Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мы уверовали, что он послан ко всем людям и джиннам с истиной, руководством и светом, да благословит его Аллах и приветствует.




Комментарий:

32 — Поистине, этот пророк, да благословит его Аллах и приветствует, является величайшим из посланников, а послание его предназначено для всех джиннов и людей. Каждый из посланников до него посылался только к своему народу, что же касается него, да благословит его Аллах и приветствует, то он был послан ко всем, как сказал об этом Всевышний: "Мы послали тебя только как милость для миров" Коран сура: "Пророки", 107. Что же касается самого посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он сказал: "Раньше каждый пророк посылался только к своему народу, а я был послан ко всем людям" [Этот хадис приводят Бухари и Муслим со слов Джабира бин АбдуЛлаха]. Аллах Всевышний послал его с истиной и руководством, как сказал об этом сам Всемогущий и Великий: "Он — тот, кто послал Своего посланника с руководством и религией истины, чтобы явить её превыше всякой религии, хотя бы и ненавистно было это многобожникам" Коран сура: "Ряды", 9. И Он послал его со светом, ведущим к правильному пути, как сказал об этом Всевышний: "Пришёл к вам от Аллаха свет и ясное писание..." Коран сура: "Трапеза", 18, — ибо Коран это свет указующий и лекарство для душ.

Вывод:

Этот пророк, да благословит его Аллах и приветствует, является избранным пророком, которого Аллах Всевышний послал ко всем людям и джиннам с руководством и религией истины, он является печатью пророков, и после него ни одного пророка уже не будет.

 

Для обсуждения:

1 — Был ли этот посланник, да благословит его Аллах и приветствует, послан ко всем людям или только к своему народу?

2 — Что можно сказать о таком человеке, который сам претендует на пророчество после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, или считает пророк кого-либо ещё?

 

Раздел восьмой.

 

Имам Ат-Тахави сказал:

33 — Поистине, Коран это слова Аллаха, и он исходит от Аллаха, не будучи изреченным. Аллах ниспослал его своему посланнику в виде откровения, а верующие поверили в истинность этого и убедились в том, что это действительно слово Аллаха Всевышнего, которое не является сотворённым подобно словам созданных Им существ. Впал в неверие тот, кто, услышав эти слова, стал утверждать, что это людская речь, и Аллах осудил таких людей, подверг их порицанию и пообещал им ввергнуть их в ад, ибо Всевышний сказал: "Сожгу и его в преисподней!" Коран сура: "Зарернувшийся", 26, — пообещав сжечь в преисподней тех, кто говорит: "Это не что иное, как речь людская!" Коран сура: "Завернушийся", 25. Мы же узнали и убедились в том, что это — слово Творца людей, которое отлично от речи людской.

 

Комментарий:

33 — Коран действительно является словом Аллаха Всевышнего, которое исходит от Него. Мы не знаем, как именно Всевышний, слава Ему, произносил эти слова, однако это, несомненно, является речью Аллаха. Речь является бесспорным атрибутом совершенства Аллаха, противоположностью которого является любой из атрибутов, связанных с недостатками, от чего Аллах, слава Ему, далёк. Аллах Всевышний сказал: "...а Аллах говорил с Мусой разговором..." Коран сура: "Женщины", 162. Итак, речь является бесспорным атрибутом Всевышнего, слава Ему, и осуществляется она способом, которая присуща Его совершенству и величию. Коран является словом Его, как сказал об этом сам Всевышний: "А если кто-нибудь из многобожников просил у тебя убежища, то приюти его, пока он не услышит слова Аллаха, а потом доставь его в безопасное дня него место" Коран сура: "Покаяние", 6. Здесь имеется в виду Коран, который действительно является словом Аллаха. Он ниспослал его своему посланнику Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, а верущие уверовали в это, узнали его и убедились в том, что он действительно является словом Аллаха Всевышнего. Он не является сотворённым, ведь атрибуты суть не что иное, как ответвление сущности, и в силу этого атрибуты Аллаха предвечны и не сотворены. Что же касается слов людей, то они сотворены, как и сами люди. Всякий, кто утверждает, что Коран — это людская речь, является неверным, а Аллах пообещал ввергать таких людей в огонь, сказав: "...и сказал: "Не что иное это, как колдовство, которое передаётся! Не что иное это, как речь людская! Сожгу Я его в преисподней!" Коран сура: "Завернувшийся", 24—26. Когда правоверные увидели, что Аллах пригрозил преисподней тем, кто посчитал Коран речью людской, они поняли, что он является словом Творца людей и он не похож на людскую речь. Ибо каждый атрибут Аллаха Всевышнего отличен от качеств сотворённых Им созданий, подобно тому, как и сущность Аллаха Всевышнего отлична от сущности любого из сотворённых.

Вывод:

Коран действительно является словом Аллаха, он не сотворён, а тот, кто утверждает, что это людская речь, впал в неверие.

 

Для обсуждения:

1 — Что ты можешь сказать о Коране?

2— Что можно сказать о людях которые утверждают, что Коран является сотворённым?

 

Раздел девятый.

 

Имам Ат-Тахави сказал:

Человек, характеризующий Аллаха с помощью таких понятий, которые применимы только к людям, впал в неверие, а тот, кто понимает это, принимает усвоенное во внимание, удерживает себя от слов неверных и знает о том, что Аллах Всевышний, обладающий присущими одному лишь Ему атрибутами, не является подобным людям.

Слова "принимает во внимание" означают, что человек извлёк для себя назидание из слов других, а также и наставлений. Слова "удерживает себя" означают, что человек прекратил делать что-либо и удалился от этого.

 

Комментарий:

Любой из тех, кто характеризует Аллаха Всевышнего с помощью таких понятий, которые применимы только к людям, уподобляют Аллаха сотворённому, когда речь идёт об Его именах и атрибутах и их особенностях, не верует в Аллаха Великого, который говорит: "...нет ничего, подобного Ему, Он — слышащий, видящий!" Коран сура: "Совет", 9. Если человек видит подобное, понимает и постигает это, то, поистине, он принимает во внимание, что тот, кто уподобляет Аллаха Всевышнего людям, может поколебать его веру в Аллаха. И, поистине, он обязательно должен учитывать это и воздерживаться от повторения того, что говорят неверные, которым Аллах Всевышний уготовал пламень ада, и он обязательно должен знать о том, что Аллах никак не может быть подобен людям в том, что касается Его атрибутов, их особенностей и истинного их смысла.

Вывод:

Атрибуты Аллаха Всевышнего отличны от свойств людей, а если кто-нибудь начинает утверждать, что Аллаху Всевышнему присущи те или иные свойства людей, это значит, что такой человек впал в неверие.

Для обсуждения:

1 — Что может служить доказательством того, что атрибуты Аллаха отличны от человеческих качеств?

2 — Что уготовил Аллах для тех, кто уподобляет атрибуты Его человеческим качествам?

 

Раздел десятый.

 

Имам Ат-Тахави сказал:

35 — Увидят обитатели рая Его по-настоящему, но не постигнут как говорится об этом в Книге Господа нашего: "Лица в тот день будут сиять и взирать на их Господа" Коран сура: "Воскресение", 22—23. Понимать этот аят надо буквально, в соответствии с тем, как пожелал этого Аллах Всевышний и как Он учил этому, и всё, что говорится об этом в подлинных хадисах, передаваемых со слов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Это означает, что Он пожелал это, поэтому мы не подходим к рассмотрению данного вопроса, предлагая в качестве истолкования свои собственные мнения. И не пытаемся вообразить нечто, следуя собственные пристрастиям, ибо благополучия в религии своей добьётся лишь тот, кто вручит себя Аллаху Всемогущему и Великому и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, сознавая, что знанием относительно того, что остаётся для него неясным, обладает Знающий это.

 

Комментарий:

О том, что правоверные увидят Господа своего своими глазами воочию в день воскресения, ясно свидетельствуют и Коран и сунна. Аллах Всевышний сказал: "Лица в тот день будут сиять и взирать на их Господа" Коран сура: "Воскресение", 22—23. Всевышний также сказал: "Тем, которые творили благодеяния, — доброе и придача..." Коран сура: "Йунус", 27, — а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, истолковал слово "придача" как возможность узреть лик Аллаха Всемогущего и Великого. Кроме того, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине, вы увидите Господа вашего также, как сейчас видите эту луну, и, увидев Его, вы не будете обижены!" [Этот хадас приводят Бухари и Муслим со слов Джарира бин АбдуЛлаха]. Здесь вовсе не подразумевается постижение Аллаха. Речь идёт о физическом видении глазами, а не о духовном видении сердцем, что является наивысшим блаженством, которого вкусят обитатели рая. Об этом говорится во многих хадисах пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и об этом с уверенностью говорят многие имамы. Значением этих аятов и хадисов является их буквальный смысл, то есть то, что правоверные увидят Господа своего воочию в день воскресения. Мы же верим сообщениям об этом и не пытаемся ни дать этому какое-либо иное истолкование, полагаясь на собственные ограниченные воззрения, ни представить себе нечто противоречащее этой истине, следуя за своими пристрастиями. Поистине, если человек хочет достичь благополучия в своей религии и избежать отклонений и заблуждений, то относительно того, о чём говорится в бесспорных сообщениях, он должен положиться на Аллаха Всевышнего и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, если же что-то останется для него неясным, то он должен помнить, что об этом ведомо его Творцу. Сказал об этом Аллах Всевышний: "Те же, в сердцах которых уклонение, — они следуют за тем, что в нём сходно, домогаясь смятения и домогаясь толкования этого. Не знает его толкования никто, кроме Аллаха. И твёрдые в знаниях говорят: "Мы уверовали в это, всё — от нашего Господа. Вспоминают только обладающие разумом!" Коран сура: "Семейство Имрана", 5.

 

Имам Ат-Тахави сказал:

Ислам может утвердиться лишь на основе вручения и подчинения, если же кто-нибудь пожелает обрести знание о том, что является запретным, и разум его не удовлетворится вручением себя Аллаху, то ему не дано будет достичь подлинного единобожия, чистого познания и истинной веры. И он станет колебаться между неверием и верой, подтверждением и опровержением, утверждением и отрицанием, он будет беспокоиться, блуждать и сомневаться, не являясь ни убеждённым правоверным, ни отрицающим всё неверным.

 

Комментарий:

Утвердиться в истинной сути Ислама может лишь тот, кто полностью доверился текстам Корана и сунны и подчинился их требованиям, веря и следуя тому, о чём они говорят, и не противясь этому ни под воздействием страсти или сомнений, ни под влиянием мнений, рассуждений или аналогий. Если же человек пожелает узнать нечто невозможное и относящееся к тому, что Аллах Всевышний скрыл от людей, и то что связанно с самим Всевышним, слава Ему, Его замыслами и предустановлениями, и его разум и понимание не удовлетворятся необходимостью вручения себя воле Аллаха Всевышнего и желанию Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и подчинения тому, что является желанным для них, то вследствие этого своего стремления он обязательно лишится возможности постичь истинную суть единобожия, обрести чистое знание об Аллахе Всевышнем и подлинную веру, которая основывается на подтверждении и повиновении, принятии и следовании, вручении и подчинении. Такой человек начинает колебаться между подтверждением и опровержением верой в установления шариата и неверием в это, их утверждением и отрицанием; его одолевает беспокойство, сомнения и порочные представления, он начинает блуждать в смущении и ни на чём не может остановиться, не являясь ни правоверным, обладающим совершенной верой, ни отрицающим всё неверным. Объясняется это тем, что истинная суть веры связана с подтверждением и подчинением, даже если речь идёт о таких делах, смысл которых остаётся скрытым от человека и суть их может остаться недоступным для разума. Такая вера требует от человека способности удовлетворяться тем, что говорит Аллах Всевышний и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Имам Ат-Тахави сказал:

И не уверуют по-настоящему в возможность увидеть Его те мусульмане, которые подходят к этому с помощью представлений или пытаются дать толкование подобного с помощью разума. Ибо толкование такого видения (а толкование есть всякая идея или понятие, которую присоединяют к представлению о господстве Аллаха) состоит в том, чтобы отказаться от попыток истолкования и понять необходимость вручения себя, на чём и основывается религия мусульман. Если же человек не остерегается отрицания и уподобления, он может поскользнуться и не добьётся отрешения, ибо поистине, Господь наш наделён атрибутами Единственности и обладает качествами уникальности, а ничто сотворённое не может быть подобных Ему по своим качествам.

Слово "поскользнуться" означает: споткнуться и ошибиться.

 

Комментарий:

Не уверует по-настоящему в возможность увидеть Аллаха Всевышнего те из числа мусульман, кто будет пытаться истолковать это видение с помощью разума, или представить себе это или если человек решит, что он может познать, как именно это произойдет. Такой человек заблуждается и не верит по-настоящему в возможность этого видения, ибо об истинной сути и образе такого видения известно лишь Аллаху Всевышнему. Если же говорить о правильном аллегорическом или обычном толковании подобного видения и других вещей, связанных с Творцом, то оно состоит в отказе от всяческих попыток толкований, так или иначе связать их с привычными для людей вещами, относящимися к миру этому. Мы верим в подлинность той идеи, на которую имеются соответствующие указания, и не пытаемся приспособить её к чему-либо известному нам. Мы подчиняемся Аллаху, вручаем себя Ему и повинуемся тому, что говорит Аллах Всевышний и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, в этом и состоит истинная религия мусульман, с которой Аллах послал к людям своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Мусульманам же следует остерегаться двух дел:

Во-первых, отрицания того, что Аллах говорил, характеризуя себя самого, неверия в это и искажения истинного смысла, который вкладывался в эти слова.

Во-вторых, такого уподобления, когда Творца пытаются уподобить сотворённому в том, что касается Его сущности и дел, имён и атрибутов.

О том, что касается обоих этих дел, Аллах Всевышний сказал так: "...нет ничего, подобного Ему. Он — слышащий, видящий!" Коран сура: "Совет", 9. Первая половина этого аята представляет собой отрицание правомерности уподобления и аналогий, а вторая является подтверждением наличия у Аллаха атрибутов. Таким образом, данный аят объединяет в себе отрицание и утверждение. Если же человек не будет остерегаться двух вышеупомянутых дел, то есть отрицания и уподобления, он не сможет утвердиться в своей вере, и тогда он начинает ошибаться, удаляется от истины и не может прийти к отрешению, которого необходимо придерживаться в отношении Аллаха. Речь идёт об отрешении от представлений о возможности наличия у Аллаха сотоварища, или равного или подобного Ему, ибо Аллах Всевышний является единственным во всём том, что касается Его сущности, дел, имён и атрибутов, творения и власти, и Он уникален во всём этом. Поистине, Он является единственным и вечным, нет у Него сотоварища и нет никого, подобного Ему, и никто из сотворённых не может быть подобным Ему ни по сущности Его, ни по делам, ни по атрибутам.

 

Имам Ат-Тахави сказал:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...