Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Повторное рождение в современном христианском мире




Ночной поезд на Иерусалим являл собой верх дискомфорта. Со мной в купе ехал пожилой пастор, находившийся в годичном отпуске. Он начинал об­наруживать легкие признаки разочарования. Вместо страны, текущей молоком и медом, он видел сквозь мрак зимней бури лишь безлюдную каменистую местность. В тот долгий вечер наш разговор перешел на философию, и, не успев этого осознать, мы уже подробно разбирали теорию перевоплощения.

Священник не испытывал личной антипатии к этой доктрине. Он был человеческим существом в окружении тех проблем и неопределенностей, ко­торые сокрушают людей. Этот старик сознался, что догмат его веры не вполне удовлетворяет его. Он ощущал потребность в философской основе, стре­мился к несколько более полному пониманию, что­бы обосновать и укрепить веру.

В ходе беседы он признался, что, если бы был богом, никогда не создал бы мир, полный греха, страданий и смерти. Он не сделал бы некоторых людей великими, а остальных занимающими низкое положение, некоторых умными, а остальных глупы­ми, некоторых хорошими, а остальных дурными и не стал бы уничтожать людей за их грехи или не­верие.

Лицо пастора светилось. Будь он богом, он сде­лал бы всех людей счастливыми. Он любил бы их всех невзирая на их недостатки. Он простил бы их всех, несмотря на их ошибки. Любящий отец может наказывать своих детей, но непременно придумал бы, как в конце концов привести их всех к спасению и покою.

Но, увы, он был всего лишь человеком, и у него было сердце человека и неведение, свойственное человеку. Он медленно покачал головой. Бог знал больше всех, и церковь не могла ошибаться. Поэто­му он с улыбкой, полной покорности, завершил свои высказывания примерно так:

«Знаете, я лично предпочел бы верить в перево­площение. Оно кажется таким разумным, таким справедливым, так гармонирует с природой. Но, к несчастью, я не свободен в своей вере. Моя религия учит меня верить в то, что мне сказано. И не мое дело задавать вопросы. Я должен со смирением и покорностью следовать законам и доктринам моей веры».

Большинство выпускников богословских семина­рий читали о метемпсихозе, но сочли это учение чуждым реликтом древней языческой теологии. Боль­шинству этих молодых людей и в голову не прихо­дит, что перевоплощение — это живая истина, край­не необходимая для просвещенного мышления. Я заметил, что средний священнослужитель — гораз­до больший ортодокс, чем того требует его вероис­поведание. Местный пастор часто относит к ерети­ческим доктрины, которые признает и которыми да­же восхищается его начальство. Какова же действи­тельная позиция современной церкви по отношению к перевоплощению? Неужели это на самом деле чу­довищная и принявшая уродливую форму ересь?

Рассуждая от имени протестантского христиан­ства, Дин Индж, последний из Св. Павлов*, не усматривает никакого противоречия между этим «древ­нейшим кредо» и современной епископальной си­стемой церковного управления. Отсюда ясно, что христиане-протестанты могут принять доктрину по­вторного рождения, не подвергая опасности свои бессмертные души.

Что же касается католической церкви, то у нас не могло быть более яркого выразителя ее мнения, чем покойный кардинал Мерсье, героический прелат бельгийцев. Хотя этот кардинат и не связывал себя личной верой в перевоплощение, он определенно заявляет, что эта доктрина никоим образом не про­тиворечит католическому догмату.

Для тех, кто интересуется отношением церкви к догме палигенеза, огромнейшее значение имеет итальянская книга Аттильо Беджеи и Александре Феверо «Архиепископ Л. Паукэр Пассавалли», из­данная в 1911 г. В ней мы обнаруживаем жизне­описание и письма благочестивого и ученого архи­епископа римско-католической церкви, который в возрасте шестидесяти четырех лет признал истин­ность предсуществования, выслушав двух учени­ков польского провидца Товянского — Станислава Фальковского и Танкреди Канонико. Архиепископ Пассавалли (1820—1897) признался, что перевопло­щение не осуждается церковью и что оно вовсе не противоречит никаким католическим догматам. Его письма свидетельствуют, что высокоэрудированный ученый-католик может верить в перевоплощение, не покидая лоно своей церкви. Он дожил до семи­десяти семи лет, твердо уверенный, что уже мно­жество раз жил на земле и, вероятно, еще вернет­ся. «Письма» другого католического священника, Эдуарда Дуньского, который тоже отказался от пре­дубеждения против перевоплощения, распростра­ненного среди католического духовенства, были изданы под редакцией Аттильо Бэджэи и Йозефа Коменда издательством «Бона» в Турине в 1915 г. Многие другие священнослужители в Польше и Италии верят в перевоплощение, подпав под вли­яние крупного польского мистика Анджея Товянс­кого (1799-1878), произведения которого были на­печатаны в трех объемистых томах в Турине в 1822 году и переходят из рук в руки среди учеников это­го мастера»1.

В воскресенье, 18 августа 1893 года, архидиакон Колли, бывший куратор собора Св. Марии в Порт­смуте, произнес проповедь о перевоплощении с ка­федры церкви Христа в Лемингтоне, в Англии. Про­свещенный взгляд Колли весьма далек от позиции инквизиционного суда, отправившего в 1592 году Джордано Бруно на костер. Главным обвинением, выдвинутым против Бруно, была его вера в нечто вроде метемпсихоза. В труде «О героическом энту­зиазме», переведенном на английский язык Л.Уильямсом, философия Бруно резюмируется следующим образом: во вселенной ничто не исчезает, все меня­ется и преобразуется; душа переселяется и, собирая вокруг себя атом за атомом, воссоздает для себя новое тело»2.

Курьезным эпизодом в современной христиан­ской теологии является случай преподобного Уиль­яма Элджера, богослова-унитария, в 1860 г. издав­шего книгу под названием «Критический разбор истории доктрины будущей жизни». В 1860 г. метем­психозу не нашлось места в сердце преподобного Элджера. Но ко времени переиздания книги (в 1878 году) его взгляды стали гораздо более зрелыми, и он признался, что уверовал в доктрину повторного рож­дения. Один абзац из его книги дает наглядное пред­ставление о пересмотре им своих представлений:

____________

1 W.Lutoslawski. Pre-Existence and Reincarnation. — London, 1928.

2 См.: Lucifer. - Vol. Ill, p. 112.

 

«В любом случае следует признать, что из всех тщательно продуманных и утонченных форм пред­ставления о будущей жизни ни одна не получила такого широкого распространения и не могла похва­статься столь длительным господством, как эта. Ей принадлежат голоса большинства, ведь половина рода человеческого веками придерживалась ее с почти беспримерной силой убежденности. Дейст­вительно, самое поразительное, что связано с этой доктриной повторных воплощений души, когда ее обличье и опыт, приобретаемый в каждом из после­довательных воплощений, определяется ее достоин­ствами и недостатками в предшествующих воплоще­ниях, — это постоянное возрождение этой веры во всех уголках мира и ее прочная власть над некото­рыми великими нациями».

В наши дни вера в перевоплощение вполне уко­ренилась в западном мире. Правда, некоторые ор­тодоксальные движения относятся к ней неодоб­рительно, но среди мыслящих людей многие изме­нили свои взгляды. Томас Эдисон на протяжении нескольких лет был членом Теософского Общества, а Генри Форд, выдающийся промышленник Америки, публично заявил о своем признании веры в перево­площение, основанном на огромном опыте общения и работы с представителями всех слоев общества.

Я узнал, что ряд свободомыслящих священников состоят в христианских организациях мистического толка, пропагандирующих доктрину перевоплоще­ния. Эти люди еще не готовы официально провоз­гласить ее, но она оказывает влияние на их точку зрения и придает их проповедям честное и искрен­нее звучание.

За последние пятьдесят лет в Европе и Америке возникли многочисленные организации, в учениях которых особое значение придается повторному рож­дению. Теософское Общество приобщило к этой доктрине тысячи людей; другие группы, такие, как Движение Единства, Антропософское Общество и Розенкрейцеровское Братство, проделали значитель­ную работу по популяризации учения о метемпси­хозе.

Важную роль сыграло и миссионерство. Несколь­ко искренних мужчин и женщин отправились в са­мые удаленные уголки земли, чтобы нести благо христианства так называемым отсталым и примитив­ным расам. Куда бы эти миссионеры ни являлись, в сердце ли черной Африки или на пустынные равни­ны Монголии, они везде сталкивались с доктриной повторного рождения. В некоторых случаях новооб­ращенным оказывался сам миссионер, который по возвращении становился учителем собственного на­рода.

Примером тому служит недавно умерший д-р Ду­айт Годдард, в течение ряда лет работавший мисси­онером в Китае. Постигнув всю глубину и величие восточной философии, он стал буддистом и посвя­тил остаток жизни распространению среди народов западного мира буддизма, подлинную сущность ко­торого и составляют перевоплощение и карма.

Популярность доктрины перевоплощения посто­янно растет по мере того, как все больше и больше людей Запада проникаются этим учением. Поэтому можно ожидать, что мир станет лучше благодаря усиливающейся сплоченности просвещенных людей.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...