Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Он недоступен воображению и не могут постичь Его умы,




Он не похож на людей,

Живой, который не умирает, Существующий вечно, который не спит.

Слова "Он недоступен воображению" означают, что мысли не могут возвыситься до Его уровня, а эпитет "Существующий вечно" (каййум) означает, что Он является Сущим, Вечным и блюстителем всего сущего, который хранит и защищает всё.

Комментарий:

Поистине, никто из сотворённых не обладает полным знанием о Нём, как сказал об этом Сам Аллах Всевышний: "...а они не объемлют Его знанием" Коран сура: "Та ха", 109. Не могут возвыситься до Его уровня ни мысли, ни представления, ни воображение, и никто из людей не постиг самую суть Его. Он не похож ни на кого из сотворённых, ни сущностью Своей, ни именами, ни атрибутами, ни делами. Нет никого, подобного Всевышнему, слава Ему, Он — Живой, который не умирает. Аллах Всевышний сказал: "И полагайся на Живого, который не умирает..." Коран сура: "Различение", 60. Всевышний также сказал: "Всякий, кто на ней, исчезнет, и останется лик твоего Господа, обладающего славой и достоинством" Коран сура: "Милосердный", 26—27. Всевышний также сказал: "Всякая вещь гибнет, кроме Его лика" Коран сура: "Рассказ", 88. Аллах Всевышний является Живым, который неподвластен смерти, Существующим вечно, "не овладевает Им ни дремота, ни сон" Коран сура: "Корова", 256. Если было бы иначе, то нарушилось бы равновесие всей Вселенной, не происходит же это лишь потому, что Всевышний, слава Ему, управляет всем тем, что происходит в царстве Его.

Всё, что было сказано нами, в то же время является и ответом мушаббихитам ("уподобляющим"), которые уподобляли Аллаха Всевышнего тому, что Он сотворил, в чём и проявилось их неверие.

 

 

Имам Ат-Тахави сказал:

Творец, у которого нет потребностей, Дарующий средства к существованию без труда,

Умерщвляющий без опасений, Воскрешающий без затруднений.

Слова "без труда "означает: безо всякого напряжения и затруднений. Слова "без затруднений" означают: без утешения и усилий.

Комментарий:

Поистине, Аллах Всевышний создал людей не потому, что ощущал в них потребность, и не потому, что Он хотел прибегнуть к их помощи, а создал Он их только для того, чтобы они поклонялись Ему. Аллах Всевышний сказал: "Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись" Коран сура: "Рассеивающие", 56. Всевышний, слава Ему, даёт средства к существованию всем сотворённым Им людям и джиннам, птицам и животным, а также и другим созданиям, как правоверным, так и неверным. Он удовлетворяет просьбы каждого из них, при этом принадлежащее Ему не уменьшается. В руках Его ключи от небес и земли, и Всевышний, слава Ему, забирает к себе людей без опасений. Аллах Всевышний сказал: "Аллах приемлет души в момент их смерти..." Коран сура: "Толпы", 43. Всевышний также сказал: "...и нет задерживающего Его суд..." Коран сура: "Гром", 41. Что касается Аллаха Всевышнего, то "не спрашивают Его о том, что Он делает, а их спросят" Коран сура: "Пророки", 23. Он воскресит мертвых в день воскресения. Аллах Всевышний сказал: "Утверждают те, которые не уверовали, что они никогда не будут воскрешены. Скажи: "Да, клянусь Господом моим, вы будете воскрешены, потом вам будет сообщено то, что вы совершили, и это для Аллаха легко" Коран сура: "Взаимный обман", 7. Всевышний также сказал: "Господи наш! Поистине, Ты соберешь людей для дня, в котором нет сомнения" Коран сура: "Семейство Имрана", 7. Аллах Всевышний воскресит людей в день воскресения, что не составит для Него труда, ибо тот, кто оживляет землю после её смерти посредством воды, благодаря которой появляются на свет растения, может оживить и мёртвых. Аллах Всевышний сказал: "Так изведём Мы и мёртвых, — может быть, вы опомнитесь!" Коран сура: "Прегради", 55. Тот, кто смог создать их в первый раз, сможет и вернуть их к жизни вновь, и это будет ещё легче для Него, слава Ему, превыше Он того, что о Нём говорят.

 

Вывод:

Поистине, Аллах Всевышний является первым и последним. Он — Живой, который не умирает, и Он делает, что пожелает. Люди не объемлют Его знанием, не берёт Его ни дремота, ни сон, не спрашивают Его о том, что Он делает, а людей спросят.

 

Для обсуждения:

1 — Относится ли эпитет "предвечный" к числу имён Аллаха Всевышнего?

2 — В чём смысл утверждения о том, что бывает лишь то, чего Он пожелает?

3 — Можно ли говорить о сотоварищах, если речь идёт о воле Аллаха?

 

Раздел третий.

 

Имам Ат-Тахави сказал:

Он обладал своими атрибутами в предвечности до начала своего творения и сотворённое Им ничего не добавило к тем Его атрибутам, которыми Он обладал до этого. Он всегда являлся извечным по своим атрибутам и точно также пребудет вечно, не утратив их.

14 — Своё имя Творец ("халик") Он стал использовать не после того, как сотворил сотворённое, и не после создания всего созданного стал Он использовать своё имя Создатель ("бари'").

Слово "извечным" означает, что Он достигает пределов предвечности и не имеет начала, а слово "вечно" указывает на то, что Он пребудет всегда и этому не будет конца.

Слово Создатель ("Бари'"). Слова "Он создал людей" (бари' а-ль-халька) означают, что Он сотворил их, ничего не сказав до этого.

 

Комментарий:

Поистине, каждый из атрибутов Аллаха Всевышнего является извечно присущим Ему, и все они били таковыми уже до того, как Он сотворил всё сотворённое. Все эти атрибуты являются атрибутами совершенства, отсутствие же их свидетельствует о недостатках, что же касается Аллаха Всевышнего, то невозможно было бы говорить о совершенстве Его, если бы до совершенства им были бы присущи какие-либо недостатки. Из этого следует, что после сотворения Им людей у Всевышнего, слава Ему, не прибавилось ни одного атрибута, ибо все они уже были присущи Ему до сотворения их. Точно также можно сказать, что Всевышний, слава Ему, обладал этими атрибутами извечно и что Он будет обладать ими вечно, ибо им не будет конца. Они столь же вечны, как вечен и тот, кто обладает или, то есть Преславный и Всевышний Аллах.

Аллах Всевышний являлся Творцом и до того, как Он сотворил сотворённое, обладая этим именем и до сотворения людей, поэтому Он носит это имя не в силу того, что Он сотворил их.

Таким же образом имя Создатель Он стал использовать не после создания всего сущего, ибо Он был создателем и до создания и сотворения людей, ведь Его имена и атрибуты предвечны, как предвечна и сущность Аллаха Всевышнего, слава Ему, Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Аллах Всевышний предопределил меру всего сотворённого за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли". [Этот хадис приводят Муслим, Ахмад и другие мухаддисы, ссылаясь на сообщение Абдаллаха бин Амра].

 

Имам Ат-Тахави сказал:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...