Ничто не было скрыто от Него уже до сотворения их, и Ему было известно, что они будут делать до того, как Он создал их.
Под словом "срок" подразумевается период времени, отпущенный на существование той или иной вещи. Комментарий: Поистине, Аллах Всевышний сотворил людей, обладая знанием о них, как сказал об этом сам Всевышний: "Разве же не знает тот, кто сотворил, ведь Он — Всепроникающий и Всеведующий?" Коран сура: "Власть", 14. Знание Всевышнего, объемлет собой всё, как сказал об этом Сам Всевышний: "Знает Он то, что было до них и что будет после них, а они не объемлют это знанием" Коран сура: "Та ха", 109. Он знает о том, что было, и о том, что будет, а также о том, каким было бы то, чего не было, если бы оно было. Аллах Всевышний сказал: "...от Него не утаится вес пылинки в небесах и на земле, и меньше этого, и большее этого, ибо всё это — в Книге ясной" Коран сура: "Саба", 3. Ничто не остаётся скрытным от Него, ибо знание Всевышнего, слава Ему, объемлет собой и целое, и частности. Аллах Всевышний сотворил все в соответствии с мерой его, как сказал об этом сам Всемогущий и Великий: "Поистине, Мы ведь всякую вещь сотворили по мере" Коран сура: "Месяц", 49. Он также сказал: "Он создал векую вещь и размерил её мерой" Коран сура: "Различение", 2. Предопределёнными являются и добро, и зло, и всякая вещь сотворена в соответствии с предопределением. В этом заключается ответ тем, кто утверждал, что зло не сотворено Аллахом. Он назначил и записал всем тем, кого Он сотворил, определённый срок, которого никто не преступит. Аллах Всевышний сказал: "...и когда наступит их предел, то они не замедлят ни на час и не ускорят Его" Коран сура: "Преграды", 32. Таким образом, ничто не может ни опередить, ни оттянуть срока, назначенного ему Аллахом.
Это объясняется тем, что Аллах Всевышний, слава Ему, знал и знает обо всём до сотворения этого. Ему заранее известно, кто будет счастливым, а кто — несчастным, кто станет праведником, а кто — дурным человеком. И Ему известно, каким будет каждый из них в тот или иной день, и ничто относящееся к сотворённому Им, слава Ему, не остаётся сокрытым от Всевышнего. Вывод: Аллах Всевышний сотворил людей благодаря своему знанию, Он предопределил судьбы всего, ничто из относящегося к сотворённому Им не скрыто от Него, включая и поступки людей, ибо это было известно Ему ещё до сотворения их.
Для обсуждения: 1 — Что означают слова Ат-Тахави: "Он определил им их меру"? 2 — Знал ли Аллах о делах рабов своих ещё до того, как Он сотворил их?
Раздел пятый.
Имам Ат-Тахави сказал: И Он повелел им повиноваться Ему и запретил им не подчиняться Ему, Всё происходит по определению и воле Его, ибо воля Его проникает повсюду и рабы Аллаха могут делать лишь того, что пожелает для них Аллах, и то, чего Он желает для них, бывает, а то, чего не делает, ни бывает. Слова "воля Его проникает повсюду" означают, что воля Его всегда осуществляется и свершается. Комментарий: Аллах Всевышний повелел людям, которых Он сотворил, повиноваться Ему, пообещав им за это великую награду, и запретил им ослушание пообещав им наказание. Аллах Всевышний сказал: "А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, того Он введёт в сады, где внизу текут реки, — вечно пребывать они будут там. И это — великий успех! А кто не повинуется Аллаху и Его посланнику и преступает Его границы, того Он введёт в огонь, где он останется навечно, и для него — унижающее наказание" Коран сура: "Женщины", 17—18. То, что имам Ат-Тахави, да помилует его Аллах, упомянул о велении и запрещении после того, как сказал о сотворённом, является указанием на то, что Творцу принадлежит право повелевать и запрещать. Всевышний сказал: "О да! Ему принадлежит и творение и власть" Коран сура: "Преграда", 54.
Всё происходит по определению и воле Его, по Его предустановлению и предопределению. Нет ничего существующего не по воле Аллаха Всевышнего, и ничто во вселенной, не может свершиться не по воле Аллаха Всевышнего, она проникает всюду и всегда осуществляется, слава Ему, и не может быть такого, чтобы она не проявляла себя. Это именно та воля, которая касается бытия и предопределения, а под проявлением её понимается всё то, что свершается во Вселенной по желанию Аллаха, как доброе, так и дурное. Аллах Всевышний сказал об этом так: "Кого желает Аллах, того сбивает с пути, а кого желает, выведет на прямой путь" Коран сура: "Скот", 39. Всевышний также сказал: "А если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы, но Аллах делает то, что пожелает" Коран сура: "Корова", 254. Желания рабов не выходят за пределы того, что пожелал для них Аллах, а сам Всевышний сказал об этом так: "Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах, Господь миров" Коран сура: "Скручивание", 29. Такова воля Аллаха, проявляющаяся в бытие, которая отличается от воли Его, касающейся Шариата, которая может и не осуществляться, ибо Аллах может пожелать что-то, но не желать осуществления этого, также как Он может ненавидеть нечто, но при этом пожелать, чтобы подобное свершилось, руководствуясь известными лишь Ему соображениями. То, чего желает Аллах для своих рабов, свершается, а то, чего Он не желает для них, не может свершиться, даже если бы все они пожелали бы этого. Это противоречит взглядам кадаритов, утверждавших, что грехи человек совершает по собственной воле независимо от воли Аллаха Всевышнего, ибо Аллах Всевышний не желает этого, и что совершает желающий этого человек помимо Аллаха. Тем самым они пытаются доказать, что человек сам желает что-либо и создает это помимо воли Аллаха.
Имам Ат-Тахави сказал: Он ведёт кого пожелает, и удерживает и избавляет по милости своей. Он сбивает с пути кого пожелает, и оставляет без помощи и подергает испытанию по справедливости,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|