Судьба или свободная воля?
⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Существует расхожее мнение, что доктрина перевоплощения и кармы носит фаталистический характер, лишая индивидуума права жить своей собственной жизнью и опутывая его повседневные дела сетью неизбежных обстоятельств. Таким образом, прежде всего должен возникнуть вопрос: а существует ли вообще такая вещь, как свободная воля? Философия отрицает свободную волю, предоставляя человеку лишь право выбора. Свободная воля предполагает, что человек может стать тем, чем захочет, а это, вне всякого сомнения, невозможно. Он обладает лишь правом выбора из того, что способен делать. Но поскольку все люди наделены разными способностями, то и возможности выбора различны для каждого в отдельности. Право выбора есть привилегия выбрать то, что представляется наилучшим, из некоторого набора возможностей. Такое право избирательного действия в известном смысле представляет собой «дхарму», или право интерпретации и подбора определенных элементов уже имеющейся кармы. Так, например, то, что какой-то человек должен совершить путешествие, — это карма, а то, что он может выбрать способ передвижения и до известной степени даже места, которые он посетит, — это дхарма. Для того, кто получил определенные знания во время этой поездки, дхарма будет заключаться в том, чтобы ему удалось использовать эти знания для приближения собственных целей. Однако его кармой неизбежно станут страдания, если он в стремлении осуществить свои замыслы каким-то образом нарушит естественный закон. Дхарма — это действие, а карма — противодействие. Однажды совершенное действие неминуемо вызовет реакцию. Каждый человек в определенной мере управляет действием. Следовательно, философия оказывается фаталистической не в том, что касается совершения действия, а в отношении прогнозирования неизбежных последствий этого действия.
Каждый человек свободен в некоторых действиях, однако, совершив их, он должен терпеть их последствия. Из этого правила не может быть исключений, иначе разрушится вся разумная Вселенная. Именно карма производит нас на свет в соответствии с готовой к осуществлению судьбой сущности. Явившись в этот мир, мы способны совершать определенные поступки. Мы можем напряженно учиться и усердно трудиться или пребывать в лени; мы можем быть умелыми или неумелыми, счастливыми или унылыми, честными или бесчестными. В этом и заключена наша свободная воля. На протяжении всей жизни карма, конечно же, сталкивает нас с незавершенным делом, однако у нас есть право реагировать на такие кармические обстоятельства соответственно собственному разумению. После того как задан некий порядок действий, карма снова принимается за работу и каждое действие начинает новую цепь последствий. Именно поэтому буддизм учит, что конца перевоплощению и карме не будет до тех пор, пока в самом индивидууме не закончатся причины действия. А пока остается желание быть, что-то делать и чем-то обладать, мы будем подвластны карме. То, что мы сталкиваемся с некоторыми препятствиями, — это судьба, но то, что мы встречаем их с достоинством и используем как средство для достижения еще больших успехов, — это уже проявление цельной натуры. Ни один невежда не может быть свободным. Свобода принадлежит только тем, кто освободили себя от рабства в сетях карающей кармы. Чтобы положить конец карме, мы должны отработать старое и перестать создавать что-то новое. По достижении этой цели сущность сама отождествится с личностью, которая добилась относительного совершенства. В результате появляется посвященный, который более не размышляет сам, а скорее дает «свидетельские показания» Отцу, то есть коллективной сущности.
Доктрина перевоплощения не более фаталистична, чем написанный человеком закон. Ведь пойманный преступник далеко не всегда объясняет наказание за совершенное им преступление неотвратимостью судьбы. В душе он покоряется закону причинно-следственной связи. Точно так же и обжора не оправдывает несварения желудка фатализмом; он просто осознает собственную несдержанность и сетует на то, что его организм не желает мириться с его аппетитом. Но, в таком случае, можно ли назвать фатализмом веру в то, что некое совершенное действие требует определенного воздаяния? Если хорош поступок, то хорошо и воздаяние, а если кто-то поступил дурно, то и воздаяние обернется полным поражением. Ниоткуда не следует, что какой-то человек обязательно совершит все ошибки, которые обычно наполняют жизнь страданием, но, однажды совершив их, он уже не имеет никакого права, прикрываясь какой-то философией справедливости, думать, что он защищен от последствий. То же самое верно и в отношении рождения личности. Индивидуум рождается там, где рождается, и тем, кто он есть, что обусловлено суммарным развитием его духовной сущности. Вполне понятно, что сущность будет производить все более благородные и адекватные личности с такой скоростью, которую существующая личность будет оправдывать своим совершенствованием. Согласно учению Будды, нынешнее состояние каждого человека определяется предшествующими условиями, заданными давно забытыми личностями еще в далеком прошлом. Однако он считал это не проявлением фатализма, а просто беспристрастностью. Безусловно, нельзя привести сколько-нибудь убедительные доводы, почему жизнь должна быть предоставлена воле случая, и ничто не говорит о том, что человек в состоянии самому себе предопределить надлежащую судьбу без помощи высших сил. Любому думающему человеку совершенно ясно, что лишь нечто невероятно древнее и безгранично мудрое способно планировать жизнь современного человечества так, чтобы эта жизнь приносила пользу и давала возможность совершенствоваться.
Этим таинственным нечто, невероятно древним и безгранично мудрым, является постоянная сущность, которая одна только и способна судить о правильном направлении временной деятельности, которую мы называем жизнью. Итак, без постоянной сущности, которая руководит, без универсального закона, который ограничивает и содействует, и без вселенской мудрости, которая всем этим управляет, этот мир был бы юдолью печали для ничтожного смертного, который пытается сохранить свою свободную волю посреди Вселенной, о которой он так мало знает.
ЗАГАДКА ГЕНИАЛЬНОСТИ Человек может стать знаменитым двумя путями: первый предполагает раннее развитие, а второй основан на опыте. О любом человеке, добившемся славы или выдающегося успеха до того, как ему исполнилось двадцать пять лет, говорят, что он развит не по годам. Согласно обычному ходу событий, нарушаемому таким ранним развитием, высокого положения в обществе или известности человек достигает между сорока и пятьюдесятью годами в результате нормального развития его способностей. Юный скрипач Иегуди Менухин являет собой яркий пример вундеркинда, а Томас Эдисон, способности которого раскрывались постепенно, служит примером хотя и выдающегося, но все же нормального развития. Попытка связать гениальность с наследственностью всегда оканчивалась неудачей. Необыкновенно одаренный человек, как правило, обособлен и далек от остальных членов своей семьи. Точно так же и отпрыск гения обычно не наделен талантами своих родителей. Величие, похоже, не передается со стороны, а проявляется спонтанно в результате конфликта между внутренней одаренностью и окружающей обстановкой. С точки зрения материалиста, гениальность — это аномалия, тайна, которой невозможно найти разумное объяснение. И только классическая философия в состоянии предложить приемлемое толкование. Основы гениальности заключены в сущности, а не в личности. Гениальность — это физическое проявление какого-то аспекта духовной природы постоянной сущности; раннее развитие относится к сфере психической алхимии. Успех, достигаемый в более зрелые годы, есть результат постепенного раскрытия способностей или повышения восприимчивости личности, как в случае художника и музыканта.
Все исключительные личности признаются, что не могут объяснить причину своего раннего развития. Открытие Ньютоном закона всемирного тяготения было следствием не падения яблока, а скорее всего сновидения, яркость которого и побудила его к действию. Бетховен и Шуберт в один голос утверждали, что слышали некоторые из своих композиций так, как если бы они плавали в воздухе, и только потом записывали услышанное на нотной бумаге. Немало других выдающихся достижений приписывали судьбе или случаю. И где бы ни проявились незаурядные способности, там сразу же обнаружилось присутствие чего-то таинственного. Но если воплощающаяся личность не является непосредственным результатом наследственности, а ее просто привлекает подходящее окружение, значит, и в отношении раннего развития личность не зависит от наследственности. Гениальность — это случай всегда индивидуальный, и ее нельзя объяснить унаследованными качествами. Сущность испускает личности с одной целью — реализовать собственные потенциальные возможности и объективировать их путем воплощения. Сущность, являясь частью божественной природы мира, полна непроявленных способностей. Эволюция посредством повторных рождений — это нескончаемый процесс проявления способностей через последовательность личностей. Таким образом, гений представляет собой богато одаренную личность. Следствием рано проявившейся одаренности становится определенная перегрузка развивающихся организмов. У человека, запрограммированного на постепенное взросление, обязательно расстроится химия тела, если произойдет рассогласование умственного развития с физическим ростом. На протяжении двадцати одного года, начиная с момента рождения человека, растет и формируется его тело, и если все происходящие при этом биохимические процессы нарушатся преждевременным развитием какого-то особого таланта, то в последующем это часто становится причиной множества неприятностей. Многие из вундеркиндов или умирают, еще не достигнув и тридцати, или теряют свои выдающиеся способности. Есть, конечно, и исключения, однако ранняя гениальность, выходящая за пределы разумного, таит в себе серьезную опасность, подтверждая тем самым, что природа предпочитает медленное и нормальное развитие. С физической точки зрения, гениальность может оказаться результатом деятельности желез. Система желез отличается особой чувствительностью к импульсам сущности, и любое нарушение в работе этой системы становится причиной целого спектра умственных и физических отклонений и отсталости в развитии. И в тех случаях, когда раннее проявление одаренности является результатом рассогласования деятельности желез, открывающего неуправляемый приток энергии от сущности, рекомендуется нормализовать работу системы желез, обеспечив тем самым гармоничное развитие организма.
Чрезвычайно тонкая грань отделяет гениальность от безумия, и, когда так называемый гений проявляется не как следствие каких-то очевидных причин или его увлечение заходит слишком далеко, все обычно оканчивается психическим расстройством. Гораздо лучше вообще не иметь никаких исключительных способностей, чем обладать каким-то одним выдающимся талантом при неразвитых прочих чертах характера. Мы живем в век специализации. Разносторонний человек редко достигает величия. Однако лучше быть разносторонне развитой личностью, чем иметь один ярко выраженный талант, поскольку он один способен полностью разрушить здравый рассудок, превратив плодотворную жизнь в никчемное существование. Невозможно помешать раннему появлению одаренности, следует только помнить, что такой вундеркинд требует повышенного внимания со стороны родителей, которые должны направлять его исключительные способности в надлежащее русло. Если вам угрожает опасность неожиданного и слишком бурного развития незаурядных способностей или нечто подобное вы замечаете в людях из вашего ближайшего окружения, вам надлежит сделать все возможное, чтобы заполнить свободное время, сделать жизнь более гармоничной и нормализовать так называемый «показатель гениальности», в противном случае неизбежен крайний фанатизм и общий неуспех, к которому обычно приводит какая-то одна выдающаяся способность, возобладавшая над всеми остальными. Подлинная цель развития заключается в поддержании гармонии между способностями и возможностями, нарушение которой ведет к психическим болезням.
ПРОЩЕНИЕ ГРЕХА ИЛИ КАРМА? Вера в теорию прощения греха совершенно несовместима с признанием непреложности вселенского закона. Одно из двух: либо жизнь — это цепь обстоятельств, складывающихся по принципу случайности, либо закон следствия оделяет каждого тем, что тот заслужил предыдущими действиями. Никакой компромисс невозможен: человеческий разум должен признать принципом действия закон или хаос, порядок или беспорядок. Часто предпринимались попытки объединить доктрину искупления чужой вины с законами повторного рождения и кармы. Предлагались остроумные объяснения, призванные подтвердить, что в определенных условиях и для определенных людей закон смягчается милостью господней. Это всего лишь принятие желаемого за действительное, старое теологическое воспитание человека, затмевающее его достижения в философии. Современные исследователи проблемы перевоплощений хорошо помнят, что всевозможные выдумщики обещали сделать человека могущественней закона. Карма побеждалась дыханием через правую ноздрю, размышлением о кундалини или упрашиванием адепта. Различные школы метафизической философии собирали полчища приверженцев, уверяя людей, не имевших мужества поступать в соответствии со своими убеждениями, что карму можно рассеять мантрами и, что характер, и нрав в целом можно улучшить с помощью утверждающей установки. В большинстве случаев в сети умышленного обмана попадались только наиболее легковерные. Однако иногда приводилось столь ловко придуманное разъяснение, что даже лучшие умы удавалось отвратить от закона и внушить им надежду, что некая ангельская иерархия может смыть грехи и ошибки нескольких сотен жизней. Когда восточная доктрина перевоплощения и кармы попала на Запад, она заинтересовала только самых честных и мужественных свободомыслящих людей. Для большинства же это была еретическая и коварная доктрина, рассчитанная на то, чтобы отвратить людей от благородных истин христианской ортодоксии. Чтобы преодолеть безотчетные предубеждения мирян, номинально принадлежащих к христианству, была предпринята попытка найти компромисс. В конце концов, утверждал один полный энтузиазма востоковед, Христос и Будда преподали примерно одинаковые доктрины. Эта точка зрения умиротворила многих из тех, кто все еще настаивал на разработке какого-то образца, с помощью которого можно было бы наглядно показать значительное превосходство Христа по сравнению с Буддой. Поэтому решили: пусть Будда будет великим учителем предыдущего цикла, а Христос — учителем нынешнего мирового порядка. Христиане самодовольно закивали головами и согласились, что этот сорт ориентализма определенно вызывает интерес. Наконец спор свелся к проблеме: всепрощение или закон? Это было самое трудное решение и выглядело оно так: перевоплощение и карма — это законы, определяющие судьбу простых смертных, а Христос в силу своей тождественности с Отцом может по своему усмотрению отменять или изменять универсальные законы. Карма действовала в отношении черни, а избранным предназначалась доктрина перевоплощения. В результате возникли безнадежная путаница и противоречия. Законы уже не были законами. Появились необъяснимые исключения, терзающие умы наподобие того, как неправильные глаголы терзают школьника. Все превращалось в исключение по отношению ко всему. Ориентализм исчез. Неверное истолкование уничтожило древние учения Пифагора и Будды. Итогом стала искаженная христианская теология, оснащенная восточными терминами и неким сравнительно противоречивым восточным догматом. Исключения уничтожили правило. Справедливости ради следует сказать, что рядовой восторженный верующий не чувствовал никакого противоречия между искуплением чужой вины и перевоплощением и кармой. Не понимая ни одной из доктрин, он мог искренне принять обе. Вследствие этого возникло великое множество компромиссных культов, которые учат всему понемногу и почти ничему. Первое правило, которое усваивает восточный ученик, гласит, что закон не имеет никакого исключения и что ни бог, ни человек никоим образом не могут свернуть его с пути. Закон превыше богов; он останется после того, как все живое исчезнет. Закон пребывает в пространстве; он управляет движением пространства; он формирует, поддерживает и уничтожает мир. Закон не считают тем, чего следует бояться или избегать, наоборот, его рассматривают как подлинную надежду и защиту мудрых. С одинаковой непреложностью закон карает несоответствие своим требованиям и вознаграждает соответствие. Человеку, который живет по закону, не нужно бояться ни другого человека, ни собственной судьбы. Закон и наказывает и защищает. Он — вездесущая причина прогресса. Святые, мудрецы и учителя мира не являются для закона исключениями, наделенными правом менять или смягчать его действие. Они представляют собой результат действия законов эволюции, перевоплощения и кармы. Чистота помыслов и действий возвышает учителя мира до главенствующего положения среди людей и утверждает его в качестве наставника остальных. Он пользуется неизменной поддержкой вселенского закона и проявляет его каждой мыслью, словом и делом. Законы природы вряд ли подходят для того, чтобы громоздить на них сложные теологии. Доктрина личной честности оказывается губительной для религиозных организаций. Поэтому на заре истории религии жречество приступило к процессу формирования у своих приверженцев теологического сознания. Правда и ложь больше не являются правдой и ложью. Молитвы и пожертвования, особенно пожертвования, становятся необходимыми условиями спасения. И у всех наций это привело к церковности. Священник или праведник становится посредником, способным даровать божественное благословение или прощать людские грехи. Закон исчезает, и вместо него устанавливается деспотия догмата. Изучающий теории перевоплощения и кармы должен раз и навсегда понять, что у законов эволюции, перевоплощения и кармы ни по каким причинам не может быть никаких исключений. Тот, кто утверждает, что возможны исключения, преподает ложную доктрину. Как говорит буддийский монах: «Нет иного прибежища, кроме Закона!» Перевоплощение и карма являются религиозными учениями новой эпохи. Они индивидуальны в своем применении, но охватывают всю вселенную. Нет никакой надобности в ремесле священнослужителя с его концепцией особых привилегий. Перевоплощение и карма — это просто честность в отношении процессов, происходящих в жизни. Прискорбно, что кое-кто из искренних ориенталистов был введен в заблуждение странной смесью восточных и западных учений, известной как «популярный ориентализм». Очень немногие настоящие представители восточного мистицизма когда-либо бывали на Западе. Мы сравнительно мало знаем о подлинных восточных доктринах, и выражение «недостаток знаний — вещь опасная» никогда еще не оказывалось таким верным. Неправильные толкования восточных верований, расцветшие пышным цветом в нашем западном мире, возмущают, ужасают и забавляют умного жителя Востока. Его поражает, что какой-нибудь народ может оказаться настолько доверчивым, чтобы принять за чистую монету столь очевидно нелепые учения. Азиат с детства приучен верить в закон. Его самые первые поступки свидетельствуют о сознательной преданности универсальной модели закона и истины. Те, кто признают перевоплощение и карму правилами, руководствуясь которыми следует жить, должны признавать их безоговорочно и без компромиссов. Они должны жить по Закону, признавая точность закона единственно верным и неизменным фактом, который человек способен познать. Во Вселенной, полной неизведанных тайн, перевоплощение и карма выделяются познаваемостью и применимостью. Честный человек полностью признает эти законы. Он не стремится уклониться от последствий собственных поступков. Он не рассчитывает ни на какое освобождение кроме самосовершенствования. Небеса признают, что он не знает, в чем заключается совершенство, но понимает, что Закон в конечном итоге доставит ему знание всего, что познаваемо, что и составляет высочайшее достижение, на которое способен человек. Должно и правильно было бы, чтобы те, кто верят в перевоплощение и карму, сделали эти законы безусловной нормой личного поведения. Им следует совершать только такие поступки, следствия которых они согласны принять. Они не должны уклониться ни от каких последствий, которые, по их разумению, являются результатами личной кармы. Более ничего не нужно. Нам не требуются ни рай, ни ад, ни боги, ни демоны. Жизнь есть изживание причины и следствия, причем каждая причина порождает следствие, соразмерное самой себе, и каждое следствие, в свою очередь, приводит в действие новые причины. Если к этой картине присовокупить эволюцию, то налицо вечное развитие в направлении реальности. Каждое переживание становится частью знания. Можно жить обезличенно, утешаясь фактом вечного прогресса. Перевоплощение и карма, скомпрометированные каким бы то ни было образом верой в смягчающие обстоятельства или каким-то образом нарушенные по прихоти или по воле богов, тотчас же перестают быть законом.
ДИСЦИПЛИНЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ Доктрины перевоплощения и кармы, как учат в буддийских странах, составляют основу тщательно разработанной системы безличного спасения. Признание этих двух законов накладывает определенные моральные обязательства. Человек должен поступать в соответствии со своими убеждениями. Философия жизни — это то, чему надо следовать в жизни, то, что надо применять ко всем житейским проблемам, то, что должно закалять характер и умерять крайности темперамента. Восточный ум предан религиозным философиям в такой же степени, в какой западный ум предан идее богатства. Житель Востока стремится к становлению, житель Запада — к обладанию. Перевоплощение как верование расширяет горизонты существования, охватывая многочисленные воплощения при самых разнообразных условиях. Поэтому психология перевоплощения сильно отличается от веры в единственную жизнь, которая господствует на Западе. За одну жизнь можно достичь фактически очень немногого, так что большую часть надежд и идеалов так никогда и не удастся осуществить. Западный мыслитель ограничен ничтожным промежутком времени в семьдесят лет, и в это безнадежно короткое время он должен «жить, двигаться и иметь свое бытие». За этот малый период он должен приготовиться к вечной загробной жизни. В таком случае нет ничего удивительного в том, что материальные теории, продукты научного скептицизма, находят признание как желанное спасение от безнадежности господствующих верований. Кое-кто критиковал азиатов за их веру в множественность жизней. Они утверждали, что такая вера приводит к лености и безразличию к вопросам нынешнего существования, что это философия промедления и отговорок, беспочвенных мечтаний о лучшем положении в будущем. Однако эта критика явно несправедлива, поскольку верящий в перевоплощение настаивает на том, что его будущие существования зависят от его нынешней честности. Следовательно, перевоплощение является стимулом к правильным поступкам, но необязательно к приобретательству. Вера в перевоплощение и карму неизбежно приведет к разработке метода ускорения действия этих законов. На Востоке есть множество философских обществ, которые учат отдельных людей, как извлечь максимум опыта и знаний из доктрины воздаяния и множества жизней. Там, где к физической жизни относятся просто как к мимолетному эпизоду в более крупной структуре, составленной из многих жизней, жизнь воспринимается по-иному, менее напряженно, менее лично, менее собственнически и более беспристрастно. Там еще присутствует более возвышенный идеализм. За несколько жизней можно достичь гораздо большего, чем за одну. Поэтому и цель жизни оказывается гораздо дальше от настоящего, чем согласно философии, которая учит единственности существования. Приверженец теории перевоплощения не оперирует такими понятиями, как спешка, стресс или нервное напряжение. Его ум волнует только качество свершения, а не скорость, с которой оно достигается. В то время как Запад вечно торопится, хотя и не знает куда, Восток шествует медленно, внимательно изучая каждую подробность жизни. У него есть время задержаться в пути. Двое китайских ученых будут часами пить маленькими глотками свой чай, безразличные к царящей вокруг них суете. У этих ученых есть время и для спокойной беседы, и для изучения искусств, и для любования прекрасной картиной, и для соблюдения бесчисленных мелких формальностей конфуцианского кодекса. Точно так же буддийский аббат в просторном одеянии шафранного цвета часами подрезает глицинии или бросает крошки золотой рыбке в монастырском пруду. Соблазн добиваться чего бы то ни было за счет других людей проходит. Среди тех, кто понимает Закон, не принято поспешно использовать то немногое, что осталось от жизни. Йог, медитирующий в своей пещере у истоков Джамны, или персидский суфий, освещающий страницы манускрипта огоньком единственной масляной лампы, эти люди, — каждый по-своему, выполняют то, что подобает их возрасту, обогатившись верой в непрерывность существований. Перевоплощение — это убеждение, которое не только исправляет концепцию постоянной борьбы, но и обнаруживает иллюзорность достижений, ради которых ведется эта борьба. Нет желания быть великим в том смысле, в каком люди понимают величие. Никакой безумной погони за властью или положением в обществе, а только запечатленные в памяти слова Будды: «Кто живет как принц, может снова явиться в этот мир в лохмотьях». Заслуга не в том, чтобы командовать и руководить другими людьми, а в мягкой и спокойной победе над своим «я». Бесполезность всякого рода высоких должностей и имущества, которые не сохраняются после распада плоти, склоняет ум к умеренному поведению в этом мире излишеств и крайностей. Правильное понимание кармы раскрывает, как уже было показано, всю тайну эготизма. После разложения телесной части продолжает существовать не иллюзорное «я», а поэтому любые прихоти, желания и аппетиты личности не имеют большого значения. Они даже не настолько важны, чтобы называть их хорошими или дурными. Осознанное бессмертие не составляет предмет желаний для восточного ума. Следовательно, на протяжении всей жизни те бесчисленные обстоятельства, которые обычно оскорбляют личность, не встречают никакого сопротивления. Если жителю Запада напоминают о его ничтожности, он обижается и сердится, тогда как житель Востока, точно знающий, как мало он значит, не обижается на критику, а, признавая все свои ошибки, в которых его подозревают, понимает, что только жизни, много жизней смогут их исправить. Страх смерти представляет собой колоссальное заблуждение Запада. По мере приближения физической кончины и живые и умирающие неизменно впадают в панику. Затем происходят похороны с родственниками, рыдающими над любимыми останками, после чего тянутся бессодержательные годы, на протяжении которых память о покойном доминирует над делами и заботами повседневной жизни. Подобная жалкая картина невозможна, если по-настоящему верить в доктрины перевоплощения и кармы. Со смертью ничего не кончается, кроме личности, которая в определенном смысле никогда и не бывает на самом деле реальной, представляя собой всего лишь тень, отброшенную в материю неким бессмертным существом, проживающим все жизни личностей, которые оно создает. Восточный мистик взирает на христианскую концепцию с безграничным ужасом, поскольку ничего не может быть страшнее, чем продолжать путь вечно, постоянно помня, постоянно желая, постоянно сожалея. Перевоплощение и карма вносят также ясность в такие вопросы, как родственные отношения между отцом и сыном, матерью и дочерью, братом и сестрой, мужем и женой. Для буддиста все обусловленные объединением или союзом отношения являются временными и иллюзорными. Такого понятия, как кровное родство, не существует, а есть просто личности, переживающие сон о родственных взаимоотношениях, чтобы набраться определенного опыта. Постоянные сущности в высшей сфере самодостаточны; личности, которых они эманируют, только кажутся связанными друг с другом. Родство — это лишь преимущество объединения ради развития и возможности научиться чему-то новому и еще чуть-чуть приблизиться к тайне понимания. В таком случае вера в повторное рождение и воздаяние, по существу, меняет точку зрения в целом, обогащает ее, делает ее нормальной, освобождает для действия и навсегда избавляет от теологического пугала вечных мук. Замысел всей эволюции сводится к освобождению, то есть к созданию личности, в которую сущность вливается настолько точно и полно, что между ними не остается никакого зазора. Для достижения этой цели необходимо дисциплинировать личность. Такое дисциплинирование становится возможным только потому, что предыдущие жизни обогатили новую личность мудростью, достаточной, чтобы она сама этого захотела. Пока это время не пришло, личность не способна достичь освобождения. Освобождение, которому учат на Востоке, ни в коем случае нельзя путать с абсолютизмом современной метафизики. Истинное освобождение есть отделение личности, конец иллюзии «самости», завершение сотен жизней, посвященных постепенному развитию по пути к реальности. Освобождения нельзя достичь ни силой воли, ни медитацией, ни концентрацией, ни одним из тех упражнений, которые пропагандируют в качестве замены личного опыта и действия. Человек не может привести себя в состояние подлинного просветления ни мыслью, ни волей, ни упованием. Освобождение наступает в результате возвышения и облагораживания личностей на протяжении тысячелетий повторных рождений, приводящих в конце концов к эманированию личности, обладающей высшим умением приспособиться к обстановке, когда она полностью отрицает себя по отношению к эманирующей ее сущности. Это отрицание не принадлежит к числу психических явлений и не имеет ничего общего с христианским смирением, но это и не подавление, как в случае воспитанной в христианской вере личности, которая постоянно перечисляет свои грехи. Освобождение представляет собой точное и полное согласование, при котором все аспекты личности пребывают в идеальной гармонии с самой сущностью. Результатом же становится состояние адепта и освобождение от колеса повторных рождений личности. Обычный человек, изучающий философию, не собирается достичь освобождения в нынешней жизни. На земле сегодня присутствует более двух миллиардов личностей, и из ныне живущих вряд ли более трех личностей достигнут освобождения в своем нынешнем воплощении. И эти трое, наверное, в течение нескольких жизней были преданными челами* великих Учителей. Стоит напомнить, что нынешней личности, чтобы благополучно и счастливо прожить долгие годы, вовсе необязательно добиваться конечного озарения, такого, какое было достигнуто Буддой Гаутамой. Каждый мог бы жить лучше, чем он. Каждый мог бы сделать определенный шаг вперед, приносящий дополнительную уверенность в будущем и счастье, если бы жил в соответствии с Законом. На Востоке признание перевоплощения и кармы становится первым сознательным шагом на долгом пути, ведущем к реальности. Эти законы составляют часть эзотерического учения всех законных религий мира, и их принятие необходимо для вступления на этот путь. Встав на позиции доктрин повторного рождения и кармы, изучающий должен начать спокойную обезличенную жизнь, неизбежно сопутствующую такому решению. И тут наступает самый опасный момент. Открыв часть истины, но все еще не распростившись с глубоким невежеством, ум обнаруживает склонность сбиваться с пути и выдумывать бесчисленные модные верования, имеющие отношения к данному предмету. Это стало общим бедствием на Западе. Одним из аспектов подобного заблуждения является безразличие к несчастьям других. Складывается примерно такое отношение: «Они это заслужили, так пусть и получают». Это неразумно. Поскольку все равно, каким бы мудрыми мы ни становились или какими бы глупыми ни казались остальные, долг ученика заключается в том, чтобы любыми возможными способами помогать несведущим. Другим аспектом является нетерпимость к людям, которые придерживаются иных убеждений, и чувство личного превосходства. Подобные установки разрушают прежние достижения, и следующая личность, испущенная данной сущностью, вероятно, будет лишена знания о повторном рождении. Изучающему, который только начинает верить в повторное рождение и карму не помешают некоторые советы. Во-первых, живите нормально и счастливо. Доказывайте, что знание усилило терпимость и расширило понимание, а не ограничило их. Уравновешивайте характер, по возможности двигаясь к цели по нескольким направлениям одновременно. Не теряйте предусмотрительности, но осознайте, что, когда придет время освободить вас от физических обязанностей, сущность вас освободит. Не пытайтесь проявлять добродетели не доступные вашему пониманию, только потому, что о них говорят другие. Не ставьте своей целью немедленное освобождение, иначе испытаете горькое разочарование. Применяйте свои убеждения к обстоятельствам, влияющим на вашу жизнь, и убеждайтесь, что они действуют, даже если они и расходятся с вашими личными пристрастиями. Доносите их до других, но не навязывайте их человеку не желающему знать эти законы. Не позволяйте обезличенности вносить уныние или жестокость в вашу жизнь и не позволяйте себе становиться безразличными к социальным и экономическим проблемам. Живите в соответствии с тем, во что верите, но убедитесь, что действительно верите в то, чем живете. Если вы последуете этим советам, то внутреннего конфликта не будет и через несколько сотен жизней вы естественно и красиво достигнете освобождения.
Братья мои! Книги справедливо говорят, что жизнь каждого человека Есть следствие его прежнего жития; Несчастья и горести приносит прошлое зло, Прошлая же правота порождает блаженство. Что посеете, то и пожнете. Взгляните на те поля! Кунжут был кунжутом, зерно — Зерном. Безмолвию и Тьме было известно! Так рождается судьба человека. Идет он, жнец того, что посеял, Кунжутного зерна так много разбросано в прошлом рождении; И так много сорной травы и ядовитой дряни, которые безобразят Его и болящую землю. Если потрудится он, как положено, выкорчевывая их И сажая здоровую рассаду на том месте, где они росли, Плодородной, прекрасной и чистой будет почва И богатым заслуженный урожай. Свет Азии
НИРВАНА Законы повторного рождения и кармы сами по себе являются не конечной целью, а средством достижения высшей цели — нирваны. Все жизни ведут к вершине жизни, к собственно сущности. По завершении последовательности телесных форм и выполнению личностями всевозможных предназначений жизненный цикл заканчивается. Профессор Рис-Дэвиде определяет нирвану как угасание трех огней личности. Затаенные желания, честолюбивые замыслы и привязанности окончательно пропадают. Северный буддист терпеливо дожидается освобождения от тягости материального бытия. Он старается распутать спутанные нити жизни, он пытается
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|