Закон повторного рождения в Китае и Японии
Буддизм достиг Китая примерно в первом веке христианской эры и там столкнулся и смешался с основными местными религиями — даосизмом и конфуцианством. Из-за возникшей в результате безнадежной путаницы очень трудно ясно и четко изложить китайские религиозные убеждения. Нам, однако, известно, что буддийские архаты и лоханы (поющие жрецы) принесли с собой доктрины перевоплощения и кармы, которые мгновенно нашли признание и стали с тех пор неотъемлемой частью китайской религиозной мысли. Под покровительством благосклонных императоров строились мужские и женские монастыри, создавались школы и библиотеки, и буддизм расцветал, как молодое лавровое дерево. Миграция буддизма в Китае привела к одному из важнейших открытий, когда-либо сделанных человечеством, — изобретению печатания. Как утверждает Томас Фрэнсис Картер1, движущей силой, заставившей ощутить насущную потребность в печатании, стало наступление буддизма. Точная дата изобретения печатного дела неизвестна. Старейшей печатной книгой, известной в мире на сегодняшний день, является экземпляр «Алмазной сутры» Будды, напечатанный Ван Цяйэ в 868 г. н.э. Ее нашел в Пещере Тысячи будд в Дуньхуане ____________ 1 T.F.Carter. The Invention of Printing in China.
сэр Ориэл Штайн в 1907 г. Оригинал хранится в Британском музее. «Алмазная сутра» представляет собой девятую главу «Махапраджнапарамита сутры», пользовавшуюся глубоким уважением основателей секты чань китайского буддизма. Она написана в форме диалога между Субхути и Буддой. В ней встречаются многочисленные упоминания о перевоплощении. В одном месте Будда так разговаривает со своим учеником: «Кроме того, Субхути, напомню, что во время своих пятисот предыдущих жизней я использовал жизнь за жизнью, чтобы научиться терпению и смиренному взгляду на свою жизнь, словно это было какое-то праведное житие, обреченное на страдание от смиренности. Даже и тогда мой разум был свободен от любых случайных представлений о феноменах, таких, как мое собственное «я», другие «я», живые существа и вселенское «я»1.
Цзян Цзян-цзи (522-597) был преданным учеником школы дхьяны раннего китайского буддизма и основателем секты тяныпай. В своих наставлениях он много раз говорил о перевоплощении. В труде, посвященном цензуре желаний, он заявляет, что те раздражение и страдание, которые вызывают несдерживаемые эмоции, «будут беспокоить и после смерти тела в следующем рождении». Он приводит цитату из «Дхьяна сутры»: «Повторяющиеся снова и снова страдания рождения и смерти проистекают из твоих чувственных желаний и вожделений». Первые буддийские книги для Китая писались на санскрите китайскими иероглифами. Отсюда следует, что китайские доктрины повторного рождения и кармы являются, по существу, индийскими и ни в каких важных деталях не отличаются от заповедей, изложенных в индийских буддийских сутрах. ______________ 1Wai-Tao & D.Goddard. The Diamond Sutra.
Уиллоуби-Мид в своей книге «Китайские упыри и домовые» показывает, как доктрина перевоплощения стала частью мифологии и фольклора китайского народа. Есть очень известные предания, затрагивающие тему повторного рождения при весьма странных и курьезных обстоятельствах. Эти легенды в совокупности доказывают, что доктрина повторного рождения занимает определенное место в подсознании китайцев. В Китае господствует традиция, и то, что становится частью традиции, в известной степени влияет на жизнь каждого китайца. Один китайский интеллектуал, не обремененный нашими понятиями о вере, начертал такие стихи:
Я, уходя, не брошу взгляд назад, По-прежнему соединенный с жизнью, я, как и прежде, беззаботен. Раз жизнь и смерть по кругу то приходят, то уходят, Что толку дни беречь. И, твердый в вере, жду и жажду Стать тем, пульсирующая вечность в ком. Бо Цзюйи
Из Китая буддизм перебрался в Корею. Король Кореи попросил китайского императора прислать ему полное издание буддийских сутр. Просьба была удовлетворена, и доктрины Будды понравились корейцам, принявшим религию, включающую в себя учения о перевоплощении и карме. Видимо, корейцам принадлежит изобретение разборного шрифта. Это значительно повысило эффективность печатного процесса и внесло весомый вклад в распространение буддизма. Достигнув Японии, буддизм попал на особенно благодатную почву. Он до некоторой степени смешался с синтоизмом — национальной религией Японии. Сегодня в Японии находят поддержку три великие религии: буддизм, синтоизм и христианство. Уже в тринадцатом веке в Японии печатались священные буддийские книги, включая «Алмазную сутру». И снова буддизм, пользовавшийся покровительством принцев, распространился по всем островам и разделился на множество ветвей. Эти секты, или школы буддийской философии, косвенно черпают вдохновение в Индии, но особенно почитают местных святых. Так, секта сингон чтит Кобо Дайси, а секта нитирэн получила свое название от имени своего основателя, японского буддийского святого. Из-за широкого распространения и смешения буддийских воззрений в Японии совершенно невозможно сделать краткий обзор доктрин различных сект. Можно, однако, с уверенностью сказать, что все буддийские секты на Японских островах, за исключением дзен, в той или иной форме признают перевоплощение и карму. Чаще всего некоторый компромисс в эту идею вносит вера в действенность заклинаний, молитв и мантр. В нескольких японских буддийских сектах можно обнаружить аналогию христианской доктрины искупления чужой вины. Остается лишь гадать, а не является ли это следствием влияния первых голландских миссионеров. Многие японские буддисты разорвали всяческие отношения с национальными сектами и заявляют о своей преданности исключительно индийской школе и оригинальным учениям Будды. Большую часть своей философии Япония позаимствовала у Китая, включая живопись, ваяние, музыку, драматургию и икебану, превратившуюся в изящное искусство. На взгляд японских буддистов, закон обнаруживается в простых и естественных вещах. Их внутренняя любовь к прекрасному оказала влияние на их философию, но им никак нельзя отказать в интуитивном понимании более глубоких буддийских доктрин. И в их фольклоре встречается множество упоминаний о метемпсихозе и трансмиграции.
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ В ИСЛАМЕ До появления пророка Мухаммеда народы Аравии отправляли обряды идолопоклонства и сабеизма*. Они поклонялись странным богам, звездам, созвездиям, деканам* и частям Зодиака. Войдя в Каабу в Мекке, Мухаммед уничтожил триста шестьдесят богов, изваяния которых стояли в пределах святого места. Эти божества принадлежали культу астролатрии*, сохранившемуся в Аравии со времен халдейских магов. В предисловии к своему переводу Корана Джордж Сейл упоминает о доисламской вере в перевоплощение: «Некоторые верят в метемпсихоз и в то, что из крови, содержащейся в мозге мертвеца, возникала птица Хамах, которая раз в сто лет прилетает на могилу». Из этого явствует, что представления народа, жившего в более древние времена, были в высшей степени примитивными. Коран — последняя инстанция ислама. Ревностные мусульмане заявляют, что ни одна строка, ни одна буква, даже ни один знак препинания в Коране никогда не изменялись. Они утверждают, что эта книга — единственное в мире священное писание, не испорченное переработкой или неправильным переводом. В Коране есть одна сура, которая расценивается многочисленными сектами как основание для веры в метемпсихоз. «Бог порождает живых существ, и в результате они возвращаются снова и снова, пока не вернутся к нему». Это утверждение представляется точным и не допускающим иного толкования, но справедливости ради надо сказать, что перевоплощение — это спорный вопрос в исламской ортодоксии. Вскоре после смерти Мухаммеда в Аравии стали возникать мистические религиозные культы. Они признавали абсолютный авторитет Корана, но желали еще глубже проникнуть в тайну Бога. Некоторые из этих эзотерических групп вели монашескую жизнь, другие же жили общинами. Разные секты отличались только паролями и условными знаками, с помощью которых их члены могли узнать друг друга.
Мухаммеду и в голову не приходило, что его религия перешагнет границы Аравии. Он даровал ее своему народу, но возникновение халифата* привело к широкому распространению исламской культуры. К девятому веку христианской эры основные произведения Платона, Аристотеля и неоплатоников уже были переведены на арабский язык и вызывали большое уважение и благоговение. Так доктрина метемпсихоза попала в ислам из Греции и Египта. Согласно Джорджу Футу Муру, «Перевоплощение лежит в основе доктрины ислама, как считают мусульмане-шииты, эта идея была развита в специфической форме исмаилитами и составляет кардинальное учение бабизма*. Друзы* верят, что души праведных (друзов) переходят после смерти во все более и более совершенные воплощения, пока не достигнут той ступени, на которой происходит их повторное поглощение божеством, тогда как нечестивые рождаются в более низком состоянии». Есть также основания думать, что некоторые исламские секты твердо придерживаются теории трансмиграции. Джон П. Браун пишет: «Бекташи считают, что бог присутствует во всех вещах и что душа после выхода из тела человека может войти в тело животного, и по этой причине они не склонны убивать никаких живых существ, поскольку в них может быть заключена душа или дух покойного человека»1. В исламе также бытует убеждение, что некоторые пророки и мудрецы периодически возвращаются к физическому существованию. Автор «Дервишей» пишет: «Именно эта вера в повторное появление выдающихся праведников послужила источником религии друзов, основоположник которой, Би Эмир Аллах, уже проживший эту жизнь в другом обличье, вернулся в качестве халифа и реформатора Египта и, таинственно исчезнув, вновь появится в будущие времена». Орден мевлеви, более известных как «вертящиеся дервиши», был основан Мевланой Джелал-уд-Дином Мухаммедом эль Балхом эр-Руми. Исключительные духовные способности проявились у этого прославленного мистика уже к шести годам. В книге IV своей поэмы «Меснави И Ма'Нави» Джелал-уд-Дин пишет:
Я умер камнем и воскрес растением, Растением почил я и возник животным; Покинув этот мир животным, родился я как человек. Чего же мне бояться?
В этих словах, бесспорно, заключено описание поступательного перевоплощения, и так как они исходят от самого прославленного и почитаемого из исламских пророков, то их следует признать изложением ортодоксальной веры.
Процитируем еще раз уникальный труд Джона П. Брауна: «В небольшом трактате, написанном давно уже скончавшимся ученым шейхом ордена мевлеви, _____________ 1 J. P.Brown. The Dervishes.
приводится ясное и четкое объяснение «духовного существования», как они его себе представляют. Он черпает в Коране свои объяснения и доказательства того, что все человечества были созданы на небесах или в одной из небесных сфер задолго до того, как Бог сотворил нынешнее и, возможно, любую из планет; что они продолжают существовать в этом мире в различных состояниях, прежде чем примут состояние рода людского, и, более того, что они продолжат существовать в других формах и в дальнейшем до того, как окончательно вернутся к своим первоначальным формам в сфере блаженства... Он заявляет, что в этой жизни дух человека ничего не знает о своем состоянии или существовании в предыдущей, равно как и не может провидеть свой будущий жизненный путь, хотя у него часто остаются смутные представления о прошлых событиях, которые он не может связать с происходящим вокруг него». Современная тенденция в религии заключается в отходе от метафизических спекуляций в сторону всеобщего скептицизма. Более эзотерические доктрины исчезают, уступая место самоуверенному материалистическому агностицизму. Это верно в отношении ислама так же, как и в отношении других мировых движений. Современный мусульманин-интеллектуал не обращает внимания на умозаключения относительно повторного рождения, содержащиеся в священных писаниях. А в результате им, как и большинством христиан, владеет неверие, которое в значительной степени умаляет величие жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|