Перевоплощение в Древней Индии
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Мэнли П. Холл Перевоплощение
Перевод с английского А.П.Исаевой Л.А.Маклаковой Художник Максим Семенов Примечания С.Д. Фролов
Мэнли П. Холл Перевоплощение. Пер. с англ. — ML: Издательство Духовной Литературы; Сфера, 2001. - 208 с.
Книга посвящена одному из наиболее известных и привлекающих наибольшее внимание аспектов оккультной доктрины — перевоплощению индивидуальности. Выдающийся американский исследователь М.П.Холл, известный лектор, автор более чем 150 книг и эссе, излагает взгляды различных духовных учений (буддизма, индуизма, ислама, иудаизма и христианства) на концепцию перевоплощений, выделяя общие для всех этих религий положения. Особое значение этой работе придает тщательный отбор материала для исследования, и ссылки на специалистов, чье мнение имеет вес, так как базируется на эрудиции и достижениях в различных сферах познания.
Издательство Духовной Литературы, 2001.
Содержание М.П.Холл. Вместо предисловия ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ БУДДА - «СВЕТ АЗИИ» ПРЕДЫДУЩИЕ ЖИЗНИ БУДДЫ ПОВТОРНО РОЖДАЮЩИЕСЯ ЛАМЫ ТИБЕТА МЕТЕМПСИХОЗ И ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗАКОН ПОВТОРНОГО РОЖДЕНИЯ В КИТАЕ И ЯПОНИИ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ В ИСЛАМЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ НАЧАЛА ХРИСТИАНСТВА О ПЕРЕВОПЛОЩЕНИИ ПОВТОРНОЕ РОЖДЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ХРИСТИАНСКОМ МИРЕ СОВРЕМЕННЫЕ СТОРОННИКИ ИДЕИ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ ЦИКЛ НЕОБХОДИМОСТИ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ В ЖИВОТНОМ МИРЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ В РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ В МИНЕРАЛЬНОМ ЦАРСТВЕ ПОВТОРНО РОЖДАЮЩИЕСЯ НАЦИИ И РАСЫ БОЖЕСТВЕННЫЕ ВОПЛОЩЕНИЯ ПАРНЫЕ ДУШИ ПАМЯТИ О ПРОШЛЫХ ЖИЗНЯХ ШАНТИ ДЭВИ СОСТОЯНИЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ ЗАКОНЫ, УПРАВЛЯЮЩИЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕМ САМОУБИЙСТВО СУДЬБА ИЛИ СВОБОДНАЯ ВОЛЯ? ЗАГАДКА ГЕНИАЛЬНОСТИ ПРОЩЕНИЕ ГРЕХА ИЛИ КАРМА? ДИСЦИПЛИНЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ НИРВАНА Примечания
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Цель этой книги — пробудить интерес к изучению доктрины перевоплощения как наиболее разумного объяснения тайны жизни. На эту тему уже имеется весьма обширная литература, а в будущем появятся и другие книги. До недавнего времени подобные труды не были достаточно распространены, так что широкая публика до сих пор ничего не знает об этом важнейшем из всех философском учении. Законы перевоплощения и кармы представляются мне единственным решением насущной проблемы бессмысленности человеческой судьбы. Как выразился один знаменитый востоковед: «Только знание о постоянных повторных рождениях одной и той же индивидуальности на протяжении всего жизненного цикла... способно объяснить нам загадочную проблему добра и зла и примирить человека с кажущейся ужасающей несправедливостью жизни. Ничто, кроме подобной определенности, не может утихомирить наше бунтующее чувство справедливости. Ибо когда кто-нибудь не знакомый с этой величественной доктриной оглядывается вокруг и замечает несправедливое распределение рождения и судьбы, ума и способностей, когда он видит, какие почести воздаются глупцам и развратникам, которых фортуна осыпает своими милостями просто в силу привилегии рождения, тогда как их ближайший сосед со всем своим умом и превосходными качествами, гораздо более достойный во всех отношениях, погибает от нужды и недостатка сострадания и, видя все это, вынужден отворачиваться, будучи не в силах облегчить незаслуженное страдание, когда в его ушах звучат раздающиеся вокруг и
разрывающие его сердце вопли невыносимой муки, только благословенное знание того, что есть карма, не дает ему проклясть жизнь и людей, а заодно и их предполагаемого создателя»1. Перевоплощение — это не что иное, как закон эволюции в приложении к раскрывающемуся сознанию индивидуума. Всякий рост и развитие свидетельствуют о совершенствовании той невидимой божественной силы, которая и является причиной любого физического роста и развития. Все во вселенной вырастает, пройдя опыт бытия. Почему же человек должен оставаться в неведении относительно своего участия в этом вечном росте? Почему он должен быть связанным по рукам и ногам догмами страха и сомнения, сотворенными людьми образами в сотворенном Богом мире? Идея перевоплощения, как и подобает любому широко распространенному верованию, излагалась по-разному, в соответствии с духовным развитием и умственными способностями ее толкователей. Очевидно, что концепция эскимоса будет отличаться меньшей философской глубиной и обстоятельностью, чем предложенная каким-нибудь великим индийским ученым. Оба сходятся в главном, но каждый трактует этот закон сообразно сфере собственных переживаний. Для эскимоса, жизнь которого полна опасностей, то, что от старых и слабых нужно избавляться, является законом. Поэтому стареющий человек обычно присматривает подходящую семью, чтобы родиться в ней снова. Выбрав чету молодоженов, он отправляется к ним и спрашивает у них разрешения стать их первенцем. Если он хороший и уважаемый человек, то они чаще всего дают свое согласие. Тогда престарелый человек покидает стойбище и, удалившись на некоторое расстояние, совершает самоубийство, чтобы его душа смогла войти в выбранную им семью*. Друиды, населявшие древнюю Британию и Галлию, оставили еще более значительное, на наш современный практический взгляд, свидетельство своей веры. В Британском музее хранятся расписки и другие документы _______________ 1 Е.П.Блаватская.
юридического характера, свидетельствующие, что эти люди нередко занимали деньги под обещание вернуть долг в будущей жизни.
И у американских индейцев тоже можно обнаружить признаки веры в перевоплощение. Когда северо-западные индейцы отправлялись бить китов, они обычно обращались к этим морским гигантам с мольбами и просьбами, сводившимися к следующему: «О великий и милостивый кит, прости, что нам придется убить тебя. Но наши семьи голодают, и мы должны есть. Будь уверен, что мы не таим личных обид против тебя. В будущем, когда ты, огромная рыба, станешь человеком, а мы — китами, мы с радостью сделаем для тебя то же самое». Д-р Леплонжо обнаружил свидетельства веры в перевоплощение у майя и индейцев киче из Центральной Америки. Подобное же убеждение приписывается также инкам и другим народам, населяющим Анды в Южной Америке. В своей трактовке темы мы несколько отошли от прецедента, созданного предыдущими авторами. Прежде всего мы отказались от литературных и поэтических ссылок на перевоплощение, так как не уверены, что упоминания в поэзии или беллетристике действительно отражают объективное мнение писателя, Не включен также и обширнейший «спорный» материал, неясный по своему смыслу. В-третьих, мы отказались от воспоминаний людей, которые, проезжая по различным местам, внезапно ощущали, что бывали там прежде. И последнее: цитирование ограничено теми специалистами, чье мнение имеет вес, так как базируется на эрудиции и достижениях в различных сферах мышления. Достойного цитирования материала, возможно, в равной степени достоверного, более чем достаточно, но, когда он исходит из неизвестных источников, его значимость слишком мала, чтобы преодолеть почти непробиваемый материализм наших дней. Мы отнюдь не исчерпали потенциальных источников информации. Публикация всех высказываний ученых и мыслителей на эту тему заняла бы многие тысячи страниц, поэтому нами отобраны только те, что указывают общую тенденцию. Безусловно, никого нельзя заставить разделить какое-либо убеждение, потому что убеждение — результат просвещенности. Доктрина перевоплощения несет в себе почти метафизическую убедительность. Если нормальному здравомыслящему человеку доступно объяснить смысл этого закона, то у многих мгновенно возникнет благожелательное к нему отношение, словно разум вдруг вспоминает нечто такое, что он знал невообразимо давно. Как говорил Платон, «учение — это вспоминание». Внутренняя, сокровенная часть человека, распознающая истину, не может отвергать или игнорировать ее, а, по выражению Платона, «радостно устремляется к реальности и принимает ее».
Я говорил о перевоплощении со многими людьми и часто замечал необъяснимое мгновенное приятие этой идеи. Открытие этого закона означает для этих людей окончание поисков и начало становления. Мэнли П.Холл
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ Слова являются средством выражения идей, и их неправильное понимание неизбежно ведет к недоразумениям. Английский язык недостаточно развит по той причине, что сама западная цивилизация еще не достигла зрелости. Этот язык изобилует коммерческими и техническими терминами, но ему катастрофически недостает философских идей. Вероятно, самым совершенным из философских языков является санскрит. Санскритское слово сансара было переведено термином «перевоплощение», который буквально означает «воплотиться еще раз» или, точнее, «повторно получить плотскую оболочку», вернуться после смерти в материальный мир в другом физическом теле. Для жителя Востока слово «сансара» подразумевает не только это, но и нечто большее. Это слово — символ законченной идеи прогрессивных повторных воплощений (в зависимости от философской системы) эго, «я», или саттвы. Закон перевоплощения в том виде, в каком он был открыт Буддой, учит, что все существующие вещи, одушевленные и неодушевленные, должны пройти бесчисленные перевоплощения, пока опыт не устранит все их несовершенства. Понятие «повторное рождение», используемое в западных школах метафизики, с формальной точки зрения тождественно перевоплощению, но оно лишено едва уловимого оттенка и подразумеваемого смысла, присущих второму термину. Закон повторного рождения есть закон перевоплощения, и для практических целей оба термина можно считать синонимами. Греческое слово метемпсихоз определяется как «переход души в момент смерти в другое тело какого-нибудь животного или человека». Для наших целей хотелось бы несколько уточнить это определение. Платоники недвусмысленно утверждают, что при перевоплощении духовная сущность очень порочного человека, возможно, и осеняет животное, но никогда на самом деле не входит в тело животного. Самый известный из современных платоников, Томас Тейлор, пишет в «Кредо платоников»: «Я также верю, что человеческая душа, расставшись с текущей жизнью, перейдет — не будучи должным образом очищенной — в другие земные тела и что в случае перехода в тело человека она становится душой этого тела, но, перейдя в тело какой-нибудь твари, она не становится душой этой твари, а внешним образом соединяется с животной душой точно так же, как руководящие духи связаны в своей благотворной деятельности с человечеством, потому что разумная частица никогда не станет душой неразумной природы».
В настоящей работе мы будем придерживаться мнения наиболее эрудированных греков и считать метемпсихоз синонимом перевоплощения как прогрессивного, а не регрессивного процесса, оставив термин «трансмиграция» для выражения взглядов менее развитых людей. Термин трансмиграция также подразумевает последовательные воплощения. Мы будем пользоваться им в узком смысле, относя его к повторному рождению в низших, или животных, телах, веры в которое придерживаются малообразованные слои во многих азиатских странах. Например, среди многих индусов Бенареса широко распространено поверье, что человек, умерший не на том берегу реки, где находятся храмы и места ритуального сожжения покойников, а на противоположном, непременно родится вновь в виде осла. В связи с этим довольно-таки удивительно, что дворец раджи оказался на «неправильном» берегу. В качестве синонима перевоплощения иногда используют термин палигенез. Однако это слово в более точном смысле означает возрождение к жизни, перерождение, воскрешение или обновление. В алхимии палигенез — это восстановление тел из их праха. Эти опыты проводятся в герметичных ретортах. Подобные эксперименты проводили и Парацельс, и иезуитский священник Афанасий Кирхер*. Следовательно, этот термин надо понимать только как восстановление или обновление старой формы или тела, чтобы сущность могла в него воплотиться. Понятие предсуществования связано с верой в существование духа прежде, чем он снизошел до рождения. Из-за доктрины, пользовавшейся поддержкой множества выдающихся людей, в книгах, посвященных теме перевоплощения, появился ряд ложных утверждений. Хотя идея предсуществования и может свидетельствовать о вере в перевоплощение, это ни в коем случае нельзя считать незыблемым правилом, что подтверждается простым примером в виде библейского изречения: «Прежде нежели был Авраам, я есмь». Это изречение, хотя и подтверждающее веру в предсуществование, нельзя приводить в качестве доказательства веры в перевоплощение. Существует еще одна разновидность представления о возможности жить снова или о том, что мы жили прежде, но не на физической земле. Было даже высказано предположение, что мы переходили с планеты на планету. Подобные верования не заслуживают серьезного обсуждения, и, где бы они ни встречались, их нельзя считать тождественными вере в перевоплощение. Бессмертие подразумевает просто бессмертие духа. Большая часть человечества придерживается одинаковых взглядов на бессмертие, но поскольку этот термин никак не предполагает неизбежного повторного физического рождения, то вера в бессмертие и вера в перевоплощения далеко не одно и то же. Духом обычно называют божественную часть человека, то неизменное существо, которое есть причина тела и действует через это тело, хотя и способно существовать независимо от него. В некоторых системах это нечто неизменное духовное называется «я» в отличие от его тела и способностей, определяемых как «не-я». В буддийской философии «я» обозначается термином саттва, и именно саттва периодически перевоплощается в цикле необходимости. В большинстве прогрессивных систем «я», саттва, или дух, рассматривается как нечто обезличенное. Оно эманирует личностей в феноменальный* мир, но его никоим образом не следует путать с этими личностями. Личность повторно рождается крайне редко. Таким образом, Платон или Наполеон никогда не будут жить снова, но дух, который эманировал Платона или Наполеона, будет эманировать новых личностей и продолжит эволюцию через эти эманации. Термином эго -иногда пользуются, желая провести различие между саттвой человеческого существа и саттвой низших или высших созданий. Эго означает «я», или «самость», и как термин применимо исключительно к живым существам, способным к осознанию «я». Саттву, или сущность низших царств, правильнее обозначать термином монада, который для сторонника теории перевоплощения означает коллективную сущность какого-либо вида или типа, некое индивидуализированное «я». Под личностью понимают определенный комплекс, состоящий из разума, эмоций, ощущений и формы. Личностями являются те объективные составляющие сложной природы человека, которые заметны или ощутимы для других и воспринимаются несведущими людьми как нечто реально существующее. Для большинства людей перевоплощение означает повторное воплощение их личностей в физическую форму. В этом и состоит разгадка путаницы в «Разоблаченной Изиде», где мадам Блаватская настойчиво утверждает, что личности повторно не рождаются, не считая некоторых исключительных обстоятельств. Личность представляет собой наиболее непостоянную часть человека, которая подвержена преобразованиям и изменениям в течение жизни и полному исчезновению после смерти. В буддийской философии бодхисатвой, или просветленным «я», называют того, в ком искоренены или постепенно исчезли несовершенства материального существования. Бодхисатва через осознание и медитацию достиг освобождения. Он может выбирать: пойти дальше и войти в нирвану, которая является концом воплощенного бытия, или на некоторое время остаться в качестве учителя и руководителя других, менее совершенных, чем он сам. Таким образом, бодхисатва должен сделать «Великий выбор» — выбор между бытием и небытием. Будда — это достигшая совершенства душа, или саттва, на которой закончена вся карма, то есть догорели три огня личного существования — мышления, эмоций и действий. Бодхисатва может некоторое время оставаться учителем, а затем, выполнив свои обязанности, принять решение стать буддой. Состояние будды — это последняя жизнь на этой земле, следовательно, будда не умирает, а переходит в нирвану. Его причинная природа рассеивается во времени и пространстве, и он навсегда перестает существовать как некое существо. Циклом необходимости называют круговорот, или колесо рождения и смерти, то есть цикл последовательного повторного воплощения в физическую форму в течение некоторого периода времени, считая с начала индивидуализированного существования до окончательного погружения в нирвану или завершения материального существования. Будду часто изображают с колесом с восемью спицами, которое он поворачивает. Это колесо отображает круговорот существований, за который люди цепляются по причине своего невежества и от которого они освобождаются только благодаря просвещению*. Память о прошлых жизнях: как в восточных, так и в западных школах пробуждается только после посвящения в таинства. Эти воспоминания хранятся в неизменном «я», и доступ к ним открывается, когда низшая личность ученика поднимается им до уровня общения с неизменным «я» или причастности к нему. Для непосвященных нет никакой пользы в воспоминаниях о прошлых личностях. Карма означает воздаяние и представляет собой приложение причинно-следственного закона к моральному аспекту жизни воплощенных существ. Закон кармы мотивирует повторное рождение. Необходимость перевоплощения обусловливается совокупностью хороших и дурных поступков, перешедших из предыдущих жизней. Повторные рождения неизбежно продолжаются, пока сохраняется карма. Христу вложили в уста слова: «Что вы посеете, то вы и пожнете». В этом изречении сформулирован закон воздаяния. Однако теологическая система, в основу которой положено учение о прощении греха, не имеет ничего общего с законом воздаяния. Излагая по-своему этот же закон, Будда исключает всяческую возможность прибегнуть к заступничеству или избежать его действия: «Следствие тянется за причиной, как колесо повозки за ногами запряженного в нее вола». Повторное рождение заменяет собой и веру и искупление, предоставляя каждому воплощающемуся существу новые жизни, чтобы, проживая их, оно справилось с недостатками своей личности и довело ее до совершенства. И если карма — это воздаяние, то дхарма — это поведение или поступки, из которых вытекают кармические следствия. Дхарма человека представляет собой жизнь, которую он заслужил в прошлом плюс его собственный философский подход к своим недостаткам. Таким образом, дхарма несет в себе элемент прогресса, то есть она в течение каждого воплощения предполагает не одно только наказание, но и развитие. Конечная дхарма сводится к сознательному признанию закона, превращению в архата и стремлению к нирване.
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Сегодня невозможно точно установить то время, когда в Индии впервые возникла вера в доктрину перевоплощения. В Ведах, древнейшей священной книге индусов, не говорится ничего определенного о повторном рождении. Ведическая концепция посмертного состояния во многом созвучна представлениям древних греков, согласно которым душа покидает тело и в виде призрака скитается в подземном мире. В своем описании странствий души Ахилла Гомер не дает никакой надежды на будущую жизнь, оставляя тень героя бесцельно блуждать в царстве мертвых. В своей статье «Индийская доктрина перевоплощения» С.Э.Гопала Чарлу указывает на встречающиеся в тексте Ригведы мысли о непрерывности жизней. В его интерпретации тридцать второй стих первой главы Ригведы звучит так: «Тот, кто его создал, не знает его. Он скрыт от того, кто видит его. Он спрятан в утробе своей матери. После множества рождений для него настал период страданий»'. Однако в оригинале первой части последнего предложения — «после множества рождений» — очевидно, соответствует слово бахупраджа, толкование которого ________ 1 S.E. Gopala Charlu. The Indian Doctrine of Reincavnation. // Lucifer. - Vol. IV, p. 89.
неоднозначно, а следовательно, неубедительно. На этом следовало остановиться особо из-за частых ссылок на этот важный стих. Однако в таких источниках, как Атхарваведа, «Законы Ману», «Вишну-пурана» и упанишады, уже однозначно утверждается существование метемпсихоза. В приведенной ниже цитате ярко выражен тон повествования священных книг и разного рода комментариев: «В человеке проходят артерии в 1000 раз тоньше волоса, заполненные флюидом синего, красного, зеленого, желтого и других цветов. Их выстилает тонкая оболочка (основа, или эфирный каркас, астрального тела), и все идеальное, оставшееся от опыта прежних жизней, прилипает к упомянутой тонкой оболочке и сопровождает ее при ее переходе из тела в тело»1. Для уроженца Индии «Законы Ману» представляют особо священный труд, раскрывающий закон и поведение. В двенадцатой главе встречается следующее высказывание: «Состояние людей — высокое, низкое или среднее — происходит от деяний». В этом случае можно с уверенностью утверждать, что английскому переводчику следовало бы воспользоваться словом «перевоплощение» вместо «переходы». Здесь перед нами еще один пример неправильного западного перевода восточных священных писаний, однако нам явно не стоит ожидать ничего лучшего, если задуматься о том, что получилось из наших собственных священных книг. Упанишады были составлены в эпоху, предшествовавшую рождению Будды, а вдохновляющей идеей для их составления послужили Веды. Упанишады содержат обширный литературный материал, имеющий отношение к наиболее неясным аспектам метафизики, и изобилуют ссылками на доктрину __________ 1 The Theosophist. — May, 1892. — P. 480.
повторного рождения. Так, например, в «Шветашватара-упанишаде» читаем: «Воплотившийся, соответственно своим деяниям, последовательно принимает формы в различных состояниях». В «Мундака-упанишаде» о перевоплощении говорится следующим образом: «Испытав блаженство на вершине небес, заслуженное добрыми делами, они вновь вступают в этот мир». А в «Катха-упанишаде» об этом сказано особенно поэтично: «Человеческая раса подобна зерну, которое созревает, падает и рождается вновь». Пураны представляют собой собрания поэтических произведений, относящихся к священным писаниям, которые, наряду с упанишадами, пользуются высочайшим уважением. В пуранической литературе также встречаются упоминания о повторном рождении. Так, в «Бхагавата-пуране» содержится следующее высказывание: «Деятельность влечет за собой повторное рождение, однако действие может нейтрализовать самое себя, если оно посвящено Верховному Существу». Несколько ученых индусов письменно выступили в защиту своей веры в переселение душ от неправильного ее понимания на Западе, настойчиво утверждая, что образованный индус вовсе не верит в то, что он заново родится в каком-то существе ниже человека, хотя подобное представление неспособно помешать местным суевериям, которыми по-своему богата каждая страна, извращать религиозные учения. Индус верит в прогрессирующий цикл рождений. В его понимании карма, или воздаяние, играет наиболее важную роль. Он рассматривает жизнь как период воздаяния и возмездия. Христианские миссионеры всегда протестовали против этой «столь ужасной» доктрины, однако для восточного ума западная вера в осуждение на вечные муки несравненно ужасней. Самой известной из всех индусских священных книг можно назвать одну из частей Махабхараты под названием «Бхагавадгита» — «Песнь Господа». «Гита» — это книга псалмов для браминов, постоянная вдохновляющая идея и правила их поведения. С литературной точки зрения, эта книга не только не уступает любой из священных книг мира, но даже превосходит многие из них по красоте и величию. По сути, «Гита» содержит краткое изложение индусской концепции повторного рождения. В одном из фрагментов, посвященном этому предмету, читаем: «Как человек, сбросивший изношенную одежду, надевает новую, так и обитатель тела, сбрасывая изношенные тела, входит в другие, новые. Родившегося несомненно ждет смерть, а умершего — рождение; а посему тебе не следует горевать о неизбежном». Концепция перевоплощения, вне всяких сомнений, была главным догматом брахманизма на протяжении нескольких веков, предшествовавших расцвету буддийской культуры. Согласно традиции, первоначально это учение исповедовалось кастой воинов, где оно всячески охранялось как эзотерическая тайна. И только по истечении многих столетий оно стало доступным и другим брахманическим сектам. Кстати сказать, сам Будда принадлежал к касте воинов, следовательно, в раннем детстве особое место в его воспитании наверняка занимало именно это учение. Цель, к которой стремились брамины, заключалась в освобождении от цикла возвращения. С течением времени первоначальные идеи подверглись теологической трактовке. Брахманизм выродился из естественной аристократии в более или менее деспотическую кастовую систему. Брамин становился брамином уже не в силу превосходства своих поступков, а благодаря случаю своего рождения. А там, где находился народ, который можно эксплуатировать, жречество всегда оказывалось тут как тут. Выраженное в той или иной форме искупление чужой вины потихоньку вкрадывалось в первичную формулировку, разрушая ее исходную целостность. Жизнь превращалась в непрерывную цепь жертв и очищений. Восточный ум отыскивал кратчайший путь в мир Брахмы. Даже сегодня члены некоторых индийских сект, включая тантристов, абсолютно уверены, что они в течение одной жизни смогут перешагнуть через века в самих себе и с триумфом вступить в брах-малоку. Артур Авалон в книге «Могущество Змея» раскрывает тантрическую концепцию повторного рождения: «Не существует такого явления, как воскресение в том же теле. Оно вновь обращается в прах, а джива перевоплощается в новое тело, которое тем не менее, как и предыдущее, годится для приведения в действие ее кармы». Именно против нетерпимости каст браминов выступил Будда Гаутама. Он предал гласности самую сокровенную тайну браминов — закон перевоплощения, тем самым навсегда разрушив для сотен миллионов соблюдавших этот закон идею врожденного превосходства одного человека над другим. Он утверждал, что на свете может существовать только одна форма духовной демократии — это привилегия каждого человека заниматься самосовершенствованием. Идея перевоплощения находит свое отражение и в учениях ведических школ. По этому поводу Свами Абхедананда замечает: «Веданта учит, что ни воля Бога, ни ошибки родителей не играют никакой роли в формировании характера детей, но каждый ребенок сам ответствен за собственные склонности, способности, возможности и характер... Только доктрина перевоплощения может понятно и обоснованно объяснить множество случаев проявившейся в детстве гениальности и незаурядных способностей»1. Отношение к этой проблеме йогической секты кратко выражает Харидас Бхаттачарья: «По мере того как существа являлись в мир и проходили весь период своей вечной жизни, они в процессе трансмиграции наверняка принимали множество форм, и сумма впечатлений от этих разных жизней остается в читте как васаны»1. Для школ йоги рг"веданты характерно одинаковое отношение к своим учениям как к средству освобождения души из «сетей Закона». Духовный подвиг они рассматривают как способ освободиться от закона повторного рождения. Во второй половине девятнадцатого столетия Теософское общество с штаб-квартирой в Адьяре близ Мадраса сильно взбудоражило восточные умы. Эта организация, заново сформулировав идею перевоплощения, распространила ее в Азии, Европе и Америке. Имея более двухсот отделений в одной только Индии, общество привлекало к участию в своей деятельности наиболее знающих священнослужителей, монахов и пандитов, которые занялись тщательным изучением древних священных писаний, чтобы найти в них упоминания об учения о перевоплощении и доказательства его существования. В Бомбее и вокруг него живут парсы, последние из оставшихся зороастрийцев, последователей персидского культа огня. Самой древней священной книгой парсов считается Зенд-Авеста*, написанная последним Зороастром до 600 г. до н.э. И хотя в Зенд-Авесте не встречается прямых высказываний, подтверждающих веру в повторное рождение, этой ___________ 1 Swami Abhedananda. Vedanta Philosophy. — P. 22. 2 Haridas Bhattacharyya. Cultural Heritage of India. — Vol. I, p. 335.
теме посвящено большое количество религиозной литературы парсов, включая и весьма авторитетные труды. «Десатир», собрание священных писаний древних персидских пророков, содержит следующий стих: «И каждый, кто пожелает вернуться в низший мир и кто творит добро, получит соответственно своему знанию, речи и поступкам нечто существенное, то есть станет монархом, или первым министром, или получит высокий пост или богатство».
БУДДА — «СВЕТ АЗИИ» Во времена расцвета буддизма в VI в. до н.э. широкое распространение получили доктрины перевоплощения и кармы как главные догматы веры. Одним из величайших людей во всей мировой истории несомненно является Гаутама Сиддхартха, самый знаменитый представитель семейства Шакья, принц Капилавасту. Отказавшись от богатства и почестей, юный принц Сиддхартха удалился от мира, избрав своим уделом аскетическую жизнь. После долгих лет странствий и жестоких лишений он испытал озарение в Будда-Гайя*. Достигнув состояния Будды, он всю свою жизнь посвятил толкованию и преподаванию на земле двух важнейших законов: перевоплощения и кармы и дожил до того времени, когда его доктрины получили широкое распространение в Азии. Завершив свой земной путь, великий мудрец вошел в нирвану, оставив после себя вероучение, которому суждено было сохраниться в веках и стать источником вдохновения для будущих поколений. После Будды не осталось трудов, написанных им собственноручно, но вскоре после его перехода в нирвану его последователи и ученики, собравшись вместе, записали по памяти его высказывания. Позднее, в период правления императора Ашоки, этого Константина буддизма*, неоднократно собирались представительные советы монахов, проводимые под покровительством императора. Их итогом стало признание буддизма религией с последующим составлением разного рода эдиктов, изданием законов для духовенства и постепенным преобразованием простого агностицизма Гаутамы в тщательно разработанный политеизм. В Тибете буддизм превратился в сложнейшую систему, заключающую в себе пантеон более чем из восьмидесяти тысяч богов и демонов. Нельзя, однако, возлагать на Будду ответственность за те злоключения, которые претерпела его вера. Он утверждал простые и великие истины. Тем же, кто, хотя и любили его, но никогда не могли понять его истинного учения, не оставалось ничего иного, как толковать его изначальные учения в теологическом смысле. К счастью, его учение о перевоплощении и карме сохранилось, а вечные истины остались без изменений, несмотря на различные нелепости, которыми напичкали их многочисленные энтузиасты. Согласно учению Будды, перевоплощение было решением проблемы кажущихся несообразностей жизни, поскольку без закона повторного рождения существование становилось бесцельным, бессмысленным и абсурдным. Таким образом и карма объясняет цель повторного рождения. Мы рождаемся на свет, чтобы изжить без остатка добро или зло прежних жизней. Перевоплощение дает возможность полностью осуществиться закону причины и следствия, когда нельзя избежать результата действия или поступка. Человек должен быть готов взять на себя ответственность за все, что совершил, и всегда вести себя так, чтобы своей добродетельностью перехитрить закон воздаяния. Это простое изложение причинно-следственной связи преисполнено безмерного величия, а в толковании этого закона, данном Буддой, звучит уверенность и сила. Основные принципы своей философии он вывел из более древних писаний индусских мудрецов, но ему еще нужно было довести эти истины до сознания людей. Однажды Будда остановился со своими учениками около пруда Анаватапта, и один из них попросил растолковать им его собственную карму как перенесенную из других жизней. Учеников всегда крайне удивляло, что их учителю, достигшему вершины мудрости, все еще приходится страдать от несовершенства плоти, как, например, в тот день, когда по дороге в ближайшее селение ему в ногу вонзился шип от кактуса, а вернулся он оттуда с пустой чашей для сбора пожертвований, да к тому же некоторые чужеземцы говорили о нем крайне недоброжелательно. Ученикам казалось невозможным, чтобы некто, столь совершенный и мудрый, был вынужден страдать наряду с другими смертными. Высокочтимый ответил им с улыбкой: «Слушайте же, я объясню вам эту удивительную и неразрывную кармическую последовательность. Кармические обязательства, как верные слуги, всегда сопровождают все создания; они следуют за вами, когда вы движетесь вперед, и точно так же останавливаются, когда вы делаете передышку. Они углубляются в лес, бродят по разным странам, взбираются на неприступные горы, идут в наступление и проникают в жилище Индры и даже входят в недоступный человеку низший мир. Карма подобна потоку Времени, и ничто не в состоянии остановить ее в постоянном преследовании человека. Длинна лоза кармы — новая, но при этом всегда увешанная старыми плодами; замечательный спутник всех созданий, хотя и всегда неподвижный; и, как бы вы ни тянули ее, как бы ни старались за нее ухватиться, разорвать ее на части, вырвать ее с корнем, скрутить ее, стереть ее в порошок или ловко разделить на атомы, разрушить ее невозможно. И то, что прекрасная луна несет на своем диске черную печать вины, и то, что у безжалостной черной змеи есть драгоценный камень, который улавливает "заманивающий в ловушку луч", — все это результат действия кармы, который в разных формах показывает многообразие опыта всех живых созданий»*. Судя по его высказываниям, Будда не рассматривал достигнутую им высшую степень совершенства как средство избежать расплаты за ошибки прежних жизней или аннулировать эти ошибки. Изначальный буддизм и в самом деле не предлагает никакого механизма спасения и ни по каким соображениям не препятствует полному исполнению закона. По этому поводу неизбежно возникают расхождения во мнениях. И даже в наши дни многие люди, объявившие себя преданными буддистами, впадают в заблуждение относительно искупления чужой вины. Я все
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|