Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перевоплощение в Древней Индии




Мэнли П. Холл

Перевоплощение

 

 

Перевод с английского

А.П.Исаевой Л.А.Маклаковой

Художник Максим Семенов

Примечания С.Д. Фролов

 

 

Мэнли П. Холл

Перевоплощение. Пер. с англ. — ML: Изда­тельство Духовной Литературы; Сфера, 2001. - 208 с.

 

Книга посвящена одному из наиболее известных и при­влекающих наибольшее внимание аспектов оккультной доктрины — перевоплощению индивидуальности. Выда­ющийся американский исследователь М.П.Холл, извест­ный лектор, автор более чем 150 книг и эссе, излагает взгляды различных духовных учений (буддизма, индуиз­ма, ислама, иудаизма и христианства) на концепцию пе­ревоплощений, выделяя общие для всех этих религий положения.

Особое значение этой работе придает тщательный от­бор материала для исследования, и ссылки на специали­стов, чье мнение имеет вес, так как базируется на эруди­ции и достижениях в различных сферах познания.

 

Издательство Духовной Литературы, 2001.

 

Содержание

М.П.Холл. Вместо предисловия

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

БУДДА - «СВЕТ АЗИИ»

ПРЕДЫДУЩИЕ ЖИЗНИ БУДДЫ

ПОВТОРНО РОЖДАЮЩИЕСЯ ЛАМЫ ТИБЕТА

МЕТЕМПСИХОЗ И ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ЗАКОН ПОВТОРНОГО РОЖДЕНИЯ

В КИТАЕ И ЯПОНИИ

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ В ИСЛАМЕ

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

ОТЦЫ ЦЕРКВИ НАЧАЛА

ХРИСТИАНСТВА О ПЕРЕВОПЛОЩЕНИИ

ПОВТОРНОЕ РОЖДЕНИЕ

В СОВРЕМЕННОМ ХРИСТИАНСКОМ МИРЕ

СОВРЕМЕННЫЕ СТОРОННИКИ

ИДЕИ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

ЦИКЛ НЕОБХОДИМОСТИ

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ В ЖИВОТНОМ МИРЕ

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ

В РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ

В МИНЕРАЛЬНОМ ЦАРСТВЕ

ПОВТОРНО РОЖДАЮЩИЕСЯ

НАЦИИ И РАСЫ

БОЖЕСТВЕННЫЕ ВОПЛОЩЕНИЯ

ПАРНЫЕ ДУШИ

ПАМЯТИ О ПРОШЛЫХ ЖИЗНЯХ

ШАНТИ ДЭВИ

СОСТОЯНИЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ

ЗАКОНЫ, УПРАВЛЯЮЩИЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕМ

САМОУБИЙСТВО

СУДЬБА ИЛИ СВОБОДНАЯ ВОЛЯ?

ЗАГАДКА ГЕНИАЛЬНОСТИ

ПРОЩЕНИЕ ГРЕХА ИЛИ КАРМА?

ДИСЦИПЛИНЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ

НИРВАНА

Примечания

 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Цель этой книги — пробудить интерес к изучению доктрины перевоплощения как наиболее разумного объ­яснения тайны жизни. На эту тему уже имеется весьма обширная литература, а в будущем появятся и другие книги. До недавнего времени подобные труды не были достаточно распространены, так что широкая публика до сих пор ничего не знает об этом важнейшем из всех философском учении.

Законы перевоплощения и кармы представляются мне единственным решением насущной проблемы бес­смысленности человеческой судьбы. Как выразился один знаменитый востоковед: «Только знание о постоянных повторных рождениях одной и той же индивидуальнос­ти на протяжении всего жизненного цикла... способно объяснить нам загадочную проблему добра и зла и при­мирить человека с кажущейся ужасающей несправедли­востью жизни. Ничто, кроме подобной определенности, не может утихомирить наше бунтующее чувство справед­ливости. Ибо когда кто-нибудь не знакомый с этой ве­личественной доктриной оглядывается вокруг и замеча­ет несправедливое распределение рождения и судьбы, ума и способностей, когда он видит, какие почести воз­даются глупцам и развратникам, которых фортуна осы­пает своими милостями просто в силу привилегии рож­дения, тогда как их ближайший сосед со всем своим умом и превосходными качествами, гораздо более дос­тойный во всех отношениях, погибает от нужды и недо­статка сострадания и, видя все это, вынужден отворачи­ваться, будучи не в силах облегчить незаслуженное стра­дание, когда в его ушах звучат раздающиеся вокруг и

разрывающие его сердце вопли невыносимой муки, толь­ко благословенное знание того, что есть карма, не дает ему проклясть жизнь и людей, а заодно и их предпола­гаемого создателя»1.

Перевоплощение — это не что иное, как закон эво­люции в приложении к раскрывающемуся сознанию индивидуума. Всякий рост и развитие свидетельствуют о совершенствовании той невидимой божественной силы, которая и является причиной любого физического рос­та и развития. Все во вселенной вырастает, пройдя опыт бытия. Почему же человек должен оставаться в неведе­нии относительно своего участия в этом вечном росте? Почему он должен быть связанным по рукам и ногам догмами страха и сомнения, сотворенными людьми об­разами в сотворенном Богом мире?

Идея перевоплощения, как и подобает любому широ­ко распространенному верованию, излагалась по-разному, в соответствии с духовным развитием и умственными способностями ее толкователей. Очевидно, что концеп­ция эскимоса будет отличаться меньшей философской глубиной и обстоятельностью, чем предложенная каким-нибудь великим индийским ученым. Оба сходятся в глав­ном, но каждый трактует этот закон сообразно сфере собственных переживаний.

Для эскимоса, жизнь которого полна опасностей, то, что от старых и слабых нужно избавляться, является за­коном. Поэтому стареющий человек обычно присматри­вает подходящую семью, чтобы родиться в ней снова. Выбрав чету молодоженов, он отправляется к ним и спрашивает у них разрешения стать их первенцем. Если он хороший и уважаемый человек, то они чаще всего дают свое согласие. Тогда престарелый человек покида­ет стойбище и, удалившись на некоторое расстояние, со­вершает самоубийство, чтобы его душа смогла войти в выбранную им семью*.

Друиды, населявшие древнюю Британию и Галлию, оставили еще более значительное, на наш современный практический взгляд, свидетельство своей веры. В Бри­танском музее хранятся расписки и другие документы

_______________

1 Е.П.Блаватская.

 

юридического характера, свидетельствующие, что эти люди нередко занимали деньги под обещание вернуть долг в будущей жизни.

И у американских индейцев тоже можно обнаружить признаки веры в перевоплощение. Когда северо-запад­ные индейцы отправлялись бить китов, они обычно об­ращались к этим морским гигантам с мольбами и прось­бами, сводившимися к следующему: «О великий и ми­лостивый кит, прости, что нам придется убить тебя. Но наши семьи голодают, и мы должны есть. Будь уверен, что мы не таим личных обид против тебя. В будущем, когда ты, огромная рыба, станешь человеком, а мы — китами, мы с радостью сделаем для тебя то же самое».

Д-р Леплонжо обнаружил свидетельства веры в пере­воплощение у майя и индейцев киче из Центральной Америки. Подобное же убеждение приписывается также инкам и другим народам, населяющим Анды в Южной Америке.

В своей трактовке темы мы несколько отошли от прецедента, созданного предыдущими авторами. Преж­де всего мы отказались от литературных и поэтических ссылок на перевоплощение, так как не уверены, что упоминания в поэзии или беллетристике действительно отражают объективное мнение писателя, Не включен также и обширнейший «спорный» материал, неясный по своему смыслу. В-третьих, мы отказались от воспомина­ний людей, которые, проезжая по различным местам, внезапно ощущали, что бывали там прежде. И после­днее: цитирование ограничено теми специалистами, чье мнение имеет вес, так как базируется на эрудиции и до­стижениях в различных сферах мышления. Достойного цитирования материала, возможно, в равной степени до­стоверного, более чем достаточно, но, когда он исходит из неизвестных источников, его значимость слишком мала, чтобы преодолеть почти непробиваемый материа­лизм наших дней.

Мы отнюдь не исчерпали потенциальных источников информации. Публикация всех высказываний ученых и мыслителей на эту тему заняла бы многие тысячи стра­ниц, поэтому нами отобраны только те, что указывают общую тенденцию.

Безусловно, никого нельзя заставить разделить какое-либо убеждение, потому что убеждение — результат про­свещенности. Доктрина перевоплощения несет в себе почти метафизическую убедительность. Если нормально­му здравомыслящему человеку доступно объяснить смысл этого закона, то у многих мгновенно возникнет благо­желательное к нему отношение, словно разум вдруг вспо­минает нечто такое, что он знал невообразимо давно. Как говорил Платон, «учение — это вспоминание». Внут­ренняя, сокровенная часть человека, распознающая ис­тину, не может отвергать или игнорировать ее, а, по вы­ражению Платона, «радостно устремляется к реальности и принимает ее».

Я говорил о перевоплощении со многими людьми и часто замечал необъяснимое мгновенное приятие этой идеи. Открытие этого закона означает для этих людей окончание поисков и начало становления.

Мэнли П.Холл

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ

Слова являются средством выражения идей, и их неправильное понимание неизбежно ведет к недо­разумениям. Английский язык недостаточно развит по той причине, что сама западная цивилизация еще не достигла зрелости. Этот язык изобилует коммерческими и техническими терминами, но ему катастрофически недостает философских идей. Ве­роятно, самым совершенным из философских язы­ков является санскрит.

Санскритское слово сансара было переведено термином «перевоплощение», который буквально означает «воплотиться еще раз» или, точнее, «по­вторно получить плотскую оболочку», вернуться после смерти в материальный мир в другом физи­ческом теле. Для жителя Востока слово «сансара» подразумевает не только это, но и нечто большее. Это слово — символ законченной идеи прогрессив­ных повторных воплощений (в зависимости от философской системы) эго, «я», или саттвы. Закон пе­ревоплощения в том виде, в каком он был открыт Буддой, учит, что все существующие вещи, одушев­ленные и неодушевленные, должны пройти бесчис­ленные перевоплощения, пока опыт не устранит все их несовершенства.

Понятие «повторное рождение», используемое в западных школах метафизики, с формальной точки зрения тождественно перевоплощению, но оно лишено едва уловимого оттенка и подразумеваемого смысла, присущих второму термину. Закон повтор­ного рождения есть закон перевоплощения, и для практических целей оба термина можно считать си­нонимами.

Греческое слово метемпсихоз определяется как «переход души в момент смерти в другое тело како­го-нибудь животного или человека». Для наших це­лей хотелось бы несколько уточнить это определе­ние. Платоники недвусмысленно утверждают, что при перевоплощении духовная сущность очень по­рочного человека, возможно, и осеняет животное, но никогда на самом деле не входит в тело животного. Самый известный из современных платоников, То­мас Тейлор, пишет в «Кредо платоников»: «Я также верю, что человеческая душа, расставшись с текущей жизнью, перейдет — не будучи должным образом очищенной — в другие земные тела и что в случае перехода в тело человека она становится душой это­го тела, но, перейдя в тело какой-нибудь твари, она не становится душой этой твари, а внешним обра­зом соединяется с животной душой точно так же, как руководящие духи связаны в своей благотворной деятельности с человечеством, потому что разумная частица никогда не станет душой неразумной при­роды».

В настоящей работе мы будем придерживаться мнения наиболее эрудированных греков и считать метемпсихоз синонимом перевоплощения как про­грессивного, а не регрессивного процесса, оставив термин «трансмиграция» для выражения взглядов менее развитых людей.

Термин трансмиграция также подразумевает по­следовательные воплощения. Мы будем пользовать­ся им в узком смысле, относя его к повторному рож­дению в низших, или животных, телах, веры в ко­торое придерживаются малообразованные слои во многих азиатских странах. Например, среди многих индусов Бенареса широко распространено поверье, что человек, умерший не на том берегу реки, где находятся храмы и места ритуального сожжения по­койников, а на противоположном, непременно ро­дится вновь в виде осла. В связи с этим довольно-таки удивительно, что дворец раджи оказался на «неправильном» берегу.

В качестве синонима перевоплощения иногда ис­пользуют термин палигенез. Однако это слово в бо­лее точном смысле означает возрождение к жизни, перерождение, воскрешение или обновление. В ал­химии палигенез — это восстановление тел из их праха. Эти опыты проводятся в герметичных ретор­тах. Подобные эксперименты проводили и Парацельс, и иезуитский священник Афанасий Кирхер*. Следовательно, этот термин надо понимать только как восстановление или обновление старой формы или тела, чтобы сущность могла в него воплотиться.

Понятие предсуществования связано с верой в су­ществование духа прежде, чем он снизошел до рож­дения. Из-за доктрины, пользовавшейся поддержкой множества выдающихся людей, в книгах, посвящен­ных теме перевоплощения, появился ряд ложных ут­верждений. Хотя идея предсуществования и может свидетельствовать о вере в перевоплощение, это ни в коем случае нельзя считать незыблемым правилом, что подтверждается простым примером в виде биб­лейского изречения: «Прежде нежели был Авраам, я есмь». Это изречение, хотя и подтверждающее веру в предсуществование, нельзя приводить в качестве доказательства веры в перевоплощение.

Существует еще одна разновидность представле­ния о возможности жить снова или о том, что мы жили прежде, но не на физической земле. Было да­же высказано предположение, что мы переходили с планеты на планету. Подобные верования не заслуживают серьезного обсуждения, и, где бы они ни встречались, их нельзя считать тождественными вере в перевоплощение.

Бессмертие подразумевает просто бессмертие ду­ха. Большая часть человечества придерживается оди­наковых взглядов на бессмертие, но поскольку этот термин никак не предполагает неизбежного повтор­ного физического рождения, то вера в бессмертие и вера в перевоплощения далеко не одно и то же.

Духом обычно называют божественную часть че­ловека, то неизменное существо, которое есть при­чина тела и действует через это тело, хотя и способ­но существовать независимо от него. В некоторых системах это нечто неизменное духовное называет­ся «я» в отличие от его тела и способностей, опре­деляемых как «не-я». В буддийской философии «я» обозначается термином саттва, и именно саттва периодически перевоплощается в цикле необходи­мости.

В большинстве прогрессивных систем «я», сат­тва, или дух, рассматривается как нечто обезличен­ное. Оно эманирует личностей в феноменальный* мир, но его никоим образом не следует путать с этими личностями. Личность повторно рождается крайне редко. Таким образом, Платон или Напо­леон никогда не будут жить снова, но дух, который эманировал Платона или Наполеона, будет эманировать новых личностей и продолжит эволюцию через эти эманации.

Термином эго -иногда пользуются, желая провес­ти различие между саттвой человеческого существа и саттвой низших или высших созданий. Эго озна­чает «я», или «самость», и как термин применимо исключительно к живым существам, способным к осознанию «я». Саттву, или сущность низших царств, правильнее обозначать термином монада, который для сторонника теории перевоплощения означает коллективную сущность какого-либо вида или типа, некое индивидуализированное «я».

Под личностью понимают определенный комп­лекс, состоящий из разума, эмоций, ощущений и формы. Личностями являются те объективные со­ставляющие сложной природы человека, которые заметны или ощутимы для других и воспринимают­ся несведущими людьми как нечто реально суще­ствующее. Для большинства людей перевоплощение означает повторное воплощение их личностей в фи­зическую форму. В этом и состоит разгадка путани­цы в «Разоблаченной Изиде», где мадам Блаватская настойчиво утверждает, что личности повторно не рождаются, не считая некоторых исключительных обстоятельств. Личность представляет собой наибо­лее непостоянную часть человека, которая подвер­жена преобразованиям и изменениям в течение жиз­ни и полному исчезновению после смерти.

В буддийской философии бодхисатвой, или про­светленным «я», называют того, в ком искоренены или постепенно исчезли несовершенства материаль­ного существования. Бодхисатва через осознание и медитацию достиг освобождения. Он может выби­рать: пойти дальше и войти в нирвану, которая яв­ляется концом воплощенного бытия, или на некото­рое время остаться в качестве учителя и руководи­теля других, менее совершенных, чем он сам. Таким образом, бодхисатва должен сделать «Великий вы­бор» — выбор между бытием и небытием.

Будда — это достигшая совершенства душа, или саттва, на которой закончена вся карма, то есть до­горели три огня личного существования — мышле­ния, эмоций и действий. Бодхисатва может некото­рое время оставаться учителем, а затем, выполнив свои обязанности, принять решение стать буддой. Состояние будды — это последняя жизнь на этой земле, следовательно, будда не умирает, а переходит в нирвану. Его причинная природа рассеивается во времени и пространстве, и он навсегда перестает су­ществовать как некое существо.

Циклом необходимости называют круговорот, или колесо рождения и смерти, то есть цикл последова­тельного повторного воплощения в физическую фор­му в течение некоторого периода времени, считая с начала индивидуализированного существования до окончательного погружения в нирвану или заверше­ния материального существования. Будду часто изо­бражают с колесом с восемью спицами, которое он поворачивает. Это колесо отображает круговорот су­ществований, за который люди цепляются по при­чине своего невежества и от которого они освобож­даются только благодаря просвещению*.

Память о прошлых жизнях: как в восточных, так и в западных школах пробуждается только после посвящения в таинства. Эти воспоминания хранят­ся в неизменном «я», и доступ к ним открывается, когда низшая личность ученика поднимается им до уровня общения с неизменным «я» или причаст­ности к нему. Для непосвященных нет никакой пользы в воспоминаниях о прошлых личностях.

Карма означает воздаяние и представляет собой приложение причинно-следственного закона к мо­ральному аспекту жизни воплощенных существ. За­кон кармы мотивирует повторное рождение. Необ­ходимость перевоплощения обусловливается сово­купностью хороших и дурных поступков, перешед­ших из предыдущих жизней. Повторные рождения неизбежно продолжаются, пока сохраняется карма. Христу вложили в уста слова: «Что вы посеете, то вы и пожнете». В этом изречении сформулирован закон воздаяния. Однако теологическая система, в основу которой положено учение о прощении греха, не имеет ничего общего с законом воздаяния. Излагая по-своему этот же закон, Будда исключает всяческую возможность прибегнуть к заступничеству или избежать его действия: «Следствие тянется за причи­ной, как колесо повозки за ногами запряженного в нее вола». Повторное рождение заменяет собой и веру и искупление, предоставляя каждому воплоща­ющемуся существу новые жизни, чтобы, проживая их, оно справилось с недостатками своей личности и довело ее до совершенства.

И если карма — это воздаяние, то дхарма — это поведение или поступки, из которых вытекают кар­мические следствия. Дхарма человека представляет собой жизнь, которую он заслужил в прошлом плюс его собственный философский подход к своим не­достаткам. Таким образом, дхарма несет в себе эле­мент прогресса, то есть она в течение каждого во­площения предполагает не одно только наказание, но и развитие. Конечная дхарма сводится к созна­тельному признанию закона, превращению в архата и стремлению к нирване.

 

 

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Сегодня невозможно точно установить то время, когда в Индии впервые возникла вера в доктрину перевоплощения. В Ведах, древнейшей священной книге индусов, не говорится ничего определенного о повторном рождении. Ведическая концепция по­смертного состояния во многом созвучна представ­лениям древних греков, согласно которым душа по­кидает тело и в виде призрака скитается в подземном мире. В своем описании странствий души Ахилла Гомер не дает никакой надежды на будущую жизнь, оставляя тень героя бесцельно блуждать в царстве мертвых.

В своей статье «Индийская доктрина перевопло­щения» С.Э.Гопала Чарлу указывает на встречаю­щиеся в тексте Ригведы мысли о непрерывности жизней. В его интерпретации тридцать второй стих первой главы Ригведы звучит так: «Тот, кто его со­здал, не знает его. Он скрыт от того, кто видит его. Он спрятан в утробе своей матери. После множе­ства рождений для него настал период страданий»'. Однако в оригинале первой части последнего пред­ложения — «после множества рождений» — очевид­но, соответствует слово бахупраджа, толкование которого

________

1 S.E. Gopala Charlu. The Indian Doctrine of Reincavnation. // Lucifer. - Vol. IV, p. 89.

 

неоднозначно, а следовательно, неубедитель­но. На этом следовало остановиться особо из-за ча­стых ссылок на этот важный стих.

Однако в таких источниках, как Атхарваведа, «За­коны Ману», «Вишну-пурана» и упанишады, уже однозначно утверждается существование метемпси­хоза. В приведенной ниже цитате ярко выражен тон повествования священных книг и разного рода ком­ментариев: «В человеке проходят артерии в 1000 раз тоньше волоса, заполненные флюидом синего, крас­ного, зеленого, желтого и других цветов. Их высти­лает тонкая оболочка (основа, или эфирный каркас, астрального тела), и все идеальное, оставшееся от опыта прежних жизней, прилипает к упомянутой тонкой оболочке и сопровождает ее при ее перехо­де из тела в тело»1.

Для уроженца Индии «Законы Ману» представля­ют особо священный труд, раскрывающий закон и поведение. В двенадцатой главе встречается следую­щее высказывание: «Состояние людей — высокое, низкое или среднее — происходит от деяний». В этом случае можно с уверенностью утверждать, что английскому переводчику следовало бы воспользо­ваться словом «перевоплощение» вместо «переходы». Здесь перед нами еще один пример неправильного западного перевода восточных священных писаний, однако нам явно не стоит ожидать ничего лучшего, если задуматься о том, что получилось из наших соб­ственных священных книг.

Упанишады были составлены в эпоху, предше­ствовавшую рождению Будды, а вдохновляющей идеей для их составления послужили Веды. Упани­шады содержат обширный литературный материал, имеющий отношение к наиболее неясным аспектам метафизики, и изобилуют ссылками на доктрину

__________

1 The Theosophist. — May, 1892. — P. 480.

 

повторного рождения. Так, например, в «Шветашватара-упанишаде» читаем: «Воплотившийся, соот­ветственно своим деяниям, последовательно при­нимает формы в различных состояниях». В «Мундака-упанишаде» о перевоплощении говорится сле­дующим образом: «Испытав блаженство на вершине небес, заслуженное добрыми делами, они вновь вступают в этот мир». А в «Катха-упанишаде» об этом сказано особенно поэтично: «Человеческая раса подобна зерну, которое созревает, падает и рождается вновь».

Пураны представляют собой собрания поэтиче­ских произведений, относящихся к священным пи­саниям, которые, наряду с упанишадами, пользуют­ся высочайшим уважением. В пуранической лите­ратуре также встречаются упоминания о повторном рождении. Так, в «Бхагавата-пуране» содержится следующее высказывание: «Деятельность влечет за собой повторное рождение, однако действие может нейтрализовать самое себя, если оно посвящено Верховному Существу».

Несколько ученых индусов письменно выступи­ли в защиту своей веры в переселение душ от непра­вильного ее понимания на Западе, настойчиво ут­верждая, что образованный индус вовсе не верит в то, что он заново родится в каком-то существе ниже человека, хотя подобное представление неспособно помешать местным суевериям, которыми по-своему богата каждая страна, извращать религиозные уче­ния. Индус верит в прогрессирующий цикл рожде­ний. В его понимании карма, или воздаяние, игра­ет наиболее важную роль. Он рассматривает жизнь как период воздаяния и возмездия. Христианские миссионеры всегда протестовали против этой «столь ужасной» доктрины, однако для восточного ума за­падная вера в осуждение на вечные муки несравнен­но ужасней.

Самой известной из всех индусских священных книг можно назвать одну из частей Махабхараты под названием «Бхагавадгита» — «Песнь Господа». «Ги­та» — это книга псалмов для браминов, постоянная вдохновляющая идея и правила их поведения. С ли­тературной точки зрения, эта книга не только не уступает любой из священных книг мира, но даже превосходит многие из них по красоте и величию. По сути, «Гита» содержит краткое изложение индус­ской концепции повторного рождения. В одном из фрагментов, посвященном этому предмету, читаем:

«Как человек, сбросивший изношенную одежду, надевает новую, так и обитатель тела, сбрасывая из­ношенные тела, входит в другие, новые.

Родившегося несомненно ждет смерть, а умерше­го — рождение; а посему тебе не следует горевать о неизбежном».

Концепция перевоплощения, вне всяких сомне­ний, была главным догматом брахманизма на протя­жении нескольких веков, предшествовавших расцве­ту буддийской культуры. Согласно традиции, перво­начально это учение исповедовалось кастой воинов, где оно всячески охранялось как эзотерическая тай­на. И только по истечении многих столетий оно стало доступным и другим брахманическим сектам. Кстати сказать, сам Будда принадлежал к касте во­инов, следовательно, в раннем детстве особое мес­то в его воспитании наверняка занимало именно это учение.

Цель, к которой стремились брамины, заключа­лась в освобождении от цикла возвращения. С те­чением времени первоначальные идеи подверглись теологической трактовке. Брахманизм выродился из естественной аристократии в более или менее деспо­тическую кастовую систему. Брамин становился бра­мином уже не в силу превосходства своих поступков, а благодаря случаю своего рождения. А там, где находился народ, который можно эксплуатировать, жречество всегда оказывалось тут как тут. Выражен­ное в той или иной форме искупление чужой вины потихоньку вкрадывалось в первичную формулиров­ку, разрушая ее исходную целостность. Жизнь пре­вращалась в непрерывную цепь жертв и очищений. Восточный ум отыскивал кратчайший путь в мир Брахмы. Даже сегодня члены некоторых индийских сект, включая тантристов, абсолютно уверены, что они в течение одной жизни смогут перешагнуть че­рез века в самих себе и с триумфом вступить в брах-малоку.

Артур Авалон в книге «Могущество Змея» рас­крывает тантрическую концепцию повторного рож­дения: «Не существует такого явления, как воскре­сение в том же теле. Оно вновь обращается в прах, а джива перевоплощается в новое тело, которое тем не менее, как и предыдущее, годится для приведе­ния в действие ее кармы».

Именно против нетерпимости каст браминов вы­ступил Будда Гаутама. Он предал гласности самую сокровенную тайну браминов — закон перевопло­щения, тем самым навсегда разрушив для сотен миллионов соблюдавших этот закон идею врожден­ного превосходства одного человека над другим. Он утверждал, что на свете может существовать толь­ко одна форма духовной демократии — это приви­легия каждого человека заниматься самосовершен­ствованием.

Идея перевоплощения находит свое отражение и в учениях ведических школ. По этому поводу Свами Абхедананда замечает: «Веданта учит, что ни воля Бога, ни ошибки родителей не играют никакой роли в формировании характера детей, но каждый ребе­нок сам ответствен за собственные склонности, спо­собности, возможности и характер... Только доктри­на перевоплощения может понятно и обоснованно

объяснить множество случаев проявившейся в дет­стве гениальности и незаурядных способностей»1.

Отношение к этой проблеме йогической секты кратко выражает Харидас Бхаттачарья: «По мере того как существа являлись в мир и проходили весь период своей вечной жизни, они в процессе транс­миграции наверняка принимали множество форм, и сумма впечатлений от этих разных жизней остается в читте как васаны»1.

Для школ йоги рг"веданты характерно одинаковое отношение к своим учениям как к средству освобож­дения души из «сетей Закона». Духовный подвиг они рассматривают как способ освободиться от закона повторного рождения.

Во второй половине девятнадцатого столетия Те­ософское общество с штаб-квартирой в Адьяре близ Мадраса сильно взбудоражило восточные умы. Эта организация, заново сформулировав идею перево­площения, распространила ее в Азии, Европе и Аме­рике. Имея более двухсот отделений в одной толь­ко Индии, общество привлекало к участию в своей деятельности наиболее знающих священнослужите­лей, монахов и пандитов, которые занялись тщатель­ным изучением древних священных писаний, чтобы найти в них упоминания об учения о перевоплоще­нии и доказательства его существования.

В Бомбее и вокруг него живут парсы, последние из оставшихся зороастрийцев, последователей пер­сидского культа огня. Самой древней священной книгой парсов считается Зенд-Авеста*, написанная последним Зороастром до 600 г. до н.э. И хотя в Зенд-Авесте не встречается прямых высказываний, подтверждающих веру в повторное рождение, этой

___________

1 Swami Abhedananda. Vedanta Philosophy. — P. 22.

2 Haridas Bhattacharyya. Cultural Heritage of India. — Vol. I, p. 335.

 

 

теме посвящено большое количество религиозной литературы парсов, включая и весьма авторитетные труды. «Десатир», собрание священных писаний древних персидских пророков, содержит следую­щий стих: «И каждый, кто пожелает вернуться в низший мир и кто творит добро, получит соответ­ственно своему знанию, речи и поступкам нечто существенное, то есть станет монархом, или пер­вым министром, или получит высокий пост или богатство».

 

БУДДА — «СВЕТ АЗИИ»

Во времена расцвета буддизма в VI в. до н.э. ши­рокое распространение получили доктрины перево­площения и кармы как главные догматы веры. Од­ним из величайших людей во всей мировой истории несомненно является Гаутама Сиддхартха, самый знаменитый представитель семейства Шакья, принц Капилавасту. Отказавшись от богатства и почестей, юный принц Сиддхартха удалился от мира, избрав своим уделом аскетическую жизнь. После долгих лет странствий и жестоких лишений он испытал озаре­ние в Будда-Гайя*. Достигнув состояния Будды, он всю свою жизнь посвятил толкованию и преподава­нию на земле двух важнейших законов: перевопло­щения и кармы и дожил до того времени, когда его доктрины получили широкое распространение в Азии. Завершив свой земной путь, великий мудрец вошел в нирвану, оставив после себя вероучение, которому суждено было сохраниться в веках и стать источником вдохновения для будущих поколений.

После Будды не осталось трудов, написанных им собственноручно, но вскоре после его перехода в нирвану его последователи и ученики, собравшись вместе, записали по памяти его высказывания. По­зднее, в период правления императора Ашоки, это­го Константина буддизма*, неоднократно собирались представительные советы монахов, проводимые под покровительством императора. Их итогом стало признание буддизма религией с последующим составлением разного рода эдиктов, изданием законов для духовенства и постепенным преобразованием про­стого агностицизма Гаутамы в тщательно разрабо­танный политеизм. В Тибете буддизм превратился в сложнейшую систему, заключающую в себе пантеон более чем из восьмидесяти тысяч богов и демонов.

Нельзя, однако, возлагать на Будду ответствен­ность за те злоключения, которые претерпела его вера. Он утверждал простые и великие истины. Тем же, кто, хотя и любили его, но никогда не могли понять его истинного учения, не оставалось ничего иного, как толковать его изначальные учения в те­ологическом смысле. К счастью, его учение о пере­воплощении и карме сохранилось, а вечные истины остались без изменений, несмотря на различные не­лепости, которыми напичкали их многочисленные энтузиасты.

Согласно учению Будды, перевоплощение было решением проблемы кажущихся несообразностей жизни, поскольку без закона повторного рождения существование становилось бесцельным, бессмыс­ленным и абсурдным. Таким образом и карма объ­ясняет цель повторного рождения. Мы рождаемся на свет, чтобы изжить без остатка добро или зло прежних жизней. Перевоплощение дает возмож­ность полностью осуществиться закону причины и следствия, когда нельзя избежать результата дей­ствия или поступка. Человек должен быть готов взять на себя ответственность за все, что совершил, и всегда вести себя так, чтобы своей добродетель­ностью перехитрить закон воздаяния.

Это простое изложение причинно-следственной связи преисполнено безмерного величия, а в толко­вании этого закона, данном Буддой, звучит уверен­ность и сила. Основные принципы своей философии он вывел из более древних писаний индусских мудрецов, но ему еще нужно было довести эти истины до сознания людей.

Однажды Будда остановился со своими ученика­ми около пруда Анаватапта, и один из них попросил растолковать им его собственную карму как пере­несенную из других жизней. Учеников всегда край­не удивляло, что их учителю, достигшему вершины мудрости, все еще приходится страдать от несовер­шенства плоти, как, например, в тот день, когда по дороге в ближайшее селение ему в ногу вонзился шип от кактуса, а вернулся он оттуда с пустой чашей для сбора пожертвований, да к тому же некоторые чужеземцы говорили о нем крайне недоброжелатель­но. Ученикам казалось невозможным, чтобы некто, столь совершенный и мудрый, был вынужден стра­дать наряду с другими смертными. Высокочтимый ответил им с улыбкой: «Слушайте же, я объясню вам эту удивительную и неразрывную кармическую по­следовательность. Кармические обязательства, как верные слуги, всегда сопровождают все создания; они следуют за вами, когда вы движетесь вперед, и точно так же останавливаются, когда вы делаете пе­редышку. Они углубляются в лес, бродят по разным странам, взбираются на неприступные горы, идут в наступление и проникают в жилище Индры и даже входят в недоступный человеку низший мир. Карма подобна потоку Времени, и ничто не в состоянии остановить ее в постоянном преследовании челове­ка. Длинна лоза кармы — новая, но при этом всегда увешанная старыми плодами; замечательный спут­ник всех созданий, хотя и всегда неподвижный; и, как бы вы ни тянули ее, как бы ни старались за нее ухватиться, разорвать ее на части, вырвать ее с кор­нем, скрутить ее, стереть ее в порошок или ловко разделить на атомы, разрушить ее невозможно. И то, что прекрасная луна несет на своем диске черную печать вины, и то, что у безжалостной черной змеи

есть драгоценный камень, который улавливает "за­манивающий в ловушку луч", — все это результат действия кармы, который в разных формах показы­вает многообразие опыта всех живых созданий»*.

Судя по его высказываниям, Будда не рассматри­вал достигнутую им высшую степень совершенства как средство избежать расплаты за ошибки прежних жизней или аннулировать эти ошибки. Изначальный буддизм и в самом деле не предлагает никакого ме­ханизма спасения и ни по каким соображениям не препятствует полному исполнению закона. По это­му поводу неизбежно возникают расхождения во мнениях. И даже в наши дни многие люди, объявив­шие себя преданными буддистами, впадают в за­блуждение относительно искупления чужой вины. Я все

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...