Душеполезные поучения и послания
2. О смиренномудрии · Почему дьявол называется врагом и противником? · В чем проявляется смирение? · Как смиренный человек переносит скорби? · Какие разновидности гордости и смирения называет авва Дорофей? · Как приобретается смирение? · Почему телесные труды способны приводить душу к смирению? 3. О совести · Каков источник совести в человеке? · Можно ли утратить совесть? · Почему совесть называется соперником человека? · Почему авва Дорофей предостерегает против малых проступков? · Что такое «хранение совести»? 4.О страхе Божием · В чем разница между первоначальным и совершенным страхом Божиим? Какая связь между ними? · В чем нравственный смысл разграничения духовных позиций раба, наемника и сына? · Как приобретается совершенный страх? · Что лишает человека страха Божия? · В чем проявляется дерзость, и чем она опасна? · Как следует поступать при виде согрешающего ближнего? · Как вы понимаете смысл тех наставлений, которые авва Дорофей получил от старца Иоанна? · Какое значение придает авва Дорофей устроению души? · Как авва Дорофей понимает пользу? 6.О том, чтобы не судить ближнего · В чем опасность «малых» прегрешений? · К каким последствиям ведет осуждение ближнего? · Чем осуждение отличается от порицания? · Почему только Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать? · В чем смысл притчи о двух девочках, воспитанных святой и блудницей? · В чем выражается уничижение ближнего? · Какое отношение к согрешающему авва Дорофей считает правильным? · Как связаны между собой любовь к Богу и любовь к ближним? 7. О том, чтобы укорять себя, а не ближнего · В силу каких причин человек может без смущения переносить оскорбления?
· Почему нас смущают оскорбления? · Может ли быть оскорбление без повода? · Каково должно быть расположение духа человека в ситуации, когда он получает больше необходимого? · Каково должно быть расположение духа человека в ситуации, когда он не получает необходимого? 8.О злопамятности · Как следует вести себя в случае оскорбления? · Какие виды злопамятности называет авва Дорофей? · Каким образом нужно изживать памятозлобие? 9.О том, что не должно лгать · В чем состоит духовно-нравственная опасность лжи? · Какие виды лжи существуют? · Каковы, согласно авве Дорофею, причины лжи? · При каких условиях допустима неправда? · Что значит «лгать жизнью»? 11.О том, чтобы отсекать страсти · Какова причина возникновения злобы? · Каким образом человек должен очищать свое сердце? 13.Как переносить искушения · Каково должно быть отношение христианина к искушениям? · Почему человек склонен согрешать в искушениях? · Как должен вести себя человек, искушаемый страстью? 14. О совершении добродетелей · Что авва Дорофей понимает под душевным домом? Почему он использует именно этот образ? · Как созидается дом души? · Как вы понимаете слова аввы Дорофея: «Всякая добродетель, совершаемая без смирения, не есть добродетель»? · Что значит «разумно совершать добродетели»? · Почему человек не должен думать, что добродетели превышают его силы, и он не может достигнуть их? · Как вы понимаете слова: «Все бывающее бывает или по благоволению Божию, или попустительно»? · Как вы понимаете слова: «Не всякий делающий что-либо благое делает это благоугодно Богу»? · Какая добродетель, согласно авве Дорофею, в наибольшей степени уподобляет человека Богу? · Какими мотивами может руководствоваться человек, подавая милостыню? · Что такое «разумная милостыня»? · Как можно оказать милость ближнему? ДОБРОТОЛЮБИЕ
«Добротолюбие» (от греч. «филокалия» – любовь к прекрасному, возвышенному, доброму) – свод текстов святоотеческого происхождения и нравственно-аскетического содержания, суммирующий духовный опыт восточно-христианского монашества. В этот свод входят творения свв. Антония Великого, Ефрема Сирина, Григория Паламы, Иоанна Лествичника, Макария Великого, Нила Синайского Максима Исповедника и многих других христианских подвижников. «Добротолюбие» было составлено преп. Никодимом Святогорцем (1749-1808), духовным писателем, подвизавшимся на Афоне, и впервые опубликовано в Венеции в 1782 г. Вскоре после выхода в свет «Добротолюбие» было переведено на церковно-славянский язык св. Паисием Величковским. В XIX в. свят. Феофан Затворник осуществил перевод «Добротолюбия» на русский язык, дополнив его некоторыми текстами, имевшимися в греческом оригинале, но не входившими в славянский перевод. Русское «Добротолюбие» обычно издается в пяти томах. Разделение на пять томов не случайно. Каждая из частей соответствует определенному этапу духовного совершенствования. «Добротолюбие» представляет собой уникальную школу духовно-нравственного совершенствования, опирающуюся на аскетический и мистический опыт подвижников благочестия IV-XI вв. В основе лежит идеал нравственного совершенства, явленный в личности Иисуса Христа. В самом общем виде путь подвижника в «Добротолюбии» характеризуется следующими вехами: призвание к посвященной Богу жизни, невозможность его осуществления в мирской жизни, отречение от мира, уход в пустыню, первоначальное подвижничество под руководством духовного наставника – старца, отшельника, борьба со страстями и преображение их в добродетели, противостояние смерти и демоническим силам, переживание опыта духовной оставленности, сораспятие со Христом, совоскресение со Христом, исполнение Духом Святым, преображение и окончательное соединение души с Богом. «Добротолюбие» оказало огромное влияние на русскую духовную культуру. Появление отечественного «Добротолюбия» ознаменовало собой возрождение в России традиции исихазма. «Добротолюбие» стало, по определению А.В. Карташева, «настольной книгой» русского старчества. Являясь энциклопедическим сводом святоотеческой мысли, оно также послужило основой для развития «византинистского» (т.е. православно ориентированного) направления в русской философии.
При работе с творениями свв. отцов, входящими в «Добротолюбие», целесообразно основное внимание уделять следующим моментам: источники восьми главных страстей, проявления страстей, взаимосвязь и взаимообусловленность страстей, способы борьбы с ними.
Преп. Симеон Новый Богослов СЛОВО 7 · Почему скорби и лишения необходимо рассматривать как проявления Божией любви к человеку? · Почему бедность – это Божие благодеяние Бога? · Почему хулящего бедность прп. Симеон называет отрицающимся христианства? · В чем состоит необходимость для христиан иметь скорби и беды?
СЛОВО 31 · Какими чертами прп. Симеон НБ характеризует смирение и гордость? · От чего рождается гордость? · Какое значение имеет познание самого себя для борьбы с гордостью? · Зачем «Всякому необходимо сознать, что он ничто»? · Что прп. Симеон Новый Богослов называет главной чертой христианина? · Что прп. Симеон Новый Богослов относит к двум жертвам, благоприятным Богу, без которых нет спасения? · Имеют ли значение аскетические подвиги без стяжания добродетели смирения? · Какой признак того, что человек приближается к Богу? · Где рождаются смирение и гордость?
Преп. Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ Часть 1. Гл.1.В чем состоит христианское совершенство. · При каких условиях совершенствование во внешних добродетелях может представлять для человека духовную опасность? · Как достичь христианского совершенства? · Какие четыре вещи необходимы для успеха в духовной брани?
Гл.24. Общие уроки об употреблении чувств · Почему нужно следить за употреблением внешних чувств? · Какие правила употребления чувств предлагает преп. Никодим Святогорец? Гл.25. О том, как управлять языком · Что преп. Никодим Святогорец называет двигателем языка? · Каковы причины многословия? · Чего, согласно советам преп. Никодима Святогорца, следует избегать в своей речи?
Гл.40. Должно любить случаи к добродетелям особенно затруднительные · Почему нужно любить случаи к добродетелям особенно затруднительные? · Как следует относиться к несправедливым нападкам? · Почему Бог любит, чтобы мы переносили скорби от людей, облагодетельствованных нами?
Гл.45. Если судим строго ближних, то это от высокого о себе мнения и от наущения вражеского. Как преодолеть эту склонность. · Какая связь между гордостью и осуждением? · Как нужно бороться с помыслом осуждения? Часть 2. Гл.15. О способах к хранению мира внутреннего · Что преп. Никодим Святогорец относит к основанным способам сохранения сердечного мира? Гл.16. Мало-помалу установляется мир в сердце · Что является основанием сердечного мира? Преп. Серафим Саровский Преп. Серафим Саровский (в миру Прохор Мошнин, 1759-1833) – один из наиболее почитаемых святых Русской Православной Церкви. Родился в г. Курске в семье купца. В 1778 г. стал послушником Саровской пустыни, через 8 лет был пострижен в монашество с именем Серафим. Добровольно удалясь в пустыню, проводил все время в строгом посте, молитве и трудах. Он наложил на себя трехлетнее молчальничество, затем в течение пяти лет был в полном затворе, в последствии в продолжение десяти лет находился в ослабленном затворе, т.е. принимал приходивших и приезжавших к нему людей. Выйдя из затвора, приложил много трудов к устроению и расширению Дивеевской женской общины. Он был наделен дарами прозрения и исцеления. Преп. Серафим Саровский в течение своей земной жизни 12 раз сподобился видений Божией Матери. И ко Господу он отошел во время молитвы перед иконой Божией Матери. Помимо важнейшего богатства, переданного Церкви преп. Серафимом, - опыта живого молитвенного общения, он оставил и наставления. Как правило, они были краткими. Некоторые записал он сам, некоторые – те, кто слышал его. Николай Александрович Мотовилов был чудесно исцелен преп. Серафимом от тяжелой и продолжительной болезни. Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни состоялась в 1831 г. Эта беседа – одна из самых замечательных страниц в русском святоотеческом учении. Помимо учения о сущности христианской жизни, она включает изъяснение многих важных мест Священного Писания. Преп. Серафим всегда был исполнен духовной радости и щедро изливал ее на тех, кто оказывался рядом с ним, обращаясь к каждому приходящему со словами «Радость моя! Христос воскресе!» Он всей своей жизнью подтверждал верность собственному завету «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи». Память преп. Серафима Саровского совершается 2/15 января и 19 июля/1 августа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|