Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Он превыше границ и пределов, составных частей, органов и приспособлений, и не объемлют Его собой шесть сторон света в отличие от сотворённого.




Слово "превыше" означает, что он далёк от этого.

 

Комментарий:

Аллах Всевышний, слава Ему, выше всяческих границ и пределов и Он далёк от этого, ибо не существует того, что может ограничивать собой Аллаха, как не существует и тех пределов, у которых Он завершается. Здесь не имеется в виду ни связь Всевышнего, слава Ему, с Его творениями, ни то, что сотворённое может частично совпадать с Творцом, ибо Всевышний, слава Ему, отличен от своего творения. Точно также можно сказать, что Он, слава Ему, далёк от обладания какими-то составными частями, органами и приспособлениями, то есть частями тела, подобными частям тела человека, или приспособлениями для добывания чего-либо, привлечения блага и отвращения вреда. Всевышний, слава Ему, выше всего этого, но в то же время мы подтверждаем, что Он обладает именами и атрибутами, которые упоминаются в Коране. Однако мы говорим: «Поистине, эти имена и атрибуты обладают и подлинными значениями, относительно которых имеются соответствующие указания, и мы понимаем это, подтверждая то, что они присущи Аллаху таким образом, как это приличествует Ему, однако мы ничего не говорим об образе их, ибо это известно одному лишь Аллаху Всевышнему». То же самое относится и к словам о том, что Всевышнего, слава Ему, в отличие от всего сотворённого, не объемлет собой шесть сторон света, ибо Он далёк от этого. Это не следует понимать как отрицание понятия стороны вообще, ибо Он, слава Ему, возвышен, а здесь имеется в виду, что, в отличие от всего сотворённого, Он не может быть объят и охвачен вышеупомянутыми сторонами. Жаль, что автор, да помилует его Аллах Всевышний, в данном случае использует терминологию мутакаллимов, хотя нам и точно известно, что подразумевал он не то, что имели в виду мутакаллимы. Ибо он недвусмысленно подтверждает наличие таких атрибутов как высота, лик и других, но лучше было бы, если бы он вообще не употреблял этих терминов, которые подразумевают как нечто истинное, так и нечто ложное. Что же касается позиции людей сунны в отношении подобных вещей, то она состоит в том, что судят они о них только после подобной детализации их. Так, например, если под словами о том, что Аллах "превыше границ и пределов" подразумевается, что Аллах Всевышний не ограничен чем бы то ни было из сущего, то это истина. Если же здесь имеется в виду, что говоря об Аллахе Всевышнем, вообще нельзя связывать Его с понятием высоты, тогда это утверждение ложно у ибо оно отрицает тот факт, что Аллах Всевышний возвышается над тем, что сотворено Им. Таким же образом можно сказать, что если, говоря о "составных частях и органах", автор имел в виду, что такие атрибуты Аллаха как лик, руки и глаза не являются подобными лицам людей и иным их атрибутам, то это истина. Если же имелось в виду, что Аллах Всевышний вообще лишён лика и рук, тогда это утверждение ложно. То же самое касается и утверждения "не объемлют Его шесть сторон света", ибо если имелось в виду, что Аллах Всевышний не находится ни в одной из сторон, то есть ни вверху и ни внизу, ни справа и ни слева, ни сзади и ни спереди, то это утверждение ложно. Ибо так говорят о несуществующем или скорее всего о невозможном, что в данном случае являлось бы явным проявлением неверия. Подобное действие является отрицанием не только сказанного Аллахом, но и отрицанием самого существования Аллаха, слава Ему. Если же имелось в виду то, что Он не ограничен в том, что касается существующего, то это правда, а Аллах знает об этом лучше.

 

Вывод:

Поистине, люди увидят Аллаха Всевышнего своими глазами в день воскресения; Его увидят правоверные, но не смогут охватить Его, и об этом свидетельствуют священные тексты на соответствующую тему. Мусульманину же следует воздерживаться от попыток аллегорического истолкования этого и не повторять слова му‘тазилитов [Му’тазилиты отрицали существование божественных атрибутов], а подумать о том, что Всеблагой и Всевышний Аллах далёк от явлений и от сходства с сотворёнными существами.

Для обсуждения:

1 — Как именно увидят люди Аллаха Всевышнего в день Воскресения?

2 — Чего должен придерживаться мусульманин по отношению к содержанию тех мест священных текстов, где говорится об атрибутах?

3 — Как ты можешь истолковать утверждение о том, что шесть сторон света не объемлют Его собой?

 

 

Раздел одиннадцатый.

 

Имам Ат-Тахави сказал:

Вознесение это истина, и Аллах перенёс ночью своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вознеся его бодрствующим в небеса и далее ввысь, куда пожелал Аллах. И Аллах почтил его тем, чем почтил, и послал ему из откровений то, что послал, и сердце поверило тому, что увидело, и да благословит его Аллах и приветствует в мире этом и в мире вечном.

 

Комментарий:

Люди сунны подтверждают, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вознёсся в небеса телом и духом, что и случилось во время ночного путешествия, факт которого подтверждается Кораном, сунной и единодушным мнением мусульманских авторитетов. Во время этого путешествия пророк, да благословит его Аллах и приветствует, перенёсся из Мекки в Иерусалим, о чём Всевышний, сказал так: "Хвала тому, кто перенёс ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдалённейшую..." Коран сура: "Ночное путешествие", 1. Там он руководил молитвой других пророков, мир им, и, кроме того, речь идёт о его вознесении к седьмому небу, где он достиг лотоса крайнего предела, рядом с которым находится сад прибежища. Там Аллах почтил его, чем пожелал, из своих речей, обратив их к нему без посредников, и что он поднялся до того места, которого не достигал никто, кроме него. И Аллах вёл с ним тайную беседу, и он узнал о рае и аде, и ему было ниспослано из откровений, и было вменено в обязанность совершение пяти молитв в течение дня и ночи. Сердце пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поверило тому, что он увидел, ибо всё это он видел собственными главами, и это было истиной, знаком почтения к нему и знаком выделения его среди остальных пророков, а также указанием на высоту его положения над всеми остальными. Всё, что произошло в эту благословенную ночь, нам достоверно известно со слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, зафиксированных в сборниках хадисов Бухари и Муслима, а также и в других сборниках.

 

Имам Ат-Тахави сказал:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...