Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативные акты по теме семинара




Тема № 1: Понятие уголовного процесса,

Его сущность, назначение и система

План семинарского занятия

1. Понятие, признаки и назначение уголовного процесса.

2. Уголовный процесс в системе права.

3. Правосудие и уголовный процесс. Их соотношение.

4. Исторические типы (формы) уголовного процесса.

5. Система стадий уголовного процесса России.

6. Процессуальная форма. Её сущность и значение.

7. Уголовно-процессуальные документы. Их виды и значение.

 

З а д а ч и

1. В течение недели на новосибирском заводе «Знамя» случилось два чрезвычайных происшествия: в результате взрыва котла, вызванного превышением допустимого давления по вине оператора Зенина погиб рабочий Венцов; технолог Макаров в рабочее время напился пьяным и был отстранён от работы, в результате чего в течение трёх часов не действовали три технологические линии.

Кто и в каком порядке должен провести разбирательство по этим фактам?

 

2. Гражданин Синельников, нарушив Правила дорожного движения, управляя своим автомобилем «Волга ГАЗ-31029», допустил столкновение с автомобилем «ВАЗ-2110», принадлежащим Тушнолобову, чем причинил последнему материальный ущерб от повреждения автомобиля на сумму 59 тысяч рублей. В возбуждении уголовного дела в отношении Синельникова было отказано, однако Тушнолобов обратился с иском в суд и взыскал с нарушителя компенсацию причинённого ему ущерба.

Осуществлялись ли по данному делу уголовный процесс и правосудие?

 

3. С использованием уголовно-процессуального кодекса РФ выберите из предложенного ниже перечня вопросы из курса уголовного процесса:

1. основания прекращения уголовного преследования;

2. состав преступления;

3. личный досмотр вещей;

4. применение мер пресечения;

5. задержание подозреваемого в совершении преступления;

6. тактические приёмы допроса обвиняемого;

7. прослушивание телефонных и иных переговоров;

8. мелкое хулиганство;

9. апелляционное производство;

10. очная ставка;

11. причины преступности несовершеннолетних;

12. обвинительное заключение;

13. контрольная закупка;

14. провозглашение приговора;

15. мировое соглашение;

16. производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

 

4. В ходе длительной кропотливой работы следственных и оперативных подразделений по уголовному делу об убийстве был установлен очевидец происшествия – гражданин Лифарь, который в ходе допроса пояснил, что сможет опознать убийцу. После задержания подозреваемого следователь провёл предъявление личности для опознания, в ходе которого Лифарь уверенно опознал гражданина Михеева, как человека, на его глазах совершившего убийство. В связи с тем, что Лифарь уже допрашивался ранее в качестве свидетеля, следователь перед опознанием не стал вновь предупреждать его об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

Было ли допущено нарушение, если да, то какое именно и каковы его последствия?

 

5. Назовите в перечисленном списке стадии уголовного процесса:

1. оперативная проверка;

2. дознание;

3. возбуждение уголовного дела;

4. судебное следствие;

5. предварительное расследование;

6. постановление приговора;

7. кассационное производство;

8. производство по делам несовершеннолетних;

9. привлечение в качестве обвиняемого;

10. исполнение приговора;

11. протокольная форма досудебной подготовки материалов;

12. производство в суде присяжных;

13. производство в надзорной инстанции.

 

Нормативные акты

1. Конституция РФ.М., 1999.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. М., 2004.

3. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу РФ. Под ред. В.М. Лебедева и В.П. Божьева. М., Спарк, 2002.

4. Уголовный кодекс РФ. М., 2004.

5. Кодекс об административных правонарушениях РФ. М., 2002.

6. Гражданский процессуальный кодекс РФ. М., 2003.

7. Арбитражный процессуальный кодекс РФ. М., 2003.

8. Трудовой кодекс РФ.М., 2002.

 

Л и т е р а т у р а

1. Уголовно-процессуальное право России. Учебник. Под ред. П.А. Лупинской. М.,Юристъ, 2004.

2. Алексеев Н.С., Даев В.Г., Кокорев Л.Д. Очерк развития науки советского уголовного процесса. Воронеж, 1980.

3. Зусь Л.Б. Правовое регулирование в сфере уголовного судопроизводства. Владивосток, 1984.

4. Нажимов Б.П. Типы, формы и виды уголовного процесса. Калининград, 1977.

5. Ларин А.М. Расследование по уголовному делу. Процессуальные функции. М., 1986.

6. Перлов И.Д. Исполнение приговора в советском уголовном процессе. М., Юрид. лит., 1963.

7. Перлов И.Д. Кассационное производство в советском уголовном процессе. М., Юрид. лит., 1968.

8. Якимович Ю.К. Структура советского уголовного процесса: система стадий и система производств. Основные и дополнительные производства. Томск, 1991.

9. Якимович Ю.К. Дополнительные и особые производства в уголовном процессе России. Томск, 1994.

10. Якуб М.Л. Процессуальная форма в советском уголовном судопроизводстве. М., 1981.

Тема № 2: Принципы уголовного процесса

План семинарского занятия

1. Понятие и система принципов уголовного процесса России.

2. Содержание принципов уголовного процесса:

 

а) Законность;
б) Осуществление правосудия только судом;
в) Уважение чести и достоинства личности;
г) Неприкосновенность личности;
д) охрана прав и свобод человека и гражданина;
е) неприкосновенность жилища;
ж) тайна переписки, телефонных и иных переговоров; почтовых, телеграфных и иных сообщений;
з) презумпция невиновности;
и) состязательность сторон;
к) обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту;
л) свобода оценки доказательств;
м) язык уголовного судопроизводства;
н) право на обжалование процессуальных действий и решений.

З а д а ч и

1. Какие положения из числа указанных ниже можно отнести к принципам уголовного процесса и почему:

1) быстрота производства;

2) публичность;

3) состязательность сторон;

4) тайна следствия;

5) неприкосновенность жилища;

6) неизменность состава судей;

7) диспозитивность;

8) презумпция невиновности;

9) коллегиальность рассмотрения судебных дел;

10) сочетание гласных и негласных средств и методов;

11) язык уголовного судопроизводства;

12) судебный контроль за предварительным расследованием;

13) свобода оценки доказательств;

14) обеспечение прав и законных интересов потерпевшего;

15) равенство граждан перед законом и судом.

 

2. Коменданту общежития № 4 Новосибирского института стали и сплавов поступило анонимное сообщение о том, что студент Лариониди, проживающий в комнате № 314 общежития, хранит в комнате и распространяет за плату среди студентов и других лиц наркотические средства. Получив такое сообщение, комендант общежития Гаркавый с работниками отдела охраны института Ведясовым и Кретом пришёл в комнату № 314 и, в присутствии проживавших в ней Ларионид и Мамедова осмотрел шкафы, столы и личные вещи протестовавших против этого студентов. В чемодане Лариониди ими был обнаружен полиэтиленовый пакет с порошком зелёного цвета растительного происхождения, который был изъят путём составления письменного документа, поименованного «Акт».

Правильны ли действия Гаркавого, если нет, то что им было нарушено?

3. Начальник следственного подразделения подполковник юстиции Решетов произвёл задержание по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст. 277 УК РФ (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), гражданина Борискина.

После объявления протокола задержания Решетов объявил подозреваемому Борискину его права, в том числе право с момента задержания пользоваться услугами защитника.

Подозреваемый Борискин пояснил, что он имеет высшее образование и защиту будет осуществлять лично, а от предоставления ему защитника отказывается.

В ответ на это подполковник Решетов разъяснил Борискину, что он привлекается к уголовной ответственности за преступление, за которое по закону может быть назначено наказание в виде смертной казни, а участие защитника по этой категории дел обязательно и назначил Борискину защитника – адвоката Семченко.

Основано ли такое решение на законе? В чём заключается принцип уголовного процесса – обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту?

 

4. В суд поступило уголовное дело по обвинению Сидельникова в убийстве Михина. Перед началом судебного заседания защитник Сидельникова адвокат Бердников представил судье своё досье, в котором был ряд документов, в том числе письменное заявление граждан, из которого следовало: Сидельников находился в ночь убийства в другом населённом пункте. Судья отказался принять досье адвоката, разъяснив ему, что он должен «действовать по закону».

Правильно ли поступил судья? Не нарушен ли какой-либо принцип уголовного процесса? Как поступить адвокату?

 

5. Гражданин Карпович был вызван на допрос к следователю в г. Бердск Новосибирской области. Установив, что Карпович по национальности белорус, следователь спросил его владеет ли он русским языком и на каком языке желает давать показания. Свидетель заявил, что русским языком владеет «сносно», однако хотел бы давать показания на родном, белорусском, языке. Тогда следователь сообщил Карповичу, что сам долго жил в г. Бресте и хорошо владеет белорусским языком, в связи с чем сам сможет перевести показания свидетеля. Свидетель не возражал. Следователь произвёл допрос и составил протокол на русском языке, после чего прочитал его полностью Карповичу в переводе на белорусский язык, после чего оба участника допроса подписали этот протокол. Свидетель Карпович поблагодарил следователя за дорожелательное отношение.

Правильно ли был произведён допрос?

Нормативные акты по теме семинара

1. Конституция РФ 1993 г. М., 1999.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. М., 2004.

3. Комментарий к УПК РФ. М., Спарк, 2004.

4. Уголовный кодекс РФ. М., 1999.

5. Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г.// СЗ РФ, 1997, №1, ст. 1.

6. Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» (с изменениями от 29 мая,

3 июля 1992 г., 6 июля 1993 г. и 28 ноября 1994 г.). М., 1997.

7. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. (в ред. от 21 июня 1995 г.). М., 1997.

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия». // Бюллетень Верх. Суда РФ, 1996, № 1.

Л и т е р а т у р а

1. Учебники и учебные пособия, рекомендованные ко всему курсу.

2. А.М. Баранов. Состязательность в уголовном процессе. Омск: ЮИ МВД РФ, 1998.

3. Т.Н. Добровольская. Принципы уголовного процесса. М., 1971.

4. В.М. Корнуков. Конституционные основы положения личности в уголовном судопроизводстве. Саратов, 1987.

5. А.М. Ларин. Презумпция невиновности. М., 1982.

6. И. Либус. Презумпция невиновности в советском уголовном процессе. Ташкент, 1981.

7. Ю.Ф. Лубшев. Защитник в уголовном деле. М., 1999.

8. Петрухин И.Л. Неприкосновенность личности и принуждение в уголовном процессе. М., 1989.

9. Савицкий В.М. Презумпция невиновности. М.: Норма, 1997.

10. Солтанович А.В. Право подозреваемого на защиту. Минск, 1992.

11. Строгович М.С. Право обвиняемого на защиту и презумпция невиновности. М., 1984.

12. Тыричев И.В. Принципы советского уголовного процесса. М., 1983.

13. Шестакова С.Д. Состязательность уголовного процесса. Спб, 2001.

14. Якупов Р.Х. Принципы уголовного процесса. М., 1997.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...