Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа учебного предмета




«Речевая практика» в 1—4 классах [2]

Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчёт о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и в воспроизведении с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в различных речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.

Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.

Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Организация речевого общения

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй!», «Здравствуйте!», «До свидания!». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», «Спокойной ночи!». Неофициальные разговорные формулы «Привет!», «Салют!», «Счастливо!», «Пока!». Грубые (фамильярные) формулы «Здорóво!», «Бывай!», «Чао!» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра!», «Всего хорошего!» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.  

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий  в связи с  разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)!», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать человека к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло?», «Да?», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуй- ста, …», «Можно…  пожалуйста!»,  «Разрешите…»,  «Можно мне…», «Можно я…».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Благодарность. Формулы «Спасибо!», «Большое спасибо!», «Пожалуйста!». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо… (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности.  Формулы  «Очень приятно!»,  «Я очень рада!» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление!», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».

Примерные темы речевых ситуаций

«Я дома» (общение с близкими людьми, приём гостей).

«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии).

«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в том числе в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.).

«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу).

Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в том числе ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности. 

Моделирование речевой ситуации.

Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.

 

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов курса «Речевая практика» на конец обучения в младших классах (4 класс) [3]:

Минимальный уровень:

· формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

· участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

· восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

· выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

· участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребёнка;

· ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и (или) просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

· понимание содержания небольших по объёму сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

· понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

· выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

· активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

· высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. д.) с использованием соответствующих этикетных слов и выражений;

· участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

· составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

 

Содержание учебников «Речевая практика»

На основе курса программы «Речевая практика» для 1—4 классов создана линия учебников:

«Речевая практика. 1 класс» (автор С. В. Комарова);

«Речевая практика. 2 класс» (автор С. В. Комарова);

«Речевая практика. 3 класс» (автор С. В. Комарова);

«Речевая практика. 4 класс» (автор С. В. Комарова).

В 1 классе дети учатся понимать и чётко выполнять речевые инструкции учителя, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу, а также участвовать в мини-диалогах, которые знакомы им по бытовым ситуациям. Кроме того, на уроках необходимо создавать условия для развития интонационной выразительности речи обучающихся, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, а также формировать простейшие умения в части построения связного монологического высказывания.

Во 2 классе расширяются возможности понимания обучающимися обращённой речи, в том числе за счёт включения упражнений на прослушивание знакомой речи в записи, совершенствуются диалогические умения школьников, много внимания уделяется развитию у них умений участвовать в контекстном диалоге, составлять развёрнутые связные высказывания с опорой на план. Актуальными во 2 классе остаются задачи развития интонационной и жестово-мимической выразительности.

Сохраняя направленность на развитие коммуникативных и речевых умений обучающихся, учебники для 3 и 4 классов предлагают задания, рассчитанные на бóльшую самостоятельность обучающихся, их совместную деятельность на уроке или внеклассном занятии. Для реализации требований программного раздела «Общение и его значение в жизни» работа над каждой темой начинается с обсуждения определённой проблемной ситуации. Работа над решением поставленной проблемы поможет детям понять значение речи и культуры общения.

В 4 классе, на последнем году начального обучения, наряду со специфической задачей повышения самостоятельности школьников в речевом общении встаёт задача знакомства детей с простейшими законами организации текста, в том числе письменного высказывания.

Включённые в каждый учебник речевые ситуации (их тематика и содержание работы над речевой ситуацией) являются примерными и могут быть изменены учителем в зависимости от возможностей детей, их интересов, социального статуса. При этом важно учитывать, что каждая речевая ситуация соотносится с одной из программных лексических тем, работа с которыми будет продолжаться на следующих годах обучения: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я и мои товарищи», «Любимое занятие», «Я в мире природы», «Мы писатели».

В учебниках для 1—4 классов содержится иллюстративный материал для организации деятельности детей в классе и методические рекомендации для учителя к использованию материала на уроке. Страницы Приложения с разрезными картинками, которые необходимы для выполнения некоторых заданий на основных листах, включены в структуру рабочей тетради к учебнику соответствующего года обучения.

На страницах  учебника  использованы  две группы  условных  обозначений — для учителя (родителя, воспитателя), организующего работу первоклассника с учебником, и для обучающихся.

Условное обозначение в виде звёздочки ориентирует взрослого на проведение подготовительной работы до включения в урок заданий, данных в учебнике.

В цветных полях на страницах учебника вынесены образцы инициирующих и ответных диалогических реплик, уместных в той или иной коммуникативной ситуации. Они также должны стать опорой для взрослого при оказании помощи детям в конструировании высказываний. Приведённые реплики не являются единственно возможными, вариативность и спонтанная активность детей при участии в ролевой игре по теме урока должны приветствоваться и поощряться. Необходимо обратить внимание, что на страницах к каждой теме вынесены только такие реплики, которые ранее не изучались в связи с другими коммуникативными ситуациями.

Учебники не преследуют цели обеспечить содержание каждого урока «Речевой практики». Продолжительность работы над речевой ситуацией может варьироваться учителем с учётом заинтересованности обучающихся в игровой ситуации, их успешности в составлении диалогов и т. д. Это обстоятельство особенно важно при организации заключительных уроков в работе над речевыми ситуациями сказочного содержания «Теремок» и др., когда целесообразно больше времени отводить на подготовку к разыгрыванию представления и отдельный урок — собственно на спектакль, зрителями которого могут выступать ученики другого класса или учителя.

Успешность работы по развитию устной речи первоклассников во многом будет зависеть от преемственности в работе учителя, воспитателя, родителей во включении в различную деятельность детей упражнений на развитие умения участвовать в той или иной коммуникативной ситуации. Поэтому материал учебника может использоваться не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...