Использование электронной формы учебника
Электронная форма учебника, созданная АО «Издательство «Просвещение», представляет собой электронное издание, которое соответствует по структуре и содержанию печатному учебнику, а также содержит мультимедийные элементы, расширяющие и дополняющие содержание учебника. Электронная форма учебника (ЭФУ) представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участников образовательного процесса. ЭФУ воспроизводится в том числе при подключении устройства к интерактивной доске любого производителя. Для начала работы с ЭФУ на планшет или стационарный компьютер необходимо установить приложение «Учебник цифрового века». Скачать приложение можно из магазинов мобильных приложений или с сайта издательства. Электронная форма учебника включает в себя не только изложение учебного материала (текст и зрительный ряд), но и тестовые задания (тренажёр, контроль) к каждой теме учебника. ЭФУ имеет удобную навигацию, инструменты изменения размера шрифта, создания заметок и закладок. Данная форма учебника может быть использована какна уроке в классе (при изучении новой темы или в процессе повторения материала, при выполнении как самостоятельной, так и парной или групповой работы), так и во время индивидуальной работы после урока, а также для проведения внеурочных мероприятий.
Методические рекомендации по проведению занятий С использованием материала учебников «Речевая практика» Для 1—4 классов Класс Давайте познакомимся! Задачи речевой ситуации: — формировать у обучающихся умение отвечать на вопросы учителя в процессе беседы; — учить первоклассников строить ответные реплики в типовом диалоге «Знакомство»;
— познакомить школьников с одним из правил участия в диалоге: приветливо смотреть на собеседника во время беседы; — помочь детям запомнить имена одноклассников и учителей. Примерный ход урока 1 1. Приветствие учеников, сообщение учителем своего имени и отчества. (Здравствуйте, меня зовут ….) 2. Знакомство учеников друг с другом и с учителем. Составление каждым учеником предложения по образцу, данному учителем. (Здравствуйте, меня зовут....) В процессе знакомства учитель просит первоклассников постараться запомнить имена друг друга. 3. Игра «Наши имена». Обучающиеся встают в круг. Один из учеников делает шаг в центр круга и произносит своё имя. По сигналу учителя все остальные тоже делают шаг в центр и повторяют его имя. Так по очереди произносятся имена всех детей. 4. Рассматривание картинок в учебнике, называние изображённых персонажей (учительница, ученик, ученица). 5. Рассматривание дополнительных деталей, определяющих ситуацию общения (надпись на доске «1 сентября»). Подведение обучающихся к выводу о том, что происходит знакомство. 6. Придумывание имён для героев картинок (Наталья Петровна, Миша, Света). 7. Выбор картинки, соответствующей предложению, произнесённому учителем. (Наталья Петровна знакомится с Мишей. — Наталья Петровна знакомится со Светой.) 8. Обсуждение общего настроения ситуации знакомства. Тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица (с использованием индивидуальных зеркал). 9. Моделирование мини-диалогов между учителем и учеником на основе изображённых ситуаций. (Здравствуй, меня зовут Наталья Петровна. — Здравствуйте, меня зовут Миша. — Очень приятно.) 10. Рассматривание картинки на второй странице разворота. Ответы на вопросы учителя по содержанию картинки, моделирование мини-диалогов между учеником и ученицей на основе изображённой ситуации. (Привет, меня зовут Миша. — Привет, а меня зовут Света.)
11. Обобщение новых сведений о том, как нужно вести себя во время знакомства (повернуться к новому знакомому, улыбнуться). Примерный ход урока 2 1. Игра «Приветствие». Ученики встают в круг. Педагог приветствует каждого из детей по очереди. Тот, кого назвали, выходит вперёд, жестом или словом приветствует всех присутствующих (Доброе утро! Здравствуйте!), кивает головой в знак приветствия и т. д. 2. Сообщение учителем цели урока. (Сегодня мы продолжим знакомиться со школой и учителями.) 3. Актуализация основного содержания прошлого занятия: слова приветствия, приветливое выражение лица, внимание к собеседнику. 4. Прослушивание песни из мультфильма «Крошка Енот» («Улыбка», сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского), хоровод. 5. Тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица по отношению друг к другу (игра «Подари улыбку»: стоя в кругу, обучающиеся передают друг другу зеркало, в котором отражается улыбающееся лицо). При выполнении задания используется опыт, полученный на прошлом уроке при упражнении с индивидуальными зеркалами. 6. Рассматривание картинки к уроку. 7. Повторение за учителем предложения, соответствующего картинке. (В 1 классе урок музыки. / В 1 классе урок физкультуры.) 8. Ответы на вопросы учителя по содержанию картинки. 9. Обобщение правил поведения при знакомстве: первым называет себя старший, при знакомстве на лице должна быть доброжелательная улыбка. 10. Экскурсия в кабинет музыки, знакомство с учителем музыки. 11. Беседа по итогам экскурсии в кабинет музыки. Примерные вопросы учителя: «Как зовут учительницу музыки? Что вы будете делать на уроках музыки? Что вы видели в кабинете музыки?» Примерный ход урока 3 1. Прослушивание песни из мультфильма «Крошка Енот». Хоровод. 2. Игра «Приветствие». 3. Актуализация основного содержания прошлого занятия. (В каком кабинете побывали? Как зовут учителя музыки?) 4. Повторение правил поведения при знакомстве. 5. Рассматривание картинки к уроку. 6. Повторение за учителем предложения, соответствующего картинке. (Учитель музыки знакомится с 1 классом. / Учитель физкультуры знакомится с 1 классом.)
7. Ответы на вопросы учителя по содержанию картинки. 8. Сообщение учителем цели урока: «Сегодня мы продолжим знакомиться со школой и учителями». 9. Экскурсия в спортивный зал, знакомство с учителем физкультуры. 10. Знакомство обучающихся с логопедом (возможна экскурсия в кабинет логопеда, или логопед приглашается на урок). 11. Беседа по итогам ситуации. Ответы обучающихся на вопрос «С кем ты познакомился(ась) в школе?». Знакомство во дворе Задачи речевой ситуации: — помочь обучающимся перенести полученные знания о ситуации «Знакомство» в новые условия; — побуждать первоклассников не только участвовать в игровой ситуации в роли адресата реплик, но и инициировать диалог; — расширить представления детей о правилах поведения при знакомстве: ровеснику при знакомстве можно подать руку. Примерный ход урока 1 1. Рассматривание картинки на первой странице разворота. 2. Выделение основных элементов ситуации по вопросам учителя: место действия, настроение героев, их взаимоотношения. (Кто нарисован на картинке? Где гуляют дети? Кто из детей знаком друг с другом? Покажите на картинке. Давайте придумаем имена героям. Что делают Витя, Антон и Света? Какое у них настроение? Почему вы так думаете?) 3. Придумывание имени для девочки, стоящей в стороне, обсуждение её настроения, намерений. (Кто стоит в стороне? Покажите. Что у девочки в руках? Давайте придумаем имя девочке. Как вы думаете, Нине одной грустно или весело?) 4. «Чтение» имён героев картинки в условно-графической записи. 5. Тренировочные упражнения в изображении грустного выражения лица (с использованием индивидуальных зеркал). 6. Введение в ситуацию. (Нина незнакома с ребятами. Посоветуйте, как ей познакомиться с ними.) Конструирование реплик по теме. 7. Рассматривание картинки на второй странице разворота, подведение обучающихся к выводу о том, что происходит знакомство. Проигрывание возможного диалога между героями. Ответные реплики обучающиеся составляют самостоятельно или с помощью учителя, рассматривается только
вариант положительного ответа. В процессе проигрывания диалогов учитель обращает внимание детей, что при знакомстве с ровесником можно подать ему руку в знак приветствия. Вместе с тем повторяется и ранее известное правило знакомства: смотреть на собеседника и приветливо улыбаться. 8. Обсуждение итогов ситуации с использованием последней картинки. Обобщение новых сведений о том, как познакомиться с ровесником. 9. Моделирование диалогов знакомства с использованием игрушек в качестве героев ситуации. Примерный ход урока 2 1. Актуализация основного содержания прошлого урока с использованием героев-игрушек. Взрослый рассказывает историю о том, как в школе игрушек проходили тему «Знакомство», затем беседует с детьми о правилах знакомства, которые смогли узнать игрушки. Далее взрослый организует диалог: от лица одного игрового персонажа учитель задаёт вопросы другим героям, за которых отвечают ученики. — Мишка, с кем ты познакомился на прошлом уроке? (Я познакомился с куклой Верой.) — А ты, Вера, с кем познакомилась? (Я познакомилась с мишкой.) — Как ты, мишка, познакомился с Верой? (Привет, я мишка.) — Что ответила Вера? (Привет, меня зовут Вера.) — Как вы смотрели друг на друга? (Я улыбался(ась), смотрел(а) приветливо, по-доброму.) — Что ещё можно сделать, когда знакомишься? (Ещё можно подать руку.) 2. Проигрывание диалогов знакомства игрушек, аналогичных диалогам на прошлом уроке, с включением в игру других игровых персонажей (заяц, солдатик и др.), а также детей, не принимавших участия в игре на прошлом уроке. 3. Рассматривание картинки на первой странице разворота. Введение в ситуацию. Конструирование возможных реплик обращения с предложением познакомиться и ответа на предложение (согласия или несогласия). 4. Рассматривание первой картинки на второй странице разворота. Моделирование возможного продолжения ситуации в паре «учитель — ученик». 5. Рассматривание последней картинки на развороте. Проигрывание возможного диалога между героями, подходящего к содержанию картинки (вежливый отказ от знакомства, завершение разговора). 6. Игра «Дополни предложение»: коллективное составление рассказа по серии картинок в учебнике. (Во дворе гуляла девочка… У неё в коляске лежала… К ней подошла девочка… Таня захотела… Девочки стали… Но Наташе пора было… Таня очень… Она хотела бы…) Примерный ход урока 3 1. Отчётливое воспроизведение чистоговорки, сопряжённое с учителем, с изменением интонации и выражения лица (грустно — весело): «Раз, два, три, четыре, пять, мы идём во двор гулять».
2. Моделирование ситуаций знакомства во дворе, аналогичных диалогам на прошлом уроке, с использованием игрушек как атрибутов ситуации. 3. Рассматривание картинки к уроку. 4. Обсуждение ситуации по вопросам учителя. (Кто нарисован на картинке? Где гуляют дети? Что делают мальчишки? Почему мальчик не выходит играть на площадку?) 5. Конструирование возможных диалогов между мальчиками, изображёнными на картинке. (Привет! Ребята, можно с вами поиграть? — Привет! А как тебя зовут? … / Мальчик! Как тебя зовут? Хочешь с нами играть? — Меня зовут Миша. Я хочу с вами играть…) Учитель обращает внимание детей на то, что в данной ситуации обращение должно быть громким, так как на площадке шумно. 6. Проигрывание диалогов между мальчиками с использованием адекватной мимики, силы голоса и жестов (рукопожатие и приветливое выражение лица при знакомстве; грустное выражение лица при отказе от знакомства). 7. Игра «Дополни предложение»: коллективное составление рассказа о ситуации, которая могла произойти с героями картинки, с опорой на условно-графические схемы предложений.
Дорога домой Задачи речевой ситуации: — помочь школьникам запомнить их домашний адрес; — продолжать учить первоклассников строить инициативные и ответные реплики в диалоге; — закреплять умение составлять рассказы с опорой на картинный план. Примерный ход урока 1 1. Подготовительная работа. Взрослый рассказывает загадку о здании школы, но не называет его: «Это дом из кирпича. Он красного цвета. В нём четыре этажа. Во дворе этого дома есть площадка для игры в футбол…» 2. Рассматривание картинок к уроку. Ответы на вопросы учителя по содержанию картинок. 3. Загадывание учениками друг другу загадок о зданиях, изображённых на картинках к уроку, по образцу, данному взрослым в начале урока. 4. Составление каждым учеником рассказа о доме, в котором он живёт. При необходимости взрослый оказывает помощь в виде наводящих вопросов. Для некоторых учеников могут быть заранее подготовлены фотографии с изображениями их домов. В ходе выполнения задания каждый ученик называет свой домашний адрес: «Я живу… Мой дом…» Примерный ход урока 2 1. Актуализация основного содержания прошлого урока: повторение рассказов о своём доме, называние обучающимися их домашнего адреса. 2. Рассматривание картинок к уроку. Актуализация содержания сказки «Гуси-лебеди» по вопросам учителя. 3. Физкультминутка «Гуси»[4]. Гуси-лебеди летели, На лужайку тихо сели. Походили, покивали, Потом быстро побежали. 4. Составление рассказа по картинкам о том, как дети возвратились домой. (Сначала… Потом…) 5. Конструирование и проигрывание диалогов сказочных героев: девочки и речки, девочки и яблони, девочки и печки. 6. Моделирование возможныхдиалогов между детьми и их родителями после возвращения ребят домой. 7. Беседа о правилах безопасного поведения на улице (не знакомься с неизвестными тебе взрослыми; не уходи далеко от взрослого; если потерялся(ась), подойди к сотруднику полиции, продавцу в магазине и попроси помощи, назови себя и свой домашний адрес). Примерный ход урока 3 1. Рассматривание картинки на первой странице разворота. Составление рассказа о доме, где живёт девочка. 2. Рассматривание картинки на второй странице разворота. Составление рассказа о доме, где живёт вторая девочка. 3. Повторение физкультминутки «Гуси». 4. Моделирование диалога между девочками: приглашение в гости. В ходе выполнения задания учитель сообщает школьникам основные правила ведения телефонного разговора: поприветствовать собеседника в начале разговора, попрощаться в конце. 5. Игра «Приглашаю тебя в гости»: водящему завязываются глаза, кто-то из играющих приглашает его в гости. Задача водящего — назвать имя приглашающего игрока. Тот, кого угадали, становится водящим. Вариант: игра «Узнай свой дом». Для её проведения необходимы фотографии домов, в которых живут ученики. Перед началом игры взрослый вывешивает (выкладывает) снимки перед детьми. Водящий описывает один из изображённых домов, не указывая на него. Если из содержания рассказа участник игры узнаёт свой дом, право водить переходит к нему. Аналогичную игру можно провести, используя изображения домов сказочных персонажей (заячьей избушки, теремка, дворца Спящей царевны и др.).
«Теремок» Задачи речевой ситуации: — познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Теремок»; — развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценирования сказки; — продолжать формировать у обучающихся представления о поведении в ситуации знакомства. Примерный ход урока 1 1. Рассматривание изображения теремка на первой странице разворота. (Что за дом такой чудесный?) Сообщение темы урока. 2. Разучивание чистоговорки «В чистом поле теремок, всем найдётся уголок». 3. Выкладывание изображений животных (см. Приложение в рабочей тетради для 1 класса) на парте после ответа на вопрос учителя: «Кто-кто в теремочке живёт?» Соотнесение цветных изображений животных с силуэтами на второй странице разворота. (Кто первым в теремок бежит? Кто прыгает вслед за мышкой-норушкой? …) 4. Рассказывание сказки учителем. Накладывание обучающимися цветных картинок, изображающих животных, на их силуэтные изображения в учебнике по мере изложения сказки учителем. 5. Тренировочные упражнения в изображении героев сказки с использованием элементов костюмов: рассказывание сказки учителем с привлечением обучающихся в различных ролях. 6. Ролевая игра-хоровод по сюжету сказки с использованием элементов костюмов (маски, цветные платки и т. д.): несколько учеников надевают костюмы героев сказки, остальные обучающиеся встают в хоровод — это теремок. Герои по очереди обращаются к теремку («Кто-кто в теремочке живёт?»), обучающиеся в хороводе хором отвечают. По окончании диалога в теремок принимают нового жильца и хором произносится разученная чистоговорка. Примерный ход урока 2 1. Актуализация основного содержания прошлого занятия: чистоговорка, герои сказки, самые запомнившиеся моменты предыдущего урока. (Мне понравилось… Я запомнил(а)…) 2. Восстановление на странице учебника картинки «Теремок» из разрезных деталей из Приложения в рабочей тетради для 1 класса. 3. «Чтение» слов, называющих героев сказки, по условно-графическим схемам. Ответ на вопрос «Кто разрушил теремок?». 4. Коллективное рассказывание окончания сказки. Возможно использование четверостишия[5]: Мишке тяжело пришлось — В доме места не нашлось. Если мишка влезет в дом, Дом развалится потом. 5. Рассказывание сказки обучающимися с опорой на предметные картинки. Примерный ход урока 3 1. Актуализация содержания сказки «Теремок»: прослушивание аудиозаписи или просмотр фрагмента мультипликационного фильма. 2. Беседа по содержанию прослушанной или просмотренной сказки. Обмен впечатлениями. 3. Подготовка к инсценированию сказки: выбор элементов костюмов, распределение ролей (актёры, зрители). 4. Проигрывание эпизодов сказки с направляющей помощью учителя (репетиция). 5. Проигрывание сказки актёрами самостоятельно при поддержке зрителей (аплодисменты, благодарности).
Знакомство в гостях Задачи речевой ситуации: — обобщить и расширить представления обучающихся о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старшими; — познакомить первоклассников с понятием «познакомить кого-то с кем-то»; — учить школьников правильно вести себя при знакомстве со старшим по возрасту гостем. Примерный ход урока 1 1. Последовательное рассматривание картинок на первой странице разворота и «чтение» подписей к ним (мама и папа, сын и дочь, гость и гостья). 2. Рассматривание картинки на второй странице разворота. Определение места, где находятся герои, обсуждение их настроения, события, которое происходит. 3. Слушание рассказа в устном изложении учителя с опорой на иллюстрацию. «Меня зовут Андрей. (Как вы думаете, где на картинке изображён Андрей?) У нас в семье сегодня праздник, день рождения моего папы, Николая Ивановича. (Покажите, пожалуйста, папу Андрея. Кто запомнил, как его зовут?) Мы все готовились к приходу гостей. И моя сестра, Наташа, и мама, Татьяна Петровна. (Покажите на картинке маму и сестру Андрея. Как их зовут? Кто был самым внимательным и запомнил имена всех членов семьи Андрея? Как вы думаете, кто эти мужчина и женщина, о которых ещё не успел рассказать Андрей?) К нам пришёл папин друг и его жена. Я их раньше никогда не видел. Но они мне сразу понравились. Я хотел с ними поговорить, но не знал, как обратиться. Что мне делать?» Содержание рассказа моделируется в зависимости от социального статуса обучающихся (дети живут в семье или лишены её). 4. Обсуждение высказанных предложений. Поощрение ответов, соответствующих нормам этикета. 5. Обучение правилам этикета при знакомстве со взрослыми в гостях. Продолжение рассказа: «На помощь нам с сестрой пришёл папа. Он познакомил всех нас». (Как вы думаете, как папа познакомил членов своей семьи с гостями?) 6. Моделирование диалогов знакомства взрослого с ребёнком. 7. Тренировочные упражнения в изображении приглашающего жеста в сопровождении слов «Добро пожаловать!». 8. Обобщение правил знакомства в гостях. Примерный ход урока 2 1. Актуализация основного содержания прошлого занятия: познакомить с гостем; представиться гостю; жесты приветствия и радушия; приветственные фразы. 2. Проигрывание диалогов знакомства с гостем, аналогичных диалогам прошлого урока, с использованием игровых персонажей (кукла встречает мишку; кукла знакомит мишку с зайкой и т. д.). 3. Рассматривание картинок на развороте. Выбор картинки, соответствующей услышанному предложению. (Папа представляет сына. — Папа представляет маму. / Андрей хочет показать книгу. — Наташа хочет показать куклу.) 4. Моделирование диалога между героями первой картинки. Привлечение внимания детей к жестам персонажей (полупоклон, рукопожатие). 5. Моделирование диалога между героями второй картинки. Обсуждение возможного выхода из ситуации. (Когда же можно показать гостям куклу или другую любимую игрушку?) 6. Ролевая игра «Кукла встречает гостей» с использованием сюжета и диалогов, составленных на основе анализа картинок: каждый ученик принимает роль одной из игрушек, пришедших в гости к кукле. Примерный ход урока 3 1. Рассматривание картинок на развороте. Повторение правил знакомства. Проигрывание возможных диалогов с использованием обсуждавшихся ранее этикетных выражений и жестов. 2. Коллективное составление рассказа «Как мы гостей встречали» с опорой на сюжетные картинки и условно-графические схемы предложений. 3. Беседа с опорой на личный опыт обучающихся «Как я ходил(а) в гости» или «Как я гостей встречал(а)». 4. Составление коротких рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|