Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные сторонники идеи перевоплощения




Большинство людей привыкли соглашаться с ве­ликими, эрудированными или могущественными лич­ностями. Как утверждал Фрэнсис Бэкон, мы учим­ся не только на опыте и в процессе наблюдений, но и на свидетельствах тех, кто жили раньше нас. Мно­гим было бы важно узнать, что доктрину перевопло­щения преподавали не только в древнем мире, но и в новые времена. Доктрина повторного рождения пережила постоянную смену верховной власти и со­ставляет часть философии нашего современного мира. Великие люди верили в нее, мудрые люди пытались разобраться в ее тайнах, а смелые люди отважива­лись жить по ее законам.

Джордж Фут Мур, американский священник, зна­ток библии и востоковед, пишет в своем труде «Ме­темпсихоз»: «Теорию, принятую значительной час­тью человечества, многими расами и религиями и привлекшую к себе внимание некоторых наиболее глубоких мыслителей всех времен, нельзя легко от­бросить».

Осознавая недостаточность ортодоксии, он пре­взошел великого еврейского философа Баруха Спи­нозу, размышлявшего о вечном существовании чело­века и постоянном присутствии разума в простран­стве: «Мы не можем вспомнить, что существовали раньше тела, так как у тела не может быть ни малейших тому доказательств, а вечность невозможно оп­ределить в единицах времени, и она никак не соот­носится со временем. Но все же в арсенале нашего опыта есть ощущение, что мы вечны. Ибо разум столь же восприимчив к тому, что понимает, как и к тому, что помнит...

Следовательно, хотя мы и не помним, что суще­ствовали прежде тела, мы все же сознаем, что наш разум вечен, поскольку он подводит субстанцию тела под категорию вечности, и что это его существова­ние нельзя ни определить временем, ни расценивать как некую продолжительность»1. Из этой цитаты ясно, что Спиноза ощупью шел к доктрине метем­психоза.

В своей «Монадологии» великий немецкий фило­соф Готфрид Вильгельм фон Лейбниц тоже обнару­живает склонность к приятию метемпсихоза. Он был посвященным европейских мистических обществ и, возможно, розенкрейцером и основательно изучал математику Пифагора и Платона. Весьма вероятно, что он сам верил в перевоплощение.

Франсуа Мари Вольтер, язвительный француз­ский философ и писатель, подвел черту под вопро­сом перевоплощения одним лаконичным замечани­ем: «Родиться дважды не более удивительно, чем ро­диться однажды; все в Природе есть возрождение».

Бенджамин Франклин, явившийся в Филадель­фию бедным парнем с большими задатками, стал первым философом Америки и, как некоторые счи­тают, первым джентльменом Америки. Этот состави­тель альманаха* и посол пишет: «Итак, осознав, что существую в этом мире, я полагаю, что буду суще­ствовать, в той или иной форме, всегда, и при всех неудобствах, с которыми сопряжена человеческая жизнь, я не буду возражать против нового издания

________

1 Спиноза. Этика. — Книга V.

 

меня самого, надеясь, однако, что опечатки преды­дущего издания будут исправлены».

Шотландский историк и философ Дэвид Юм оп­ределенно уверовал в перевоплощение: «Душа, если она бессмертна, существовала до нашего рождения. То, что не подвержено порче, должно быть непорождаемым. Метемпсихоз — это всего лишь способ организации бессмертия, который философия может принять к сведению».

Философов Лессинга, Шлегеля, Фихте и Гердера обычно причисляют к сторонникам идеи перевопло­щения. Шлегель описывает природу как лестницу возрождения. Фихте обсуждает свои теории в «На­значении человека», а Гердер написал диалоги о трансмиграции. Однако цитаты в большинстве слу­чаев допускают двоякое толкование. Возможно, это механизм защиты от ортодоксии их эпохи или ре­зультат определенных мысленных оговорок.

Существует много доказательств, что великий поэт и мистик Вольфганг фон Гете признавал докт­рину перевоплощения. Строки из «Фауста» рисуют годы учения и указывают общее направление мыс­лей Гете:

 

Душа человека

Подобна воде:

С небес она сходит

И в небеса поднимается,

И снова должна

Возвращаться на землю,

Вечно меняясь.

 

Эта вера подтверждается и фрагментом письма, написанного Гете в 1776 году и адресованного пред­мету его глубокой личной привязанности фрау фон Штайн: «Скажи, что готовит нам Судьба и почему она так тесно связывает нас друг с другом? А! А дав­но минувшие времена ты, верно, была моей сестрой или женой».

Исаак Дизраэли, отец бессмертной «Диззи» и впоследствии лорд Биконсфильд, придерживался взглядов, которые несомненно повлияли на жизнь его сына, а через сына и на всю Британскую импе­рию. Исаак Дизраэли писал: «Если принять веру в будущие, уже за пределами текущей жизни, возна­граждение за страдающую добродетель и возмездие за удавшееся преступление, то не найдется системы столь же простой и столь же доступной нашему по­ниманию, как учение о метемпсихозе. В рамках этой системы взглядов страдания и удовольствия нынеш­ней жизни трактуются как награда или наказание за наши поступки в ином состоянии».

В своей статье «Доказательства перевоплощения» А.Дж.Андерсон приводит любопытный факт из жиз­ни Наполеона I: «Наполеон являл собой пример человека, родившегося в исключительной бедности, поднявшегося до господства над империями, одним словом, свергавшего с престолов королей, возвы­сившегося до самой вершины человеческой власти, человека, который в тех странных, ненормальных состояниях, иногда охватывавших его, выкрикивал своему маршалу: «Я Карл Великий! Ты знаешь, кто я? Я — Карл Великий!»

В эссе, посвященном религии, Артур Шопенга­уэр так говорит о своей вере в перевоплощение: «Абсурдность и оскорбительность этой доктрины (речь идет о христианстве) заключается в исходной предпосылке Ветхого Завета о том, что человек есть продукт некой неизвестной воли, создавшей его из ничего. И наоборот, если мы, допустив, что мо­ральные качества являются у человека врожденны­ми, посмотрим на этот факт в свете брахманической или буддийской веры в метемпсихоз, то си­туация становится совершенно иной. Ибо, соглас­но теории метемпсихоза, те врожденные моральные качества, которые мы обнаруживаем в одном человеке и не находим в другом, являются вовсе не ми­лостивым даром какого-то неизвестно божества, а результатом собственных поступков человека в дру­гой жизни в каком-то ином мире».

«Брамина» Новой Англии, Ралфа Уолдо Эмерсо­на, долго считали величайшим философом Америки. Признание им идеи перевоплощения доказывают его собственные слова: «Мы должны делать заключение о своей судьбе из очевидного. Нами движет ин­стинкт, но у нас есть бесчисленные впечатления, не представляющие никакой видимой ценности, и мы можем разбираться с ними на протяжении многих жизней, прежде чем усвоим или исчерпаем их».

Любимый всеми поэт Уолт Уитмен также призна­вал метемпсихоз: «А что касается тебя, Жизнь, то я полагаю, что ты — остатки множества смертей. (Нет никаких сомнений, что и сам я прежде умирал де­вять тысяч раз)».

Один из величайших в мире биологов, душа на­уки девятнадцатого столетия, профессор Томас X. Хаксли, признал обоснованность теории перевопло­щения: «Доктрина трансмутации, как и доктрина са­мой эволюции, уходит корнями в мир реальности и, возможно, заслуживает такой поддержки, какую мо­жет предоставить веское свидетельство об аналогии»1.

Доктор Э.Б.Тэйлор*, признанный отец современ­ной антропологии, подтвердил принятие им учения о повторном рождении следующим высказыванием: «Итак, первоначальная идея трансмиграции, очевид­но, была простым и разумным представлением о том, что человеческие души повторно рождаются в новых человеческих телах».

Похоже, и Фридрих Ницше, создававший свою философию под сильным влиянием философии Шо­пенгауэра, принял доктрину перевоплощения: «Вот

________

1 См.: T.H.Huxley. Evolution and Ethics.

 

моя доктрина: живи так, чтобы тебе захотелось жить еще раз — это твой долг: потому что в любом слу­чае ты будешь жить снова!»

Всемирно известный романист сэр Г. Райдер Хаггард пишет в своей автобиографии «Дни моей жиз­ни», в главе, посвященной религии: «Я могу понять окончательное решение после многих жизней на­правленного развития в сторону добра или в сторо­ну зла — и, конечно, вера, которой я придержива­юсь, это и провозглашает...» Хаггард высказывается против претящего ему представления, что наше веч­ное будущее зависит от поступков, свершенных в какой-то одной жизни.

В наши дни в мире живут два великих человека, верящих в доктрину перевоплощения: это Рабиндра-нат Тагор и Махатма Ганди. Ганди — величайший из живых на этой земле людей за последние пятьсот лет. Его имя будут помнить, пока пишется история. Человек мира в мире войн, честный человек в мире, преследующем личную выгоду, этот «маленький» лидер индусов воплощает собой закон. Жизнь Ма­хатмы, являющегося в силу своих религиозных убеж­дений членом секты джайнов, твердо основана на великих законах перевоплощения и кармы.

 

 

ЦИКЛ НЕОБХОДИМОСТИ

Волна человеческой жизни образована шестьюде­сятью миллиардами духов, или сущностей; из них примерно два миллиарда одновременно воплощен­ных в плоть и кровь сущностей составляют населе­ние земли*.

Дух, эго, или собственное «я», человеческого су­щества эволюционировало, проходя через различные формы и состояния, в течение почти тысячи миллио­нов лет. Столь огромный по протяженности период времени был затрачен на совершенствование физи­ческого тела как средства выражения этой сущности в материальном мире. Человеческое тело приняло известную нам форму примерно пятьдесят милли­онов лет назад. В то далекое время сущность управ­ляла телом посредством зачаточной нервной систе­мы, которая с тех пор, постоянно совершенствуясь и облагораживаясь, достигла своей нынешней степе­ни утонченности и остроты восприятия. Происшед­шее около двадцати пяти миллионов лет назад раз­деление полов наделило тело способностью видеть и мыслить. С того времени и до наших дней сущность постоянно облагораживала тело, служащее средством ее физического выражения. Нынешнее человечество являет собой свидетельство продолжавшегося сотни миллионов лет развития, которое в сжатой форме можно проследить на примере развития эмбриона и утробного плода.

Миллионы лет эволюции еще впереди. Человек как биологический вид становится человеком как высшим существом медленно, но неизбежно, по­скольку субъективная сущность постоянно требует все лучших и быстрее реагирующих организмов. Це­ликом весь процесс, в ходе которого человеческое существо проживает таинство развития, можно оп­ределить как «цикл необходимости». Всем развити­ем во всех его аспектах движет карма, то есть дей­ствие и противодействие. Именно карма превращает перевоплощение в необходимость для того, чтобы обеспечивалось надлежащее осуществление закона воздаяния. Человек извечно страдает, и несчастье играет для него роль некоего стимула, побуждающе­го его к движению вперед, к более совершенному состоянию. Карма — это закон, а перевоплощение — средство его претворения в жизнь.

Среднему человеку трудно понять всю важность существования на планах, отличных от того, кото­рый мы привыкли описывать на языке физики и который во времени имеет начало и конец. Однако независимо от его поступков, его добродетелей и пороков и даже от его попыток уничтожить себя са­мого он все же является существом бессмертным и вечным, проявляющимся в бесконечном множестве тел, каждое из которых оказывается чуть благород­нее предыдущего.

Тот факт, что сейчас мы находимся здесь и зани­маемся текущими делами, — это лишь одно звено непрерывной цепи жизней. Дела, которые мы дела­ем сегодня, станут элементами более поздних жиз­ней, смены тел, которой не видно конца.

И все же в этой доктрине нет и следа фатализма. Ведь, если на то пошло, каждое состояние и обстоя­тельство есть результат личного поступка или дей­ствия. Мы сами себя созидаем и разрушаем сделан­ное. Не существует никакого неизвестного и далекого Бога, улыбающегося одним и хмуро взирающего на других. Мы не запятнаны грехом Адама. Каждый из нас есть отражение собственного характера, сво­их мыслей и поступков, занимавших наши умы и со­вершенных нами в давно прошедших жизнях. Каждому из нас определено быть творцом своего завтрашнего дня, а значит, наше будущее — в наших руках.

Потребуется не так уж много мужества, чтобы признать свою ответственность и поверить в доктри­ну, которая учит, что нет способа избежать действия или последствий этого действия. Но надо обладать незаурядной смелостью, чтобы захотеть взглянуть в лицо миру и признать, что все случающиеся с нами несчастья есть следствия наших собственных оши­бок. Вот почему осознание законов перевоплощения и кармы всегда было по плечу только мудрым и сильным и по самой своей сути не предназначено для менее развитых интеллектов.

По мнению современных психологов, для подсоз­нательного «я» просто непостижима мысль, что было такое время, когда оно не существовало. И хотя каж­дый человек живет в настоящем, он не может пред­ставить себе состояние небытия. Человек, несмотря на то что он живет и умирает, все же воспринимает вечную жизнь как нечто само собой разумеющееся. Все высшие помыслы человека, его мечты о сверше­ниях, его благороднейшие стремления и его самые сильные желания требуют вечности для их осущест­вления.

Если мы окинем взглядом это странное сборище созданий, составляющих общество, то поймем, что ни одна доктрина, основанная на теории единствен­ной жизни, не может решить проблемы этих масс. Большинство людей не обладают широким кругозо­ром, и для них будущее маячит где-то в дали, таин­ственной и непонятной. И все же каждый из нас в

глубине души знает о существовании некой колос­сальной силы, которая упорно и неумолимо движет нас через годы навстречу неизвестности.

Человек — это скопище множества скорбей, а страдание — общая участь. Каждому по собственно­му опыту известно, что в основе всевозможных бед лежат человеческие взаимоотношения. Только муд­рец способен быть счастливым, для остальных же жизнь являет собой годы сомнений и неопределен­ности. С какой стати милостивое и всеведущее про­видение обрушивает несчастья на большинство, а благоволит к единицам? Почему одни являются в этот мир больными и увечными, а другие — в пол­ном благополучии? Почему одни умны уже в дет­стве, а другие остаются глупцами и в старости? Кто пустил в мир порок и смерть, чтобы все мечты и надежды, которыми мы живем, в итоге потерпели полное крушение?

Церковь на эти вопросы ответит, что такова во­ля Божья. Наука скажет, что это закон природы, а философия станет уверять, что все эти странности обусловлены болезнью роста души.

Перевоплощение и карма являются единственны­ми объяснениями тайны жизни, которые способен усвоить наш разум. Эти законы придают целесооб­разность действию и смысл существованию. Те же самые законы освобождают человека от рутины по­вседневных забот, открывая перед ним широкие перспективы и наделяя его способностью заглянуть за горизонт его теперешней жизни. Когда Будда Гаутама принес в Индию доктрину повторного рож­дения, он тем самым избавил миллионы людей от безысходности, вселяемой в них кастовой системой, предоставляющей благоприятные возможности толь­ко людям знатного происхождения. Та же филосо­фия, пришедшая вместе с Пифагором в Грецию, ос­вободила рабов, долгое время связанных традициями аттического государства. Пифагор вдобавок осво­бодил и собственных рабов, один из которых впос­ледствии стал главой его Академии.

В современный мир доктрина перевоплощения приходит как освобождение от кастовой системы особых привилегий. Она разрушает нашу иллюзор­ную концепцию богатства и бедности, сокрушает преграды, существующие между работодателем и его работником. Она выводит наше воображение за пре­делы сферы богатства, устремляя его к некой буду­щей Утопии, где между людьми царит дух товарище­ства и единства цели. Те, кто знают людей, в пол­ной мере осознают необходимость перевоплощения как единственного закона, который наведет в мире порядок, и как единственного учения, которое объ­яснит истинный смысл вещей в том виде, как они есть.

Интересны высказывания по этому поводу Генри Форда: «Я усвоил теорию перевоплощения, когда мне было двадцать шесть. Религия не предполагала ничего подобного, по крайней мере, лично мне не удалось ничего обнаружить.

Даже работа не могла дать мне полного удовлет­ворения, Любая работа бесполезна, если мы не в со­стоянии использовать в следующей жизни тот опыт, который накоплен нами в предыдущей.

Когда я открыл для себя доктрину перевопло­щения, это было так, словно я открыл вселенский план. Я понял, что мне представлялась возможность разработать свои идеи. Временных пределов более не существовало, и теперь стрелки часов не имели надо мной никакой власти. У меня появилось достаточ­но времени, чтобы планировать и творить.

Открытие перевоплощения сразу же рассеяло все мои опасения. Меня охватило чувство покоя. В та­инстве жизни я увидел порядок и прогресс и более уже не стремился отыскать разгадку жизни.

Если вы вознамеритесь сохранить запись этой бе­седы, изложите ее так, чтобы у всех людей рассея­лись их опасения. Мне хотелось бы передавать дру­гим то спокойствие, которое вселяет в нас перспек­тива долгой жизни.

Мы все храним пусть даже смутные воспомина­ния о прошлых жизнях. Часто мы чувствуем, что уже были в этом месте или проживали этот момент в ка­кой-то прежней жизни, но главное не в этом; квин­тэссенция, суть, результат опыта — вот что ценно и что остается с нами»1.

Перевоплощение и карма проливают свет на непостижимую тайну этики и морали. Эти законы дают логическое обоснование правильным дейст­виям, наглядно показывая, что каждое действие ор­ганически связано с прогрессом индивидуума. Мы начинаем действовать надлежащим образом уже не из желания следовать библейским наставлениям, а потому, что мы уяснили, что правильно и что непра­вильно, поскольку все это отражается на нас по за­кону кармы. Наше развитие есть результат каждой мысли и поступка, и учимся мы не ради одной жиз­ни, а ради вечности. Любое искусство и наука, ко­торым мы овладеваем, становится частью бессмерт­ного «Я», непрерывно струящегося сквозь века.

Уже не составляет труда понять, как гениальность вдруг начинает бить ключом из источников прошло­го и каким образом каждый из нас привносит в те­кущую жизнь квинтэссенцию всего, что уже кануло в вечность. Один ребенок в шесть лет может играть на скрипке, другой — в девятилетнем возрасте ди­рижировать симфоническим оркестром, а третий — восьмилетний мальчуган из Бирмы — преподавать сложнейшие буддийские доктрины. Только с точки зрения перевоплощения и кармы можно объяснить

___________

1 Цит. по: G de Puruker. The Esoteric Tradition. — Vol. II, p. 641.

 

и эти феномены, и все скрытые способности и им­пульсы, характерные качества и особенности, с ко­торыми мы появляемся на свет.

Платон утверждал, что весь процесс приобрете­ния знаний, по сути, является вспоминанием, ведь само слово «образование» первоначально означало извлечение на свет божий того, что уже было изве­стно. Мы все рождаемся в мир каждый со своими способностями, талантами и индивидуальными склон­ностями. Конкретная трудовая стезя нам предопре­делена кармой, которую мы принесли с собой из предыдущих жизней.

Но какое возвышенное звучание сразу же приоб­ретают в этом случае доктрины перевоплощения, а таинственный цикл необходимости оборачивается процессом обучения. Мы приходим в этом мир не для того, чтобы стать счастливыми, а прежде все­го, чтобы учиться. Жизнь за жизнью мы проходим сквозь запутанные лабиринты опыта, пока наконец в полноте бытия не научимся развиваться с ощуще­нием счастья, поскольку счастье — это побочный результат нашей гармоничной приспособляемости к великому плану.

Но неизбежно возникают вопросы: где же мы пребываем между жизнями? Что собой представля­ет субъективное состояние? Где находится сущ­ность — в раю или в аду?

Философ на это ответит, что человек, неважно, живой или мертвый, всегда остается самим собой. На какое-то время он проявляется в объективной форме, чтобы вобрать в себя опыт соприкосновения с внешним миром, а затем, в течение следующего промежутка времени он будет пребывать в субъек­тивном состоянии, преобразуя опыт своего физиче­ского бытия в духовную силу.

Согласно доктрине повторного рождения, за то время, что проходит между жизнями, мы не можем добавить к самим себе ничего нового. В течение этого времени мы изучаем, приводим в порядок и сортируем накопленные нами переживания. Мы пре­вращаем их в часть нашего бессмертного «я», чтобы, обогатившись новыми впечатлениями, продолжать жизнь в другом теле.

Некоторые люди, находясь в плену физического бытия, изо всех сил борются за существование. До­стигнув богатства, почестей и власти, они забывают, что все это преходящее величие занимает слишком мало места во вселенском плане. Замысел Вселенной состоит в том, чтобы все люди рано или поздно избавились от зависимости от материальных благ. Человек должен наконец осознать, что реален и по­стоянен только внутренний, духовный, мир, а все прочее относится к сфере иллюзии. Одна из задач повторного рождения заключается в том, чтобы ото­рвать волю человека от материальных объектов его пристального внимания. Взрослея, мы оставляем позади себя прожитую жизнь, не обретя в матери­альном мире ничего ценного, кроме опыта владения собой.

Цикл необходимости представляет собой беско­нечный цикл повторных рождений, в котором неиз­менно повторяются рождение, смерть и новое рож­дение — и так век за веком, эпоха за эпохой, до тех пор пока самый конец времени не сольется с вечно­стью. На Востоке символом цикла необходимости служит вращающееся колесо, за которое люди дер­жатся изо всех сил, причем невежественные цепля­ются за суетную сторону жизни, хорошо им извест­ную, а просвещенные следуют дальше, переходя к более возвышенной жизни, к пониманию которой они пришли со временем.

Название «цикл необходимости» символизирует грандиозный по продолжительности и условиям пе­риод упорных поисков истины, который должна пройти каждая сущность. Законы перевоплощения и кармы предоставляют всем живым существам воз­можность постоянного прогресса. Ведь по пути раз­вития идет не только человек, вместе с ним разви­ваются палки, камни и звезды. Раскрытие всего су­щего происходит совместно: все живое вырастает и взрослеет в пространстве и на благо пространства. Цикл необходимости оканчивается в неизмеримо далеком будущем, и жизнь, завершив странствие в неизведанное, подойдет к концу. Конец жизни буд­дисты называют нирваной, а христиане — раем. Но не в названиях дело, поскольку все они символи­зируют отдых после изнурительного труда, покой в конце поиска.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...