Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отцы церкви начала христианства о перевоплощении




Первые века христианской церкви были практи­чески полностью посвящены проблеме содержания традиционного учения церкви. Большинство первых епископов были язычниками по рождению и обра­зованию, ставшими христианами после более позд­него обращения. Эти люди, захватив с собой многое из своих прежних познаний и убеждений, толкова­ли новую веру на языке старой. Многие из них ос­тались язычниками и в личной жизни, как например Синезий, епископ из Птолемеев, который призна­вался, что он был христианином только по своему общественному положению.

Для христианских епископов, посещавших Алек­сандрию, было обычным делом служить две службы: одну — в своей церкви, а другую — в храме Сераписа*. И лишь значительно позже христиане сделали важное открытие, что только их религия является истинной.

Большинство образованных язычников, прим­кнувших к церкви в первые четыре столетия хрис­тианской эры, верили в некую форму метемпсихоза и были убеждены, что когда-то уже жили на этой земле. А потому нет ничего удивительного в том, что доктрина повторного рождения приняла христиан­ский облик и получила всеобщее одобрение.

И только после того как христианская церковь заняла главенствующее положение среди европейских религий, сторонники теории перевоплощения были изгнаны из лона церкви и объявлены еретика­ми. До сознания пресвитеров вдруг дошло, что уче­ние о перевоплощении полностью противоречит та­ким христианским уложениям, как искупление чу­жой вины, прощение грехов, рай и ад и крещение. Ведь если бы человек мог добиться спасения души собственными силами, а не исключительно по ми­лости духовенства, то церковь была бы предана за­бвению. Закончилось все это резкими возражения­ми против доктрины Оригена, а впоследствии уже более ничто не помешало всей концепции метем­психоза постепенно раствориться внутри христиан­ской церкви. Более тысячи лет концепцию повтор­ного рождения упорно игнорировали, а ее место занимали иные доктрины. Но истина непобедима; доктрина повторного рождения сохранилась, вновь приобретает популярность и должна в итоге занять должное место в качестве подлинного обоснования любых разумных духовных усилий.

В истории ранней церкви нет личности более значительной, чем блаженный Августин. В молодые годы он придерживался культа ересеарха Мани, где и познакомился с доктриной множественности жизней. Позднее, обратившись в христианскую ве­ру, он стал епископом города Гиппона, а после смерти его канонизировали как «победоносного кня­зя церкви».

В своей автобиографии, которую он назвал «Ис­поведью», блаженный Августин спрашивает (I, 6): «А не жил ли я в другом теле или где-то еще, прежде чем вошел в чрево моей матери?»

Св. Иероним, известный высокой образованно­стью и святостью жизни, принимал участие в под­готовке «Вульгаты». По словам этого достойнейше­го священника, доктрину переселения душ в ранней церкви преподавали как эзотерическую тайну и сообщали ее только немногим избранным членам кон­грегации1.

Согласно Руффину, существует письмо, написан­ное Св. Анастасием, в котором он однозначно заяв­ляет о своей вере в предсуществование и не отрицает возможности перевоплощения.

Немесий, епископ Эмесский в Финикии, катего­рически утверждает, что в его время греческие хри­стиане признавали метемпсихоз.

Арнобий, нумидийский апологет христианства, замечает: «Мы умираем множество раз и часто на самом деле воскресаем из мертвых»2. В своих запи­сях Арнобий упоминает, что Клименту Александ­рийскому принадлежит труд по метемпсихозу. Кли­мент Александрийский утверждал, что перевоплоще­ние есть некая истина, подтвержденная самим св. Павлом, и сообщалась она в устных преданиях.

Св. Юстин Мученик открыто заявляет, что душа человека завладевает человеческим телом не один раз. Он видел определенное затруднение в том, что люди не могут вспомнить свои прежние жизни, но все же имел смелость высказать мнение, что души худших из грешников после смерти каким-то таин­ственным образом, возможно, присоединяются к те­лам диких животных.

Григорий Нисский высказывается по поводу пе­ревоплощения так: «Абсолютно необходимо, чтобы душа исцелилась и очистилась, и, если этого не происходит в течение ее жизни на земле, это долж­но осуществиться в будущих жизнях». Возможно, здесь содержится намек на жизнь в каком-то после­дующем состоянии, однако, учитывая господствую­щие взгляды его времени, он, вероятнее всего, имел в виду метемпсихоз.

_____________

1 Hieronim. Eristola ad Demetr.

2 Arnobius. Adversus Gentes.

 

 

В дошедшем до нас тексте молитвы Синезий вос­клицает: «Отец, дай, чтобы душа моя могла погру­зиться в свет и чтобы не ввергали ее более обратно в земную иллюзию». В своей работе о снах, на ко­торую ссылается Томас Тэйлор, Синезий добавляет: «Для одаренной творческим воображением души есть возможность, затратив немало труда и времени и переходя в разные новые существа, выбраться из этого мрачного обиталища».

В своей работе «Против Цельса» Ориген, один из величайших отцов христианской церкви, пишет: «Разве противоречит в чем-либо разуму представ­ление, что каждая душа по каким-то таинственным причинам (мое высказывание полностью согласует­ся с мнением Пифагора, Платона и Эмпедокла, на которых часто ссылается Цельс) вводится в тело, причем вводится в него соответственно своим заслу­гам и прежним поступкам?»

В книге «Колесо жизни» преподобный А.Хендерсон, викарий церкви св. Иоанна при гробнице, выс­казывается о позиции ранней церкви в отношении перевоплощения так: «Дополнительное возражение, витающее в умах многих людей, основано на якобы имевшем место осуждении этой доктрины церковью на Пятом Генеральном Соборе в Константинополе. Однако более внимательное рассмотрение истори­ческой ситуации со всей очевидностью показывает, что вопрос о перевоплощении вообще не поднимал­ся на Соборе и что с осуждением некоторых край­них воззрений оригенистов выступил Меннас, пат­риарх Константинополя в провинциальном синоде. Поступил он так по наущению императора Юстини­ана, приказавшего, чтобы тот обеспечил подписание епископами анафемы. Местный синод собрался в 543 г. н.э., тогда как сессия Генерального Собора состоялась только спустя десять лет. Зная все это, нетрудно понять, каким образом филлипики Меннаса, произнесенные им вне Собора, позднее были ошибочно приняты за постановление Генерального Собора».

Юстиниан закрыл классические академии в Афи­нах и Риме и выслал философов из страны. Подстре­каемый противниками учения оригенистов, Юсти­ниан издал императорский указ с осуждением Оригена, позднее утвержденный папой Вигилием1.

Лютославский пишет: «Осуждение касается толь­ко весьма своеобразной манеры изложения доктри­ны предсуществования, из-за чего в ней можно ус­мотреть намек на грехопадение совершенных духов, уже достигших царства небесного... Столь радикаль­ное расширение понятия палигенеза заслуживает порицания, хотя никоим образом и не затрагивает истинной древней традиции, согласно которой пе­ревоплощение соответствует христианской концеп­ции чистилища».

Опираясь, таким образом, на авторитет компетен­тных источников, можно заключить, что подлинную доктрину перевоплощения как надлежащего спосо­ба конечного единения с Богом христианская цер­ковь не предавала анафеме и не объявляла еретиче­ской. Но тогда остается лишь удивляться тому, что доктрина, столь нужная для понимания жизни вооб­ще, полностью игнорировалась даже либеральными конфессиями. Доктрина перевоплощения является наиболее содержательным и важным учением из всех, которые христианская церковь в состоянии сегодня распространить.

В таинственной неканонической книге под назва­нием «Pistis Sophia» («Знание-Мудрость»), сочине­нии, пропитанном традицией гностицизма и якобы раскрывающем эзотерическое учение Иисуса, пере­данное Марии Магдалине, встречается одно высказывание,

____________

1 См.: W.Lutoslawski. Pre-Existence and Reincarnation.

 

поддерживающее веру в перевоплощение: «Но если он согрешит однажды, дважды или триж­ды, они не примут такую душу и вновь отправят ее обратно в мир сообразно виду греха, который она совершила».

После Собора в Константинополе доктрина пере­воплощения покинула Европу, что в немалой степе­ни способствовало ужесточению страданий и мер­зости запустения мрачного средневековья. Подобно многим другим философским традициям, она пере­селилась в пустыни Аравии, где с ростом могущества сарацинов набирала силу, чтобы прибыть в Европу вместе с возвратившимися домой крестоносцами. Доктрина перевоплощения всегда носила философ­ский характер, и теперь она как философское уче­ние чахнет на Западе, а вместе с ней чахнет и док­трина метемпсихоза.

Существуют во всем этом, хотя и редкие, но все же исключения. «Всех, возможно, заинтересует тот факт, что в Средние века к числу заступников тео­рии перевоплощения в римско-католической церк­ви принадлежал св. Франциск Ассизский, основа­тель францисканского ордена; ученый ирландский монах Иоанн Скотт Эриугена; св. Бонавентура, «се­рафический доктор», кардинал, с 1257 г. — генерал францисканского ордена; Томмазо Кампанелла, до­миниканский монах, был выслан из страны за веру в последовательное возвращение души на землю. М. де Орье, ортодоксальный католик, пишет в «Судьбе души»: «В этой доктрине, столь очевидно основан­ной на здравом смысле, все между собой связано и объединено в единое целое... поскольку все, что требовалось для создания цепи разных следствий, — это чтобы Бог возвращал в бытие некоторые души, которые Он считал по своей природе подходящими для Его цели. Таким образом, самые возвышенные тайны религии, самые удивительные факты, имеющие отношение к судьбе души, найдут свое естест­венное объяснение в правильном метемпсихозе»1.

К еретическим сектам христианства, члены кото­рых верили в доктрину перевоплощения, принадле­жали манихеи, присциллиане и альбигойцы. Мани­хейство объединяло в себе гностицизм, персидский дуализм и христианский монотеизм. Идея перево­площения была основным догматом этой секты. Ма­нихейство оказывало существенное влияние на весь Ближний Восток, постепенно ослабевшее под давле­нием христианской ортодоксии.

Присциллианами называли последователей При­сциллиана, испанского епископа, жившего в IV в. Члены этой секты соединили философию гностиков и манихеев с собственными ортодоксальными убеж­дениями. По этой причине римский император Мак­сим обвинил Присциллиана в ереси и казнил в 385 году. Остатки этой секты сохранились до шестого столетия. Присциллиане признавали предсущество-вание и немало времени посвящали размышлениям на тему метемпсихоза, за что и подверглись полно­му уничтожению.

Альбигойцы, процветавшие на протяжении две­надцатого и тринадцатого веков, не только навлекли на себя гнев церкви, но еще и стали объектами пре­следования со стороны инквизиции. Среди идей, за которые их подвергали пыткам и казнили, была док­трина повторного рождения. Еретические секты рос­ли как грибы, пока светская власть христианской церкви оставалась неоспоримой. Всевозможные со­боры и синоды хотя и крайне сурово обходились с подобными раскольниками, все же не смогли поме­шать распространению неортодоксального мисти­цизма. К сожалению, протестантская реформация не

________________

1 М. d 'Orient. Letters That May Help You.– №5 // Azoth. - Febr., 1920.

 

привела к установлению либерализма в христиан­стве. Сами реформаторы были пуританами и пропи­тались ортодоксией в равной, если даже не в боль­шей степени, что и осуждаемая ими церковь.

Интересно отметить существующую в ранней церкви любопытную тенденцию считать некоторых греческих философов христианами, хотя все они умерли еще до рождения Христа. Ранняя церковь высоко ценила Платона, Сократа и Пифагора. Го­ворили, что Пифагор был монахом. Ходили также упорные слухи, что Будда Гаутама был канонизиро­ван под именем Св. Иосафата. И даже старого скеп­тика Сократа приукрасили, навешав на него святые ордена. Источником всех этих слухов, возможно, стал Вольтер, заявивший, что Платона следовало бы считать первым канонизированным святым в хрис­тианской церкви. Есть некоторые основания подо­зревать, что языческий математик Гипатия, самая выдающаяся из женщин-философов и наставница Синезия, была канонизирована под именем св. Ка­терины Александрийской.

Первые отцы церкви знали, что христианская вера глубоко уходит своими корнями в языческую доктрину и традицию. Христианство во многом схо­же с классическим язычеством с той лишь разницей, что место перевоплощения и кармы заняла в нем доктрина первородного греха.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...