Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Повторно рождающиеся нации и расы




Законы перевоплощения и кармы применимы не только к жизни индивидуума, но и к судьбе цивили­зации, частью которой он является. Нации и расы, как и отдельные люди, рождаются, проходят пред­начертанный им судьбой путь и в конце концов ис­чезают. Несколько древних рас полностью исчезли с лица земли, другие вымирают, а иные только рож­даются. Раса — это сущность, тип, или вид, жизни, который может просуществовать миллионы лет. Ци­вилизация представляет собой форму культуры, сущ­ность традиции и цели. Нация — это группа или сущность в рамках более крупного коллектива. Это политическая единица, связанная воедино в опреде­ленных временных и пространственных границах.

Древние верили, что каждой их общиной, каж­дым городом и государством правят божества-покро­вители; их храмам отводились самые почетные мес­та и в их честь совершались соответствующие жерт­воприношения. Согласно Гомеру, когда греческие государства вели войну с троянцами, греческие боги сражались в небе с богами Трои. Эти боги были ду­хами племен, почитавшимися с начала летописной истории. Представители различных рас приобретают обычный для их расы цвет кожи. Каждая группа превращается в обособленный тип, отличающийся не только такими существенными особенностями, как язык и формы правления, но и мельчайшими деталями обычаев, жестов и установок. Поэтому обыч­но бывает довольно легко узнать француза, итальян­ца, англичанина или американца. У каждого из них своя характерная манера поведения, своя традиция, свои отличительные черты. Таким образом, группы людей становятся участниками общих политических систем, они воинственны или миролюбивы, ленивы или трудолюбивы и, в соответствии с различными принятыми у них правилами поведения, навлекают на себя — индивидуально или коллективно — раз­личные последствия. Гордые унижены, раболепные экзальтированы, преследуемые объединены, а преус­певающие обнаруживают разногласия.

В дополнение к своей нынешней деятельности каждая раса и нация выносит из прошлого тради­цию, наследие в виде добра и зла, вину за которую должна загладить. Линия поведения, которой при­держивается какой-либо народ, определяет судьбу этого народа. Преследуемые обязательно подверг­нутся преследованиям, те, кто уничтожают, будут уничтожены. Нет спасения от последствий действия.

Когда член какого-нибудь племени или клана на­чинает мыслить не так, как те, кто его окружают, его либо изгоняют из племени, либо он добровольно уходит на поиски какого-то иного места, где он найдет единомышленников. Итак, именно те, кто опережают в развитии свое окружение, отходят от него умственно или физически и, следовательно, не­подвластны ни его карме, ни его законам. История Америки являет блестящий пример того, как про­грессивно настроенные люди покинули свое обще­ство в поисках лучшего места для жизни и размыш­лений. Индивидуальное развитие шаг за шагом осво­бождает человека от любого общественного строя. Но в отношении большинства действуют правила стада.

Политический курс и склонности народа предоп­ределяют результат, к которому придет этот народ.

Если нация жаждет завоеваний, то в итоге она бу­дет побеждена. Если она стремится к богатству, вы­ходящему за разумные пределы, то она неизбежно разорится. История доказала, что те, кто добывают средства к существованию мечом, от меча и погиба­ет. Все империи, воздвигнутые на несправедливости, в конце концов рушатся изнутри. Это закон приро­ды — что может выжить только правый.

Одного ученого-парса как-то спросили: как же случилось, что Индия, страна философии и лите­ратуры, возвышенных идеалов и высоких духовных идей, лишилась независимости и попала под ино­странное иго? Ученый ответил, что в далекие време­на арийские индусы пришли из северной Индии и оттеснили мирных жителей огромного Индийского полуострова к морю, безжалостно убив многих и по­работив оставшихся в живых. Хотя это и произошло много тысяч лет назад, законы кармы предписали по­работителям, в свою очередь, превратиться в рабов.

Все, что касается нации и рас, касается и общин. У каждого большого и маленького города своя соб­ственная атмосфера, нечто, окружающее его, что при­тягивает одних и отталкивает других. У общин есть собственная линия поведения, свои установки и ярко выраженная индивидуальность. В соответствии с по­ложительными или отрицательными проявлениями этих качеств община увеличивается или слабеет.

Поскольку сообщества развиваются в соответст­вии со своей природой, то у организации и инсти­тутов есть своя карма. Коррумпированные предпри­ятия в конце концов терпят крах. Дело, основанное не на честности и умственных способностях, в ито­ге ожидает плохой конец. Многие корпорации поте­ряли все, что имели, потому что пытались захватить больше, чем им причиталось. Традиция, принципы, моральные и социальные нормы, скрытые за фаса­дом отрасли промышленности или экономики, с математической точностью определяют окончательное состояние, к которому придет эта отрасль.

Если допустить, что интервал между перевопло­щениями не слишком высокоразвитых личностей составляет примерно тысячу лет, то станет понят­ным, что периодически повторные проявления в ма­териальном мире сущностей определенных типов слу­жат причиной многих из происходящих изменений и катастроф. На заре христианской эры Римская империя вела широкомасштабные боевые действия главным образом для того, чтобы удовлетворить во­инственные амбиции этого народа. Через тысячу лет после падения Рима крестоносцы оставили замет­ный след на страницах истории. Примерно в то же время завоевания Великих Моголов изменили облик Азии и поставили под угрозу выживание всего хри­стианского мира. Чингисхана и Мировую войну, ве­личайший военный переворот современности, раз­деляет примерно тысяча лет. Верящие в перево­площение, признают и теорию о том, что сущности, вступающие в жизнь через регулярные промежутки времени, приносят с собой свои доминирующие качества, чтобы осуществить свои высшие цели.

Как утверждали Платон и египтяне, именно кар­ма уничтожила Атлантиду. Вызывает интерес и то постоянство, с которым природные катаклизмы со­провождают развязываемые людьми войны. Повсюду имеются доказательства того, что качество поступка приводит к соответствующему результату. Мы как индивидуумы ошибаемся и страдаем. Мы как сооб­щества и как индустрия становимся эгоистичными и приходим в упадок. Мы как нации воюем и разоря­емся. Мы как расы слабеем и умираем.

Но благодаря всему этому карнавальному шест­вию мировых порядков индивидуальная сущность, эго, или «я», обретая опыт, взрослеет до понимания реальности, достигнутого победой над иллюзией.

 

 

БОЖЕСТВЕННЫЕ ВОПЛОЩЕНИЯ

Основной темой пуранической литературы Ин­дии является доктрина аватаров, или воплощений божеств. Согласно этой концепции, бог Вишну вре­мя от времени воплощается в человека, чтобы спа­сти своих созданий от зла или опасности. В течение нынешней кальпы*, или мирового периода, девять из десяти главных воплощений Вишну уже произо­шли, а десятое, называемое аватарой на белом коне, еще предстоит.

В каждом из божественных воплощений Вишну, принимая телесную форму, совершает героическое деяние. Выполнив свою миссию, бог не умирает в принятом смысле этого слова, а возвращается в свое истинное состояние и с высоты этого положения продолжает творить добро, чтобы сохранить свои со­здания.

Индусский ум усматривает в идее божественного воплощения гарантию безопасности и увековечива­ние добродетелей. В «Бхагавадгите» в уста Кришны, восьмого аватары Вишну, вложены такие слова: «Вся­кий раз, когда справедливость угасает, а несправед­ливость набирает силу, воплощаю я себя в матери­альную форму. Для защиты праведника и уничто­жения злодея и для должного утверждения закона справедливости являюсь я из века в век».

Между индусским Кришной и сирийским Хрис­том существует много важных аналогий. Оба появи­лись на свет в результате непорочного зачатия; оба

бежали из своей страны, чтобы спастись от злодея царя, уничтожавшего первенцев в своем царстве; каждый из них был пастухом, по крайней мере, в символическом смысле; обоих обожествили и счита­ли посредниками между верховным Богом и его зем­ными детьми.

Вся Индия считала Будду Гаутаму девятым ава­тарой, и это убеждение послужило связующим зве­ном между брахманизмам и буддизмом. Феномен возникновения и расцвета буддизма был слишком значителен, чтобы с ним не считаться, и святость личности Будды была признана многими восточны­ми культами самых разных направлений.

Свидетельства поклонения аватарам можно об­наружить в Китае, где император считается Сыном Неба, наделенным властными полномочиями свое­го отца; в Японии, где особа императора считается божественной; в Египте, где верили, что фараоны осенены различными богами; в Греции, где языче­ские божества обретали форму и разгуливали среди людей; в Риме, где сам император приобретал боже­ственность вместе с порфирой*. У скандинавов, у которых Один и другие представители пантеона в разных обличьях бродили по земле, и среди мекси­канцев и индейцев Центральной Америки, которые почитали Кецалькоатля как воплощение духа плане­ты Венеры.

Поклонение аватарам возникло в различных ре­лигиях в результате обожествления их основателей, это особенно очевидно в христианстве, различные церковные соборы и синоды которого в конце кон­цов приняли решение, что Христос тождествен свое­му Отцу и что, следовательно, Бог действительно воплотился в Христа и жил среди людей.

Аватару, однако, не следует рассматривать как пе­ревоплощающуюся сущность. Его не возвращают в мир живых из-за личного несовершенства или чтобы реализовать какой-нибудь закон эволюции. На­оборот, воплощение — это жест божественной ми­лости; божество, приобретая скромные человеческие возможности и размеры, становится учителем, жре­цом, принцем или генералом, чтобы возвысить по­ложение своего избранного народа. Следовательно, можно заключить, что в принципе и по существу вера в аватар отвергает законы перевоплощения и кармы, утверждая фактор милости или спасения. При помощи аватары люди поднимаются до высоко­го положения, которого они не заслужили. В случае Христа божественное воплощение вылилось в уче­ние о прощении греха, в убеждение, попирающее все принципы неподкупности Вселенной.

Как только утверждается доктрина заступниче­ства, так сразу же компрометируется неподкупность Вселенной. Перевоплощение и карма как учения должны истолковываться как всеобщие, объектив­ные и непреложные законы, иначе их смысл полно­стью уничтожается. В философии даже Богу не доз­волено чинить препятствия действиям его собствен­ных созданий. Однако далекие от философии люди, не нашедшие в себе смелости посмотреть в лицо не­преложному закону, измыслили сложнейшую струк­туру уловок, компромиссов и причудливых образов, которая с течением веков превратилась в то, что именуется теологией, большая часть которой явля­ет собой памятник невежеству и наглости.

Но как же тогда убежденному стороннику теории перевоплощения и кармы интерпретировать доктри­ну аватар? Универсальная жизнь, которая пронизы­вает все части космической системы, безусловно, не может сжаться до уровня и пропорций слабого че­ловеческого существа. Фактически аватара — это закономерный результат действия законов перево­площения и кармы. Провидец, мудрец, пророк и святой — это продукты нормальной эволюции. Посвятив себя познанию истин жизни, некоторые сущ­ности достигли гораздо большего развития, чем ос­тальные. И это более высокое развитие, более пол­ное знание создает в результате соответствующее превосходство над менее развитыми или менее при­верженными истине. Платон был отнюдь не чудом, а доказательством действия закона. Будда представ­лял собой не сверхъестественное существо, снизо­шедшее из некоего неземного состояния, чтобы в течение какого-то времени жить среди людей; он — продукт Закона, действие которого в человеческой жизни направлено на совершенствование и просве­щение человека. В таком случае аватара фактически является старшим братом, тем, кто ушел раньше, ус­воил урок и, исчерпав жизненный опыт, продолжа­ет воплощаться с единственной целью — служить другим и наставлять их.

Конечная и благороднейшая цель, к которой стре­мятся люди, есть разумная полезность. Познав на опыте самого себя, мудрец рождается заново как учитель остальных людей. Завоевав мир, он возвра­щается к жизни как духовный завоеватель мира. Он не более загадочен или необычен, чем великий скри­пач, великий врач или великий художник, который, веками применяя на практике свой талант, ныне возвышается над своими современниками, занимая исключительное положение среди людей Земли.

Вера в то, что Бог воплощается в конкретных личностях, объясняется тем обстоятельством, что бо­жественность в большей мере проявляется в мире через духовных лидеров определенного, высшего ти­па. Чем в большей степени такой человек владеет истиной, тем больше он проявляет божественность. Великий учитель мира, обретя гораздо большую бо­жественность, чем остальные, менее развитые смерт­ные, признается воплощением божества, потому что в нем более очевидны истины и законы жизни.

 

 

ПАРНЫЕ ДУШИ

Суть доктрины парных душ сводится к вере в то, что когда-то, в незапамятные времена, в духовной и физической природе человека произошел раскол, в результате которого ни одно человеческое существо само по себе уже не являлось более цельным созда­нием и должно было достичь совершенства только путем воссоединения со своей второй половиной. Хотя вера в духовное родство и не получила всеоб­щего признания, в Европе и Америке все же возник­ло несколько малочисленных групп поклонников этой идеи.

Из всех человеческих эмоций труднее всего, по­жалуй, дать разумное объяснение такому чувству, как личная симпатия. Люди влюблялись на протяже­нии тысячелетий, но ни один философ никогда не мог дать исчерпывающее и точное определение любви. Платоновские школы, например, придерживались концепции дополнений. Сторонники этой теории верили, что мужчина, стремящийся к совершенству, находит в женщине добродетели, которыми сам не обладает, а если и обладает, то они присутствуют в нем только как потенциальные возможности.

Люди, не способные понять абстракции филосо­фии греков, неправильно истолковывали идеи этих великих мыслителей и создали себе иллюзию род­ственных душ. Не понимая, что каждое человеческое существо, по сути, является завершенным и совершенным, они разделили мужское и женское естество на две реально существующие личности, обрекая од­ну из них на поиски другой.

С философской точки зрения подобная теория несостоятельна и не находит места во вселенной, где правят законы перевоплощения и кармы. Доктрина родственных душ являет собой не более чем забра­кованное и отвергнутое представление времен дет­ства человеческой мысли, когда людские умы были поглощены решением загадок личного бытия.

Сегодня становится все более очевидным, что че­ловек — это самое сложное из всех природных со­зданий, которыми кишит наша Земля. Сущность, или эго, из которой эманирует личность человека, не имеет пола, то есть не является ни мужской, ни женской, а совершенно нейтральна и содержит как мужское, так и женское естества, пребывающие во взвешенном состоянии. Следовательно, сущность способна по желанию эманировать или мужскую, или женскую личность и не ограничена качествами какой-либо одной из этих личностей.

Доктрина перевоплощения учит, что у личности обнаруживается тенденция чередовать свой пол в со­ответствии с твердо установленной моделью самой сущности. Так, сущность, которая в одном воплоще­нии проявляется как мужчина, может явиться в мир женщиной в следующем; или несколько жизней под­ряд будут прожиты воплощениями одного пола, а затем еще несколько жизней — воплощениями про­тивоположного пола. Каждая сущность за время эво­люции воплотится поровну мужчиной и женщиной, прояви» таким образом все способности, скрытые в данной конкретной сущности.

Доктрина перевоплощения и кармы, утверждая цельность каждой сущности, полностью разрушает гипотезу, лежащую в основе доктрины парных душ. Человек не блуждает в пространстве, разыскивая недостающую часть себя самого, а изнутри развивает различные аспекты своей натуры. Когда он раскро­ет наконец все свои скрытые способности, ему уже не потребуется никаких дополнений, но, пребывая в незавершенном состоянии, он находит в браке символическую завершенность и возможность далее обнаруживать завершенность, скрытую в нем самом.

Некоторые сторонники концепции парных душ в какой-то степени признают доктрину перевоплоще­ния. Они полагают, что две части целого рождались множество раз, побуждаемые стремлением отыскать друг друга, и, лишь когда они встретятся и воссое­динятся, цель их существования будет достигнута. Однако, как показывает опыт, большинство совре­менных поклонников теории парных душ, выражая приверженность учению о духовном родстве, просто принимают желаемое за действительное, расписыва­ясь в собственной эмоциональной незрелости.

К сожалению, подавляющее число людей испы­тывают чрезвычайные трудности, когда им надо без­ошибочно определить личность отдельной поло­вины их «я», а в результате любитель парных душ продолжает и дальше идти путем проб и ошибок. Я лично знал одного такого оптимиста, которому впол­не подходило название «пятикратного неудачника». Всякий раз, когда он наивно полагал, что нашел наконец недостающую часть самого себя, оказыва­лось, что это остаток кого-то другого. И это отнюдь не исключение, а скорее правило среди тех, кто где-то на стороне ищут то, что должно находиться внут­ри них самих.

Психизм возник при определенных обстоятель­ствах в результате какого-то тайного сговора в под­держку концепции парных душ. В качестве решаю­щих доводов в пользу доктрины родственных душ были предложены специальные планшетки для спи­ритических сеансов, столоверчение и послание на грифельных досках. Однако, несмотря на парапсихологические явления, приверженцы теории парных душ продолжают бродить по земле в тщетных поис­ках своих иллюзорных двойников.

Доктрина повторного рождения и воздаяния не только неизмеримо возвышеннее концепции парных душ, но и основана на более разумном толковании законов жизни. Эволюция движет всех людей к ре­альности. Перевоплощение и карма как инструмен­ты, с помощью которых эволюция достигает своих целей, встают на защиту фактора безупречности, так что развитие становится возможным только честным и нормальным путем.

В течение сотен миллионов лет человек развивал­ся по восходящей линии через природные формы, готовясь стать разумным существом, чтобы силой разума суметь проникнуть в иные тайны. Когда-то, давным-давно, человек в физическом отношении был андрогином, то есть соединял в себе свойства мужского и женского пола, каковым и по сей день остаются некоторые примитивные животные орга­низмы. Андрогинность человека служит явным до­казательством того, что он в себе самом содержал обе жизненные полярности. Позднее, по мере того как начал развиваться разум и работа мысли потре­бовала все большего количества жизненной энергии, в процессе эволюции явилась необходимость, чтобы в каждом человеческом существе один из половых полюсов «исчез» или был подавлен, а его энергия стала расходоваться на умственную деятельность. И с тех пор сущности стали формировать тела, муж­ские или женские, подавляя в каждом из них свой­ства противоположного пола. Чтобы компенсировать такое подавление, и были созданы институты брака, и, надо заметить, вовсе не из-за того, что брак как некое духовное таинство должен пережить распад тела, а просто потому, что он как своего рода сообщество необходим для бесконечного воспроизвод­ства тел и психологически необходим для обеспече­ния ощущения стабильности или цельности. Подав­ленное естество восполняется другой личностью, в божественном смысле индивидуальной, но физиче­ски неуравновешенной.

Следовательно, было бы ошибкой рассматривать брак как нечто большее, чем просто союз двух лю­дей, по сути, уже «укомплектованных» и самих по себе бессмертных, но сблизившихся как физические, эмоциональные и ментальные дополнения друг дру­га, помогая через такое объединение раскрыться собственным подавленным полярностям.

 

 

ПАМЯТЬ О ПРОШЛЫХ ЖИЗНЯХ

Где бы и когда бы ни обсуждалась тема перево­площения, всегда найдется некто желающий узнать, почему он не может вспомнить свои прошлые во­площения, если, конечно, он вообще когда-либо прежде жил на этой земле. Подобный вопрос обыч­но выдвигается как главное возражение против при­нятия доктрины повторного рождения.

Перевоплощение состоит в периодическом про­явлении на физическом плане невидимой духовной сущности, и, чтобы такое проявление стало возмож­ным, сущность испускает из себя телесные принци­пы, или первоосновы, которые превращаются в за­чатки тел и вокруг которых создается материальная структура. После завершения формирования тел че­рез это тело проявляется невидимая объективная сущность, использующая его как средство соверше­ния действий и приобретения опыта. Когда же на­пряжение физического существования разрушает те­лесные ткани, сущность втягивает свои принципы и тело умирает.

Назовем это тело личность номер один. В момент смерти сознание впитывает в себя установки, умо­заключения, идеи, убеждения и мнения личности номер один. Затем в соответствии с должными зако­нами природы происходит распад тела и личность номер один прекращает свое существование. После этого уже невозможно ни воскресить ее, ни вернуть

в прежнее состояние бытия. По истечении соответ­ствующего времени сущность вновь испускает свои принципы форм, создает новое тело и начинает че­рез него функционировать, а в результате появляется личность номер два.

Между двумя личностями не существует прямой связи. Обе они были эманированы одной сущно­стью, которая сама по себе бессмертна и будет про­должать испускать сходные личности в течение не­измеримо долгого времени. Мозг личности номер один в свое время полностью распался и никоим об­разом не связан с мозгом личности номер два. Опыт первой личности внес свой вклад в сознательную эволюцию сущности, которая эманировала вторую личность.

Таким образом, с формальной точки зрения лич­ность номер один прекратила свое существование, а ее опыт утратил свою индивидуальность и внес свою лепту в развитие бессмертной сущности. Личность номер два содержит в самой своей ткани опыт лич­ности номер один, но поскольку этот опыт полно­стью обезличился и усвоился сущностью, то в пер­соне номер два он проявляется уже как характер, личность, темперамент и до какой-то степени даже как телесная структура. У личности номер два нет способа доказать, что личность номер один вообще когда-либо существовала, и у нее не сохранилось воспоминаний о том, что с той происходило. Тем не менее личность номер два содержит в себе усвоен­ный и тем самым обогативший ее опыт личности номер один.

После осуществления своих надежд в этом мире личность номер два таким же образом, как и первая, умирает. Сущность, забирая и на этот раз свой жиз­ненный принцип, добавляет ее опыт к своему кол­лективному развитию и по истечении соответствую­щего времени проектирует личность номер три, которая не имеет ни малейшего представления о том, что до нее уже существовали номер один и номер два. В нашем человеческом цикле этот процесс длит­ся в течение примерно восьмисот человеческих жиз­ней. Различные тела, или личности, не в состоянии вспомнить предыдущие формы, эманированные сущ­ностью. Запись о них хранится в сущности, и, со­гласно философии буддизма, цепь прошлых жизней, известная только сущности и никакому другому те­лу, будет осознана лишь в том случае, если одна из личностей, испытав просветление, достигнет созна­тельного единения с сущностью.

В естественном порядке вещей имеется двоякое исключение: во-первых, если личность преждевре­менно погибает в результате несчастного случая, сущность может создать новую физическую лич­ность, не формируя новую ментальную и эмоцио­нальную натуру. Так, если дети умирают, не достиг­нув подросткового возраста, то подчас имеют место воспоминания о прошлой жизни. Во-вторых, лич­ность, обладающая чувствительной натурой, может в редких случаях вступить в кратковременный кон­такт с сущностью, который дает ей мгновенное представление об условиях какого-то прежнего су­ществования. Эти, как и другие иногда встречающи­еся в природе аномалии, связаны с кармой и указы­вают на то, что в судьбе этой личности произошло нечто экстраординарное.

Однако у подавляющего большинства людей не сохраняется никаких воспоминаний о прошлых жиз­нях, за исключением тех случаев, когда они прояв­ляются в форме незаурядных способностей, какими обладают, например, вундеркинды, или некоторых особенностей, которые необоснованно приписыва­ют наследственности.

На Востоке исключительно несчастным считает­ся тот человек, у которого сохранилась хоть какая-то память о прошлой жизни, поскольку такие вос­поминания обычно означают, что какая-то часть сверхфизической натуры разрегулировалась, а за этим часто следует летальный исход.

Философ обращается к доктрине перевоплощения не под влиянием воспоминаний о событиях прежних жизней, а по причине фундаментальной рациональ­ности и целостности этого учения. Действительно думающий человек в гораздо большей степени ин­тересуется, насколько безупречной является данная доктрина, чем стремится проиллюстрировать эту доктрину каким-то физическими явлениями. Так, например, огромное число людей верит в бессмер­тие человеческой души, однако большинство из них согласны принимать эту идею, не утруждая себя ни­какими доказательствами. Лишь немногие пытают­ся беседовать с умершими или вызывать тени про­шлого. Человеческий разум воспринимает бессмер­тие как необходимый ориентир. Доказательств не требуется.

Точно так же и учение о перевоплощении и кар­ме для нормально мыслящих людей привлекательно своей обоснованностью и абсолютной беспристраст­ностью. Средний человек понимает, что невозмож­но за одну жизнь узнать все, что доступно позна­нию, а посему разум без труда воспринимает идею, что мы не один раз живем на этой земле. Индиви­дууму, которому со всех сторон угрожает множество явных опасностей, трудно согласовать проявления очевидной несправедливости в жизни с концепцией великодушного и вселюбящего Бога. Доктрина кар­мы, объясняющая страдания и нищету, не обвиняя при этом Вселенную, в частности, приемлема для умов, долгое время размышлявших над видимой несправедливостью существования в материальном мире. Такого рода искателям справедливости не тре­буется наглядного доказательства прежнего существования, чтобы обратиться к философии, справед­ливость и честность которой не вызывает сомнений.

Как уже было отмечено выше, опыт предыдущей жизни вносит свой вклад в формирование новой личности, а значит, вполне естественно, что сущ­ность, создавшая несколько личностей для особого свершения, наложит отпечаток этого свершения и на последующие тела. А в результате американец, по­святивший свою жизнь изучению египтологии, го­раздо уютнее чувствует себя в окружении египетских древностей, чем в современном ему обществе. К той же категории относится и ребенок, дирижирующий оркестром, и девятилетний скрипач, и малыш, пре­восходно играющий на рояле, хотя его пальцы еще не достаточно длинны, чтобы брать октаву. Подоб­ные феномены можно истолковать как память о прошлых жизнях, проявившуюся в способностях, а не в воспоминаниях. Так что, отдаем ли мы себе в этом отчет или нет, но мы всегда живем в свете прошлого.

Не совсем верно было бы утверждать, что ни один человек не помнит своих прошлых жизней. В первых разделах этой книги уже упоминалось о не­которых великих и благородных людях, сохранив­ших ясные воспоминания о подвигах своих прошлых воплощений. И если бы в таких делах существовала возможность тщательной проверки, то результаты изысканий, безусловно, убедили бы любого скепти­ка, что при желании можно собрать обширный до­кументальный материал на тему о предыдущих во­площениях. Определенная трудность заключается в том, что не существует никакого способа подтвер­дить такие воплощения, за исключением крайне редких случаев. Не следует, однако, забывать, что мы верим во множество вещей, которые не в состо­янии ни проверить, ни понять. Так, мы никогда не проверяли, существует ли в действительности рай или ад, но это не мешает миллионам номинальных христиан иметь на этот счет вполне определенные убеждения. Равно как мы не отрицаем электричество только потому, что не способны дать ему соответ­ствующее определение. Мир полон ничем не дока­занными представлениями, освященными традици­ей и возвеличенными средой, в которой они сложи­лись. Многие из них мы вообще не подвергаем со­мнению, поскольку в противном случае они сразу же рассеялись бы как дым. Доктрина перевоплощения настолько же правдоподобна, насколько и большин­ство теологических учений, и гораздо проще объяс­нима с рациональной точки зрения, чем большин­ство наших религиозных убеждений.

Возражая против доктрины перевоплощения, со­временные материалисты считают ее принятием же­лаемого за действительное, своего рода средством убежать от реальности. Некоторые из людей нового времени презрительно называют концепцию пере­воплощения «торжеством отсрочки», имея в виду, что она обедняет настоящее надеждами на будущее. И вот с гримасой сожаления доктрина перевопло­щения отвергается как недоказуемая и нетерпимая группой интеллектуалов, никогда и ничего в своей жизни не проверявших.

В ответ на эти возражения остается лишь сказать, что знанием в любой его форме можно злоупотре­бить, и опасными в равной мере могут быть как вера, так и неверие. Однако до сих пор никакого поистине великого вклада в историю знания не было сделано людьми, не верящими ни во что более воз­вышенное, чем они сами.

Перевоплощение можно рассматривать как ме­ханизм спасения, но таким же механизмом можно посчитать и реальность, сулящую забвение в конце пути грехов и ошибок. Перевоплощение может ока­заться принятием желаемого за действительное, но для обычного человека тем же самым становится и надежда попасть в рай. Перевоплощение и карма — это философские доктрины, и рационально ими оперировать могут только разумные люди. Любые истины, попав в руки невежд, непременно будут искажены и употреблены недолжным образом.

Признание доктрины перевоплощения зависит не от того, насколько убедительными будут доказатель­ства того, что мы жили раньше, а от осознания, что мы должны прожить еще много жизней, если на­деемся хоть когда-нибудь стать людьми или приоб­рести хотя бы малую толику того хорошего, о чем мечтаем.

 

 

ШАНТИ ДЭВИ

Среди множества разного рода повествований встречаются, хотя и довольно редко, подлинные истории о людях, сохранивших память о прошлых жизнях, причем все эти рассказы нельзя объяснить ни разыгравшимся воображением, ни принятием желаемого за действительное. Проникнуть в тайну не помогла бы здесь и ссылка на телепатию. Факт остается фактом независимо от того, что по этому поводу думают ученые мужи.

Вначале несколько слов по поводу неоориентали­стов и псевдометафизиков, вообразивших себя во­площениями Юлия Цезаря, Александра Македон­ского и Наполеона. Первое место в этой плеяде великих личностей, как это ни странно, занимает Гипатия. Так, в течение нескольких лет не затихала вражда между двумя выдающимися представитель­ницами прекрасного пола, каждая из которых упор­но настаивала, что именно она была перевоплотив­шейся Гипатией. Не вызывает сомнений, что выра­женные в такой замысловатой форме притязания на аристократическое предсуществование есть попросту ментальный и эмоциональный автокоррективизм, измышленный ничтожный людьми, чтобы оправдать никчемность своего нынешнего существования.

Если отбросить все беспочвенные притязания, то останется несколько случаев, необъяснимых с пози­ции наших представлений о будущем состоянии человека. Конечно, можно спокойно отмахнуться от нелепых измышлений, но нельзя отмахнуться от фактов, равно как невозможно отрицать, что в не­которых случаях вера в перевоплощение укрепляет разум, помогая ему в решении текущих задач, и от­части даже способствует благосостоянию и вселяет уверенность в будущем.

Возьмем, к примеру, случай с Дезидером Мокри-Месарошем, знаменитым венгерским художником, к искусству которого особый интерес проявлял Мак­сим Горький, в свое время купивший многие из его работ. На картинах Мокри-Месароша изображены события доисторических времен, которые он якобы помнил по прежним воплощениям. Как он сам об этом говорит: «Образ мамонта, который в то время вселял в меня невыразимый ужас, предстал перед мной, как живой. Я знал лицо Земли, когда она едва остыла по прошествии эпохи вулканических извер­жений. Да и воспоминания из еще более ранних воплощений, когда я был обитателем преисподней другой планеты поставляют мне темы для каранда­ша и кисти»1.

Многие не согласятся с Мокри-Месарошем, ес­ли станут анализировать его объяснения с позиции «здравого смысла». Одни скажут, что он был ловким дельцом, умело рекламирующим свои работы, дру­гие заявят, что он был завсегдатаем одного из музе­ев естественной истории, ну а немногие, более ве­ликодушные, решат, что он отображал на полотнах свои сновидения. Но кто из всех этих скептически настроенных личностей с уверенностью стал бы ут­верждать, что этот венгерский живописец никогда не жил прежде, и кто из его критиков сможет опро­вергнуть подлинность его воспоминания о далеком прошлом?

______________

1 New York Times. - 9 Febr., 1930.

 

В начале текущего столетия в Париже проживала некая Лаура Рейно. С самого детства эта леди отчет­ливо помнила, что уже жила на земле и раньше и могла точно описать свой дом и обстоятельства соб­ственной смерти. Мадам Рейно было сорок пять лет, когда она впервые побывала в Италии, где вдруг неожиданно узнала места, где проходила ее прежняя жизнь. Попав в Геную, она описала, как выглядел дом, в котором она жила. С помощью одного из своих друзей она нашла этот дом и сделала заявле­ние, подлежащее исторической проверке. Затем ма­дам Рейно объявила, что, когда она закончила свое прежнее существование, ее похоронили не на клад­бище, а в расположенной неподалеку церкви. Про­веденное расследование подтвердило, что юная леди, внешность которой в точности совпадала с описани­ем мадам Рейно, какой та была в прошлой жизни, действительно умерла в том самом доме 21 октября 1809 г. и была похоронена в той церкви, которую указала мадам Рейно1.

Несмотря на огромное расстояние между Итали­ей и Бирмой, вера в доктрину перевоплощения дав­но утвердилась в самых удаленных уголках земного шара. В статье о трансмиграции со ссылкой на Бир­му читаем: «В буддийских странах считается вполне обычным делом, когда дети серьезно заявляют, что в прошлых жизнях их звали так-то и так-то и жили они в таком-то месте; и случалось, что их слова даже иногда подкреплялись кое-какими доказательства­ми. Таких детей называют в Бирме "винзами" и, как правило, проводят довольно примитивное расследо­вание. Так, если "винза" объявляет, что он или она может опознать свое прежнее жилище и друзей и

___________

1 Лютославский цитирует Шарля Ланселе (C.Lancelin. La Vie Posthume) и Габриэля Делана (G.Delanne. Documents Pour Servir a l'Etude de la Reincarnation).

 

сообщить сведения, известные только умершему и кому-то еще из оставшихся в живых, то его или ее отводят на место их прежней жизни. Такие "винзы" настолько часто встречаются в Бирме, что их вос­принимают как нечто само собой разумеющееся. Го­ворят, ч

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...