И водоём, которым почтил его Аллах, сделав его спасением для его общины, — истина.
Комментарий: Со слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, известно о существовании этого водоёма, к которому будут приходить люди. Как указывают обладатели знания, существует множество хадисов, в которых говорится об этом водоёме. В большинстве из этих хадисов сообщается, что речь идёт о большом водоёме, которая наполнена питьем из рая, вода его белее молока, слаще мёда и благоухания мускуса. По длине он равен ширине, каждая из его сторон длиною в месяц пути, его кувшины подобны звездам небесным, и тот, кто напьётся из любого из них, уже никогда больше не будет испытывать жажду. Этот водоём окажется самым большим в день Воскресения, вода в нём будет самой сладкой и к нему придёт больше всего людей. Он послужит спасением для общины пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от жажды дня Воскресения. Этот водоём является проявлением милости Аллаха к своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и этим Аллах почтил его и выделил среди остальных пророков. Да причислит нас Аллах к тем, кто придёт к этому водоёму в день Воскресения. Вывод: Ночное путешествие из Мекки в Иерусалим — истина, и вознесение в небеса — истина, и откровения на небесах — истина, и водоём — истина, и то, что рассказывает посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, об этом — истина. Для обсуждения: 1 — Что можно сказать о тех, кто отрицает факт ночного путешествия пророка, да благословит его Аллах и приветствует? 2 — Куда был перенесён пророк? И куда он был вознесён? 3 — Что ты знаешь о водоёме пророка, да благословит его Аллах и приветствует?
Раздел двенадцатый.
Имам Ат-Тахави сказал: И заступничество, которое Он приготовил для них, — истина, как свидетельствуют об этом сообщения,
И договор, который взял Аллах Всевышний с Адама и потомства его, — истина. Комментарий: 41 — Существует много видов заступничества за людей, к которым может прибегнуть посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Величайшим из них является его заступничество за всех, кто будет поставлен перед Аллахом и останется стоять перед Ним, пока Он не разделит людей, и Аллах скажет пророку: "... ходатайствуй, и твоё ходатайство будет удовлетворено..." [Об этом говорится в хадисе, приводимом Бухари и Муслимом со слов Анаса бин Малика]. Таким образом, подобное заступничество бесспорно, и оно — истина безо всякой лжи. То же самое можно сказать и о заступничестве пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за таких людей, добрые и дурные дела которых сравняются между собой. К числу вышеупомянутых видов заступничества относится заступничество, с которым он сможет обратиться к Аллаху, прося за людей, осужденных на адские муки, в результате чего они не попадут в ад. Также заступничество за обитателей рая, когда он станет просить возвысить попавших в рай до тех ступеней, возвыситься до которых они не заслуживают. К их числу относится также заступничество пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за тех людей, которые в результате этого войдут в рай без отчёта о своих делах. К их числу относится также его заступничество за людей, в результате чего им будут облегчены муки, которые они заслужили. К их числу относится также заступничество за всех мусульман, когда он попросит, чтобы все они смогли войти в рай. К числу их относится также заступничество за тех членов его общины, которые совершили великие грехи, когда он попросит Аллаха, чтобы их вывели из огня. Со всеми этими видами заступничества он, да благословит его Аллах и приветствует, несомненно, сможет обращаться к Аллаху, в соответствии со свидетельствами подлинных сообщений, однако всё это будет делаться с позволения Аллаха Всевышнего, как сказал об этом сам Всемогущий и великий: "Скажи: "Аллаху принадлежит заступничество полностью..." Коран сура: "Толпы", 45. Он также сказал: "...и они не заступаются, кроме как за того, к кому Он благоволит..." Коран сура: "Пророки", 28—29. Он также сказал: "Не поможет пред Ним заступничество, кроме тех, кому Он позволит" Коран сура: "Саба", 22. Всё это — истина, в которой нет сомнения, однако заступничество может осуществиться только с дозволения Аллаха Всевышнего.
42 — И договор — истина. Здесь речь идёт о том обете, который Аллах взял с Адама, мир ему, и его потомства, когда Он потёр рукой его спину, после чего вышла оттуда всякая душа которая будет существовать до дня Воскресения. Он взял с них обет о том, что Он является Господом их, и заставил их дать свидетельство о самих себе, и они засвидетельствовали это. Договор этот стал первым, и об этом упомянул Аллах Всевышний, сказавший: "И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и заставил их засвидетельствовать о самих себе: "Разве Я не Господь ваш? " Они сказали: "Да, мы свидетельствуем..." Коран сура: "Преграда", 171. Вывод: Заступничество посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, за свою общину — истина и предвечный договор с Адамом и потомством его — истина. Для обсуждения: 1 — Каковым будет величайшее заступничество в день Воскресения? 2 — Назови известные тебе вида заступничества. 3 — Что ты знаешь о первом договоре?
Раздел тринадцатый.
Имам Ат-Тахави сказал: И Аллаху Всевышнему уже в предвечности было известно количество тех, кто войдёт в рай, и количество тех, кто попадёт в ад, в совокупности их, и количество это не увеличится и не уменьшится. То же самое относится и к их делам, ибо Он знал, что они совершат их, и каждому будет облегчён путь к тому, для чего он создан, что же касается дел, то о них судят по их завершению. Счастливым является тот, кто достигает счастья по предустановлению Аллаха, а несчастным — тот, кто сказался в бедственном положении по предустановлению Его.
Комментарий: 43 — Аллаху Всевышнему уже в предвечности было известно количество людей, которые войдут в рай, также как и количество тех, кто окажется в аду. Он обладал полным знанием обо всех них в целом и по отдельности, поэтому это количество не может ни увеличиться, ни уменьшиться. Каждому из людей записывается, счастливым он будет или несчастным, когда он находится ещё в утробе матери, и то же самое записано на Сохраняемой скрижали, и знание Аллаха Всевышнего об этом никогда не изменится.
44 — То же самое касается и дел рабов, ибо Аллах знал о том, что они будут делать. Аллах Всевышний, слава Ему, знал о делах их до того, как они их совершили. Он знал о них в предвечности, записал их и предустановил их. Каждое человеку облегчается путь к тому, для чего он создан, поэтому для тех, кто войдёт в рай, облегчаются дела обитателей рая, а для тех, кто окажется в аду, — дела обитателей огня, и обо всех делах следует судить по их завершению. Так, например, в начале человек может творить дурное, а в завершении его дела могут быть благими, и благодаря этому окажется в раю. Если же человек сначала будет творить дела праведников, а потом станет совершать дурное, то он может оказаться в аду, поэтому судить надо по завершению. Таким образом, счастливым является только тот, кому Аллах предустановил счастье, предопределил его и записал его, причислив такого к счастливым, несчастным же является лишь тот, кому Аллах Всевышний предустановил злосчастье, предопределил его и записал его, причислив такого человека к злосчастным, и Всевышний, слава Ему, сказал: "Не спрашивают Его о том, что Он делает, а их спросят" Коран сура: "Пророки", 23.
Имам Ат-Тахави сказал: 45 — Суть предопределения является тайной Аллаха Всевышнего, связанной с Его творением, о которой не знает ни приближенный ангел, ни посланный к людям пророк. Поэтому попытки углубления в этот вопрос и рассмотрения его подробно, могут стать причиной того, что человек останется без поддержки, они могут стать лестницей, ведущей к лишению его возможности достичь успеха, и ступенью на пути переступания границ дозволенного. Поэтому надо всячески остерегаться рассмотрения этого, размышлений об этом и искушений, связанных с этим, ибо Аллах Всевышний скрыл знание о предопределении от людей и запретил им стремиться к обретению этого знания, и Всевышний сказал: "Не спрашивают Его о том, что Он делает, а их спросят" Коран сура: "Пророки", 23. Если же человек станет спрашивать: "Почему Он сделал это?", это значит он отвергает одну из заповедей Корана, а тот, кто отвергает их, относится к числу неверных.
Комментарий: Суть предопределения является тайной Аллаха Всевышнего, неведомо никому из сотворённых Им существ. Неправомерными являются попытки углубиться в выяснение этого вопроса или постичь истинную суть этого, как сказал об этом пророк, да благословит его Аллах и приветствует: "А если кто-нибудь станет упоминать о предопределении, то воздерживайтесь от разговоров об этом". [Этот хадис приводят Ат-Табарани, Абу Нуайм, Аль-Лялькаи и Ибн Ади со слов Ибн Мас'уда. Его приводят также Ибн Ади и Ас-Сахми со слов Ибн Умара. Кроме того, этот хадис приводит Ат-Табарани со слов Саубана]. Таким образом, человек, вознамерившийся постичь истинную суть предопределения, вступает на путь, который может привести его к лишению поддержки и возможности достичь успеха. Он начинает подниматься по лестнице, ведущей его к лишению возможности пользоваться правильным руководством, и достигает ступени произвола и нарушения границ дозволенного, ибо об истинной сути предопределения знает лишь Аллах Всевышний, слава Ему, из чего следует, что сколько бы ни размышлял человек об этом, истинной сути вопроса он всё равно постичь не сможет. Однако мы верим в то, что Аллах Всевышний знал об этом заранее, записал это, пожелал этого и создал это, и об этих четырёх ступенях предопределения человеку знать необходимо, иначе его нельзя будет считать верующим в предопределение. Мусульманину следует остерегаться углубления в размышления относительно предопределения и не поддаваться связанным с этим искушениям, и пусть он знает, что Аллах скрыл знание о предопределении от людей и запретил им пытаться постичь суть его, и Всевышний, слава Ему, сказал: "Не спрашивают Его о том, что Он делает, а их спросят" Коран сура: "Пророки", 23. По этой причине раб не должен спрашивать: "Почему Аллах сделал так?", — ибо тем самым он отвергает одну из заповедей Корана, что является явным неверием. Если же человек попытается постичь, в чём состоит суть божественных замыслов, стоящих за теми или иными законоположениями, то в этом не будет ничего дурного, если пожелает Аллах Всевышний.
Имам Ат-Тахави сказал: Такова совокупность того, в чём нуждается человек, сердце которого было озарено благодаря друзьям Аллаха Всевышнего, и это — та ступень, которой достигают утвердившееся в знании, ибо знание бывает двух видов: доступное знание о сотворённом и недоступное знание о сотворённом. Отрицание доступного знания свидетельствует о неверии, подобно тому, как свидетельствует о нём и притязание на обладание не доступным знанием, что же касается веры, то она может утвердиться только благодаря принятию доступного знания и отказу от стремления к знанию недоступному.
Комментарий: Всё вышеупомянутое является кратким изложением того, что необходимо знать и во что необходимо верить человеку, сердце которого озарено благодаря усилиям друзей Аллаха Всевышнего, что свидетельствует о достижении ступени утвердившихся в знании, воспринимающих то, что сообщает им Аллах, соглашающихся с этим и покоряющихся этому. Существует два вида знания. Первый вид — это доступное знание о сотворённом, иначе говоря — знание о шариате, его нормах и ответвлениях. Второй вид — это недоступное знание о сотворённом, иначе говоря — знание о предопределении, которое Аллах Всевышний скрыл от людей. Отрицающий доступное знание впадает в неверие, ибо он отрицает содержание тлеющихся в наличии священных текстов. Впадает в неверие и тот, кто заявляет, что он владеет знанием о предопределении и знанием о сокровенном, ибо таким знанием обладает один лишь Аллах. Такой человек также отрицает священные тексты, свидетельствующие о том, что подобное знание доступно лишь Аллаху Всевышнему. Раб не может утвердиться в вере, не обладает ею и не сохранит её, если он не принимает доступное знание и не оставляет попыток постижения истинной сути знания недоступного. Вывод: Всё свершается по предустановлению и предопределению Аллаха, который заранее знал о делах своих рабов и знал, кто из них попадёт в рай, а кто окажется в аду, и Он записал это и пожелал этого. Предопределение является скрытой тайной Аллаха, к постижению которой не стремятся праведные, отказывающиеся от попыток углубления в суть связанных с этим вопросов; что же касается веры, то она может утвердиться только благодаря согласию с этим.
Для обсуждения: 1 — Допустимо ли углубляться в рассмотрение вопросов, связанных с предопределением? 2 — Существует два вида знания, а именно.., а также...
Раздел четырнадцатый.
Имам Ат-Тахави сказал: 47 — Мы верим в Скрижаль и калям [письменное перо] и во все то, что написано на Скрижали; и если бы все люди объединили бы свои усилия, чтобы сделать несуществующим то, чему Аллахом Всевышним было суждено быть существующим, они бы не смогли сделать это. И если бы они объединили свои усилия, чтобы создать то, чему не суждено быть Аллахом Всевышним, то также не смогли бы этого сделать, ибо калям, которым было записано обо всём, что будет существовать вплоть до самого дня Воскресения, уже высох, поэтому если раб ошибается в чём-либо, значит ему не суждено было сделать это правильно, а если он делает нечто правильно, значит ему не суждено было ошибиться в этом. Комментарий: Мы безоговорочно верим в то, что Скрижаль это истина, и мы, как нам и следует, подтверждаем это, ибо Всевышний сказал: "Да, это — Коран славный в Скрижали хранимой!" Коран сура: "Башни", 21—22. На этой Хранимой Скрижали Аллах записал судьбы всего сотворённого, что же касается вышеупомянутого каляма, то речь идёт о том каляме, который создал Аллах Всевышний, записав им на Хранимой Скрижали все судьбы, как сказал об этом пророк, да благословит Его Аллах и приветствует: "Первым, что создал Аллах, был калям, и Он сказал: "Пиши ", — а калям спросил: "Что записывать? " Аллах ответил: "Записывай судьбы всего до самого дня Воскресения". [Этот хадис приводят Абу Дуд, Ат-Тирмизи, а также и другие мухаддисы]. На этой Скрижали записано всё, и если бы все люди объединили свои усилия, чтобы сделать несуществующим то, чему Аллах предопределил существовать, они бы не смогли сделать этого. Точно также не смогли бы они создать того, чему Он не предопределил возникнуть, ибо калям, который записал всё обо всем сущем вплоть до дня Воскресения, уже высох, и ничто из записанного им не изменится. Поэтому если раб ошибается, значит, ему не суждено было поступить правильно, а если он поступил правильно, значит, ему не суждено было ошибиться в этом, ибо чего желает Аллах, то и свершается, а то, чего Он не желает, свершиться не может, о чём и говорится в хадисе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который в своё время сказал Ибн Аббасу, да будет доволен Аллах ими обоими: "И знай, что если бы все люди объединились, чтобы принести тебе пользу, они смогли бы сделать лишь то, что было суждено тебе Аллахом, точно также как если бы объединились бы они, чтобы повредить тебе в чём-нибудь, то смогли бы сделать лишь то, что суждено тебе Аллахом, ибо перо поднято и листы уже высохли". [Этот хадис приводит Ат-Тирмизи и другие].
Имам Ат-Тахави сказал: 48 — Рабу следует знать, что Аллаху заранее было известно обо всём сущем из сотворённого Им, и Он размерил всё точной и непреложной мерой, которую никто из сотворённых Им обитателей небес и земли не может сделать недействительной, задержать, уничтожить, изменить, уменьшить или увеличить. Это относится к необходимым условиям веры, основам познания и признанию Единственности Аллаха Всевышнего и Его господства, как сказал об этом Всевышний в своей Книге: "Он создал всякую вещь и размерил её мерой" Коран сура: "Различение", 2. Всевышний также сказал: "Дело Аллаха было решением предрешённым" Коран сура: "Сонмы", 38. Горе тому, кто вздумал враждовать с Аллахом в том, что касается предопределения, и попытается подойти к рассмотрению этого с помощью больного сердца. Ибо посредством своих догадок такой человек пытается исследовать сокровенное, являющееся скрытой тайной, и то, что он говорит об этом, делает его лжецом и грешником. Комментарий: Рабу следует знать о том, что Аллах Всевышний заранее знал обо всём сущем из сотворённого Им, и Он знал о всякой вещи ещё до того, как сотворил её, что касается как целого, так и частностей. И Он размерил всё это точной мерой, которую никто из населяющих небеса, землю и то, что находится между ними, не в состоянии ни отменить, ни задержать, ни уничтожить, ни изменить, ни уменьшить, ни увеличить. Ибо о всякой вещи Аллах Всевышний знал заранее, и Он всё размерил и записал. Знание об этом является одной из неотъемлемых составных частей веры, одной из основ познания Аллаха Всевышнего и одним из необходимых условий признания абсолютного господства Аллаха Всевышнего, слава Ему, о чём сам Всевышний в Книге своей сказал так: "Он создал всякую вещь и размерил её мерой" Коран сура: "Различение", 2. Он также сказал: "Дело Аллаха было решением предрешенным" Коран сура: "Сонмы", 38. Аллах Всевышний знал, какой будет каждая вещь, и записал это на Хранимой Скрижали, Он пожелал этого и создал это в реальности. Горе же всякому, кто стал соперничать с Аллахом Всевышним в том, что касается предопределения, и посчитал ложным нечто из относящегося к этому, ибо тем самым он заявляет о непризнании знания Всевышнего Господа и Его мощи. Горе и тому, кто попытается подойти к рассмотрению вопроса о предопределении с помощью больного сердца, отклонившись от пути познания истины, ибо, исследуя сокровенное и стремясь к постижению глубокой тайны, которую Аллах Всевышний скрыл от всего сотворённого, такой человек положился на неверные догадки. Поэтому, что бы он ни сказал о предопределении, он окажется лжецом, и он никогда не постигнет истинную суть предопределения. Кроме того, он ещё и совершает грех, так как стремится к тому, что ему запрещено знать и изучать и пытаться обнаружить. Вывод: Хранимая Скрижаль — истина, калям — истина. Всё было записано уже до начала творения, и ничто к этому не добавится, не отнимется от этого и не изменится в этом, что же касается всего того, что пожелал Аллах, то оно исполняется, независимо от желания сотворённого.
Для обсуждения: 1 — Что тебе известно о Хранимой Скрижали и каляме? 2 — Могут ли люди изменить нечто существующее по желанию Аллаха Всевышнего?
Раздел пятнадцатый.
Имам Ат-Тахави сказал:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|