Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глоссарий к курсу «нравственное богословие»




АГАПЭ (греч. αγαπη - любовь) - термин, обозначающий в Библии и патристической письменности понятие христианской любви-милосердия. А. является одним из четырех греч. слов, которым в современном русском языке соответствует слово «любовь» и слова в других европейских языках, - наряду с «филией» (φιλια), «эросом» (ερως) и «сторгэ» (στοργη). Слово «филия» в греческих текстах, в т.ч. у Аристотеля, обозначает не только намеренное и благожелательное отношение-стремление к другому, но и привязанность вообще, то есть обозначает естественную склонность с оттенками аффектированности и непроизвольности. Филии противопоставляется любовь-А. как свободно и сознательно избираемая любовь-уважение, любовь-понимание. Слово «А.» в классических греческих текстах малоупотребительно. Слово «А.» широко и последовательно начинает употребляться лишь при греческих переводах текстов Ветхого Завета (Иер. 2:2; 2 Цар. 13:15; Екк. 9:6; Песн. 2:4,5,7), в Евангелиях (напр., Мф. 22:37-39;) и апостольских посланиях (напр., Рим. 13:10; 2 Ин. 4:7). А. - это любовь к Богу, т.е. любовь-благоговение, и любовь к ближнему, т.е. любовь-забота. Это — любовь-самоотречение, самопожертвование (Ин. 15:13; Рим. 5:7; 1 Ин. 3:16; Гал. 2:20). А. - одна из трех христианских добродетелей (наряду с верой и надеждой). При этом ни разу любовь человека к Богу не выражена словами, родственными слову φιλια; так же как и любовь к врагам обозначается только словом «А.» или родственными ему. Словом αι αγαπαι обозначались братские трапезы первых христиан. Так же решительно А. отличается от эроса как любви страстной, любви-влечения. Слово «эрос» обозначает также и любовь-вожделение, сладострастную любовь (Притч. 4:6; Прем. 8:2; Есф. 2:17). В Новом Завете это слово не употребляется. Однако в патристической и аскетической литературе оно используется довольно широко, нередко наряду со словом А., в чем исследователи усматривают влияние платонизма. Словом же «сторгэ» обычно обозначается родственная любовь-привязанность, любовная забота, в первую очередь в отношении родителей к детям. Оно встречается в апостольских посланиях в выражениях: «нелюбовны» (Рим. 1:31), братская «нежность» (Рим. 12:10), «непримирительны» (2 Тим. 3:3). Как и слово «эрос», это слово часто встречается в патристической письменности.

АСКЕТИКА – наука, предметом которой является аскетизм, исследование законов подвижнической духовной жизни.

АСКЕТИЗМ (<греч. άσκηδς < άσκέω– искусно и старательно обрабатывать и перерабатывать грубый материал; упражняться в чем-либо) - практика самоограничения в сфере телесных и душевных побуждений ради достижения духовного идеала, высшей религиозной цели. В христианской традиции под аскетизмом понимается подвижническая, трудовая, исполненная самоограничения, всяких лишений и препятствий жизнь христианина, связанная с напряжением всех душевных и телесных сил ради достижения религиозно-нравственного совершенства.

БЛАГОДАТЬ (греч. χάρις – «благосклонность», «милость», «благой дар») - специфически христианский термин, означающий нетварную Божественную силу. В Библии Б. рассматривается как свойство и сила Божия, являющаяся в отношении к падшему человеку и выражающаяся в даровании ему спасения. Существенным признаком Б. является то, что она изливается на человека как дар Божий, независимо от каких-либо заслуг со стороны самого человека. Однако непременным условием спасения являются покаяние и вера, предполагающие свободную волю человека.

БЛАЖЕНСТВО – состояние приобщенности благу; в православном понимании – состояние совершенной духовной радости пребывающего в Божественной любви человека, достигнутое благодаря единению с Богом, обожению.

БОГОСЛОВИЕ НРАВСТВЕННОЕ – христианское учение о нравственности, особенность которого заключается в том, что нравственность рассматривается в свете истин Божественного откровения – догматов грехопадения, боговоплощения, искупления, спасения и др.

ВЕРА – религиозно-этическая категория, отражающая непосредственный и целостный акт свободного принятия человеком трансцендентного. Вера проявляется в избрании человеком определенной системы ценностей, ориентированной на идеальное преображение жизни. В христианской традиции вера рассматривается наряду с надеждой и любовью как одна из главных («богословских») добродетелей. Ап. Павел определяет веру как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1).

ГРЕХ (греч. άμαρτία) – религиозно-этическое понятие, обозначающее нарушение (преступление) нравственного закона (заповеди). По определению ап. Иоанна Богослова «грех есть беззаконие» (1 Ин.3:4).

ДЕКАЛОГ (греч. «δέκα» - десять и «λόγος» - слово, букв. «Десятословие») – в библейской традиции заповеди Божии, начертанные на двух скрижалях, данные Богом пророку Моисею на горе Синай (Исх.20:1-17; Втор.5:1-20).

ДОБРОДЕТЕЛИ КАРДИНАЛЬНЫЕ И ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ - распространенная в европейской этике классификация добродетелей. От Сократа и Платона идет традиция выделения четырех кардинальных (т.е. главных, основных) добродетелей. Главные добродетели - это те, которые признают все цивилизованные люди. К кардинальным добродетелям принято относить мудрость (рассудительность), справедливость, мужество, умеренность (воздержанность). В патристической и схоластической этике ряд добродетелей был пополнен теологическими (богословскими) добродетелями веры, надежды, любви, упоминаемыми у ап. Павла (1 Кор.13:13). Богословские добродетели составляют фундамент христианской этики.

ДУХ ЧЕЛОВЕКА (греч. νούς πνευμα, лат. spiritus, mens) – высшая структурная часть человеческой природы (при тройственном ее понимании: тело, душа, дух); или высшие духовные способности человека: разум, свобода воли, нравственное чувство. По библейскому учению, дух – это та сила, которую вдохнул Бог в человека, завершая его сотворение (см. Быт. 2:7), поэтому дух – высший богоподобный принцип человека, та созерцательная способность, которой человек устремляется к Богу.

ДУХОВНОСТЬ – в самом общем смысле обращенность человека к высшим ценностям, к идеалу, его сознательная устремленность к совершенству. Такое обобщенное понимание духовности характерно для секулярного (светского) мировоззрения. В религиозном мировоззрении духовность понимается как устремленность человека к Богу, к вечной жизни, переживание человеком непосредственной связи с божественным началом.

ДУХОВНЫЙ, ДУШЕВНЫЙ, ПЛОТСКИЙ – восходящее к ап. Павлу (1 Кор.2:11-16; 3:1-3; Гал. 5: 16-26) и распространенное в святоотеческих творениях различение типов людей по преобладанию той или иной стороны в их жизни. «Плотский» человек ставит выше всего в своей жизни влечения своей плоти, которым отдается всецело, не пытаясь их регулировать, что приводит его к порабощению страстями. Поступки «душевного» человека управляются его рассудком и волей, но в нем преобладает та сторона души, которая направлена на устроение его положения во внешнем мире, которая живет временными интересами повседневности, он может соблюдать правила обычной житейской морали, но не в состоянии дать осмысленного направления своей жизни. В «духовном» человеке духовная сторона его природы направляет всю его жизнь и руководит душевной и телесной сторонами, поэтому только он выполняет свое назначение и осуществляет подлинный смысл жизни.

ЕВХАРИСТИЯ (греч. εύχαριστία «благодарение») – важнейшее таинство Христианской Церкви, установленное Самим Иисусом Христом на Тайной вечери. Совершение Евхаристии составляет главное христианское богослужение – литургию. В таинстве Евхаристии верующие под видом хлеба и вина причащаются Тела и Крови Христовых «во оставление грехов и жизнь вечную».

ЗАПОВЕДЬ ЛЮБВИ — принцип, провозглашенный Иисусом Христом в ответ на обращенный к нему вопрос о высшем законе человеческой жизни. Он гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37—39). В христианской З.л. любовь к Богу и любовь к ближнему даны в единстве (в Евангелии от Луки (10:27) З.л. формулируется как единая) и в качестве ближнего указан не только соплеменник или сосед в буквальном смысле этого слова или единоверец, а каждый человек, даже враг и гонитель. Христианство не просто поставило одну заповедь на место всех известных по Декалогузаповедей. З.л. стала, и на это специально указывали как Иисус Христос, так и ап. Павел, фундаментальной, а вместе с тем и всеобъемлющей заповедью, непосредственно предполагающей и все Моисеевы заповеди (Мк. 12:28-33, Рим. 13:8-10). Поэтому З.л. не упоминается отдельно в Нагорной проповеди: любовь — единственный нравственный принцип, основной закон жизни человека.

ИСКУШЕНИЕ - внешний повод или соблазн согрешить и внутреннее стремление, под влиянием порочной наклонности, поступить соответствующим образом.

КАЗУИСТИКА (<лат. casus – «случай») – возникшая в средние века в католическом богословии дисциплина, которая имела целью применение общих нравственно-богословских законов к конкретным случаям и разрешение возникающих в таких случаях вопросов совести (casus conscientiae). Например, казуистика рассматривала вопрос о том, при каких обстоятельствах работа в воскресный день может считаться дозволенной, составляет ли то или иное нарушение правила о воскресном отдыхе смертный или простительный грех и т.д. Скрупулезная разработка казуистики чрезвычайно характерна для зрелой схоластики, в частности, для творчества Фомы Аквинского. Как правило, казуистика излагалась в форме практических указаний для духовников, принимавших исповеди. С течением времени понятие «казуистика» стали использовать в переносном смысле для обозначения изворотливости в доказательстве ложных или сомнительных положений.

КЕНОЗИС (греч. κένωσις) – понятие, использующееся в христианской традиции для обозначения самоограничения, самоумаления, самоуничижения Бога, совершаемого по любви к людям. Начало кенозиса – в наделении человека свободой. Проявлением кенозиса является воплощение Сына Божия, добровольное включение Им Себя в условия падшего человечества, смерть на кресте, схождение во ад. Понятие о кенозисе восходит к словам ап. Павла: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:6-8).

МИСТИКА (< греч. μυστικός - таинственный, относящийся к мистериям - посвящениям в таинства, культивирующим связь человека с духовным, сверхчувственным миром): 1) в духовном смысле - непосредственное созерцание таинственного, вырастающее из опыта переживания человеком своего единения с бесконечным бытием (Абсолютом, Богом, Единым, Универсумом и т.п.). 2) в широком, обыденном смысле — нечто загадочное и непонятное, выходящее за рамки обычной способности понимания.

НАДЕЖДА – ожидание блага, осуществления желаемого. В христианстве надежда рассматривается как одна из основополагающих добродетелей наряду с верой и любовью. В надежде усматривается знак принадлежности человека не земной жизни, а вечности; ее основное содержание – упование на спасение и милосердный суд Христа. Как аскетическое средство надежда имеет значение для отвращения человека от греховной жизни и пробуждения его энергии к христианскому подвижничеству. В сравнении с другими теологическими добродетелями надежда обладает меньшей значимостью. Ап. Павел отмечает, что «любовь из них больше»: она пребывает вечно, в вере же и в надежде потребность утрачивается, когда Царство Божие становится фактом. В Самом Боге нет ни веры, ни надежды, а есть только любовь.

ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОЖИИ – понятия христианской антропологии и этики. Образ Божий есть способность человека отображать Божественные совершенства, быть участником Божественной жизни. Черты образа Божия относятся к сущности человека, являются существенными свойствами человеческой природы (личностный способ бытия, духовность, разумность, свободная воля). Образ Божий – это то, что дано (даровано) каждому человеку, приходящему в мир. Подобие Божие – это то, что задано, что перед человеком предстоит как цель. Он может достичь ее, если направит свою волю к добру и реализует дарованную ему возможность участия в Божественных совершенствах.

ПАТРИСТИЧЕСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ (греч. πατήρ – «отец») – творения святых отцов Христианской Церкви.

ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ (или ПРАРОДИТЕЛЬСКИЙГРЕХ) (лат. peccatum originale) – грех Адама и Евы, который был первым в человеческом роде и который внес порчу не только в природу самих прародителей, но преемственно отразился на всех их потомках.

ПЛЕНЕНИЕ – четвертый момент постепенного развития страсти в душе человека, когда влечение ко греху делается упорным, но еще не окончательно утвердившимся.

ПЛОТЬ (греч. ςαρκξ)– в христианской традиции наименование падшей душевно-телесной природы человека, находящейся в рабстве у страстей.

ПОКАЯНИЕ (греч. μετάνοια – букв. «перемена ума») – признание в проступке, исповедание в грехах и отвращение от них. В христианском понимании покаяние предполагает не просто перелом в образе мыслей, обретение новых целей и мотивов, но вступление в такие отношения с Богом, которые не находятся более в противоречии с Его волей.

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ (греч. προορισμός, лат. praedestinatio) – в религиозных мировоззренческих системах исходящая от воли Божества детерминированность этического поведения человека и отсюда – его спасения или осуждения в вечности. Проблема предопределения является одной из сложнейших проблем религиозной философии, она связана с вопросами о божественных свойствах, о природе и происхождении зла, о спасении. Предопределение понимается по-разному в иудаизме, исламе, христианских конфессиях.

ПРЕЛЕСТЬ – понятие православной аскетики для обозначения состояния самообольщения и гордости, в котором человек мнит себя обладающим многими добродетелями.

ПРИЛОГ (или ПРИРАЖЕНИЕ) – первый момент постепенного развития страсти в душе человека - возникновение греховного помысла в сознании.

ПРОМЫСЛ БОЖИЙ – понятие, использующееся в христианской традиции для обозначения действия всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру помогает, а зло пресекает и обращает к добрым последствиям

СВЯТОСТЬ (греч. άγιότης) – религиозно-этическое понятие, обозначающее совокупность нравственных совершенств. В христианской традиции святость понимается как уподобление Богу, отражение и осуществление в человеке Божественных совершенств.

СЕРДЦЕ (греч. η καρδια) – в христианской аскетической письменности обозначение средоточия человеческого существа, корня деятельных способностей, интеллекта и воли, центра духовной жизни человека.

СИНЕРГИЯ (греч. συνεργεία)– соработничество Бога и человека в деле человеческого спасения; взаимодействие благодати как божественной энергии с энергией человеческой воли, свободно направляемой к Богу.

СОТЕРИОЛОГИЯ (<греч. σωτηρία – спасение) - религиозное учение о спасении.

СОСЛОЖЕНИЕ (или СОИЗВОЛЕНИЕ) - третий момент постепенного развития страсти в душе человека, когда предмет греховного помысла начинает ему нравиться.

СОЧЕТАНИЕ (или СДРУЖЕНИЕ) – второй момент постепенного развития страсти в душе человека, когда человек медлит с изгнанием греховного помысла, начинает с ним «беседовать».

СПАСЕНИЕ (греч. σωτηρία – спасение) – в религиозном мировоззрении предельно желательное состояние человека, характеризующееся избавлением от зла – как морального, так и физического (смерти и страдания). Спасение – конечная цель религиозных усилий человека. Понятие спасения характерно, прежде всего, для христианской традиции, где оно понимается как исцеление от греха и его следствий – осуждения и смерти и через это обретение возможности к вечной жизни в Царстве Божием. В отношении религиозно-этических учений Индии о сотериологии можно говорить только условно: из идеи спасения здесь исключается все телесное и позитивное; спасение понимается как освобождение от мира и от жизни в целом, преодоление желаний и привязанностей, «угасание» (мокша, нирвана).

СТРАСТИ (греч. παθήματα) – понятие, которое используется в православной традиции для наименования греховных навыков. Страсть представляет собой сильное и длительное желание, которое властно управляет человеком. В святоотеческой письменности все многообразие страстей сводится к восьми главным: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

ТЕОДИЦЕЯ (фр. theodicee от греч. theos — Бог и dike — справедливость) — теологическая проблема оправда­ния Бога в контексте несовершенства мира и существования в нем зла. Термин «теодицея» закрепляется после трактата Лейбница "Опыт теодицеи о благости Бога, свободе че­ловека и происхождении зла" (1710).

ТЕОЗИС (греч. φεωσις) – понятие, использующееся в святоотеческой письменности, которое означает обожение, уподобление и усыновление человека Богу, единение человека с Богом, такое благодатное преображение человеческой тварной природы, когда человек становится «причастником Божеского естества» (2 Пет.1:4). Обожение в православной традиции рассматривается как цель христианской жизни.

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ (< лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы) – выходящее за пределы эмпирической реальности, находящееся за границами чувственного опыта, сверхчувственное, то, что является предметом религиозного и метафизического познания.

ТРЕЗВЕНИЕ – термин православной аскетики, означающий постоянное внимание ума христианского подвижника к тому, что происходит в его сердце, т.е. в его внутренней жизни, с целью «охранения» сердца от дурных помыслов и достижения его чистоты.

ЦАРСТВО БОЖИЕ – в христианской традиции обозначение такого порядка вещей, в котором в отличие от наличного строя эмпирического существования космоса осуществляется воля Божия, фактически реализуются Божественные планы о спасении мира и человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...