Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Покупка школьных принадлежностей




Задачи речевой ситуации:

— обогащать лексический запас обучающихся словами, называющими школьные вещи, их основные признаки и действия с ними;

— учить первоклассников строить инициирующие и ответные реплики в диалоге с продавцом магазина;

— познакомить школьников с основными правилами поведения в магазине (обращаться к продавцу чётко, достаточно громко, доброжелательно смотреть на продавца, можно использовать указательный жест).

Примерный ход урока 1

1. Рассматривание предметных картинок в учебнике, называние изображённых предметов. Подбор прилагательных, характеризующих названные предметы по цвету. Составление словосочетаний по вопросам учителя. (Что нарисовал художник на первой картинке? Какой цвет подобрал художник для этой картинки? Давайте представим себе, что мы раскрасили картинку. Какой стал карандаш? Какой ещё может быть карандаш по цвету?)

Аналогично со следующими картинками.

2. Игра «Ещё какой(ая)?»: обучающиеся по очереди называют прилагательные, характеризующие признаки какого-либо предмета. Выигравшим считается ученик, назвавший последний признак. (Тетрадь зелёная, новая, тонкая, в линейку…)

3. Рассматривание сюжетной картинки на второй странице разворота. Обсуждение ситуации по вопросам учителя.

4. Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями, изображёнными на картинке. В роли продавца выступает учитель, а в роли покупателей — по очереди все ученики. В зависимости от индивидуальных возможностей детей учитель инициирует различные диалоги: из трёх реплик, не предполагающих обсуждение или выбор, или более объёмные, когда покупателю предлагается выбрать товар из нескольких предложенных.

5. Знакомство обучающихся с правилами поведения в магазине происходит в форме обсуждения по вопросам учителя или в форме рассказа. Учитель обращает внимание первоклассников на то, что в данной ситуации обращение должно быть чётким и достаточно громким, чтобы продавцу было всё понятно, можно указывать на понравившийся товар на прилавке, после совершения покупки принято благодарить продавца. Нельзя перебивать, если продавец уже занят с другим покупателем, нужно дождаться своей очереди.

6. Проигрывание ситуаций покупки школьных принадлежностей с использованием в качестве игровых атрибутов реальных вещей, принадлежащих первоклассникам. В роли покупателя выступает учитель, а в роли продавцов — обучающиеся.

Примерный ход урока 2

1. Актуализация знаний обучающихся об основных правилах поведения в магазине.

2. Разучивание чистоговорки «Расскажи мне про покупку, про хорошую покупку, про красивую покупку, про покупочку твою».

3. Рассматривание предметных картинок на первой странице разворота и картинок из Приложения в рабочей тетради для 1 класса. Подбор прилагательных, характеризующих названные предметы по основным признакам, с опорой на условно-графические схемы словосочетания и предложения в учебнике.

4. Игра «Подбери пару»: задача игроков — подобрать пару к каждой предметной картинке. Перед детьми раскладываются картинки из Приложения в рабочей тетради изображениями вниз. По очереди каждый игрок берёт карточку, называет изображённый предмет и его признак, сравнивает с предметами, изображёнными на странице учебника. Выигрывает тот, кто первым подберёт пары ко всем картинкам на своём листе.

5. Рассматривание сюжетной картинки на второй странице разворота. Обсуждение ситуации по вопросам учителя.

6. Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями на основе содержания картинки.

7. Составление предложений о покупках с использованием разученной чистоговорки.

Примерный ход урока 3

1. Актуализация основного содержания прошлого занятия.

2. Ролевая игра «Магазин «Школьник».

3. Игра «Отгадай мою покупку»: водящий загадывает один из предметов, «купленных» в ходе ролевой игры, даёт его краткое описание. (Она синего цвета, в линейку. В ней я пишу буквы.) Задача остальных участников игры — отгадать предмет.

В магазине игрушек

Задачи речевой ситуации:

— обогащать лексический запас обучающихся словами, называющими игрушки, их основные признаки и действия с ними;

— помочь первоклассникам перенести полученные знания о ситуации «Покупка в магазине» в новые условия;

— совершенствовать умение школьников разворачивать диалог в ситуации «Знакомство».

Примерный ход урока 1

1. Рассматривание разрезных картинок из Приложения в рабочей тетради для 1 класса к данному уроку: называние изображённых предметов, подбор обобщающего слова. Подбор слов и словосочетаний, называющих основные особенности игрушек, по вопросам учителя. (Что это? Какое у куклы платье? Какие у куклы волосы? …)

2. Подбор картинок из Приложения в рабочей тетради к теневым изображениям игрушек на странице учебника. Составление предложений по итогам выполненного задания: «Эта кукла большая, а эта маленькая».

3. Игра «Отгадай мою игрушку» с использованием реальных игрушек, находящихся в классе, или предметных картинок. Водящий загадывает одну из игрушек, даёт её краткое описание. Задача остальных участников игры — отгадать игрушку.

4. Рассматривание картинки на страницах учебника, введение в ситуацию по вопросам учителя. Дополнение картинки изображениями игрушек из Приложения в рабочей тетради. Введение в речь обучающихся обобщающих слов, называющих группы игрушек: куклы, мягкие игрушки, машины.

5. Составление предложений об игрушках, изображённых на картинке, по образцу, данному учителем. (Зайка маленький, а медведь большой. Эта кукла в красном платье, а эта в синем. И т. д.)

6. Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине игрушек с опорой на содержание картинки. Учитель выступает в роли покупателя, инициируя реплики, содержащие описание игрушек. (Здравствуйте, я хотел(а) бы купить куклу в подарок. Покажите, пожалуйста, какие у вас есть. — Посмотрите. Вот кукла большая, а эта поменьше. — Нет, куклы мне не нравятся. А какие ещё у вас есть игрушки? И т. д.)

Примерный ход урока 2

1. Актуализация основного содержания прошлого урока.

2. Знакомство со стихотворением А. Барто «Я люблю свою лошадку»: вступительное слово учителя, содержащее слова и выражения из стихотворения. (У меня в детстве тоже была любимая игрушка — лошадка. Я причёсывал(а) ей шёрстку гладко, приглаживал(а) хвостик. У меня для этого была маленькая расчёска — гребешок. Потом я представлял(а), что еду на лошадке верхом в гости.) Чтение учителем стихотворения наизусть, сопровождающееся выразительными движениями; повторное чтение учителем стихотворения; выполнение обучающимися совместно с учителем выразительных движений в соответствии с текстом стихотворения; разучивание стихотворения.

3. Составление обучающимися предложений о том, как можно играть с игрушками, «купленными в магазине» в начале урока.

4. Введение в ситуацию на основе рассматривания картинки на второй странице разворота. Дополнение картинки изображениями игрушек из Приложения в рабочей тетради для 1 класса. Речевые отчёты детей о выполняемых действиях. (Куклу посажу на полку. И т. д.)

5. Ответы на вопросы учителя. (Какое время суток изображено на картинке: день или ночь? Как вы догадались? Работает ли магазин ночью? Что будут делать ночью игрушки? Как они будут играть?)

6. Проигрывание диалогов знакомства игрушек с использованием реплик, отрабатывавшихся на предыдущих уроках.

Примерный ход урока 3

1. Актуализация основного содержания прошлого занятия.

2. Ролевая игра на усмотрение учителя: «Магазин игрушек» или «Ночью

в магазине игрушек».

3. Беседа «Моя любимая игрушка» с привлечением личного опыта обучающихся. (Какие игрушки вы запомнили в нашей игре? Почему? Какие игрушки у вас есть? Какую игрушку вы хотели бы получить? Чем она вам нравится?)

Готовимся к празднику

Задачи речевой ситуации:

— продолжать учить первоклассников отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение;

— познакомить школьников с основными традициями празднования Нового года;

— совершенствовать у обучающихся умение строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план.

Примерный ход урока 1

1. Введение в ситуацию на основе рассматривания картинки в учебнике. (Кого вы узнали на картинке? Как вы узнали Деда Мороза? А кто эта девочка? Как вы догадались? Что лежит в мешке Деда Мороза? Как вы думаете, кто написал Деду Морозу столько писем? Чьё письмо читает Дед Мороз? Как вы догадались? Что нарисовал Вова в письме? Что хотел сказать Вова Деду Морозу? А вы хотели бы познакомиться с Дедом Морозом? О чём бы вы ему рассказали?)

2. Проигрывание возможных диалогов знакомства с Дедом Морозом с использованием куклы соответствующего образа. Реплики Деда Мороза произносит учитель. В ходе диалога учитель подводит школьников к мысли о том, что Дед Мороз тоже очень любит подарки — стихи, песни, сказки.

3. Составление письма Деду Морозу с опорой на условно-графические схемы предложений.

4. Разучивание стихотворений новогоднего содержания по выбору учителя.

Примерный ход урока 2

1. Актуализация основного содержания прошлого занятия.

2. Моделирование диалогов приглашения гостей на новогодний праздник.

Приглашение адресуется учителю музыки, физкультуры, логопеду и т. д. Могут разыгрываться воображаемые ситуации, или на одном из этапов урока дети проходят по школе.

3. Рассматривание картинки к уроку.

4. Физкультминутка «Наша ёлка»[6]:

Наша ёлка велика (круговое движение руками),

Наша ёлка высока (встать на носочки),

Выше … (имя ребёнка), выше … (имя ребёнка) (присесть и встать на носочки),

Достаёт до потолка (потянуться).

Будем весело плясать. Эх, эх, эх!

Будем песни распевать. Ля-ля-ля!

Чтобы ёлка захотела (пляшут, притопывая ногами, разводя руками и ставя их на пояс)

В гости к нам прийти опять!

5. Продолжение беседы по картинке. (Что прячет зайка? Для кого он приготовил подарок?...)

6. Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков.

7. Беседа с опорой на личный опыт обучающихся «Что я подарю на Новый год?».

8. Составление предложений о подарках, приготовленных первоклассниками на Новый год родным и близким.

Примерный ход урока 3

1. Актуализация основного содержания прошлых уроков по теме.

2. Рассматривание картинки к уроку. Выделение ситуаций, изображённых на рисунке, по вопросам учителя.

3. Выбор ситуации, соответствующей предложению, произнесённому учителем. (Мальчик повесил игрушку на ёлку. / Мальчик разбил ёлочную игрушку. / Мальчик аккуратно украшает ёлку. / Мальчик торопливо украшал ёлку.)

4. Обсуждение продолжения ситуации. Проигрывание возможного диалога между мальчиком и женщиной (мамой или воспитателем). В процессе конструирования реплик учитель обращает внимание детей на интонацию героев. Диалог с помощью учителя доводится до логического конца.

5. Моделирование возможных диалогов между мальчиком и девочкой, изображёнными на картинке. Учитель выступает одним из партнёров, даёт образец спокойной, деловой интонации, которая необходима при совместной работе.

6. Слушание  песенки  «В  лесу  родилась  ёлочка»  (сл. Р. Кудашёвой, муз.  Л. Бекмана). Пение слоговых цепочек на мотив песенки («Ля-ля-ля-ля / Ля-ля-ля…»), хоровод.

 

Новогодние чудеса

Задачи речевой ситуации:

— расширить представления обучающихся о традициях празднования Нового года;

— учить первоклассников строить реплики-поздравления, сопровождающие вручение подарков родным и друзьям;

— развивать у школьников жестово-мимическую и интонационную выразительность.

Примерный ход урока 1

1. Рассматривание картинки к уроку, свободные высказывания обучающихся по содержанию картинки.

2. Выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесённых учителем. (Звери пришли на новогоднюю ёлку. — Ребята пришли на новогодний карнавал.)

3. Дополнение деталей ситуации по вопросам учителя: ребята пришли на карнавал, они в карнавальных костюмах, водят хоровод с Дедом Морозом и Снегурочкой. (Во что нарядились ребята на праздник? Какие костюмы вы узнали? Как называется такой праздник?) Учитель обращает внимание детей на то, что лица героев художник не нарисовал.

4. Дополнение рисунка фотографиями обучающихся. (Хотел(а) бы ты оказаться на карнавале? Какой костюм ты хотел(а) бы надеть?)

5. Игра «Узнай меня». Тренировочные упражнения в изображении героев сказок, выбранных обучающимися: зайка скачет, петушок крыльями машет, лисичка крадётся и т. д.

6. Моделирование диалогов знакомства на карнавале. Учитель побуждает обучающихся использовать в речи слова и выражения из ранее прочитанных народных  сказок. (Привет,  я  зайка-побегайка. Давай вместе хоровод водить? — Давай! Я петушок — золотой гребешок. И т. д.)

7. Хоровод. Музыкальное сопровождение по выбору учителя.

Примерный ход урока 2

1. Актуализация основного содержания прошлого занятия с использованием элементов костюмов.

2. Разучивание чистоговорки «Хороши шары на ёлке, только колкие иголки». Произнесение чистоговорки с разной интонацией: весело, с акцентом на первой части (медведь любуется наряженной ёлкой); обиженно, с акцентом на второй части (зайка уколол лапку, ему больно).

3. Рассматривание картинки к уроку. Выделение ситуаций, изображённых на рисунке, по вопросам учителя. (Кто нарисован на картинке? Зачем все собрались около ёлки?)

4. Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесённой учителем. (Мама! Поздравляю тебя с Новым годом! Желаю счастья! И т. д.)

5. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией (на основе подражания речи учителя).

6. Конструирование ответных реплик для каждого диалога с опорой на содержание картинки. В роли одного из партнёров выступает учитель.

7. Моделирование возможных диалогов поздравления и пожелания между учителем и обучающимися, между обучающимися. Возможно привлечение сказочных образов, использовавшихся в начале урока. (Зайка! Поздравляю тебя с Новым годом! Желаю тебе много морковки! — Спасибо, мишка! И я поздравляю тебя с Новым годом! Желаю тебе много мёда! …)

Примерный ход урока 3

1. Чтение учителем письма Деда Мороза: «Дорогие ребята! Праздник закончился. Я уезжаю домой, на Север. До встречи через год!»

2. Рассматривание первой картинки на развороте, анализ по вопросам учителя. (Кто нарисован на картинке? Что девочке запомнилось на празднике?) Составление предложения по картинке и условно-графической записи. (Девочке запомнился новогодний салют.) Аналогичная работа со второй и третьей картинками. (Мальчику понравился праздничный пирог. / Бабушка вспоминает красивую открытку.)

3. Составление предложений о том, что больше всего понравилось детям на новогоднем празднике, с опорой на условно-графическую схему предложения.

4. Беседа с опорой на личный опыт обучающихся на тему «Что мне запомнилось на новогоднем празднике?».

5. Рассказ по кругу: коллективное составление рассказа о новогоднем празднике с использованием составленных предложений. Завершающее предложение в рассказе составляет учитель.

 

Зимняя прогулка

Задачи речевой ситуации:

— учить первоклассников строить высказывание, содержащее просьбу;

— формировать умение использовать интонацию просьбы в связи с ситуацией;

— закреплять умение составлять рассказы из личного опыта.

Примерный ход урока 1

1. Введение в тему. Рассматривание картинок и называние предметов зимней одежды и обуви.

2. Разучивание чистоговорки «В шапке да шубке хорошо Мишутке!».

3. Рассматривание картинки на второй странице разворота, обсуждение ситуации по вопросам учителя.

4. Конструирование реплик, с которыми девочка может обратиться к маме (воспитателю). Тренировочные упражнения в произнесении реплик с интонацией просьбы.

5. Моделирование возможных диалогов между девочкой и мамой (воспитателем).

6. Проигрывание ситуации «Кукла одевается на прогулку» с использованием куклы и набора зимней одежды для неё. Кукла обращается к ученикам с просьбой помочь ей одеться. Обучающиеся по кругу передают друг другу куклу, отвечают на вопрос о том, что необходимо надеть дальше, и выполняют соответствующее действие. Игра организуется за общим столом так, чтобы у первоклассников возникала необходимость обращаться друг к другу с просьбой подать тот или иной предмет, который нужен в данный момент. (Подай, пожалуйста, шапку! — Держи!)

Примерный ход урока 2

1. Актуализация основного содержания прошлого урока.

2. Развитие ситуации. Актуализация словарного запаса в игре «Кто знает,

пусть продолжает»: учитель начинает предложение, а обучающиеся его заканчивают. (Лена катается с горки на… И т. д.)

3. Рассматривание картинки на первой странице разворота. Свободные высказывания обучающихся по содержанию картинки.

4. Выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесённых учителем. (У Миши санки. — У Маши санки. / Маша

просит санки. — Миша просит санки.)

5. Конструирование реплик, с помощью которых мальчик может обратиться к девочке.

6. Конструирование ответных реплик: девочка отказала мальчику или разрешила прокатиться.

7. Моделирование возможных диалогов между героями картинки.

8. Аналогичная работа с картинкой на второй странице разворота.

9. Составление рассказа «На прогулке» с опорой на одну из картинок и условно-графические схемы предложений. (Мы пришли на каток. Там катались девочки. Мы попросили их уйти. Они согласились.)

Примерный ход урока 3

1. Актуализация основного содержания прошлых уроков по теме.

2. Рассматривание картинки на первой странице разворота. Анализ ситуации по вопросам учителя.

3. Физкультминутка «Снеговик»[7]:

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок (имитация лепки снежного кома) —

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком. (Руки в воздухе рисуют два круга — очертания снеговика.)

Его улыбка так светла! (Улыбнуться друг другу.)

Два глаза… шляпа… нос… метла. (Нарисовать в воздухе лицо снеговика.)

Но солнце припечёт слегка (посмотреть вверх, на солнце) —

Увы! — и нет снеговика… (Пожать плечами, присесть — снеговик растаял.)

4. Моделирование возможных диалогов между мальчиком и девочкой: дети договариваются о том, чтобы вместе лепить снежную бабу. Особое внимание детей обращается на важность использования вежливых слов, спокойной, ровной интонации или интонации просьбы.

5. Составление рассказа с опорой на картинный план. «Мы ходили кататься на горку. (На доске появляется изображение горки.) На горке было много ребят. (Рисунок дополняется изображениями детей.) Все катались на санках. (Дорисовываются схематичные изображения санок.) А мы принесли большую коробку. (Рисуется большая коробка.) В коробку залезали вместе с другом. (К изображению коробки пририсовываются две детские головы.) Коробка ехала быстрее санок! Было весело!»

Помощники

Задачи речевой ситуации:

— учить первоклассников строить реплику-предложение, альтернативные ответные реплики (согласия или отказа) в диалоге;

— обратить внимание обучающихся на значение интонационного выделения слов при произнесении высказывания;

— закреплять умение строить высказывание-просьбу и отвечать на просьбу согласием или отказом.

Примерный ход урока 1

1. Рассматривание картинок на первой странице разворота, анализ ситуации по вопросам учителя. (Кто нарисован на картинке? Кто старшая сестра? Кто младший брат? В чём девочка помогает брату?) В речи учитель иронично использует выражения из стихотворения А. Барто «Помощница»: «Вот как занята девочка утром!», «Вот как «много дел» у девочки!».

2. Рассматривание картинки на второй странице разворота. (Кого вы узнали на картинке? Кто ещё нарисован? Что делает бабушка? Что делает мама? Каким делом занята девочка?)

3. Слушание и соотнесение с иллюстрациями стихотворения А. Барто «Помощница».

4. Рисование «живой картины» по последнему отрывку стихотворения: девочка устала, просит маму и бабушку ей помочь (учитель читает строки из стихотворения, дети выполняют соответствующие выразительные движения: девочка зевает, потягивается и т. д.).

5. Разучивание стихотворения с опорой на сюжетные картинки.

Примерный ход урока 2

1. Повторение стихотворения А. Барто «Помощница».

2. Составление предложений на тему «Что я умею делать дома?» с опорой на условно-графическую схему на первой странице разворота. При произнесении предложений учитель побуждает детей интонационно выделять последние слова, даёт соответствующий образец. (Я умею убирать игрушки. / Я умею мыть посуду.)

3. Рассматривание картинки на первой странице разворота. Анализ ситуации по вопросам учителя. (Кто нарисован на картинке? Кто собирается делать уборку? Почему вы так думаете? Кто даёт задание детям? О чём попросит детей мама (воспитатель)?)

4. Конструирование высказываний-просьб с опорой на картинку. (Помойте, пожалуйста, пол. / Не забудьте вытереть пыль. И т. д.)

5. Рассматривание картинки на второй странице разворота, анализ продолжения ситуации. (Кого вы узнали на картинке? Что приготовили дети для уборки? Что будут делать тряпкой? веником? совком? Что ещё может пригодиться для уборки? Кто из детей будет мыть пол? Почему вы так думаете? А если девочка захочет мыть пол?)

6. Конструирование высказываний-предложений, адресованных однокласснику в ситуации подготовки к уборке, с опорой на условно-графическую схему.

7. Моделирование возможных диалогов распределения обязанностей при подготовке к уборке в классе.

Примерный ход урока 3

1. Актуализация основного содержания прошлого урока.

2. Рассматривание картинки на первой странице разворота. Выбор предложения, наиболее подходящего к её содержанию. (Иван собирает портфель. — Иван убирает на столе.)

3. Анализ деталей ситуации, не выделенных обучающимися самостоятельно, по вопросам учителя.

4. Обсуждение возможных вариантов решения проблемы с испачканным костюмом: попросить маму почистить костюм; спросить у мамы, как почистить костюм, и т. д.

5. Конструирование высказываний: просьбы, вопроса. Выделение логических центров при произнесении просьбы и вопроса. (Мама, помоги мне почистить костюм! / Мама! А как мне костюм почистить?)

6. Проигрывание возможного диалога между героями с использованием составленных предложений.

7. Составление рассказа о том, как проходит день школьника после возвращения из школы. Игра «Кто знает, пусть продолжает»[8]: учитель начинает предложение, а ученики его заканчивают по-разному. (Пришёл ученик  из  школы.  Школьную форму… (повесил  в  шкаф, убрал на место). И т. д.)

 

Спокойной ночи!

Задачи речевой ситуации:

— активизировать в словарном запасе школьников выражения, традиционные в ситуации перед сном;

— совершенствовать умение первоклассников использовать интонацию и силу голоса соответственно ситуации общения;

— формировать у обучающихся умение давать словесные отчёты о выполняемом действии.

Примерный ход урока 1

1. Разучивание чистоговорки «Та-та-та — наступила темнота. Ты-ты-ты — ты боишься темноты?».

2. Рассматривание обучающимися картинки к уроку, свободные высказывания по ней.

3. Анализ деталей ситуации, не выделенных обучающимися самостоятельно, по вопросам учителя. (Что это за домик? / Как называется домик, где живут мышки? Кто лежит в кроватке? Малыш хочет спать? Почему вы так думаете?)

4. Называние животных, изображённых на разрезных картинках (см. Приложение в рабочей тетради для 1 класса), выкладывание картинок на парте.

5. Рассказывание   учителем  отрывков   из  «Сказки  о  глупом  мышонке» С. Маршака. Выкладывание обучающимися разрезных предметных картинок, изображающих героев сказки, на второй странице разворота по мере изложения текста сказки учителем.

6. Проигрывание эпизодов сказки с привлечением внимания обучающихся к авторской лексике. (Что сказала тётя Утка? — Усни, малютка!...)

7. Тренировочные упражнения в произнесении пожеланий перед сном спокойным голосом, с ласковой интонацией.

8. Ролевая игра по сюжету сказки с использованием в качестве атрибутов картинок из Приложения в рабочей тетради или игрушек.

Примерный ход урока 2

1. Актуализация основного содержания прошлого занятия.

2. Рассматривание разрезных картинок (см. Приложение в рабочей тетради для 1 класса). Называние изображённых предметов, составление предложений о том, для чего они нужны. (Это подушка. На ней спят. И т. д.)

3. Рассматривание картинок на развороте. Выполнение действий по заданию учителя. (Кукла хочет спать. Давайте застелим ей кровать. Постелите простыню. Положите подушку. И т. д.)

4. Слушание стихотворения Ю. Горея «Колыбельная»:

Спи, моя хорошая, баю-баю-бай!

Куколка любимая, глазки закрывай.

Я тебя раздену, застелю кровать:

Завтра встанем вместе,

Будем вновь играть.

5. Выполнение игровых действий в соответствии с текстом песенки. Устные отчёты о выполняемых действиях. (Постелю простыню. Положу подушку. Сверху одеяло.)

6. Разучивание стихотворения. Пение слов на мотив колыбельной песни. Игровые действия с куклой (убаюкивание).

7. Составление предложений — пожеланий перед сном с опорой на условно-графическую схему.

Примерный ход урока 3

1. Актуализация основного содержания прошлых уроков по теме.

2. Рассматривание картинок на развороте. Выбор картинки, соответствующей предложению, произнесённому учителем. (Маше пора спать. — Мише пора спать.)

3. Анализ ситуации, изображённой на первой картинке, по вопросам учителя. (Кто нарисован на картинке? Какое время суток изображено? Как вы догадались? О чём просит мама Мишу? Как Миша должен подготовиться ко сну?)

4. Составление предложений на тему «Перед сном» с опорой на личный опыт обучающихся и условно-графические схемы предложений.

5. Проигрывание возможных диалогов между мальчиком и мамой (воспитателем), изображёнными на картинке. Учитель обращает внимание детей на то, что в данной ситуации общение должно быть тихим, спокойным. (Миша, пора спать! — Да, мама, я уже иду. / Мам, можно я ещё немножко поиграю? …)

6. Аналогично проводится работа со второй картинкой.

7. Игра «Дополни предложение»: коллективное составление рассказа с опорой на содержание картинок в учебнике и личный опыт обучающихся.

8. Составление обучающимися коротких рассказов «Как я ложусь спать» по образцу коллективно составленного рассказа.

Доброе утро!

Задачи речевой ситуации:

— актуализировать в словаре обучающихся выражения, традиционно используемые как утренние приветствия;

— учить первоклассников выбирать интонацию и силу голоса для утреннего приветствия в зависимости от ситуации;

— закреплять у школьников умение составлять короткий рассказ, опираясь на личный опыт.

Примерный ход урока 1

1. Введение в тему. Слушание и отражённое воспроизведение чистоговорки:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Поднимайся, мой сынок,

Встань, дочурочка!

2. Рассматривание детьми картинки на первой странице разворота, свободные высказывания по картинке.

3. Анализ деталей ситуации, не выделенных обучающимися самостоятельно, по вопросам учителя.

4. Конструирование реплик, с которыми может обратиться мама к сыну, и его ответных реплик.

5. Обсуждение возможного настроения героев ситуации. Тренировочные упражнения в произнесении реплик с различной интонацией: мама говорит спокойно, тихо или быстро (если торопится на работу); сын отвечает бодро или нехотя (у него болит голова или очень хочется ещё поспать) и др.

6. Проигрывание возможных диалогов между мамой и сыном.

Примерный ход урока 2

1. Актуализация основного содержания прошлого урока.

2. Физкультминутка «С добрым утром!»[9]:

— Просыпайся! (Учитель.)

— Просыпаюсь! (Ученики маршируют на месте.)

— Поднимайся! (Учитель.)

— Поднимаюсь! (Ученики потягиваются.)

— Умывайся! (Учитель.)

— Умываюсь! (Ученики имитируют умывание.)

— Обливайся! (Учитель.)

— Обливаюсь! (Ученики встряхивают кистями рук.)

— Вытирайся! (Учитель.)

— Вытираюсь! (Ученики имитируют движение «вытирание».)

— Одевайся! (Учитель.)

— Одеваюсь! (Ученики похлопывают себя по плечам.)

— Собирайся! (Учитель.)

— Собираюсь! (Ученики поворачиваются вокруг себя.)

— И прощайся! (Учитель машет детям рукой.)

— И прощаюсь! (Ученики машут руками учителю.)

3. Рассматривание обучающимися картинок к уроку. Конструирование возможных реплик взаимного приветствия на основе сюжета, изображённого на этих картинках (между учениками, между сотрудником и учениками, между учителем и учениками). Обсуждение интонации и силы голоса в данной ситуации (в зависимости от настроения девочки могут говорить громко или тихо, бодро или вяло). Также необходимо привлечь внимание обучающихся к необходимости использовать мимику для выражения настроения (тренировочные упражнения с зеркалом: грустное лицо, сердитое лицо, весёлое лицо, спокойное лицо).

4. Проигрывание различных диалогов на основе содержания картинок.

5. Игра «Живые загадки»: двое учеников (или ученик в паре с учителем) разыгрывают короткий диалог, соответствующий содержанию одной из картинок. Задача остальных обучающихся — угадать картинку, на которой нарисована подходящая к диалогу ситуация.

Примерный ход урока 3

1. Актуализация основного содержания прошлых уроков по теме.

2. Проигрывание различных диалогов на основе содержания картинки к уроку.

3. Игра «Живые загадки»: двое учеников (или ученик в паре с учителем) разыгрывают короткий диалог, соответствующий содержанию картинки. Задача остальных обучающихся — угадать, кто из героев картинки может вести такой диалог.

4. Беседа на тему «Как начинается твоё утро?». (В котором часу ты просыпаешься? Кто тебя будит? Что ты делаешь сразу, как проснёшься? А затем? …)

5. Составление коротких рассказов на основе личного опыта.

 

Класс

Добро пожаловать!

Задачи речевой ситуации:

— создать положительный настрой на общение обучающихся друг с другом;

— учить строить реплики-поздравления с учётом ситуации;

— актуализировать умение участвовать в ситуации знакомства со сверстниками и со взрослым;

— развивать умение составлять рассказ с опорой на картинный план.

Примерный ход урока 1

1. Слова приветствия учителя к ученикам с поздравлениями, пожеланиями успехов в новом учебном году.

2. Свободные высказывания обучающихся с приветствиями в адрес учителя и одноклассников. (Возможность высказаться предоставляется обучающимся по желанию.)

3. Игра «Приветствие». Обучающиеся встают в круг. Один из учеников делает шаг в центр круга и произносит имя одного из одноклассников или учителя. По сигналу учителя все остальные тоже делают шаг вперёд и повторяют имя. Высказывания могут дополняться пожеланиями успехов, словами приветствия. (Здравствуй, Саша! / Наташа, желаю тебе хорошо учиться! И т. д.)

4. Рассматривание картинок к уроку. Чтение названия темы. Выяснение значения выражения «Добро пожаловать!». (Кто когда-нибудь слышал эти слова? В какой ситуации? Как вы думаете, когда (кому) ещё можно сказать такие слова?)

5. Работа с первой картинкой. Выделение основных элементов ситуации по вопросам учителя: что нарисовано на картинке? Кто стоит около школы? Как вы думаете, какой день изображён на рисунке? Почему вы так думаете? Прочитайте, что написано на плакате у здания школы. К кому обращены эти слова в данной ситуации? Почему у всех хорошее настроение?

6. Работа со второй картинкой. Введение в ситуацию. (Мальчик очень рад началу учебного года. Он поздравляет свою учительницу. Какие слова он мог бы ей сказать?) Конструирование реплик по теме ситуации. (Светлана Викторовна! Поздравляю Вас с началом учебного года! / Марина Петровна! Поздравляю Вас с Днём знаний! Обещаю в этом году быть старательным учеником! И т. д.)

7. Обсуждение интонации диалога. Произнесение реплик чётко, приветливо.

8. Моделирование диалога между героями картинки в паре «ученик — ученик». Ответной репликой ученика, выступающего в роли учителя, могут быть слова «Добро пожаловать во 2 класс!».

9. Итогом урока может стать поздравление учителей, работающих с данным классом (учителей музыки, физкультуры, логопеда и др.). Таким образом, модель диалога будет закреплена в реальных речевых ситуациях.

Примерный ход урока 2

1. Актуализация основного содержания прошлого занятия: название темы, место и время действия, общее настроение ситуации.

2. Рассматривание первой картинки. Придумывание имени девочке. Обсуждение деталей ситуации, причём особое внимание должно быть привлечено к выражению лица девочки. (Почему Наташа не разговаривает с детьми, не подходит к ним? Посмотрите, так ли она одета, как остальные ученики. Как вы думаете, какое у Наташи настроение?) Подведение обучающихся к выводу о том, что девочка новенькая, ей неуютно среди незнакомых людей.

3. Самостоятельное рассматривание детьми второй и третьей картинок. Выбор картинки, соответствующей предложению, произнесённому учителем. (Наташа знакомится с учительницей. / Наташу знакомят с ребятами.)

4. Моделирование мини-диалогов знакомства новенькой девочки с учительницей на основе второй картинки (на основе знаний о ситуации знакомства, полученных обучающимися в 1 классе).

5. Рассматривание третьей картинки, обсуждение продолжения ситуации. Конструирование реплик героев, в том <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...