Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закон повторного рождения в Китае и Японии




Буддизм достиг Китая примерно в первом веке христианской эры и там столкнулся и смешался с основными местными религиями — даосизмом и конфуцианством. Из-за возникшей в результате без­надежной путаницы очень трудно ясно и четко из­ложить китайские религиозные убеждения. Нам, однако, известно, что буддийские архаты и лоханы (поющие жрецы) принесли с собой доктрины пе­ревоплощения и кармы, которые мгновенно нашли признание и стали с тех пор неотъемлемой частью китайской религиозной мысли.

Под покровительством благосклонных импера­торов строились мужские и женские монастыри, создавались школы и библиотеки, и буддизм расцве­тал, как молодое лавровое дерево. Миграция буддиз­ма в Китае привела к одному из важнейших откры­тий, когда-либо сделанных человечеством, — изоб­ретению печатания. Как утверждает Томас Фрэнсис Картер1, движущей силой, заставившей ощутить на­сущную потребность в печатании, стало наступление буддизма. Точная дата изобретения печатного дела неизвестна. Старейшей печатной книгой, известной в мире на сегодняшний день, является экземпляр «Алмазной сутры» Будды, напечатанный Ван Цяйэ в 868 г. н.э. Ее нашел в Пещере Тысячи будд в Дуньхуане

____________

1 T.F.Carter. The Invention of Printing in China.

 

сэр Ориэл Штайн в 1907 г. Оригинал хранит­ся в Британском музее.

«Алмазная сутра» представляет собой девятую гла­ву «Махапраджнапарамита сутры», пользовавшуюся глубоким уважением основателей секты чань китай­ского буддизма. Она написана в форме диалога меж­ду Субхути и Буддой. В ней встречаются многочис­ленные упоминания о перевоплощении. В одном месте Будда так разговаривает со своим учеником: «Кроме того, Субхути, напомню, что во время сво­их пятисот предыдущих жизней я использовал жизнь за жизнью, чтобы научиться терпению и смиренно­му взгляду на свою жизнь, словно это было какое-то праведное житие, обреченное на страдание от смиренности. Даже и тогда мой разум был свободен от любых случайных представлений о феноменах, таких, как мое собственное «я», другие «я», живые существа и вселенское «я»1.

Цзян Цзян-цзи (522-597) был преданным учени­ком школы дхьяны раннего китайского буддизма и основателем секты тяныпай. В своих наставлениях он много раз говорил о перевоплощении. В труде, посвященном цензуре желаний, он заявляет, что те раздражение и страдание, которые вызывают несдер­живаемые эмоции, «будут беспокоить и после смер­ти тела в следующем рождении». Он приводит ци­тату из «Дхьяна сутры»: «Повторяющиеся снова и снова страдания рождения и смерти проистекают из твоих чувственных желаний и вожделений».

Первые буддийские книги для Китая писались на санскрите китайскими иероглифами. Отсюда следу­ет, что китайские доктрины повторного рождения и кармы являются, по существу, индийскими и ни в каких важных деталях не отличаются от заповедей, изложенных в индийских буддийских сутрах.

______________

1Wai-Tao & D.Goddard. The Diamond Sutra.

 

Уиллоуби-Мид в своей книге «Китайские упыри и домовые» показывает, как доктрина перевопло­щения стала частью мифологии и фольклора китай­ского народа. Есть очень известные предания, за­трагивающие тему повторного рождения при весьма странных и курьезных обстоятельствах. Эти легенды в совокупности доказывают, что доктрина повторно­го рождения занимает определенное место в подсо­знании китайцев. В Китае господствует традиция, и то, что становится частью традиции, в известной степени влияет на жизнь каждого китайца.

Один китайский интеллектуал, не обремененный нашими понятиями о вере, начертал такие стихи:

 

Я, уходя, не брошу взгляд назад,

По-прежнему соединенный с жизнью, я, как и прежде,

беззаботен.

Раз жизнь и смерть по кругу то приходят, то уходят, Что толку дни беречь. И, твердый в вере, жду и жажду Стать тем, пульсирующая вечность в ком.

Бо Цзюйи

 

Из Китая буддизм перебрался в Корею. Король Кореи попросил китайского императора прислать ему полное издание буддийских сутр. Просьба была удовлетворена, и доктрины Будды понравились ко­рейцам, принявшим религию, включающую в себя учения о перевоплощении и карме. Видимо, корей­цам принадлежит изобретение разборного шрифта. Это значительно повысило эффективность печатно­го процесса и внесло весомый вклад в распростра­нение буддизма.

Достигнув Японии, буддизм попал на особенно благодатную почву. Он до некоторой степени сме­шался с синтоизмом — национальной религией Япо­нии. Сегодня в Японии находят поддержку три ве­ликие религии: буддизм, синтоизм и христианство. Уже в тринадцатом веке в Японии печатались священные буддийские книги, включая «Алмазную сут­ру». И снова буддизм, пользовавшийся покровитель­ством принцев, распространился по всем островам и разделился на множество ветвей. Эти секты, или школы буддийской философии, косвенно черпают вдохновение в Индии, но особенно почитают мест­ных святых. Так, секта сингон чтит Кобо Дайси, а секта нитирэн получила свое название от имени сво­его основателя, японского буддийского святого.

Из-за широкого распространения и смешения буддийских воззрений в Японии совершенно невоз­можно сделать краткий обзор доктрин различных сект. Можно, однако, с уверенностью сказать, что все буддийские секты на Японских островах, за ис­ключением дзен, в той или иной форме признают перевоплощение и карму. Чаще всего некоторый компромисс в эту идею вносит вера в действенность заклинаний, молитв и мантр. В нескольких япон­ских буддийских сектах можно обнаружить анало­гию христианской доктрины искупления чужой ви­ны. Остается лишь гадать, а не является ли это след­ствием влияния первых голландских миссионеров.

Многие японские буддисты разорвали всяческие отношения с национальными сектами и заявляют о своей преданности исключительно индийской шко­ле и оригинальным учениям Будды. Большую часть своей философии Япония позаимствовала у Китая, включая живопись, ваяние, музыку, драматургию и икебану, превратившуюся в изящное искусство. На взгляд японских буддистов, закон обнаруживается в простых и естественных вещах. Их внутренняя лю­бовь к прекрасному оказала влияние на их филосо­фию, но им никак нельзя отказать в интуитивном понимании более глубоких буддийских доктрин. И в их фольклоре встречается множество упоминаний о метемпсихозе и трансмиграции.

 

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ В ИСЛАМЕ

До появления пророка Мухаммеда народы Ара­вии отправляли обряды идолопоклонства и сабеиз­ма*. Они поклонялись странным богам, звездам, со­звездиям, деканам* и частям Зодиака. Войдя в Каабу в Мекке, Мухаммед уничтожил триста шестьдесят богов, изваяния которых стояли в пределах святого места. Эти божества принадлежали культу астролат­рии*, сохранившемуся в Аравии со времен халдей­ских магов.

В предисловии к своему переводу Корана Джордж Сейл упоминает о доисламской вере в перевоплоще­ние: «Некоторые верят в метемпсихоз и в то, что из крови, содержащейся в мозге мертвеца, возникала птица Хамах, которая раз в сто лет прилетает на мо­гилу». Из этого явствует, что представления народа, жившего в более древние времена, были в высшей степени примитивными.

Коран — последняя инстанция ислама. Ревност­ные мусульмане заявляют, что ни одна строка, ни одна буква, даже ни один знак препинания в Кора­не никогда не изменялись. Они утверждают, что эта книга — единственное в мире священное писание, не испорченное переработкой или неправильным переводом.

В Коране есть одна сура, которая расценивается многочисленными сектами как основание для веры в метемпсихоз. «Бог порождает живых существ, и в результате они возвращаются снова и снова, пока не вернутся к нему». Это утверждение представляется точным и не допускающим иного толкования, но справедливости ради надо сказать, что перевоплоще­ние — это спорный вопрос в исламской ортодоксии.

Вскоре после смерти Мухаммеда в Аравии стали возникать мистические религиозные культы. Они признавали абсолютный авторитет Корана, но жела­ли еще глубже проникнуть в тайну Бога. Некоторые из этих эзотерических групп вели монашескую жизнь, другие же жили общинами. Разные секты отлича­лись только паролями и условными знаками, с по­мощью которых их члены могли узнать друг друга.

Мухаммеду и в голову не приходило, что его ре­лигия перешагнет границы Аравии. Он даровал ее своему народу, но возникновение халифата* привело к широкому распространению исламской культуры.

К девятому веку христианской эры основные про­изведения Платона, Аристотеля и неоплатоников уже были переведены на арабский язык и вызывали боль­шое уважение и благоговение. Так доктрина метем­психоза попала в ислам из Греции и Египта.

Согласно Джорджу Футу Муру, «Перевоплощение лежит в основе доктрины ислама, как считают му­сульмане-шииты, эта идея была развита в специфи­ческой форме исмаилитами и составляет кардиналь­ное учение бабизма*. Друзы* верят, что души правед­ных (друзов) переходят после смерти во все более и более совершенные воплощения, пока не достигнут той ступени, на которой происходит их повторное поглощение божеством, тогда как нечестивые рож­даются в более низком состоянии».

Есть также основания думать, что некоторые ис­ламские секты твердо придерживаются теории транс­миграции. Джон П. Браун пишет: «Бекташи счита­ют, что бог присутствует во всех вещах и что душа после выхода из тела человека может войти в тело

животного, и по этой причине они не склонны уби­вать никаких живых существ, поскольку в них мо­жет быть заключена душа или дух покойного че­ловека»1.

В исламе также бытует убеждение, что некоторые пророки и мудрецы периодически возвращаются к физическому существованию. Автор «Дервишей» пи­шет: «Именно эта вера в повторное появление вы­дающихся праведников послужила источником ре­лигии друзов, основоположник которой, Би Эмир Аллах, уже проживший эту жизнь в другом обличье, вернулся в качестве халифа и реформатора Египта и, таинственно исчезнув, вновь появится в будущие времена».

Орден мевлеви, более известных как «вертящие­ся дервиши», был основан Мевланой Джелал-уд-Дином Мухаммедом эль Балхом эр-Руми. Исключи­тельные духовные способности проявились у этого прославленного мистика уже к шести годам. В кни­ге IV своей поэмы «Меснави И Ма'Нави» Джелал-уд-Дин пишет:

 

Я умер камнем и воскрес растением, Растением почил я и возник животным; Покинув этот мир животным,

родился я как человек. Чего же мне бояться?

 

В этих словах, бесспорно, заключено описание поступательного перевоплощения, и так как они ис­ходят от самого прославленного и почитаемого из исламских пророков, то их следует признать изложе­нием ортодоксальной веры.

Процитируем еще раз уникальный труд Джона П. Брауна: «В небольшом трактате, написанном давно уже скончавшимся ученым шейхом ордена мевлеви,

_____________

1 J. P.Brown. The Dervishes.

 

приводится ясное и четкое объяснение «духовного существования», как они его себе представляют. Он черпает в Коране свои объяснения и доказательства того, что все человечества были созданы на небесах или в одной из небесных сфер задолго до того, как Бог сотворил нынешнее и, возможно, любую из планет; что они продолжают существовать в этом мире в различных состояниях, прежде чем примут состояние рода людского, и, более того, что они продолжат существовать в других формах и в даль­нейшем до того, как окончательно вернутся к сво­им первоначальным формам в сфере блаженства... Он заявляет, что в этой жизни дух человека ничего не знает о своем состоянии или существовании в предыдущей, равно как и не может провидеть свой будущий жизненный путь, хотя у него часто остают­ся смутные представления о прошлых событиях, ко­торые он не может связать с происходящим вокруг него».

Современная тенденция в религии заключается в отходе от метафизических спекуляций в сторону всеобщего скептицизма. Более эзотерические докт­рины исчезают, уступая место самоуверенному ма­териалистическому агностицизму. Это верно в от­ношении ислама так же, как и в отношении других мировых движений. Современный мусульманин-ин­теллектуал не обращает внимания на умозаключения относительно повторного рождения, содержащиеся в священных писаниях. А в результате им, как и большинством христиан, владеет неверие, которое в значительной степени умаляет величие жизни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...