Какая добродетель, согласно авве Дорофею, в наибольшей степени уподобляет человека Богу?

· Какими мотивами может руководствоваться человек, подавая милостыню?

· Что такое «разумная милостыня»?

· Как можно оказать милость ближнему?

ДОБРОТОЛЮБИЕ

«Добротолюбие» (от греч. «филокалия» – любовь к прекрасному, возвышенному, доброму) – свод текстов святоотеческого происхождения и нравственно-аскетического содержания, суммирующий духовный опыт восточно-христианского монашества. В этот свод входят творения свв. Антония Великого, Ефрема Сирина, Григория Паламы, Иоанна Лествичника, Макария Великого, Нила Синайского Максима Исповедника и многих других христианских подвижников. «Добротолюбие» было составлено преп. Никодимом Святогорцем (1749-1808), духовным писателем, подвизавшимся на Афоне, и впервые опубликовано в Венеции в 1782 г. Вскоре после выхода в свет «Добротолюбие» было переведено на церковно-славянский язык св. Паисием Величковским. В XIX в. свят. Феофан Затворник осуществил перевод «Добротолюбия» на русский язык, дополнив его некоторыми текстами, имевшимися в греческом оригинале, но не входившими в славянский перевод.

Русское «Добротолюбие» обычно издается в пяти томах. Разделение на пять томов не случайно. Каждая из частей соответствует определенному этапу духовного совершенствования.

«Добротолюбие» представляет собой уникальную школу духовно-нравственного совершенствования, опирающуюся на аскетический и мистический опыт подвижников благочестия IV-XI вв. В основе лежит идеал нравственного совершенства, явленный в личности Иисуса Христа. В самом общем виде путь подвижника в «Добротолюбии» характеризуется следующими вехами: призвание к посвященной Богу жизни, невозможность его осуществления в мирской жизни, отречение от мира, уход в пустыню, первоначальное подвижничество под руководством духовного наставника – старца, отшельника, борьба со страстями и преображение их в добродетели, противостояние смерти и демоническим силам, переживание опыта духовной оставленности, сораспятие со Христом, совоскресение со Христом, исполнение Духом Святым, преображение и окончательное соединение души с Богом.

«Добротолюбие» оказало огромное влияние на русскую духовную культуру. Появление отечественного «Добротолюбия» ознаменовало собой возрождение в России традиции исихазма. «Добротолюбие» стало, по определению А.В. Карташева, «настольной книгой» русского старчества. Являясь энциклопедическим сводом святоотеческой мысли, оно также послужило основой для развития «византинистского» (т.е. православно ориентированного) направления в русской философии.

При работе с творениями свв. отцов, входящими в «Добротолюбие», целесообразно основное внимание уделять следующим моментам: источники восьми главных страстей, проявления страстей, взаимосвязь и взаимообусловленность страстей, способы борьбы с ними.

 

Преп. Симеон Новый Богослов

СЛОВО 7

· Почему скорби и лишения необходимо рассматривать как проявления Божией любви к человеку?

· Почему бедность – это Божие благодеяние Бога?

· Почему хулящего бедность прп. Симеон называет отрицающимся христианства?

· В чем состоит необходимость для христиан иметь скорби и беды?

 

СЛОВО 31

· Какими чертами прп. Симеон НБ характеризует смирение и гордость?

· От чего рождается гордость?

· Какое значение имеет познание самого себя для борьбы с гордостью?

· Зачем «Всякому необходимо сознать, что он ничто»?

· Что прп. Симеон Новый Богослов называет главной чертой христианина?

· Что прп. Симеон Новый Богослов относит к двум жертвам, благоприятным Богу, без которых нет спасения?

· Имеют ли значение аскетические подвиги без стяжания добродетели смирения?

· Какой признак того, что человек приближается к Богу?

· Где рождаются смирение и гордость?

 

Преп. Никодим Святогорец.

НЕВИДИМАЯ БРАНЬ

Часть 1.

Гл.1.В чем состоит христианское совершенство.

· При каких условиях совершенствование во внешних добродетелях может представлять для человека духовную опасность?

· Как достичь христианского совершенства?

· Какие четыре вещи необходимы для успеха в духовной брани?

 

Гл.24. Общие уроки об употреблении чувств

· Почему нужно следить за употреблением внешних чувств?

· Какие правила употребления чувств предлагает преп. Никодим Святогорец?

Гл.25. О том, как управлять языком

· Что преп. Никодим Святогорец называет двигателем языка?

· Каковы причины многословия?

· Чего, согласно советам преп. Никодима Святогорца, следует избегать в своей речи?

 

Гл.40. Должно любить случаи к добродетелям особенно затруднительные

· Почему нужно любить случаи к добродетелям особенно затруднительные?

· Как следует относиться к несправедливым нападкам?

· Почему Бог любит, чтобы мы переносили скорби от людей, облагодетельствованных нами?

 

Гл.45. Если судим строго ближних, то это от высокого о себе мнения и от наущения вражеского.

Как преодолеть эту склонность.

· Какая связь между гордостью и осуждением?

· Как нужно бороться с помыслом осуждения?

Часть 2.

Гл.15. О способах к хранению мира внутреннего

· Что преп. Никодим Святогорец относит к основанным способам сохранения сердечного мира?

Гл.16. Мало-помалу установляется мир в сердце

· Что является основанием сердечного мира?

Преп. Серафим Саровский

Преп. Серафим Саровский (в миру Прохор Мошнин, 1759-1833) – один из наиболее почитаемых святых Русской Православной Церкви. Родился в г. Курске в семье купца. В 1778 г. стал послушником Саровской пустыни, через 8 лет был пострижен в монашество с именем Серафим. Добровольно удалясь в пустыню, проводил все время в строгом посте, молитве и трудах. Он наложил на себя трехлетнее молчальничество, затем в течение пяти лет был в полном затворе, в последствии в продолжение десяти лет находился в ослабленном затворе, т.е. принимал приходивших и приезжавших к нему людей. Выйдя из затвора, приложил много трудов к устроению и расширению Дивеевской женской общины. Он был наделен дарами прозрения и исцеления. Преп. Серафим Саровский в течение своей земной жизни 12 раз сподобился видений Божией Матери. И ко Господу он отошел во время молитвы перед иконой Божией Матери.

Помимо важнейшего богатства, переданного Церкви преп. Серафимом, - опыта живого молитвенного общения, он оставил и наставления. Как правило, они были краткими. Некоторые записал он сам, некоторые – те, кто слышал его. Николай Александрович Мотовилов был чудесно исцелен преп. Серафимом от тяжелой и продолжительной болезни. Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни состоялась в 1831 г. Эта беседа – одна из самых замечательных страниц в русском святоотеческом учении. Помимо учения о сущности христианской жизни, она включает изъяснение многих важных мест Священного Писания.

Преп. Серафим всегда был исполнен духовной радости и щедро изливал ее на тех, кто оказывался рядом с ним, обращаясь к каждому приходящему со словами «Радость моя! Христос воскресе!» Он всей своей жизнью подтверждал верность собственному завету «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Память преп. Серафима Саровского совершается 2/15 января и 19 июля/1 августа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...