Вера подразумевает утверждение языком и подтверждение определённых вещей сердцем.
Слово "отрицание" обозначает мнение о ложности того или иного положения, а слово "утверждение "подразумевает собой признание.
Комментарий: 60 — Поистине, как уверенность в том, что Аллах не обманет ожиданий раба, так и потеря надежды на милосердие Аллаха ставят человека вне религии Ислама, ибо Аллах Всевышний, слава Ему, сказал: "Поистине, отчаиваются в утешении Аллаха только люди неверующие!" Коран сура: "Йусуф", 87. Всевышний также сказал: "Разве же они в безопасности от хитрости Аллаха? В безопасности от хитрости Аллаха — только люди, потерпевшие убыток!" Коран сура: "Преграды", 97. Таким образом, путь людей истины пролегает между уверенностью и отчаянием, и поэтому рабу следует объединять в себе страх перед хитростью Аллаха я надежду на Его милосердие как по отношению к себе, так и по отношению к другим,
61 — Правоверный лишается веры лишь под воздействием того, что делает её недействительной, например, если он начинает отрицать и отвергать такие положения вероучения, без признания которых его вера станет недействительной в силу того, что подобные действия делают недействительным его первоначальное подтверждение истинности этих положений. Такой взгляд опровергает как точку зрения хариджитов, обвинявших в неверии тех, кто совершал тяжкие прегрешения, так и точку зрения му’тазилитов, считавших, что такой человек утрачивает веру и занимает некое промежуточное положение. На самом деле мусульманин продолжает оставаться непокорным вследствие совершения того или иного греха лишь до тех пор, пока он не покается в нём. А неверующим его можно назвать лишь после того, как он утратит веру полностью, в том числе и самую основу её, но не после утраты части её, ибо вера состоит из определённого количества частей.
62 — Это ошибочное суждение, ибо истина, которой придерживаются люди сунны и все обладающие знанием мусульманские авторитеты, состоит в том, что вера подразумевает подтверждение сердцем, утверждение языком и совершение соответствующих действий членами тела человека, и это относятся к основам того, чего придерживаются люди Сунны и согласия. Коран и сунна заключают в себе множество указаний на то, что действия имеют непосредственное отношение к вере, на основании чего люди сунны и утверждают, что вера может увеличиваться и уменьшаться, то есть увеличиваться благодаря покорности и уменьшаться вследствие ослушания, как сказал об этом Всевышний: "Но в тех, которые уверовали, она увеличила веру, и они радуются" Коран сура: "Покаяние", 125. Всевышний также сказал: "...чтобы они увеличили веру с их верой..." Коран сура: "Победа", 4. Всевышний также сказал: "А тем, которые шли по прямому пути, Аллах умножит водительство" Коран сура: "Марйам", 78. И если бы дела не имели отношения к вере, то все люди, в том числе праведные и распутные, покорные и непокорные, были бы верующими в равной степени до тех пор, пока продолжали бы они признавать и подтверждать существование Творца, Его божественность и все что имеет отношение к вере. Однако подобные убеждения порочны, а истина состоит в том из упомянутого нами, чего придерживаются люди Сунны и согласия. Вывод: Недопустимо обвинять мусульман в неверии за совершённые ими грехи, если человек не считает совершение греха дозволенным для себя. Ослушание уменьшает веру и приводит к наказанию. Мы не можем с уверенностью говорить о том, что мусульманин попадёт в рай или окажется в аду за исключением тех случаев, когда на это существуют ясные указания. Уверенность и отчаяние в равной степени приводят к тому, что человек ставит себя вне религии Ислама, а веру человек утрачивает лишь в результате совершения того, что уничтожает её, сама же по себе вера состоит в подтверждении сердцем, утверждении языком и совершении соответствующих действий членами тела человека.
Для обсуждения: 1 — Что можно сказать об обвинении человека в неверии за совершение им греха? 2 — Наносит ли совершение грехов ущерб вере человеке? 3 — Можно ли с уверенностью утверждать о том, что человек окажется в аду или в раю? 4 — В каких случаях можно говорить, что тот или иной человек утратил веру? 5 — Дай определение веры, соответствующее тому, чего придерживаются люди Сунны и согласия.
Раздел двадцатый.
Имам Ат-Тахави сказал: Все подлинные сообщения о том, что сказал посланник Аллаха, до благословит его Аллах и приветствует, из относящегося к шариату и разъяснению — истина. Вера едина, и верующие не отличаются друг от друга в том, что касается сути её, что же касается превосходстве одних верующих перед другими, то оно определяется степенью страха и благочестия, противопоставления собственным страстям и приверженностью к наиболее достойному. Все правоверные являются друзьями (аулийа) Милостивого, а самым достойным из них перед Аллахом является тот, кто отличается наибольшей покорностью Ему и лучше других следует тому, о чём говорится в Коране.
Комментарий: 63 — Все подлинные сообщения о том, что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из относящегося к шариату и разъяснению всего, что связано о делами веры, — истина. И независимо от того, было ли это оказано во взаимосвязи друг о другом и носило характер последовательного изложения, или касалось того или иного отдельного вопроса. Таково мнение людей истины, тех же, кто объявляет ложными слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Аллах покроет позором,
64 — Эти слова имама Ат-Тахави основываются на его же вышеупомянутом определении веры, на самом же деле люди отличаются друг от друга в том, что касается и сути веры, иначе мы могли бы сказать, что наша вера подобна вере пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и вере ангелов, что явно было бы ложным. Поскольку дела имеют непосредственное отношение к вере, то люди отличаются в ней друг от друга, а отличия их зависят от дел их. Но вопрос не ограничивается только этим, ибо люди отличаются друг от друга и в том, что касается подтверждения, ибо наше подтверждение не является таким же, как подтверждение Джибрила. Кроме того, они отличаются друг от друга по степени благочестия, как сказал об этом Аллах Всевышний: "Ведь самый благородный из вас пред Аллахом — самый благочестивый" Коран сура: "Комнаты", 13. Кроме того, они отличаются друг от друга и по степени противостояния порочным страстям и приверженности к совершению того, что любит Аллах Всевышний.
65 — Правоверные являются друзьями Милостивого и Всевышнего, как сказал об сам Всемогущий и Великий Аллах: "О да, ведь для друзей Аллаха нет страха, и не будут они печалиться. Те, которые уверовали и были благочестивы..." Коран сура: "Йунус", 63—64. В зависимости от степени различия между собой по вере и благочестию люди отличаются друг от друга и по степени близости к Аллаху Всевышнему. Самым достойным из них перед Аллахом является тот, кто проявляет Ему наибольшую покорность и лучше других следует Книге Аллаха Всевышнего и сунне Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а не тот, кто является наиболее ярым приверженцем того или иного мазхаба. Вывод: Все подлинные сообщения о том, что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъясняя установления шариата и смысл указаний Аллаха людям, являются истиной. Верующие отличаются друг от друга в том, что касается основ веры и её степеней. Правоверные являются друзьями Аллаха, а степень их близости к Нему зависит от степени их благочестия. 1 — Являются ли люди одинаковыми в том, что касается основ веры или же они отличаются друг от друга в этом отношении? 2 — Кого называют друзьями Аллаха?
Раздел двадцать первый.
Имам Ат-Тахави сказал:
Под верой подразумевается вера в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников, в последний день и в предопределение Аллаха Всевышнего как в хорошее, так и в дурное, как в приятное, так и в горькое.
Комментарий: Верой, о которой идёт речь, является вера в Аллаха Всевышнего и Его единственность в том, что касается Его сущности и деяний, имён, атрибутов и права на поклонение. Вера в ангелов в соответствии с тем, что говорилось об этом ранее, то есть вера в их существование в целом и по отдельности, а также в то, что сообщалось об их качествах; вера в писания, о чём также упоминалось ранее, что включает в себя веру как в известные нам из соответствующих сообщений писания, так и в те, что нам неизвестны. Вера в посланников, как известных, так и неизвестных нам в целом и по отдельности, и первым из них был Нух, а последним — Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, подразумевает веру в то, что они полностью донесли послания Аллаха Всевышнего до людей, а руководство их было наиболее совершенным и благим. Вера в последний день и события, связанные с этим днём, в том числе вера в воскрешение покойных, расчёт, рай, ад и многие другие. И наконец, вера в предопределение, в то, что оно исходит от Аллаха, в то, что добро и зло существуют по предустановлению Аллаха, в приятное и горькое из того, что предопределено Им, в желание и волю Его, а Аллах Всевышний сказал об этом так: "Скажи: "Всё от Аллаха" Коран сура: "Женщины", 80. Обо всех этих основах веры говорится в различных аятах Корана, в том числе: "...а благочестие в том, чтобы уверовать в Аллаха, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков..." Коран сура: "Корова", 172, а также: "Поистине, Мы ведь всякую вещь сотворили по предопределению" Коран сура: "Месяц", 49, — а также: "Кто не верит в Аллаха и Его ангелов, в Его писания, и Его посланников, и в последний день, тот заблудился далёким заблуждением" Коран сура: "Женщины", 135. Утрата же шести основ и столпов веры приводит к тому, что человек лишается веры, которая заменяется неверием, обращаться же за помощью следует к Аллаху Всевышнему.
Имам Ат-Тахави сказал:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|